ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОВЗ (ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА)

PAGE

PAGE 234

Министерство образования РФ

Федеральное агентство по образованию

(Ф. И. О.)

ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОВЗ (ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА)

(шифр, предмет)

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

профессор (Ф. И. О.)

г. ___________________

2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………….……….4

Глава 1. Дети с ограниченными возможностями здоровья как определенная категория, в свете психолого – педагогического подхода…………………………………………………………………………...12

1.1 Особенности лиц с нарушением слуха………………………………….12

1.2 Психолого – педагогические аспекты работы с детьми с нарушением слуха…………………………………………………………………………….27

1.3 Арт – терапия как метод психолого – педагогической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья…………………………………..40

Выводы по первой главе ………………………………………….....…….49

Глава 2. Тория и методология в аспекте изучения детско – родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ (дети с нарушением слуха)……………………………………….……….…………....52

2.1 Родительское отношение как психолого – педагогический феномен…………………………………………………………………..………52

2.2 Особенности восприятия родителями детей с ограниченными возможностями здоровья и влияние их межличностных отношений на внутрисемейный климат………………………………………………………...80

2.3 Родительский фактор в процессе формирования личности у детей с нарушением слуха……………………………………………………………….90

Выводы по второй главе …………………………………………………99

Глава 3. Анализ и исследование проблем в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ (дети с нарушением слуха)……………...104

3.1 Методология и методики исследования детско – родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха………..104

3.2 Программа коррекции детско – родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха…………………………………132

3.3 Результаты апробации программы коррекции детско – родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха……………………………………………………………………………..153

Выводы по третьей главе………………………………………………..183

Заключение ……………………………………………………………...187

Библиографический список ………………………….............................196

Приложения……………………………………………………………...224

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящий момент заметно видно внимание науки к проблемам семьи, это понимается, как метаморфоза социальной обстановки в российском социуме–рождаемость снижается, прогрессирует количество разводов, ухудшается материальный уровень семьи, отмечено падение физического и психического состояния здоровья детей и родителей. На главный план выдвигаются проблемы, переживаемые семьями на данном этапе, огромное значение обретает задача радикальной перемены семейных отношений, сопряженных с появлением в семье ребенка, который имеет некие нарушения в психическом (сенсорном, моторном, интеллектуальном) развитии.

Огромный интерес к проблемам указанных семей сопряжен с переосмыслением значения роли семьи для прогресса социума, в общем. В процессе функционирования семьи наблюдается происходящая социализация подрастающего поколения, формирование юных членов общества. Семейный образ жизни, специфика функционирования семейной системы есть та среда воспитания, дающая ребенку жизненно важный минимум общения, без коего он не сможет стать полноправным человеком и личностью.

Необходимо особенно отметить воспитательное действие семьи на детей с ОВЗ. Для подобной категории детей семьи подчас оказываются одним центром воспитания. Конкретно на членов семьи ложится большая часть ответственности за прогресс личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Тема детей с ОВЗ практически все время умалчивалась, как таковая. Политика государства в отношении к детям с ОВЗ и семье, в которой он воспитывается, имела такое направление, как отторжение члена общества с проблемами в здоровье как неполноценного, ненужного ни семье, ни обществу, ни государству; изоляция человека с отклонениями от семьи, общества (родителям предлагалось поместить своего ребенка в закрытые специализированные учреждения). Процесс демократизации общества, начавшиеся в РФ в девяностые годы 20 века, сформировали почву для метаморфозы отношения социума к людям, имеющим нарушения в развитии, и к семье, в коих они воспитываются. Правительство РФ приняло ряд законов, дающих почву инвалидам равные с людьми, имеющими нормальное здоровье одинаковые права. Изменение нормативно-правовой базы в смысле лиц с ОВЗ разрешает вести речь о том, что инвалиды в РФ занимают все большее центральное положение. Мало кто знает то, что только льготы и денежная поддержка семей, имеющих больного малыша, еще пока на низком уровне.

Нет колебаний, что семья с ребенком, страдающим ОВЗ, - это семья с, как заведено, особым психическим положением. И действительно, данные семьи имеют специальные, по отношению с семьей здоровых малышей, глубочайшие педагогические, экономические, социальные и психологические, педагогические трудности.

Родители переносят большие внутренние переживания, сопряженные с рождением малыша с особыми потребностями в образовательном процессе. Необходимо подчеркнуть то, что неизменное стрессовое состояние, в коем находятся родители, не дает им выбрать, как всем известно, адекватные приемы и способы воспитания малыша, и приспособиться к метаморфозам, возникающим в семье.

Цель исследования: Исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, где как бы воспитываются малыши с ОВЗ.

Задачи:

1. Произвести анализ научной психологической и педагогической литературы по дилемме детско-родительских отношений в семьях, где воспитывается ребенок с ОВЗ.

2. Изучение роли семьи в воспитании и развитии малыша.

3. Произвести исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, где также воспитываются малыши с ОВЗ.

4. Произвести анализ результатов исследования.

Объект исследования: Отношения в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ.

Предмет исследования: Индивидуальности детско-родительских отношений в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ.

Гипотеза исследования: Опираясь на цель исследования, можно представить логически вытекающую гипотезу - предположительно разнообразные стили воспитания в семьях по-разному влияют на процесс формирования главных свойств личности детей с нарушением слуха:

- демократический стиль домашнего воспитания благоприятно влияет на формирование личности малыша с нарушением слуха;

- либеральный и неуравновешенный, в общем, то, стили не могут также оказывать положительного влияния на формирования личности ребенка с нарушением слуха;

- авторитарный стиль может, мягко говоря, оказать негативное влияние на процесс формирования личности ребенка с нарушением слуха.

Теоретико-методологическая основа исследования: Труды и работы

кандидата психологических наук Масловой, Юлии Александровны, Абакумовой И. Б., Ефименко В.Н., Крутелевой Л.Ю., Абрамовой Г.С., Абульхановой-Славской К. А., Агафонова AJO., Алексеева A. J., Юлина Б. А., Ананьева Б. Г., Андреевой Г. М., Асмолова А. Г., Брагуся Б.С., Зейгарника Б.В., Петровскогго В. А, Субботского Е. Б., Хараша А.У., Цвегковой Л. С., Бажина Е.Ф., Эгкинда А.М., Батингера О. Х., Белинской Е. Л., Белинского B. JI., Богдановой Т. Г., Голеневой Е. В., Боровиковой В. И., Боскиса Р.М., Братченко С. JL, Вайзера Г. А., Василкжа Ф. Е., Вийтара Э. А.,

Вилюнаса B. C., Волочкова А. А., Ермолаенко Е. Г., Выготского JI. C., Гальперина П. Л., Гозовой А. П., Григорьевой Т. А., Егоровой М. А., Ермакова П. Н., Азарко Е. М., Замалегдиновой Ю. З., Занкова JI. B., Соловьева И. М., Запорожца A. B., Зыковой Т. С., Иванникова В. А., Кона И. С., Леоновой Е. В., Леонтьева А. Н., Леонтьева Д. А., Малхасьяна Е. А., Малхасьяна О. О., Михайлова М. А., Нудельмана М. М., Петровой В. Г., Пеппака В., Розановой T. B., Слободчикова В. Л., Сталиа В. В., Кальвиньо М., Фельдшгейна Д. И., Чудновского В. Э., Эльконина Д. Б., Ядова В. А., Яшковой Н. В.

А также работы зарубежных теоретиков и практиков в области педагогики и психологии - Adler A., Bugental J.F.T., Kleiner R., Kelly G. A., Phenix P., Rogers C.R., Vernon, M, & Andrews, J. F.

И, конечно Интернет источники.

Методы исследования.

В качестве методов исследования применялись теоретический анализ литературы по проблеме исследования, тестирование, математический подсчёт полученных результатов.

Констатирующий эксперимент был осуществлен при помощи методик: «Тест – опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин», «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис (АСВ), методики PARI опросник родительских установок и опросника для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).

База исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе филиала ГБОУС(К)О «Центр реабилитации и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья» г. Калининграда, с сентября 2014 по май 2015 год. в исследовании участвовали дети младшего школьного возраста - ученики 1-х, 2-х и 3-х классов и их родители. Средний возраст детей составил 8 лет, родителей 37,4 года.