Конспект урока для 1 класса «В гости белочка пришла»
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад «Лесная сказка»
Надымского района Ямало-Ненецкий Автономного Округа
Конспект урока для 1 класса
«В гости белочка пришла»
Новикова Ирина Александровна
п. Лонгъюган
Образовательная область: Коммуникация
Форма работы: Ситуативный разговор
Интеграция образовательных областей: Познание
Виды деятельности: Коммуникативная, Познавательно-исследовательская
Задачи:
Коммуникация: Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие (звуковая культура речи). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа (грамматический строй речи). Закреплять умение понимать обобщающие слова (формирование словаря)
Познание: Закреплять представления о зимующих птицах, их внешнем виде и питании (ознакомление с природой). Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям (сенсорное развитие)
Организация развивающей среды:
Демонстрационный материал (Плакат с изображением дерева и белки; предметные картинки с изображением зимующих птиц)
Раздаточный материал (Листы с изображением животного мира; карандаши; муляжи грибов, орехов, ягод и др.)
Предварительная работа: Чтение М. Пришвина «Дятел». Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением зимующих птиц. Занятие по лепке на тему «Птицы»
Мотивация детей к деятельности
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел сегодня в гости. (Обращается внимание на стену, где висит плакат, на котором изображено дерево с белкой) Давайте познакомимся с ней и спросим, зачем она пришла к нам. (Дети рассматривают гостью)
- Белочка шепнула мне на ухо, что она пришли к нам в гости, чтобы мы ей помогли. Оказывается, что три дня назад к ней прилетели в гости птицы и белка как хорошая хозяйка решила угостить птиц запасами, которые она собрала на зиму, но она не знает какие это птицы и что они любят кушать.
Постановка детьми цели деятельности
- Ребята, как мы можем помочь нашей гостье в этой ситуации? (Дети рассуждают) Правильно, мы должны угадать названия этих птиц и тогда белочка сможет угостить своих гостей запасами. Белочка описала мне этих птиц и сейчас вы попробуйте их угадать.
Совместная работа по нахождению средств деятельности
Игра «Угадай птицу по загадке» (развивать смекалку, внимание, память)
Я весь день ловлю жучков
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю.
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (Воробей)
Верещунья белобока,
А зовут ее … (Сорока)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона
Так это же … (Ворона)
Синяя косынка,
Темненькая спинка,
Маленькая птичка,
Звать ее … (Синичка)
Выпал снег, а эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым … (Снегирем)
В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись: … (Дятел)
Параллельно с отгадыванием загадок воспитатель показывает карточки с изображением птиц.
- Ребята посмотрите, какие птицы прилетели в гости к белочке?! Как можно их назвать, одним словом? (Ответы детей – зимующие) Правильно: зимующие.
- Давайте еще поиграем с вами. Я посмотрю, кто из вас умеет внимательно слушать меня.
Игровое упражнение «Кто лишний» (закрепить умение вычленять из группы лишнее)
Снегирь-Петух-синица-ворона
Кто лишний? Петух
Почему? Петух – домашняя птица
Воробей-дятел-Волк-синица
Кто лишний? Волк
Почему? Волк – дикое животное
Сорока-Корова-дятел-ворона
Кто лишний? Корова
Почему? Корова – домашнее животное
- Молодцы, вы справились с этим заданием! А вот еще интересное задание для вас. Я буду называть названия птиц в единственном числе, а вы – во множественном, т. е. когда этих птиц много и наоборот.
Игра «Один-много, много-один» (закрепить умение образовывать слова во множественном числе)
Сорока – сороки,
Ворона – вороны,
Воробей – воробьи,
Снегирь – снегири,
Синица – синицы,
Дятел – дятлы.
Сороки – сорока,
Вороны – ворона,
Воробьи – воробей,
Снегири – снегирь,
Синицы – синица,
Дятлы – дятел.
- Какие сообразительные детки. Все у вас получилось. Молодцы. Давайте немного отдохнем, встанем со стульчиков и будем делать движения по ходу текста.
Динамическая пауза (речь с движениями по тексту)
Мы сначала будем хлопать,
А затем мы будем топать,
А сейчас мы повернемся
И все вместе улыбнемся.
Раз-два-три-четыре-пять
Топаем ногами.
Раз-два-три-четыре-пять
Хлопаем руками.
Раз-два-три-четыре-пять
Будем собираться.
Раз-два-три-четыре-пять
Сядем заниматься.
- А теперь ребята возьмем свои стульчики и сядем за столы.
Самостоятельная работа детей
Игра «Найди лишний предмет» (закрепить умение вычленять из группы лишнее)
- Ребята, на столах лежат листы, на которых изображены: божья коровка, майский жук, веточка рябины, червяк и лук. Наше задание состоит в следующем: нужно обвести зеленым карандашом предмет, который не едят птицы. (Обвести нужно лук)
- Вот молодцы, ребята, вспомнили, чем питаются птицы. Может быть, кто-то еще расскажет, что едят птицы? (Ответы детей – зернышки, жуки, комары, бабочки, ягоды, орешки)
- А что же наша белочка запасает на зиму, чем она питается?
Игра «Белкины запасы на зиму» (закрепить знания детей об образе жизни диких животных)
На столе разложены муляжи овощей и фруктов, грибов, ягод, рыбы, орехов, различные веточки. Дети выбирают те продукты, которыми питается белка и которые она запасает на зиму, и складывают их в лукошко.
- Так чем же наша белочка может угостить своих гостей? (Ответы детей – ягоды, в нашем случае это рябина) Правильно, это ягоды.
Обсуждение результатов
- Вот какие вы молодцы, ребята. Мы с вами узнали, что в гости к белочке прилетали зимующие птицы и что они едят ягоды, жуков и червячков, помогли белке узнать, чем же она их может угостить из своих зимних запасов – ягодами. Скажите, а вам понравилось помогать белочке? (Ответы детей – да, очень понравилось) Вот видите, как приятно помогать кому-то. Может когда-нибудь и белочка поможет нам и подскажет, где прячутся съедобные грибочки, когда мы будем искать их в лесу.
Список использованной литературы
Бондаренко Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2015. – 272 с.
Формирование связной речи детей 4-5 лет: планирование, конспекты занятий, лексический материал / авт.-сост. Л. Н. Сластья. – Волгоград : Учитель, 2015. – 232 с.
Модели комплексно-интегирированных занятий с детьми 1,5-7 лет / сост. С. С. Дреер, А. Н. Потыкан. – Волгоград : Учитель, 2015. – 137 с.