Николай Степанович Гумилёв

I Теоретическая часть

1. Биография поэта.

Николай Степанович Гумилев (1886-1921) родился в Кронштадте. Отец — морской врач. Детство провел в Царском Селе, в гимназии учился в Петербурге и Тифлисе. Стихи писал с 12 лет, первое печатное выступление в 16 лет — стихотворение в газете «Тифлисский листок».

Осенью 1903 семья возвращается в Царское Село, и Гумилев заканчивает там гимназию, директором которой был Ин. Анненский (учился плохо, выпускные экзамены сдал в 20 лет). Переломный момент — знакомство с философией Ф. Ницше и стихами символистов.

В 1903 познакомился с гимназисткой А. Горенко (будущей Анной Ахматовой). В 1905 в издании автора выходит первый сборник стихов — «Путь конквистадоров», наивная книга ранних опытов, которой, тем не менее, уже найдена собственная энергичная интонация и появился образ лирического героя, мужественного, одинокого завоевателя.

В 1906, после окончания гимназии, Гумилев уезжает в Париж, где слушает лекции в Сорбонне и заводит знакомства в литературно-художественной среде. Предпринимает попытку издания журнала «Сириус», в трех вышедших номерах которого печатается под собственной фамилией и под псевдонимом Анатолий Грант. Посылает корреспонденции в журнал «Весы», газеты «Русь» и «Раннее утро». В Париже, и тоже в издании автора, вышел второй сборник стихов Гумилева — «Романтические стихи» (1908), посвященный А.А. Горенко.

С этой книги начинается период зрелого творчества Н. Гумилева. В. Брюсов, похваливший — авансом — первую его книгу, с удовлетворением констатирует, что не ошибся в своих прогнозах: теперь стихи «красивы, изящны и, большею частью, интересны по форме». Весной 1908 года Гумилев возвращается в Россию, сводит знакомство с петербургским литературным светом (Вячеслав Иванов), выступает постоянным критиком в газете «Речь» (позже начинает печатать в этом издании также стихи и рассказы).

Осенью совершает свою первую поездку на Восток — в Египет. Поступает на юридический факультет столичного университета, вскоре переводится на историко-филологический. В 1909 принимает деятельное участие в организации нового издания — журнала «Аполлон», в котором в дальнейшем, до 1917 года, печатал стихи и переводы и вел постоянную рубрику «Письма о русской поэзии».

Собранные в отдельную книгу (Пг., 1923) рецензии Гумилева дают яркое представление о литературном процессе 1910-х годов. В конце 1909 года Гумилев на несколько месяцев уезжает в Абиссинию, а вернувшись, издает новую книгу — «Жемчуга».

25 апреля 1910 Николай Гумилев венчается с Анной Горенко (разрыв их отношений произошел в 1914 году). Осенью 1911 создается «Цех поэтов», манифестировавший свою автономию от символизма и создание собственной эстетической программы (статья Гумилева «Наследие символизма и акмеизм», напечатанная в 1913 в «Аполлоне»). Первым акмеистическим произведением считали в Цехе поэтов поэму Гумилева «Блудный сын» (1911), вошедшую в его сборник «Чужое небо» (1912). В это время за Гумилевым прочно укрепилась репутация «мастера», «синдика» (руководителя) Цеха поэтов, одного из самых значительных современных поэтов.

Весной 1913 в качестве начальника экспедиции от Академии Наук Гумилев уезжает на полгода в Африку (для пополнения коллекции этнографического музея), ведет путевой дневник (отрывки из «Африканского дневника» публиковались в 1916, более полный текст увидел свет в недавнее время).

В начале Первой мировой войны Н. Гумилев, человек действия, поступает добровольцем в уланский полк и заслуживает за храбрость два Георгиевских креста. В «Биржевых ведомостях» в 1915 публикуются его «Записки кавалериста».

В конце 1915 выходит сборник «Колчан», в журналах печатаются его драматургические произведения — «Дитя Аллаха» (в «Аполлоне») и «Гондла» (в «Русской мысли»). Патриотический порыв и упоенность опасностью скоро проходят, и он пишет в частном письме: «Искусство для меня дороже и войны, и Африки».

Гумилев переходит в гусарский полк и добивается отправки в русский экспедиционный корпус на Салоникский фронт, но по пути задерживается в Париже и Лондоне до весны 1918. К этому периоду относится цикл его любовных стихов, составивший вышедшую посмертно книжку «Кенией звезде» (Берлин, 1923).

В 1918 по возвращении в Россию Гумилев интенсивно работает как переводчик, готовя для издательства «Всемирная литература» эпос о Гильгамеше, стихи французских и английских поэтов. Пишет несколько пьес, издает книги стихов «Костер» (1918), «Фарфоровый павильон» (1918) и другие. В 1921 выходит последняя книга Гумилева, по мнению многих исследователей, — лучшая из всех, им созданных, — «Огненный столп».

3 августа 1921 года Гумилев арестован ЧК по делу о т.н. «таганцевском заговоре» и 24 августа приговорен к расстрелу.

Имя его было одним из самых одиозных в истории официальной русской литературы на протяжении всего советского периода.

Николай Степанович Гумилёв — русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик.

2. Место поэта в лирике Серебряного века:

Николай Степанович является основателем акмеизма к тому же совместно с Городецким основал «Цех поэтов».

Акмеизм — литературное течение, противостоящее символизму. Особенности акмеизма заключаются в следующем:

  • Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления.
  • Предназначение искусства — в облагораживании человеческой природы.
  • Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений.
  • Ясность и точность поэтического слова («лирика безупречных слов»), камерность, эстетизм.
  • Идеализация чувств первозданного человека (Адама).
  • Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму).
  • Изображение предметного мира, земной красоты.

3. Основные темы, мотивы лирики:

Мотивы и образы лирики Н. С. Гумилева разнообразны. Основными темами лирики поэта можно назвать любовь, искусство, жизнь и смерть, также присутствуют военные и «географические» стихи. В отличие от большинства поэтов, в творчестве Гумилёва практически отсутствует политическая тематика.

Главная героиня любовной лирики поэта может принимать различные облики: и сказочной принцессы, и фантастической египетской царицы, и легендарной возлюбленной Данте — Беатриче, и Маргариты из «Фауста» Гете. Особенное место в его поэзии занимают стихотворения, посвященные Анне Ахматовой («Из логова змиева», «Она», «Укротитель зверей» и др.).

Лирике поэта Серебряного века присущи возвышенные, экзотические мотивы, навеянные «музой дальних странствий». Три путешествия в Африку определили основные темы его поэтических сборников «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо» и др. Николай Степанович ввел в русскую поэзию африканскую экзотическую тему. Полный тайн и экзотики, жаркого солнца и неведомых растений, удивительных птиц и животных, африканский мир в стихах Гумилева пленяет щедростью звуков и буйством красок.

4. Лирический герой

Лирический герой поэта отличается особой энергией. Для этого героя нет пропасти между действительностью и мечтой: он утверждает приоритет дерзких грез, вольной фантазии. Лирический герой — романтик: его обуревает жажда познания жизни, мечта о неизведанных краях, страсть к путешествиям и приключениям.

По мере того как поэт постигает жизнь во всех ее проявлениях и противоречиях (у Гумилева непростая судьба), меняется во многом и характер лирического героя его произведений. Лирический герой приходит к теме поиска истин,
душа героя мечется между романтическими устремлениями к «несуществующим, но золотым полям» и тяготением к чувственным радостям мира. Это противоречие не может быть разрешено никогда. Герой поэта меняется, ищет и в процессе поиска растет духовно. Он размышляет о серьезнейших вопросах бытия, его раздумья направлены либо внутрь себя, либо ввысь — через обращение к Богу. Именно постижение человеческого бытия составляет в конечном итоге суть исканий лирического героя. В свою очередь, поэт не перестаёт сверять свои убеждения с Господом:

«...Если, Господи, это так,

Если правильно я пою,

Дай мне, Господи, дай мне знак,

Что я волю понял Твою....»

Стихотворение «Храм Твой, Господи, в небесах....»

Романтическая мужественность в сочетании с четкостью взгляда и упругость ритма заметно выделяли Николая Степановича в современной ему поэзии как художника силы, воли и надежды. Мир основателя акмеизма был ареной борьбы и риска, постоянного напряжения сил, на грани между жизнью и смертью. Отсюда воплощенный в его лирическом герое культ риска, отваги, личной мужественности и бесстрашия.

5. Поэтический мир

Поэзия Гумилева разнообразна. В его стихах нашли отражение и любовь, и путешествия, и война, и экзотика. Только политика осталась в стороне. Поэта волновал мир окружения человека. Он создал теорию акмеизма, призывая воспринимать мир безоговорочно, но сам акмеистом не стал.

Восток и Африка больше всего были мечтой поэта. Николай Степанович в своих стихотворениях об Африке, ярко, празднично воспринимая мир, оставаясь романтиком и мечтателем, был уже и профессионалом исследователем. Так, например, в поэме «Мик» утверждается право человека на независимость, право на борьбу. В поэме очень ярко показана природа Африки, ее экзотика.

Лирика русского поэта Николая Гумилева — одно из самых сильных и своеобразных явлений в нашей литературе. В живом, динамичном и экзотически ярком мире его стихотворений отразилась духовная жизнь поколения, жившего в сложную и противоречивую эпоху — от революции 1905 года, через мировую войну и до «Великого Октября». Имеющая яркую романтическую окраску, поэзия Гумилева восхищает и манит страстной любовью автора к жизни, любовью к нашей «сильной, веселой и злой планете». Поэтический мир его произведений на редкость живописен, полон сильных страстей, волевых порывов, жизнелюбия.

Стихотворения Гумилева отличаются необычайной мощью, притом такой, которая смещает все привычные представления и внутри каждого стихотворения. К примеру, в стихотворении «Заблудившийся трамвай» меняются повседневные категории пространства и времени:


«...И, промелькнув у оконной рамы,
Бросив нам вслед пытливый взгляд
Нищий старик,- конечно, тот самый,
Что умер в Бейруте год назад...»

6. Особенности ритма, лексики.

Хотя размеры стихотворений Гумилёва крайне разнообразны, сам он считал, что лучше всего у него получаются анапест.

На поэтику Гумилева оказал влияние Андрей Белый. Его влияние сказалось в подходе Николая Степановича к ритмике:


«...Неведомых материков
Мучительные очертанья...»

Стихотворение Н.С. Гумилева «Ледокол».

Следует отметить, что уже в раннем творчестве поэта наметились основные (исключительно «гумилевские») черты, которые изменяясь и совершенствуясь, прошли через все его сборники и составили в конечном итоге неповторимый облик его поэтики:

  • Романтический дух большинства его произведений, обусловивший выбор определенной системы художественных средств: образной структуры, композиции, сюжета, поэтической речи. Презрение к миру денежных интересов, мещанскому благополучию, духовной бездеятельности, неприятие буржуазной морали побуждали поэта создавать героев по контрасту с современниками, героев, одухотворенных идеями дерзкими, но в основе своей — благородными, охваченными неистовой страстью к переменам, открытиям, борьбе, торжествующими победу над внешним миром.

  • Второй характерной особенностью поэзии Гумилева является отточенность, филигранность формы, изысканность рифм, гармония и благозвучность звуковых повторов, возвышенность и благородство поэтической интонации. В стихотворении «Поэту» Гумилев выразил свое отношение к поэтической форме и требования к ремеслу стихотворца.

II Практическая часть.

Стихотворение Николая Степановича Гумилева «Жираф» является визитной карточкой поэта. особенно ярко звучит африканская экзотическая тема, которую ввел в русскую литературу поэт. Помимо всего, «Жираф» — мое любимое стихотворение поэта Серебряного века, поэтому для анализа я взяла именно это творение Гумилева.

1) Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

2) И руки особенно тонки, колени обняв.

3) Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

4) Изысканный бродит жираф.

5) Ему грациозная стройность и нега дана,

6) И шкуру его украшает волшебный узор,

7) С которым равняться осмелится только луна,

8) Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

9) Вдали он подобен цветным парусам корабля,

10) И бег его плавен, как радостный птичий полет.

11) Я знаю, что много чудесного видит земля,

12) Когда на закате он прячется в мраморный грот.

13) Я знаю веселые сказки таинственных стран

14) Про черную деву, про страсть молодого вождя,

15) Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

16) Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

17) И как я тебе расскажу про тропический сад,

18) Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

19) Ты плачешь? Послушай... далеко, на озере Чад

20) Изысканный бродит жираф.

Анализ ритма:

1. Нумерация строк стихотворения: в стихотворении 20 строк.

2. Количество слогов в строках: в 4-й и 20 строках 8 слогов, в 7-й и 15-й строках 15 слогов, в остальных строках 14 слогов.

3. Составив схему ритма, можно прийти к выводу, что стихотворение Н.С. Гумилева «Жираф» написано 5-и стопным амфибрахием.

4. Строфа в данном стихотворении — катрен.

5. Рифма женская, парная, перекрестная во всех строфах. В I и V строфах всех строк рифма закрытая. В 5-й, 7-й, 9-й, 11-й 14-й, 16-й строчках рифма открытая, в остальных — закрытая.

6. Внутренние рифмы: в I строфе повторяются слова «ОСОБЕННО», «ДАЛЕКО», в V – слово «ПРО», 3-я+4-я строчки повторяются с19-й и 20-й строчками. 11-я и 13-я строки начинаются со слов «Я ЗНАЮ» (анафора).

7. Больше всего концевых пауз в I строфе (9). Это придает стихотворению грустное начало, лирический герой пытается отвлечь девушку от грустных мыслей рассказом о жирафе. 7 концевых пауз в V строфе придают некую торжественность в 11-й и 12-й строках и наталкивается на непонимание, что отражено в последних двух строчках.

Анализ литературных средств (троп):

1. С помощью эпитетов Николай Степанович передаёт настроение девушки (« грустен твой взгляд»), описывает жирафа («изысканный бродит жираф», «Грациозная стройность», «мраморный грот»), рассказывает о сказочной Африке («веселые сказки», «таинственных стран», «стройные пальмы, «немыслимых трав»).

2. С помощью сравнения («... Вдали он подобен цветным парусам корабля/ И бег его плавен, как радостный птичий полет...») автор создает образ грациозного жирафа.

3. С помощью метафоры («вдыхала болотный туман») Гумилев показывает пессимистический настрой девушки.

4. Использование кольцевой композиции (стихотворение начинается и заканчивается одними и теми же словами «Послушай: далеко, далеко, на озере Чад/Изысканный бродит жираф) придаёт стихотворению сказочность, таинственность, борьбу лирического героя, который не оставляет попыток утешить грустную девушку.

Анализ образов:

Я считаю, что в стихотворении четыре художественных образа: грустной девушки, жирафа, Африки и лирического героя.

С самых первых строк стихотворения мы наблюдаем грустную девушку, обнявшую свои колени, которую лирический пытается утешить. Образ и настроение девушки передается с помощью эпитетов («грустен взгляд», «руки особенно тонки») и метафоры (вдыхала болотный туман»). В начале стихотворения девушка просто сидела, то в конце стихотворения она уже плакала. Она не вдохновилась рассказам лирического героя о жирафе, таинственных странах, она «верить не хочет во что-нибудь, кроме дождя». Слезы, дождь, болотный туман, замкнутость — вот, что ожидает девушку.

Образ лирического героя передается в его словах: с невероятным воодушевлением рассказывает о грациозном жирафе, об Африке. Здесь автор стихотворения выражает свое мнение, поскольку Африка была мечтой самого поэта. Лирический герой мечтательный и романтичный, готовый снова и снова рассказывать об озере Чад, сказочном жирафе, лишь бы девушка перестала грустить и плакать.

Образ жирафа является главным. Лирический герой не описывает внешний вид жирафа, можно только предположить цвет его шкуры. С помощью эпитета «грациозная стройность», сравнений «... Вдали он подобен цветным парусам корабля/ И бег его плавен, как радостный птичий полет...» автор демонстрирует великолепие жирафа. Прекрасен не только сам жираф, но и всё вокруг него: «тропический сад», «стройные пальмы», «запах немыслимых стран».

Образ Африки является воплощением воспоминаний автора о своем путешествии в Африку. Автор настолько ярко описывает жирафа, Африку, что читатель будто оказывается там, у озера Чад и любуется красотой и грациозностью жирафа. В «Жирафе» Николай Степанович показывает красоту Африки, которая его когда-то покорила. Но, к сожалению, рассказ лирического героя не впечатлил девушку — она расплакалась.

Стихотворение «Жираф» является воплощением таланта поэта Серебряного века Николая Гумилева. Это стихотворение не только об экзотической красоте Африки, но и о том, какие разные бывают люди. Кто-то живет мечтами, а кто-то глубоко погружен в свою печаль, кого-то грациозный жираф вдохновляет, кого-то доводит до слез.

«Жираф» — новаторское стихотворение. Новаторство автора в области сюжета, образа, приема, тропов, позволило создать необычайное по содержанию, изяществу, красоте стихотворение Серебряного века.

Николай Степанович Гумилёв