Содержание стратегии развития транспортного комплекса РФ
Федеральное агентство по образованию
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)
Факультет «Заочный»
Кафедра «Экономика и управление на предприятии»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине
«Финансы АТП»
на тему: «Содержание стратегии развития транспортного комплекса РФ»
Выполнил:
студентка 5 курса
Алексеев В.Ю.
группа ЭУТ - 06Z2
Проверил:
Омск 2011
Содержание.
Введение.
В силу естественных географических факторов российский транспорт является одной из системообразующих отраслей экономики, обеспечивающих территориальную целостность государства и единство экономического пространства страны. Произошедшая за последние 13 лет переориентация значительной части товарных потоков на экспорт, расширение внутренней и международной торговли и стоящая на повестке дня интеграция России в глобальный мировой рынок формируют мощный макроэкономический спрос на развитие транспортной инфраструктуры, как важнейшего базового фактора устойчивого и динамичного роста российской экономики, усиления ее позиций на внутренней и международной арене.
Основополагающим программным документом, определяющим базовые приоритетные направления развития транспортного комплекса страны на долгосрочную перспективу является "Транспортная стратегия России", одобренная Государственным Советом и Правительством Российской Федерации.
Одной из важнейших составляющих стратегии развития экономики России является сбалансированное и поступательное развитие транспортной инфраструктуры, основные направления, которой нашли свое отражение в Транспортной стратегии России до 2030 г., и состоят из двух этапов 2010-2015 и 2016-2030 годы.
Цель данной контрольной работы: рассмотреть основные положения транспортной стратегии Российской Федерации.
1. Общие положения стратегии.
Стратегией определены проекты общегосударственного значения в области транспортной инфраструктуры, которые должны быть реализованы в период до 2030 года. Объективной особенностью объектов подобного типа является их исключительно высокая фондоемкость, длительные сроки реализации и окупаемости этих проектов.
Реализация стратегии подразумевает достижение 6 основных целей, сформулированных Минтрансом России и одобренных заинтересованными органами исполнительной власти Российской Федерации.
Цель 1. Формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры, подразумевает социальное развитие и укрепление связей между ее регионами путем устранения территориальных и структурных диспропорций на транспорте, вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий за счет создания дополнительных транспортных комунникаций.
Цель 2. Обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны, достигается посредством ввода в действие модели рынка транспортных услуг покрывающую потребности всех секторов экономики, и обеспечивающую создание условий превышения уровня предложения транспортных услуг над их спросом.
Цель 3. Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами, означает удовлетворение в полном объеме растущих потребностей населения в перевозках не забывая об обеспечении ценовой доступности услуг транспорта (особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока), а также специальных требований, в частности со стороны граждан с ограниченными возможностями.
Цель 4. Интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны, предпологает формирование прочной основы для успешной интеграции России в мировую транспортную систему, расширение доступа российских поставщиков транспортных услуг на зарубежные рынки, усиления роли России в формировании международной транспортной политики и превращение экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов страны.
Цель 5. Повышение уровня безопасности транспортной системы позволит повысить эффективность работы аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб, достичь безопасного уровня функционирования инфраструктурных объектов транспорта, повысить уровень соответствия транспортной системы задачам обеспечения военной безопасности страны, и таким образом, позволит создать необходимые условия для обеспечения соответствующего уровня общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.
Цель 6. Снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду впоследствии приведет к соответствию международным экологическим стандартам работы отрасли.
2. Мероприятия, запланированные в стратегии по отраслям транспорта.
- В сфере железнодорожного транспорта
Расширение сети железных дорог является инструментом реализации политики пространственного развития России, освоения ресурсной базы регионов и выравнивания уровня жизни населения.
Реализация Стратегии обеспечит решение государственных задач в области железнодорожного транспорта, в том числе по развитию железнодорожной транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока. В сфере дорожного хозяйства
В 2010 году на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования федерального значения на территории Востока России запланировано выделение более 46 млрд рублей из средств федерального бюджета.
В целях повышения надежности функционирования сети автомобильных дорог федерального значения, в том числе входящих в состав международных транспортных коридоров «Транссиб» и «Север - Юг», повышения безопасности дорожного движения и сокращения времени пребывания в пути грузов и пассажиров в 2010-2015 годах предусмотрено направление средств федерального бюджета в размере более 85 млрд. рублей, на ликвидацию грунтовых разрывов на сети автомобильных дорог федерального значения и 210 млрд. рублей на замену дорожной одежды переходного типа на капитальный.
- В сфере внутреннего водного и морского транспорта
Одним из основных факторов, определяющих перспективы экономического развития Сибири и Дальнего Востока и их место в экономике России, является огромный ресурсный потенциал крупнейших водных артерий этого региона.
Важным фактором экономического развития Сибири и Дальнего Востока является развитие внутреннего водного транспорта, который обеспечивает как перевозки внутри региона, включая обслуживание удаленных и труднодоступных районов, так и межрегиональные и транзитные международные перевозки. Северные районы в значительной мере зависят от функционирования морского и внутреннего водного транспорта.
- В сфере гражданской авиации
В соответствии с Концепцией развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 года в рамках национальной опорной аэропортовой сети было определено 25 внутрироссийских узловых аэропортов, которые должны концентрировать и распределять основные внутрироссийские авиационные пассажиро- и грузопотоки.
Необходимо признать, что в течение последних лет отсутствие финансирования данного вида транспорта привело к тяжелому финансовому состоянию авиакомпаний обеспечивавших местные воздушные линии и выводу из транспортного оборота большинства местных аэропортов.
Система авиаперевозок на местных воздушных линиях, несмотря на усилия регионов по поддержке авиакомпаний и местных операторов аэропортов, в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии.
Типичным примером является ситуация с местными авиаперевозками в Магаданской области, где число действующих аэропортов сократилось с 50 до 10. В целом по региону пассажирооборот самолетов вместимостью 15-19 мест сегодня в 40 раз меньше, чем в 1990 году, а самолетов вместимостью 12 мест - почти в 60 раз.
Одним из базовых механизмов системы государственной поддержки социально значимых местных и внутрирегиональных воздушных перевозок мы видим в организации аэропортовой деятельности на основе создания казенных предприятий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Необходимо отметить, что в целях повышения транспортной доступности населения, Минтрансом России впервые проведена работа по обеспечению финансирования за счет средств федерального бюджета субсидирования социально значимых дальнемагистральных авиаперевозок, средства на финансирование предусмотрены в федеральном бюджете.
Еще одним значимым инструментом сохранения и развития местных и внутрирегиональных авиаперевозок должно стать их субсидирование в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Основными прямыми механизмами реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года являются Федеральные и региональные целевые программы. Состав и структура этих программ должна отвечать главным целевым ориентирам, сформированным целям Стратегии.
3. Реализации стратегии развития транспорта на территории Сибири.
Приоритетами развития транспорта в южных районах Сибирского федерального округа являются: дальнейшее развитие железнодорожных и автодорожных коммуникаций в полосе евроазиатского транспортного направления «Восток-Запад», включая Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали, строительство новых железнодорожных линий к месторождениям полезных ископаемых, строительство новых автомобильных дорог к населенным пунктам, реконструкция автодорог на подходах к государственной границе для обеспечения прямых выходов на Китай и Монголию, ускоренное развитие транспортно-логистических центров, развитие инфраструктуры пассажирских перевозок и повышения мобильности населения. Создание на базе крупнейших аэропортов международных хабов для перевозок по международным и внутренним воздушным линиям, строительство метрополитенов в Омске, Новосибирске и Красноярске.
В северных районах Сибири приоритетами является строительство и развитие меридиональных и широтных опорных железнодорожных и автодорожных направлений, а также развитие коммуникаций Северного морского пути. Наряду с аэропортами крупных промышленных центров предусматривается развитие инфраструктуры региональных и местных авиаперевозок.
В период до 2015 года предусматривается:
- строительство обхода Читинского железнодорожного узла;
- строительство второго мостового перехода через реку Обь на участке
Рямы - Камень-на-Оби;
- реконструкция тоннелей на участке Саянская - Кошурниково и на Транссибе;
- электрификация участков Улан-Удэ - Наушки, Борзя - Забайкальск, Карасук - Коновалове ;
- строительство ряда новых грузообразующих, социально-значимых и технологических линий, начало строительства Северо-Сибирской магистрали;
- строительство и реконструкция участков федеральных автомобильных дорог;
- строительство нового аэропорта г. Иркутска;
- развитие аэропортов Новосибирск, Красноярск, Омск и других;
- поддержание существующих габаритов судового хода на эксплуатируемых участках рек Обь-Иртышского и Енисейского бассейнов, в верховьях Лены, реконструкция судоподъемника Красноярской ГЭС.
В период 2016 - 2030 годов в Сибирском федеральном округе предусматривается:
- строительство железнодорожных обходов Омского, Иркутского и Новосибирского узлов, модернизация участка Улан-Удэ - Наушки, организации скоростного движения на линиях от Новосибирска до Омска, Томска, Кемерово, Барнаула и Новокузнецка, создание Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, строительство новых грузооборазующих и технологических линий;
- реконструкция участков дорог федерального значения;
- развитие речных портов.
Заключение.
Транспортная стратегия Российской Федерации в долгосрочной перспективе призвана решить те системные проблемы, которые существуют сегодня в развитии транспорта.
Список использованных источников.
- Доклад министра транспорта РФ И. Е. Левитина «Транспортная стратегия до 2030 года: от укрепления государства к росту благосостояния граждан через развитие транспорта».
- "Транспортная безопасность и технологии" №1 (18) март 2009 «О проекте Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года»
- http://www.mintrans.ru/pressa/Zakon_GT/