Технология изготовления изделия из дерева в технике точечной росписи

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
ПИСЬМЕННАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема:
Технология изготовления изделия из дерева в технике точечной росписи.
Профессия: 072609.01Художник миниатюрной живописи
Квалификация:43. Художник миниатюрной живописи
ек сытельство?ники безопасно-Х!!!!!__и росписи и добавь!
Москва 2016 г
Работа к защите допущена
Зам. директора по УПР
__________________________
/подпись, Ф.И.О./

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

Профессия: «Художник миниатюрной живописи» Код - 072609.01

Профессии ОК 016- 94 «Художник миниатюрной живописи»

ПИСЬМЕННАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Технология изготовления изделия из дерева, в технике точечной росписи.

/подпись, Ф.И.О./

Оценка______________

Рецензия (отзыв) руководителя работы __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


З А Д А Н И Е
на письменную экзаменационную работу
/фамилия, имя, отчество/
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
Тема задания: Технология изготовления изделия из дерева, в технике точечной росписи.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
  1. ВВЕДЕНИЕ.
  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Историческая справка
2.Описание технологического процесса изготовление изделия
3. Роспись изделия.
4. Декоративная отделка изделия.
5. Отбраковка.
6. Маркировка.
7. Упаковка.
III. ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РОСПИСИ ИЗДЕЛИЯ
IV. ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  1. Эскиз
  2. Фотография изделия
V. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА
VI. ОХРАНА ТРУДА
VII. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
VIII. МАРШРУТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.
IX. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
  1. ВВЕДЕНИЕ
В период обучения я изучила разные техники росписи, и каждая из них хороша по-своему:
Городецкая обилием сюжетов, Жостово обилием цветов, Палех изящными тонкими фигурами и тонким плавным рисунком, а Хохлома пестротой, и обилием золота. Каждая из этих росписей по-своему особенна. Все они очень разнообразные и имеют неповторимый характер, манеру и сюжет.
Но для своей дипломной работы я выбрала точечную технику росписи.
Точечная роспись - это уникальная техника рисования, пришедшая к нам из сакральной живописи австралийских аборигенов, народов Африки и Индонезии. Сегодня, сохраняя вековые традиции, она превратилась в модное и востребованное искусство. Изысканные точечные орнаменты украшают одежду и аксессуары, мебель и другие предметы.
Моя дипломная работа представляет собой деревянные зеркала и часы. Композиция росписи цветочная. Данные изделия имеют декоративное и функциональное применение, послужит прекрасным оформлением интерьера.
Пройдя курс обучения по профессии «Художник миниатюрной росписи», в дипломной работе я хотела показать все навыки и умения, полученные за время обучения в колледже.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  1. История Точечной росписи
Техника точечной росписи известна давно. Изначально ее использовали в чеканке. Потом же она стала называться капельной, потому что краску набирали в соломинки и наносили «накапывая» на рисунок. Такая техника характерна для Персии и Индии.
В залах Эрмитажа и Музея им. А.С. Пушкина в Москве, посвященных творчеству художников-импрессионистов, есть удивительные картины, написанные в технике пуантилизма. Если подойти к ним поближе и вглядеться в ткань живописи, то станет видно, что живописное полотно создано мелкими точечными мазками. Благодаря этому, создается впечатление, будто картины состоят из микроскопических мозаичных элементов, собранных в единое целое, руками мастера. На основе этой техники художники-прикладники изобрели свою, которая называется point-to-point (от англ. «точка к точке) и замечательным образом используется для росписи различных декоративных предметов, глядя на которые, создается впечатление, что все они декорированы мелкими бусами или бисером
Возможно, первыми точечную роспись придумали австралийские аборигены, которые использовали эту технику для того, чтобы передать через поколения свое послание об их истории, укладе жизни, победах и поражениях. Для точечной росписи используют акриловые контуры, которыми обычно обводят рисунок, расписывая стекло или керамику. Точечная роспись контурами может быть использована для украшения стеклянной прозрачной посуды, бутылок, изделий из керамики, дерева и стекла, мебели, мелких декоративных предметов.
В настоящее время - точечная роспись, задающая на поверхности сложные многоцветные переливы и переплетения орнамента. Особенностью точечной росписи является значение размера точки, расстояние между ними, цветовые сочетания.
Изображения людей в одежде, украшенной таким точечным узором, можно увидеть в скульптурах, рельефах и фресках древних индуистских храмов.
Рассказывает заслуженная художница Реброва А.Ю. Позади те времена, когда коренное аборигенское население Австралии считалось примитивным, а их материальная культура - убогой. Сейчас, в начале двадцать первого века, искусство аборигенов во всех своих стилях и проявлениях и со всех частей континента признается как жизненное и динамичное выражение современного мира. Более того, искусство аборигенов стало модным и коммерчески успешным. Ведущие банки мира украшают работами коренных австралийцев свои офисы. Ведущие музеи с удовольствием предоставляют свои залы под выставки. Московском художественном институте им.В.Сурикова на втором-третьем курсе преподают технику точечной росписи разными способами. Это и использование натуральных красок в этой технике - она преобладала, в Персии и в Индии.
В Индии в средние века рисунок на ткань наносился либо кистями, либо при помощи деревянного штампа. Первый способ был весьма трудоемким и длительным. Известные исследователи индийского ткачества Дж. Ирвин и П. Шварц утверждают, что "раскрашивание ткани кистями было гораздо ближе к искусству, чем к ремеслу". Из ручной технологии до настоящего времени широко распространена техника узелковой окраски ткани, так называемая бандхана, при которой узор выглядит составленным из мелких неровных пятнышек. Изображения людей в одежде, украшенной таким точечным узором, можно увидеть в скульптурах, рельефах и фресках древних индуистских храмов. Такая технология стала включать в тебя точечную роспись – рисунок наносился мелкими каплями краски, что было очень трудоемким, но ценилось дорого. В Индонезии точечной росписью, которая появилась у них еще древних веках, расписывали посуду, музыкальные инструменты, предметы интерьера.
Все указанные виды росписи подвигли когда-то голландских художников-дизайнеров на новое перевоплощение – точечная роспись стала акриловой, и можно считать, что точечная акриловая роспись появилась вместе с первыми тюбиками акриловых контуров.
2.2 Описание технологического процесса изготовления изделий из
ДВП, в технике точечной росписи.
Древесноволокнистые плиты – это листовые материалы, которые формируются из древесных волокон. Они изготавливаются из древесных отходов или низкокачественной круглой древесины. Иногда в качестве сырья могут использоваться и древесные отходы, и низкосортная древесина одновременно.

1.Древесное волокно. 2.Древесноволокнистая плита.
Технология производства изделий из древесноволокнистых полотна.
Технологический процесс производства ДВП сухим способом включает в себя несколько этапов: приемка, хранение сырья и химикатов; приготовление щепы; пропарка, размол щепы на волокна; подготовка связующего и гидрофобизирующих добавок; смешивание волокна со связующим и другими добавками; сушка волокна; формование ковра; предварительное уплотнение (подпрессовка); прессование; кондиционирование плит; механическая обработка плит.
Сырьём для производства ДВП служат переработанные в волокно при помощи дефибраторов древесная щепа, дроблёнка, костра растений. В древесную массу добавляют гидрофобизаторы: парафин, канифоль (повышает влагостойкость). Для повышения физико-механических свойств в композит вводят синтетические смолы (количество смолы варьируется от 4 % до 8 %, в зависимости от соотношения хвойных-лиственных волокон). При производстве мягких плит, связующее может не применяться, ввиду склейки лигнина, входящего в состав волокон, при высоких температурах. Также применяются специальные добавки, такие как антипирены, антисептики. Для производства сверхтвердых древесноволокнистых плит (марка СТ) применяют пропитку побочным продуктом переработки таллового масла — пектолом. Прочность плит возрастает на 20-30 %.
Уже из готовых ДВП изготавливаются различные предметы быта, мебель и стройматериалы, в том числе зеркала и часы, которые я и представляю в качестве своей дипломной работы.
2.3. Роспись изделия в точечной технике.
2.3.1 Технология выполнения росписи

Работа над эскизом.

Техника точечной росписи не сложная, но требует большого терпения, аккуратности и усидчивости. Особенностью точечной росписи является значение размера точки, расстояние между ними, цветовые сочетания. В точечной технике можно исполнить как геометрический, так и растительный орнамент.

Для своей работы я выбрала растительный орнамент.

Сначала намечаем основные детали, и только затем уже прорабатываем рисунок более подробно.

Этапы точечной росписи.

Грунтовка.

Грунтовать лучше дважды, для создания более равномерного покрытия. Перед нанесением второго слоя необходимо дождаться, пока первый слой окончательно высохнет.

Лакирование.

Лакирование. Лак может быть глянцевым, матовым или полуматовым. Аккуратно проходимся кисточкой по поверхности. Лак может сперва дать тонкую мутно белую окраску. Этого не надо пугаться. При высыхании он приобретает требуемую прозрачность. Лаком по поверхности проходимся дважды, обязательно тщательно просушивая предыдущий слой.

Перевод рисунка на изделие.

Рисунок переносится на кальку, калька с рисунком прикладывается к изделию той стороной, на которой нанесен рисунок, а затем рисунок обводится карандашом с обратной стороны. След карандаша, находящийся на той стороне кальки, которая соприкасается с древесиной, почти полностью перейдет на нее. При этом после перевода рисунок не стоит выкидывать, так как, перевернув его обратной стороной, тот же рисунок можно перевести еще раз.

Обычно одной кальки хватает на 3-4 раза - при осторожном использовании число переводов с одной кальки может увеличиться в два раза. Это особенно важно в тех случаях, когда необходимо перевести несколько одинаковых деталей. Однако при использовании данной техники нужно помнить, что получается зеркальное отображение рисунка.

В тех же целях можно использовать любой тупоконечный предмет, например, тупую сторону того же карандаша, которой рисунок затирают до тех пор, пока он не перейдет на поверхность.

Желательно закрепить кальку, так как она может незаметно сместиться, из-за чего целостность рисунка будет нарушена.

Закреплять кальку можно с использованием клея или воска, хотя в наши дни существует много гораздо более удобных средств, например, скотч.

При этом для повторения переведения того же рисунка не надо пытаться отлеплять скотч от бумаги, достаточно отлепить его от изделия.

Если по каким-то причинам вы не хотите или не можете прикрепить бумагу к лицевой стороне изделие, для нанесения рисунка надо взять кальку побольше, чтобы ее края можно было завернуть и закрепить с обратной стороны.

Работа с цветом.

Есть несколько путей развития рисунка:

1)наметить промежуточные точки и двигаться к ним;

2)работать последовательно с каждым цветом;

3)работать отдельными участками.

Я предпочитаю работать последовательно с каждым цветом. Заполняя участок за участком, складывается общая картина.

Привязка

Соединение элементов в виде стебельков и травинок краской в просветах между цветами и листьями. Привязка придает общую целостность композиции.

2.4 Декоративная отделка изделия
2.4.1 Лакировка
Способы нанесения лака.
Существует несколько способов нанесения лака на отделанную поверхность. Каждый из них имеет собственную сферу применения, особенности которой, связанны с использованием той или иной разновидности лака и характером отделываемой поверхности.
Ручной способ
Ручной способ нанесения лака удобен в тех случаях, когда выполняются единичные работы. Нанесение лака производится при помощи кистей и ватных тампонов. Ватные тампоны, обёрнутые мягкой тканью или марлей, применяют тогда, когда покрытие выполняется быстросохнущими спиртовыми лаками, обладающими низкой вязкостью. Кисти применяют при отделке поверхности медленно сохнущими или вязкими лаками. При нанесении лака любым способом на поверхности образуются маленькие пузырьки (из пор древесины выходит воздух). Чем больше будет разбавлен лак, тем меньше будет образовываться пузырьков.
Лакирование при помощи распыления.
Этим способом можно наносить все виды лакокрасочных материалов на любые поверхности. Наиболее распространённый способ нанесения лака сжатым воздухом, который подаётся в пистолет под давлением. Встречая на своём пути сильный поток воздуха, лак распыляется форсункой пистолета и ложится на отделываемую поверхность в виде мелких капель, которые расплываются, образуя сплошное ровное покрытие.
Этот способ самый доступный при лакировании любых поверхностей, от больших до маленьких. Лак наносится ровным гладким слоем. Распыление должно происходить только внутри распылительной кабины, оснащённой вытяжкой.
Лаки должны отвечать следующими требованиями:
1. Давать гладкую, ровную твердую поверхность.
2. Приставать к поверхности, не лучица, и не давать трещин при высыхании.
3. Высыхать сравнительно быстро.
4. Сохранять твердость и прочность долгое время.
5. Для покрытия расписных поверхностей должен быть прозрачным.
Распыление производится с помощью пистолета – пульверизатора в камере воздушного распыления. Этот способ покрытия позволяет нанести наиболее ровный слой лака.
2.4.2 Сушка
Большинство лакокрасочных материалов способны высыхать или отверждаться в естественных условиях в течение десятков минут или нескольких часов. В серийном и массовом производстве деревянных изделий процессы сушки (отверждения) покрытий интенсифицируют. Сушку покрытий производят в сушильных камерах или тоннелях, конвективного или инфракрасного типа. Ускоренное отверждение (полимеризация, поликонденсация) покрытий достигается при помощи инфракрасного, ультрафиолетового или электронного облучения лаковой пленки на специальных установках, входящих в состав автоматических отделочных линий.

2.5 Отбраковка

Особенности клееной древесины – многослойность, если склеиваются покоробленные слои, резко возрастает вероятность последующего разрушения конструкций. Здесь имеет место эффект т.н. «натянутого лука». При запрессовке слои выравниваются, жестко связываются клеевой прослойкой. В эксплуатации при влажностных воздействиях происходит «высвобождение» внутренних напряжений, вызывающее самопроизвольное разрушение конструкций (по древесине или клеевым соединениям).

Учитывая изложенное, на стадии отбраковки весьма важно не допустить в дальнейшую обработку покоробленные доски.

  1. Маркировка
Каждое готовое изделие снабжается внутренней и внешней этикеткой с реквизитами предприятия. К внешней маркировке относятся:
• Название предприятия изготовителя.
• К какому министерству относится.
• Название изделия.
• Комплектация (количество).
• ГОСТы.
• Дата выпуска.
• Штамп ОТК.
На внутренней этикетке обозначается количество изделий в упаковке.
2.7 Упаковка

Изделия в пакете, должны быть проложены прокладками и обращены внешними поверхностями вовнутрь пакета. Пакет упаковывается в оберточную бумагу и перевязывается шнуром либо шпагатом. На пакете обязана быть маркировка, на которой указывается: название предприятия-изготовителя, его местонахождение, наименование изделия, индекс государственной регистрации, артикул, обозначение стандарта, дата выпуска, штамп ОТК.

В пределах населенного пункта позволяется транспортирование изделий открытым автотранспортом в упаковке либо в отсутствии упаковки при условии предохранения ее от дефектов, загрязнений и погодных осадков. При междугородных перевозках изделия должны быть упакованы в оберточную бумагу, гофрированный картон, плёночные либо другие материалы, обеспечивающие сохранность изделий.

Изделий должны храниться в крытых отапливаемых помещениях при температуре не ниже 10 °С и относительной влажности воздуха 45-70%.

III. ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РОСПИСИ ИЗДЕЛИЯ
3.1 Материалы, применяемые при росписи изделия

Лаки.

Пленкообразующие вещества (лаки, олифы) используются в удобной для производства лакокрасочных материалов и их применения форме - и виде растворов.

Лаками называют большую группу материалов, представляющих собой растворы пленкообразующих веществ в органических растворителях или воде. После высыхания они образуют твердую прозрачную (бесцветную или цветную) пленку.

Слово "лак" индостанского происхождения и буквально означает "сто тысяч". Вероятно, это связано с получением в давние времена одного из лаков - шеллака - путем очистки смолистых выделений насекомых, паразитирующих в огромных количествах на некоторых видах тропических деревьев, преимущественно в Индии и Таиланде. Впоследствии термин "лак" распространили и на растворы других смол.

Лаки используют для получения прозрачных покрытий, когда нужно защитить и одновременно сохранить (либо особо подчеркнуть) структуру окрашиваемой поверхности, роспись, декорирование и т.п. В этом случае лаки наносят непосредственно на подготовленную поверхность изделия. Часто лаки наносят в качестве последнего слоя в системе многослойного покрытия для придания ему хорошего внешнего вида или повышения эксплуатационных свойств.

Масляные лаки - растворы в органических растворителях продуктов взаимодействия растительных масел с природными или синтетическими смолами, например, масляно-канифольные лаки. Как правило, лаки дают твердые прозрачные пленки желтоватого цвета. Вследствие низкой атмосферостойкости покрытий масляные лаки применяются для лакирования изделий, эксплуатируемых внутри помещении, например, для придания блеска изношенным покрытиям деревянных полов

Шеллачный лак

Шеллачный лак считается лучшим для покрытия изделий из дерева. Помимо защиты предметов от воздействия окружающей среды, он подчёркивает структуру поверхности. При этом образующаяся прозрачная, с желтым оттенком плёнка светостойка, водостойка и достаточно устойчива против царапин. Шеллачный лак используется художниками и дизайнерами как покрывной лак для потали, золотой крошки или поверхностей, покрытых позолотой. Использование шеллачного лака предотвращает окислительные процессы и защищает предмет от механического повреждения (например, истирания), а также выравнивает поверхность изделия, декорированного золотой крошкой. Поверхности, покрытые шеллаком, не трескаются, хорошо блестят и их покрытия отлично полируется.

Виды красок

Точечную роспись можно выполнять с помощью акриловых контуров, а также темперной краской и шпажками (зубочистками или бамбуковыми палочками).

3.2 Инструменты и приспособления, применяемые при росписи изделия

Кисти.

Виды кистей.

Кисть – это не более, чем простейший инструмент, помогающий художнику выполнить задуманное. Но, как и с каждым инструментом с кистями надо тоже уметь обращаться.

Вначале ознакомимся с устройством кисти, являющимся общим почти для всех типов. Кисти художественные состоят из трех основных частей: волосяного пучка, металлической обоймы (капсюля) и деревянной ручки. Волосяной пучок, собственно рабочая часть кисти — это натуральные или синтетические волосы, собранные в пучок определенной формы и размера. Обойма служит для придания формы, сохранности пучка и соединения его с ручкой. Обойма изготавливается из металла и других материалов. Цельнотянутые обоймы наиболее удобны в работе и внешне более привлекательны. Ручку хорошего качества можно сделать лишь из твердой древесины лиственных пород деревьев (бук, береза...)

Кисти колонковые изготавливаются из обработанного волоса хвоста колонка. По форме бывают круглые и плоские, с удлиненной или укороченной волосяной частью. Эти кисти отличаются исключительной упругостью и эластичностью при удовлетворительной мягкости они применяются во всех видах живописи и совершенно незаменимы в работе гуашью и акварелью тогда, когда от кисти требуется большая упругость.

В масляной живописи, главным образом при выполнении мелких деталей, в стенописи для проведения длинных контурных линий применяются круглые кисти, для нанесения тонких живописных слоев - плоские. Колонковые кисти удобны для лессировки по сырому.

Кисть белка

Кисти этого типа изготавливаются из натуральных материалов – волоса белки. Этот материал является одним из лучших для изготовления кистей, ведь он очень мягок, эластичен и прекрасно сохраняет форму пучка. При помощи применения специальных технологий обработки достигается увеличение упругости материала. Все вышеперечисленные свойства способствуют прекрасному удержанию краски. Вы можете наносить мельчайшие штрихи благодаря способности волосков прилегать друг к другу под воздействием влаги. Данную разновидность кистей чаще всего используют для росписи фаянса и фарфора, а также для нанесения акварели.

Круглая кисть с наполненной вершинкой


Такую кисть удобно использовать при нанесении привязок и травки, а также детализации рисунка. С ее помощью получаются как толстые, так и тонкие линии, в зависимости от нажима.

Кисть формы «лещина»


Обладает достоинствами и плоской, и круглой кисти. Удобна в мазковой росписи.

Шлиппер
Кисть для длинных прямых линий. Длинный ворс позволяет удерживать большое количество краски. Используется для нанесения орнамента и тонких линий.

Мягкая овальная кисть
Такая кисть предназначена для крунных мазков и для работы в лессировочной технике.

Каждый мастер особенно серьезно подходит к выбору этого инструмента. Плохой кистью и мазок пластичный не положить, и тонкую линию не провести. Поэтому, прежде чем использовать купленную кисть, мастер ее перебирает. Для этого ворс кисти кладется на стекло или кафельную плитку (обязательно светлую, чтобы ворсинки были хорошо видны), так, чтобы черенок кисти находился к ней под углом 50 – 60° С.

Небольшими вращательными движениями ворс укладывается в виде веера. Тонко отточенной палочкой перебирается волосок за волоском. Убираются все жесткие волоски, сломанные, а также вставленные «пеньком», то есть те, которые вставлены наоборот, кончиком волоска в патрон кисти. После того как кисть перебрана, ее укладывают в нормальное положение и проверяют. Наиболее качественные кисти мастера собирают из беличьего хвоста. Хранить кисти обязательно нужно промытыми от красок.

Палитра

Палитра - приспособление живописца; небольшая тонкая и легкая дощечка прямоугольной или овальной формы, на которой живописец смешивает краски во время работы. Палитра  делается из различных материалов: дерева, жести , эмалированного металла , фарфора ,пластика, фаянса, стекла.

IV. ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4.1. Эскиз
Эскиз композиции на изделие

4.2. Фотография
Изделие – деревянное зеркало в технике точечной росписи.
Элементы росписи.
V. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА
Организация рабочего места — комплекс мероприятий, обеспечивающих на рабочем месте необходимые условия для высокопроизводительного и безопасного труда работников, выпуска продукции высокого качества, а также наиболее полное использование оборудования, повышение содержательности и привлекательности труда, сохранение здоровья работников.
Организация рабочего места зависит: от особенностей технологического процесса; применяемого оборудования; уровня механизации и технической оснащенности труда; степени разделения труда; др. факторов.
При организации рабочих мест необходимо предусмотреть приспособления, облегчающие работу с лакокрасочными материалами, и исключающие соприкосновение с окрашенными изделиями.
Рабочая зона должна иметь индивидуальное освещение, быть хорошо освещена, свет должен падать с противоположной от рабочей руки стороны. На рабочем столе, справа от заготовки, находятся палитра и кисти, которыми ведется роспись. 
В мастерской необходима естественная и принудительная вентиляция для удаления вредных испарений от масляных красок и разбавителей. Изделия сохнут и отделываются лаком в отдельном помещении, оборудованном стеллажами для просушки изделий, шкафом для хранения лакокрасочных материалов и заготовок, принудительной вентиляцией. 
При выполнении росписи важна правильная постановка руки: четкая фиксация локтя и полная свобода движения кисти и пальцев. 
VI. ОХРАНА ТРУДА
Техника безопасности на производстве:
Те, кто работает на производстве, обязаны соблюдать технику безопасности.
  1. Надо помнить, что ты имеешь дело с легковоспламеняющимися веществами и материалами.
  2. Каждый приступающий к работе должен следить за исправностью оборудования. О замечании неисправности, незамедлительно сообщать начальнику цеха или мастеру.
  3. Содержать в порядке свое рабочее место.
  4. Проходить медосмотры.
  5. Уметь оказать первую медицинскую помощь при несчастном случае.
  6. Постоянно повышать и усовершенствовать навыки работы и соблюдать дисциплину.
  7. Производственные, бытовые и санитарные помещения надлежит содержать в порядке.
  8. Своевременно получать предусмотренную нормами одежду и инструменты.
Перед началом работы:
  1. Надеть специальную одежду
  2. Осмотреть рабочее место
  3. Если есть недостатки сказать о этом руководителю
Во время работы:
  1. Должно быть хорошее освещение. Работать в темноте или при недостаточном освещение запрещается.
  2. Не принимать пищу во время работы
  3. Не пить воду во время работы
В аварийных ситуациях
  1. В аварийной обстановке следует оповестить об опасности окружающих людей.
  2. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании немедленно сообщить о пожаре в пожарную часть.
  3. В ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, покинуть опасный участок.
По окончании работы:
  1. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование, инструменты и материалы.
  2. Снять спецодежду и убрать в шкаф или ящик
  3. Помыть руки с мылом
  4. Доложить руководителю о завершении работы.

VII. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Характеристика профессиональной деятельности выпускников профессии 072609.01 «художник миниатюрной живописи»*

1.1. Область профессиональной деятельности выпускников: создание эскизов художественного оформления изделий, разработка их композиции и технологическое выполнение художественного оформления изделий разной степени сложности на различных материалах.

1.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: изделия миниатюрной живописи; принадлежности для рисунка и живописи.

1.3. Обучающийся по профессии 072609.01 Художник миниатюрной живописи готовится к следующим видам деятельности:

1.3.1. Подготовка материалов и построение эскизов для рисунка и живописи.

1.3.2. Художественная роспись изделий миниатюрной живописи.

1.3.3. Ведение индивидуальной трудовой деятельности.

Требования к результатам освоения программы подготовки

квалифицированных рабочих, служащих*

1.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

1.2.1. Подготовка материалов и построение эскизов для рисунка и живописи.

ПК 1.1. Выбирать материалы для изделий миниатюрной живописи.

ПК 1.2. Осуществлять композиционное построение эскизов с использованием национальных традиций в изготовлении изделий миниатюрной живописи.

ПК 1.3. Разрабатывать эскизы орнаментального оформления изделий с использованием сведений из истории орнамента.

5.2.2. Художественная роспись изделий миниатюрной живописи.

ПК 2.1. Осуществлять выбор красителей для художественной росписи изделий миниатюрной живописи.

ПК 2.2. Составлять цветовые растворы из готовых красителей (2 - 3 цвета).

ПК 2.3. Производить художественную роспись изделий миниатюрной живописи с использованием различных техник и приемов художественной росписи.

5.2.3. Ведение индивидуальной трудовой деятельности.

ПК 3.1. Планировать производство товаров и услуг.

ПК 3.2. Обеспечивать условия для производства товаров и услуг.

ПК 3.3. Оказывать услуги в области профессиональной деятельности и реализовывать готовую продукцию.

ПК 3.4. Нести имущественную ответственность хозяйствующего субъекта.

ПК 3.5. Вести документацию установленного образца.

*статьи IV, V Федерального государственного образовательного стандарта

среднего профессионального образования по профессии 072609.01 Художник миниатюрной живописи (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 676)

Художник миниатюрной живописи

Должен уметь:

- владеть основами изобразительной грамоты;

- приемами и техникой рисунка и живописи;

- воспроизводить реалистические формы;

- передавать пластику движений в изобразительном и профессиональном творчестве.

Должен знать:

- основы композиции, принципы композиционного построения изображения, особенности композиционного построения изображения для художественного оформления изделий миниатюрной живописи;

- сведения из истории рисунка и живописи.


VIII. МАРШРУТНО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Наименование операций

Сырье, материалы

Оборудование

Инструменты, приспособления

профессия

Технологические требования

1.

Приготовление глиняного теста

Глина, вода

Ёмкости

Сито

Технолог

Получение однородного глиняного теста

2.

Переминание

Глина

Ёмкости

Плиты

Технолог

Избавление глины от пузырьков воздуха

3.

Формование

Заготовка

Гончарные круги

Деревянный резак, губка

Формовщик

Соблюдение размеров и формы изделия

4.

Сушка

Полуфабрикат

Сушильные станки

Доски, деревянные стеллажи

Рабочий

Полное высыхание

5.

Глазурование

Полуфабрикат, глазурь

Столы

Кастрюли, мягкая ткань

Грунтовщик

Равномерное покрытие изделий глазурью

6.

Обжиг

Полуфабрикат

Печи

Перчатки

Технолог

Формирование структуры изделия, полное застывание расплавленной глазури

7.

Приготовление глиняного теста

Глина, вода

Столы

Сито

Технолог

Получение однородного глиняного теста

8.

Переминание

Глина

Столы

Технолог

Избавление глины от пузырьков воздуха

9.

Формование

Заготовка

Гончарные круги

Деревянный резак, губка

Формовщик

Соблюдение размеров и формы изделия

10.

Сушка

Полуфабрикат

Сушильные станки

Доски, деревянные стеллажи

Рабочий

Полное высыхание

11.

Глазурование

Полуфабрикат, глазурь

Столы

Кастрюли, мягкая ткань

Грунтовщик

Равномерное покрытие изделий глазурью

12.

Обжиг

Полуфабрикат

Печи

Поддоны

Технолог

Формирование структуры изделия, полное застывание расплавленной глазури

13.

Приготовление глиняного теста

Глина, вода

Столы

Сито

Технолог

Получение однородного глиняного теста

14.

Разработка эскиза

Бумага, акварель

Столы

Карандаш, ластик кисти, краска

Художник

Соблюдение форм и размеров

15.

Перенос рисунка

Полуфабрикат, карандаш, тальк, мел

Столы

Калька, прочная ткань, иголки

Художник

В соответствии с эскизами

16.

Роспись

Полуфабрикат, масляные краски, разбавитель.

Столы

Кисти, ветошь, палитра.

Художник

Соблюдение форм в соответствии с эскизами и полуфабрикатом

17.

Лакирование

Изделие, масляный лак, олифа, уайт – спирит

Столы, камера воздушного распыления

Кисти, кастрюля, пульверизатор

Лакировщик

Равномерно без подтеков

18.

Обжиг

Изделие

Печь

Стеллажи, доски

Лакировщик

Соблюдение температур

19.

Маркировка, упаковка

Изделия, маркировочные пакеты

Столы

Нож, кисти для клея, клей

Упаковщик

Наличие маркировки, сохранение значков, сохранение упаковочного штампа ОТК


IX. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Литературные источники:
Воробьева Н. Точечная роспись. АСТ-Пресс, 2013 г
Иолтуховская Е. Точечная роспись. Оригинальная техника декора. Питер,2015г.
Добрусина А. Точечная роспись. Феникс, 2015 г.
Интернет-ресурсы:
Изготовление ДВП - https://ru.wikipedia.org/wiki/Древесноволокнистая_плита
История точечной росписи - http://shkoladecora.ru/text/istoriya-tochechnoy-rospisi/

Технология изготовления изделия из дерева в технике точечной росписи