ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И ОПЛАТА ТРУДА ВОДИТЕЛЯ АВТОБУСА ООО “ЖКХ “Калачинское”

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И ОПЛАТА ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОТРАСЛИ»

НА ТЕМУ:

«ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И ОПЛАТА ТРУДА ВОДИТЕЛЯ АВТОБУСА ООО “ЖКХ “Калачинское”»

Выполнил:

студент 4 курса

ЭУТ – 08 – zd

Белицкий А.А.

Проверил:

Дремов С.В.

Калачинск-2011

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение.........................................................................................................3

Паспорт рабочего места...........................................................................4

Фотография рабочего времени исполнителя.........................................5

Мероприятия по рационализации рабочего места................................7

Система оплаты труда для исполнителя................................................9

Показатели премирования.....................................................................11

Расчет заработной платы исполнителя за календарный период.......15

Заключение...................................................................................................17

Список используемой литературы.............................................................18

Введение

Основным доходом работоспособного человека является заработная плата, полученная им за свою трудовую деятельность. Для того, чтобы получать полностью заработную плату работнику необходимо качественно выполнять свою работу. Но если работник не будет знать, в чем именно состоят его обязанности, при выполнении определенной работы, то соответственно и выполнять качественно ее не будет.

Каждая организация представляет собой совместный труд многих людей, поэтому необходимо для каждого отдельного человека создавать соответствующие условия труда, но они должны удовлетворять и остальных работников, которые с ним работают.

Под условиями труда понимается правильная организация рабочих мест, которая бы обеспечила высокоэффективный труд не только каждого отдельного работника, но и всех членов производственного коллектива.

Другим условием труда для каждого работника является его заработная плата. Соответственно ее уровень должен удовлетворять работник, при этом, стимулируя его более качественно выполнять поставленные перед ним задачи.

Для правильной организации трудового процесса существуют нормы, позволяющие организовать трудовой процесс на предприятии так, чтобы он удовлетворял не только руководителя, но и работников, которые будут трудиться на этом предприятии.

Целью контрольной работы является закрепление теоретических и практических навыков по организации, нормировании и оплате труда.

При выполнении этой цели будет рассмотрена организация труда водителя автобуса ООО «ЖКХ «Калачинское», основными обязанностями которого являются перевозка работников ООО «ЖКХ «Калачинское».

Выполнение контрольной работы представляет собой выполнение следующих задач:

  1. Составление паспорта рабочего места,
  2. Составление карты организации труда на рабочем месте,
  3. Проведение фотографии рабочего времени,
  4. Разработка мероприятий по рационализации рабочего места с целью повышения производительности труда,
  5. Выбор системы оплаты труда,
  6. Выбор показателей премирования,
  7. Начисление заработной платы за календарный период.

  1. Паспорт рабочего места.

Каждое рабочее место – это участок, закрепленный за определенным рабочим либо за группой рабочих. В соответствии с этим рабочие места подразделяются на индивидуальные и групповые. Также рабочие места подразделяются на стационарные и передвижные; механизированные, полуавтоматические, автоматические и аппаратурные; многостаночные и одностаночные.

Организация рабочего места основывается на составлении паспорта рабочего места.

Паспорт рабочего места состоит из 7 разделов, в которых дается сравнительная количественная и качественная характеристика рабочего места и занятых на нем исполнителей, а также выводы и мероприятия по его рационализации:

характеристика оборудования;

характеристика технологической оснастки;

характеристика трудового процесса;

характеристика организации рабочего места;

условия труда;

характеристика использования сырья и материалов;

характеристика исполнителей.

Рабочее место водителя автобуса является передвижным рабочим местом, также оно является полуавтоматическим, так как для движения автобуса водителю приходится управлять им.

Основным назначением рабочего места является перевозка работников ООО «ЖКХ «Калачинское». Для перевозки работников используется автобус марки КАВЗ-685, 1985 года выпуска, мощность двигателя 84/115 л. с. Длина автобуса 6,6 метров, количество пассажирских мест 21.

За 2008 год пассажирооборот составил 275,5 тыс. пасс. км., перевезено 22,9 тыс. человек, общий пробег автобуса составил 54,2 т. км.

  1. Фотография рабочего времени исполнителя.

Фотография рабочего времени - это наблюдение, измерение и последовательная запись всех без исключения затрат времени на протяжении рабочей смены или другого периода.

Если период наблюдения совпадает с продолжительность рабочего дня, это будет фотография рабочего дня. 

Фотография рабочего времени используется для выявления потерь рабочего времени и причин, которые их вызывают, а также для установления соотношения между отдельными видами затрат времени. Полученные данные используются как исходные при нормировании. 

Объектом фотографии могут быть рабочие, машины или производственный процесс в целом. Если объектом наблюдения является один рабочий, то фотография рабочего времени является индивидуальной, а если группа рабочих - групповой. Когда же затраты рабочего времени фиксируются самим рабочим, имеет место самофотография рабочего времени с целью изучения потерь рабочего времени и их причин. 

Фотография рабочего времени проводится в три этапа. На первом этапе проводится предварительное изучения работы, выбор объекта наблюдения. Объект выбирается в зависимости от цели наблюдения. Если надо получить устойчивые показатели образцовой работы, то выбирается лучший рабочий, а если необходимо изучить причины невыполнения норм, то отстающие рабочие. 

Второй этап включает непосредственное наблюдение и изучение всех затрат времени с точность до одной минуты. Результаты фиксируются в специальных наблюдательных листах. При этом виды работ и перерывы по мере их регистрации вносятся в графу "Наименование затрат времени", а момент их окончания - в графу "Текущее время". 

На третьем этапе на основании данных наблюдательного листа составляются таблица одноименных затрат и фактический баланс рабочего времени. В заключение проводится анализ результатов проведенных наблюдений, устанавливаются нерациональные затраты и прямые потери рабочего времени, которые исключаются при составлении проектируемого баланса, а также определяется коэффициент возможного повышения производительности труда за счет устранения потерь и нерациональных затрат рабочего времени. 

Рабочий день водителя автобуса начинается в 700.

В 705 водитель проходит медицинский осмотр.

В 715 получает путевой лист у диспетчера, и при выезде с территории ООО «ЖКХ «Калачинское» отмечается на проходной.

С 725 до 755 водитель едет по маршруту и привозит на работу работников ООО «ЖКХ «Калачинское».

800 – 825 Очистные сооружения привоз и забор сменных работников.

930 – 1030 Насосно-фильтровальная станция привоз и забор сменных работников.

1100 – 1200 выполнение отдельных поручений.

1200 – 1220 развоз работников ЖКХ на обед.

1245 – 1300 привоз работников ЖКХ с обеда.

1300 – 1400 обеденный перерыв.

1400 – 1700 выполнение отдельных поручений.

1705 – 1725 по маршруту доставление работников с места работы домой.

1745 заезд на территорию ООО «ЖКХ «Калачинское», с отметкой на проходной.

1800 постановка автобуса в гараж.

Рабочее время водителя автобуса превышает нормальную продолжительность рабочего времени, в связи с этим с 1100 до 1200 и с 1400 до 1700 водителю предоставляется время для отдыха (в течении 15 минут за каждый час).

  1. Мероприятия по рационализации рабочего места и оптимизации рабочего времени с целью повышения производительности труда.

Аттестация рабочих мест - это их комплексная проверка на соответствие техническим, экономическим, организационным и социальным требованиям.

Комплексная аттестация рабочих мест с последующей их рационализацией - основа повышения эффективности труда и производства, качества продукции, снижения ее себестоимости.

Решение этих задач достигается за счет:

- приведение рабочих мест в соответствии с техническими и социальными требованиями, сокращение применения ручного, тяжелого физического труда, повышения содержательного труда;

- улучшение использования основных фондов путем ликвидации излишних рабочих мест и рабочих мест с устаревшим оборудованием, концентрации работ на более прогрессивном оборудовании, повышения сменности;

- улучшения условий труда на каждом рабочем месте;

- повышения квалификации работников.

Аттестация рабочих мест позволяет обоснованно решать вопросы оценки условий труда на рабочих местах и установления льгот и доплат за работу в неблагоприятных условиях; проверять обоснованность норм материальных затрат; полнее и рациональнее использовать вложения финансовых средств и многие другие вопросы.

Первый этап аттестации рабочих мест - их учет, предусматривающий определение числа рабочих мест, классификацию и группировку их по видам и характеру использования, по категориям занятых на них работников и др.

Второй этап - непосредственная аттестация рабочих мест, в ходе которой каждое рабочее место оценивается комплексно по следующим трем уровням:

- техническому;

- организационному;

- условиям труда и технике безопасности.

По результатам аттестации рабочих мест каждое из них может быть отнесено к одной из трех групп.

1. Аттестованные рабочие места - рабочие места, показатели которых полностью соответствуют требованиям или превышают их.

2. Подлежащие рационализации - рабочие места, отдельные показатели которых не соответствуют установленным требованиям, но могут быть доведены до уровня этих требований в процессе рационализации.

3. Подлежащие ликвидации - рабочие места, показатели которых не соответствуют и не могут быть доведены до уровня установленных требований в результате рационализации. К этой же группе относятся рабочие места, рационализация которых экономически не целесообразна, а так же излишние рабочие места.

Третий этап - разработка мероприятий по рационализации рабочих мест приводится на основе анализа данных аттестации. В ходе технико-экономического анализа рассматриваются результаты оценки рабочих мест и предложения по их совершенствованию, устанавливается реальная потребность в каждом рабочем месте, рассчитывается эффект от доведения рабочих мест до нормативного уровня и необходимые затраты, выявляются возможности предприятия для проведения рационализации рабочих мест.

Аттестацией рабочего места водителя является технический осмотр транспортного средства.

Технический осмотр автобуса в ООО «ЖКХ «Калачинское» проводится 2 раза в год, весной и осенью. Он проводится в присутствии начальника участка АТХ, заместителя директора по производственным вопросам, а также в присутствии представителей ГИБДД.

Промежуточные технические осмотры проводятся 1 раз в две недели. Эти осмотры проводит сам водитель, а также механик участка АТХ ООО «ЖКХ «Калачинское»

Технический осмотр позволяет выявить все возможные неисправности транспортного средства, увеличить срок службы транспортного средства.

  1. Система оплаты труда для исполнителя.

Формы тарифной оплаты труда

Форма оплаты труда

Основная характеристика

Документы, используемые при начислении заработной платы

1. Повременная

Форма оплаты труда, при которой заработная плата работника рассчитывается исходя из установленной тарифной ставки или оклада за фактически отработанное время

1.Тарифная ставка.

2. Документы по учету рабочего времени

Простая повременная

Часовая тарифная ставка умножается на количество отработанных часов

1. Личная карточка работника (для определения тарифной ставки).

2. Табель учета использования рабочего времени за расчетный месяц

Повременно-премиальная

В условиях коллективного договора (контракта) устанавливается процентная надбавка (месячная или квартальная премия) к месячной или квартальной заработной плате

1. Личная карточка работника (для определения тарифной ставки).

2. Табель учета использования рабочего времени за расчетный месяц.

3. Положение о премировании

2. Сдельная

Форма оплаты труда, при которой заработная плата работника рассчитывается исходя из заранее установленного размера оплаты за каждую единицу качественно выполненной работы или изготовленной продукции

1. Сдельные расценки.

2. Наряд на сдельную работу (указывается количество произведенной продукции (выполненных операций))

Прямая сдельная

Заработок работнику устанавливается по заранее установленной расценке за каждую единицу произведенной продукции соответствующего качества

1. Наряд на сдельную работу (указывается норма выработки и фактически выполненная работа).

2. Сдельные расценки.

3. Табель учета использования рабочего времени за расчетный месяц

Сдельно-прогрессивная

Выработка рабочего в пределах установленной исходной нормы (базы) оплачивается по основным (неизменным) расценкам, а вся выработка сверх исходной нормы – по повышенным сдельным расценкам

1. Наряд на сдельную работу (указывается норма выработки и фактически выполненная работа).

2. Сдельные расценки на продукцию, произведенную в пределах нормы и сверх нормы.

3. Табель учета использования рабочего времени за расчетный месяц

Сдельно-премиальная

Заработная плата рабочего складывается из заработка по основным сдельным расценкам, начисленного за фактическую выработку, и премии за выполнение условий и установленных показателей премирования

1. Наряд на сдельную работу (указывается норма выработки и фактически выполненная работа).

2. Табель учета использования рабочего времени за расчетный месяц.

3. Распоряжение о премировании за перевыполнение плана

Аккордная

Размер оплаты выполненных работ устанавливается не за каждую производственную операцию в отдельности, а за весь комплекс работ (аккордное задание)

1. Аккордное задание.

2. Табель учета использования рабочего времени за расчетный месяц

Косвенно-сдельная

Размер заработка работников (обычно вспомогательных рабочих) ставится в прямую зависимость от результатов труда обслуживаемых ими рабочих

1. Цеховой наряд на выполнение цехом задания (нормы).

2. Тарифные ставки (оклады) работников участка.

3. Табель учета использования рабочего времени за расчетный месяц

Заработная плата водителя автобуса представляет собой повременно-премиальную форму оплаты труда.

В состав заработной платы водителя автобуса входит:

  • Тарифная ставка, устанавливаемая в соответствии штатного расписания ООО «ЖКХ «Калачинское»
    • Доплата за классность, то есть водителю 1 класса выплачивается доплата в размере 25% от месячной тарифной ставки, водителю 2 класса выплачивается доплата в размере 10 % от месячной тарифной ставки.

Тарифная ставка определяется на основании тарифного отраслевого соглашения. На 01.01.2009 года минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда составила 16,64 рубля. Для определения тарифной ставки водителя используется тарифный коэффициент, соответствующий ступени оплаты. Для водителей автобусов этот коэффициент равняется 1,4. При этом используется коэффициент в зависимости от длины автобуса. В ООО «ЖКХ «Калачинское» используется малый автобус, так как его длина равняется 6,6 метров, соответственно коэффициент будет равен 1,12.

При пересчете тарифной ставки рабочего первого разряда получаем, что тарифная часовая ставка водителя автобуса 26,09 рублей.

  1. Показатели премирования.

Премирование за основные результаты деятельности вводится в дополнение к  тарифной системе оплаты труда и обеспечивает формирование переменной части заработной платы в зависимости от показателей, характеризующих преимущественно результаты труда подразделений, в которых работники непосредственно заняты, а также учитывает степень личного влияния работника на достижение указанных результатов.
Основная задача данного вида премирования – содействие достижению запланированных производственных и экономических результатов работы всех производственных подразделений и Общества в целом.

Премирование за основные результаты деятельности базируется на основе следующих основных принципов его организации:

  • использование совокупности показателей, направленных на достижение необходимых количественных и качественных параметров производственной и экономической деятельности;
    • установление различной степени значимости  (приоритетности)  с целью избирательного воздействия на материальную заинтересованность работников;
    • обоснованность и напряженность применяемых показателей премирования, препятствующих превращению премий в механическую прибавку к тарифу (окладу);
    • дифференциация размеров премий в зависимости от степени напряженности показателей и их значимости;
    • использование показателей, обеспеченных методологией планирования, а также бухгалтерским и оперативным учетом;
    • увязка количества и характера применяемых показателей, а также размера премий с особенностями того или иного вида деятельности;
    • предоставление руководителям возможности дополнительной оценки результатов труда работников в сторону повышения или понижения размеров премий, начисленных по показателям (в определенных границах).

Основанием для возникновения у работника права на получение премии за основные результаты деятельности является выполнение установленных показателей и условий премирования. Выполнение показателей определяется по данным бухгалтерской и статистической отчетности, оперативного учета и другим данным.
Информация о выполнении показателей для премирования за соответствующий период предоставляется в службу организации труда и заработной платы работником, ответственным за ее предоставление, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Учет выполнения каждого показателя, начисление премии по нему и возникновение у работника соответствующего права на вознаграждение осуществляется по каждому показателю раздельно. При невыполнении одного из показателей премирования у работника сохраняется право на получение премии по другим показателям. Учет выполнения показателей премирования для работников аппарата Общества осуществляется поквартально, для всех остальных работников – помесячно.
Размеры премии за выполнение каждого показателя устанавливаются дифференцированно по видам деятельности. Премии, начисляемые за улучшение показателей, предельными размерами не ограничиваются. Показатели премирования по структурным подразделениям по видам деятельности и соответствующие им размеры премий, а также наименование должностей лиц, ответственных за учет выполнения установленных показателей, утверждаются Генеральным директором Общества (приложение № _____ к настоящему Положению).
Премия начисляется на следующие виды выплат с учетом фактически отработанного времени (выполненной работы):

  • оплата по тарифным ставкам (окладам) и сдельным расценкам с учетом работы в ночное время, выходные и праздничные дни и сверхурочно, а также в неблагоприятных условиях труда;
    • доплаты за руководство бригадой, звеном;
    • доплаты за совмещение профессий, расширение зон обслуживания и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Премия, начисленная по установленным показателям, может быть увеличена (уменьшена) до 50% по каждому показателю с учетом выполнения работником установленных для него дополнительных условий премирования. К дополнительным условиям премирования могут быть отнесены:

  • полнота выполнения работником своих трудовых обязанностей (норм труда, планов работы, заданий);
    • качество выполняемой работником работы;
      • влияние результатов труда работника на результаты подразделения, в котором он работает, а также других подразделений или Общества в целом.

Перечень дополнительных условий премирования, а также размеры повышения (понижения) начисленных премий по показателям премирования устанавливаются руководителями (директорами) подразделений. Все повышения (понижения) размеров премий с учетом выполнения дополнительных условий премирования оформляются приказом по Обществу на основании представлений руководителей подразделений.
Источником повышения премий за выполнение дополнительных условий премирования является установленный по каждому подразделению резервный фонд поощрения, а также средства от снижения размеров премий. Размер резервного фонда доводится до каждого подразделения письмом Генерального директора Общества.

Нарушение трудовой дисциплины работником, в том числе:

  • нарушение правил внутреннего трудового распорядка (опоздание на работу, ранний уход с работы, превышение установленного времени для отдыха и питания);
    • прогул (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более 4-х часов подряд в течение рабочего времени);
      • распитие спиртных напитков, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
      • непрохождение в установленных законодательством случаях обязательного медицинского осмотра и отстранение в связи с этим от работы,
      • могут  служить основанием для лишения премии за основные результаты деятельности полностью или частично.

Для водителя автобуса в ООО «ЖКХ «Калачинское» выплата премии зависит от следующих требований к выполняемой работе:

  1. Выполнение доведенного задания в срок,
  2. отсутствие аварий по вине водителя,
  3. Содержание техники в образцовом состоянии,
  4. Своевременное прохождение ТО-1, ТО-2,
  5. Экономия ГСМ,
  6. Соблюдение правил техники безопасности
  7. Соблюдение правил трудовой дисциплины.

  1. Расчет заработной платы исполнителя за календарный период.

Начислим заработную плату водителю автобуса за январь месяц. Допустим рабочих дней в месяц 22, количество часов будет равно 176, водитель отработал 220 часов, доплата за классность составляет 25%, премия 25%.

Лицевая карточка начислений и удержаний из заработной платы

Фамилия Имя Отчество

Год рождения

Должность

Тарифная ставка, руб.

Премия, %

Иванов Петр Сергеевич

1976

Водитель автобуса, 1 класс

26,09

25

Показатель

Период

I

II

III

IV

V

VI

VII

VII

IX

X

XI

XII

Количество часов

176

Количество отработанных часов

220

Должностной оклад

5114,56

Доплата

1278,64

Премия

1598,3

Сверхурочные

1917,96

Районный коэффициент

1486,42

Итого начислено

11395,88

Налог на доходы физических лиц

1481

Профсоюзные взносы

113,96

Итого удержано

1594,96

Сумма к выдаче

9800,92

Заключение

Прибыльность предприятия зависит от высокой производительности труда работников. Чтобы производительности труда не снижалась необходимо правильно сочетать в производственном процессе труд, оплату и организацию рабочих мест работников.

Для определения правильности организации рабочих мест составляют паспорт рабочего места, в котором определяется техническое оснащение рабочего места, соответствующее расположение всех производственных приспособлений. В контрольной работе было рассмотрено рабочее место водителя автобуса ООО «ЖКХ «Калачинское». Рабочее место является передвижным рабочим местом. Год выпуска автобуса 1985, что свидетельствует о слабой технической оснастке рабочего места. Многие детали автобуса судя по его году выпуска, уже не достаточно полностью удовлетворяют требованиям технической эксплуатации. Водителю приходится часто вставать на ремонт, что снижает уровень производительности его труда.

Проведя фотографию рабочего времени водителя автобуса можно сделать вывод, что рабочее время используется полностью, имеются регламентированные перерывы в работе.

Система оплаты труда применяемая для водителя – повременно-премиальная. Которая состоит из тарифной ставки, доплаты за классность, премии, а также, с учетом режима работы водителя, ему оплачиваются сверхурочные часы.

Список использованной литературы:

1. Аврашков Л.Я. Адамчук В.В., Антонова О.В., и др. Экономика предприятия.- М., ЮНИТИ, 2001.