Психологическая структура личности

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.……………………...……………………………………………...3

1. Взгляд психологических школ и направлений на структуру личности человека……………………………………………………………………………..6

1.1.Топографическая модель З.Фрейда………………………………….....6

1.2.Структура личности с точки зрения западных и отечественных исследователей ……………………………………………………………………..8

2.Психологическая структура личности…………………………11

2.1.Три составные структуры личности…………………………………..11

2.1.Направленность личности……………………………………………...15

2.2.Индивидуальные особенности личности: темперамент, характер, способности………………………………………………………………………..17

Заключение………………………………………………………………….22

Библиографический список………………………………………………..24

Приложение 1………………………………………//……………….25

Приложение 2…………………………………………………………….…26

Введение

Человек существует в объективном мире, но в реальности существует еще один мир: субъективный - это мир психики человека, его личность. Субъективный мир (мир психики индивида) и объективный мир составляют единое целое окружающей реальности; личность является одним из компонентов объективного мира и ни сколько не уступает ему по разнообразию и красочности. Если бы, по каким либо причинам в объективном мире отсутствовал человек с его неповторимой психикой (психика [4, с.4] – форма активного отображения субъектом объективной реальности), то реальность выглядела бы совершенно иначе.

Человек со свойственной ему активностью с самого своего появления в этом мире пытался познать, систематизировать, упорядочить все, что ему попадалось под руку, все, что он созерцал и ощущал, в том числе и свой внутренний мир. Зачастую познать себя, свою личность (личность – это человек как субъект отношений и сознательной деятельности) намного труднее, нежели окружающую реальность. Безусловно, что изучать личность индивида необходимо. Так, например, для более рационального использования любого устройства вначале необходимо ознакомится с его внутренним содержимым, механизмом устройства, инструкцией по эксплуатации. Человеку тоже необходимо познать себя, так как без понимания структуры личности и законов ее функционирования невозможно гармонично развиваться и вести плодотворную деятельность. От того как будет функционировать личность будет зависеть продуктивность и общества в целом: если мы не будем обладать знаниями о структуре личности и особенностей ее существования и деятельности, то мы не сможем направить энергию деятельности в нужное русло, функционирование общества приобретет неэффективный характер.

Всю глубину и значимость проблемы познания личности, в особенности ее структуры, понимает мировое сообщество и активно работает в этом направлении. За всю историю человечества добыто немало сведений о психике человека. Они систематизированы в молодой науке психологии, изучающей психические явления. Как наука психология сложилась в XIX веке. Она изучает личность конкретного, живого то есть постоянно развивающегося индивида, и это развитие не может быть однолинейным.

Объектом исследования в этой проблеме исследования структуры личности является отдельный индивид, то есть человек как представитель вида Homo sapiens,и группы индивидов, многие аспекты структуры личности проявляются лишь при межличностном взаимодействии. Предметом исследования являются явления человеческой психики. Многое в структуре психики личности известно благодаря кропотливому труду отечественных и зарубежных ученых. Досконально изучен мозг человека. Доказано что он является физиологической основой психики. В этом есть большая заслуга отечественных ученых: И.Павлова, М.Бехтерева, Н.Сеченова и многих других. Все явления человеческой психики возникают, формируются и развиваются в процессе деятельности мозга, который отображает окружающую действительность. На сегодняшний день С.Рубинштейном открыт ”принцип единства сознания и деятельности”, в психоанализе З.Фрейдом, К.Юнгом и другими исследователями широко освещена проблема бессознательного в структуре психики, в бихевиоризме – проблема поведения . Но абсолютного знания не существует и в реальности все еще остаются “белые пятна” .В настоящее время идут исследования структуры личности в особенности таких явлений человеческой психики как мотивации, ощущений, памяти, эмоций, внимания, речи, способностей, мышления, восприятия, деятельности аспектов направленности личности.

Хотелось бы отметить уникальный по своему охвату и разнообразию труд С.Рубинштейна “Основы общей психологии”, который является универсальным источником информации по проблеме сущности и содержательной стороны психики, в частности структуры личности. Не менее интересными источниками являются “Психология личности” Ю. Гиппенрейтера и А.Пузырея; “Психология личности” А.Асмолова; Хрестоматия по истории психологии, под редакцией П.Гальперина, А.Ждана; “Основные психологические теории в психоанализе” З.Фрейда; “Психологические типы” К.Юнга.

Глава 1. Взгляды представителей психологических школ и направлений на структуру личности

§ 1.1.Топографическая модель З.Фрейда

Наибольший интерес и симпатию вызывают взгляды на структуру личности З.Фрейда и К. Юнга, отечественных психологов.

Представитель психоаналитического направления З.Фрейд применял топографическую модель личностной организации. [10, c.156- 188] Согласно этой модели в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное, бессознательное.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. З.Фрейд настаивал, что незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, память, чувства) входят в сферу сознания. Любое переживание в сознании человека в данный момент времени следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки, в значительной степени регулируемого внешними сигналами. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.

Уровень предсознательного, которую иногда называют «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. Например, вы можете вспомнить все что, вы делали в прошлую субботу утром. С точки зрения З.Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.

Самая глубокая и значимая область человеческого разума - это бессознательное, представляющее собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожали сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Там могут храниться забытые травмы детства или скрытые враждебные чувства к родителю, или подавленные сексуальные желания, которые не осознаются. Согласно З.Фрейду такой неосознаваемый материал определяет во многом наше повседневное поведение.

З.Фрейд не первым обратил внимание на значение бессознательных процессов в поведении человека. Некоторые философы XVIII и XIX веков, предполагали, что основное содержание внутреннего мира не доступно для осознания. Однако, в отличие от своих идейных предшественников, Фрейд придал концепции бессознательной жизни эмпирический статус.

Однако в 20-х гг. З.Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в структуру личности три основные структуры: ид, эго и суперэго.

Ид. Слово «ид» происходит от латинского «оно» и означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда маленькие дети усваивают, что, помимо их собственных нужд и желаний существует еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности – эго.

Эго (от лат. “ego”-я) является компонентом психического аппарата, который ответственен за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром, помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. Эго должно постоянно осуществлять дифференциацию между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире.

Чтобы человек эффективно функционировал в обществе ,он должен иметь систему ценностей , норм и этики ,разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации; на языке структурной модели психоанализа – посредством формирования суперэго (от лат. “super”– сверх и “ego” – я).

Полностью сформировавшимся суперэго считается, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Суперэго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид, старается направить человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистическими.

Топографическая модель З.Фрейда, безусловно, удачно сформулирована и дает четкое наглядное представление о структуре личности, чем заслуживает большое внимание к себе со стороны исследователей психической жизни.

§ 1.2.Структура личности с точки зрения западных и отечественных исследователей

В аналитической психологии представлена своя структура личности, которая появилась в результате переработки К.Юнгом психоанализа. Он утверждал, что душа (душа в теории К.Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. [12, с.106]

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyсhe, включающий в себя все те мысли ,чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда – то осознавались, но теперь подавлены или забыты.В него входят и те чувственные впечатления, которым не достает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании.

И, наконец, К.Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Оно представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. Как говорил К.Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума».[12, с.74] Содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных образов, то есть архетипов (архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом). [12, с.124]

Особое внимание в теоретической системе К.Юнг уделял персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Персона – это наше публичное лицо, то есть, то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Она служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность.

Противоположностью персоны в аспекте приспособления к окружающему миру выступает тень. Она представляет собой подавленную ,темную, дурную и животную сторону личности. К.Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого нала в жизни индивидуума.

В архетипах анимы и анимуса находит выражение врожденная андрогинная природа людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, а анимус – внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Этот архетип эволюционировал в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом.

Самость наиболее важный архетип в теории К.Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. В понимании Юнга развитие самости – это главная цель человеческой жизни. Архетип самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех сознательных и бессознательных аспектов души.

Большинство западных теорий [11, с.78] исходят из схемы детерминации развития личности под влиянием двух факторов – среды и наследственности. Структуры личности тем самым составляются и рассматриваются исходя из этой схемы. Например, двухфакторная модель за основу структуры личности в психоанализе З.Фрейда, индивидуальной психологии А.Адлера, аналитической психологии К.Юнга, Эго-психологии Э.Фромма, гуманистической психологии А.Маслоу, бихевиоризме и многих других теориях. Современные многофакторные теории личности (Р.Кеттел) в конечном счете, сводят строение личности к проекциям все тех же основных факторов – биологического и социального.

В современной отечественной психологии развивается деятельностный подход, в рамках которого исследователи (А.Леонтьев, С.Рубинштейн, Б.Ананьев, А.Петровский, А.Асмолов и др.) строят свои теории личности. В русле этого направления личность человека считается и продуктом, и субъектом исторического процесса. Биологического свойства человека рассматриваются в ней как «безличные» предпосылки развития личности (А.Асмолов, А.Петровский), которая не может сохранять их как структуру, рядоположенную и равноправную социальной подструктуре.

Природные предпосылки развития индивида, его эндокринная и нервная системы, телесная организация, преимущества и дефициты его физического склада очень интенсивно влияют на формирование его индивидуально-психологических особенностей. Но психологическое, входя в личность человека, преобразовывается, становясь культурным, социальным.

§ 1.3.Три составные психологической структуры личности

Сам человек представляет собой чрезвычайно сложную систему макрохарактеристик1.Среди которых важнейшими являются макрохарактеристики человека как: а) индивида, б) субъекта деятельности, в) личности, г) индивидуальности.

Как индивид человек является представителем вида Homo sapiens и отражает в себе особенности пола, возраста, нейродинамики (свойств нервной системы), конституции.

Являясь субъектом деятельности, человек опирается на психические процессы ощущения, восприятия, памяти, воли, речи, внимания, мышления. Они позволяют успешно выполнять поставленную перед человеком задачу.

Макрохарактеристика личности подразумевается как продукт социализации. В нее входят темперамент, характер, направленность личности, способности.

Человек как индивидуальность использует свой индивидуальный опыт, знания, навыки, умения, которые приобретает в процессе жизни, а «изюминка» делает человека неповторимым, поскольку представляет собой уникальный способ сочетания элементов структуры человека, который не встречается еще где-либо и тем самым не поддается ни какой классификации.

Прежде чем говорить о структуре личности, опишем необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности.2

Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что человек способен к опосредованному поведению. Предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, то есть, заданы обществом, воспитаны в человеке.

Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководства осуществляется на основе сознательных мотивов – целей и принципов.

От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное повеление (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже « стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее, действовать вполне нравственно. Хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Итак, в структуру личности входит в первую очередь внутрииндивидная3 или интраиндивидная подсистема, образованная особенностями строения характера, способностей человека. Эта подсистема является необходимой, но недостаточной для понимания психологии личности.

Внутри замкнутого пространства физического тела индивида его личность не может быть обнаружена. Ее можно найти лишь в пространстве межиндивидных отношений. Лишь процессы межличностного взаимодействия в группе могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия.

Таким образом, одна из подструктур личности как бы расположена в межиндивидном пространстве, за рамками органического тела индивида, образуя интериндивидную подсистему личности. Интраиндивидная4 и интериндивидная подсистемы не исчерпывают все личностные проявления. Кроме них необходимо выделить еще одну составляющую структуры личности - метаиндивидную (надиндивидную). Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих «здесь и теперь» связей с другими индивидами. Фокус внимания психолога в данном случае направлен на «вклады» в других людей, которые субъекты вольно или невольно осуществляют посредством своей деятельности. Здесь имеется в виду активный процесс определенного продолжения себя в другом не только в сам момент воздействия субъекта на других индивидов, но и вне рамок актуального непосредственного сиюминутного взаимодействия. Процесс и результат отражения субъекта в других людях его идеальной представленности и осуществления в них своих вкладов получил название персонализации.

Явление персонализации5 дает возможность внести определенную ясность в проблему личного бессмертия, всегда волновавшую человечество. Вероятно, если бы мы сумели зафиксировать существенные изменения, которые данный индивид произвел своей реальной предметной деятельностью и общением в других индивидах, то мы получили бы наиболее полную его характеристику именно как личности.

Индивид может достигнуть уровня исторической личности в определенной социально-исторической ситуации лишь в том случае, если эти изменения за достаточно широкий круг людей, получив оценку не только современников, но и истории, которая обладает возможностью более точно взвесить эти личностные вклады, которые, в конечном счете оказываются вкладами в общественную практику, позволяет экспериментально подтвердить факт персонализации что и было показано в большом количестве исследований.

Таким образом, в структуру личности входят три подсистемы:

1) индивидуальность личности;

2) ее представленность в системе межличностных отношений;

3) запечатление личности в других людях ее «вклад» в них.

Каждый из этих компонентов органически вплетен в общую структуру личности, образуя ее единство и целостность.

На примере такой важной характеристики, как авторитетность, покажем единство рассмотрения личности во всех ее подструктурах.

Авторитарность формируется в системе межиндивидных отношений и в зависимости от уровня развития группы проявляется в одних случаях как жесткий авторитаризм, реализация права сильного, как «авторитет власти», а в других, высокоразвитых, группах - как демократическая «власть авторитета», личностное выступает как групповое, групповое как личностное (интраиндивидная подсистема личности).

В рамках метаиндивидной подсистемы личности авторитетность - это признание за индивидом права принимать значимые решения в значимых обстоятельствах, результат того вклада, который он внес своей деятельностью в их личностные смыслы. В низкоразвитых группах - это следствие конформности ее членов, в группах уровня коллектива - результат самоопределения.

Таким образом, авторитетность - это идеальная представленность субъекта, прежде всего в других (он может и не знать о степени своей авторитетности) и только исходя из этого в самом субъекте. Наконец, во внутрииндивидном «пространстве» личности - это комплекс психологических качеств субъекта: в одном случае - своеволие, жестокость, завышенная самооценка, нетерпимость к критике, в другом - принципиальность, высокий интеллект, доброжелательность, разумная требовательность и т.д. (интраиндивидная подсистема личности).

Итак, чтобы понять личность, необходимо рассматривать ее в системе действительных отношений с окружающими людьми, а не как образованную жестким сочетанием атомов индивидуальных качеств изолированную молекулу. Необходимо изучить и группы, в которые входит данный человек, в которых он действует и общается, производит и принимает, осуществляя преобразование интеллектуальной и эмоциональной сферы других людей и в свою очередь претерпевая изменения, приняв «вклады» от них.

В центре внимания психолога должны находиться активность личности и характер ее социально-значимой направленности. Все три подсистемы очень тесно между собой переплетены и находятся в постоянном процессе обмена информацией.

2.2. Направленность личности

Человек нуждается в окружающем его мире, связан с ним и зависит от него. Для поддержания жизнедеятельности ему необходимы вещи и продукты; для продолжения себя и своего рода он нуждается в другом человеке. Указывая на нужду человека в предметах и объектах внешнего мира, мы говорим о его потребностях.

Зависимость человека от своих нужд и интересов порождает его направленность на определённые предметы. При отсутствии предмета потребности или заинтересованности у человека возникает некоторое напряжение, беспокойство, от которого он стремится освободиться. Вследствие этого зарождается сначала, по большей части, неопределённая динамическая тенденция, которая по мере вырисовывания точки этой направленности превращается в стремление.

Таким образом, проблема направленности - это прежде всего вопрос динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь её целями и задачами.6

Направленность объединяет два тесно взаимосвязанных момента: а) предметное содержание, так как направленность всегда связанна с определённым предметом; б) напряжение, возникающее при этом.

Степень развития и характер направленности активности личности у разных людей отличаются.

Как отдельная структура из тенденции выделяется установка. Психологическая установка - это неосознаваемая готовность действовать определенным образом, что ведет к построению или изменению типа и характера поведения и общения.

Установка может найти отражение в любой области психики. Так, в моторной сфере она представляет собой рабочую позу, которая приспосабливает индивида, к определенным движениям, их характеру или способу. Одним из видов моторных приспособлений является сенсорная установка, подготавливающая организм или орган к наилучшему восприятию.

Установка личности в более широком значении указывает на избирательное отношение к чему-то значимому для личности и приспособление к определённой деятельности уже не отдельного органа, а личности в целом

Как позиция личности, установка складывается в ходе её развития и в процессе деятельности она постоянно перестраивается, включая в себя целый ряд компонентов, начиная от элементарных потребностей и влечений и заканчивая уровнем мировоззрения личности. Выражая направленность личности, установку порождают взаимодействия и взаимопроникновения различных внутренних тенденций, которые в свою очередь обуславливаются установкой. Установка играет с роль во всей деятельности личности. Наличие той или иной установки изменяет предметное содержание ё субъекта, что сказывается на перераспределении значимости различных моментов, расстановке акцентов и интонаций, выделении существенных компонентов и т.д.

Психологическими исследованиями в структуре установки выделены тои составляющие (подструктуры).

1)когнитивная (познавательная) подструктура есть образ того, что готов познать и воспринять человек;

2)Эмоционально-оценочная подструктура есть комплекс симпатий и антипатий к объекту установки;

3)поведенческая подструктура – готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.

Установка выражается в интересах, потребностях, убеждениях.7 Интересы (тенденции или направленности личности, заключающиеся в сосредоточенности ее мыслей на определенном предмете) выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания. Они различаются по содержанию, цели, широте, устойчивости.

Потребности (побуждения, которые осознаются и переживаются как нужда в чем-то) человека так же разнообразны, как и интересы. Прежде всего, выделяют потребности естественные(природные) ,то есть в пище ,сне, одежде и т.д., и социальные(духовные) –потребности в общении, знаниях и др.

Убеждения(система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением) образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека. Через убеждения выражаются моральные мотивы.

Направленность личности, включая в себя установку, потребности, интересы и убеждения, играет существенную роль во всей деятельности личности.

2.3.Индивидуальные особенности личности: темперамент, характер, способности

В психологических различиях между людьми существенное место занимают динамические особенности психики. Динамические черты, присущие индивиду, внутренне связанны между собой, составляют своеобразную структуру. Индивидуально своеобразные, чрезвычайно устойчивые психические свойства, обусловленные одновременным действием нескольких психофизиологических механизмов, задающих поведению определенную направленность и определенный диапазон формально-динамическим свойствам моторной, эмоциональной и перцептивной подсистем, называется темпераментом8. Темперамент является врожденным элементом в структуре личности. Свойства темперамента связаны с наследственной предрасположенностью и отличаются высокой стабильностью и типичностью проявлений в самом широком круге ситуаций.

Термин «темперамент» исходит из воззрений античной науки на природу индивидуально-психологических различий. До настоящего времени основными типами темперамента считаются те же четыре, которые были выделены античной наукой: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Центральное место в характеристике темперамента занимает общая психическая активность, ее динамические особенности, сам энергетический уровень поведения. В динамических чертах психики обнаруживаются как особенности устремлений, действий, так и переживаний. Сфера проявлений темперамента – общая психическая активность и эмоциональность.

Согласно учению И.П.Павлова о типах нервной системы выделяются тир основные свойства нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Сочетания свойств могут служить объяснением классификации темпераментов : сангвиническому темпераменту соответствует сильный уравновешенный быстрый тип нервной системы, флегматическому темпераменту – сильный, уравновешенный, медленный тип, холерическому – сильный, неуравновешенный тип, меланхолическому – слабый тип нервной системы.

Конечно, не всех людей можно распределить по четырем типам. В жизни часто встречаются люди, которых можно отнести к тому или другому из этих типов.

В психологии получила определенное признание классификация темпераментов К.Юнга, основанная на учете таких психологических особенностей как экстраверсия и интроверсия. Согласно этой классификации для людей экстравертированного типа характерны направленность на внешний мир, тяга к новым впечатлениям, импульсивность, общительность, повышенная двигательная и речевая активность. Для интравертированного типа характерна фиксация интересов на своем внутреннем мире, склонность к

самоанализу, затрудненность к социальной адаптации, замкнутость, некоторая заторможенность движений и речи.

Несомненно, нужно учитывать что, классификации темпераментов достаточно условны. На самом деле типов темпераментов (как и типов нервной системы) существует гораздо больше, чем четыре. Многие люди, хотя и близки по отдельным своим проявлениям к какому-либо из основных типов ,но все же не могут быть вполне определенно отнесены именно к данному типу. В случае, когда человек обнаруживает черты разных темпераментов, говорят о смешанном типе темперамента.

Рассматривая личности, перейдем к описанию следующего элемента структуры личности – характеру.

Живя в обществе, человек приобретает определенные свойства, которые накладывают определенный отпечаток на все его проявления и выражают специфическое для него отношение к миру и прежде всего к другим людям. Совокупность этих свойств и образуют характер, который является приобретенным.

Характер9 ( от греч. «чеканка», «печать») совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающуюся и проявляющуюся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения. Важнейший момент в формировании характера – то, как человек относится к окружающей среде и к самому себе как к другому.

Характер человеческой личности всегда многогранен. В нем выделяются отдельные черты или стороны, которые связаны воедино и образуют структуру характера. Структура обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Среди черт некоторые выступают как основные, ведущие, задающие общую направленность развитию комплекса его проявлений. Наряду с ними существуют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними. В жизни встречаются более цельные и более противоречивые. Существование цельных характеров обуславливает возможность выделять среди большого разнообразия характеров определенные их типы, наделенные общими чертами. Но черты не могут быть отождествлены с убеждениями, взглядами на жизнь и другими особенностями направленности личности.

Индивидуальные особенности, образующие характер человека, относятся в первую очередь к воле (например, жизнерадостность или угнетенность) и к чувствам (например легкомыслие, вдумчивость)так же в известной мере к уму(например, решительность, неуверенность, боязливость).Проявления характера являются комплексными образованиями и в ряде случаев практически не поддаются разъединению по разрядам волевых, эмоциональных и интеллектуальных процессов( к примеру, подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность и др.)

Характер зависит от того, как относится человек (на основе ранее сложившихся его особенностей) к своим удачам и неудачам, к общественному мнению и ряду других обстоятельств.

Характер человека проявляется: а) в том, как он относится к другим людям: родным и близким, коллегам по работе и учебе, знакомым и т.п.; б) в характере отношения к себе (самолюбие или приниженность); в) в отношении человека к делу; г) в отношении человека к вещам (вообще к собственности, аккуратность или небрежность).Психологической особенностью структуры личности человека также является способности.

Способности10, как и характеры, темпераменты у всех людей чрезвычайно разнообразны. Способности – это психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами не сводятся к наличию этих знаний, навыков и умений.

Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу, но составляют единую систему. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности выступают как некоторая возможность для их приобретения. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий.

Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках как таковых, а динамике их приобретения, то есть в том насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.

Если рассматривать их со стороны их качественных особенностей, способности выступают как сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающих успех деятельности, как набор «переменных величин», позволяющих идти к цели разными путями. В основе одинаковых или в чем - то сходных достижений при выполнении какой либо деятельности могут лежать сочетания весьма различных способностей. Это открывает важную сторону способности личности: широкие возможности компенсации одних свойств другими, которые человек развивает у себя, трудясь упорно и настойчиво.

Свойство компенсации11 одних способностей при помощи развития других открывает неисчерпаемые возможности перед человеком, раздвигая границы выбора профессии и совершенствования в ней.

В целом качественная характеристика способностей позволяет определить, в какой сфере трудовой деятельности человеку легче найти себя, обнаружить большие успехи и достижения. Тем самым качественная характеристика способностей неразрывно связанна с характеристикой количественной.

Количественная характеристика измеряется при помощи тестов умственной одаренности. С их помощью в ряде стран (США, Великобритания и др.) производится сортировка учащихся в школах и т.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Субъективный мир (мир психики индивида) и объективный мир составляют единое целое окружающей реальности, а личность является одним из компонентов объективного мира и ни сколько не уступает ему по разнообразию и красочности.

Многие ученые строили свои модели структур личности, среди которых особо выделяются топографическая модель З. Фрейда, модель К.Юнга.

В структуру личности входят три подсистемы:1) индивидуальность личности (интраиндивидная);2) ее представленность в системе межличностных отношений (интериндивидная);3) запечатление личности в других людях ее «вклад» в них (метаиндивидная).

Если посмотреть далее то, в структуру личности входят психологические особенности темперамента и характера, направленность личности, способности.

Темперамент является врожденным образованием. Он задает поведению определенную направленность и определенный диапазон формально-динамических свойств моторной, эмоциональной и перцептивной подсистем. В настоящее время основными типами темперамента считаются те же четыре, которые были выделены античной наукой: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Но не всех людей можно распределить по четырем типам.

Характер человека является приобретенным и проявляется: а) в том, как он относится к другим людям: родным и близким, коллегам по работе и учебе, знакомым и т.п.; б) в характере отношения к себе (самолюбие или приниженность); в) в отношении человека к делу; г) в отношении человека к вещам (вообще к собственности, аккуратность или небрежность).

Психологической особенностью структуры личности человека также является способности. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности выступают как некоторая возможность для их приобретения. Способности обнаруживаются в динамике приобретения знаний, умений и навыков. Они выступают как набор «переменных величин», позволяющих идти к цели разными путями.

Безусловно, что изучать личность индивида необходимо, без понимания структуры личности и законов ее функционирования невозможно гармонично развиваться и вести плодотворную деятельность. От того как будет функционировать личность будет зависеть продуктивность и общества в целом: если мы не будем обладать знаниями о структуре личности и особенностей ее существования и деятельности, то мы не сможем направить энергию деятельности в нужное русло, функционирование общества приобретет неэффективный характер.

Всю глубину и значимость проблемы познания личности, в особенности ее структуры, понимает мировое сообщество и активно работает в этом направлении. Добыто немало сведений о психике человека. В настоящее время продолжаются исследования структуры личности в области памяти, эмоций, внимания, речи, способностей, мышления, восприятия, деятельности аспектов направленности личности.

Классификации темпераментов, характеров в настоящее время весьма условны и исследователи будут прилагать усилия чтобы упрочнить и дополнить имеющиеся классификации, ну и конечно создавать новые. Человек, в особенности его личность, является такой запутанной структурой что, исследовать его до конца не представляется возможным.

Хотелось бы порекомендовать учебным заведениям, в особенности школам, больше внимания уделять диагностике типов темпераментов, способностей и соответственно им подбирать индивидуальный подход. Тем самым многие проблемы могут быть решены без лишних фрустрирующих факторов и стресса. Диагностика способностей помогла бы помочь в их раскрытии и развитии, тем самым открыв новые возможности для успешной деятельности и самосовершенствования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПОСОК

1.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х томах. М.:МГУ, 1980, Т.1, 381с.

2.Асмолов А.Г. Психология личности. М.:Просвещение,1990, 562с.

3.Введение в психологию. / Под ред. проф. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1995, 467с.

4.Крутецкий В.А. Психология. М.: Провещение,1986, 336 с.

5.Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования./ Сост. Е.А. Рогов. М.:1995, 459с.

6.Основы теоретической психологии. Учебное пособие./ Петровский А.В., Ярошевский М.Г. М.: МГУ,1998, 395с.

7.Психология и психоанализ характера./Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. М.: Наука,1997, 652с.

8.Психология личности. Тексты./Под ред. Гиппенрейтера Ю.Г. и Пузырея А.А., М.: Прогресс, 1982, 465с.

9.Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. М.: Прогресс,1989,в 2 т.,

Т.2, 568с.

10.Фрейд З.Основные психологические теории в психоанализе. С.Пб.: Питер.1996, 677с.

11.Хрестоматия по истории психологии./Под ред. Гальперина П.Я., Ждана А.Н. М.: Прогресс, 1980, 478с.

12.Юнг К. Психологические типы. М.:ЮНИТИ – ДАНА, 1997, 453с.

Приложение 1

Структура психики человека

Приложение 2

Макрохарактеристики человека

1 См.: Приложение 2.

2 Психология личности. / Под ред. Ю.Г. Гиппенрейтера и А.А.Пузырея, М.:Прогресс,1982,С.59.

3 Введение в психологию. / Под ред. проф. А.В.Петровского М.:Просвещение,1995,С.259.

4 Введение в психологию. Там же - С.260.

5 Асмолов А.Г. Психология личности. М.:Просвещение,1990,С.56.

6 Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. М.: Прогресс, 1989 ,Т.2,С.103.

7 Крутецкий В.А.Там же-С.50-54.

8 Асмолов А.Г. Там же - С.107.

9 Асмолов А.Г. Там же - С.114.

10 Основы теоретической психологии. Учебное пособие./ Петровский А.В., Ярошевский М.Г. М.: МГУ,1998, С.95.

11 Асмолов А.Г.Там же-С.124.

Психологическая структура личности