Перспективные направления для бизнеса в России на 2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. История предпринимательства в России

Глава 2. Предпринимательство как элемент бизнеса и тип хозяйственности

2.1 Среда предпринимательства

2.2 Функции предпринимательства

Глава 3. Развитие предпринимательства на примере Республики Коми

3.1 Проблемы малого бизнеса и предложения по их решению

3.2 Организация системы поддержки малого бизнеса

Глава 4. Перспективные направления для бизнеса в России на 2015 год

4.1 Виды и характер предпринимательской деятельности

4.2 Основные проблемы развития предпринимательской деятельности

Заключение

Список используемых источников

Приложения

Введение

В нашей стране сейчас очень актуальна тема предпринимательства т. к Россия пока находится в зоне неустойчивости, когда еще не определен вариант дальнейшего развития. И многие задаются вопросом, а нужны ли были реформы, осуществленные в 90 - е годы и дальнейшие преобразования. Я постаралась максимально точно изложить исторические факты развития предпринимательства в России. В 1992-1998 гг. мы шли по пути чистого капитализма - динамичное общество с сильнейшими механизмами, огромными возможностями быстрого обогащения для отдельных лиц. Но это была тяжелая дорога для народа, сопряженная с бедностью, отсутствием социальной защиты. Сейчас мы идем по пути к смешанной экономике, базирующейся на рыночных принципах, но сочетающей их с сильным государством и социальными гарантиями. Это явно наиболее привлекательно. Но проблема в том, что создание такого общества - длительный и трудный процесс, требующих огромных усилий и усилий всего народа. Сейчас же в России удручающе слаба судебно - правовая система; союзы предпринимателей не контролируют этику ведения бизнеса; не закончен процесс приспособления профсоюзов к рыночным условиям. Разобрав все это, мне стали более понятны причины нынешней ситуации в стране. Далее я указа среду и функцию бизнеса. Определила особенности предпринимательства и дальнейшие пути развития.

Цель курсовой работы: выяснить основные направления и проблемы развития предпринимательства в России.

Глава 1

История предпринимательства в России

Развитие коммерции и предпринимательства в России можно условно разделить на несколько этапов. Реальные условия для мелкого, среднего и крупного предпринимательства появились в России уже в 17-18 вв. Реформа 1861 г. дала толчок и создала условия для формирования и развития частного предпринимательства на основе рынка рабочей силы экономической свободы субъективного рынка. Создавались акционерные общества (АО) предприятия, финансово-кредитные структуры. Особенностью развития предпринимательства и рыночного хозяйства в России являлась не столько экономические, сколько административные методы. Это предполагало государственное вмешательство в экономику и государственное регулирование. Отсюда жесткая подчиненность предпринимательской деятельности не только в погоне за прибылью, но и более общими задачами развития экономики. Государство сохраняло административный надзор и всевозможную регламентацию предпринимательской деятельности. При этом оно опиралось на мощную финансовую систему во главе с Госбанком и мощный государственный сектор. Российское предпринимательство развивалось в пореформенный период главным образом через выяснение крепостного вотчинно - дворянского хозяйства, кустарных и мануфактурных предприятий частной фирмой - фабрикой. Основными организационными формами предпринимательства, согласно российскому законодательству, были единоличные (частно - индивидуальные) фирмы, торговые дома и акционерно-паевые общества (частно - групповые или частно - коллективные). Участники торгового дома («товарищи») отвечали в случае несостоятельности предприятия всем своим имуществом, то есть несли полную, неограниченную солидарную ответственность, а участие (АО) («акционеры») и участники товарищества на паях («пайщики») несли полную, ограниченную ответственность в пределах своих вкладов в основной капитал предприятия. Поэтому лицам, отдавщим предпочтение такой форме предпринимательства, как торговый дом, было достаточно простого засвидетельствования в купеческих или городских управах, и дело считалось открытым. Учреждения же предприятий акционерного общества (АО) - паевого типа, а также изменение главных условий их деятельности осуществлялось только с разрешения правительства на основе частных законодательных актов. Что касается (АО) и товариществ на паях, то они представляли собой два пути перехода от единоличного владения и предпринимательства к коллективному. В первом случае решалась в основном задача мобилизации капитала широкого круга лиц и открытия на этой базе нового предприятия. Во втором - пайщики руководствовались главным образом мотивами расширения, развития и укрупнения «общественного» бизнеса. Зачастую они стремились к ограничению круга пайщиков, дабы обеспечить сохранение решающей роли в фирме за прежними ее владельцами. Российское законодательство того времени различало два вида торговых домов: полные товарищества и товарищества на вере. Во втором случае помимо несших полную ответственность за дела фирмы «товарищей» участниками торгового дома были также лица, отвечавшие контрагентами только в пределах своего вклада.(Приложение 1)

В результате пореформенного учредительского бума к началу ХХ века предпринимательстве Российской империи ведущую роль стали играть( АО) и иные паевые фирмы предпринимательской деятельности. (АО) - паевые фирмы доминировали в отраслях, дававших вместе 2/3 всей промышленной продукции (включая также базовые отрасли дореволюционной России, как хлопчатобумажное производство, металлургия и металлообработка, добыча и переработка нефти), а их общее число достигло 1300. А в отраслях же, дававших оставшуюся 1/3 промышленной продукции, господствовал, за некоторыми единоличный бизнес. Единоличное предпринимательство играло ведущую роль, в частности, в мукомольном производстве, в лесоперерабатывающей промышленности, в винокурении и шерстяной промышленности. Крупные же единоличные фирмы конкурировали на равных с (АО) и паевыми обществами практически во всех отраслях российской промышленности.

Наиболее доходным в России начале ХХ в. был Акционерный капитал, помещенный в сфере торговли, в сфере кредита и в хлопчатобумажном производстве. Наиболее убыточными (высокое процентное отношение убыточных предприятий к общему их числу и высокий средний процент убыточности у таких предприятий) были золото - платиновые, металлообрабатывающие и машиностроительные предприятия. Ряду отраслей была присуща резкая дифференциация: на одном помосте самый высокодоходный бизнес, а на другом - наиболее убыточный (страховое дело, черная металлургия и др.). Среди постоянно рентабельных акционерных фирм наивысшую доходность в 1901-1905 гг. показали страховые, сахарные, химические, нефтяные, хлопкообрабатывающие, горнорудные, кредитные и металлургические общества от 8,9% до 14,6%.

Экспорт капитала не практиковался российскими предпринимателями. Напротив, иностранный капитал активно инвестировался и играл значительную роль в экономическом развитие России.

Послеоктябрьский период характеризуется волюнтаристским навязыванием (в меньшей или большей степени) рыночной экономике, адекватной современному индустриальному производству, антирыночных, натуральных тенденций через директивное распределение ресурсов и готовой продукции. Однако даже на тех этапах, когда антирыночный по сути экономический курс проводился наиболее активно (включая эпоху «военного коммунизма»), руководству страны полностью не удалось «отменить» рынок со всеми его атрибутами. На протяжении рассматриваемого периода действовали, пусть в усеченном или теневом виде, такие атрибуты хозяйства, как банковская система, денежная система, функционировал ряд совместных предприятий.

Антирыночная практика разрушала и деформировала порой неузнаваемо, рыночные отношения, обусловливая их стихийно-уродливые и теневые проявления. Искусственное создание абсолютной, практически стопроцентной государственной монополии на средства производства и рабочую силу вкупе с «директивизацией» хозяйственной жизни и объявлением предпринимательства вне закона крайне сузили возможности предпринимательской деятельности даже в теневой экономике, не говоря уже об официальной. Разрушающее воздействие антирыночной практики было более сильным в сфере непосредственного производства, а также в сфере распределения, менее сильным - в сфере обмена и потребления. Вынужденный переход от политики военного коммунизма к новой экономической политики (НЭП) на основе использования рыночных принципов хозяйствования, частично-предпринимательской деятельности был, во-первых, непоследовательным, во-вторых, и это главное, рассматривался как вынужденное, временное отступление от «правильной» антирыночной стратегии. Определенный отход от антирыночной, антипредпринимательской политики «военного коммунизма» давался крайне тяжело, поскольку речь шла о пересмотре, устоявшихся теоретических представлений и преодолении администрирования в экономике. Государственные предприятия стали сниматься с бюджетного обеспечения, свертывались дотации, закрывалось неэффективное производство, развернулось трестирование государственной промышленности - концентрация производства на лучших предприятиях. Тресты рассматривались как «государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций согласно утвержденному для каждого из них уставу и которые действуют на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли».

Произошло некоторое оживление частного бизнеса, в том числе единоличного, что расширило возможности активизации предпринимательской деятельности. Таким образом, в период НЭПа были, предприняты шаги, которые способствовали определенному оживлению частнопредпринимательской деятельности, однако следует признать, что были сняты далеко не все ограничения на подобную деятельность, более того, подобная цель и не ставилась. Но и принятые решения, благоприятствовавшие некоторому развитию предпринимательства, проводились в жизнь непоследовательно или вовсе не были реализованы, особенно в той части, которая была в компетенции местных властей. Наконец, (НЭП) предусматривала не только развитие частного бизнеса и его регулирования, но и его вытеснение. Другими словами, преемственность в негативном отношении к бизнесу сохранялось. Возвращение к товарно-денежным инструментам и оживление частнопредпринимательской деятельности рассматривалось тогда, в том числе и инициаторами такой политики, как неприятное, вынужденное и временное отступление от принципиально верного стратегического курса на преодоление частной собственности, частного предпринимательства, рыночной организации и хозяйства.

В развитие современного общества экономическая реформа 1965 г. была первой попыткой «открытия заслона» коммерции и предпринимательской деятельности. Она предусматривала ряд мер в определенной мере подрывавших заслоны предпринимательской деятельности, установленные еще в период первых пятилеток. Среди таких мер - переход от распределения ресурсов к оптовой торговле ими, расширение практики договорных связей между предприятиями, образование на них фондов экономического стимулирования, введение для предприятий платы за фонды, включая неиспользуемое или не установленное оборудование, сокращение, директив, спускаемых предприятиям центральными органами. Эти и другие меры, направленные на некоторую либерализацию условий хозяйствования, безусловно, способствовали определенной активизации предпринимательства в официальной экономике. Однако ее ограниченность и отсутствие предпосылок развития экономики на рыночных принципах хозяйствования привели к началу 70-х гг., к ее фактическому свертыванию. Но в экономической жизни был дан толчок коммерции и предпринимательской деятельности, остановить который было трудно и, что нашло продолжение в образе теневой экономики. Такое состояние экономической жизни страны продолжалось до начала 90-х годов.

В России частная собственность и частнопредпринимательская деятельность были восстановлены в правах, прежде всего, в результате принятия 25 декабря 1990 г. Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и 24 октября 1990 г. Закона РСФСР «О собственности в РСФСР». В них были предусмотрены развитие (АО), (ООО), малых предприятий, о демонополизации экономики и т.п. До официального санкционирования частнопредпринимательской деятельности в 1990-91 гг. всплеск ее в официальной экономике был связан с развитием совместного предпринимательства, внешнеэкономической деятельностью современных предприятий, а так же с развитием крестьянских (фермерских) хозяйств. Частнопредпринимательская деятельность активизировалась, прежде всего, под сетью новых перестроенных кооперативов. В меньшей степени она обуславливалась развитием, так называемой индивидуальной трудовой деятельности и арендой компанией. Осознание необходимости перехода к рынку и изменение основ законодательства РФ, открывают и расширяют возможности коммерции и предпринимательства в России. Во многом они связаны с развитием малых и средних форм предпринимательства в России различных организационно-правовых форм: кооперативы, частные, совместные предприятия, фермерские хозяйства, малые предприятия, учрежденные государственными предприятиями и организациями.

Глава 2

Предпринимательство как элемент бизнеса и тип хозяйствования

Предпринимательство как экономический феномен - уже категории бизнеса, но в хозяйственной практике их часто отождествляют. Однако это не синонимы и не тождества, хотя и очень близкие по значению понятия.

Бизнес шире, чем предпринимательство, ибо он охватывает отношения, возникающие между всеми участниками рыночной экономики, и включает в действие не только предпринимателей, но и потребителей, наемных работников, государственные структуры.

Предпринимательство - динамичный элемент бизнеса, представляющий собой инициативную, самостоятельную деятельность, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность гражданами, объединениями граждан по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг с целью получения прибыли. Предпринимательство включает в оборот своего субъекта, предпринимателя, а не всех участников рынка. Отсюда мы можем вести речь о предпринимательском бизнесе, наряду с потребительским, трудовым и государственным. Существуют 3 формы предпринимательского бизнеса (индивидуальное предпринимательство, хозяйственное товарищество и акционерное общество).

Философией предпринимательства является свободный индивидуализм, главная черта которого - обеспечение личного процветания за счет собственных усилий, но это не противоречит интересам общества. Возможности обогащения одних не должны сдерживаться слабостями других. Только богатый может быть меценатом, спонсором, милосердным. Извлекая пользу для себя, предпринимательство действует на благо общества.(Приложение 2).

Предпринимательство формирует вокруг себя среду, в которой утверждается уважение к личности, реализует стремление к самоутверждению, позволяет высвободить творческий потенциал людей, обеспечивает им сферу деятельности, выступает как тип хозяйствования. Являясь следствием демократизации общества, предпринимательство само, по мере проникновения в экономические структуры и в психологию людей, поддерживает процесс освобождения общества и личности от рутинных стагнаций производства, формирует тип мышления, образ жизни. Бизнеса без предпринимательства не бывает, это не только элемент его системы, но и фактор развития.

Развитие предпринимательства означает рационализацию экономики, повышение конкурентоспособности, избавление от балласта неиспользуемых или плохо эксплуатируемых ресурсов, более полную реализацию главного потенциала общества - человека. По этой причине предпринимательство не может быть социалистическим или капиталистическим. Оно - неотъемлемая часть бизнеса, рыночной экономики и развивается только там, где утверждается свободная рыночная среда и демократизация общества.

Нельзя быть свободным гражданином, не имея своего дохода, своего дела. Общество, в котором все люди - наемные работники по отношению к государству, не может быть гуманным. Экономика, превращенная в единую фабрику, где все работают по единому хозяйственному плану, отвергла предпринимательство, по своей сути. Возникшее, так называемое, социалистическое государство было обречено. Практика показала, что современные социалистические тенденции знаменуют резкий разрыв со всем ходом западной цивилизации, которую современный человек создавал, начиная с эпохи возрождения, и, которая была, в свою очередь, цивилизацией, основанной на принципах предпринимательства. Поэтому сегодня возврат к предпринимательству - это возврат к цивилизации, это путь выхода из тупика, в который нас завели глашатаи «строительства коммунизма».

Предпринимательство, как элемент бизнеса, не может быть отделено от труда, от ведения хозяйства, от присвоения. Без труда бизнеса не бывает. Труд и предпринимательство - это процессы целенаправленной деятельности по производству материальных и духовных благ, но если для предпринимательства труд - главное условие его развития и источник создания жизненных благ, то предпринимательство - это средство, оплодотворяющее труд творчески, осознанным компонентом, это содержательная, качественная сторона деятельности, характеризующаяся самопринуждением субъектов, выбравших данную деятельность, их заинтересованностью, непосредственной причастностью к конечным результатам труда.

Предпринимательство - это качественно новый эффективный тип ведения хозяйства, который требует прогрессивных способов, приемов, методов его ведения, а также конкретного собственника, хозяина производства. Таким образом, предпринимательство выступает как экономическая категория, элемент бизнеса, тип хозяйствования и образ жизни .

2.1 Среда предпринимательства

Бизнес, его участники действуют в рамках соответствующей правовой среды. Например, бизнес может регулироваться положениями законов о компаниях; в части продаж товаров и услуг - законом о продаже товаров, законов об описании товаров, законом о безопасности потребительских товаров; в части поступления на работу лиц наемного труда - законом о занятости или законом об охране труда;

Социально - культурная среда определяет товары, которые люди стремятся покупать, в частности отвечающие определенным вкусом и моде.

Технологическая среда - отражает уровень научно - технического развития, который воздействует на предпринимательство, например, в области автоматизации обработки данных, информационных технологий.

Физическая или географическая, среда характеризует природные условия, в которых осуществляется предпринимательство. Здесь имеются в виду доступность сырья, энергоресурсов, климатические, сезонные условия, а также наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей сообщения. Эти факторы оказывают прямое влияние на размещение компаний и фирм, предприятий и, следовательно, на расходы по доставке сырья, распределению продукции и применению рабочей силы.

И наконец, институциональная организационная среда, характеризуемая наличием и разнообразием институтов, с помощью которых бизнес может устанавливать деловые взаимоотношения или вести коммерческие операции. Эти институты включают в себя: банки, специализированные фирмы, учебные заведения, рекламные агентства и т.д.

2.2 Функции предпринимательства

Под понятием «функции бизнеса» понимается осуществление деятельности по производству и обменным операциям между предпринимателем и другими элементами хозяйственной среды.

Таким образом, бизнес предполагает следующие функции:

Ведение финансов и учета. Мобилизация капитала за счет средств инвесторов или кредиторов. Накопление доходов от продаж.

Кадровая. Отбор и прием на работу в соответствии с потребностями бизнеса, решение всех вопросов касающихся использования работников.

Материально-техническое обеспечение. Приобретение сырья, машин и оборудования и другие поставки, необходимые для хоз/д.(Приложение3).

Производственная. Превращение сырья и других поставок в такой вид продукции, который пригоден для продажи клиентам предприятия.

Маркетинг. Определение нужд потребителей и управление процессом обмена между предприятием и его агентами.

К перечисленным функциям можно добавить: поддержку предпринимательству, научно - исследовательские и проектные работы, связи с общественностью.

Глава3

Развитие предпринимательского дела примере Республики Коми

Первые малые предприятия (МП) в Республике Коми (РК) появились сразу после вступления в силу Закона “О кооперации” (1988). В основном это были предприятия торговли и общепита, строительные кооперативы, хозрасчетные предприятия и арендные хозяйства. Наибольшее число(МП) появилось в Коми за период с 1991 по 1993 гг. На 1.01.1994 г. было зарегистрировано свыше 5200 малых предприятий, из которых каждая четвертая компания была убыточной (1066 предприятий). По данным на 01.01.95 г. произошло снижение общего их числа по сравнению с 1993 г. более чем на 16% (Госкомстат РК, 1996). В сравнении со статистикой развития малого бизнеса в России данные по Республике Коми свидетельствуют о некотором отставании региона в развитии предпринимательства. Удельный вес численности работающих в общей численности экономически активного населения на 01.01.95 составил 9,9%, тогда как в среднем по России- 12%; доля промышленной продукции (МП) в общем объеме производства также была несколько ниже среднего по стране показателя.

Более поздняя информация из различных источников о развитии малого бизнеса весьма противоречива. Данные Госкомстата РК свидетельствуют о дальнейшем сокращении числа (МП) в республике, а также о некотором уменьшении их доли в объеме производства и оказания услуг. Изменились и критерии отнесения предприятий к числу малых: максимальная численность работников была уменьшена с 200 до 100 чел. На 01.01.97 г. в малом бизнесе было занято лишь 7% всего экономически активного населения республики, причем треть из них - в Сыктывкаре. Отраслевая структура малого бизнеса с 1994 г. практически не изменилась: 34% предприятий работают в торговле и посреднических услугах, 22% - в строительстве, 13% - в промышленности и 7% - на транспорте, в науке и образовании. Однако согласно данным, приведенным в газете “Экономика и жизнь”, в 1996 г., напротив, произошло увеличение числа (МП) в республике на 5%, при этом общее их число достигло 9700. Увеличилась доля предприятий в торговле и общепите при снижении числа (МП) в строительстве (Экономика и жизнь. 1997. 12 нояб.). При этом Республика Коми упоминается в числе лидеров среди регионов России в плане развития малого бизнеса.

Согласно данным Госкомстата РК на 1 января 1998 г., статус малого имели 4000 работающих предприятий республики, их них 33% работали в сфере торговли и общепита, 20% - в строительстве и 14% - в промышленности (Доклад Госкомстата РК, 1998).

В период с октября 1996 г. по февраль 1997 г. Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства было проведено социологическое исследование в трех регионах России (Республике Коми, Ивановской и Тульской областях), целью которого являлась разработка рекомендаций по формированию региональных программ поддержки малого бизнеса .

По результатам исследования, первое место в “рейтинге” проблем малого бизнеса заняли высокие налоги: их отметили 84% предпринимателей. Безусловно, руководители малых предприятий владеют приемами ухода от налогов, но стремятся перейти к легальным формам ведения бизнеса. В числе наиболее значимых проблем были также названы нестабильность нормативно-правовой базы; отсутствие финансовых ресурсов; проблемы сбыта и недостаточный уровень платежеспособного спроса; отсутствие или недостаток знаний в области маркетинга; сложности, связанные с кадровым и информационным обеспечением и др.

В целом условия для развития малого бизнеса изменяются гораздо медленнее, чем того требует официально декларируемый курс государственной политики. Вместе с тем более 80% участников опроса отметили, что нуждаются в государственной поддержке, из них 90% - в форме законодательного регулирования и 60% - в форме прямой бюджетной поддержки через госзаказы, целевые кредиты. Интересен также следующий результат исследования: деятельность практически всех МП идет вне рамок формального планирования. Бизнес-план рассматривается только как документ, необходимый для внешнего инвестора.

Все предприятия - вновь образованные, а не созданные на основе бывших государственных компаний. Руководители, как правило, являются собственниками предприятий, но в ряде компаний достаточно значительные доли в уставном капитале принадлежат также одному или нескольким юридическим и физическим лицам. Что касается индивидуальных частных предпринимателей (такую организационно-правовую форму имеют 2 предприятия), юридически право собственности в данном случае оформляется как личная собственность. Компании отличаются по размерам (численность работников колеблется от 3 до 40 чел.) и работают в различных отраслях: оптовая и розничная торговля, производство мясных и рыбных продуктов, хлебопечение, рекламная деятельность, медицинские услуги, услуги в области проектирования и связи. Только 2 из них ориентированы на региональный рынок, остальные - на местный.

Результаты исследования представлены в соответствии с классификацией трех типов менеджеров

1.Главным мотивом образования малых предприятий является борьба их владельцев за выживание, осознание невозможности использовать имеющуюся у них профессию для поддержания нормальной жизнедеятельности (так называемое “вынужденное предпринимательство”).

2. К первой группе относятся предприниматели, которые в качестве отправной точки своей деятельности использовали информацию о потребностях рынка. Один из них, занимающийся переработкой рыбы, при выборе направления бизнеса исходил из того, что потребность в продуктах питания будет существовать вне зависимости от экономической ситуации в стране и поэтому этот бизнес является перспективным. Вторая группа предпринимателей начала свой бизнес, опираясь на оригинальный и перспективный для российского рынка готовый продукт и технологию. Так, один из руководителей малого предприятия создал свой бизнес на основе продукта, увиденного им на московской выставке европейских товаров. Случай позволил ему также наладить сотрудничество с партнерами, предоставившими предпринимателю новую технологию производства, оборудование и финансовую поддержку.

3.Предприниматели видят себя владельцами-менеджерами, которые нанимают персонал для осуществления деятельности предприятия. Бизнес требует их прямого ежедневного вмешательства. Это происходит, главным образом, в силу трудностей, с которыми сталкиваются предприниматели при их попытках найти менеджеров, заслуживающих полного доверия. Необходимо отметить, что не все опрошенные предприниматели были готовы делегировать свои полномочия и право принятия решений наемным менеджерам.

4.Планирование, активное действие, сетевое взаимодействие. Организация маркетинговой деятельности.

Плановый подход в традиционном его понимании не применяется ни на одном из исследуемых предприятий. Предприниматели не разрабатывают формальных планов вследствие нестабильности ситуации и нехватки опыта, вместе с тем они способны прогнозировать ход событий и не считают планирование главным инструментом управления. Предприниматели располагают рыночными связями, способны устанавливать новые партнерские отношения, а также вести свой бизнес, комбинируя сетевое взаимодействие с ежедневным реагированием на изменение окружающей среды. Можно с уверенностью утверждать, что в секторе малого бизнеса в подавляющем большинстве используются нетрадиционные подходы к управлению, в том числе в области маркетинга. Такая стратегия и организация маркетинговой деятельности сложилась в соответствии с объективными условиями и навыками менеджеров в области управления (в частности, как результат отсутствия профессиональной подготовки). Можно указать, по крайней мере, 4 основные причины ее формирования:

  1. ориентация на личные связи при решении любых проблем, унаследованная управленцами со времен плановой экономики.
  2. высокая неопределенность внешней среды, делающая невозможным использование стандартной системы организации маркетинга.
  3. очень короткий период времени, за который происходило формирование на российских предприятиях маркетинговой функции.
  4. дополнительные выгоды от снижения трансакционных издержек.

Как показало исследование, ни в одной из рассматриваемых компаний нет специального подразделения, отвечающего только за разработку новых товаров и развитие ассортимента. На всех малых предприятиях используется сбытовой подход к разработке новой продукции. Компании совмещают процесс получения информации о конъюнктуре рынка со сбытовой деятельностью. Таким образом, едва ли можно говорить о четкой формулировке на предприятиях долгосрочной ассортиментной политики. Организация работы в сфере сбыта обычно основывается на опыте и личных связях ключевых работников (МП) с потребителями. Основным и часто единственным источником получения управленческих навыков у менеджеров является практика и опыт работы. Таким образом, все предприятия отдают предпочтение наличию доверительных отношений с деловыми партнерами (сетевому подходу) и подходу, ориентированному на действие. Большинство предпринимателей ориентируются на местный рынок, осознавая при этом его ограниченность. Более того, вследствие высоких издержек производства в Республике Коми предприниматели крайне чувствительны к внешней конкуренции.

В малом бизнесе, как правило, используются простые технологии, что объясняется нехваткой финансовых ресурсов и знаний, а также ограниченным размером рынка. Новые технологии являются дорогостоящими. Очень высоки процентные ставки по кредитам. Учитывая небольшой размер внутреннего рынка, ставится под вопрос прибыльность инвестирования в новые технологии.

Правовая система поддержки малого предпринимательства в Республике Коми в целом уже разработана и является практически реализуемой.

Эффективность механизмов государственной поддержки зависит в основном от работы соответствующей инфраструктуры. В Министерстве экономики РК существует Департамент развития и поддержки малого бизнеса, а также Комиссия по финансовой поддержке МП. В 1991 г. для финансирования развития малого бизнеса был создан Коми региональный фонд поддержки малого и среднего бизнеса им. В.А.Тихонова. Фонд работает на средства федерального правительства, Министерства финансов РК и частных фондов и должен организационно обеспечивать аккумуляцию финансовых средств для поддержки предпринимательства за счет поступлений из федерального и местного бюджетов, отчислений от средств, получаемых в результате приватизации государственного имущества, поступлений от банковских структур, предприятий и организаций, доходов от предпринимательской деятельности фонда. Основными причинами, не позволяющими фонду осуществлять полную и эффективную государственную поддержку (МП), являются :

  • отсутствие реального финансирования;
  • предоставление фонду свыше 75% средств на возвратной основе;
  • замена поступления денежных средств на счет фонда различными денежными суррогатами, например векселями или товарами (уголь). При этом не учитывается реальная возможность их обналичивания. По мнению специалистов, дисконт может доходить до 60 % от номинала;
  • трудности финансирования перспективных проектов, так как кредиты предоставляются, как правило, на срок менее одного года.

Кредиты предоставляются Фондом на очень выгодных условиях (13% годовых при 40-50% рыночной ставке), но только 25% предпринимателей из общего числа обратившихся получают от него поддержку. Главная причина отказа заключается в недостаточной подготовленности проектов, поэтому важным было введение института экспертизы бизнес-планов. Несмотря на недостаточность бюджетного финансирования, за период с 1995 по 1997 гг. Фондом было прокредитовано 16 малых предприятий. Вместе с тем главная цель - реальная помощь как можно большему числу малых предприятий - на сегодняшний день фактически не достижима.

Сама ориентация на льготное кредитование как главный вид государственной поддержки снижает эффективность работы всей инфраструктуры, так как ввиду ограниченного объема бюджетных ассигнований этот вид помощи может получить достаточное небольшое число предприятий. Более эффективной в данном случае была бы ориентация на создание деловой среды, многосторонне стимулирующей предпринимательство. По данным регионального исследования, каждый третий руководитель МП в Республике Коми негативно оценивает политику государства в становлении предпринимательства.

Видимо, существует разрыв между региональными программами поддержки малого бизнеса в Коми и комплексом реальных мер, реализуемых правительством для развития данного сектора.

3.1. Проблемы малого бизнеса и предложения по их решению

В данном разделе работы проблемы развития малого бизнеса рассматриваются на двух уровнях: (схема 1

  • макроуровне (анализ сложившейся ситуации и тенденций развития, система государственной поддержки и правового регулирования, классификация проблем малого бизнеса и т.д.)
  • микроуровне (рассмотрение проблем адаптации к рыночным условиям с позиций самих предприятий).

Последние также могут быть подразделены на две большие группы: проблемы, связанные со стратегией управления бизнесом, и проблемы, связанные с текущей деятельностью предприятия. Управленческие проблемы, затрагивающие сам процесс развития бизнеса, заслуживают особого внимания. Операционные проблемы, такие как проведение анализа рынка или решение технических производственных вопросов, могут быть решены достаточно просто.

Исследование малых предприятий в РК показало, что перед предпринимателями стоят следующие проблемы.

  1. Развитие бизнеса. Зачастую предприниматели отождествляют развитие бизнеса и разработку бизнес-плана. Это не одно и то же. Бизнес-план разрабатывается в соответствии с определенной стандартной формой и не всегда является полезным при управлении предприятием, но служит для привлечения средств от финансовых организаций. Предприятиям должна оказываться помощь в разработке программы их развития, затрагивающей важнейшие аспекты управления компанией. В случае, если менеджер предприятия не принимает непосредственного участия в его разработке, ему будет трудно понять его логическую схему.
  2. Отсутствие финансовых средств на развитие предприятий. Финансирование малого бизнеса, как правило, ограничивается внутренними источниками: доходами предприятия, личными сбережениями предпринимателей, сбережениями их родственников и знакомых. Они очень незначительны, так как предприниматели не имели возможности их аккумулировать. Банковские и коммерческие кредиты выдаются по очень высоким процентным ставкам и недоступны для большей части МП. Кроме того, получение кредита в банке возможно, как правило, при наличии личных связей с их руководителями. Недостаток собственных оборотных средств в сочетании с невозможностью привлечь внешнее финансирование сдерживает развитие малого бизнеса. Поэтому реальная помощь от таких организаций, как Региональный Фонд развития малого и среднего бизнеса, крайне важна.
  3. Нехватка перспективных проектов. Зачастую достаточно сложно найти перспективный проект, который может быть с прибылью реализован. Существует потребность в организации, которая бы на ранних стадиях помогала предпринимателям выявить и должным образом сформулировать новые рыночные возможности.
  4. Отсутствие и недостаток знаний в области маркетинга, неудовлетворительное информационное обеспечение. Маркетинг – достаточно новая сфера деятельности для менеджеров и поэтому предприниматели нуждаются в получении знаний по его основам.
  5. Технические или производственные проблемы. Большинство малых предприятий не используют современные технологии, однако пользуются услугами квалифицированных инженеров. Для решения технических проблем требуется создать консультационную организацию, обладающую знаниями по широкому кругу технических вопросов. При наличии достаточно большого числа предпринимателей в какой-либо отрасли будет уместным создать специализированную организацию, например организацию, специализирующуюся на вопросах переработки древесины.
  6. Подготовка рабочих кадров. Практически каждое малое предприятие сталкивается с необходимостью переподготовки рабочих. В интересах республики предоставить в распоряжение предпринимателей квалифицированный персонал. Кроме этого, наличие квалифицированного персонала может само по себе явиться стимулом к образованию предприятия.
  7. Государственное регулирование и налогообложение. Предприниматели жалуются на высокие налоги, которые они стараются не платить, но в случае снижения их размеров предпочли бы вести легальный бизнес. Нестабильная нормативная база работы малых предприятий также является значительным препятствием для их успешного развития. Необходимо создание юридической консультационной организации, где руководители малых предприятий могли бы получить необходимые разъяснения. Она должна иметь высокий официальный статус, чтобы быть в состоянии контактировать с правительственными учреждениями по вопросам, интересующим предпринимателей.
  8. Трудности со сбытом продукции, связанные с низким уровнем платежеспособного спроса на рынке.

Решая свои проблемы, предприниматели, как правило, прибегают к использованию одной из трех стратегий: используют неформальные рыночные связи, стремятся получить банковские кредиты или ищут государственную поддержку. Частота их использования анализировалась в ходе проведения всероссийского опроса руководителей МП. Очевиден приоритет неформальных рыночных связей, особенно в среде новых МП (до 60% предпринимателей предпочитают их использовать для преодоления возникающих трудностей). Банковский кредит - привлекательный, но маловероятный, по их мнению, способ решения проблем. Около 28% руководителей рассчитывают на помощь местных властей и только 5,4% - на поддержку союзов и ассоциаций малых предприятий.

3.2.Организация системы поддержки малого бизнеса

Ниже приводятся некоторые принципы организации системы поддержки малого бизнеса, опирающиеся на особенности предпринимательской деятельности и проблемы ее развития.

Система поддержки малого предпринимательства может быть организована как в рамках единой организации, например Центра по развитию малого бизнеса, так и состоять из относительно независимых организаций, взаимодействующих между собой.

1. Централизованная структура имеет определенные преимущества. Она позволяет избежать дублирования функций и упростить координацию. Кроме того, предпринимателю приходится иметь дело лишь с одной организацией. Среди недостатков централизованной системы можно назвать высокую степень бюрократизации и низкий уровень гибкости такой структуры. Система, состоящая из независимых организаций, дает возможность использовать опыт нескольких институтов. При этом возрастает гибкость системы и появляется возможность более оперативного решения проблем.

2. Зачастую система поддержки организована таким образом, что задачи выполняются сторонними по отношению к предприятию экспертами. Например, при разработке бизнес-плана консультантом менеджер предприятия выступает лишь в роли источника информации. Он не получает никаких знаний в процессе создания бизнес-плана и поэтому не использует его впоследствии. Система поддержки должна быть организована таким образом, чтобы работники предприятия принимали участие в проводимых мероприятиях и таким образом получали новые знания и опыт.

В децентрализованную систему поддержки малого бизнеса могут входить несколько организаций.

  • Совет по развитию малого бизнеса, состоящий из представителей бизнеса и правительства и позволяющий установить диалог по проблемам предпринимателей.
  • Информационное агентство по малому бизнесу. Это организация, в которую предприниматель обращается в первый раз и которая определяет круг его дальнейших контактов.
  • Фонд поддержки малого бизнеса, который является основным институтом, предоставляющим предпринимателям финансовые средства.
  • Бизнес-центр, отвечающий за профессиональную переподготовку предпринимателей. Центр может также заниматься подготовкой бизнес-планов, деловым консультированием и проводить практические исследования. Одной из функций центра может быть также подготовка ежегодного отчета по развитию малого бизнеса в РК.

По мере необходимости могут быть созданы новые организации. При децентрализованной системе они формально не связаны между собой, однако каждая из организаций выполняет определенные функции, способствующие развитию малого бизнеса. Регулярно оказываемые малому бизнесу услуги будут дополняться программами, организованными для решения конкретных наиболее острых проблем.

Ассоциации предприятий малого бизнеса также являются частью системы по его поддержке. На сегодняшний день такие ассоциации только начали формироваться, хотя существуют также места неформальных встреч предпринимателей (например, спортивные клубы).

С началом реформ в России стали создаваться многочисленные малые предприятия, обладающие своими особенностями. Их руководители склонны к быстрым действиям и характеризуются нетерпеливостью. Они лично принимают все решения и верят в появляющиеся у них идеи. Предприниматели устанавливают персональные отношения с потребителями и поставщиками и избегают интенсивного общения с правительственными организациями.

Существует множество барьеров для развития малого бизнеса. Исследование показало наличие у предпринимателей финансовых, управленческих и маркетинговых проблем. Поэтому во многих странах были разработаны системы его поддержки. Для того чтобы быть эффективной, она должна опираться на понимание особенностей предпринимательской деятельности. Роль системы поддержки состоит в том, чтобы помочь предпринимателю преодолеть стоящие на его пути барьеры, мотивировать его деятельность.

Несмотря на то, что на уровне государства достаточно отчетливо осознается роль малого бизнеса как существенного фактора развития социальноориентированной рыночной экономики, в реальной практике государство не может обеспечить эффективную комплексную политику поддержки и создания условий для его развития. В рейтинге 43 стран “по степени эффективности фискальной политики государства по стимулированию деловой активности” у России самый низкий показатель - 0,56, при этом лучшие показатели для стран с наиболее динамично развивающейся экономикой составляют 9,11-7,08 [8].

Существующая в РК система поддержки малого бизнеса нуждается в совершенствовании, создании новых и расширении работающих в этом направлении организаций. Предлагается использовать сетевую децентрализованную структуру, при которой входящие в нее организации предлагают определенные услуги малым предприятиям, а Совет по развитию малого бизнеса осуществляет общую координацию.

Глава 4

Перспективные направления для бизнеса в России на 2015

Итак, нефть подешевела, рубль девальвировался, ситуация стабилизировалась, дальше нужно анализировать что делать в новых условиях. В этой записи я поразмышляю над самыми перспективными направлениями для бизнеса. Сразу скажу, что решение некоторых производителей снизить свои производственные планы или даже приостановить производство являются ужасающей ошибкой. Ну да все по порядку.
Нынешнее положение характеризуется тем, что во время девальвации население в панике сметало из магазинов все, что только можно. Причем скупало не будущие поставки, а запасы на складах. Будущие поставки по уже девальвированному курсу никого не интересуют. Как ни парадоксально, но продавцы от этого ажиотажа только выиграли. Многие довольно оперативно реагировали на рост доллара, они поднимали цены, продавая товары уже по новым ценам. Продавали таким образом как импорт, так и чисто отечественные товары. В результате, они очень хорошо наварили на ажиотаже, а новые поставки уже будут не импортные, а отечественные. Т.е. они еще и спекулировали на колебаниях рубля.
Уж не знаю удалось ли заработать что-то производителям, но склады у них сейчас пустые. Что особенно интересно, это то, что после девальвации на рынке большую часть товаров стали составлять отечественные товары. Например холодильники. После падения рубля импортные модели практически испарились и на сцене остались такие марки как Бирюса, Атлант, Норд, Дон, Индезит (Липецк) и др. И вообще, большая часть из товаров, которые традиционно людьми считаются импортными, на самом деле производятся в России или как минимум под российским брендом. Как это пишут: разработка РФ, производство Китай. Наберите в поисковике: "российские бренды, выдающие себя за иностраные".
В общем, все. Ажиотаж закончился, кто мог на нем нажился, сейчас в России грядет пропасть в потреблении. Население приобрело барахла на годы вперед.
Сейчас российские товары стоят в 2-3 раза дешевле европейских и китайских. Оптовики прямо сейчас уже должны сидеть в офисах европейских торговцев и вести переговоры на поставку в ЕС наших товаров. А производители прямо сейчас без выходных должны адаптировать свою продукцию для европейского рынка и европейских стандартов. Те, кто успеет это сделать, имеют все шансы на хорошую прибыль в феврале, марте и т.д. На российском рынке производителю делать будет нечего еще долго: запасы сделаны населением на месяцы и годы вперед.
Торопиться еще нужно потому, что евросоюз (ЕС) может принять еще один пакет санкций для прекращения импорта из РФ. Как правило, санкции касаются только новых контрактов. Поэтому нужно успеть заключить их как можно быстрее. Кроме того, сейчас производство в Европе будет стагнировать: раньше они экспортировали в РФ, а сейчас РФ будет поставлять им товары. Так что страны(ЕС) скорее всего столкнутся через несколько месяцев с новым кризисом. Вот и нужно успеть отправить туда свою продукцию до падения спроса.
Также нашим оптовикам и производителям стоит поискать новые рынки: СНГ, Турция, Азия, Израиль, Индия, Южная Америка и т.д. В общем, автостроителям сейчас нужно не о "кровопускании" (глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон) плакать, а агрессивно выходить на внешние рынки. Не зря же РФ вступила в ВТО. Вот и надо пользоваться.
Также нужно отметить производителей сельхозпродукции. Они вроде сейчас получили море преимуществ на внешних рынках, но слишком рьяный экспорт продовольствия грозит ростом цен на внутреннем рынке. Поэтому власти оперативно прикрыли границу. Надо думать, что граница приоткроется к февралю, просто будут установлены новые правила игры (квоты, например).

Так или иначе, на 2015 сельскохозяйственный сезон крестьяне получили чудовищные стимулы как на внутреннем, так и на внешних рынках. Это значит, что к весне появится огромный спрос на удобрения, сельскохозяйственную технику, семена, молодняк, рассаду и пр. Для малого бизнеса особенно интересным видимо будет спрос на теплицы. Заказывать их имеет смысл уже в феврале, потому что в апреле у производителей может не хватить мощностей для удовлетворения всего спроса.
Большинство фермеров вряд ли будут думать над конъюнктурой и будут работать по традиционным направлениям: зерно, овощи, мясо, молоко. Кто-то начнет инвестировать в фрукты, но за год они не появляются. Но я бы хотел обратить внимание крестьян на то, что сейчас нужно замещать такие товары как ткани. А для этого нужен лен и шерсть. Еще хлопок, но это не к крестьянам вопрос, а к оптовикам. Еще рыбные хозяйства, грибы, ягоды и др.
По поводу легкой промышленности. Да, во время ажиотажа народ скупал все что мог и затарился на годы вперед. Но покупал он все зимой, когда летней продукции было мало. И вот в мае эту продукцию российский рынок потребует, а китайские товары будут стоить в 2 раза дороже. Поэтому прогнозирую рост спроса на отечественную одежду. Кроме того, повседневные вещи во время паники мало кто покупал. .
Тяжелое машиностроение скорее всего будет чувствовать себя прекрасно. С одной стороны, государственные заказы никуда не денутся. С другой стороны, возможны внешние заказы. Кроме того, такие гиганты как Росатом, Роскосмос, Росвооружение заключают свои контракты в долларах на много лет вперед. Поэтому на них неожиданно свалилась маржа под 100%. Тот же Хруничев вполне может поправить все свои финансовые проблемы.
Ажиотажные спрос я ожидаю на отечественное производственное оборудование. Причем не только крупное, но и особенно для мелкого бизнеса.
В целом год, я считаю, намечается очень интересный с точки зрения бизнеса. Да, многие бизнесы закроются, но появляется масса новых возможностей способов впервые войти на рынок. Особенно это важно для малого бизнеса.

4.1 Виды и характер предпринимательской деятельности

Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают:

а) предпринимательство государственное;

б) предпринимательство частное.

Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Конечно, каждый из этих видов - государственное и частное предпринимательство - имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:

1) осуществление непосредственных производительных функций, т.е. производство товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная фирма, туристская компания, конструкторское бюро);

2) осуществление посреднических функций, т.е. оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.(Приложение 4).

Общественное понимание проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской деятельности, поскольку общественное богатство (как обобщенный итог уровня и качества жизни каждого члена общества) зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С другой стороны, такое общественное отношение к этому типу предпринимательства на практике не носит действительно приоритетного характера - общество способствует развитию и второго типа предпринимательской деятельности, т.е. посредничества, прежде всего потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня развития в обществе посреднической сферы (удобная для покупателя организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и т.д.); то же самое относится и к потребителям товаров производственного назначения.

Но такое общественное восприятие посреднической деятельности не является единственной и основной причиной. Главное заключается в другом - посредническая предпринимательская деятельность, ее наличие и усложнение до разумных пределов ведет:

1) к увеличению производительности труда непосредственных производителей товаров на основе углубления специализации;

2) к ускорению темпов оборачиваемости (кругооборота) капитала;

3) к насыщению товарных рынков до объективно требуемых размеров и функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с интересами конечных потребителей.

В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое.

Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом, функция производства в этом виде предпринимательства - основная, определяющая.

Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным производством товаров, может носить:

1)традиционалистский характер (традиционалистское предпринимательство),

2) инновационный характер (инновационная предпринимательская деятельность, инновационное предпринимательство).

Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров может, таким образом, ориентироваться на производство и поставку на рынок традиционных или инновационных товаров. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс. Приводимое выше деление типов предпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства, техническими элементами производства или изменениями качественных характеристик производимого товара.

В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве прибыль образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения. Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торгово-коммерческое предпринимательство не следует называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной спекуляции.

Финансовое предпринимательство есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.

Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель гарантирует страхователю имущества, ценности, жизни за определенную плату компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в то, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.Схема3.

4.2 Основные проблемы развития предпринимательства

В современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь (МП), тогда как в странах – членах Европейского Союза – не менее 30.

Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:

  • отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;
  • пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;
  • нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;
  • сложность доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.;
  • неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;
  • отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя;
  • нестабильность экономической ситуации в стране;
  • недобросовестность крупного бизнеса;
  • доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%);
  • правовая неграмотность самих предпринимателей;
  • отсутствие явного развития производства;
  • высокая планка единого социального налога (26%);
  • недостаточность кадрового потенциала;
  • длительное оформление документации, особенно на землю.

Это, прежде всего, – проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты.

Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д. Препятствия на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры».

Заключение

Рыночные преобразования в России вступили в решающую фазу. Разрушена старая централизованная система управления и распределения ресурсов, либерализация цен и массовая приватизация обеспечили условия для формирования и развития института частной собственности, приведены в действие основные рыночные механизмы экономического регулирования, радикально изменилась психология людей.

Постепенно накапливается критическая масса преобразований, необходимая для запуска механизма саморазвития рынка в целом. И здесь решающее значение приобретает малый и средний бизнес. В своей курсовой работе я постаралась показать, что свободное предпринимательство призвано интенсифицировать дальнейшее развитие экономических реформ в России.

В процессе исторического развития отношение и к фигуре предпринимателя и к малому бизнесу в мире менялось. В полной мере роль последнего в формировании и развитии рыночных отношений была осознана лишь в 60-е гг. Именно тогда в развитых и ряде развивающихся стран стала осуществляться политика комплексной поддержки и стимулирования малого и среднего бизнеса.

Сегодня опыт США, Японии, Южной Кореи, Италии и других стран убедительно свидетельствует: развитие малого и среднего бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).

Готовя курсовую работу я убедилась, что за последние годы в России в сфере малого и среднего бизнеса тоже произошли важные изменения: сформирован институт государственной поддержки и развития малого бизнеса. На местах функционируют десятки учебно-деловых центров, консультационных и лизинговых форм, бизнес - инкубаторов, технопарков; происходит становление соответствующей негосударственной инфраструктуры, в том числе и при содействии международных проектов. Развитие малого и среднего бизнеса оказывает непосредственное воздействие на становление локальных рыночных отношений. Мне кажется, очень важно, чтобы каждый человек имел возможность реального выбора - быть наемным работником или предпринимателем.

Специфика поддержки малого бизнеса и состоит в том, что поддерживать нужно конкретного человека. Создание благоприятного климата для малого и среднего бизнеса, прежде всего для развития товаропроизводящих предприятий, происходит тем успешнее, чем больше внимания уделяют именно человеческому фактору.

Ориентация на конкретного предпринимателя - важнейшее стратегическое направление эффективного становления бизнеса, позволяющее задействовать все имеющиеся ресурсы (отбор предпринимателей, подготовка их к деятельности на рынке, организационное содействие, предоставление льгот, преференций и т.д.)

В конце курсовой работы можно добавить, что в нашей стране, иного пути кроме как к смешанной экономике нет. Опыт других стран мира практически не оставляет выбора: России нужна разновидность рыночного хозяйства, представляющая собой смешанную экономику, имеющую неповторимые российские особенности.

Список используемых источников

  1. Индивидуальный предприниматель: практическое руководство. Под общей ред. Ю.Л.Фадеева. – М. :Эксмо, 2010. – 224 с.
  2. История предпринимательства России: курс лекций. С.И. Сметанин. – М.: КНОРУС, 2010. – 192 с.
  3. Круглова Н. Ю. Основы  бизнеса  (предпринимательства): учебник / Н.Ю. Круглова. – М.: КНОРУС, 2010. – 544 с.
  4. Крутик А.Б. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике// Проблемы современной экономики. –  2009. – №2
  5. Малое и среднее предпринимательство в России. 2009: Стат. сб./  Росстат. –  M., 2012. – 151 с.
  6. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2011 – 220 с.
  7. Набатников  В.М. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/В.М. Набатников. – Ростов-на Д.: Феникс, 2011 – 256 с.
  8. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. Учебное пособие. В.П. Попков; Е.В. Евстафьева. СПб.: Питер, 2011.- 352 с.
  9. http://mosmetod.ru/files/projects/urok_v_moskve/uroki/predprinimatelstvo/elements/3.jpg
  10. http://www.newreferat.com/images/referats/9960/image004.gif
  11. http://www.kazedu.kz/images/referats/a49/147797/1.jpeg
  12. http://cs629311.vk.me/v629311672/805a/BQbSS7hFU5I.jpg

41

Перспективные направления для бизнеса в России на 2015 год