Проблемы функционирования, общие тенденции, контролирующие органы рынка морского и водного транспорта

Федеральное агентство по образованию РФ

Сибирская автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)

Центр дополнительного образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«Цены и ценообразование»

Выполнила:

студентка 3 курса

ЭУТз – 06 – 22сп

Манцерова Е.В.

Проверил:

Омск - 2008

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…….…….……………………………………………….………………3

  1. Особенности конкуренции на различных видах транспорта………..….3
  2. Проблемы функционирования, общие тенденции, контролирующие органы рынка морского и водного транспорта…………..………………….5
  3. Управление ценами на автотранспортные услуги……….…..…………..8

Заключение……….……………………………………………………………...11

Литература….……………………………………………………………………13

Введение

Тарифы на услуги транспорта являются одним из блоков единой системы цен, которая включает в себя различные виды цен и тарифов.

В современной экономике транспорт играет не последнюю роль. Он осуществляет перевозку грузов и пассажиров. Транспорт является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями.

В контрольной работе будут рассмотрены некоторые аспекты, влияющие на образование цен на услуги транспортных предприятий.

Первый вопрос контрольной работы посвящен особенностям конкуренции на различных видах транспорта. Конкуренция является фактором, влияющим на образование цены. От того, на сколько будет монополизирован тот или иной вид транспорта, будет зависеть и уровень цен на рынке.

Вторым вопросом контрольной работы являются проблемы функционирования, общие тенденции, контролирующие органы рынка морского и водного транспорта.

Третий вопрос – это управление тарифами на автотранспортные услуги. В нем будут рассмотрены основные направления и условия выработки ценовой политики автотранспортного предприятия.

1 Особенности конкуренции на различных видах транспорта

Вся транспортная система подразделяется на железнодорожный, авиационный, трубопроводный, автомобильный, морской и внутренний водный транспорт.

В экономике взаимодействие всех видов транспорта происходит на основании конкуренции. Это зависит от стоимости перевозок различными видами транспорта и от условий перевозок. Наиболее конкурентным видом транспорта по скорости доставки и маневренности является автомобильный транспорт, наиболее дешевым является речной транспорт, наиболее надежным является железнодорожный транспорт.

Помимо того, что между каждым видом транспорта происходит конкурентная борьба, внутри каждого вида транспорта существуют свои особенности конкуренции.

Железнодорожный транспорт является естественной монополией, тарифы на железнодорожные перевозки регулируются государством.

Однако Правительством РФ в январе 1998 г. была одобрена «Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта», которая направлена на создание условий для демонополизации отдельных сфер деятельности железнодорожного транспорта и развития рыночной конкуренции. Создание конкурентной среды возможно в основном за счет различий в условиях доставки грузов и пассажиров по одним и тем же железнодорожным линиям, предлагаемых разными компаниями. Концепция предусматривает изменения в принципах ценообразования. В монопольном секторе предполагается сохранить государственное регулирование тарифов, а в конкурентном будет проводиться их постепенная либерализация. Государственные тарифы на услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта устанавливаются в прейскуранте на основе экономически обоснованных затрат и нормы прибыли. Финансовые ресурсы должны перераспределяться между железными дорогами и централизованными фондами Министерства путей сообщения России.

Тарифы будут дифференцироваться по типу вагонов, их принадлежности, виду отправок, степени использования грузоподъемности вагонов, особым условиям перевозок, их скорости и расстоянию, другим параметрам.

Водный транспорт включает в себя морской и речной (внутренний) транспорт. В современных рыночных условиях речные судоходные компании являются конкурентами в перевозке грузов и пассажиров. Так же как и в железнодорожном транспорте, конкуренция ведется в основном на условиях доставки грузов и пассажиров. Работа речного транспорта зависит от сезона, а также от проходимости рек.

Морской транспорт представляет собой олигополию, то есть конкурентная борьба ведется между несколькими крупными фирмами. В основном перевозкой пассажиров и грузов занимаются несколько компаний. Это объясняется большими затратами по содержанию судов и портов. В то же время при перевозке пассажиров выигрывает та компания, суда которой приспособлены для перевозки пассажиров всех классов.

Автомобильный транспорт является наиболее объемным по количеству конкурирующих фирм. Это обуславливается наибольшей маневренностью автомобильного транспорта.

В перевозке пассажиров автотранспортные предприятия, так же небольшие частные организации ведут ожесточенную конкурентную борьбу. Это можно рассмотреть на примере перевозки пассажиров городским пассажирским автотранспортом. Есть две конкурирующие организации. Одна перевозит пассажиров автобусами, другая легковым автотранспортом. Стоимость проезда на автобусе будет дешевле, чем стоимость проезда на легковом транспорте (например, такси). С другой стороны автобус вмещает в себя большее количество пассажиров, чем автомобиль. Другой аспект степень комфортности.

Многие предприятия в целях привлечения клиентов проводят рекламные акции, предоставляют постоянным клиентам скидки на проезд и перевозку грузов.

2. Проблемы функционирования, общие тенденции, контролирующие органы рынка морского и водного транспорта

Морской и внутренний водный транспорт в наше время переживают не самые лучшие времена.

Проблемы функционирования морского транспорта связаны в основном с распадом Советского Союза, когда самые современные и дорогостоящие порты и судоходные компании отошли к другим странам (Латвия, Эстония, Украина). Помимо утраты Россией этих портов она лишилась и большей части торгового флота. При использовании Россией портов бывших союзных республик влечет за собой дополнительные финансовые затраты, а также таможенные неудобства.

На сегодняшний день морской транспорт используется в основном для внешней торговли, каботажные перевозки осуществляются в гораздо меньших объемах.

Еще одной проблемой является то, что около 60% Российских морских портов не в состоянии принимать крупнотоннажные суда из-за недостаточных глубин.

Для освоения природных ресурсов Крайнего Севера огромное значение имеет Северный морской путь, однако его эксплуатация связана со сложными навигационными условиями. Он является дорогостоящим предприятием.

Проблемы функционирования внутреннего водного транспорта связаны с тем, что перевозка грузов и пассажиров производится по изолированным путям, не образующим единую транспортную систему, что обусловливает существенные различия в условиях работы отдельных пароходств и отражается на уровне расходов по перевозке грузов.

Также на объем перевозок речным транспортом влияет и то, что основные потоки массовых грузов осуществляются в широтном направлении, в то время как большинство судоходных рек имеют меридиональное направление. На речное судоходство также оказывает влияние и сезонность грузо- и пассажироперевозок. Так, например, ледостав на Волге длится от 100 до 140 дней, на реках Сибири – от 200 до 240 дней.

Речной транспорт также уступает другим видам транспорта и по скорости передвижения.

Система внутреннего водного транспорта наиболее развита в европейской части России. Здесь имеются каналы, соединяющие крупные речные водоемы. Другая ситуации складывается в Сибири и на Дальнем Востоке. Хотя здесь и имеются крупнейшие глубоководные реки, проблему создает отсутствие связи между этими реками.

Современные Российские гидротехнические сооружения для перевозки грузов и пассажиров сильно изношены и устарели в техническом отношении и требуют серьезной реконструкции.

Общими тенденциями функционирования как морского, так и внутреннего водного транспорта является, то, что они являются самым дешевым видом транспорта. Для улучшения состояния современной экономики необходимо поднимать уровень перевозок водными видами транспорта. Это позволит сэкономить гораздо большее количество денежных средств, чем, если будут строиться новые автомобильные и железные дороги.

В настоящее время речные и морские порты преобразованы в акционерные общества. Грузо и – пассажироперевозки осуществляются частными предприятиями.

Любая предпринимательская деятельность в меньшей или большей степени осуществляется на основании законов регулирующих органов. Главным регулирующим органом в области рынка морского и внутреннего водного транспорта является Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта – Министерство транспорта.

Главный управляющий орган морского транспорта – Федеративная служба морского флота; речного транспорта – Федеративная служба речного флота.

На морском транспорте также образованы морские администрации портов, которые регулируют деятельность морских компаний.

Условия плавания по внутренним водным путям, за исключением пограничных зон Российской Федерации, контролируются бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Помимо Федерального органа исполнительной власти в области транспорта контроль за рынком морского и внутреннего водного транспорта осуществляют Федеральный государственный орган в области рыболовства и Федеральный государственный орган в области обороны, который осуществляет навигационно-гидрографическое обеспечение морских путей, за исключением трасс Северного морского пути.

Технический надзор за эксплуатацией судов осуществляют органы технического надзора и классификации судов.

3 Управление ценами на автотранспортные услуги

Одним из принципов ценообразования является принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен, который состоит в том, что государственные органы обязаны их контролировать. Этот контроль распространяется, прежде всего, на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Это – продукция и услуги предприятий и отраслей-монополистов: газ, электроэнергия, услуги транспорта и других.

Контроль за ценами с применением экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен распространяется на все хозяйствующие субъекты, расположенные на территории России, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную, торговую и иную коммерческую деятельность.

Помимо государственного управления ценами существует управление ценами, когда цены формируются под воздействием спроса и предложения, либо сама фирма устанавливает цены на свою продукцию.

Рассмотрим управление ценами на автотранспортные услуги, когда сама фирма, осуществляющая грузо- и пассажироперевозки, устанавливает цены.

Для эффективной работы автотранспортного предприятия в условиях свободных цен необходимо создавать правильную политику ценообразования на предприятии, а так же постоянный контроль за корректировкой тарифов.

Для правильного управления ценами на автотранспортные услуги необходимым является выполнение ряда условий.

Первым условием является то, что руководство и коммерческая служба автотранспортного предприятия должны четко сформулировать общие задачи своей деятельности в отношении каждого сегмента рынка или вида деятельности. Если это условие не будет выполняться, то предприятие просто не сможет правильно выбрать ценовую стратегию.

Второе, автотранспортное предприятие должно располагать достаточной информацией обо всех формальных требованиях и ограничениях, влияющих на назначение цен в тех или иных секторах рынка (законодательные акты, нормативно-правовые акты федерального уровня, уровня субъекта Федерации и так далее, регулирующие автотранспортные отношения).

Далее руководство автотранспортного предприятия, для эффективного управления ценами на свои услуги, должно иметь постоянно обновляемую базу, содержащую информацию об уровне цен предприятий конкурентов. При этом должна учитываться и межвидовая конкуренция. Коммерческая служба автотранспортного предприятия должна обладать информацией не только об уровне цен на рынке автотранспортных услуг, но и о тарифах других видов транспорта, например железнодорожного.

В-четвертых, коммерческая служба должна учитывать реакцию конкурентов на изменение цены на услуги предприятия.

Пятое условие, основывается на том, что службы автотранспортного предприятия должны постоянно контролировать уровень издержек на оказываемые автотранспортные услуги.

Шестым и немаловажным условием является то, что автотранспортному предприятию необходимо иметь представление об экономическом состоянии различных групп потребителей и даже отдельных крупных клиентов, пользующихся его услугами. Также необходимо знать степень заинтересованности потребителей в тех или иных автотранспортных услугах. Эта информация позволяет, в конечном счете, оценить фактическую платежеспособность потребителей и выбрать наиболее выгодную тактику ценообразования.

В свою очередь предприятие может принимать отдельные практические элементы политики управления ценами на автотранспортные услуги. Которая будет включать в себя:

выбор принципиальных подходов к ценообразованию на различных видах деятельности или секторах рынка предприятия в зависимости от задач, которые предприятие решает на этих секторах рынка;

выбор практических подходов и методик, применяемых для расчета тарифных ставок для различных видов услуг;

разработка "тарифного стиля" предприятия;

разработка тарифных схем для различных видов услуг;

разработка классификации услуг для обеспечения дифференцированного назначения цен;

обучение и инструктаж персонала, связанного с тарифно-ценовой работой.

Применение автотранспортным предприятием в своей коммерческой деятельности вышеуказанных элементов, позволяет его руководству разработать определенную ценовую политику. При правильном использовании которой автотранспортному предприятию будет легче управлять ценами на свою продукцию, а так же успешно противостоять своим конкурентам.

Заключение

Первый вопрос контрольной работы позволяет понять, что хотя транспорт и является сферой государственного контроля, он представляет собой конкурентную среду.

Помимо того, что каждый вид транспорта соперничает с другими видами транспорта за право перевозки грузов и пассажиров, но внутри каждого вида также действует принцип конкуренции. Мы выяснили, что самым монополизированным транспортом является железнодорожный транспорт, хотя в настоящее время ведется политика по созданию конкурентной среды. Наиболее объемным по количеству конкурирующих фирм, на мой взгляд, является автомобильный транспорт. В рамках функционирования рынка автотранспортных услуг функционирует большое количество фирм-перевозчиков, которые пытаются занять наиболее выгодную позицию.

Рынок морского и водного транспорта в настоящее время переживает не лучшие времена, хоть он и является наиболее дешевым видом транспорта. Проблемы речного транспорта заключаются в том, что российские реки хоть и являются наиболее дешевыми транспортными путями, все-таки не способны конкурировать с другими видами транспорта из-за невозможности образовывать единую транспортную систему. Морской транспорт переживает трудные времена в основном из-за отсутствия крупных и современных портов, которые после распада СССР отошли к другим странам. Строительство своих портов требует немалых денежных средств. В России имеются крупные порты, но не все способны принимать крупнотоннажные суда.

Основными видами управления ценами являются:

  1. когда цены регулируются государством
  2. когда цены регулируются под воздействием спроса и предложения
  3. когда цены устанавливаются самим предприятием.

В нашем случае был рассмотрен вопрос управления ценами в рамках фирмы.

Эффективность управления ценами зависит от того, насколько точно сформулированы цели и задачи коммерческой деятельности предприятия, а также насколько руководство предприятия осведомлено о коммерческой деятельности своих конкурентов.

Литература:

  1. Цены и ценообразование: Учебник под редакцией профессора И. К. Салимжанова, Москва, ЗАО «Финстатинформ», 2001.
  2. Региональная экономика: Учебник для вузов, под ред. проф. Т. Г. Морозовой, М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  3. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Москва, Кремль №24-ФЗ 21 марта 2001г.
  4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. Москва, Кремль 30 апреля 1999г.

Проблемы функционирования, общие тенденции, контролирующие органы рынка морского и водного транспорта