Экспериментальное изучение социального поведения и самооценки детей младшего школьного возраста

Содержание:

Введение.

1. Теоретические аспекты социального поведения детей младшего

школьного возраста с различным уровнем самооценки.

  1. Социальное поведение и его регуляции.

1.2. Понятие и виды самооценки

1.3. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

2. Экспериментальное изучение социального поведения и самооценки детей младшего школьного возраста

2.1. Программа исследования

2.2. Обработка и анализ данных, полученных в ходе эксперимента

2.3. Методические рекомендации для учителей

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Актуальность исследования. Младший школьный возраст — это возраст наибольшего благополучия в эффективно-потребностной сфере, возраст преобладания положительных эмоций и личностной активности.

Формирование у детей устойчивого правильного поведения и становление на его основе качеств личности протекает успешно лишь в том случае, если упражнение в определенных формах поведения осуществляется на фоне положительного мотива, а не способом принуждения.

Требования взрослых тогда становятся надежными регуляторами поведения ребенка, когда они превращаются в его требования к самому себе, т.е. в саморегуляторы, которым ребенок следует независимо от того, находится он под контролем других людей или нет. Тогда он сам становится контролером своих поступков.

Анализ сложного процесса саморегуляции поведения – одна из важнейших задач всех наук о ребенке. Подобно активности, саморегуляция может быть различной степени сложности. В качестве необходимого механизма саморегуляция включает в себя особый психологический аппарат, который мы дальше будем называть аппаратом самооценки.

Без самооценки, т.е. оценки самим индивидом тех действий, которые он совершает, и тех его психических свойств, которые в этих действиях проявляются, поведение не может быть саморегулирующимся.

Самооценка, самоконтроль и коррекция поведения – неразрывно связанные процессы.

Психическая саморегуляция непременно предполагает самооценку, согласно и посредством которой определяется не только приемлемость или желательность какого-либо поступка, но и степень успешности, с которой он совершается и может быть совершен.

Базовыми для исследования являются идеи и концепции возрастной психологии, психологии развития, социальной психологии и психотерапии в отношении факторов, влияющих на динамику социального поведения (И.Р. Алтунина, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.В.Захарова, С.Л. Рубинштейн, А.Г.Цукерман и другие).

Цель исследования: изучить особенности социального поведения детей младшего школьного возраста с различным уровнем самооценки.

Объект: дети младшего школьного возраста.

Предмет: самооценка, социальное поведение младшего школьного возраста.

Гипотезой послужило предположение о том, что уровень самооценки школьника определяет особенности социального поведения младших школьников.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по интересующему нас вопросу;

2. Подобрать методики, позволяющие выявить уровень самооценки детей младшего школьного возраста;

3. Провести исследование социального поведения детей младшего школьного возраста;

4. Провести анализ и интерпретацию данных, сделать выводы.

Экспериментальное исследование проводилось на базе СОШ №2 города Емвы. Была проведена выборка в количестве 60 человек учащихся 3 – их классов.

Методы исследования:

1.Теоретический (анализ педагогической и психологической литературы);

3. метод количественной обработки полученных экспериментальных данных.

2. Экспериментальное изучение социального поведения и самооценки детей младшего школьного возраста

2.1. Программа исследования

Данное исследование проводилось в 3 классах СОШ № 2 города Емвы. Исследование проводилось в групповом и индивидуальном режиме, в равных условиях, в привычной обстановке.

Цель: изучение особенностей социального поведения детей младшего школьного возраста с различным уровнем самооценки.

Задачи диагностической работы:

  • 1. подобрать диагностические методики
  • 2. провести диагностику
  • 3. обработать полученные результаты
  • 4. оформить протоколы исследования

Нами были подобраны такие методики:

  1. методика Дембо—Рубинштейна направленная на исследование самооценки (в модификации А.М. Прихожан) [25, c.144];
  2. методика изучения особенностей сотрудничества и общения в совместной деятельности: «Сделаем вместе» [24, c. 42];
  3. Методика «Проигрышная лотерея» М.Т. Бельтран [24, c.46], направленная на изучение сформированности морального поведения младшего школьника.

1. Методика исследования самооценки по методике Дембо—Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан

Методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) учащимися ряда личностных качеств, таких, как здоровье, способности, характер и т.д. Испытуемому предлагается на вертикальных линиях-шкалах отмечать выраженность интересующих исследователя личностных качеств (актуальную) и также такую их степень выраженности, которую бы испытуемый хотел иметь у себя (идеальную, отражающую его притязания). Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Испытуемому предлагается следующая инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и другие качества. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками;

6) внешность;

7) уверенность в себе.

На каждой вертикальной линии горизонтальной чертой (—) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (+) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий (высота каждой линии — 100 мм) с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Обследование может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Перед началом самооценки следует убедиться, правильно ли испытуемый понял инструкцию. На самооценку по всем шкалам отводится 10—12 мин.

Анализ результатов. Обработка проводится по шести шкалам (первая, «здоровье», которую авторы рассматривают как тренировочную — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. За один балл принимается отрезок шкалы, равный 1 мм.

1. По каждой из шести шкал определяется:

а) уровень притязаний — расстояние в миллиметрах от нижней точки шкалы («0») до знака «+»;

б) высота самооценки — от «0» до знака «-»;

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «+» до знака «—», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитывается средняя величина каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Нормативные показатели уровня притязаний и самооценки для учащихся 3 классов (60 человек) представлены в таблице 1.


Уровни притязаний и самооценки


Количественная характеристика (балл)


низкий (норма)


средний


высокий


очень высокий


Уровень притязаний


менее 60


60-74


75-89


90-100


Уровень самооценки


менее 45


45-59


60-74


75-100

Уровень притязаний. Норму притязаний, по мнению автора, составляют величины в диапазоне от 60 до 89 баллов, а оптимальный их уровень для личностного развития — от 75 до 89 баллов. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Уровень самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяет реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытое для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Описание условий и процедуры исследования.

Социометрический эксперимент проводился в групповой форме. Учащимся была изложена тема и цель исследования, дано описание и устная инструкция. Все участники эксперимента были открыты и проявили желание участвовать в эксперименте. В инструкции были подчеркнуты следующие моменты каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь с соседом и не размышляя вслух.

Участники эксперимента имели достаточно времени для обдумывания ответов. В комнате во время эксперимента не присутствовали посторонние. Ребятам была дана гарантия неразглашения.

Исследование самооценки качеств личности проводилось в индивидуальной форме. Каждому была изложена тема и цель исследования, дано описание и инструкция, предоставлено достаточно времени для обдумывания.

2. Методика изучения особенностей сотрудничества и общения в совместной деятельности: «Сделаем вместе»

Предмет диагностики: Предназначен для выявления и оценивания уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстниками. Эта методика позволяет учитывать такие параметры, как правильное выражение своего желания и просьбы, поддержание контакта с партнером, готовность к сотрудничеству, желание помочь партнеру по игре, забота о партнере, желание поделиться с ним.

Нравственное развитие понимается, как способность жить среди людей, умение общаться с ними, находить общие решения в конфликтных ситуациях, умение сотрудничать. Основным результатом нравственного воспитания является формирование подлинного нравственного поведения ребенка. А в основе нравственного поведения лежит не только знание моральных норм, но и собственное эмоциональное отношение к этим нормам, и особое, непосредственное отношение к другому человеку .

Краткое описание: Для проведения методики, ориентированной на изучение нравственной направленности личности ребенка, необходимы мозаика и картинки с изображением предмета, состоящего из небольшого количества мозаичных фигур. В исследовании участвуют два ребенка одного возраста. При подборе пары необходимо учитывать, что дети скорее придерживаются нравственных норм при общении с тем, к кому они относятся с симпатией. Поэтому в пару не рекомендуется брать двух друзей. Лучше, если это дети малознакомые друг с другом, не поддерживающие постоянных отношений между собой.

Детям предлагается картинка-образец. Они осваивают игру. После того, как взрослый видит, что дети достаточно уверенно манипулируют фигурками, предлагаем им следующую картинку, дают каждому фигурки и предлагают вместе составить рисунок. Акцент делается на слове “вместе”. Детям дается ровно столько фигурок, сколько им необходимо для составления предъявленной картинки; фигурки делятся взрослым между детьми поровну. Для проведения исследования достаточно 2-3 картинок. При явном доминировании одного из детей взрослый дает ему значительно меньше фигурок, чем его партнеру. В среднем процедура исследования занимает 15-20 мин.

Во время выполнения задания детьми взрослый не вмешивается в их работу, не подсказывает, не дает рекомендаций, не делает замечаний. Задача взрослого – только фиксировать поведение детей.

Обработка результатов: 1. Отрицательная нравственная направленность: а) забирает фигурки партнера; б) на забирание фигурок реагирует негативно; в) пытается регулировать поведение партнера, оценивает его действия; г) использует в речи личные местоимения “Я”, “Мне”; д) не понимает слова “вместе”, использует только свои фигурки; е) работает один.

2. Положительная нравственная направленность личности: а) помогает партнеру; б) отдает свои фигурки; в) использует в речи личные местоимения множественного числа “Нас”, “Мы”; г) сразу понимает слово “вместе” и пытается наладить сотрудничество; д) работает вместе с партнером.

3. Общительность, контактность ребенка: а) речь, обращенная к партнеру; б) речь, обращенная ко взрослому; в) реагирует действием на советы партнера.

4. Заинтересованность в предложенной деятельности: а) строит сам или вместе с партнером, т.е. активно выполняет задание; б) следит за работой партнера; в) дает советы и реплики по поводу работы.

Баллы суммируются по каждому симптомокомплексу.

Примечание:

  • Для проведения исследования обычно достаточно 2-3 картинок (не считая тренировочной картинки-образца). При явном доминировании одного из детей взрослый дает ему значительно меньше фигурок, чем его партнеру. В среднем процедура исследования занимает 15-20 минут.
  • Во время выполнения задания детьми взрослый не вмешивается в их работу, не подсказывает, не дает рекомендаций, не делает замечаний, не комментирует их действия, если даже действия одного из детей кажутся ему неподобающими (отталкивает партнера, забирает все фигурки себе или, наоборот, смотрит в окно, не проявляет интереса к заданию). Задача взрослого – лишь фиксировать поведение детей.

Конец формы

3. Методика «Проигрышная лотерея» М.Т. Бельтран

Назначение теста

Диагностика сформированности морального поведения ребенка. Методика разработана Марией Терезой Бурке-Бельтран.

Описание теста: Детям предлагают вытащить из коробки билетик и сообщить взрослому, является ли билетик выигрышным. Предварительно детям показывают выигрышный билетик. По нему ребенок может получить приз – конфетку. Но дети этого не знают. Ребенок должен вытащить билетик, посмотреть на него, снова убрать в коробку, перемешать и сообщить результат взрослому.

Оценка результатов теста: о сформированности морального поведения взрослый судит по поведению ребенка в данной ситуации.

2.2. Обработка и анализ данных, полученных в ходе эксперимента

На первом этапе исследования мы использовали методику Дембо-Рубинштейн, направленную на исследование самооценки (в модификации А.М. Прихожан).

При диагностике младших школьников, учащихся 3-х классов, мы разделили их на 3 группы:

  1. группа А –учащиеся 3-х классов с завышенной самооценкой, состоит из 20 человек;
    1. группа В – учащиеся 3-х классов с реалистической (адекватной) самооценкой, состоит из 20 человек;
    2. группа С – учащиеся 3-х классов с заниженной самооценкой, состоит из 20 человек.

Детям были розданы бланки, на которых уже были начерчены линии, каждая из которых уже была подписана. Учащиеся отмечали соответствующими значками:

- При каком уровне развития этих качеств, сторон они были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя (х);

- Как они оценивают развитие у себя этого качества, стороны в данный момент (-).

Исследование проводилось в спокойной обстановке. Время на выполнение давалось 25 минут.

При обработке учитывались показатели уровня самооценки.

Полученные результаты представлены в следующих таблицах (смотри таблицу 2,3 и 4).

Рассмотрим результаты исследования самооценки в группе А.

Таблица 2. Результаты исследования самооценки в группе А

ФИ

I

II

III

IV

V

VI

Общ.

показ.

Кол.

показ.

Уров.

самооц

1

Стас К.

78

78

98

88

83

100

525

88

Выс.

2

Вероника А.

76

66

79

80

72

79

452

75

Выс.

3

Женя П.

75

83

78

98

96

82

512

85

Выс.

4

Артем И.

88

90

89

91

93

93

544

91

Выс.

5

Паша С.

90

71

93

100

100

98

552

92

Выс.

6

Настя К.

90

67

94

84

99

99

533

87

Выс.

7

Паша Д.

50

50

98

95

85

100

478

80

Выс.

8

Саша Р.

73

78

72

80

77

77

457

76

Выс.

9

Херим С.

95

75

99

98

87

99

553

92

Выс.

10

Влад Н.

85

72

99

100

100

100

556

92

Выс.

11

Аня М.

76

94

85

98

100

96

549

92

Выс.

12

Марат Б.

73

78

72

80

77

77

457

76

Выс.

13

Олег К.

50

98

50

95

85

100

478

76

Выс.

14

Максим К.

81

78

96

85

97

91

528

88

Выс.

15

Юра Н.

63

89

82

95

64

75

486

81

Выс.

16

Вика К.

94

68

98

87

54

76

477

79

Выс.

17

Поля Э.

96

78

84

92

99

87

536

89

Выс.

18

Миша П.

56

99

82

74

93

62

528

88

Выс.

19

Марина Б.

73

96

81

98

86

79

489

81

Выс.

20

Юля З.

91

84

78

94

59

61

467

78

Выс.

Средний балл

77,65

79,6

85,35

90,6

85,3

86,55

507,85

84,3

Итак, в группе А (завышенной самооценки) преобладает средняя величина качества «умение многое делать своими руками» - 90, 6 баллов, самая низкая средняя величина качества «ум, способности»-77,65. Средний величина качества «характера» - 79,6 баллов, качество «авторитет сверстников» - 85,35 баллов, качество «внешность» - 85,3 баллов и качество «уверенность в себе» - 86,55. Высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста.

Рассмотрим результаты исследования самооценки в группе В (смотри таблицу 3).

Таблица 3. Результаты исследования самооценки в группе В

ФИ

I

II

III

IV

V

VI

Общ.

показ.

Кол.

показ.

Уров.

самооц

1

Маша К.

48

44

39

57

69

70

327

55

Средн.

2

Аня А.

58

48

89

19

92

15

321

54

Средн.

3

Кирилл Л.

62

56

68

75

68

51

380

63

Средн.

4

Настя К.

75

53

58

47

46

40

319

53

Средн.

5

Оля В.

72

63

57

84

77

73

426

71

Средн.

6

Вова И.

86

58

64

76

31

36

351

58

Средн.

7

Ангелина Ф.

100

28

78

77

100

59

444

74

Средн.

8

Ерлан С.

59

52

69

41

82

75

378

63

Средн.

9

Олеся П.

67

84

100

68

95

42

456

75

Средн.

10

Саша К.

30

37

85

71

58

63

344

57

Средн.

11

Юля Ш.

35

72

35

46

34

59

281

47

Средн.

12

Настя О.

41

100

63

49

52

68

373

62

Средн.

13

Маша А.

34

47

69

26

30

75

419

70

Средн.

14

Саша Ж.

33

62

54

60

72

70

354

59

Средн.

15

Таня У.

46

72

36

85

93

59

389

65

Средн.

16

Маша И.

68

100

92

34

58

56

408

68

Средн.

17

Женя М.

50

48

78

54

86

50

366

61

Средн.

18

Даша И.

74

91

81

26

33

57

362

60

Средн.

19

Наташа Ю.

100

28

46

39

26

49

288

48

Средн.

20

Витя К.

93

54

79

62

72

76

436

73

Средн.

Средний балл

61,55

59,75

63,05

54,8

63,7

57,15

349,3

61,8

Итак, в группе В с реалистичной (адекватной) самооценки преобладает качество «внешность», средняя величина его составляет 63,7 баллов. Самая низкая средняя величина в этой группе качества «умение многое делать своими руками» - 54,8 баллов. Средняя величина качества «здоровье» составляет 61,55 баллов, «характер» - 59,75, «авторитет у сверстников» - 63,5, «уверенность в себе» - 57,15 баллов. Адекватность в осознании младшими школьниками личностных качеств не зависит от содержания оцениваемого качества. Это подтверждается тем, что величина расхождения мнений младшими школьниками о наличии того или иного качества у себя оказалась практически одинаковой. Оценивая личностные качества, младший школьник исходит не из особенностей его проявления, но из отношения к себе как личности в целом, из обобщенной оценки себя, опираясь на которую ученик и оценивает свое качество и свои поступки. Так, если школьник недооценивает себя, то свои поступки он истолковывает с совершенно иной точки зрения, чем его сверстник, переоценивающий себя. Обусловленность оценки отдельного качества интегральной самооценкой личности проявляется и в оценке других людей. Следовательно, адекватность осознания ребенком своих личностных качеств в основном не зависит от содержания оцениваемого качества, но определяется представлением ребенка о себе /"Я - хороший" или "Я - плохой"/,которое на данном возрастном этапе часто является отражением мнения значимых взрослых.

Рассмотрим результаты исследования самооценки в группе С (заниженной самооценки) (смотри таблицу 4).

Таблица 4. Результаты исследования самооценки в группе С

ФИ

I

II

III

IV

V

VI

Общ.

показ.

Кол.

показ.

Уров.

самооц

1

Марина Ш.

50

39

46

11

63

55

264

44

Низк.

2

Дима И.

41

35

19

57

73

33

258

43

Низк.

3

Даша Г.

41

57

32

46

48

30

254

42

Низк.

4

Лена И.

50

80

49

16

44

21

260

43

Низк.

5

Яна С.

76

59

42

32

25

29

262

43

Низк.

6

Сергей П.

19

69

45

37

52

24

246

41

Низк.

7

Юля М.

57

38

26

24

71

19

256

44

Низк.

8

Катя Л.

51

14

68

32

42

62

269

45

Низк.

9

Захар П.

28

76

15

63

27

31

240

40

Низк.

10

Настя Г.

64

53

39

19

17

42

234

39

Низк.

11

Рома З.

16

21

47

67

28

50

229

38

Низк.

12

Маша И.

54

62

15

49

43

36

259

43

Низк.

13

Виктор Ш.

32

26

84

58

37

21

258

43

Низк.

14

Валя Ю.

50

49

35

48

54

16

252

42

Низк.

15

Олег А.

45

63

49

16

32

27

232

39

Низк.

16

Игорь В.

67

24

29

65

47

31

263

44

Низк.

17

Марина Д.

18

36

78

34

52

36

254

42

Низк.

18

Саша Ж.

31

87

35

58

32

18

261

43

Низк.

19

Ира Б.

45

8

72

39

78

17

259

40

Низк.

20

Юля К.

12

11

37

68

57

36

221

37

Низк.

Средний балл

42,35

45,35

43,1

41,95

46,1

31,7

251,55

41,75

Итак, в группе С (заниженной самооценкой) по средней величиной преобладает качество «внешность» - 46,1 баллов, самая низкая средняя величина качества «уверенность в себе» - 31,7 баллов. Средняя величина качества «авторитет у сверстников» - 43,1 баллов, «ум, способности» - 42,35 баллов, «умение многое делать своими руками» - 41,95 баллов, «характер» - 45,35 баллов.

Неадекватность (заниженная самооценка) осознания своих качеств младшими школьниками может обусловливаться также неудовлетворенностью их притязаний. Однако эта причина несоответствия между представлением учеников о себе и проявлением иных реальных личностных качеств обнаруживается только при оценке своей личности, но не распространяется на оценку сверстников.

На втором этапе нашего исследования мы использовали методику «Сделаем вместе», которая направлена на выявления и оценивания уровня нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником и параметра: отрицательная нравственная направленность, положительная нравственная направленность личности, общительность и контактность ребенка, заинтересованность в предложенной деятельности.

Детям предлагается картинка-образец. Они осваивают игру. После того, как взрослый видит, что дети достаточно уверенно манипулируют фигурками, предлагаем им следующую картинку, дают каждому фигурки и предлагают вместе составить рисунок. Акцент делается на слове “вместе”. Детям дается ровно столько фигурок, сколько им необходимо для составления предъявленной картинки; фигурки делятся взрослым между детьми поровну. Для проведения исследования достаточно 2-3 картинок. При явном доминировании одного из детей взрослый дает ему значительно меньше фигурок, чем его партнеру. В среднем процедура исследования занимает 15-20 мин.

Во время выполнения задания детьми взрослый не вмешивается в их работу, не подсказывает, не дает рекомендаций, не делает замечаний. Задача взрослого – только фиксировать поведение детей. Полученные результаты представлены в таблице 5 (смотри приложение 1).

Дети в паре совместно выполняли игровое задание. Вариативность ситуаций позволила изучать поведение детей в меняющихся обстоятельствах, которые требовали быстрой ориентации, умения корректировать свое поведение в соответствии с принятыми моральными нормами.

Принятие на себя определенной роли при совместном выполнении задания позволяло учитывать такие параметры, как правильное выражение своего желания и просьбы, поддержание контакта с партнером, готовность к сотрудничеству, желание помочь партнеру по игре, забота о партнере, желание поделиться с ним.

Совместное выполнение задания более явно могло показать способность и стремление ребенка к сотрудничеству со сверстником в деятельности.

Итак, рассмотрим результаты исследования уровня развития нравственной направленности личности в группе А.

Таблица 5. Результаты исследования уровня развития нравственной личности в группе А

Имя

Отриц. нравств. направл.

Полож. нравств.

направл.

Общит., контакт. ребенка

Заинтересован в предл-ной деят-ти

Всего

1

Стас К.

7

8

7

6

28

2

Вероника А.

4

8

9

5

26

3

Женя П.

3

3

6

5

23

4

Артем И.

4

3

6

4

17

5

Паша С.

3

10

6

6

25

6

Настя К.

2

8

6

7

23

7

Паша Д.

2

8

5

9

24

8

Саша Р.

0

7

8

9

24

9

Херим С.

11

0

4

2

17

10

Влад Н.

10

0

5

3

18

11

Аня М.

3

8

8

4

23

12

Марат Б.

2

7

9

5

23

13

Олег К.

5

5

8

5

23

14

Максим К.

4

8

9

5

26

15

Юра Н.

0

7

7

6

20

16

Вика К.

1

6

8

5

20

17

Поля Э.

8

1

8

3

20

18

Миша П.

9

2

7

4

22

19

Марина Б.

6

4

9

5

24

20

Юля З.

7

3

8

5

23

Средний

балл

4,5

5,3

7,05

5,15

22,45

Итак, по результатам мы видим, что в группе А наиболее характерен параметр общительности и контактности ребенка (средний балл 7,05). Во время выполнения задания они общительны, обращаются часто к партнеру, взрослому, некоторые дети реагируют на советы партнера. Наименее характерен в данной группе параметр отрицательная нравственная направленность (средний балл 4 ,5), то есть некоторые дети не понимали слово «вместе», используют только свои фигуры, работают одни. Для детей завышенной самооценкой также характерны параметры положительная нравственная направленность (средний балл 5,3) и заинтересованность в предложенной деятельности (средний балл 5,15).

Рассмотрим результаты исследования уровня развития нравственной направленности личности в группе В.

Таблица 5. Результаты исследования уровня развития нравственной личности в группе В

Имя

Отриц. нравств. направл.

Полож. нравств.

направл.

Общит., контакт. ребенка

Заинтересован в предл-ной деят-ти

Всего

1

Маша К.

6

4

7

7

24

2

Аня А.

5

5

6

3

19

3

Кирилл Л.

3

10

3

4

20

4

Настя К.

2

5

7

6

20

5

Оля В.

0

6

3

7

16

6

Вова И.

1

8

9

5

23

7

Ангелина Ф.

1

9

10

7

27

8

Ерлан С.

4

9

4

3

20

9

Олеся П.

3

6

6

4

19

10

Саша К.

7

4

7

1

19

11

Юля Ш.

5

3

8

4

20

12

Настя О.

3

5

9

3

20

13

Маша А.

0

7

7

3

17

14

Саша Ж.

0

5

6

4

15

15

Таня У.

8

2

7

1

18

16

Маша И.

6

1

9

1

17

17

Женя М.

3

5

1

1

10

18

Даша И.

2

3

8

3

16

19

Наташа Ю.

1

5

8

3

22

20

Витя К.

2

4

5

2

13

Средний

балл

3,1

5,3

7,05

3,6

18,75

По результатам из таблицы мы видим, что в группе В как и в группе А на первом месте параметр общительности и контактности ребенка (средний балл 7,05). На втором месте как и в группе А преобладает параметр положительной нравственной направленности (средний балл 5,3). В этой группе во время заданий многие испытуемые использовали в речи личные местоимения «Нас», «Мы», «Наш», пытались наладить сразу сотрудничество, понимали слово «вместе». На третьем месте преобладает заинтересованность в предложенной деятельности (средний балл 3,6), активно выполняли задание, помогали друг другу. И наименьшее количество баллов выявилось по параметру отрицательной нравственной деятельности (средний балл 3,2).

Рассмотрим результаты исследования уровня развития нравственной направленности личности в группе С.

Таблица 5. Результаты исследования уровня развития нравственной личности в группе С

Имя

Отриц. нравств. направл.

Полож. нравств.

направл.

Общит., контакт. ребенка

Заинтересован в предл-ной деят-ти

Всего

1

Марина Ш.

7

0

7

2

16

2

Дима И.

7

1

8

1

17

3

Даша Г.

3

4

6

4

17

4

Лена И.

3

4

7

3

17

5

Яна С.

1

2

5

1

9

6

Сергей П.

3

4

6

0

13

7

Юля М.

0

4

7

2

13

8

Катя Л.

1

5

5

1

12

9

Захар П.

2

4

8

1

15

10

Настя Г.

1

5

6

0

12

11

Рома З.

2

7

9

2

20

12

Маша И.

1

3

6

1

11

13

Виктор Ш.

0

3

3

1

7

14

Валя Ю.

1

4

4

1

10

15

Олег А.

4

1

4

2

11

16

Игорь В.

1

2

7

1

11

17

Марина Д.

2

5

8

2

17

18

Саша Ж.

1

4

7

1

13

19

Ира Б.

5

0

5

3

13

20

Юля К.

7

1

8

2

18

Средний балл

2,6

3,15

6,15

1,55

13,6

Итак, по результатам исследования уровня развития нравственной направленности группы С мы видим, что наибольшее количество баллов получили по параметру общительности и контактности личности (срекдний балл 6,15) как и в группе А и В, то есть в группе мы выяснили, что ребята часто использовали речь, обращенную к партнеру. На втором месте преобладает положительная нравственная направленность (средний балл 3,15), некоторые ребята работали вместе, иногда сотрудничали, использовали в речи местоимение «мы», «наш». На третьем месте в данной группе преобладает параметр отрицательной нравственной деятельности, то есть многие ребята не понимали слова «вместе». И наименее развит заинтересованность в предложенной деятельности (1,55).

На третьем этапе исследования мы использовали методику «Проигрышная лотерея» М.Т. Бельтран, направленную на изучение сформированности поведения младшего школьника в ситуации морального выбора.

Детям предложили вытащить из коробки билетик и сообщить взрослому, является ли билетик выигрышным. Предварительно детям мы показали выигрышный билетик. По нему ребенок может получить приз – конфетку. Но дети этого не знали. Ребенок должен вытащить билетик, посмотреть на него, снова убрать в коробку, перемешать и сообщить результат взрослому.

Оценка результатов теста: о сформированности морального поведения взрослый судит по поведению ребенка в данной ситуации. Мы выбрали критерии оценивания сформированности морального поведения:

1.Ответ результата «да» (т. е. ребенок идет на обман) – -1

2.ответ результата «нет» (ребенок говорит правду, что билет не выигрышный) - 1;

3. когда ребенок упрямо говорит «да» - 0.

Например: Ребенок: Я вытащил выигрышный билет!

Взрослый: Этот билет не был выигрышным.

Ребенок: Нет, этот билетик был выигрышный.

Таблица 8. Уровень сформированности поведения в ситуации морального выбора в группе А

Дети с завышенной самооценки

Уровен поведе-ния

1

Стас К.

1

2

Вероника А.

1

3

Женя П.

1

4

Артем И.

1

5

Паша С.

0

6

Настя К.

1

7

Паша Д.

-1

8

Саша Р.

1

9

Херим С.

1

10

Влад Н.

1

11

Аня М.

-1

12

Марат Б.

1

13

Олег К.

1

14

Максим К.

1

15

Юра Н.

1

16

Вика К.

-1

17

Поля Э.

-1

18

Миша П.

1

19

Марина Б.

-1

20

Юля З.

1

Средний балл

0,55

Итак, средний балл сформированности поведения младшего школьника ситуации морального выбора составляет 0,55. Это объясняется тем, что большинство детей младшего школьного возраста группы А в данной ситуации говорят правду, что билет выигрышный. Но есть случаи, когда дети идут на обман, но после того как взрослый говорит, что этот билет не был выигрышным, дети соглашались. Один ребенок упрямо утверждал, что билет выигрышный, спорил со взрослым.

Рассмотрим уровень сформированности поведения в ситуации морального выбора в группе В.

Таблица 9. Уровень сформированности поведения в ситуации морального выбора в группе В

Дети с завышенной самооценки

Уровен поведе-ния

1

Маша К.

1

2

Аня А.

1

3

Кирилл Л.

1

4

Настя К.

1

5

Оля В.

-1

6

Вова И.

-1

7

Ангелина Ф.

1

8

Ерлан С.

1

9

Олеся П.

1

10

Саша К.

-1

11

Юля Ш.

1

12

Настя О.

1

13

Маша А.

-1

14

Саша Ж.

1

15

Таня У.

1

16

Маша И.

-1

17

Женя М.

-1

18

Даша И.

1

19

Наташа Ю.

1

20

Витя К.

-1

Средний балл

0,3

Итак, средний балл сформированности поведения младшего школьника ситуации морального выбора составляет 0,3. В данной группе как и в группе А, есть случаи, когда ребенок идет на обман, но после того как взрослый говорит, что этот билет не был выигрышным, дети соглашались, а также в группе В большинство детей говорили правду. В группе В не было случаев, когда ребенок вступал в спорную ситуацию.

Рассмотрим уровень сформированности поведения в ситуации морального выбора в группе С

Таблица 10. Уровень сформированности поведения в ситуации морального выбора в группе С

Дети с завышенной самооценки

Уровен поведе-ния

1

Марина Ш.

1

2

Дима И.

1

3

Даша Г.

-1

4

Лена И.

1

5

Яна С.

1

6

Сергей П.

1

7

Юля М.

0

8

Катя Л.

1

9

Захар П.

1

10

Настя Г.

1

11

Рома З.

1

12

Маша И.

-1

13

Виктор Ш.

1

14

Валя Ю.

1

15

Олег А.

1

16

Игорь В.

-1

17

Марина Д.

1

18

Саша Ж.

1

19

Ира Б.

1

20

Юля К.

0

Средний балл

0,6

Итак, средний балл сформированности поведения младшего школьника ситуации морального выбора составляет 0,6, большинство детей говорили правду. Но были дети, которые шли на обман, и когда взрослый говорит, что этот билет не был выигрышным, дети соглашались. Были два случая, когда дети упрямо утверждали, что билет выигрышный, спорили со взрослым.

Исходя из результатов исследования, мы можем сделать следующие выводы:

1. По методике исследования самооценки младших школьников мы выяснили, что в группе А (завышенной самооценки) по средней величине преобладает качество «умение многое делать своими руками» , самая низкая средняя величина качества «ум, способности». В группе В с реалистичной (адекватной) самооценки преобладает качество «внешность», самая низкая средняя величина в этой группе качества «умение многое делать своими руками». В группе С (заниженной самооценкой) как и в группе А (адекватной самооценкой) по средней величине преобладает качество «внешность», но самая низкая средняя величина качества «уверенность в себе».

2. По методике исследования развития нравственной направленности младших школьников мы выяснили, что в группе А наиболее характерен параметр общительности и контактности ребенка. Во время выполнения задания они общительны, обращаются часто к партнеру, взрослому, некоторые дети реагируют на советы партнера. Наименее характерен в данной группе параметр отрицательная нравственная направленность, то есть некоторые дети не понимали слово «вместе», используют только свои фигуры, работают одни. В группе В как и в группе А на первом месте параметр общительности и контактности ребенка. И наименьшее количество баллов выявилось по параметру отрицательной нравственной деятельности. В группе С мы увидели, что наибольшее количество баллов получили по параметру общительности и контактности личности как и в группе А и В, то есть в данной группе ребята часто используют речь, обращенную к партнеру. И наименее развит заинтересованность в предложенной деятельности.

3. По методике исследования сформированности поведения в ситуации морального выбора мы выяснили, что большинство детей младшего школьного возраста группы А в данной ситуации говорят правду.. Но были дети, которые шли на обман, и когда взрослый говорит, что этот билет не был выигрышным, дети соглашались. Были два случая, когда дети упрямо утверждали, что билет выигрышный, спорили со взрослым.

2.3. Методические рекомендации для учителей

Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию адекватной самооценки младших школьников

самооценка школьник младший учебный

Анализируя литературу по изученной проблеме, мы составили рекомендации по формированию адекватной самооценки младших школьников:

-Индивидуальный подход к каждому ребенку.

-Необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.

-Предлагать слабоуспевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь успевающему младшему школьнику.

. В учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают в учебной деятельности разных результатов из-за различного отношения к учению.

Необходимо предлагать учащимся самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того как отдать на проверку учителю, после того как проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания на которых строят самооценку дети и показатели, по которым оценивает учитель.

Мною был проведён и анализ уровня успеваемости учащихся. Было выявлено: 4 человека характеризуются как “отличники”, 11 человек характеризуются как “хорошисты”, 5 человек характеризуются как “слабоуспевающие”.

Сопоставляя эти данные с полученными результатами в ходе исследования можно сделать вывод, что уровень самооценки и успеваемости связаны между собой. Чаще всего низкий уровень самооценки наблюдается у учащихся с низкой успеваемостью, а высокий уровень самооценки – у детей, которые характеризуются как “отличники” или “хорошисты”.

В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.

Мною были разработаны рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:

  1. При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу.
  2. Учить слушать других.
  3. Воспитывать чувство сопереживания.
  4. Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты.
  5. Аргументировать оценки.

 Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:

  1. Не предъявлять к ребёнку завышенных требований.
  2. Не использовать слова, унижающие достоинство человека, то есть оценивать результат деятельности, а не личность.
  3. Вовлекать учащихся в коллективную работу.
  4. При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности.
  5. Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.

Обобщая изложенное выше, можно сказать, что у 60% учащихся выбранного мной класса, самооценка завышенная.

Высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста.

Учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе.


Рекомендации педагогам по развитию адекватной самооценки младших школьников Завышенная оценка, равно как и заниженная, по мнению многих ученых, требует самого пристального внимания со стороны педагогов и родителей. Чтобы развитие и коррекция самооценки младших школьников было наиболее продуктивным, в своей работе педагоги должны придерживаться некоторых правил. Для правильного развития самооценки младших школьников необходимо тщательно следить за ее уровнем — два раза в год требуется проведение контрольного тестирования. Безусловно, опираться в этой работе нужно на ведущую для данного возраста деятельность – учебную. Именно от благополучности ее протекания, от успеваемости, от успехов в учении зависит уровень самооценки. Обучение детей должно обязательно иметь и воспитывающую, и развивающую, и коррекционную направленность. Воспитывающая направленность обучения в школе состоит в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Это реализуется, прежде всего, в содержании учебного материала и в соответствующей организации деятельности учащихся в школе и вне ее. Развивающая направленность работы с детьми проявляется в содействии общему развитию учащихся. Но их развитие не может быть успешным без коррекции психических функций и мышления. Поэтому обучение детей должно носить коррекционно-развивающий характер. Среди педагогических условий развития адекватной самооценки необходимо особо выделить обучение ребенка умению учиться – умению видеть настоящие учебные задачи и находить соответствующие способы их решения. При этом содержание преподаваемого материала должно быть продуманным с точки зрения соответствия научным достижениям и быть доступным для восприятия. Соблюдение принципов систематичности и последовательности обучения, связи обучения с жизнью для детей обязательно. При обучении младших школьников, необходимо широко использовать принцип наглядности. На уроках важно развивать сознательность и активность самих учащихся. К детям необходим особый индивидуальный и дифференцированный подход. Так как самооценка младших школьников практически лишена самостоятельности и имеет большую зависимость от взрослых, важно давать детям и их поступкам самые объективные оценки. В формировании правильной самооценки определяющая роль принадлежит оценке учителем деятельности, поступков, высказываний учащихся. При этом оценки должны быть и положительными, и отрицательными. Если отдавать предпочтение только положительным оценкам, то в сознании учащегося может произойти перекос в сторону переоценивания себя. Среди методических приемов организации процесса обучения большое значение в формировании самооценки школьников отводится игровым приемам. При этом игровые приемы должны не отвлекать от учебы, а привлекать еще больше внимания к программному материалу. Игровую оболочку можно придать не только учебному процессу, но и трудовой, и художественной деятельности. В силу своих возрастных особенностей приглашение к игре младшие школьники воспринимают с радостью. Игры должны обеспечивать ребенку активность, возможность самонаблюдения и самоконтроля. В игре ребенку легче оценить свои возможности, соотнести их с возможностями других учащихся, подчиниться определенным требованиям, проявить индивидуальные личностные качества . Большой воспитательный потенциал имеют такие игровые ситуации, в которых ученику отводится роль педагога. С позиции руководителя ребенок может поделиться своими знаниями, проконтролировать других, исправить их ошибки. Игровой характер заданий, подразумевающий элементы состязательности, соревнования, активизации внимания, стимулирует речевую, умственную, творческую деятельность и оказывает эффективное влияние на развитие адекватной самооценки. Большой простор для организации полезных для развития самооценки игр предоставляет внеурочная деятельность. Она позволяет смоделировать ситуации необходимого взаимодействия и взаимопомощи, сплочения с другими участниками игры. Здесь есть возможность для фантазии, импровизации, проявления личностных качеств, демонстрации таких собственных умений и навыков, которые не применяются в обыденной жизни. Полезно предоставить возможность для проявления умений учащегося, в которых у него наметились заметные успехи. Это поможет приобрести заслуженное уважение окружающих. Среди факторов развития самооценки решающими являются отношение окружающих и правильное осознание ребенком особенностей своей деятельности, ее результатов. Педагогу важно научить школьников умению видеть и понимать себя, согласовывать свои желания с требованиями и нормами окружающей среды. Важно понимать, что для учащегося начальных классов важен результат деятельности, а не процесс работы и ее планирование. Поэтому необходимо регулярно напоминать учащимся о контроле каждого этапа своих действий, промежуточных результатов, правильно их оценивать. Это, безусловно, положительно скажется на результатах их учебной деятельности и создаст добротные основы формирования самооценки. У хорошо успевающих школьников важно развивать самокритичность, умение ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и находить пути их решения. Не следует забывать и о формировании ретроспективной и прогностической самооценки. Первая обращена в прошлое и направлена на осуществления самооценки выполненных действий. Не следует забывать и о формировании ретроспективной и прогностической самооценки. Первая обращена в прошлое и направлена на осуществления самооценки выполненных действий. Вторая направлена на прогнозирование и предвосхищение необходимых операций, оценку своих возможностей еще до совершения реальных действий. Целью использования этих двух самооценок является пониманием самими учащимся характера происходящих изменений, касающихся структуры их знаний, развития умений. Таким образом, сам школьник, постоянно находясь в оси координат взаимооценок его и его сверстников, обсуждения способов решения задач и их оценивания, применения разных критериев, постепенно будет приближаться к необходимому уровню адекватности самооценки.


Заключение.

Подводя итоги работы, можем сделать вывод, что действительно школьная успеваемость оказывает влияние на развитие самооценки младших школьников. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что центральной характеристикой любой личности является «Яконцепция». Составной и неотъемлемой частью «Я — концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности. В процессе диагностики, было установлено, что уровень самооценки ребенка зависит от успешности его учебной деятельности, и оценки учителя. Положительные отметки позволяют судить о высоком уровне самооценки и высокой успеваемости. Еще необходимо отметить, что самооценка младших школьников полностью воспринимается как оценка его личности в целом. Данные методики свидетельствуют о следующем: 1. В каждом классе выявлен большой процент детей, оценивающих свои работы выше, чем учителя. 2. Соответственно уменьшается количество учеников, оценивающих результаты своей учебной деятельности выше, чем учителя. 3. Наблюдается увеличение количества детей с заниженной самооценкой. Он способствует осознанию оценки учащимся своих реальных возможностей. В итоге, гипотезы, выдвинутые в исследовании, подтвердились. На основании проведенного исследования, были сформулированы следующие рекомендации учителям, которые могут помочь им в формировании адекватной самооценки учащихся:

1 Необходимо принимать ученика таким, какой он есть, учитывая его индивидуальные;

2. Нужно создать ребенку ситуацию успеха, в которой он может проявить себя (на уроке и во внеурочное время).

3. Важно стимулировать познавательную активность ребёнка положительными подкреплениями.

4. Необходимо поощрять ребенка в высказывании своих мыслей, желании задавать вопросы. Нужно иметь терпение, чтобы понять вопрос ученика и обязательно ответить- в этом проявляется уважение к ученикам, и они это очень ценят.

5. Необходимо формировать у ребёнка критичное отношение к своим поступкам, прививать ему ответственность за свои действия.

6. Важно учитывать зону ближайшего развития ребёнка.

7. Нужно поощрять и стимулировать ученика за реальные, пусть даже небольшие достижения. Применение данных рекомендаций в учебной деятельности позволят сформировать адекватную самооценку.
Библиографический список.

1. Амонашвили Ш.А. Размышления об оценочной основе педагогического процесса // Размышления о гуманной педагогике. – М., 2002. – 412 с.

2. Андрущенко Т.Ю., Захарова А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2004. – №4. – С. 91–99.

3. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. Т.2. /Б.Г. Ананьев. – М., 2003. – 276 с.

4. Бернс Р. Развитие я – концепции и воспитание /Р. Бернс. – М., 2005. – 301 с.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. – М., 2003. – 243 с.

6. Божович Л.И. О некоторых проблемах и методах изучения личности школьника // Вопросы психологии личности школьника. – М., 2002. – 102 с.

7. Бреслаев Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения /Г.М. Бреслаев. – М., 2005. – 263 с.

8. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах /О.С. Богданова, В.И. Петрова. – М., 2003. – 275 с.

9. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь /С.М. Вишнякова. – М., 2001. – 538 с.

10. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. – М., 2002. – 326 с.

11. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. Прокина Н.Ф. – М., 2004. – 372 с.

12. Гамезо М.В., Неволин И.Г. Психосоматические аспекты проблемы познавательной деятельности и общения /М.В. Гамезо, И.Г. Неволин. – М., 2003. – 307 с.

13. Гельмонт А.Н. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления /А.Н. Гельмонт. – М., 2004. – 163 с.

14. Григоренко, Ю.Н. Планирование и организация внеклассных мероприятий /Ю.Н. Григоренко. – М., 2002. – 157 с.

15. Диянова З.В. Самосознание личности /З.В. Диянова. – Иркутск, 2002. – 316 с.

16. Захарова А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки /А.В. Захарова. – Таллин. – 2006. – 282 с.

17. Захарова А.В. Структурная динамическая модель самооценки /А.В. Захарова. – М., 2000. – 247 с.

18. Ишмаметьева Е.В. /Е.В. Ишмаметьева // Начальная школа плюс До и После, 2004. – №6.

19. Кон И.С. В поисках себя /И.С. Кон. – М., 2008. – 264 с.

20. Кон И.С. Открытия «Я» /И.С. Кон. – М., 2003. – 302 с.

21. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности /О.А. Конопкин. – М., 2001. – 293 с.

22. Крутецкий В.А. Психология /В.А. Крутецкий. – М., 2009. – 342 с.

23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. – М., 2005. – 316 с.

24. Липкина А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблемы диагностики умственного развития учащихся /А.И. Липкина. – М., 2005. – 126 с.

25. Липкина А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника /А.И. Липкина // Психологические проблемы неуспеваемости школьника. – М., 2003. – 140 с.

26. Липкина А.И. Самооценка школьника /А.И. Липкина. – М., 2007. – 243 с.

Экспериментальное изучение социального поведения и самооценки детей младшего школьного возраста