Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе «Дружба – это хорошо!»
Автор: Кириллова Алена Геннадьевна, педагог-психолог МБДОУ "Детский сад №18 "Светлячок ", г. Новочебоксарск Чувашская Республика.
Описание материала: Предлагаю вам конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшей группы (5-6 лет) по теме "Дружба - это хорошо! " Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам-психологам детского сада. Этот конспект направлен на развитие конструктивных взаимоотношений в группе сверстников.
Коррекционно-развивающее занятие в старшей группе дошкольного возраста "Дружба - это хорошо! "
Цель: развитие конструктивных взаимоотношений в группе сверстников.
Задачи:
Развивающие: Формировать интерес к сверстнику, как к самоценной личности, потребность в близком друге, желание реализовать потребность в признании в обществе сверстников
Коррекционные: Содействовать нормализации отношений замкнутых и "непопулярных " детей со сверстниками, повышению их активности в общении и уверенности в себе.
Воспитательные: Стимулировать, поддерживать стремления проявлять доброту, сочувствие, принятие к окружающим осознанно, по собственному убеждению.
Материалы:
Образная игрушка Ежик, бумажные заготовки - облака, трафареты звездочек (по количеству детей), цветная бумага для вырезания звездочек, музыкальное сопровождение, подарки " по количеству детей, ватман для "звездного неба ".
Ход занятия:
Занятие проходит в групповой комнате, педагог-психолог приходит к ребятам с большой мягкой игрушкой ежика в руках. Дети рассаживаются на стульчиках, расставленных по кругу.
- Здравствуйте ребята, рада вновь оказаться у вас в гостях, но сегодня я пришла к вам не одна, со мной вместе пришел симпатичный ежик, зовут его Витя, только он немного стесняется, это иногда случается, когда оказываешься в незнакомой обстановке. Но вы, как гостеприимные хозяева можете помочь ежику Вите, почувствовать себя более уверенно. Как мы можем показать Вите, что мы рады его видеть, и очень хотим подружиться? (дети высказываются по собственному желанию). Я согласна с вашими предложениями, а сейчас давайте все это скажем Вите.
Игра "Любимая игрушка ".
Цель: расширение вербального, тактильного опыта эмоциональной демонстрации безусловного принятия.
Мы будем передавать ежика Витю по кругу. Пусть каждый возьмет его, подарит ему свою ласку, свои объятья и скажет что-нибудь нежное и приятное. Затем он должен передать игрушку своему соседу. Пройдя по всему кругу, Витя получит всё ваше тепло и нежность.
Дети выполняют игровое задание, при затруднениях, взрослый приходит на помощь, подсказывая возможные варианты формулировок, действий с игрушкой. Самостоятельные, оригинальные формулировки эмоционально поощряются.
- Спасибо. Много замечательных, очень добрых, ласковых слов вы сказали ежику Вите, и его настроение заметно улучшилось. Как вы думаете, почему? (рефлексия - высказывания детей по желанию; взрослый обобщает ответы детей: когда нам говорят ласковые, добрые слова, когда к нам нежно прикасаются, гладят, обнимают, мы понимаем, что нас ЛЮБЯТ, и это делает нас СЧАСТЛИВЫМИ).
- Ребята, ежик Витя впервые у нас в гостях, и вас он еще совсем не знает, а для того, чтобы ближе познакомиться и подружиться я предлагаю вам сыграть в веселую игру "Менялки ".
Игра "Менялки "
Цель: актуализация и представление каждым ребенком собственных интересов, приоритетов, привязанностей; безусловное принятие сходства и различия сверстников; создание позитивной эмоциональной атмосферы.
Играющие сидят на стулья в кружок, водящий становится в центре и говорит: "Меняются местами те, кто любит (например, мороженое) ".
Любители мороженого, в том числе водящий, меняются местами (перебегают на свободные стулья). Водящим становится тот, кому не хватило места. Далее все остальные водящие повторяют ключевую фразу, меняя последнее слово, в зависимости от своих привязанностей и вкусов.
Последним водящим становится взрослый, который говорит: "Меняются местами те, кто любит сказки ".
- Вы все поменялись местами, это значит, что вы все любите сказки? Замечательно! Значит, ежик Витя не случайно пришел именно в вашу группу, ведь он принес вам свою сказочную историю. Хотите с ней познакомиться? Тогда давайте устроимся поудобнее и приготовимся слушать "Сказку про ежика Витю ". (Дети свободно располагаются на ковре вокруг взрослого).
Чтение (возможны элементы драматизации с использование атрибутов настольного театра, или театра Петрушки) сказки. Обсуждение - дискуссия по предложенным вопросам
- Спасибо, тебе Ежик, за такую поучительную историю. Мы очень рады, что ты наконец-то нашел настоящего друга. Дружить - это замечательно! А у вас, ребята есть настоящие друзья? (высказывания детей по желанию).
- У кого-то много друзей, а у кого-то только один, но самый верный! Ежик Витя принес вам сегодня показать свою волшебную картинку, которая называется "Я и мои друзья ".
Взрослый от лица Ежика: - Это облачко, на котором горят разноцветные звездочки. Вот это звездочка - это Я, Ежик, а эта оранжевая звезда - мой друг Лисенок. На этом облачке еще есть место, и может быть, скоро здесь появятся и другие звездочки - мои новые друзья. А вам в подарок, я принес голубые облака, на которых вы можете поселить всех своих друзей, а если вы соберете все облака вместе, у вас получится настоящее, волшебное звездное небо.
Индивидуальная работа. Аппликация "Я и мои друзья "
Ребята рассаживаются за столы и получают заготовки облака, трафареты звездочек и цветную бумагу. Ребята вырезают звездочки, по количеству друзей и наклеивают их на облака. В ходе работы "Ежик Витя " ведет индивидуальные беседы с детьми, о том, кого они называют своими друзьями, чем они любят вместе заниматься (особое внимание уделяется детям с неблагоприятным социальным статусом). Во время работы негромко звучит запись песни "Если с другом вышел в путь… "
В ходе работы многие дети испытывают затруднения при вырезании фигур сложной формы - звездочек - необходимо поддержать их:
- Действительно, это не просто красиво вырезать звездочку, нужно очень постараться, но дружить тоже не просто: нужно научиться думать о других, научиться уступать, делиться, заботиться, защищать; учиться вместе радоваться и веселиться, а может быть и вместе погрустить.
По окончании индивидуальной работы дети собирают свои облака в общее звездное небо.
Коллективная аппликация "Звездное небо ".
- Замечательное небо дружбы у нас получилось. Оно навсегда поселится в нашей группе, и очень может быть, что на нем будут зажигаться новые звезды. Ну, а если черная тучка ссоры, закроет какое-то облако, надо подойти к звездному небу, положить ладошки на облака, взяться другими ладошками за руки и сказать волшебные слова:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики,
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики
(сцепляются мизинцами)
Раз-два, раз-два
Навсегда с тобой друзья.
Сидя в кругу, ребята соединяют между собой мизинцы, и вместе заучивают стихотворение.
- Теперь, мы с ежиком Витей очень на это надеемся, мир, дружба, веселое настроение, навсегда поселятся в вашей группе. А я хочу вам напомнить еще об одной отличительной особенности настоящих друзей: они готовы всегда и всем поделиться и очень любят делать друг другу подарки.
Упражнение "Я дарю тебе дружок "
Цель: рефлексия своих впечатлений от занятия, актуализация потребности в близких друзьях, демонстрация принятия всех ребят группы.
Дети по степени внутренней готовности дарят друг другу заранее подготовленные подарки. Одними из первых подарки получают ребята с неблагоприятным социальным статусом от лица персонажа, от педагога-психолога, воспитателя. Взрослые задают образец преподнесения подарка со словами принятия. (Например: "Я дарю тебе дружок …Я очень люблю с тобой играть и скучаю когда тебя нет в группе ").
- Ну, что же, ребята, ежику Вите пора возвращаться в свой лес, наверняка его друг Лисенок, уже без него заскучал.
Ежик: Я обязательно расскажу Лисенку о вас, о такой дружной и веселой группе. А может, вы захотите написать нам письмо и пришлете рисунки о ваших любимых играх и занятиях. Лисенок будет рад, с вами познакомится. До свидания ребята!
Домашнее задание: рисование - рефлексия на темы "Я и мои друзья ", "Наши дружные дела ".
Использованные ресурсы:
1. Крюкова С. В., Слободник Н. П.. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М., "Генезис ", 2002 г.
2. Развитие социальной уверенности у дошкольников /под ред. Безруких М. М., М., "Владос ", 2002 г.
3. Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение. Дети 5 - 7 лет. Ярославль, 2001г
4. Саранская О. Н. Психологический тренинг для дошкольников "Давайте дружить! ", Москва, 2008г.
5. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е.. Лабиринт души: терапевтические сказки. М., Академический проект, 2007 г.