ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИЙНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ЭМПАТИЙНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКУ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
1. 1 Эмпатийное отношение к сверстнику в младшем школьном возрасте…...6
1. 2 Характеристика младшего школьного возраста…………………………..12
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение ЭМПАТИЙНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методы и методики на выявление эмпатийного отношения……………..20
2. 2 Описание результатов констатирующего эксперимента…………………28
ГЛАВА 3. Технология ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИЙНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3. 1 Коррекционная программа формирующего эксперимента………………35
3. 2 Описание хода формирующего эксперимента……………………………46
3. 3 Результаты контрольного эксперимента…………………………………..49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………57
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема формирования эмпатии у младших школьников проблема важная и актуальная. Эмпатия занимает одно из главных мест внутри социальных эмоций и является "ядерным" образованием личности, играя важнейшую роль в жизни ребёнка.
Эта проблема приобретает особый смысл в свете усвоения ребенком духовных и нравственных ценностей, которые трансформируются в свойства личности и проявляются в отношениях с другими людьми
Ребёнку не даны в готовом виде от рождения чувства, эмоциональная зрелость, способность к альтруизму и гуманизму, к эмпатии. Процесс их интериоризации всегда обусловлен индивидуальным опытом личности. Экстериоризуются же обозначенные проявления посредством общения ребёнка с близкими взрослыми и сверстниками.
Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и в самом общем виде определяется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.
Психологи установили, что младший школьник возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Параллельно с развитием нравственных норм, идёт развитие эмпатии. Развивать чувство эмпатии необходимо с ранних лет жизни ребёнка, так как чувство эмпатии помогает ребёнку понимать, сочувствовать, переживать за тех, кто находится рядом с ним, быть добрым по отношению к окружающему миру.
Дети младшего школьного возраста умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживая отвечать адекватными чувствами. У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поэтому важно в данный период развития акцентировать внимание на формировании у ребенка способности к эмпатии, активизированию общительности, регулированию эмоционального состояния детей.
Складывается определенное противоречие между необходимостью формирования эмпатийного отношения младших школьников к сверстникам и недостаточной разработанностью материала по данному вопросу.
Проблема исследования заключается в том, каким образом осуществлять формирование эмпатийного отношения к сверстнику в младшем школьном возрасте.
Актуальность исследования, указанное противоречие и выявленная проблема обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование эмпатийного отношения к сверстнику в младшем школьном возрасте».
Цель исследования: изучить особенности формирования эмпатийного отношения к сверстнику в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: эмпатийное отношение к сверстнику в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: процесс формирования эмпатийного отношения к сверстнику в младшем школьном возрасте.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что процесс формирования эмпатийного отношения к сверстнику будет успешным, если будет разработана специальная программа формирования.
Опираясь на выдвинутые цель и гипотезу исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить эмпатийное отношение к сверстнику в младшем школьном возрасте.
2. Охарактеризовать младший школьный возраст.
3. Выявить уровень сформированности эмпатийного отношения к сверстнику у младших школьников.
4. Разработать и внедрить программу формирования эмпатийного отношения к сверстнику у младших школьников.
5. Оценить эффективность внедрения программы формирования эмпатийного отношения к сверстнику у младших школьников.
Теоретико-методологической основой исследования выступили концепции личности отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Л.М. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, А.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, и др.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Психодиагностический метод.
3. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
4. Методы количественной и качественной обработки данных.
Психодиагностический инструментарий:
1. Тест эмпатийных тенденций [И.М. Юсупов].
2. Проективная методика "Неоконченные рассказы" [Т.П.Гаврилова].
3. Опросник «Проявление эмпатии к сверстнику» [Е. Н. Васильева].
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материалов, которые могут быть использованы при изучении вопроса формирования эмпатийного отношения к сверстнику в младшем школьном возрасте.
Практическая значимость материал может быть использован в работе учителей начальных классов и педагога-психолога общеобразовательного учреждения.
База исследования: исследование проводилось на базе МКОУ Мыльниковская общеобразовательная начальная школа. В нем приняли участие 20 детей, из них 12 мальчиков и 8 девочек.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1 ЭМПАТИЙНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКУ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1. 1 Эмпатийное отношение к сверстнику в младшем школьном возрасте
В современной психологии всякое проявление эмоциональной активности ребенка, по существу являющееся сопереживанием, сочувствием, внутренним содействием, рассматривается в рамках единой проблемы эмпатии [32].
Эмпатию принято трактовать либо как способность человека понимать мир переживаний другого, либо как способность соучаствовать в эмоциональной жизни другого. Как правило в качестве объекта эмпатии рассматривается другой человек, но в ряде исследований в качестве объекта эмпатии выступает нейтральный предмет, природа или образ искусства, антропоморфизированные наблюдателем в процессе восприятия. Понятие эмпатии относят и к чисто рефлексивным (осознаваемым) процессам понимания, и к явлениям чувственного познания, а иногда обнаруживают в эмпатии признаки и того, и другого [30].
Научное понятие «эмпатия» вошло в психологию в начале нашего века, но история этого вопроса началась гораздо раньше. Становление этого явления восходит, прежде всего, к понятию «симпатия». Этот термин был введен еще древними греками для обозначения сущности всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу [35].
Позже эта концепция развивалась А.Смитом, который видел в симпатии основу справедливости и альтруизма, и Г.Спенсером, который определял симпатию как способность сочувствовать людям и как явление, усложняющееся по мере психического развития человека [36].
Представители теории симпатии считали эмпатию врожденным свойством. У. МакДауголл выдвинул теорию инстинктивного происхождения симпатии [36], а Т. Рибо полагал, что это психофизиологическое свойство, присущее и животному, и человеку [36].
Симпатия считалась первичной эмоцией, на основе которой развиваются социальные и моральные чувства; при этом ее рассматривали как стремление согласовывать свои эмоции с эмоциональными состояниями других, как некоторую психическую общность людей, как проявление подлинных отношений между ними. Понятие «симпатия» со временем утратило свое первоначальное значение. Ему на замену пришло понятие «эмпатия» [14].
Второе направление развития знаний об эмпатии представлено теорией вчувствования, разработанной Т. Липпсом. Термином «einfulung» - «вчувствование в ...» он описал процесс понимания произведений искусства, а позднее - самого человека [36].
По Липпсу вчувствование это специфический вид познания сущности предмета или объекта. Индивид осознает себя и свои переживания через содержание предмета или объекта, проецируя в него свое "Я" [36].
Вчувствование есть как бы усвоение воспринятого предмета: в процессе восприятия через проекцию индивид постигает общность между собой и предметом, и в результате предмет "возникает сам собой", "сам себя вызывает благодаря такой деятельности".
При этом автор рассматривал природу симпатии как бессознательно - имитационную. В дальнейшем, опираясь на эту теорию, эмпатию в психологии искусства исследовал С. Маркус. Он понимал эмпатию как способ познания объекта эстетического наслаждения, вчувствования в этот объект, вживание в художественный образ [36].
Объединив воедино эти теории, в 1909 году Э. Титченер ввел в научную психологию понятие «эмпатия». Вместе с тем, существует точка зрения, что первым применил это понятие в психологической науке Т. Липпс [36].
Современными исследователями эмпатия рассматривается и как эмоциональное явление, и как процесс понимания, и как вчувствование в другого, в его мысли и переживания.
Л.Б. Мерфи определяет эмпатию как способность к эмоциональной отзывчивости на неблагополучие другого, стремление облегчить или разделить его состояние. Эмпатия проявляется в адекватных формах у адаптированных к социальной жизни детей, получивших в семье максимум доверия, любви, тепла [36].
Х.Л. Рош и А.Г. Ковалев считают эмпатию одним из важнейших источников развития личности ребенка. По их мнению, эмпатия сочетания теплоты, внимания и воздействия. Авторы опираются на идею о развитии ребенка как процессе установления баланса между потребностями родителей и ребенка. Соблюдение баланса потребностей делает воспитание эффективным, если эмпатия определяет психологический климат обучения ребенка взаимоотношениям с людьми [22].
Психологами Даймонд и Бронфебреннер, исследующими эмпатию как понимание, была показана связь этого процесса с эмоциональными сторонами личности.
В их трактовке эмпатия это социальная сензитивность или социальный инсайт, то есть способность индивида распознавать мысли и чувства другого человека. Эти исследователи строят свои эксперименты на предиктивном типе эмпатии. Их интересует, как незнакомые люди предсказывают ответы друг друга в специально организованной ситуации.
По словам Даймонд, эмпатия осуществляется в данном случае как "интеллектуальная репродукция внутреннего мира человека". Несмотря на то, что Даймонд и Бронфенбреннер рассматривают эмпатию как когнитивную способность понимать людей, среди выделенных ими свойств, ведущими оказались свойства, облегчающие процесс понимания, связанные с эмоциональностью и мотивацией [36].
Разнобой трактовок эмпатии как когнитивного и эмоционального явлений в значительной степени вызван тем, что и процесс понимания, и эмпатия связаны как с теми, так и с другими сторонами познания. Оба эти процесса являются на только разными способами познания внутреннего мира человека, но и имеют различную структуру и функцию в поведении.
Если понимание - это процесс интеллектуального анализа индивидом поведения другого человека, то эмпатия - это процесс эмоционального соучастия в переживаниях других людей.
В отечественной психологии в исследовании Т.П. Гавриловой понятиеэмпатия рассматривается как способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого человека, животного и т.д. [14].
Автор различает два вида эмпатии: сопереживание, то есть переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой, через отождествление с ним, и сочувствие, то есть переживание субъектом по поводу чувств другого, иных, отличных чувств.
Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Именно благодаря эмпатии мы, читая книгу или смотря фильм, чувствуем то же, что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства: тревогу и надежду разведчика, ползущего под колючей проволокой за линию фронта; радость и ликование футболиста, забившего гол; огорчение и разочарование школьника, не сдавшего экзамен. Поэтому эмпатия будет тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения.
Эмпатические способности человека возрастают с ростом жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие на своем веку и многое пережившие, лучше понимают, что испытывает человек, попавший в те или иные обстоятельства, чем младший школьник [15].
Развитие эмпатии это процесс формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого. С помощью эмпатии происходит приобщение младшего школьника к миру переживаний других людей, формируется представление о ценности другого, развивается и закрепляется потребность в благополучии других людей [14].
В основе развития эмпатии, усвоения нравственных норм лежит формирующаяся направленность ребенка на окружающих, обусловленная особенностями общения детей со взрослыми и, прежде всего, с родителями.
Эмпатия - один из важнейших источников развития личности ребенка, сочетание теплоты, внимания и воздействия. Эмпатия в отношениях к сверстнику возможна только в том случае, когда они понимают чувства друг друга [14].
В своем исследовании В.П. Кузьмина делает вывод о том, что «…эмпатия является связующим звеном в отношениях между взрослым и ребенком, определяющих вхождение последнего в сообщество сверстников. Сформированная эмпатия оптимизирует процесс социализации ребенка, придавая ему гуманистическую, духовную направленность. Форма и устойчивость проявления эмпатии ребенка к сверстникам зависит от особенностей детско-родительских отношений в семье. Эта зависимость определяется понятием «социальной связности», представленной следующей цепочкой: эмпатийное отношение к ребенку в семье (формирование эмпатии у ребенка как личностной характеристики по законам интериоризации-экстериоризации (эмпатийное отношение ребенка к родителям (обратная связь) и сверстнику (прямая связь)) [25].
Эмпатийное, доверительное взаимодействие членов семьи друг с другом во многом определяет гармоничное развитие личности. Для полноценного развития способности сопереживать, сочувствовать, помогать другому человеку, необходима атмосфера семейных, дружественных отношений.
Смысл эмпатических отношений между людьми открывается ребенку прежде всего воспитывающими его взрослыми.
Воздействия родителей должны быть ориентированы на развитие у ребенка доброты, соучастия к другим людям, принятие самого себя как нужного, любимого и значимого для них человека.
Очень важным для ребенка является то, что он растет и даже «расцветает» в атмосфере благожелательности и доброты. Воспитание должно быть окрылением, окрылять ребенка нужно признанием, симпатией и сопереживанием, сочувствием, улыбкой, восхищение и поощрением, одобрением и похвалой.
Смысл эмпатических отношений между людьми открывается ребенку прежде всего воспитывающими его взрослыми.
Воздействия родителей должны быть ориентированы на развитие у ребенка доброты, соучастия к другим людям, принятие самого себя как нужного, любимого и значимого для них человека.
Эмпатия возникает и формируется во взаимодействии, в общении. От воспитательного воздействия семьи, от того, какие качества будут развиты, сформированы, зависит будущее ребенка [1].
Будущее - как эмпатичной личности, умеющей слышать другого, понимать его внутренний мир, тонко реагирующей на настроение собеседника, сочувствовать, помогать ему, или неэмпатичной личности - эгоцентричной, склонной к конфликтам, не умеющей устанавливать доброжелательные отношения с людьми.
В психологии выделены три уровня эмпатии:
1-й уровень эмпатии - самый низкий, это слепота к чувствам и мыслям других. Таких людей больше интересуют свои собственные и, если им кажется, что они хорошо знают и понимают других, их выводы часто ошибочны. Впрочем, осознать свою ошибку им мешает низкий уровень эмпатии, и собственные заблуждения могут длиться все жизнь.
2-й уровень эмпатии - эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других, встречается чаще всего. Этот уровень свойственен любым типам личности, хотя и в разных проявлениях.
3-й уровень эмпатии - самый высокий. Это постоянное, глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, глубокий такт, облегчающий осознание человеком своих проблем и принятие правильных решений без всякого навязывания своего мнения или своих интересов. Для этого надо уметь отречься от своего "Я", строить отношения по принципам взаимного доверия и альтруизма, то есть на основе бескорыстной заботы о благе других людей [5].
Эмпатическая способность младших школьников возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта. Успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения детей возможно на базе развития творческого воображения.
Таким образом, эмпатия понятие очень сложное и многогранное, которое обозначает настолько глубокое сопереживание, которое граничит с полным отождествлением себя с другим человеком. Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и выступает как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.
1. 2 Характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст не всегда являлся особым этапом развития ребенка. Было время, когда дети не посещали школы и развивались в существенно других условиях жизни. Вспомним некрасовского «Мужичка с ноготок». Ребенок в возрасте, когда «шестой миновал», везет дрова из леса, уверенно управляя лошадью. В наше время подавляющее большинство детей в возрасте шести лет становятся школьниками [22].
Младший школьный возрастпериод впитывания, накопления, период усвоения. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются [5].
Включение в учебную деятельность связано с новым типом отношений ребенка, как в семье, так и в школе. Дома, с одной стороны, к его жизни, его занятиям более уважительное отношение, чем к дошкольным играм. Одновременно к нему предъявляются более строгие требования. В школе главное лицо - это учитель. От него исходят все основные требования. Отношения с учителем совсем не похожи на отношения с родителями и с воспитателем детского сада. Первое время учитель для ребенка - чужой человек, и малыш невольно испытывает страх, робость перед ним. Отношения с другими учениками тоже вначале не так просты: нет знакомых детей, нет друзей, с которыми ребенок привык общаться. Не все дети легко проходят период адаптации к школьной жизни.
В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников [11].
Умение объяснить свои действия, аргументировать их, найти и исправить ошибки, лежат в основе рефлексии - способности к объективному анализу собственного поведения в соответствии с требованиями деятельности
Основные новообразования младшего школьника [11]:
1. личностная рефлексия;
2. интеллектуальная рефлексия.
Личностная рефлексия. У детей в возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости - самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью. Младший школьный возраст - завершение развития самосознания.
Рефлексия интеллектуальная - имеется в виду рефлексия в плане мышления. В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется, развивается метапамять. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают.
Умственное развитие - 7 - 11 лет - третий период умственного развития по Пиаже - период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов. Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат [11].
Отношения со взрослыми - На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства.
Отношения со сверстниками - начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.
Игра - по-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство. Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы.
Эмоциональное развитие с момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками. В таких случаях помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы [19].
Выделяя характерные особенности детей данного возраста, мы должны в то же время отметить, что дети разные. Фактически в классе невозможно найти двух совершенно одинаковых учеников. Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями, которые не могут (да и не должны) быть ликвидированы при всем старании преподавателя.
Индивидуальные различия касаются и познавательной сферы: одни имеют зрительный тип памяти, другие - слуховой, третьи - зрительно-двигательный и т.д. У одних наглядно-образное мышление, а у других - абстрактно-логическое. Это означает, что одним легче воспринимать материал с помощью зрения, другим - на слух; одним требуется конкретное представление материала, а другим - схематическое и т.д.
Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся при обучении ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленных целей [18].
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления [8].
Известный детский педиатр Бенджамин Спок пишет: «После 6 лет ребенок продолжает глубоко любить своих родителей, но старается этого не показывать. Ему не нравится, когда его целуют, по крайней мере при других людях. Ребенок холодно относится к другим людям, кроме тех, кого он считает «замечательными людьми». Он не хочет, чтобы его любили как собственность или как «очаровательное дитя». Он приобретает чувство собственного достоинства и хочет, чтобы его уважали. Стремясь избавиться от родительской зависимости, он все чаще обращается за идеями и знаниями к взрослым людям вне семьи которым он доверяет... То, чему учили его родители не забыто, более того, их принципы добра и зла засели так глубоко в его душе, что он считает их своими идеями. Но он сердится, когда родители напоминают ему, что он должен делать, так как сам знает и хочет, чтобы его считали сознательным» [36].
Однако нужно учитывать, что возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость.
Их работоспособность обычно резко падает через 25-30 мин урока и после второго урока. Дети очень утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий [21].
Социальные мотивы учения. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям, высокие отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус.
Другие широкие социальные мотивы учения долг, ответственность, необходимость получить образование («быть грамотным», как говорят дети). Но эти мотивы остаются только «знаемыми», по выражению А.Н. Леонтьева.
Абстрактное для него понятие долга или далекая перспектива продолжить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебной работе не могут. Отметка реально действующий мотив; чтобы получить высокую отметку или похвалу, ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задание.
Познавательная мотивация. Развитая познавательная мотивация, обеспечивающая интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко. Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня.
Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.
Многие отстающие в учении школьники проявляют интерес чаще всего к наиболее легким, неосновным дисциплинам, иногда только к одной, скажем, к физкультуре или пению. Трудные, малопонятные учебные предметы, связанные с постоянно низкими оценками русский язык и математика, редко вызывают познавательный интерес. Но и эти интересы менее содержательны, чем у хорошо успевающих детей. Неуспевающие ученики ориентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий и на протяжении всех лет обучения в начальной школе сохраняют склонность к облегченной учебной работе, механическому копированию действий учителя, следованию его указаниям.
Мотивация достижения успехов. Младший школьный возраст можно рассматривать как период возникновения и закрепления очень важной личностной характеристики ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности. В младшем школьном возрасте складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Мотивация достижения включает два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи.
Младший школьный возраст является классическим временем оформления моральных идей и правил. Конечно, значительный вклад в моральный мир ребенка несет с собой и раннее детство, но печать «правил» и «законов», подлежащих исполнению, идея «нормы», «долга» - все это типичные черты моральной психологии определяются и оформляются как раз в младшем школьном возрасте [7].
Таким образом, младший школьный возраст - очень благоприятное время для усвоения многих моральных норм. Дети очень хотят выполнять эти нормы, что при правильной организации воспитания способствует формированию у них положительных нравственных качеств.
На основании вышеизложенного можем сделать вывод о том, что эмпатия - это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах.
Учеными выделено три уровня эмпатии:
1-й уровень эмпатии - самый низкий, это слепота к чувствам и мыслям других.
2-й уровень эмпатии - эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других, встречается чаще всего.
3-й уровень эмпатии - самый высокий. Это постоянное, глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, глубокий такт, облегчающий осознание человеком своих проблем и принятие правильных решений без всякого навязывания своего мнения или своих интересов.
Развивать чувство эмпатии необходимо с ранних лет жизни ребёнка, так как чувство эмпатии помогает ребёнку понимать, сочувствовать, переживать за тех, кто находится рядом с ним, быть добрым по отношению к окружающему миру. Наиболее удачным для развития эмпатийного отношения считается младший школьный возраст, когда происходит функциональное совершенствование мозга развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение ЭМПАТИЙНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методы и методики на выявление эмпатийного отношения
Эмпирическое изучение предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей младших школьников, а также всесторонний качественный учет результатов их эмпатийного отношения.
В соответствии с целями и задачами работы в исследовании использовались следующие методики:
1. Тест эмпатийных тенденций [И.М. Юсупов].
2. Проективная методика "Неоконченные рассказы" [Т.П.Гаврилова].
3. Опросник «Проявление эмпатии к сверстнику» [Е. Н. Васильева].
Основная ее задача выявление видов, тенденций эмпатических реакций детей на ситуации неблагополучия. Рассказы отражают наиболее значимые для детей старшего дошкольного возраста сферы взаимоотношений: с животными, взрослыми и сверстниками. Если дошкольник отождествлял себя только с ребенком, главным героем рассказа, то таким образом сопереживал только ему. Если по отношению к антагонистам главного героя животному, взрослому, сверстнику в данном случае сочувствие, т.е. конфликт, разрешался ребенком в пользу другого персонажа.
Таким образом, анализируя реагирование детей на отношение к сверстникам, можно пользоваться таким арсеналом методов как:
- анализ характера и результатов эмпатийности детей;
- беседы с детьми и их родителями;
- повседневное наблюдение за детьми в различных ситуациях их школьной жизни на уроках, на переменах, на прогулках и экскурсиях, в свободном общении со взрослыми и сверстниками.
1. Тест эмпатийных тенденций [И.М. Юсупов].
Цель изучить уровень эмпатийных тенденций младших школьников.
Инструкция: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили "не знаю" 0, "нет, никогда" 1, "иногда" 2, "часто" 3, "почти всегда" 4, и ответу "да, всегда" 5. Отвечать нужно на все пункты».
Тест опросника:
1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
2. Взрослых детей раздражает забота родителей.
3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудачах других людей.
4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.
5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
6. Больному человеку можно помочь даже словом.
7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
11. Я равнодушен к критике в мой адрес.
12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы.
14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
16. Родители относятся к своим детям справедливо.
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей.
19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22. В детстве я приводил домой кошек и собак.
23. Все люди необоснованно озлобленны.
24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
27. Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы.
28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев.
31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
33. Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.
35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
Интерпретация результатов. Просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.
- Если вы набрали от 82 до 90 баллов это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Вам охотно доверяют свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Побеспокойтесь о психическом здоровье.
- От 63 до 81 балла высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты с окружающими и находите общий язык. Окружающие тянутся к вам. Они ценят вашу душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете находиться с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.
- От 37 до 62 баллов нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству детей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию окружающих.
- 1236 баллов низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с окружающими, неуютно чувствуете себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не общению с людьми. Вы сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а из тех, кто есть, цените больше за ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же. Бывает, когда чувствуете свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют вас вниманием. Но это поправимо, если вы раскроете панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение близких и принимать их проблемы как свои.
11 баллов и менее очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди одноклассников. Особенно трудны контакты с окружающими, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неловком положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком сконцентрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Необходима гимнастика чувств.
2. Проективная методика «Неоконченные рассказы» [Т.П.Гаврилова].
Цель - изучение характера эмпатии: эгоцентрическая, гуманистическая.
Оборудование: 3 неоконченных рассказа.
Инструкция. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Я расскажу тебе рассказы, а ты, послушав их, ответишь на вопросы". Если испытуемым является девочка, то в рассказах фигурировать должна девочка.
Неоконченные рассказы:
1. Мальчик мечтал завести собаку. Однажды знакомые привели свою собаку и попросили поухаживать за ней, пока они будут в отъезде. Мальчик очень привязался к собаке, полюбил ее. Он ее кормил, водил гулять,
ухаживал за ней. Но собака очень тосковала по своим хозяевам, очень ждала их возвращения. Через некоторое время знакомые вернулись и сказали, что мальчик сам должен решить - вернуть собаку или оставить ее себе.
Как поступит мальчик? Почему?
2. Мальчик нашел на улице котенка и принес его домой. Бабушка сказала, что котенок может быть больным и выкинула его на улицу. Мальчик очень рассердился и накричал на бабушку. Вечером бабушка сказала: "Ну
что ж, придется мне уезжать домой, хотя мне там и одиноко".
Как поступит мальчик? Почему?
3. Вася разбил окно. Он испугался, что его накажут и сказал воспитателю, что окно разбил Андрей. Ребята в детском саду об этом узнали и перестали с Васей разговаривать, не брали его в игры. Андрей подумал: «Простить мне Васю или нет?» Как поступит Андрей? Почему?
Интерпретация ответов детей: если ребенок решает ситуацию в пользу другого (собаки, бабушки, Васи), то это указывает на гуманистический характер эмпатии; решение ребенком ситуации в свою пользу - об эгоцентрическом характере эмпатии.
3. Опросник «Проявление эмпатии к сверстнику» [Е. Н. Васильева].
Цель изучить детальное проявление эмпатии.
Инструкция. Детям предлагалось спрогнозировать собственное поведение в 10 проблемных ситуациях, предложенных в форме индивидуальной беседы. Задания разделены на 5 подгрупп, в которых проявление эмпатии к сверстнику предполагало:
- оказание помощи другому (1 блок ситуаций);
Ситуация №1: В столовой е твой приятель никак не может повесить полотенце на вешалку, все уже за столом. Как ты поступишь?
Ситуация №2 (отдельно для мальчиков и для девочек): Сосед(ка) по парте не может застегнуть замок, просит тебя помочь. А твой друг (подруга) зовет тебя играть в любимую игру. Как ты поступишь?
Ситуация № 7: Учитель на уроке дала задание: сделать поделку из бумаги. Как сделал работу - можно идти играть. Ты уже сделал (а), а твой сосед по столу решил сделать сложную поделку, ему до конца работы еще далеко. Что ты будешь делать?
- ущемление личных интересов (2 блок ситуаций);
Ситуация №3: Ты пускаешь мыльные пузыри, и у тебя осталось совсем немного мыльной воды. К тебе подходит девочка (мальчик) из вашего класса и просит отлить половину. Что ты сделаешь?
Ситуация № 10: У вас появилась новая машина с пультом управления. Ты специально взял ее с собой, чтобы поиграть с ней. Но тут пришел Саша, и он тоже хочет поиграть с этой машиной. Как ты поступишь? (вариант для мальчиков).
У вас появилась новая красивая кукла. Она умеет говорить «мама», плакать, смеяться, ходить, у нее очень красивые платье и туфельки. Ты специально пришла в группу пораньше, чтобы поиграть с ней. Но тут пришла Лена, и она тоже хочет поиграть с этой куклой. Как ты поступишь? (вариант для девочек)
- проявление сочувствия к товарищу, нарушившему какую - либо норму поведения или указание взрослого (3 блок ситуаций);
Ситуация 5: Всем детям в классе дали по 2 конфеты. Все съели по одной, а вторую положили по своим портфелям, чтобы отдать потом своим мамам. Ты положил (а) в портфель обе конфеты (ни одной не съел (а)). А Сережа не удержался и съел обе конфеты, ничего не оставив маме. Ему стало стыдно, что все ребята угостят своих мам, а ему маму угостить нечем. Он подошел к тебе и попросил одну конфету. Как ты поступишь?
Ситуация 6: Колю наказали за то, что он сломал цветок на клумбе, и теперь ему нужно убрать мусор на всей площадке. Скоро уже нужно идти домой, а Коля еще и половины работы не сделал, хотя очень старается. Что бы ты сделал (а)?
Ситуация 8: Ты увидел (а), что Лена стоит углу и плачет. Ты подошел (ла) узнать, в чем дело. Лена сказала тебе, что она взяла печенье из Наташиного портфеля, а та пожаловалась учителю, хотя у нее еще печенье осталось. Что ты скажешь Лене?
- проявление сорадости (4 блок ситуаций);
Ситуация № 4: Андрюша пришел в класс радостный. Он подошел к тебе и сказал, что ему подарили собаку. Что ты скажешь Андрюше?
- оказание помощи ребенку - сверстнику в затруднительной ситуации (5 блок ситуаций);
Ситуация № 9: В класс пришел (ла) новый (ая) мальчик (девочка). Лишних шкафчиков в раздевалке нет, раздеваться ему (ей) негде. Но можно положить вещи прямо на скамейку в раздевалке. Что бы ты предложил (а)?
2. 2 Описание результатов констатирующего эксперимента
В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста, из них 12 мальчиков и 8 девочек. Организовав экспериментальное изучение эмпатийных отношений детей младшего школьного возраста, мы получили следующие результаты.
Тест эмпатийных тенденций позволил получить следующие результаты (см. табл. 2.1).
Таблица 2.1
Результаты теста эмпатийных тенденций младших школьников
уровень эмпатии |
количество детей |
% |
очень высокий |
1 |
5 % |
высокий |
2 |
10% |
средний |
6 |
30% |
низкий |
8 |
40 % |
очень низкий |
3 |
15 % |
С помощью этого теста мы смогли выяснить уровень эмпатийных тенденций у младших школьников. Если посмотреть на таблицу, то можно сказать о том, что подавляющему большинству присущий низкий уровень эмпатийности (40 %). Это говорит о том, что у детей не достаточно сформированы дружеские отношения с одноклассниками, умение сочувствовать, переживать, помогать друг другу в трудных ситуациях. Они испытывают затруднения в установлении контактов с окружающими, неуютно чувствуют себя в большой компании.
У детей нет раскованности чувств, и это мешает их полноценному восприятию людей. У 6 человек (30 %) средний уровень эмпатийности. Это говорит о том, что у детей не достаточно сформированы дружеские отношения с одноклассниками, умение сочувствовать, переживать, помогать друг другу в трудных ситуациях. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям, в общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряют терпение. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следят за действием, чем за переживаниями героев. Представим полученные результаты графически (см. рис. 2.1)
Рис. 2.1. Уровень эмпатийной тенденции младших школьников, %
Таким образом, по данным рисунка видно, что преобладающим уровнем является низкий уровень эмпатийности 40 %, на втором месте средний уровень 30 %, на третьем месте очень низкий уровень 15 %. Высокий уровень составляет 10 %, а очень высокий лишь 5 %.
Далее проведена проективная методика «Неоконченные рассказы».
Основная ее задача выявление видов, тенденций эмпатических реакций детей на ситуации неблагополучия. Рассказы отражают наиболее значимые для детей младшего школьного возраста сферы взаимоотношений: с животными, взрослыми и сверстниками. Если младший школьник отождествлял себя только с ребенком, главным героем рассказа, то таким образом сопереживал только ему.
Если по отношению к антагонистам главного героя животному, взрослому, сверстнику в данном случае сочувствие, т.е. конфликт, разрешался ребенком в пользу другого персонажа. Полученные результаты свидетельствуют о том, что более всего дети проявляют сочувствие к животным 6 детей (30 %), на втором месте проявление сочувствия к взрослому 4 ребенка (20 %), и только на третьем месте проявление сочувствия к сверстнику 3 детей (15%). 7 детей (35 %) не способны к проявлению сочувствия.
Наиболее типичными ответами этих детей были: «Мне жалко Митьку, потому что ворон стукнул больно мальчика…», «Мне котенка жалко, я бы его оставил, он такой маленький…», «Мне жалко Стасика, на него учительница ругалась, а он не виноватый…».
Как видно из приведенных высказываний, дети отождествляли себя только с главным героем рассказа, и таким образом сопереживали только ему. 20% детей данной группы проявляли устойчивое сочувствие, т.е. выбрали сюжетный ход, который разрешил бы конфликт между главным героем и другим персонажем, чье поведение вызывает переживания героя, и тем самым облегчить положение одного из них.
Наиболее распространенными ответами этих детей были: «Мне жалко Борьку, потому что он умереть может…», «Бабушку, потому что она старая и добрая…», «Мне жалко Стасика, и Вовку тоже. На Стасика ругалась учительница, когда Вовка наврал на него. А потом с Вовкой никто не играл…». Таким образом, они полностью приняли сторону антагониста главного героя, конфликт, разрешился детьми в пользу другого персонажа. Представим полученные результаты графически (рис. 2.2)
Рис. 2.2. Результаты методики «Неоконченные предложения», %
Последним был проведен опросник «Проявление эмпатии к сверстнику». Результаты исследования показали (см. табл. 2.2):
Таблица 2.2
Сравнительные результаты проявления эмпатии к сверстнику детей в предложенных им предполагаемых ситуациях
Ситуации |
Проявляют эмпатию |
Не проявляют эмпатию |
1 блок (оказание или неоказание помощи другому) |
80% |
20% |
2 блок (ущемление личных интересов ребенка) |
65% |
35% |
3 блок (проявление сочувствия к сверстнику, нарушившему норму поведения) |
70% |
30% |
4 блок (проявление сорадости) |
85% |
15% |
5 блок (оказание помощи сверстнику при затруднениях) |
75% |
25% |
Общие показатели по всем ситуациям |
75% |
25% |
1 блок ситуаций «Оказание помощи сверстнику»:
- 80% детей младшего школьного возраста прогнозируют проявление сочувствия и оказание помощи сверстнику. Наиболее типичным ответом этих детей был: «Я бы конечно помог(ла)».
- 20 % детей не прогнозируют проявление сочувствия и оказание помощи сверстнику. Их ответы были следующего содержания: «Я бы пошел кушать»; «Попрошу учителя завязать ему шнурки»; «Пошел бы играть».
2 блок ситуаций «Ущемление личных интересов»:
- 65% детей младшего школьного возраста прогнозируют проявление сочувствия через ущемление личных интересов. Наиболее типичными ответами этих детей были: «Я бы отлил половину»; «Я бы сказал ему, чтобы мы поиграли вместе».
- 35% детей младшего школьного возраста не прогнозируют проявление сочувствия через ущемление личных интересов. Их ответы были следующего содержания: «Нет, не поделюсь, у меня мало»; «Сказал бы, чтобы ему мама, такие же купила».
3 блок ситуаций «Проявление сочувствия к товарищу, нарушившему какую- либо норму поведения или указание взрослого»:
- 60% детей шестого года жизни прогнозируют проявление сочувствия к товарищу, нарушившему какую- либо норму поведения или указание взрослого. Наиболее типичными ответами этих детей были: «Я бы дала ему одну свою»; «Помог ему убрать»; «Успокою, а потом скажу, чтобы Кате купила новое и извинилась».
- 30% детей младшего школьного возраста прогнозируют проявление сочувствия к товарищу, нарушившему какую- либо норму поведения или указание взрослого. Особенно категоричны были ответы детей с отрицательной эмоциональной направленностью в следующей проблемной ситуации: Ты увидел (а), что Катя стоит углу и плачет. Ты подошел (ла) узнать, в чем дело. Катя сказала тебе, что она взяла печенье из Наташиного портфеля, а та пожаловалась учителю, хотя у нее еще печенье осталось. Что ты скажешь Кате?
30% детей не встали на позицию товарища, нарушившему норму поведения. Их ответы были следующего содержания: «Нельзя брать чужое»; «Я скажу, что нельзя брать чужое, пусть отдаст».
4 блок ситуаций «Проявление сорадости»:
85% детей младшего школьного возраста прогнозируют проявление сорадости сверстнику. Наиболее типичными ответами этих детей были: «Мне бы радостно было, и попросила, чтобы принес поиграть»; «Вот здорово, а он лает?»; «Здорово! А он красивый?»
- 15% детей младшего школьного возраста не прогнозируют проявление сорадости сверстнику. Их ответы были следующего содержания: «Не знаю. Ничего»; «А у меня то больше собачек».
5 блок ситуаций «Оказание помощи ребенку- сверстнику в затруднительной ситуации»:
75% детей шестого года жизни прогнозируют проявление сочувствия и оказание помощи ребенку- сверстнику в затруднительной ситуации. Наиболее типичными ответами этих детей были: «Он на вешалку повесит, а я на дверь»; «Пусть поместит в шкафчик мой вещи»; «Пусть у меня повесит, жалко что ли».
- 25% детей шестого года жизни не прогнозируют проявление сочувствия и оказание помощи ребенку- сверстнику в затруднительной ситуации. Наиболее типичным ответом этих детей был: «Сказал, чтобы положил на скамейку». Составим сводную диаграмму по данной методике (см. рис.2.3)
Рис.2.3. Сводная диаграмма по опроснику «Проявление эмпатии к сверстнику», %
Таким образом, мы видим, что в младшем школьном возрасте на вербальном уровне дети готовы проявлять эмпатию:
- наибольшее количество положительных ответов было дано в ситуациях: оказание помощи другому, ущемление личных интересов ребенка, проявление сорадости, оказание помощи ребенку- сверстнику в затруднительной ситуации.
Тогда как наибольшее количество ответов детей с отрицательной эмоциональной направленность были в ситуации - проявление сочувствия и оказание помощи товарищу, нарушившему какую- либо норму поведения или указание взрослого.
Таким образом, по результатам проведённых исследований можно сделать вывод о том, что в целом, среди младших школьников эмпатийное отношение к сверстнику сформировано на недостаточном уровне.
Для того, чтобы сформировать эмпатийное отношение к сверстникам у детей, не имеющих его, необходимо организовать формирующий эксперимент. Для организации формирующего эксперимента нами выбраны 10 человек, у которых не проявляется чувство сочувствия и переживания к сверстникам, взрослым, животным и т.д. эти обучающиеся вошли в экспериментальную группу, а остальные 10 учащихся составили контрольную группу.
ГЛАВА 3. Технология ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИЙНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3. 1 Коррекционная программа формирующего эксперимента
Младший школьный возраст вершина детства. Ребёнок в этом возрасте имеет еще много детских качеств наивность, легкомыслие, однако с приходом в школу часто детская непосредственность в поведении утрачивается, меняется статус ребёнка, интересы, ценности и весь уклад жизни.
Цель: способствовать формированию эмпатийного отношения младших шольников.
Задачи:
1. Опираясь на данные констатирующего эксперимента, разработать программу формирующего эксперимента, направленную на формирование эмпатийного отношения младших школьников.
2. Представить описание программы с учетом педагогических условий.
3. Провести корректирующую работу с детьми.
В качестве основных принципов построения коррекционной программы выступили:
- Принцип единства диагностики и коррекции коррекционно-развивающая работа с детьми младшего школьного возраста осуществлялась на основе проведенной диагностики эмпатийного отношения детей к сверстникам; также на протяжении проведения коррекционной работы были проведены диагностические срезы для определения её эффективности;
- Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка;
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей занятия построены в зависимости от степени развития и в соответствии с возрастом детей;
- Принцип комплексности методов психологического воздействия отражался в интегрированных приемах, способствующих формированию положительного отношения к школьному обучению, в качестве которых в коррекционной программе выступали: игротерапия, артерапия, элементы психогимнатики, релаксационные этюды и упражнения.
- Принцип постепенности - поэтапное погружение детей в психокоррекционный процесс и постепенный выход из этого процесса, а также увеличение глубины и силы воздействий на детей от этапа к этапу коррекционной работы;
- Принцип учета эмоциональной сложности материала проводимые игры, задания, упражнения, предъявляемый материал создают благоприятный эмоциональный фон, стимулируют положительные эмоции. Каждое коррекционное занятие завершается на позитивном эмоциональном фоне.
- Принцип систематичности работы с младшими школьниками проведение занятий не менее 1 раза в неделю.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Ребёнок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребёнок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребёнок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.
Ожидаемый результат: формирование эмпатийного отношения к сверстникам, повышение эмпатийности, стремление к реализации своих способностей, развитие произвольности и самоконтроля у ребёнка, положительное отношение к сверстникам.
В качестве основных условий формирования эмпатийного отношения младших школьников к сверстникам выступили:
- Групповая форма работы;
- Проведение коррекционных занятий в эмоционально насыщенной обстановке (подвижные и спокойные игры, релаксационные упражнения, психогимнастические игры и этюды, арттерапия);
- Систематичность работы с младшими школьниками (занятия проводились 2 раза в неделю);
- Активная работа детей на коррекционном занятии;
- Проведение занятий в специально организованном пространстве, в благоприятное время.
В соответствии с целями и задачами работы в исследовании нами была составлена коррекционная программа занятий с детьми, направленная на формирование эмпатийного отношения к сверстникам (см. таблицу 3.1).
Данная программа состоит из 10 занятий. Занятия проводятся по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не превышала одного школьного урока. Периодичность занятий не менее 1-2 раз в неделю.
Возрастной контингент: дети младшего школьного возраста.
Таблица 3.1
Программа формирующего эксперимента
№ п/п |
Тема |
Цели |
Краткое содержание |
1 |
Дорогою добра (Приложение 1) |