Государственное программирование в рыночно экономике. Цели направления и инструменты государственного программирования

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА

Экономический факультет

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по «Экономической теории»

Государственное программирование в рыночно экономике. Цели направления и инструменты государственного программирования.

Выполнил: студент _1_ курса, группа ЭЭБ-110

Направление: Специалист «Экономической безопасности»

Профиль: Экономическая безопасность

Форма обучения: очная

Срок обучения: 5 лет

Год приема: 2014

Шабалин М.О.

Руководитель: Доцент, кандидат экономических наук Гагаринов В.И.

Регистрационный номер: ____________

Дата регистрации работы: ___________

Результат проверки: ____________

Дата защиты: ____________

Оценка после защиты: ____________

Киров 2015


План

Введение……………………………………………………………...............3

Глава 1. Необходимость государственного программирования .

1.1. Сущность государственного программирование……………..............5

1.2. Формы государственного программирования……………… ………..9

1.3. Государственное программирование как высшая форма государственного регулирования………………………………………………11

1.4. Опыт государственного программирования в Японии……………..13

Глава 2. Формирование государственного программирования в Российской Федерации. ……………………………………………………………................20

2.1. Цели направления инструменты и важнейшие программы государственного программирования в России. ……………………………...20

2.2 Государственное программирование в сфере образования………...31

2.3. Государственное программирование в сфере Здравоохранения…...34

Заключение ………………………………………………………………………37

Список используемой литературы ……….……………………………………….39

Приложение………………………………………………………………….......40


Введение

Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить потомство, людям необходимы предметы жизнеобеспечения. Эти предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм, организаций и предприятий. Поэтому знание экономики – необходимое условие понимания происходящих социально-экономических процессов и решения любых хозяйственных задач.

Профессиональный экономист как основное лицо в структуре хозяйственного управления в достаточной мере должен обладать знаниями о реальных процессах и механизмах производства, позволяющими избегать ошибок и гарантировать успех дела.

В настоящее время практически во всех странах производственная сфера и ее составляющие — предприятия находятся в центре внимания государственных органов. Современный рынок не сам по себе регулирует соотношение производства и потребления. Это делают люди — специалисты и руководители, непосредственно связанные с производством и распределением материальных благ.

Отказ государственных органов от участия в управлении экономикой и передача всей ответственности на уровень предприятий – действия, которые не отвечают потребностям развития современного производства и не обоснованны. Современные рыночные отношения практически во всех странах регулируются государственным законодательством. Они связаны с изменчивой политической конъюнктурой, но строятся на основе объективно необходимых и регулируемых государственными органами хозяйственных связей, межотраслевого и международного перелива капитала, игры на мировом рынке, международных валютно-финансовых отношений. Современная экономика страны не в состоянии развиваться в изоляции от международного рынка, механизмы которого определяются международными законами и государственной политикой стран.

В курсовой работе подробно освещаются направления и цели регулирования экономикой, описывается инструментарий, которыми пользуются экономисты и политики. Подробно рассмотрены формы государственного программирования и затронута тема о необходимости совершенствования государственного программирования.


Глава 1. Необходимость государственного программирования.

  1. Сущность государственного программирование.

Объективная необходимость государственного программирования экономики обусловлена необходимостью глубоких и быстрых структурных изменений в национальной экономике и недостаточной эффективностью рыночных механизмов. Основной задачей программирования как формы государственного регулирования экономики является поддержка экономического равновесия, влияние на качественные изменения экономики и стимулирования ее развития.

Цель государственного программирования заключается в обеспечении наиболее эффективного варианта развития экономики.

Программирование как форма государственного регулирования экономики является особым способом вмешательства государства в экономику товаропроизводителя, который корректирует ее в нужном в настоящее время направлении; выступает как современный неадминистративный метод организации экономики, поскольку не управляет субъектами рынка, а только ориентирует их в поведении и обеспечивает самостоятельность; основу программирования составляет структурное регулирование с точки зрения объекта программирования.

Итак, программирование - это процесс ориентации экономики со стороны органов государственного управления путем регулярного комплексного и влияния на ее структуру в соответствии с поставленной цели социально-экономического развития на определенный период.1

Основу государственного программирования составляют разработка и выполнение государственных программ экономического и социального развития. Эти программы существуют не как субординированные одна относительно другой, а как сосуществующие и взаимодополняющие.

Государственные программы включают комплексные программы развития национальной экономики; специальные программы развития отдельных отраслей, секторов, территорий. Примером комплексной программы в Украине есть программа "Украина - 2010", а специальной - Государственная программа ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, Национальная программа развития топливно-энергетического комплекса, Программа конверсии военно-промышленного и машиностроительного комплекса, Государственная программа занятости населения, Государственная программа социальной защиты населения, Программа чрезвычайных мер по стабилизации экономики Украины и выхода ее из кризисного состояния, Государственная программа приватизации, Государственная программа поддержки предпринимательства и т.д.

Особенностью программы является то, что функции разработки программ отделены от функций их реализации. Выполнение функций находится в руках различных субъектов хозяйствования, что делает их необязательными при выполнении как для самих субъектов хозяйствования, так и для органов государственного управления. Программа рассматривается как руководство, ориентир, который может корректироваться во времени.

Исключение составляют государственные целевые комплексные программы.

Комплексные целевые народнохозяйственные программы - это дирекный, адресный плановый документ, в котором предусмотрен комплекс экономических, технико-производственных, организационных, научно-исследовательских и других мероприятий, ресурсы, сроки и исполнители, объединенные целью решения глобальной народнохозяйственной проблемы. В реализации таких программ принимают участие несколько отраслей, регионов, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций.

Координаторами комплексных целевых народнохозяйственных программ выступают органы государственной власти.

По содержанию комплексные целевые программы делятся на: социально-экономические (направленные на повышение благосостояния населения, улучшение условий труда и отдыха и др.);производственные (направленные на увеличение объемов производства определенных видов продукции, развитие новых производств, повышение конкурентоспособности продукции, улучшение ресурсопользования и т.п.); научно-технические (направленные на развитие научных исследований, внедрение в производство новых видов техники и технологии); экологические(направленные на осуществление природоохранных проектов); региональные (направленные на формирование территориально-производственных комплексов, совершенствование хозяйствования в отдельных регионах и т.п.); институциональные (ориентированные на совершенствование организации управления хозяйственными системами).

Целевая комплексная программа, как правило, включает следующие основные элементы:2

1. Целевой (формируются главные и частичные задачи и программы, последовательность их реализации).

2. Структурный (предусматривает перечень объектов народного хозяйства, объединенных по признаку их целевого назначения.

3. Технико-экономический (содержит комплекс мер, которые находятся в компетенции соответствующих государственных ведомств).

4. Ресурсный (характеризует объем и состав ресурсов, необходимых для реализации намеченных мероприятий).

5. Организационный (во всех элементах программы предусматриваются источники и сроки выделения ресурсов, ответственные за выполнение намеченных мероприятий).

Показатели целевых комплексных программ входят в состав индикативного плана. К таким показателям относятся: производство важнейших видов продукции для нужд программ; государственные заказы (контракты) на производство (поставку) продукции для нужд выполнения программ; перечень важнейших объектов государственного строительства; расходы из государственного бюджета на реализацию целевых программ; расходы валютных ресурсов и т.п. Целевые комплексные программы финансируются за счет средств бюджета Украины. Однако в связи с напряженностью бюджета могут привлекаться средства государственного кредита, средства предприятий. Механизм формирования и реализации средств для финансирования целевых комплексных программ находится на особом контроле.



1.2. Формы государственного программирования.

Известны три основные формы экономического программирования в развитых странах: конъюнктурное, частично структурное и структурное. В Швеции и Норвегии практикуется в основном конъюнктурное программирование, в Голландии - частично структурное, а для Франции и Японии типичным является структурное программирование. В зависимости от того или иного типа программирования определяется длительность экономических прогнозов, разрабатываемых и реализуемых программ.

Краткосрочное программирование, основывающееся, как правило, на конъюнктурном подходе, рассчитано на достижение общего экономического равновесия, "хорошего" платежного баланса. При этом используются традиционные общие меры налоговой и финансовой политики.

В настоящее время существует сложный набор инструментов государственной политики, которые так или иначе являются элементами программы и анализируются в рамках экономических моделей для составления краткосрочных программ.

Для достижения краткосрочных целей используется и разработанная голландскими экономистами форма частично структурного программирования. Обеспечение экономического роста на длительный период предусматривается формой структурного программирования. Этот тип программирования возник во Франции в связи с планами послевоенной реконструкции, а в дальнейшем был направлен на достижение заранее определенных структурных изменений, без которых невозможен длительный экономический рост.

Подобные изменения, по мнению СТОРОННИКОВ программирования, не могут происходить лишь на основе свободного взаимодействия рыночных сил. На этой точке зрения базируется структурное программирование. В настоящее время во Франции наряду со структурным программированием развивается и конъюнктурное программирование. В то же время в отдельных странах происходит эволюция программирования от конъюнктурного к структурному, от текущего к среднесрочному. За последние годы предприняты шаги в направлении к долгосрочному программированию.3

На основе оценок возможного долгосрочного перспективного развития (прогнозов) подготавливаются среднесрочные программы и обосновывается государственная экономическая политика.


1.3. Государственное программирование как высшая форма государственного регулирования.

Высшей формой государственного регулирования является государственное экономическое программирование.4 Его задача – комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики. По мере усложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решения, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования. Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли, регионы, социальная сфера, различные направления научных исследований.

Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные

общеэкономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодным продлением на один год.

Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой безработицы, большой инфляции.

Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования.

Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются целевые программы. Это, к примеру, приватизация новых земель Восточной Германии после присоединения к ФРГ.

Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их

осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов. Министерство финансов также разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ также широко привлекаются представители центрального банка, союзы

предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное

экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер, тем не менее, оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило, программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении.

Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное

влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается все возможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.


1.4. Опыт государственного программирования в Японии.

Япония - наиболее экономически развитая страна Азии. Наличие значительного экономического потенциала, относительно высокие темпы экономического роста, выгодное экономико-географическое положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе выделяют ее как один из основных центров территориального сосредоточения хозяйства мира.

Япония расположена на небольших по площади островах у побережья Восточной Азии. Площадь страны - 372,2 тыс. км2, население - 124 млн. человек. Сложный рельеф, ограниченность участков, пригодных для промышленного и жилого строительства, частые землетрясения - все это создает сложные условия для хозяйствования.

Япония - морская страна, для которой Тихий океан является наиболее универсальной и самой дешевой по дороге во все концы мира.

Япония шла к XXI в. как мощная экономическая держава, с развитой промышленностью, оснащенной самыми современными технологиями; имеет большие валютно-финансовые ресурсы, прочные позиции в международном разделении труда. Во второй половине XX в. страна пережила невиданный в истории экономический взлет и достигла "экономической зрелости", для которой присущи завершенные формы и структуры хозяйства, оптимальное сочетание регулирующей и направляющей роли государства с активным функционированием механизмов рынка.

На протяжении второй половины XX в. хозяйство Японии развивалось под влиянием факторов, перечень которых выглядит по-разному для послевоенных десятилетий и для периода после экономического кризиса 1974-1976 гг.  Интенсивное использование высококвалифицированной рабочей силы, активное внедрение больших достижений мирового научно-технического прогресса, реорганизация деятельности крупных корпораций дали возможность быстро обновить производственные фонды и наладить современное производство. Аграрные преобразования 1946-1949 гг. и 1991 г. ускорили формирования рыночных отношений на селе. Ограничения военных расходов открыло государству возможность направить значительные средства на поддержку новейших отраслей промышленности. Наконец, благоприятная конъюнктура на мировых рынках сырья и сбыта продукции также способствовала тому, чтобы Япония утвердилась как один из важных экспортеров товаров, а впоследствии и капитала.

В 70-80-е гг. сложилась качественно иная ситуация в развитии хозяйства Японии. Некоторые факторы ускоренного экономического развития иссякли, только высокий уровень квалификации рабочей силы сохранил свое значение. Отдельные факторы экономического роста трансформировались. Так, от практики заимствования зарубежных технологий Япония перешла к интенсивному развитию собственных научных исследований, что создало развитый научный комплекс. Осложнения ситуации на мировых рынках сырья и топлива японская экономика сгладила усиленным внедрением энерго - и материалосберегающих технологий. На новом этапе развития ведущего значение приобрели наукоемкие отрасли, продукция которых обеспечила укрепление позиций Японии на мировых рынках; возросло значение "индустрии информации"; необходимость решения экологических проблем стимулировала возникновение индустриально-экологического комплекса.

В конце 80-х гг. XX в. в Японии сложилось универсальное хозяйство, в котором сочетаются высокоинтенсивные производства и непроизводственная сфера, ориентирована на высокие мировые стандарты качества жизни.

Рынок труда в Японии представлен рабочей силой с высоким уровнем профессиональной подготовки, культуры труда и профессиональной мобильности. Причем за последние десятилетия рост производительности труда переживало рост заработной платы, а заработная плата постепенно стала одной из самых высоких в мире.

Японские предприятия имеют современные основные фонды. Благодаря прогрессивной амортизационной политике предприниматели не только используют новое и высокопроизводительное оборудование, но и заменяют морально устаревшее, даже если не вышел срок его физического износа. Уровни труда, фондоотдачи в ведущих отраслях материального производства выше или равны западноевропейским и американским.

В Японии сложилось общество, где "корпорация превыше всего". 5Богатство сконцентрировано в руках корпораций - юридических лиц. Они являются основными владельцами недвижимости и основных производственных фондов, растут их финансовые активы. Индивидуальные владельцы капитала становятся второстепенными факторами на рынке капитала и ценных бумаг.

Концентрация богатства в руках юридических лиц и усиление их возможностей по сравнению с возможностями физических лиц имеет всесторонние экономические и политические последствия. Корпорации начинают контролировать политику, активно действуют в сфере культуры, образования и научных исследований. Наблюдаются изменения в структуре собственности. Динамика изменений в распределении акционерного фонда определяет характер, цели и мотивы деятельности корпораций.

В организации жизнедеятельности и хозяйства в Японии большую роль играет государство. Страна имеет устойчивую систему государственного программирования. Уже с послевоенных лет в стране воплощена в жизнь система долгосрочных планов экономического развития. В частности, в стране разработаны и реализуются План реконструкции Японских островов (план Тонаки), программа трансформации экономической структуры Японии. Последняя, по сути, является экономической стратегией развития Японии накануне XXI века.

В этих планах определяются политические и экономические цели, выявляются проблемы развития и разрабатываются механизмы их решения. Ответственность за составление и реализацию экономических планов несет государственное Управление экономического планирования.

В Японии довольно дееспособная система государственного регулирования. Государство через министерство внешней торговли и промышленности, финансов, управления экономического планирования, различные специальные комиссии и комитеты активно влияет на различные сферы хозяйственной жизни: экономический рост, процессы конкуренции и формирования структуры собственности, развитие образования и науки, политику кредита и денежного обращения, разработку стратегий внешнеэкономических связей. Это влияние осуществляется путем косвенных, преимущественно экономических средств.

Последовательно осуществляется государственная протекционистская политика в жизненно важных отраслях. В 50-е гг. государство способствовало развитию металлургии, железных дорог, электроэнергетики, химии. Так, в 60-е гг. усилия были направлены на развитие химии синтетических материалов, нефтепереработки и нефтехимии, общего машино - и автомобилестроения, радиоэлектронной промышленности. В 70-80-е гг. приоритетными стали наукоемкие отрасли. В системе государственно-корпоративного программирования и регулирования сочетаются деятельность упомянутых государственных учреждений и неправительственных предпринимательских структур, центральное место среди которых "Кейданрен" - штаб крупного японского капитала.

Корпоративная звено хозяйственной деятельности представлена крупными финансово-монополистическими группами, в которых консолидируются ведущие корпорации страны. Каждая крупная финансово-монополистическая группа концентрирует контроль над фирмами практически всех отраслей промышленности, коммерческими банками и другими финансовыми структурами, торговыми фирмами, транспортными фирмами, научно-исследовательскими организациями.

Есть определенные закономерности в территориальной организации деятельности указанных групп. Управленческие звенья главных концернов и фирм сосредоточиваются в главных районо утверждающих центрах страны. Чем больше ранг центра, тем больше сосредоточено в нем управленческих предприятий. Между ведущими управленческими и финансовыми центрами страны создана система современного электрического и электронного связи, информационные банки и вычислительные центры страны образуют единую информационную сеть.

Страна имеет современные производительные силы, в которых нехватка природных ресурсов остатком перекрывается высоким уровнем квалификации и культуры труда рабочей силы, активным и гибким использованием капитала и возможностей менеджмента, высоким уровнем науки и техники. Государственные органы и предприниматели проводят политику активной внешнеэкономической экспансии на мировом рынке, ставят и решают сложные вопросы внутреннего развития.

Япония имеет большой опыт государственного управления научно-техническим прогрессом. Известная программа "Технополис" воплощает системный подход к управлению научно-технической деятельностью и предусматривает создание 19 городов науки, долгосрочное планирование выпуска и сбыта продукции, реализации технической политики, сотрудничества между правительством и промышленностью на региональном уровне.

Формы воздействия на частный капитал в Японии охватывают:6

1.  Систему жестких юридических мероприятий с соответствующими формами контроля через административный аппарат и полицию.

2.  Контроль со стороны органов управления.

3. Систему экономических мер (предоставление денежных субсидий, регулирование цен, введение дополнительных налогов и налоговых льгот, дифференцированной кредитной политики, политики ускоренной амортизации).

Роль целевых программ особенно хорошо видна на примере Японии, где они используются как средство стимулирования новых, наукоемких отраслей, таких как электроника, робототехника, информационные системы.

Экономические программы в Японии имеют индикативный характер, в связи с чем частным предпринимателям не определяются конкретные показатели производства того или иного товара, что невозможно в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры, а государственные органы, осуществляющие управление программой, занимаются только общей координацией, не вмешиваясь в конкретные производственные процессы.

Все экономические программы и планы в Японии исходят из того, что японская экономика является преимущественно рыночной экономикой. Поэтому, указывая главные направления экономической и социальной политики государства, программы и планы рассматриваются как базовые ориентиры для частного предпринимательства и национального развития в целом.

Анализ показывает, что экономическое программирование оказывает позитивное влияние на хозяйственную жизнь страны. Воздействие индикативных планов на экономическую динамику трудно выразить количественно, однако можно утверждать, что высокие темпы экономического роста и сравнительно небольшая амплитуда циклических колебаний в Японии в значительной степени определяются влиянием государственного программирования. Задачи индикативного планирования заключаются в формировании представления об эволюции экономической структуры и об основных направлениях развития, с тем чтобы:

  1. дать ориентиры частным предпринимателям;
  2. сформировать базу, позволяющую правительству осуществлять контроль над экономикой;
  3. выделить те аспекты народно-хозяйственной жизни, где вследствие наличия острых проблем необходимо активное вмешательство государственных органов; определить принципы и масштабы такого участия.


Глава 2. Формирование государственного программирования в Российской Федерации.

2.1. Цели направления инструменты и важнейшие программы государственного программирования в России.

Цели

В экономической науке выделяют так называемую пирамиду целей государственного регулирования.

Высшими целями государственного регулирования являются формирование благоприятных условий для поддержания экономического развития и социальной стабильности общества. Остальные цели вытекают из этих высших целей.

Цели первого порядка (их называют магическим четырехугольником) включают в себя четыре основные цели государственного регулирования:

1) обеспечение роста ВВП;

2) минимизацию безработицы;

3) стабильность уровня цен;

4) внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном платежном балансе.

Магическим четырехугольником эти цели называются потому, что они противоречат друг другу. Борьба с инфляцией путем «удорожания денег» имеет своим следствием сокращение инвестиций и рост безработицы. Поэтому во всех четырех направлениях следует двигаться равномерно.

Цели второго порядка направлены на создание благоприятных законодательных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции, стимулирование умеренного экономического роста, внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, сглаживание цикличности экономики, поддержание удовлетворительного состояния окружающей среды и некоторые другие.

Непосредственным конкретным воплощением целей являются задачи, стоящие перед национальной экономикой. Целый ряд основных задач государственного регулирования осуществляется через государственные функции.

Основной функцией государства в современной экономике является создание правовой базы экономической деятельности. Эта функция государства предполагает разработку, принятие и контроль за выполнением законов и правовых норм, обеспечивающих функционирование экономики в целом, регулирующих экономическую деятельность отдельных ее субъектов. Важной задачей государства является установление (спецификация) прав собственности на экономические ресурсы. Для России очень важен контроль за исполнением законодательных норм.

Проведение антимонопольной политики также считается первостепенной задачей государственной экономической политики. В Германии, к примеру, антимонопольный закон называют конституцией рыночной экономики. Опираясь на антимонопольное законодательство, государство ведет борьбу с монополизмом, защищает принципы свободной конкуренции, что позволяет в конечном итоге реализовывать преимущества рыночной экономики, повышать эффективность хозяйствования.

Создание общественных благ — еще одна важная функция государства. Рыночная экономика, как и любая другая, не может без них существовать. Однако коммерческие организации производят лишь то, что приносит прибыль. Поэтому общественные блага создаются главным образом государством либо негосударственными некоммерческими организациями, которые также пользуются поддержкой государства. Уровень потребления общественных благ, гарантированный государством, зависит от его возможностей, определяемых размерами государственного бюджета.

Регулирование внешних (побочных) эффектов. Внешние эффекты, или экстерналии, — это полезность или издержки, которые не отражены в условиях контракта и не учитываются в системе цен.7 Они могут быть как отрицательными, так и положительными. Загрязнение окружающей среды в связи добычей нефти служит ярким примером отрицательного внешнего эффекта. Примером положительного внешнего эффекта, например, является разведение пчел одним фермером, что позволяет его соседям повышать урожай плодовых культур, не вкладывая дополнительные инвестиции. Государство призвано регулировать внешние эффекты, уменьшая издержки, приносимые отрицательными экстерналиями, и поддерживая выгоды от положительных.

Создание инфраструктуры экономики — еще одна задача, требующая государственного вмешательства. Развитая инфраструктура является непременным условием эффективной экономики.

Направления

Даже в системе «свободного» рынка нельзя обойтись без государства. Оно берет на себя функции, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Это по крайней мере три функции:

1) обеспечение экономики нужным количеством денег;

2) регулирование так называемых «внешних» (или побочных) эффектов;

3) удовлетворение потребностей в «коллективных благах» (или в «общественных товарах»).

Взаимодействие участников экономической системы многообразно по формам и социальным последствиям. Большинство из них охвачено рынком. Но есть и такие, что оказываются вне его, т.е. деятельность производителя и потребителя порождает внешние для рынка эффекты, которые могут и не иметь денежной оценки, но тем не менее реально влияют на благосостояние рыночных субъектов. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Классическим примером отрицательного эффекта является строительство плотины в верховьях реки. В этом случае для живущих в нижнем течении реки ухудшаются условия ловли рыбы. Пример положительного внешнего эффекта: фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев.

Регулирование внешних для рынка эффектов берет на себя государство. Большое значение для современной экономики имеет государственное регулирование внешних эффектов, связанных с экологическим аспектом производства. Ориентированная на спрос рыночная экономика в течение столетий стимулировала вовлечение все больших природных ресурсов в хозяйственный оборот, что в конце концов поставило на грань выживания современное общество. Ухудшение экологической ситуации привело к тому, что появились специальные государственные регуляторы, призванные предотвратить негативные социальные последствия рыночной конкуренции.

Следующая функция государства — удовлетворение потребностей в «общественных товарах». Механизм рынка нацелен на удовлетворение только тех потребностей, которые выражаются через спрос. Но есть и такие потребности, которые нельзя измерить в деньгах и превратить в спрос. Рынок пройдет мимо таких потребностей. Речь идет о товарах и услугах коллективного пользования, в потреблении которых участвуют члены общества. Это оборона,  охрана общественного порядка,  государственное управление,  единая энергетическая система и т.д. — эти блага в мировой экономической науке называются общественными товарами. Их особенностью является неисключаемость из потребления, достаются они всем потребителям поровну и часто потребляются коллективно. Предоставление населению общественных товаров является функцией государства, а их финансирование осуществляется через центральный или местный бюджет. Иногда, правда, бывает трудно отличить общественные товары от частных. Так, например, высшее образование имеет черты общественного товара, так как студенты потребляют его услуги коллективно и поровну, но оно же имеет и черты частного товара, так как не отвечает принципу неисключаемости из потребления. Поэтому система высшего образования может развиваться на сочетании рыночной и государственной основ.

Три указанные выше функции — это максимум того, что может делать государство в условиях свободного рынка, и одновременно минимум того, что оно делает в реальной рыночной экономике.

Инструменты

Финансовая (фискальная) политика

Использование финансовых инструментов для реализации определенных макроэкономических целей обусловило формирование такого явления, как финансовая (фискальная) политика. В мировой экономической литературе оба данных термина используются нередко как синонимы. Однако в смысловом наполнении двух указанных терминов следует видеть различие. Термин «фискальная политика» имеет более узкое значение. Он подчеркивает, в первую очередь, значимость аккумуляции ресурсов в государственном бюджете и использование этого процесса в целях регулирования конъюнктуры.

Понятие «финансовая политика» отражает более широкое содержание. Смысловая нацеленность данного термина больше ориентируется не только на сбор ресурсов, но и на их использование.

Отметим, что многосторонность понятия «финансовая политика» ориентирует на восприятие данного экономического явления в двух аспектах:

  1. Как механизм, или инструмент (с помощью которого достигается выполнение многих макроэкономических целей),
  2. Как самостоятельное направление экономической политики.

Процесс финансового регулирования основан на использовании системы аккумуляции средств и их расходования. В каждом случае - своя специфика. Сильная сторона политики изъятия средств - эффективность воздействия на конъюнктурные колебания. Политика же финансовых затрат позволяет поддерживать общее развитие страны.

Основу финансовых доходов составляют налоги. По экономическому содержанию налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц, осуществляемые без получения встречной услуги.

В ходе исторического развития в мировой хозяйственной практике сформировалось множество видов налогов. В современных развитых странах их численность составляет около 50. Для сравнения отметим, что в конце 1990-х гг. количество видов налогов в России превысило 80.

С целью получения систематизированного представления обо всех налогах сложились различные их классификации. Например, различают основные и дополнительные налоги. Критерий данного подхода - степень важности доходов для бюджета. Принято выделять также прямые и косвенные налоги (основа классификации в данном случае - характер изъятия средств). В зависимости от субъекта обложения налоги можно подразделить на две группы: связанные с доходами и с использованием этих доходов. Налоговая система является мощнейшим средством перераспределения финансовых ресурсов. Степень использования данного метода имеет отличия в разных странах. Например, в США и Японии через налоговую систему мобилизуется 27-29% ВНП, в Швеции - 50-54%.

Налогообложение следует построить так, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно (ориентация на так называемый принцип дешевизны обложения).

Взимание налогов должно осуществляться так, чтобы затраты налогоплательщика, связанные с процедурой выплаты, были максимально низки (принцип дешевизны уплаты налогов).

Уплата налогов должна быть как можно менее ощутимым бременем для налогоплательщика, с тем, чтобы не ущемлять его экономическую активность (принцип ограничения бремени налогов).

В качестве самостоятельного принципа можно назвать и положение о необходимости нахождения оптимальных ставок налогообложения. Данное правило, ориентированное на стимулирование деловой активности предпринимателей, было выдвинуто американским экономистом А.Лаффером. Реализуя это правило в условиях России, уместно сослаться на мнение российского экономиста Е.Г.Ясина. По его словам, оптимальная для условий России налоговая нагрузка не должна превышать 30-32%.

Обращаясь к конкретным методам налогового регулирования, следует обозначить два аспекта.

Во-первых, речь идет о системе нормативного изменения ставок налогообложения. Данный метод весьма действенен, хотя используется не очень часто.

Во-вторых, заметную роль играет использование системы прогрессивных ставок. Именно этот аспект создает условия автоматического регулирующего воздействия налоговой системы. Благодаря прогрессии, а также умело разработанной системе соотношения облагаемых сумм и используемых ставок, налоговая система приобретает свойство эластичности. Это означает, что налогообложение приобретает адаптационные (по отношению к колебаниям конъюнктуры) свойства.

Денежно кредитная (монетарная) политика

Монетарная политика представляет собой совокупность мероприятий центрального банка (ЦБ) в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс. Цель данной формы регулирования - достижение равновесного и устойчивого развития экономики.

Особенностью монетарных методов является то, что с их помощью государство стремится воздействовать преимущественно на совокупное предложение.

Субъектами данного механизма регулирования выступают центральный банк и деловые (коммерческие) банки. В рамках монетарной политики центральный банк выполняет две основные функции:

  1. Обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой, являющейся важнейшим элементом инфраструктуры рынка;
    1. Воздействие на кредитную деятельность деловых банков (в интересах макроэкономической политики).

В России основная функция Банка России - разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Деятельность ЦБ должна быть нацелена на выполнение задач экономической политики правительства. В то же время данный кредитный центр может иметь различный статус по отношению к правительству.

Определенная степень самостоятельности дается центральному банку на основе принципа разделения власти.

Инструменты монетарной политики

Оперируя в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует различные инструменты. Большинство из них имеют косвенный характер воздействия. В этом - аналогия общим принципам действия государства в экономике. Операции на открытом рынке представляют собой наиболее рыночный вариант воздействия ЦБ на экономику. Цель, которая при этом преследуется, - регулирование количества денег, находящихся в обороте в данной стране. В ходе продажи ценных бумаг коммерческим банкам у них изымаются избыточные балансовые резервы. В итоге денежная масса в обращении сокращается. В случае покупки ценных бумаг у деловых банков ЦБ оплачивает их стоимость и тем самым вводит в народнохозяйственный оборот дополнительную массу денег.

Учетная политика. На основании закона ЦБ имеет право манипулировать ставкой процента, по которому он выдает кредиты деловым банкам. Происходит своего рода регулирование «цены кредита». Получая данные ресурсы, деловые банки предоставляют их (по более высокому проценту) другим субъектам экономики. В условиях России инфляционные явления в 1990-х гг. обусловливали формирование совершенно иных пропорций. Если предлагаемая ставка рефинансирования ЦБ могла составлять примерно 100%, то последующий уровень ставки у коммерческих банков достигал 150-180%.

С помощью ставки процента ЦБ оказывает косвенное воздействие на соотношение спроса и предложения на рынке капитала. «Дорогой» кредит ограничивает спрос на заемные ресурсы со стороны предпринимательского сектора. В итоге сокращаются их инвестиции. Деловая активность в стране снижается.

наибольший эффект в процессе регулирования дает:

  1. Использование широкого спектра методов,
  2. Применение их в целесообразной последовательности (от более мягких - к более жестким) в зависимости от реакции деловых банков.

В России в настоящее время используются в основном две операции:

  • политика рефинансирования,
  • политика обязательных минимальных резервов.

Добровольные соглашения. Центральный банк стремится порой к заключению деловых соглашений с коммерческими банками. Этот метод позволяет принимать операционные решения, действуя быстро и без особого бюрократизма.


  1. Государственное программирование в сфере образования.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие Образования" на 2013 - 2020 годы.

Цели программы заключаются в обеспечении высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики, а так же в повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Главными задачами программы являются:

  1. Формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;
  2. Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей;
  3. Модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;
  4. Создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;
  5. Обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи

Данная программа опирается на несколько этапов:

  • I этап - 1 января 2013 г. - 31 декабря 2015 г.;
  • II этап - 1 января 2016 г. - 31 декабря 2018 г.;
  • III этап - 1 января 2019 г. - 31 декабря 2020 г.

Результатом реализации данной программы должны являться такие итоги как:

  1. Улучшение результатов российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA);
  2. Повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг;
  3. Повышение эффективности использования бюджетных средств, обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных организаций за счет реализации новых принципов финансирования (на основе государственных (муниципальных) заданий);
  4. Повышение привлекательности педагогической профессии и уровня квалификации преподавательских кадров;
  5. Обеспечение потребности экономики Российской Федерации в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития;
  6. Увеличение количества российских вузов, отмеченных в первой полутысяче в наиболее массово признаваемых рейтингах мировых университетов;
  7. Создание условий для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни;
  8. Увеличение доли образовательных услуг, оказываемых в рамках частно-государственного партнерства;
  9. Формирование сети ведущих вузов страны;
  10. Реализация гарантии получения дошкольного образования;
  11. Отсутствие очереди на зачисление детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные образовательные организации;
  12. Создание условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, во всех общеобразовательных организациях;
  13. Охват программами дополнительного образования не менее 75 процентов детей в возрасте 5 - 18 лет;
  14. Увеличение доли молодых людей, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений от 17 процентов в 2010 году до 28 процентов к 2020 году;
  15. Повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного развития страны.8

Рассмотрим общие объемы финансирования программы Российской Федерации "Развитие Образования". (Приложение А)

2.3. Государственное программирование в сфере Здравоохранения.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения"

Цели программы заключаются в обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Главными задачами программы являются:

  1. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;
  2. Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;
  3. Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины;
  4. Повышение эффективности службы родовспоможения и детства;
  5. Развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;
  6. Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;
  7. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;
  8. Повышение роли России в глобальном здравоохранении;
  9. Повышение эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья;
  10. Медико-биологическое обеспечение охраны здоровья населения;
  11. Обеспечение системности организации охраны здоровья.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" реализуется в два этапа:

  • Первый этап: 2013 - 2015 год;
  • Второй этап: 2016 - 2020 год.

Результатом реализации данной программы должны являться такие итоги как:

  1. Снижение смертности от всех причин до 11,4 случаев на 1000 населения;
  2. Снижение материнской смертности до 15,5 случаев на 100 тыс. родившихся живыми;
  3. Снижение младенческой смертности до 6,4 случаев на 1000 родившихся живыми;
  4. Снижение смертности от болезней системы кровообращения до 622,4 случаев на 100 тыс. населения;
  5. Снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий 10,0 случаев на 100 тыс. населения;
  6. Снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 190,0 случаев на 100 тыс. населения; снижение смертности от туберкулёза до 11,2 случаев на 100 тыс. населения;
  7. Снижение потребления алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь) до 10,0 литров на душу населения в год;
  8. Снижение распространённости потребления табака среди взрослого населения до 25,0%;
  9. Снижение распространённости потребления табака среди детей и подростков до 15,0%;
  10. Снижение уровня заболеваемости туберкулёзом до 35,0 случаев на 100 тыс. населения;
  11. Увеличение обеспеченности врачами до 44,8 на 10 тыс. населения;
  12. Соотношение врачей и среднего медицинского персонала 1:3;
  13. Повышение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  14. Повышение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  15. Повышение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  16. Увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74.9

Рассмотрим общие объемы финансирования программы Российской Федерации " Развитие здравоохранения". (Приложение В)

Заключение

В данной курсовой работе мною освещены такие темы, как: сущность государственного программирования экономики, цели, задачи и инструменты, подробно рассмотрены формы и важнейшие программы государственного программирования экономики. Так же была проанализирована необходимость Государственного программирования как высшей формой государственного регулирования. Мною были сделаны следующие выводы.

Экономика страны — это сотни миллионов различных компонентов (включая людей, машины, оборудование, сырье, материалы, инструменты и др.), находящихся в постоянном взаимодействии. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления.

Важнейшая экономическая задача государственных органов - обеспечить условия разработки и реализации государственной инвестиционной и научно-технической политики в стране, способствующей техническому перевооружению производства и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках.

На государство возлагаются следующие основные задачи: создание правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства.

Высшей формой государственного регулирования является государственное экономическое программирование. Его задача – комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов. Как правило, программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов.


Литература:

  1. Курс общей экономической теории: Учебное пособие / под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. СПб.: СПбУЭФ. 1996.
  2. Курс экономической теории / под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: АСА. 2001.
  3. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник/ Архангельский В. П., Будорина А. В. и др.; под общей редакцией В. И. Кушлина – 2-е изд, доп. и перер. – М.: РАГС, 2003.
  4. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие. – М.: Дело, 2001.
  5. Холодов Л. Г. «Вопросы государственного регулирования экономики» . 1994 г. Изд. «Экономика».
  6. Митрофанова И.В. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием региона. // Социально-гуманитарное знание. - 2006. - № 2. - С. 36-50.
  7. Постановление Правительства  Российской Федерации  от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы".
  8. Постановление Правительства  Российской Федерации  от 15 апреля 2014 г. № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".

Электронные источники:

  1. http://banauka.ru
  2. http://eclib.net/
  3. http://www.ngpedia.ru/
  4. http://uchebnikionline.com/
  5. http://rudocs.exdat.com/


Приложение А

Приложение В

Общие затраты на программу "Развитие здравоохранения"

1 Курс общей экономической теории: Учебное пособие / под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. СПб.: СПбУЭФ. 1996.

2 Курс экономической теории / под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: АСА. 2001.

3 Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник/ Архангельский В. П., Будорина А. В. и др.; под общей редакцией В. И. Кушлина – 2-е изд, доп. и перер. – М.: РАГС, 2003.

4 Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие. – М.: Дело, 2001.

5 http://www.ngpedia.ru/ (Электронная энциклопедия: Государственное программирование Японии)

6 http://banauka.ru (Электронная энциклопедия: Экономическое развитие Японии)

7 Митрофанова И.В. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием региона. // Социально-гуманитарное знание. - 2006. - № 2. - С. 36-50.

8 Постановление Правительства  Российской Федерации  от 15 апреля 2014 г. N 295"Развитие Образования" на 2013 - 2020 годы.

9 Постановление Правительства  Российской Федерации  от 15 апреля 2014 г. № 294 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"

41

Государственное программирование в рыночно экономике. Цели направления и инструменты государственного программирования