Положения, определяющие размер и порядок выплаты пенсионного обеспечения
Содержание
Введение……………………………………………………………..4-5
- Правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей
- Виды пенсионного обеспечения и круг лиц……………………6-9
- Порядок назначения пенсионного обеспечения……………10-12
- Положения, определяющие размер и порядок выплаты пенсионного обеспечения
- Исчисление пенсионного обеспечения……………………14-19
- Выплата пенсионного обеспечения……………………….20-22
- Главные проблемы в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей, а так же возможные пути их решения……………………………………………………24-26
Заключение……………………………………………………27-28
Список использованных источников………………………..29-30
Введение
В РФ и других странах военнослужащие и члены их семей находятся в особом правовом положении. Это обусловлено тем, что для обеспечения безопасности государства и граждан, военнослужащим необходимо претерпевать определенные неудобства, связанных с полной реализации их прав и свобод.
На особом положении так же находятся и семьи военнослужащих, которые, не меньше, нуждаются в защите и поддержке государства. Российская федерация демократическое и правовое государство, главной ценностью которого являются человек, его права и свободы [1]. Поэтому все неудобства, связанные с несением военной службы компенсируются в полном объёме, не только военнослужащим, но и их семьям, Российским законодательством, за счет пенсий, пособий, отпусков и компенсационных выплат.
Ситуация в мире такова, что Россия и её союзники наращивают военный потенциал, в связи с чрезвычайной обстановкой в Сирии и на ближнем востоке. Министерством обороны проводятся стратегические военные операции и учения. Военнослужащие занимают далеко не последнюю роль в данном вопросе. Поэтому тема курсового проекта «Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей» наиболее актуальна в данной обстановке.
Объектом курсового проекта является реализация пенсионного законодательства в сфере обеспечения пенсиями военнослужащих и их семей.
Основной задачей исследования является полное и всестороннее изучение нормативных актов в сфере обеспечения пенсиями военнослужащих и членов их семей, а так же выявление основных проблем в законодательстве и его реализации.
Для решения поставленной задачи применяются следующие способы:
- Анализ учебной и научной литературы с последующим обобщением материала.
- Изучение законодательной базы Российской Федерации.
Практическая значимость данного проекта в том, что результат, проведенного исследования может быть рассмотрен в качестве законодательной инициативы и возможно принят на рассмотрение в органы законодательной власти Ярославской области и РФ.
При исследовании данного проекта были использованы Федеральные законы РФ, а так же научные статьи, регламентирующие сферу пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе освещаются основы правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей, рассматривается порядок назначения и виды пенсий, так же устанавливается круг лиц, имеющих право на получение пенсионного обеспечения.
Во второй главе рассматривается исчисление выплата и размер пенсионного обеспечения военнослужащим и членам их семей. Освещаются основные проблемы в сфере обеспечения пенсиями военнослужащих и их семей, а так же предлагаются возможные варианты решения этих проблем.
- Правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей.
- Виды пенсионного обеспечения и круг лиц.
Пенсионное обеспечение военнослужащих это форма материальной поддержки со стороны государства. Данный вид обеспечения реализуется в соответствии c правом граждан на социальное обеспечение в связи с:
- достижением определённого возраста,
- болезнью,
- инвалидностью,
- потерей кормильца,
- воспитанием детей,
- иными обстоятельствами установленными в Российском законодательстве [2].
Согласно Конституции Российской Федерации, пенсионное обеспечение военнослужащих находится в совместном ведении РФ и её субъектов [3], а соответственно полномочия по выплате пенсионного обеспечения военнослужащим и членам их семей возложены на законодательный орган РФ или субъекта РФ [4].
Ниже приведена схема социальной политики в отношении военнослужащих.
Рис.1направления соц. политики в РФ в отношении военнослужащих и их семей.
Рассматривая данную тему, стоит дать определение термина военнослужащий, ниже приведены следующие варианты:
- В соответствии с ч.3 ст. 2 ФЗ от 28 марта 1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий - гражданин (иностранный гражданин), проходящий военную службу по призыву / контракту
- лицо, состоящее на военной службе
- военнослужащие представляют социальную группу, состоящую из индивидуальных субъектов права, осуществляющих определенные социально необходимые функции и выполняющих задачи в учрежденных и государственных органах и организациях, в которых законом предусмотрена военная служба.
Основными нормативно правовыми актами, регулирующими сферу пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, являются:
- Федеральный закон от 15.12.2001года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»
- Федеральный закон от 06.02.1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел»
- Закон РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»
- Указ Президента РФ от 18.02.2005 г. N 176 «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям граждан»
В РФ для военнослужащих и членов их семей предусмотрены следующие виды пенсионного обеспечения:
- за выслугу лет
- по инвалидности
- в случае смерти военнослужащего, их семьи, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
В законодателем, так же четко, обозначен круг лиц, имеющих право на данное обеспечение это лица, проходившие военную службу в:
- Министерстве обороны (в качестве лиц рядового и начальствующего состава);
- ОВД;
- Государственной противопожарной службе;
- органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы.
Существует в пенсионной системе перечень лиц приравненных к проходившим военную это:
- лица, которые в период ВОВ занимали в командные должности, соответствующие должностям офицеров и их семьям назначаются пенсии на основаниях, предусмотренных для лиц проходивших военную службу в качестве офицеров и их семьи.
- бывшие военнослужащие срочной службы, которые в период ВОВ занимали в воинских частях, штабах и учреждениях действующей армии должности офицеров и их семьи.
- лица, состоявшие на сверхсрочной военной службе,
- женщины, проходившие в добровольном порядке действительную военную службу на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин и их семьи.
Таким образом, пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей можно выделить как самостоятельную отрасль пенсионного законодательства. Законодателем четко установлены виды пенсии и установлен круг лиц претендующих на данные виды пенсии, атак же выделен ряд нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу
- Порядок назначения пенсионного обеспечения
Пенсия за выслугу лет, по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца военнослужащим и их семьям назначаются в порядке, установленном Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, Государственной противопожарной службе и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, а так же членам их семей [5] ".
Видов пенсионного обеспечения существует несколько, соответственно и пенсии назначаются нескольким категориям граждан. Ниже рассматриваются возможные варианты назначения пенсий.
- На назначение пенсии за выслугу лет могут претендовать:
а) граждане, имеющие выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;
б) граждане, уволенные со службы по достижении предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная служба, и (или) служба в ОВД, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
При назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" в трудовой стаж включаются:
- трудовой стаж, исчисляемый до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Выслуга лет для назначения военной пенсии устанавливается Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в ОВД, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ".
- На назначение пенсии по инвалидности могут претендовать:
граждане, ставшие инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.
3. При гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы по призыву или не позднее 3 месяцев после увольнения с военной службы, либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период военной службы, нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца, на данную пенсию могут претендовать следующие категории граждан.
- дети, братья, сестры и внуки погибшего (умершего) кормильца, не достигшие возраста 18 лет, если они обучаются по очной форме в образовательных учреждениях всех типов, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории РФ, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами РФ, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, то до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. Пенсия будет назначаться так же, если дети, братья, сестры и внуки или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет. При этом братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
- один из родителей или супруг, либо дедушка или бабушка, брат или сестра погибшего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят (занята) уходом за детьми, братьями или сестрами погибшего кормильца, не достигшими возраста 14 лет и не работает;
- отец, мать и супруг погибшего кормильца (за исключением родителей военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы), если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;
- родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, если они достигли возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);
- дедушка и бабушка погибшего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
Нетрудоспособным членам семьи, указанным в подпунктах 1 (за исключением детей), 3 и 5 настоящего пункта, пенсия назначается в том случае, если они находились на иждивении погибшего кормильца.
В случае инвалидности или гибели кормильца, вследствие совершения им преступления вышеуказанным категориям граждан назначается государственная социальная пенсия.
Таким образом, в законодательстве РФ четко обозначены виды, назначаемых пенсий и выделен круг лиц приравненных к лицам, проходившим военную службу.
2. Положения, определяющие размер и порядок выплаты пенсионного обеспечения
2.1 Исчисление и выплата пенсионного обеспечения
Пенсии военнослужащим и членам их семей, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава ОВД, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для начисления им пенсии учитываются оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и надбавка за выслугу лет, включая проиндексированные выплаты.
Размеры окладов по званию и по должности установлены приказом от 30.06.2006 № 200 (действующая редакция от 24 июля 2009). Ниже приведены размеры должностных окладов для некоторых воинских званий (более распространенных среди граждан, которым назначается военная пенсия):
Таблица 1- размеры окладов по некоторым воинским званиям.
Звание |
Оклад по званию в руб. |
Прапорщик |
19120 |
Старший прапорщик |
19530 |
Капитан |
24740 |
Майор |
26600 |
Подполковник |
28480 |
Полковник |
30340 |
Генерал-майор |
34100 |
Размер пенсии за выслугу лет[6]:
- военнослужащим, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет 50% сумм денежного довольствия. За каждый год выслуги свыше 20 лет 3% сумм денежного довольствия, но всего не более 85% этих сумм;
- военнослужащим, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная служба: за общий трудовой стаж 25 лет 50% сумм денежного довольствия. За каждый год стажа свыше 25 лет 1% сумм денежного довольствия.
Повышение пенсий уволенным военнослужащим производится одновременно с увеличением окладов денежного содержания военнослужащих, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.
Размер пенсии по инвалидности не может быть ниже:
для инвалидов вследствие военной травмы:
-1 группы 300 %,
-2 группы 250 %,
-3 группы 175 %
для инвалидов вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы):
- 1 группы 250 %,
-2 группы 200 %,
-3 группы 150 % расчетного размера пенсии установленного в вышеуказанном законе.
Размер пенсии устанавливается следующим образом
инвалидам вследствие военной травмы:
- 1 и 2 групп 85 %,
-3 группы 50 % соответствующих сумм денежного довольствия;
инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы:
-1 и 2 групп 75 %,
-3 группы 30 % сумм денежного довольствия, предусмотренного законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»
Пенсии назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе минимальные), повышаются:
а) Героям Советского Союза, Героям РФ и лицам, награжденным орденом Славы 3-х степеней, - на 100% размера пенсии, Героям Социалистического Труда - на 50% размера пенсии. При этом лицам, неоднократно удостоенным звания Героя Советского Союза, Героя РФ или Героя Социалистического Труда, пенсия повышается соответственно каждому полученному званию;
б) чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Паралимпийских игр, чемпионам Сурдолимпийских игр - на 50% размера пенсии;
в) гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы 3-х степеней или орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-х степеней, - на 15% размера пенсии;
г) участникам ВОВ из числа лиц, указанных в ФЗ "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в ФЗ "О ветеранах", - на 32 % расчетного размера пенсии;
д) гражданам, которые в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года находились на военной службе не менее 6 месяцев (за исключением граждан, находившихся в составе действующей армии), а также лицам, которые в период ВОВ (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года) проработали не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награждены орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную военную службу в годы ВОВ, - на 16 % расчетного размера пенсии. При этом лицам, родившимся по 31 декабря 1931 года включительно, пенсии повышаются без истребования документов, подтверждающих прохождение военной службы в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года или стаж работы в период ВОВ;
е) бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, - на 32 % расчетного размера пенсии;
ж) лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, - на 16 % расчетного размера пенсии;
з) лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - на 32 % расчетного размера пенсии;
и) инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, которые связаны с боевыми действиями в период ВОВ либо с их последствиями, - на 32 % расчетного размера пенсии.
Лицам и членам семей этих лиц, получающим дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, установленное ФЗ от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ, повышение пенсий не производится.
Формула для расчёта военной пенсии[7]:
(ОВД + ОВЗ + НВЛ) * (50% + 3% за каждый год службы свыше 20 лет) * 0,58,где:
ОВД оклад по воинской должности;
ОВЗ оклад воинского звания;
НВЛ надбавка за выслугу лет.
Законодательство устанавливает различные размеры пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих в зависимости от причин наступления смерти.
Если военнослужащий погиб после ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества, в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы в государствах, где велись боевые действия, во время пребывания в плену, во время пребывания в действующей, то пенсия по случаю потери кормильца выплачивается в размере 40 % денежного довольствия на каждого нетрудоспособного члена семьи.
Также в размере 40 % от суммы денежного довольствия, получаемого военнослужащим, пенсия по случаю потери кормильца назначается членам его семьи:
- если погибший военнослужащий на день смерти являлся инвалидом вследствие военной травмы,
- детям, потерявшим обоих родителей,
- детям умершей одинокой матери.
Если военнослужащий погиб в период военной службы вследствие увечья, в результате несчастного случая, не связанного с несением военной службы, либо в результате болезни, не связанной с исполнением обязанностей военной службы, то пенсия по случаю потери кормильца начисляется в размере 30 % от денежного довольствия военнослужащего.
Минимальный размер пенсии по случаю потери кормильца и членам семей военнослужащих составляет 150 % минимального размера пенсии по старости на каждого нетрудоспособного члена семьи военнослужащего. Если пенсия по случаю потери кормильца назначается членам семей военнослужащих, погибших в результате увечья или заболевания, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, то минимальный размер пенсии составляет 100 % минимального размера пенсии по старости на каждого нетрудоспособного члена семьи.
Если член семьи погибшего (умершего) военнослужащего является инвалидом 1 группы или достиг 80-летнего возраста, ему назначается надбавка к пенсии в размере 100 % минимального размера пенсии по старости. Если пенсионер нуждается в постоянном постороннем уходе, то ему назначается надбавка к пенсии в размере 2/3 от минимального размера пенсии по старости.
Детям-инвалидам, а также инвалидам с детства 1и 2групп, детям, потерявшим обоих родителей, детям умершей одинокой матери, получающим пенсию по случаю потери кормильца за погибшего (умершего военнослужащего), назначается надбавка к пенсии в размере 100 % минимального размера пенсии.
В данном разделе рассмотрены нюансы, относительно размеров, начисляемых пенсий и более детально изучен круг лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение. Выделены категории граждан которым, помимо назначения пенсии, производится и ее повышение.
2.2 Выплата пенсионного обеспечения
С момента увольнения со службы у военнослужащего, а так же у членов его семьи, появляется право на получение пенсионного обеспечения.
Семьям военнослужащих пенсии по случаю потери кормильца назначаются со дня смерти военнослужащего, каждому члену семьи, на весь период их нетрудоспособности. Если по результатам медицинского обследования лицо, получающее пенсию по случаю потери кормильца за военнослужащего, признается трудоспособным, то оно утрачивает право на получение данной пенсии. Членам семьи, получающим пенсию по случаю потери кормильца, мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет, пенсия назначается пожизненно. Перерасчет пенсий осуществляется с первого числа того месяца, который следует за месяцем, в котором наступили обстоятельства, послужившие основанием для перерасчета пенсии.
Выплата пенсионного обеспечения производится непосредственно после того, как заявление гражданина поступит на рассмотрение в уполномоченный орган . Если гражданин, имеющий право на назначение пенсии, несвоевременно обратился за ее назначением, то пенсия назначается с того дня, с которого возникло право на данный вид пенсии. К заявлению о назначении пенсии необходимо так же приложить:
- документ, удостоверяющий личность военного пенсионера, его возраст, место жительства и принадлежность к гражданству (паспорт или иные документы),
- выписку из приказа об увольнении, копию послужного списка (все в личном деле),
- выписка из акта освидетельствования в учреждении МСЭК (по требованию),
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования
- документы о страховом стаже (трудовая книжка, справка о работе и иные документы),
- документы о среднемесячном заработке: за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующим работодателем или государственными (муниципальными) органами (по установленной форме),
- В случае работы за 2000-2001 гг., документы о заработке за 60 месяцев работы не представляются, органами Пенсионного фонда заработок исчисляется по данным индивидуального (персонифицированного) учета, имеющимся в базе ПФР,
- об изменении фамилии, имени, отчестве (при наличии указанных фактов по требованию),
- справка силового ведомства установленного образца о периоде службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера военной пенсии за выслугу лет или военной пенсии по инвалидности,
- заявление о способе доставки пенсии через выплатную организацию (почтовое отделение, отделение сбербанка).
Выплата пенсий производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации, пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка РФ, путем зачисления сумм во вклады либо перевода денежных сумм через организации почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.
Выплата пенсий путем перевода денежных сумм через организации почтовой связи и доставка пенсий по месту жительства или месту пребывания пенсионеров осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Выплата пенсий производится за текущий месяц, в сроки, определяемые федеральными органами исполнительной власти по согласованию с учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации и организациями федеральной почтовой связи.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания, в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.
По желанию пенсионера пенсия может выплачиваться по доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии ежегодного подтверждения пенсионером факта регистрации его по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации.
Суммы пенсии, перечисленные на соответствующий счет после смерти пенсионера, подлежат возврату в федеральный бюджет.
Пенсии, назначаемые в соответствии с законодательством РФ, выплачиваются полностью независимо от наличия у пенсионеров заработка или другого дохода. Пенсионерам, поступившим на работу или имеющим доход от занятия предпринимательской деятельностью, не выплачиваются только надбавки к пенсии, предусмотренные для неработающих пенсионеров.
Сумма пенсии, начисленная пенсионеру из числа лиц, указанных выше, и членов их семей, но не востребованная им своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением. Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Выплата пенсий военнослужащим и членам их семей приостанавливается в случае лишения пенсионера свободы по приговору суда на срок лишения свободы, а в случае смерти пенсионера оставшаяся невыплаченной часть пенсии выплачивается членам его семьи, если они производили его похороны. Если же похороны пенсионера осуществлялись не членами его семьи, то они теряют право на получение оставшейся после смерти пенсионера невыплаченной части пенсии.
Ежемесячные выплаты военным пенсионерам проиндексированы на 7,5 процентов. А перерасчет военно-пенсионных выплат произведен с 1 октября 2015 года. В зависимости от того, в каком звании военнослужащий ушел в запас или отставку, сколько лет он провел в строю, кошелек военного пенсионера потяжелеет на 700-1200 рублей[8].
Все споры по пенсионному обеспечению военнослужащих и членов их семей решаются пенсионными органами министерства обороны Российской Федерации (военкоматами) в порядке их подчиненности. В случае несогласия с решением, вынесенным военкоматом, пенсионер вправе обращаться за решением своего вопроса в судебном порядке.
2.3 Главные проблемы в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей, а так же возможные пути их решения
Разногласия по вопросам назначения и выплаты пенсий военнослужащим и их семьям, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий и пособий разрешаются вышестоящими органами в порядке подчиненности пенсионных органов либо в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации [9].
В силу действующего законодательства уровень пенсии военнослужащих зависит от их должностного оклада. Несмотря на то, что денежное содержание растёт, уровень пенсий военнослужащих остаётся на прежнем уровне. Одновременно осуществляется рост гражданских пенсий, которые уже практически нагнали по уровню пенсии военные. В Российской Федерации сложилась практика повышения денежного довольствия военнослужащим за счёт введения различных надбавок и дополнительных выплат. При этом не происходит повышения их денежного содержания и, следовательно, не осуществляется повышение военных пенсий. Решением данной проблемы мог бы стать законопроект, устанавливающий повышение размера оклада и денежного довольствия военнослужащего, за счет отмены некоторых льгот и надбавок.
Следующей проблемой является то, что многие военнослужащие оказываются на пенсии ещё в трудоспособном возрасте (30-40 лет), но отсутствие у них гражданского стажа и опыта по гражданской специальности не позволяет им найти достойно оплачиваемую работу.
Решение у данной проблемы есть, но оно требует длительной подготовки, нормативной и материальной. Во-первых можно реструктурировать ряд предприятий оборонной сферы для того чтобы «отставные» военные могли получить рабочие места. Во-вторых, принять упрощенный порядок приема, как на работу таких лиц, так и в учебные заведения для переподготовки.
Другой проблемой пенсионного обеспечения военнослужащих являются разногласия, которые возникают между устаревшей системой пенсионного обеспечения и системой нового (страхового) пенсионного законодательства РФ. Граждане, чьи права были ущемлены данным фактом, неоднократно обращались в суд. В качестве решения данной проблемы был принят ФЗ от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения». В соответствии с этим ФЗ военные пенсионеры, при наличии у них условий для назначения трудовой пенсии по старости, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, а также трудовой пенсии по старости (за исключением её базовой части). Работа по этому направлению ведется государством и по сегодняшний день, но спорные ситуации, все же, возникают.
Еще одной проблемой можно смело назвать неконтролируемость государственными органами социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Решением данной проблемы могло бы стать ведение реестра лиц проходящих/прошедших военную службу и их семей, в котором можно отследить материальное, социальное, правовое положение данной категории граждан. Данная мера поможет быстро и эффективно выделить лиц, более всего нуждающихся в помощи государства.
Следующей проблемой являются изменения в пенсионной системе, проведенные в 20022004 годах в связи с которыми пенсионная система оказалась урезанной. С 1.07.2002 года военные пенсионеры уже не могут оплачивать половину стоимости жилищно-коммунальных услуг. Решением данной проблемы может стать принятие законопроекта о пересмотре ставок на коммунальные услуги для данных категорий граждан.
Таким образом, в реализации прав военных пенсионеров возникает, довольно много проблем. Это и размер пенсии, это и порядок ее назначения и исчисления, а так же длительные сроки рассмотрения заявлений. Государство решает эти проблемы путем принятия законопроектов и положений регулирующих порядок обращения за пенсиями.
Заключение
Данный курсовой проект носит теоретический характер и не требует никаких практических исследований.
В данном курсовом исследовании была проведена аналитическая работа по разъяснению пенсионного законодательства в сфере обеспечения пенсиями военнослужащих и членов их семей, а так же выявлению проблем связанных с реализацией пенсионных прав граждан.
Государство должно устанавливать для военнослужащих, наряду с различными моральными стимулами, комплекс материальных стимулов, проводить целостную государственную политику по обеспечению их социальной защищенности, так как военная служба это особый вид государственной службы особенностями которой являются:
- военнослужащие выполняют конституционную обязанность по защите Отечества связанную с риском для жизни;
- весь военный уклад, быт и деятельность военных детально расписаны, так как, на них возлагается повышенная юридическая ответственность;
- военнослужащие, в силу особенностей их службы, ограничиваются в гражданских, личных, политических и социально-экономических правах[10].
Обобщая нормативную базу РФ был сделан вывод о том что, к категории "военный пенсионер" относят пенсионеров следующих министерств: Министерства Обороны и МВД, трех федеральных служб: ФСБ, ФСО (Федеральная служба охраны) и ФСИН, а также военных прокуроров, судей и следователей других ведомств.
В сфере обеспечения пенсиями военнослужащих и их семей существует достаточно проблем, связанных с рассмотрением заявлений граждан, начислением и перерасчетом пенсий, а так же с размером выплачиваемой пенсии. Судебная практика богата примерами, когда военные пенсионеры обращались в суды за восстановлением ущемленных прав. Решить все возникающие проблемы за одно мгновение невозможно. Необходимо длительное реформирование и изменение некоторых законопроектов и положений о пенсионной системе. Государство продвигается в этом направлений и принимает ряд законопроектов, облегчающих положение военнослужащих и членов их семей.
Улучшения можно будет отследить только тогда, когда вступят в силу изменения и улучшится финансовая ситуация в мире и государстве.
Меры социальной поддержки, помощи в профессиональной переподготовке «отставных» военных и их пенсионное обеспечение постоянно пересматриваются Правительством РФ.
Можно смело сказать, что пенсионное обеспечение военнослужащих является отдельной отраслью пенсионного законодательства и требует кодифицированного оформления. На сегодняшний день в РФ не принято единого основополагающего правового акта, регулирующего политику государства в области социальной защиты военнослужащих и их семей. Необходим акт, который сформулировал бы обязанности государства по защите данной категории граждан и указал бы пути реализации этого законодательства [11].
Список использованных источников:
Нормативная литература
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (с учетом поправок от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
Источник опубликования: СЗРФ N 31, ст. 4398.
- Федеральный закон от 15.12.2001года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»
Источник опубликования: СЗРФ Выпуск № 51, 2001 г. ст. ст. 4831
- Федеральный закон от 06.02.1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел»
Источник опубликования: СЗРФ Выпуск №6, 1997 г.
ст. 711
- Закон РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1(ред. от 04.11.2014, с изм. от 01.12.2014) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)
Источник опубликования: "Ведомости СНД РФ и ВС РФ", 04.03.1993, N 9, ст. 328.
- Указ Президента РФ от 18.02.2005 г. N 176 «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям граждан»
Источник опубликования: СЗРФ Выпуск № 8, 2005 г. ст. 630
Учебно-методическая литература
6. Галаганов В.П. Право социального обеспечения [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.П.Галаганов. 7-е изд., испр. М.: «Академия», 2013. 448 с.
Статьи, газеты и журналы разового издания
7. Труды ИСА РАН 2006. Т. 23 А. И. Федотов 320-324 с.
8. Вдовин В. И. Особенности и проблемы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, уволенных с военной службы, в современных условиях // Пенсия.
2003. 120с.
Электронные ресурсы
9. Сайт «военный пенсионер» - режим доступа
[http://www.ypensioner.ru]
10. Сайт администрации г. Ярославля режим доступа
[http://www.adm.yar.ru]
11. Официальный сайт «Российской газеты» - режим доступа
[http://rg.ru]
12. Сайт юридической консультации режим доступа
[http://lawtoday.ru]
13. Поисковая система «Гарант» - режим доступа
[http://www.garant.ru]
14. Словарь юридических терминов режим доступа
[http://slovariya.ru]
15. Сайт пенсионного фонда РФ- режим доступа
[http://pensionnyj-fond.ru]
1 п.1ст.1, ст.2 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993года с последующими изменениями.
2 п.1 ст. 39 Конституции РФ от 12.12.1993года, с последующими изменениями и дополнениями.
3 п. «ж» ст. 72 Конституции РФ от 12.12.1993года, с последующими изменениями и дополнениями.
4 п. 2 ст. 39 Конституции РФ от 12.12.1993года, с последующими изменениями и дополнениями.
5 ст. 8 ФЗ от 15.12.2001 № 166-фз (ред. от 21.07.2014) "о государственном пенсионном обеспечении в российской федерации"
6 Закон РФ от 12.02.1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» ( ред. от 04.11.2014, с изм. от 01.12.2014).
7 http://pensionnyj-fond.ru
8 http://www.rg.ru
9 Вдовин В. И. Особенности и проблемы пенсионного обеспечения лиц, проходив-
ших военную службу, уволенных с военной службы, в современных условиях // Пенсия.
2003.
10 Труды ИСА РАН 2006. Т. 23 А. И. Федотов
11 Труды ИСА РАН 2006. Т. 23 А. И. Федотов
Социальная политика в отношении военнослужащих и членов их семей
реализация прав, социальных гарантий и компенсаций
охрана жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе
совершенствование механизмов и институтов социальной защиты
Положения, определяющие размер и порядок выплаты пенсионного обеспечения