Деятельность С. Ю. Витте как одного из ключевых реформаторов

Введение

Россия - огромная страна, которая всегда имела массу особенностей во всех сферах жизни,развивалась по своему особенному пути. За свое многовековое существование она знала как взлеты, так и падения своего могущества. Однако, бывают моменты, которые определяют жизнь общества на долгие годы или, по крайней мере, создают условия для преодоления какого-либо исторического события. Таковым является, как мне кажется, именно "промышленный рывок" в период с 1885 по 1914 годы, когда Россия по своим показателям производства догнала, и даже ушла вперед большинства ведущих западных стран.

В данной работе будет произведен анализ деятельности реформаторов времен промышленного переворота в России с конца XIX до начала XX века. В ходе работы рассмотрены также события и реформы начала и середины ХIX века, запустившие механизм первой индустриализации России, отмечены особенности и специфика русской модели развития экономики и промышленности.

Что же такое индустриализация? В литературе даются очень разные определения, но мы будем понимать под индустриализацией длительный процесс постепенной трансформации промышленности в ведущую отрасль экономики.

В доиндустриальную эпоху главной отраслью народного хозяйства безусловно являлся аграрный сектор, там была занята основная часть всего населения. Аграрный сектор производил основную массу ВНП. Аграрный сектор оказывал огромное влияние на все остальные отрасли народного хозяйства. С началом процесса индустриализации ситуация сильно меняется. Основная роль теперь принадлежит промышленности, теперь она дает основную часть валового национального продукта. Именно на заводах и фабриках теперь занята наибольшая часть работоспособного населения. Более того, положение дел в сельском хозяйстве уже почти не определяет положение дел в промышленности, а наоборот, уже само сельское хозяйство переводится на промышленную основу.

Глава I Реформы начала и середины XIX.

С IX-XII веков до 2-й половины XIX века аграрная колонизация оставалась наиболее привычной стратегией развития России. Но опыт Европы показывал, что в развивающемся обществе торговые и рыночные отношения могут стать устойчивыми только вследствие окончания процесса экстенсивной внешней аграрной колонизации. Только тогда развитие идет уже за счет применения современных технологий, труда квалифицированного персонала и накопления собственного капитала, а не за счет постоянного увеличения территории при примитивной земледельческой культуре. Самодержавные и крепостнические порядки сильно тормозили развитие России в сфере хозяйства.

В монографии В.Т. Рязанова говорится про три волны экономических реформ XIX :

1.Период 1801-1820гг - характеризуется деятельностью и реформами Александра I;

Начало правления Александра I Благословенного казалось бы оправдывало надежды российского либерального дворянства. В круге "молодых друзей" императора, иначе называемом "негласном комитете", разрабатывались проекты коренных преобразований Российской империи. В 1802 году была успешно проведена реформа высших государственных учреждений империи. При императоре также был создан Комитет министров, а коллегии, доставшиеся ещё от петровской эпохи, в свою очередь были заменены министерствами. Позже разработкой планов кардинальных преобразований, предполагавших даже возможности введения в России ограниченной монархии, занимался известный государственный деятель М. М. Сперанский. В 1809 г. по поручению императора им был составлен проект, в соответствии с которым в России должна была быть введена конституционная монархия. Проект называющийся "Введение к Уложению государственных законов" содержал основные положения будущих реформ. Фактически говорилось о принятии конституции, которая, по задумке реформатора, была призвана "облечь правление самодержавное внешними формами закона, оставив, в сущности, ту же силу и то же пространство самодержавия". По проекту Сперанского в основу государственного устройства ложился принцип разделения властей. Нужно было сконцентрировать законосовещательные полномочия в одном новом органе, а именно Государственной думе - парламенте . Исполнительную же власть передать министрам, а судебную власть передать Сенату. Связующим звеном между императором и тремя ветвями власти становился Государственный совет в качестве высшего законосовещательного органа. Его создание в 1810 г. явилось единственной идеей реформатора, которая была воплощена в жизнь.

С приходом к власти Александра I впервые очень остро возникло понимание неразрывной взаимосвязи двух основных проблем, мешающих России: раскрепощение крестьян и политическое реформирование страны, связанное с изменением самодержавной власти. Это требовало быстрых решений, вследствие этого Александром I и его окружением были сделаны несколько важных для России шагов:

1. В 1803 году был издан указ "О вольных хлебопашцах", не давший ожидаемого результата, но ставший серьезной проверкой готовности помещиков к кардинальным переменам.

2. Приближенным императора, М.М. Сперанским в 1809 г был подготовлен фактически первый общий план серьезных государственных преобразований - "Введение к уложению государственных законов", значащий трансформацию монархии из самодержавной в конституционную. Однако проект не приняли, хотя император его одобрил.

3.После победы в Отечественной Войне 1812г в полной секретности разрабатывается несколько новых планов экономических и политических преобразований:

а)1817-18гг. - начало работы над планом ликвидации крепостного права (под руководством Аракчеева)

б)1818-1819гг - проект министра финансов Гурьева по освобождению крестьян .

в)1819г - разработка проекта конституции Н.Н. Новосильцевым.

Строжайшая секретность разработки таких важных социальных вопросов вела к отстраненности общества от подобной деятельности, лишая ее социальной опоры, из-за чего ни один из этих проектов не мог быть осуществлен.

Первая волна реформ характеризовалась не только важными подготовительными мерами и проектами, но и действиями, ослабившими как политическую реакцию, так и систему крепостничества, запуская механизмы изменения экономики и политического строя. В период 1816г. по 1819г. было отменено крепостное право в Польше (Царству Польскому была дана широкая автономия и даже внедрена Конституция. Как это назвали бы сегодня, проводился социальный эксперимент, окончившийся, правда, неудачей: при Николае I автономия Польши была упразднена) , а также Эстляндии, Курляндии и Лифляндии. Крестьяне были свободны от крепостной зависимости, но не имея земли, превратились в арендаторов у своих бывших помещиков.

2.Вторая половина 50 -70 года - эпоха "Великих реформ" Александра II;

Тоже предпринимались попытки придать правовую форму государству и ограничить власть императора. Александр одобрил проект, однако до смерти Государя он в силу не вступил, а вступивший на престол наследник Александр III от окончательного утверждения проекта отказался.

Центральным событием века явился Манифест 1961 года, отменяющий многолетнее крепостное право. Вместе с Манифестом совершилась целая серия реформ, затрагивающих все сферы жизни общества. Можно сказать, что результатом развития в ХIХ веке стало:

1.Весомое развитие товарно-денежных отношений.

2.Бурное строительство железных дорог в России.

3.Значительный скачок в многих отраслях хозяйства.

4.Создание крепких деревнеских хозяйств.

5. Увеличение числа людей, занятых в промышленности.

К 1861 году в стране было 1488 км. Железных дорог, но заетем их прирост таков: в 1861-1865. – 2055 км, в 1866-1870 – 6659 км, в 1871-1875 – 7424 км. Так же и добыча угля уверенно возросла с 18,3 млн. пудов в до 109,1 млн. пудов к 1887 году.

Наряду с этим существовал и ряд серьезных проблем, которые не были решены своевременно и спустя десятилетия отразились очень трагично: обнищание деревни, огромная зависимость нового класса - буржуазии - от государства. Из-за этих проблем происходила серьёзная дестабилизация социальных связей.

Но тем не менее была заложена крепкая основа для переустройства.

Список основных преобразований:

Ликвидация военных поселений — 1857

Крестьянская реформа или Отмена крепостного права — 1861

Финансовая реформа — 1863

Реформы в области народного просвещения — 1863

Земская реформа и Судебная реформы — 1864

Реформа городского самоуправления — 1870

Образовательная реформа Толстого — 1871

Военная реформа — 1874

3.Реформы С. Ю. Витте 90-х гг. XIX века.

План С. Ю. Витте можно назвать планом индустриализации. Он подразумевал ускоренное развитие промышленности страны в течение всего лишь двух пятилетий. Развитие собственной промышленности являлось, по мнению Витте, не только центральной экономической, но и политической задачей. Без создания промышленности невозможно было совершенствование сельского хозяйства в России. Поэтому, каких бы усилий это ни потребовало, необходимо было выработать курс на первоочередное развитие промышленности и очень строго придерживаться его. Целью нового курса Витте было догнать более развитые западные страны, занять прочные позиции в торговле с Востоком, обеспечить активное внешнеторговое сальдо. Примечательно, что до середины 1880-х гг. Витте смотрел на будущее России глазами убежденного славянофила и выступал против ломки «исконно русского строя». Однако со временем для достижения поставленных целей он совершенно перестроил на новых началах бюджет Российской империи, осуществил кредитную реформу, справедливо рассчитывая такими мерами ускорить темпы промышленного развития страны.

В 1815г. была дарована конституция Царству Польскому. По ряду причин страна так и не вступила в полосу крупномасштабных реформ. Во-первых, не удалось сподвигнуть основную массу дворянства к добровольному освобождению крестьян и экономически заинтересовать их; во-вторых, ещё были очень живыми воспоминания о событиях 70-х годов XVIII века, а именно о бунте Пугачева, и в-третьих, революционные движения 20-х годов, сотрясающие Европу, и опыт прошлых европейских революций (зачастую весьма кровавых) убедили Александра I в несвоевременности подобных преобразований в России.

Период 1820-1855 годов – стадия контрреформ. Но это время нельзя оценить однозначно. Согласно данным В.Т. Рязанова с 1837года по 1842 год в ходе проводимой П.Д. Киселевым реформы государственных крестьян было существенно улучшено положение 18 миллионов человек. В то же время в стране можно было уверенно отметить начало промышленного переворота: увеличивается число фабрик с 5,2 тысячи (1825 год) до 10 тысяч (1854 год), число работников с 202 тысяч до 460 тысяч и объем продукции был значительно увеличен: с 46,5 млн. руб. до 160 млн. руб. Это огромные цифры, а значит Россией был совершен огромный рывок вперед в сторону Европы.

Глава II Деятельность С. Ю. Витте как одного из ключевых реформаторов.

В 1892 году по инициативе Вышнеградского Александр III назначает Министром Финансов С. Ю. Витте, который попытался прежде всего реализовать свой план возрождения России.

Стремительно развивающаяся страна нуждалась во всё новых экономических вливаниях, а следовательно и значительных расходов средств бюджета и поиска источников новых денежных поступлений. После ужасного голода 1891г, нанёсшего сокрушительный удар по экономике страны и доверию к правительству последовал ряд урожайных лет, позволивших значительно исправить ситуацию. Так в 1893 году доходы государства превысили расходы на 98,8 млн. рублей. По большей части это могло быть достигнуто благодаря повышению налогов. При Витте была окончательно отменена подушная подать в земледельческих районах Сибири, оборонная подать приняла форму раскладочного налога. Но главное – Витте предпринял попытку реформирования торгово-промышленного обложения.

Торговля и промышленность облагались налогами в весьма небольшом размере. К середине 90-х годов налоги на эти отрасли составляли всего лишь около 3% от всех доходов бюджета, хотя и торговля, и промышленность уже стали твердым стержнем и основой экономического развития, поэтому доходы от таких отраслей едва ли не превышали половину всех доходных статей бюджета государства.

Витте начал реформу с того, что увеличил промысловый налог с трёх процентов до пяти. Доходы казны сразу увеличились на 5 млн. рублей. В 1893 г. была изложена программа Министерства финансов по реформированию налоговой отрасли, основной сутью которой было переориентирование с внешних признаков при налогообложении на более современные методы.

Самым действенным выходом мог стать так называемый прогрессивный налог. Однако Россия была к этому совершенно не готова. Сам Витте понимал это и подчеркивал, что «многие источники доходов остаются до сих пор не обложенными и у податной администрации никаких сведений о них нет…» и что «при таких условиях введение подоходного налога вызвало бы со стороны плательщиков нескончаемые попытки к сокрытию доходов…»

После горячих дебатов на эту тему 8 июня 1898 года был введён промысловый налог. Сам налог был составлен из основного и дополнительного. Основной налог являлся ни чем иным, как ежегодной платой за лицензию на право занятия тем или иным видом деятельности. Но теперь его размер устанавливался в зависимости от отрасли предприятия, его размеров и места положения. В связи с этим всю Российскую империю поделили на 5 экономических регионов по уровню развития. Таким образом, налогообложением в зависимости от наличия личностных привилегий или княжеского титула было покончено.

Дополнительный налог, взимаемый с коллективных предприятий таких как акционерные общества и товарищества подразделялся на налог с капитала и процентный сбор с прибыли. Причём процентный сбор с прибыли взимался только в том случае, если прибыль превышала 3% от основного капитала и устанавливался по принципу умеренной прогрессивности. Дополнительный налог со всех остальных предприятий взимался в виде раскладочного налога и процентного сбора с прибыли. Новый промысловый налог несколько увеличил доходы казны (за первый же год поступления выросли с 48 млн. рублей до 61 млн. рублей, то есть на 27%)

90-е годы XIX века – годы взлета гения Витте как министра финансов – были подлинным бумом железнодорожного строительства в России. За десять лет протяженность железных дорог возросла на 70%. Укрепление финансов страны позволило Витте выкупать у частных убыточных обществ железные дороги и к концу века 60% дорог России оказались «казенными».

Увеличение поступлений в казну с косвенных налогов, таможенная политика, успешное развитие банковского дела позволили С.Ю. Витте осуществить его денежную реформу.

Подготовка реформы началась в 1880-х годах и была вызвана неустойчивостью денежной системы. Министр финансов Сергей Витте в феврале 1895 года представил императору Николаю II доклад о необходимости введения золотого обращения. Витте принял решение ввести золотой стандарт, принятый в Англии, а не золото-серебряный, формально действовавший во Франции.

Законом от 8 мая 1895 года было разрешено заключать сделки на золото, тогда же всем конторам и отделениям Государственного банка было предоставлено право покупать золотую монету, а 8 конторам и 25 отделениям также производить платежи этой монетой. В июне 1895 года Государственному банку был разрешён приём золотой монеты на текущий счёт (этому примеру последовали частные петербургские банки); в ноябре 1895 года был допущен приём золотой монеты кассами всех правительственных учреждений и казённых железных дорог. В декабре 1895 года был установлен курс кредитных билетов в размере 7,40 рубля за золотой полуимпериал номиналом 5 рублей (с 1896 года — 7,50 рубля).

Пяти и десятирублевые монеты столичные острословы того времени окрестили «матильдорами» (по имени супруги Витте) и «виттекиндерами».

К 1897 году Государственный банк увеличил золотую наличность с 300 млн до 1095 млн рублей, что почти соответствовало сумме обращавшихся кредитных билетов (1121 млн рублей).

29 августа 1897 года был издан указ об эмиссионных операциях Госбанка, получившего право выпуска кредитных билетов, свободно и без ограничений размениваемых на золото. Чеканились 5-рублёвые и 10-рублёвые золотые монеты.

Денежная реформа вводилась поэтапно в течение 1895 – 1897 годов. Окончательно она была введена в действие указом от 29 августа 1897 года.

Глава III Итоги и последствия индустриализации.

В самом начале XX века ситуация внешней экономики в России могла расцениваться так: государственная программа обширного строительства железных дорог, подкрепленная многими таможенными и финансовыми мероприятиями, сотворила нечто немыслимое – был совершен колоссальный прорыв в развитии промышленности, но особенно он был заметен в тяжелой индустрии в тяжелой индустрии.

Около последних 30 лет перед первой мировой войной темп роста основного капитала в России был весьма и весьма значительный и составлял около 3,5% в год. Если учитывать то, что и темпы роста занятости в 1885-1913 годах могли составить более 1,5-1,6% в год, то среднегодовые темпы прироста капиталовооруженности труда поднялся до более чем 1,9-2,0%. По этому показателю царская Россия превосходила все другие крупные страны Запада в период их промышленного рывка (в Великобритании в 1785-1845 годах 0,3%, во Франции в 1820-1869 годах 1,2%, в Германии в 1850-1900 годах 1,3%, в США в 1840-1890 годах 1,7%), за исключением Италии ( в 1895-1938 годах 1,9%) и Японии ( в 1885-1938 годах 2,9%).

Несмотря на очень высокую степень монополизации отечественной экономики и значительном преобладании на внутреннем рынке госзаказов, в России начали формироваться классы национальной буржуазии и частного предпринимательства. Фабрично-заводская, а также и горная промышленность, занимавшая в целом одно из ведущих мест, обеспечивала валовой продукции более 7 млн. руб. при числе предприятий около 29 тысяч.

Мелкая промышленность выпускала продукции на 700 млн. руб. Число заведений составляло приблизительно 150 тыс.Несмотря на это, в модернизации Российской экономики, до трагических событий 1905г важнейшую роль играли не столько "чисто рыночные отношения", сколько государственные заказы, которые в основной массе являлись военно-техническими. Таким образом произошел переход от политики фритредерства (1960-1981гг) к системе протекционизма, что было очень важным достижением.

Таким образом, вкладываясь в тяжелую промышленность, в аграрном секторе государство не имело четко выработанного плана действий. Правительство не могло опередить события, что и обусловило революцию 1905г..Согласно мнению ряда авторов, период с 1881г по 1904г стал решающим для дальнейшей судьбы России." Все потрясения XX - в в нашей стране стали следствием нереализованных потенциалов реформаторства конца XIX - начала XX - вв в аграрном вопросе, "После денежной реформы конца 90года XIX - в оправданней было сделать главный акцент не на ускорение индустриализации страны, а на поиск приемлемых вариантов завершения аграрной реформы с последующим развертыванием процессов в аграрной сфере", В.Т.Рязанов.

Важно упомянуть,что с 1896 года у России был новый император Николай II. При нём продолжились экономические преобразования, на которые сильно повлиял Манифест 17 октября 1905 года. После Манифеста 17 октября 1905 года, уравнявшего крестьян с другими сословиями в их правах и отменившим зависимость хозяйства крестьян от общины, начинается вторая волна экономических и социальных преобразований. На темп экономического роста возымело огромное влияние также получение С.Ю Витте в 1906 г. у Франции миллиардного займа, а также начало в 1906 Столыпинской аграрной реформы, основные положения которой разработал Витте еще в 1903-1904гг. Сельское хозяйство стало развиваться все более и более интенсивно. Темпы роста продукции впервые за историю России обгоняли темпы роста численности населения: в 1885-1900 соответствующие показатели составляли 2,6-1,4% и в 1900- 1913гг 3,0-2,0%.

На этом фоне росла динамика промышленного производства. В 90-х годах промышленное производство удвоилось, а производство средств производства утроилось. Выплавка чугуна увеличилась почти втрое, стали – вшестеро, продукция машиностроения выросла в четыре раза, производство паровозов - в десять раз.

Вместе с тем, к 1913г разрыв по уровню экономического развития между Россией и ведущими странами Запада увеличился. По размерам ВВП на душу населения Россия существенно опередила Китай и Бразилию, также активно стремившихся сократить отставание, практически догнала Японию, но отстала от ведущих стран Запада почти втрое (таблица 3). Это объясняется ,возможно, тем, что российский «промышленный рывок» едва насчитывал два десятка лет, в то время когда у ведущих стран Запада аналогичный период занимал почти столетие.

Тем не менее при всех сложностях модернизации, развернувшейся в империи в конце XIX-начале XX - вв, Россия накануне Первой Мировой войны представляла собой не слаборазвитую, полуколониальную страну, а сравнительно быстро индустриализующуюся державу. Это было общество, активно «набиравшее буржуазность», нуждавшееся в чрезвычайно грамотном, компетентном управлении.

Вывод.

По ходу данной работы можно прийти к таким выводам: российская модернизация экономики очень сильно отличалась от подобных периодов развития промышленности западных стран. В России индустриализация началась в тот момент, когда почти не было еще такого клана, как клана буржуазии . Так как инициатором реформ и преобразований выступало государство, буржуазия, которая набирала силу в ходе преобразований, искала в нем защиту от кризисов и конкуренции. Рынок боролся за государственные заказы, за благосклонность и поддержку государства.

Для западных держав конца XIX – начала XX веков – обычный вариант индустриализации - это когда ресурсы внутри страны используются на максимум, активно используя капитал и передовые технологии, в тот момент, когда внешняя колониальная система обеспечивает дешевыми сырьевыми и людскими ресурсами. А в России засилье иностранных капиталов, поддерживаемое государством, при сохранении аграрных отношений постепенно способствовало превращению русской деревни во «внутреннюю колонию», обеспечивающую скорое развитие индустрии.

Земельная реформа, которую правительство начало под руководством П.А. Столыпина после революции 1905 года, смогла стабилизировать внутреннюю обстановку и возымела высокую результативность, как экономическую, так и социльную.Но несмотря на такую политику и развитие промышленности к 1914 году,Россия вступила в первую мировую войну неготовой к длитеьным военным действиям.

Больше не было двадцати лет для спокойного и мирного преобразования страны, о которых говорил П.А. Столыпин. В ходе мировой войны в государстве развился внутренний кризис, усиление противостояния в обществе, а затем случился переворот 25 октября 1917 года и лишил Россию всех шансов оказаться на месте мирового промышленного лидера.

Список летературы:

1.Монография В.Т. Рязанова «Экономическое развитие России, XIX-XX век».

2.Сборник работ Московского отделения Российского Научного Фонда и конференции "Реформы и реформаторы в России: история и современность".

3.Журнальные статья «Драма российской индустриализации».

4. Книга «Великие реформаторы России».

5."Википедия" свободная энциклопедия.

6."Учебные материалы для студентов"

Приложение.

Александр I

Александp II

С.Ю.Витте

Деятельность С. Ю. Витте как одного из ключевых реформаторов