ЦЕНТРАЛЬНО-СЖАТЫЕ КОЛОННЫ
Лекция 10м КОЛОННЫ
ЦЕНТРАЛЬНО-СЖАТЫЕ КОЛОННЫ
Колонны предназначены для передачи нагрузки от балочных клеток, ферм покрытий, рабочих площадок и других конструкций на фундаменты. В центрально-сжатых колоннах равнодействующая сила приложена по оси колонны и вызывает в ней центральное сжатие расчетного поперечного сечения. Центрально-сжатые колонны, так же как и внецентренно сжатые, состоят из трех основных частей, выполняющих определенную функцию: оголовка, стержня и базы (башмака) (рис. 1-10).
Случай центрально-сжатых колонн имеет место в одноэтажных (рис. 1-10, а, б) и многоэтажных (рис. 1-10, в) гражданских и промышленных зданиях, когда горизонтальные усилия воспринимаются системой вертикальных связей.
По типу сечений различают сплошные колонны, состоящие из прокатных двутавров или труб или различных комбинаций открытых профилей (рис. 2-10),
и сквозные, состоящие из двух или четырех ветвей, соединенных между собой планками или решетками из уголков или швеллеров (рис. 3-10).
Соединение ветвей на планках применяют тогда, когда расстояние между осями ветвей не превышает 500 600 мм. При больших расстояниях планки получаются тяжелыми, поэтому целесообразно применять решетку из одиночных уголков.
В дальнейшем мы ограничимся рассмотрением только сплошных колонню
При проектировании центрально-сжатых колонн, закрепленных только по концам, стремятся к обеспечению ее равноустойчивости относительно главных осей инерции сечения х х и у у. Чтобы колонна была равноустойчивой, гибкость ее в плоскости оси х должна быть равна гибкости в плоскости у, т.е.
х = у или l0,x /ix = l0,y /iy
Исходя из этого наиболее рациональными типами сечений для сравнительно коротких колонн являются широкополочный двутавр, труба и сварное двутавровое сечение, составленное из трех листов. При большой длине и небольших нагрузках сквозные колонны более эффективны по расходу материала, чем сплошные, но имеют трудности крепления примыкающих балок, особенно в случаях примыкания балок по длине стержня.
Расчет центрально-сжатой колонны начинают с определения расчетной продольной силы с грузовой площади колонны (рис. 6-9) :
N = AS Ftot (Ф1-10)
где Ftot суммарная интенсивность всех постоянных и временных нагрузок, приведенная к 1 м2 грузовой площади; AS грузовая площадь колонны.
Требуемая площадь сечения колонны может быть определена из условия обеспечения устойчивости центрально-сжатого стержня по формуле
(Ф2-10)
Для предварительного расчета коэффициент продольного изгиба принимают для стальных колонн 0,75 0,85; для алюминиевых 0,6 0,75. По найденному значению Аса1 стержень сплошной колонны из прокатных профилей находят путем подбора профиля по сортаменту, у которого значения площади А Аса1
Для сплошных двутавровых стержней, составленных из трех стальных листов, при назначении размеров сечения руководствуются следующими соображениями: для поясов применяют листы толщиной tf =8 40 мм, для стенки толщиной tw =6 16мм; высоту и ширину сечения колонны в зависимости от допустимой гибкости принимают в пределах (1/14 1/29) H (табл. 1-10). При значительных продольных силах гибкость колонн рекомендуется принимать в пределах =60 90, но не более 120. (После назначения сечения определяют его фактические геометрические характеристики: А, ix, iy, ,х, у, x, у. Затем, сопоставляя x и у, определяют значения min. Сечение считается подобранным, если в результате проверки напряжений по формуле (Ф2-10) нет перенапряжения, а процент недонапряжение не превышает 5 % для сварных и комбинированных профилей или его невозможно уменьшить в пределах сортамента прокатных профилей.
При расчете центрально-сжатых стержней приближенные значения радиусов инерции сечения могут быть определены по табл. 2-10. Моменты инерции сварного двутаврового сечения относительно главных осей могут быть определены по формулам:
Jx=(twhw3/12)+2Af(hw/2+tf/2)2 (Ф3-10)
Jy = 2tfbf3/12. (Ф4-10)
БАЗЫ ОДНОВЕТВЕВЫХ КОЛОНН
Базой называют опорную часть колонны, передающую усилия с колонны на фундамент. Конструктивное решение базы зависит от типа колонны и условий ее закрепления в фундаменте (шарнирное или жесткое). Различают базы центрально-сжатых (рис. 4-10, а, б) и внецентренно сжатых одноветвевых колонн (рис. 4-10, в, г, д).
Простейшая база состоит из опорной плиты, приваренной к фрезерованному торцу стержня (рис. 4-10,а). Такое решение целесообразно при небольшой продольной силе в колонне и шарнирном закреплении колонны в фундаменте.
При увеличении продольной силы площадь опорной плиты значительно возрастает, а следовательно, возникает необходимость (для сохранения минимальной толщины плиты) вводить ребра жесткости (рис. 4-10,б, в). В этом случае траверса служит для более равномерного распределения усилия от колонны на плиту и увеличивает несущую способность плиты в ее работе на изгиб от реактивного давления фундамента. Площадь опорной плиты Арl обеспечивает передачу усилия от колонны на фундамент и определяют ее по формуле
Apl=N/Rb (Ф5-10)
где N расчетная продольная сила в колонне на уровне базы; Rb расчетное сопротивление бетона осевому сжатию, коэффициент увеличения величины Rb в зависимости от соотношения площади верхнего обреза фундамента Af к рабочей площади опорной плиты.
=, но не более 1,5. (Ф6-10)
Толщину опорной плиты tpl базы можно определить по формуле
tpl , (Ф7-10)
где М расчетный изгибающий момент на участках опорной плиты между ребрами жесткости, отнесенный к полосе шириной 1 см.
При небольших усилиях допускается проектировать траверсы с передачей усилия от колонны на траверсу через сварные швы (рис. 4-10 ,б, в). В колоннах, работающих на внецентренное сжатие, устраивают жесткие базы, развитые в плоскости действия изгибающего момента.
В одноветвевых сплошностенчатых колоннах при небольших изгибающих моментах применяют одностенчатые открытые башмаки из листов 1012 мм (рис.,4-10,д), удобные в производстве работ. В зоне крепления базы к фундаменту кроме вертикальных возникают также горизонтальные поперечные силы, сдвигающие башмак по поверхности фундамента, и изгибающие моменты, отрывающие от фундамента одну часть башмака и прижимающие другую. Сдвиг воспринимается силами трения, возникающими между опорной плитой и фундаментом, а также работой анкерных болтов на срез.
Изгибающий момент воспринимается работой анкерных болтов на растяжение (выдергивание). Глубина заделки анкерных болтов в тело фундамента зависит от величины изгибающего момента и конструкции анкерного устройства (рис. 5-10). Для центрально-сжатых колонн диаметр анкерных болтов принимают конструктивно равным d=22 26 мм.
Один из ответственных этапов возведения колонн их установка на фундаменты, которая должна обеспечить строгое соблюдение проектных отметок оголовка, опорной площадки подкрановой ветви, а также должна препятствовать просадке колонны в процессе эксплуатации. Наибольшее применение находит способ, основанный на предварительном опирании базы колонны на заранее установленные и выверенные по высоте металлические подкладки толщиной 5060 мм с последующей подливкой под плиту цементного раствора при постоянном трамбовании (рис. 6-10).
КОНСТРУКЦИЯ ОГОЛОВКОВ, СТЫКИ И ДЕТАЛИ КОЛОНН
Оголовки предназначены для передачи усилия от ферм или балок на стержень колонны. Различают оголовки сплошных и сквозных колонн (рис. 9-10).
Так же, как и при рассмотрении баз мы в нашем кратком курсе ограничимся рассмотрением оголовков только сплошных колонн.
В сплошных колоннах горизонтальный опорный лист оголовка подкрепляют ребрами жесткости, которые одновременно способствуют включению в работу всего расчетного сечения колонны. Для центрирования нагрузки к опорному листу приваривают центрирующую пластинку, ширина которой не превышает 100 мм.
Стыки в колоннах могут быть заводскими и монтажными. Заводские стыки выполняют в стержнях колонны на сварке. Они служат для увеличения длины прокатных профилей или листов, если они не удовлетворяют
Стыки должны обеспечить равнопрочность шва и основного металла. При швах встык их располагают вразбежку в полках и стенке (рис. 10-10,а), а в случае применения накладок допускается устройство стыка в одном сечении (рис. 10-10,б, в}. В заводских стыках усилия передаются сварными швами. В трубчатых колоннах при равенстве диаметров и толщин стыкуемых труб в центрально-сжатых колоннах применяется сварка встык (рис. 11-10,а), а во внецентренно сжатых сварка встык с помощью установки внутри основной трубы короткого трубчатого вкладыша (рис. 11-10,в).
Второй вариант более трудоемок и металлоемок, но более прочен и надежен в эксплуатации. При изменении диаметра трубчатого стержня в стыке устанавливается круглая пластина, толщина которой определяется расчетом, как и в пластине, шарнирно опертой по контуру (рис. 11-10, б).
Монтажные стыки предназначены для соединения отдельных монтажных марок (частей) колонны, ограниченных транспортными возможностями, в одно целое. Такие стыки выполняют на строительной площадке, что объясняет повышенные требования к точности их сборки и прочности. Точность сборки обеспечивается применением монтажных болтов, устанавливаемых в заранее подготовленные отверстия, фрезеровкой торцов сопряжения стержней и ветвей колонны, а при необходимости выполнением дополнительного сварного стыка (рис. 12-10).
При устройстве фланцевых соединений в трубчатых стержнях (рис. 12-10, в, г) диаметр стыковых пластин должен обеспечивать свободную установку стяжных высокопрочных болтов.
Наиболее напряженными и трудоемкими в изготовлении зонами являются участки прикрепления подкрановых консолей к стержням колонны постоянного по длине сечения (рис. 13-10),
а также зоны сопряжения надкрановой и подкрановой частей ступенчатых колонн (рис. 70). В этих узлах действуют нормальные и поперечные силы, а также значительные изгибающие моменты. Передача этих усилий с элемента на элемент осуществляется расчетными сварными швами. При проектировании следует избегать устройства монтажных стыков в данных зонах колонн.
5
ЦЕНТРАЛЬНО-СЖАТЫЕ КОЛОННЫ