Формирование интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников

ФГБОУ ВПО «ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики и психологии

Кафедра педагогики

Выпускная квалификационная работа

(бакалаврская работа)

по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

профиль «Психология и социальная педагогика»

На тему: «Формирование интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников»

Киров

2015

Оглавление

Введение.....................................................................................................................

3

Глава 1. Теоретические основы формирования интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников................................................................................

7

1.1. Теоретический анализ исследований психолого-педагогических особенностей выбора профессии старшеклассниками..........................................

7

1.2. Сущность и содержание профессиональной ориентации старшеклассников......................................................................................................

12

1.3 Связь социально-экономического развития муниципального образования с особенностями рынка труда.................................................................................

23

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников...................................................

30

2.1. Диагностика интересов в выборе профессий у старших школьников.............................................................................................................

30

2.2. Реализация программы по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников……………..........................................................

38

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников…

45

Заключение.................................................................................................................

58

Библиографический список......................................................................................

60

Приложения................................................................................................................

66

ВВЕДЕНИЕ

Проблема профессионального самоопределения молодежи, представлений о своем профессиональном «Я» тех, кто завтра выйдет на рынок труда и будет производительной силой общества, является чрезвычайно актуальной. В педагогической науке проблема формирования интереса учащихся к рабочей профессии активно обсуждается в последние годы в связи с дефицитом рабочих кадров.

Проблеме профессионального самоопределения, профессионального формирования и профессионального развития будущих рабочих посвятили свои труды Н.Н. Захаров, Е.А. Климов, В.Г. Максимов, Е.М. Павлютенков, Н.С. Пряжников, Г.В. Резапкина, А.Д. Сазонов, С.Н. Чистякова.

Подготовка будущих высококвалифицированных рабочих предполагает индивидуализированное становление профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных компетенций, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии.

Анализ научно-педагогической литературы показал, что проблема повышения престижа рабочей профессии и формирования интереса учащихся к рабочим профессиям в современных условиях недостаточно изучена в отечественной педагогической науке.

Особенностью российского рынка труда является то, что наряду с ростом незанятого населения наблюдается дефицит рабочей силы. Развитие личности молодого рабочего стало общественной потребностью, одним из главнейших условий экономического и социального прогресса. Поэтому большое внимание уделяется профориентации школьников на рабочие профессии.

В наше время, когда информационный поток сообщений, касающихся путей трудоустройства, а именно выбора учебного заведения для продолжения обучения, временной и сезонной занятости, кружках и секциях, в которых можно развить свои способности, приобрести дополнительные умения и навыки, велик и разрознен, выпускнику, желающему продолжить свое образования и в дальнейшем трудоустроиться, становится все труднее сделать свой выбор.

Благодаря переходу к рыночным отношениям расширился круг выбора профессии. Однако из-за недостаточной осведомленности у школьников складывается неправильное представление о многих из них. Случается так, что какой-то вид занятий может увлечь при более детальном ознакомлении с ним. Поэтому одна из основных задач — обратить внимание старшеклассников на те профессии, по которым бывают вакансии, как можно подробнее рассказать о них. Накопленные знания уже сегодня позволяют в ряде случаев достаточно эффективно проводить профориентационную работу. Но выбираемые выпускниками профессии не в полной мере соответствуют, с одной стороны, потребностям рынка труда, а с другой, личностным качествам самих учащихся.

Восполнить данный пробел призвана наша выпускная квалификационная работа, выполненная на тему: «Формирование интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников».

Цель исследования: теоретическое изучение и разработка эффективных способов формирования интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников.

Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников.

Предмет исследования: процесс формирования интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников.

Гипотеза исследования: формирование интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников будет эффективным, если

  • учитывать возрастные особенности, а также индивидуально-личностные склонности старшеклассников;
  • выявить связь социально-экономического развития муниципального образования с особенностями рынка труда;
  • способствовать повышению мотивации обучающихся на активное включение в профессию, стимулировать их личностный и профессиональный рост;
  • реализовывать программу по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогические особенности старшеклассников и их влияние на выбор профессии.

2. Определить сущность и содержание профессиональной ориентации старшеклассников.

3. Выявить связь социально-экономического развития муниципального образования с особенностями рынка труда.

4. Разработать и апробировать программу по формированию интереса к рабочим профессиям у старшеклассников.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; обобщение, сравнение.

Эмпирические:  педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); беседа, анкетирование, тестирование, наблюдение. Для изучения профессиональных интересов и склонностей применялись методики: Дж. Голланд «Определение профессионального типа личности», Л.А. Йовайши «Определение профессиональных интересов», А.Г. Грецов «Склонности к исполнительскому или творческому труду».

Математические:  метод математической статистики обработки экспериментальных данных (Т-критерий Вилкоксона).

Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные труды и исследования Г.С. Абрамовой, И.В. Дубровиной, Н.Н. Захарова, Е.А. Климова, И.Ю. Кулагиной, В.С. Мухиной, Н.И. Никитиной, Е.М. Павлютенкова, Н.С. Пряжникова, Г.В. Резапкиной, А.Д. Сазонова, С.Н. Чистяковой.

Экспериментальная база исследования: МКОУ СОШ с УИОП им. В.И. Десяткова г. Белая Холуница, учащиеся 9 классов в количестве 50 человек.

Новизна исследования: определены особенности содержания профессиональной профориентации старшеклассников по формированию у них интереса к выбору рабочих профессий.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении материала по вопросу формирования интереса к рабочим профессиям у старшеклассников.

Практическая значимость исследования: разработана и успешно апробирована программа занятий по формированию интереса к рабочим профессиям у старшеклассников, которая способствует их профессиональному становлению и удовлетворению потребностей общества в квалифицированных рабочих кадрах в Белохолуницком районе Кировской области.

Апробация результатов исследования осуществлялась во время выступлений на педагогическом совете и родительских собраниях в 9 классах муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов им. В.И. Десяткова (2015 год), районном методическом объединении психологов и социальных педагогов (2015 год).

Структура исследования отражает логику, содержание и результаты работы, включает введение, 2 главы (6 параграфов), заключение, библиографический список, приложения.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ВЫБОРУ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

1.1. Теоретический анализ исследований психолого-педагогических особенностей выбора профессии старшеклассниками

В педагогической и психологической литературе можно встретить несколько подходов к определению периода для формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению. Многие исследователи, такие как Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, считают, что каждый из вековых этапов имеет специфические особенности относительно решения данной задачи. Так, например, для учеников 1-8 классов основной работой становится формирование «общей готовности» к профессиональному самоопределению. Для учеников 9-11 классов эту работу нужно скоординировать на помощь в выборе конкретной специальности и профессии [54]. Но исходя из того, что именно в период ранней юности главное внимание молодых людей сосредоточивается на развитии мотивационной сферы, определении своего жизненного пути, формировании мировоззрения, поэтому именно в этот период нужно говорить о профессиональном самоопределении, которое имеет большое значение для выбора профессии. 

По мнению Г.С. Абрамовой, к окончанию основной школы учащиеся должны сделать профессиональный выбор. Существует два способа. Первый способ - «проб и ошибок». В данном случае старшеклассник выбирает профиль обучения или учебное заведение вслепую. Второй способ заключается в том, что когда выпускник изучит себя, овладеет необходимыми знаниями и умениями на уроках технологии, познакомиться с миром профессий, тогда сможет осознанно и самостоятельно делает этот выбор [1].

И.В. Дубровина считает, что выпускники нередко испытывают серьезные затруднения в выборе профиля дальнейшего обучения. Обычно, они делают выбор под действием случайных факторов: например, за компанию, по совету родных или друзей. При этом старшеклассники считают, что располагают достаточным количеством информации о профессиях для выбора профиля обучения [11].

Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что не все подростки готовы самостоятельно, сознательно выстраивать своё будущее. Причиной этого, по мнению В.Г. Максимова, являются недостаточные знания об особенностях каждого вида деятельности, низкая мотивация к выбору профессии, неумение соотнести свои желания с реальными возможностями и способностями [24].

Выбор профессии - это важное, неотложное и трудное дело для выпускника. По мнению Е.А. Климова, старшеклассники устремлены в будущее и склонны мысленно пропускать незавершенные этапы. Они внутренне тяготятся школой, школьная жизнь кажется им временной, ненастоящей, после которой начнется другая, более богатая и подлинная жизнь, которая одновременно манит и пугает их [16].

Учащиеся старших классов хорошо понимают, что их будущая жизнь во многом зависит от того, правильно ли они смогут выбрать профессию. Какими бы легкомысленными и беспечными не выглядели выпускники, выбор профессии –их главная и постоянная забота.

Следующей особенностью нужно отметить, что в старших классах все отчетливей выделяется индивидуальный облик каждого молодого человека, более ярко выступают те особенности, которые в совокупности определяют склад его личности [23]. Учащиеся старших классов сильно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разным уровнем самосознания. Юность, как считает И.Ю. Кулагина, это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации и установки.

Мы можем сказать, что это период перехода от детства к началу взрослой жизни, к большей ответственности, самостоятельности, к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, решению разнообразных проблем, профессиональному становлению. Юношеский возраст основывается вокруг процесса идентичности, который состоит из индивидуально-личностных и социальных выборов, идентификации и профессионального становления [22].

Важно отметить, что профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Главное значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения. В выборе профессии – мотивация у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек совершается переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию [60].

Выбор профессии и ее освоение начинается с профессионального самоопределения. В этот период старшеклассники должны совершенно реально выработать для себя задачу выбора будущей профессиональной деятельности с учетом имеющихся психологических и психофизиологических ресурсов. В это время у школьников формируется отношение к определенным профессиям, происходит выбор учебных предметов согласно профессиональному выбору.

Характерное приобретение старшеклассников - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно оказывается жизненной программой, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план - это план возможных действий, в которых проявляются индивидуальные особенности молодых людей. Но нужно заметить, что в содержании планов существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, которые связаны с будущей профессиональной деятельностью и семьей, выпускники школы достаточно реалистичны. Но вместе с тем, в сфере получения образования, социального становления и материального благополучия притязания девушек и ношей часто бывают завышены.

Мы хотим отметить, что высокий уровень притязаний не всегда подкрепляется высоким уровнем профессиональных стремлений. Многие старшеклассников желают получать большую заработную плату, но при этом они не готовы к более интенсивному и квалифицированному труду [39]. Как утверждает И.В. Дубровина, профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления.

Многие авторы отмечают, что девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом выражается их недостаточная готовность к действительным трудностям и проблемам самостоятельной жизни. Основное противоречие жизненной перспективы выпускников - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради осуществления своих жизненных планов. Старшеклассники ставят перед собой цели, которые, оставаясь непроверенными на соответствие реальным возможностям, зачастую оказываются неверными, страдают «фантазийностью». Иногда, только опробовав что-то, юноши и девушки ощущают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Перспектива, которая была намечена, может быть очень конкретной, поэтому не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом. А может и быть чересчур общей, что затрудняет успешную реализацию неопределённостью [10].

Нельзя не сказать и об изменении учебной мотивации. Учащиеся старших классов, ведущую деятельность которых многие психологи называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учёбу как необходимую предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют те предметы, которые будут нужны в дальнейшем, начинает беспокоить успеваемость. Поэтому недостаточное внимание уделяется к «ненужным» учебным предметам, а отметкам уделяется большое внимание, которого не было среди младших подростков. А.В. Петровский считает, что именно в старшем школьном возрасте возникает осмысленное отношение к учебе [30].

Профессиональная деятельность все больше начинает рассматриваться в трех аспектах: как средство для достижения жизненного успеха, как средство для определения своего места в обществе и как средство самореализации. Проблема профессионального самоопределения становится актуальной как для ученика, так и для общества. Адекватное профессиональное самоопределение - это важнейшее достижение успеха в профессиональной деятельности.

Таким образом, в период ранней юности главное внимание молодого человека сосредоточивается на развитии мотивационной сферы личности, определение своего жизненного пути, формирование мировоззрения, более ярко проявляются индивидуальные особенности, поэтому именно в этот период следует говорить о профессиональном самоопределении, которое имеет большое значение для выбора профессии. Особенности выбора профессии у старшеклассников состоят в том, что они стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей, но объективно и полно оценить себя они не в состоянии.

1.2. Сущность и содержание профессиональной ориентации старшеклассников

Существуют различные подходы к определению профессиональной ориентации. Так в Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации дается следующее определение: профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда [40].

По мнению А.А. Грицанова, профессиональная ориентация – это процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией [9].

Определение профориентации с точки зрения социально-педагогического подхода дает Н.И. Никитина: профессиональная ориентация – это обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении [27].

Мы придерживаемся определения профориентации, которое дается в психологическом словаре: профессиональная ориентация – система мероприятий, которая способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество. В этом и заключается сущность профориентации.

Содержание профориентации заключается в её принципах, целях, задачах, формах и направлениях.

Современная теория профориентации подразумевает, что она строится на определенных принципах, которые в свою очередь делятся на две группы.

Первую группу принципов, которые связаны с общими принципами педагогики, выделил Н.С. Пряжников:

Принцип взаимообусловленности подразумевает, что обучение, воспитание и развитие едино должны способствовать профессиональному самоопределению школьников.

Принцип связи профессиональной ориентации с жизнью, трудом заключается в том, что оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии должно находиться в единстве с потребностями общества в квалифицированных кадрах, спросом, предложением и конкурентоспособностью на рынке труда.

Принцип доступности и сознательности говорит об осознанном ознакомлении учащихся с миром профессий, психологическими требованиями, предъявляемыми к человеку, путями овладения профессией, а так же ознакомлении с перспективой профессиональной карьеры и оплатой труда.

Принцип систематичности и преемственности заключается в необходимости осуществления профориентационной работы по годам обучения, начиная с младшего школьного возраста.

Принцип учета возрастных особенностей подразумевает осуществление профориентации учащегося в соответствии с его возрастом.

Принцип взаимосвязи школы с социумом - тесный контакт с внешкольными учреждениями, семьей, профессиональными учебными заведениями, работодателями и общественностью в работе по оказанию молодым людям помощи в выборе профессии.

Принцип комплексности заключается в организации профориентационной работы в педагогическом, психологическом, социально-экономическом, психофизиологическом, медицинском и правовом направлениях, позволяющих всесторонне подготовить молодых людей к выбору своей профессии [36].

А.Д. Сазонов выделил специфические принципы профориентационной работы:

Учет перспективы и прогноза развития личности в условиях рынка труда.

Учет личных и общественных интересов подразумевает учет личных потребностей, интересов, склонностей и способностей выпускников и потребностей региона и страны в целом в квалифицированных кадрах.

Деятельностно-активная направленность предусматривает профессиональное просвещение учащихся, а также их изучение в целях профориентации, организация для них профессиональных консультаций. Данный принцип предполагает активное ознакомление школьников с миром профессий, «пробу сил» по той или иной профессии, воспитание личностно и общественно значимых мотивов выбора профессии, самовоспитание творчески активных качеств личности, ценностных ориентаций.

Свобода и самостоятельность профессионального самоопределения заключается в том, что после выявления потребностей, интересов, склонностей и способностей учащихся следует совместными усилиями образовательных учреждений, семьи, работодателей и общественности рекомендовать то или иное направление профессиональной деятельности. При этом окончательное право выбора остается за школьниками.

Прогнозирование здоровьесбережения при реализации профессионального самоопределения учащихся в работе по избранной профессии.

Взаимосвязь и координация совместной деятельности органов образования, центров профориентации и занятости населения [45].

По мнению Н.С. Пряжникова, одна из главных задач школы - формирование полноценных граждан своей страны. А решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься выпускники школы, какую профессию они изберут и где будут работать. Так же необходимо отметить, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и положительное представление о себе и усиливает удовлетворённость жизнью [36].

Это говорит о том, что успешное профессиональное самоопределение личности, с одной стороны, является важным для общества и государства в целом, с другой стороны, является значимым фактором успешной жизнедеятельности самого человека.

Что касается старшеклассников, то для них профессиональное самоопределение, по мнению Е.А. Климова, представляет собой процесс, содержащий одновременно как самостоятельность, свободу учащегося в собственном проектировании своего жизненного пути, так и педагогическое руководство этим процессом [17].

Основные цели профессиональной ориентации:

  1. Обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
  2. Достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
  3. Прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
  4. Содействие непрерывному росту профессионализма личности как важного условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния [31].

В.С. Мухина выделяет следующие задачи профессиональной ориентации школьников:

  1. Постепенное формирование у учащихся внутренней готовности к осмысленному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития.
  2. Формирование положительного отношения к труду как ценности в жизни.
  3. Развитие интереса к различным сферам трудовой деятельности.
  4. Оказание морально-эмоциональной поддержки учащихся, а собственно создание оптимистичного отношения к своему профессиональному будущему.
  5. Формирование целеустремленности, предприимчивости, деловитости.
  6. Диагностика ценностных ориентаций, установок и интересов в выборе профессии, профессиональной предрасположенности.
  7. Разработка программы реализации профессионального выбора учащихся [26].

По мнению А.Д. Сазонова  основными методами профессиональной ориентации являются:

  • общенаучные методы: анализ, синтез, моделирование, обобщение, наблюдение, сравнение, методы мозгового штурма, погружения.
  • диагностические методы: наблюдение, педагогический мониторинг, анализ документов и продуктов деятельности школьников, анализ практических действий учащихся, анкетирование, интервью, социометрический, статистический, тестовый методы, педагогический эксперимент.
  • методы профессионального просвещения и формирования профессиональной направленности: рассказ, лекция, беседа, убеждение, метод положительного трудового примера, экскурсия, диспут, рефлексия.
  • методы социально-профессиональной адаптации и профессионального воспитания: поручение, упражнение, трудовое задание, общественно-полезный труд, производительный труд, метод профессиональных проб, тренинг, общественное мнение, создание воспитывающих ситуаций, соревнование, ролевая игра [44].

В профориентации важно использовать ряд форм, дополняющих друг друга. Н.Н. Захаров выделяет следующие 2 группы форм:

1. Основные, ознакомительные:

  • встречи со специалистами,
  • просмотр и обсуждение телевизионных передач,
  • экскурсии на предприятия и в учебные заведения,
  • информационные уроки. К ним относятся теоретические и практические вопросы подготовки к будущей профессии, используя методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут, игра, сочинение, отчет о мероприятии,
  • уроки в учебных мастерских с сообщением определенных сведений профориентационного характера, демонстрация практических умений.

2. Активизирующие деятельность:

  • индивидуальные задания для углубления знаний с учетом интересов,
  • конкурсы для выявления склонностей,
  • тематические вечера (например, вечер техники, книги, математики),
  • тематические недели (например, неделя искусства, техники),
  • клуб будущих специалистов,
  • молодежные объединения,
  • профессиональные пробы [13].

К инновационным формам профориентационной работы, можно отнести следующие:

  • психологические консультации для учащихся и их родителей  по выбору профессиональной сферы и определению индивидуальной траектории профессионального и личностного развития;
  • профориентационные тренинги и игры – целью которых, является помочь осознать привлекательность той или иной профессии и сформировать деловые навыки, а также повышение мотивации при выборе профессии и помощь в осуществлении осознанного выбора профессии;
  • взаимодействие с бывшими учениками образовательного учреждения, в частности с теми, кто в настоящий момент сам является работодателем;
  • виртуальный кабинет профориентации призван помочь школьникам познакомиться с миром профессий, описаниями профессий, получить информацию о вузах и сузах города, района и области, пройти профориентационное и психологическое тестирование;
  • размещение на сайте школы информации о выпускниках, у которых успешно сложилась профессиональная карьера;
  • применение портфолио в предпрофильной подготовке и профильном обучении [21].

Эффективность профориентационной работы заключается в комплексном подходе использования как традиционных, так и инновационных форм. Это является важной задачей в образовательных учреждениях, когда старшеклассникам необходимо сделать выбор будущей профессии и определиться с учебным заведением. При этом нужно не навязывать ученику собственное мнение о тех или иных профессиях, а подготовить его к осознанному выбору. Задача педагога-психолога - формировать у старшеклассников внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному выбору и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации определяет следующие направления профессиональной ориентации: профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор, социально-профессиональная адаптация.

Более подробно мы остановимся на тех направлениях, которые входят в профориентационную работу со старшеклассниками.

Профессиональное просвещение

Профессиональное просвещение является существенным компонентом профориентации школьников – ознакомление учащихся с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями в квалифицированных кадрах, формами и условиями освоения профессий, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности [31].

Багаж знаний о профессиях юноши и девушки приобретают не только в школе. Источниками знаний так же служат средства массовой информации, родные, друзья. Надо заметить, что сведения о содержании профессии и их важности порой могут быть искажены, в результате чего возможно создание неоправданной привлекательности одних профессий и недоброжелательности к другим.

Е.М. Павлютенков считает, что перед школой, как и перед всем обществом, стоит достаточно сложная задача – исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны отношение к отдельным профессиям и сформировать новое. Решить данную задачу призвана профпропаганда, которая является частью профессионального просвещения [29].

Планировать работу по профпросвещению в образовательном учреждении, в том числе по профпропаганде и последующей профагитации, необходимо в соответствии с предварительной диагностикой. Только на основе данного подхода можно проводить соответственную работу со старшеклассниками, которая направлена на развитие сознательного отношения к выбору профессии.

По мнению Г.В. Резапкиной, чтобы работа по профпросвещению дала положительные результаты, она должна организовываться умело и с немалым педагогическим тактом. Когда девушек и юношей ориентируют на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, то нужно избегать любого нажима, так как давление на учащихся может привести только к окончательной утрате интереса к предоставленной профессии. Поэтому важный принцип, которым необходимо руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью.

В процессе проведения работы по профессиональному просвещению нужно учитывать направления в развитии отраслей народного хозяйства конкретного экономического района, сформировавшиеся трудовые традиции, наличие профессиональных образовательных учреждений.

Знакомство с миром профессий необходимо соединять с профессиональными интересами, способностями и склонностями учащихся. Так же содержание работы по профпросвещению должно учитывать состав школьников по возрасту и полу [41].

В состав профпросвещения так же входит профпропаганда, а основными формами ее проведения являются встречи с представителями разнообразных профессий, лекции о разнообразных отраслях хозяйства, производствах и профессиях.

Профессиональная консультация

Профконсультация - это оказание помощи школьнику в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества [31].

А.П. Чернявская выделяет следующие этапы в работе профессиональной консультации:

1. Подготовительная профконсультация должна подготовить школьников к осмысленному выбору профессии. Ведется в течение всего периода школьного обучения.

2. Уточняющая профконсультация зачастую выходит за рамки школы и реализуется в средних профессиональных учреждениях, вузах и на предприятиях.

3. Целью завершающей профконсультации является помощь в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и способностями старшеклассников. Данную консультацию с восьмого по одиннадцатый класс проводят специалисты-профконсультанты вместе с социальным педагогом.

Как отмечает Е.А. Климов, на каждом этапе профессиональная консультация носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии невероятна без развития самооценки и положительных качеств личности. Нужно отметить, что консультация в первую очередь носит развивающий характер. Если у учащегося уже сформировались интересы, которые отвечают его способностям, то задача профконсультанта и социального педагога заключается в том, чтобы направлять его деятельность.

На втором этапе профессиональная консультация является рекомендательного характера. Здесь решаются такие главные задачи как: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность старшеклассника к овладению профессией, информация о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства [52].

Третий этап связан с зачислением юноши или девушки в профессиональное учебное заведение или поступлением на работу. Его можно назвать формирующим, так как главная задача на данном этапе - помочь молодым людям утвердиться в выборе профессии [15].

Профессиональная консультация может проводиться в коллективной, групповой и индивидуальной форме.

Профессиональный подбор

Составная часть профориентации - профессиональный подбор, то есть предоставление рекомендаций старшеклассникам о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов диагностики [31].