Психология – наука XX века
ЭССЕ
на тему: «Психология наука XX века»
В современной действительности все более актуальное значение приобретает осмысление человеческого бытия с научной точки зрения. Данная задача позволяет получать ответы на многие философские и общелогические вопросы, касающиеся существования общества. Понимание фактологических характеристик нахождения человека в природе и его адаптации в ней сегодня позволяет сформировать наука психология.
Данная область знаний является прогрессивной не только потому, что обладает развитым методологическим аппаратом, она играет значимую роль в жизни индивидов, так как отождествляет своим объектом их самих.
Вышеописанные факты подтверждаются не только исследованиями современных ученых, различными экспериментами в области знаний о человеке, его биологическом и социальном начале, но и опираются на базовые исследования.
Одним из таких фундаментальных мнений является суждения В.И. Вернадского о ноосфере. Ученый закладывал в свою теорию основы междисциплинарных методов оценки окружающей среды и человека. А так как человек и его психические процессы являются основным объектом изучения психологии, то представления Владимира Ивановича в данном контексте можно считать вполне авторитетными.
Таким образом, учитывая вышеописанные факты, можно сделать вывод о том, что оригинальной проблемой является поиск ответа на вопрос: «Каковы прогрессивные черты психологии как науки XXI века?»
Мне кажется, что ответ на данный вопрос следует начинать с анализа сущности теории Вернадского о биосфере. В целом автор пытался объяснить развитие человеческого сознания и психики через отражение ее постепенного формирования. Он описывал процесс дифференцировки живого вещества в пределах биосферы, к переходу ее в ноосферу формирования. Под ноосферой В.И. Вернадский понимал сферу взаимодействия природы и общества.1
В нынешней психологии ноосфера определяется как новое эмоциональное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерно взаимодействие человека и природы: связь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами.
Мне кажется, что главным для обоснования прогрессивности психологи как науки в теории Вернадского является утверждение о том, что человек - вершина космической эволюции, он пишет, что когда появляется на нашей планете живое существо, способное мыслить, возникает стремление планеты к движению, а именно - переходу на новую ступень иерархии своей истории. И тогда биосфера переходит в ноосферу.2
Психологическую природу мышления и разумной деятельности человека Вернадский обосновывал как качественную форму его жизнедеятельности, в первую очередь взаимодействие его с природой.
Другими словами ученый заложил основы разграничения оценки человека как биологического организма. Он «наделил» его «душевными свойствами». По словам Владимира Ивановича: человек проявляет свою способность мыслить и отражает психические свойства не столько в качестве источника энергии или биомассы, сколько в виде специфического регулятора, возбуждающего действие одной силы природы против другой. Тем самым психика человека отражает действительность одновременно как компонент окружающей среды, и собственную специфическую ее интерпретацию». Именно здесь возникает и проявляется «хитрость разума».3
Также, по моему мнению, представления Вернадского о ноосфере связаны с процессом складывания методологического аппарата психологии как науки. Примером его практической реализации является изучение деятельности человека (деятельностный подход в психологии).
Ученый в данном контексте особенно ярко говорил о воздействии человеческой деятельности на природу и обратную его сторону.
«Облик планеты - биосферы химически и физиологически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. То есть автор пытался объяснить, что сознание человека есть отражение его восприятия мира вокруг себя.
«Меняются человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды. В результате роста человеческой культуры ХХ веке все более резко стали меняться (химически и биологически) прибрежные моря и части океана. ...Сверх того человеком создаются новые виды и расы животных и растений»4. Но при этом человек уже в процессе самоинтерпретации формирует окружающий мир.
Отмечая факт глобального значения психологии, как науки о ноосфере Вернадский говорил о том, что научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления, в конце концов, превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом.5 Другими словами психология, основываясь на физиологии органов чувств человека, сегодня может объяснить и уточнить представления предшествующих ее появлению ученых.
По сути, как мне кажется, ученый пытался доказать, что ноосфера создается разумом человека, деятельностью его психики. Ноосфера есть комплексное явление или биосфера осмысленная индивидом.
Я думаю, что истоки психологии, и ее дальнейшее актуальное развитие формируется под влиянием представлений Вернадского и его сподвижников еще и потому, что рациональным зерном его теории является представление о социальной природе ноосферы. Автор писал, что в биосфере существует великая геологическая, или даже космическая сила, и её планетное действие не принимается во внимание в представлениях о космосе, представлениях научных или ненаучных, не подкрепляется фактами и экспериментами ... Этой силой автор считал разум человека и устремленная и организованная его воля. Разум человека в понимании автора является движущей силой саморазвития его психики. Биосфера ... переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества.
Можно смотреть, поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках и мы его не выпустим»!»6
Резюмируя вышесказанное можно сделать вывод о том, что суждения В.И. Вернадского о биосфере позволяет говорить, о том, что данный ученый заложил фундаментальные основы современного понимания психологии, обоснования ее значимости и прогрессивности.
Что касается актуальности психологии сегодня, необходимо отметить перспективы ее развития как компонента ноосферы.
Вернадский говорил о том, что отмечают переход биосферы в новое состояние - в ноосферу под действием неизменной геологической силы, коей является научная мысль человечества, производное его психики. Однако в трудах автора нет законченного и непротиворечивого толкования сущности материальной ноосферы как преобразованной биосферы. В одних случаях он писал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других в настоящем (мы входим в неё), а иногда связывал формирование ноосферы с появлением человека разумного или с возникновением промышленного производства.
Критики писали о суждении ученого: «Надо заметить, что когда в качестве минералога Владимир Иванович писал о геологической деятельности человека, он ещё не употреблял понятий «ноосфера» и даже «биосфера». То есть ученые подчеркивали, что Вернадский высказывал гипотезы и предположения, пытался показать теоретические выкладки материальных и нематериальных компонентов ноосферы.7
В данном контексте именно понимание разумной деятельности человека, механизмов функционирования сознания человека позволило сделать вывод о том, что вхождение биосферы в ноосферу началось уже тогда, когда человек приобрел способность к рефлексии и анализу собственных действий с точки зрения мышления.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что психология наука XXI века - так как в ней сплетены биологические и социальные черты понимания человеческой природы, она дает возможность получать знания индивиду о самом себе, при этом обосновывая фундаментальные закономерности бытия.
Список литературы
1. Бороменский, Л. С. «Теория биологии». СПб., 2006.
2. Вернадский, В. И. «Несколько слов о ноосфере» // Успехи современной биологии. критич., оценка статьи, 2008.
3. Вернадский, В. И. «Избранные труды по истории науки». М., 2006. переизд.
4. Капунин, С. П. «Феноменология современной психологии» // Успехи физических наук. 2004.
5. Кусмальцова, В. А. «Биологические основы психологии». Нижний Новгород, 2008.
6. Моисеев, Н. Н. «Конвергентная эволюция природы и общества». Пути ноосферогенеза // Экология и жизнь. 2007. с. 47.
7. Рыбин, Б. Г. «Формирование ноосферного мировоззрения в современной школе» // Биология в школе. 2009.
8. Янина, Ф. Т. «Эволюция взглядов В. И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере». М.: Наука, 2000
1 Бороменский, Л. С. «Теория биологии». СПб., 2006.
2 Вернадский, В. И. «Несколько слов о ноосфере» // Успехи современной биологии. критич., оценка статьи, 2008.
3 Вернадский, В. И. «Избранные труды по истории науки». М., 2006. переизд.
4 Капунин, С. П. «Феноменология современной психологии» // Успехи физических наук. 2004.
5 Кусмальцова, В. А. «Биологические основы психологии». Нижний Новгород, 2008.
6 Моисеев, Н. Н. «Конвергентная эволюция природы и общества». Пути ноосферогенеза // Экология и жизнь. 2007. с. 47.
7 Рыбин, Б. Г. «Формирование ноосферного мировоззрения в современной школе» // Биология в школе. 2009.
Психология – наука XX века