ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ. ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ

Лекция 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ. ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ.

І

Одним из основных факторов, мотивирующих любой вид социальной и политической деятельности, является интерес – объективно значимая цель или задача, реальная причина действий, лежащая в основе непосредственных побуждений - мотивов, идей и т. п. - участвующих в них индивидов, социальных групп, общества в целом. С помощью понятия «интерес» (лат. – имеющий значение, важный, значимый), по мнению М. В. Ильина, «концептуализируется универсальная основа любой целенаправленной деятельности, политического по природе функционального императива целедостижения». Интересы служат источником, мотивом, побуждающим к определенным целенаправленным действиям, например к участию в выборах, организации и проведению митинга, работе политических институтов, захвату (удержанию) власти и т. д. Политические отношения возникают не сами по себе, а по поводу того или иного интереса. Любая, в том числе, и политическая активность людей мотивируется известными потребностями. Если же люди находят способ удовлетворения своих потребностей в политической сфере, у них рождаются политические интересы. Политические интерес – это направленность индивида (социальной группы) на завоевание определенных позиций в системе политической власти. Мир политических интересов многообразен и противоречив. Политика – это способ согласования разнородных и разнонаправленных интересов. Интересы объединяют и разъединяют общество и группы граждан страны, «заставляют» их сотрудничать и конфликтовать. Реализованные политические интересы какой-либо группы не угасают, а постоянно возобновляются.

Особую значимость политических интересов в системе общественных отношений обосновывают следующим образом:

  • во-первых, именно политические интересы в обобщенной форме выражают актуальные политические потребности субъектов и обусловливают их действия;
  • во-вторых, политические интересы отражают диалектику всеобщего, особенного и частного интереса, являются всеобщей формой социального интереса, определяющего характер и направленность политической деятельности;
  • в-третьих, содержание политического интереса формируется главным образом в результате взаимодействия интересов социальных групп в зависимости от их зрелости, политической активности, веса в обществе;
  • в-четвертых, политические интересы, будучи производными от социальных и экономических потребностей, реализуясь в политической деятельности, стимулируют развитие социально-экономической сферы;
  • в-пятых, в политических интересах непосредственно отражается отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом;
  • в-шестых, политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических позиций.

При всем многообразии социальных и политических предпочтений именно понятием «интерес» можно в обобщенном виде выразить все многообразие потребностей, целей, ценностей и позиций субъектов политики в обществе. Другого такого обобщающего понятия в общественной жизни и в политике не существует. Да и само понятие «политика» определяется через понятие «интерес» (конфликт интересов — согласование интересов). По мнению известного американского политолога Р. Даля, политика есть не что иное, как сложное взаимодействие частных и групповых интересов.

Интересы объединяют и разъединяют социальные группы и институты, народы и страны, «заставляют» их сотрудничать и конфликтовать. Одни интересы выражают долговременные тенденции и перспективы общества, нации, класса, политической партии. Другие, более частные интересы выражают специфику социально-политических отношений между социальными группами и политическими институтами в процессе их взаимодействия. Следующая группа интересов имеет циклический, временной характер, например предвыборная кампания.

Интересы могут быть личными (индивидуальными), групповыми и общественными. Однако для того чтобы отстаивать свои интересы, люди должны объединяться в «группы интересов»: политические партии, общественные движения и др. Одиночный лидер в политике не имеет шансов на успех, если его не поддержат определенные социальные и политические силы, интересы которых он выражает. Политические интересы объединяют людей, имеющих общие ценностные ориентации, потребности, взгляды, цели и разъединяют (противопоставляют) людей, имеющих несовместимые интересы. Свои особые интересы могут иметь государственные институты, политические партии, общественно-политические организации и движения, группы интересов и др.

В современной политической жизни проявляются две противоположные тенденции:

1) укрупнение, агрегирование политических интересов (малые «группы интересов», не способные добиться своих целей, поддерживают одну из мощных властвующих группировок – так возникают стабильные двухпартийные политические системы – например, в Англии, США);

2) диверсификация политических интересов (нарастание их многообразия и увеличение числа «точек пересечения»; прежний «лево-правый» спектр политического соперничества размывается усложнением социальной жизни; общие интересы людей в одной жизненной сфере позволяют им мирно уживаться при наличии противоречий в других сферах; люди меняют свою традиционную политическую. ориентацию и образуют немыслимые прежде по своей пестроте новые политические движения).

По носителям политических интересов сами политические интересы могут быть подразделены на:

- личностные интересы;

- групповые интересы;

- корпоративные интересы;

- классовые интересы;

- национальные интересы.

По степени проявленности политические интересы делятся на:

- стихийные интересы;

- осознанные интересы.

По масштабам направленности политические интересы бывают:

- внутриполитические;

- внешнеполитические;

- глобальные (геополитические).

Группы интересов представляют собой преимущественно добровольные организации и объединения, стремящиеся реализовать свои особые корпоративные интересы через государственные институты и опосредованно через партии, парламентские фракции или средства массовой информации.

В настоящее время на отечественном политическом поле наиболее сплоченными и активными являются группы интересов олигархических кланов, политических землячеств, силовых структур, коррумпированного чиновничества. Они активно лоббируют свои корпоративные интересы, которые нередко расходятся с интересами общества и государства.

Понятие «национальный интерес» выражает социально-политические интересы всей страны, всей нации. Национальный интерес возникает как результат взаимодействия, противодействия и конфликта политического интереса государства (правящего класса, политической системы) и интересов гражданского общества, так как внутренняя политика общества-государства является результатом взаимодействия внутренних интересов различных политических сил. При этом если общество не в состоянии осуществлять действенный контроль над государством, то национальный интерес будет отражать преимущественно политические интересы властвующей элиты.

Слабая организованность гражданского общества, преобладание подданнической политической культуры у большинства украинских граждан не позволяет им активно и эффективно отстаивать свои интересы и отстранять от власти тех, кто печется только о своих личных или корпоративных, корыстных интересах.

ІІ

Политические лидеры не могут обходится без сторонников. Группируя их вокруг себя на основе общности интересов и целей, они образуют устойчивые объединения единомышленников, которые, как правило, стремятся организоваться в политические партии. Политические партии занимают особое место в ряду субъектов политической деятельности, выступая посредниками между гражданами и государством. Классическое определение партии принадлежит французскому политологу Роже Шварценбергу): «Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке. Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти».

Концепции политической партии

Политическая партия — это добровольное некоммерческое общественное объединение по идейным соображениям и политическим принципам, стремящееся к достижению политических целей и использующее политические средства.

Политическая партия — это политическая организация наиболее активной части общества; объединение (политическое или классовое), которое непосредственно выражает интересы класса или общества и состоит из наиболее активных его представителей, осознающих его интересы, борющихся за их осуществление и владение государственной властью (или ее удержание).

В марксистской традиции партии рассматриваются как высшая форма организации того или иного класса или его слоя, охватывающая его наиболее активную часть, отражающая его коренные политические интересы и преследующая долгосрочные классовые цели. Партии как политические организации непосредственно участвуют в общественно-политической жизни, выражают свое отношение к существующей власти, создаются во имя сохранения и упрочения данной власти или ее изменения.

В либерально-демократической традиции партии трактуются как организованные политические силы, объединяющие граждан одной политической традиции и служащие для завоевания или участия во власти с целью реализации целей своих приверженцев. Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партии отражают общегрупповые интересы и цели разнородных слоев населения (социальных, национальных, религиозных и т.д.). Через этот институт люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов.

Современные партии берут свое начало в ХІХ веке (хотя протопартийные образования были известны и ранее: оптиматы и популяры в Древнем Риме, тори и виги в Англии, якобинцы, монтаньяры, жирондисты в конвенте революционной Франции). Это было связано с введением в ряде западных стран всеобщего избирательного права, ознаменовавшем приобщение более или менее широких слоев населения к решению важнейшего вопроса политической жизни — утверждения государственной власти посредством выборов. Либералы первыми создали свои организации с собственной идеологией и фракциями в парламенте. Первыми такими организациями стали Прогрессивная партия в Германии, Бельгийская либеральная партия и др. По их примеру подобные организации создали и консерваторы, например «Клуб консерваторов» в Англии. И те, и другие довольно долго считали себя не партиями, а объединениями единомышленников. Дальнейшее расширение избирательного права подтолкнуло их организационно укрепить свои партии. Следует различать партии, возникшие в качестве парламентских партий в рамках самого парламента, и внепарламентские партии. Первые возникли сравнительно рано и рассматривались как часть конституционного механизма. Затем формировавшиеся в обществе группы стали принимать эти партии как выразителей своих интересов. Сами партии, в свою очередь, предпринимали усилия по привлечению в свои ряды членов, а также по организации поддержки среди этих групп. Такой путь проделала консервативная партия Великобритании, которая сформировалась в структурах парламента. Наоборот, лейбористская партия Великобритании первоначально сложилась как внепарламентская организация в недрах английского рабочего движения и лишь позже стала парламентской партией. В континентально европейских странах, где традиция конституционной оппозиции привилась сравнительно позже, большинство партий возникли вне парламента — первоначально из разного рода клубов, студенческих организаций, профсоюзов, крестьянских кооперативов и т. д. Французская революция, которая стала переломным этапом в переходе от феодализма к капитализму, дала сильнейший толчок образованию на Европейском континенте разнородных консервативных группировок, именовавших себя «аристократами», «роялистами», «придворными партиями», а во второй половине XIX - начале XX в. сформировались и консервативные партии. Они, по сути дела, возникли в качестве реакции и противовеса либеральным партиям.

Несколько позже стали возникать партии, в основу организации которых было положено стремление объединить трудящихся массы, прежде всего рабочий класс для борьбы против своих эксплуататоров, существующих капиталистических социально-политических порядков и создание нового, свободного от классовых антагонизмов, общества. К числу таких партий относятся в первую очередь социалистические и социал-демократические партии, быстрый рост которых связан с деятельностью 2-го Интернационала. Эти партии возникли и развивались на основе марксистской идеологии и на первом этапе своей деятельности не стремились к участию в избирательных кампаниях с целью победы на выборах и получения, таким образом, права на власть. Да и реальных возможностей для этого у них ещё не было. Лишь позднее, укрепившись, они включились в парламентскую деятельность и то сначала, прежде всего, для пропаганды своих программных установок. Эти партии по своему происхождению были связаны со строго социальной и идеологической ориентированностью. Рабочие партии возникли в борьбе с капиталистической системой, аграрные партии — как реакция против индустриального развития, христианские партии — в борьбе против секулярных, антиклерикальных движений, а фашистские — против демократии во всех её формах и т. д. Те слои общества, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают её на протяжение длительного времени, составляют её социальную базу, а избиратели, регулярно отдающие ей голоса на выборах — её электорат. Традиционной социальной базой социал-демократических партий в Европе был рабочий класс; либерально-демократические поддерживали средние слои (служащие, интеллигенция, мелкие предприниматели и т. д.); аграрные партии опирались на крестьянство; партии, занимавшие консервативные позиции, получали поддержку крупных собственников, части крестьянства и средних слоев.

Каждая партия создавалась для защиты интересов определенной социальной группы. Постепенно она привлекала к себе все новые и новые слои избирателей. В результате партии стали в большинстве своем объединениями, в которых в том или другом сочетании представлены интересы различных социальных групп. По этой причине партии, как правило, неоднородны и имеют внутри себя фракции — группы, выдвигающие программы, несколько отличные от общей программы партии. Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной борьбы между различными фракциями и течениями.

Наименование партии может отражать партийную идеологию (Коммунистическая партия Украины), основную цель (задачу) деятельности партии (партия поддержки малого и среднего бизнеса); социальную (Партия пенсионеров), национальную (Русская партия), религиозную (Христианско-демократическая партия) или иную группу, интересы которой партия отстаивает. Название партии может отражать историю её возникнования, как это было в случае с «Рухом»: первоначально существовало общественное движение «Народный рух (движение) Украины за демократию и перестройку». Названием может быть и просто запоминающийся бренд, не несущий особой смысловой нагрузки. Существуют также иные подходы к именованию партий, например, использование начальных букв имен или фамилий основателей (российская партия «Яблоко» — Явлинский, Болдырев, Лукин). Наименования партий также могут быть краткими и емкими, как например Свобода. Политическая партия может использовать в своём наименовании слово «Украина» и образованные на ее основе слова и словосочетания. А в Республике Беларусь наоборот, установлен запрет на использование в названии политической партии слов «Республика Беларусь», «Беларусь», «национальный» и «народный», если иное не определено Президентом Республики Беларусь (абзац 4 статьи 14 Закона Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях»). В отдельных европейских государствах (Великобритания, Словения, Хорватия) установлено что наименование политической партии не может содержать названий иностранных государств. Например, в Великобритании политическая партия в своем наименовании может использовать только слова «Британия», «британский», «Англия», «английский», «национальный», «Шотландия», «шотландцы», «шотландский», «Соединённое королевство», «Уэльс», «уэльский», «Гибралтар», «гибралтарский» и их производные комбинации . Такой разброс связан в первую очередь с тем, что в Великобритании разрешено создавать региональные политические партии. Наименование партии может иметь смысловую нагрузку, а может представлять произвольный набор слов. Нет и ограничения относительно длины наименования (например, в Ирландии партии может быть отказано в регистрации из-за чрезмерно длинного названии: как правило, оно не должно состоять из более чем 6 слов).

В последние годы отмечается падение роли политических партий: в странах Запада – на фоне активизации общественно-политических движений непартийного типа, в развивающихся странах – на фоне тенденций к широкой этатизации (слияние с партией государственного аппарата или подмена его партийными структурами) партий.

Политическая партия (лат. pars — «часть») — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу - выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения. Это стабильная иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами. По сравнению с общественно-политическими движениями и избирательными блоками политические партии отличаются большей идейной и организационной общностью и долговременностью действия. С помощью партий гражданское общество интегрируется в государство, а государство обретает легитимность в глазах общества.

В отличие от профсоюзов, молодежных, женских, антивоенных, национальных, экологических и иных организаций, реализующих функцию выражения и защиты интересы определенных социальных слоев и групп преимущественно в роли групп давления на государственные структуры, политические партии ориентируются на непосредственное использование политической власти. Нередко в определении политических партий делается акцент на их роли в избирательном процессе. К. фон Бейме характеризует партии как общественные организации, конкурирующие между собой на выборах во имя достижения власти. Однако такой подход не учитывает, что в зависимости от своей идеологической платформы или сложившейся обстановки та или иная политическая партия может добиваться завоевания власти или участия в ее осуществлении не только парламентскими методами, соблюдая принятые в обществе правила политической борьбы, но и прибегая к насилию.

Обязательные элементы политической партии:

  • всякая партия суть носитель определенной идеологии или, по крайней мере, выражает особое видение мира и человека.
  • это относительно продолжительное по времени объединение, т.е. организация с определенной структурой и территориальным измерением (национальным, региональным, местным, а иногда интернациональным).
  • цель всякой партии — овладение властью или участие в ее осуществлении наряду с другими партиями.
  • каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа — от включения в состав своих членов до формирования широкого круга сочувствующих, и как результат – голосование за нее или ее представителей на выборах.

Признаками партии являются:

  • наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе;
  • функционирование на долговременной основе, организационная структурированность;
  • наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе, партийная дисциплина;
  • наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
  • направленность на завоевание политической власти (путем участия в формировании парламентских, правительственных и государственных учреждений) и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);
  • наличие народной поддержки, добровольность членства (возможна уплата членских взносов).

Чтобы возникла политическая партия, требуется целый ряд условий:

- прежде всего, должно произойти определенное сближение некоторых участников общественного движения с общественно политическими концепциями: эти концепции должны в некоторой мере отражать и выражать потребности, чаяния и интересы данного движения, а, следовательно, и восприниматься ими.

- во-вторых, основные самостоятельные компоненты партии должны достигнуть некоторой степени зрелости и определенности. Например, отсутствие должной степени общественно–политической активности более или менее заметной части населения не даст партии минимально необходимого числа активистов, не говоря уже о политическом влиянии в обществе.

- в-третьих, должна сформироваться более или менее сплоченная инициативная группа, которая способна выработать более или менее длительную стратегическую ориентацию, которая является условием привлечения к партии наиболее активных элементов.

- в-четвертых, зарождающиеся партийные группы должны установить живые контакты с различными массовыми организациями и движениями. Это даст партиям достоверную информацию о процессах, происходящих в гуще населения.

- в-пятых, в партии должно сложиться определенное партийное товарищество, свои правила и традиции взаимоотношений, разрешения неизбежных споров и конфликтов. Эти правила не должны препятствовать необходимым спорам и дискуссиям.

- в-шестых, партия должна научиться развиваться во взаимодействии и конкуренции с другими политическими партиями. Без союзов и без борьбы любая партия вырождается в бюрократическую силу.

- в-седьмых, очень важной является ее способность выявлять естественных лидеров и привлекать их в свои ряды. Без этого она может остаться кружком единомышленников.

Эти условия не возникают сразу, они складываются постепенно.

Важным этапом в жизни партии является овладение способностью к политическому действию, умение предложить конструктивную программу, заключать союзы, завоевание мест в местном самоуправлении и парламенте, установление тесных контактов с общественными движениями.

Необходимым элементом политической партии является общественное движение, то есть определенная общественно–политическая активность части граждан. Она имеет разные уровни, степени, формы. Наиболее элементарные формы активности – это простой интерес к политике. Более активная форма – участие и выступления в митингах, участие в различных массовых движениях, регулярное голосование на выборах. Высшей формой общественно–политической активности граждан можно считать членство в политической партии. Разные формы общественной активности могут преследовать разные цели, которые касаются политических, экономических, социальных, идеологических, культурных, международных и других проблем. Степень активности людей, вовлекаемых в такие движения, тоже различна в зависимости от конкретной цели, страны и времени. Чтобы не отрываться от «своего» общественного движения и не попасть в кризис, партия должна ставить ясные и понятные задачи, а не слишком далекие, перспективные цели, к которым не готово население, должна строго улавливать момент возникновения и усиления новых движений.

Вторым элементом политической партии являются идейно-политические течения. Так как партия дает политическое выражение различным потребностям и интересам, партия неизбежно принимает или формулирует некоторую систему политических, моральных и идейных ценностей. Наиболее устойчивыми являются партии, которые черпают эти ценности в реальной действительности. Неконструктивным, запрограммировано провальным будет брать на вооружение иллюзии, не существующие реально концепции. Например, иллюзию о том, что весь народ стоит на позициях «научного социализма» и т. д. С этой точки зрения четко различаются идеологические и прагматические партии. Первые главное внимание уделяют разработке идеального общества, идеологических проблем и их распространению среди своих членов и сторонников. Вторые преимущественное внимание уделяют практической политике, руководствуются прагматическими соображениями.

Особенностью партии является ее представительный характер. В обществе есть много институтов, которые представляют те или иные интересы, взгляды стремления. Но только политическая партия способна дать этим интересам политическое измерение, политическое выражение. Это и функция партии, но такая функция, которая отражает некоторую сущность партии. Без представительства нет партии, ибо нет смысла поддерживать партию, которая не представляет чьи-то интересы.

Третьим элементом партии является организация. Организацией можно назвать некоторую структуру, некоторое множество или объединение людей, сохраняющее определенную устойчивость. Только в том случае, если объективно существующим проявлениям общественно–политической активности граждан удастся найти и предложить соответствующие им устойчивые организационные формы, создаются реальные условия для возникновения партии. Политические и психологические условия могут потребовать очень жесткой, централизованной партийной структуры, но существуют партии, имеющие весьма неопределенную структуру. То же касается и политических задач. В некоторых случаях политику партии можно осуществлять только через строго централизованную структуру. В других ситуациях чрезмерная централизация и жесткая дисциплина дает негативный результат, отучает членов партии от инициативности, творческого поиска. Таким образом, названные условия определяют организационную структуру, внутрипартийное отношение и сам характер партийных работников. Нет оптимальной модели организации для всех стран, условий и этапов политического процесса. Есть действенная форма организации для конкретных условий.

В организационной структуре политической партии обычно выделяются четыре основных элемента: 1) высший лидер и штаб, которым принадлежит руководящая роль; 2) стабильный аппарат управления, выполняющий указания партийных руководителей и осуществляющий связь с членами партии; 3) члены партии, активно участвующие в ее деятельности; 4) пассивные члены партии и примыкающие к ней сторонники, в незначительной степени оказывающие влияние на партийную жизнь.

В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

  • выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;
  • разработка идеологии, формирование общественного мнения, распространение политической культуры;
  • создание возможностей для политической социализации личности;
  • подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;
  • организация избирательных кампаний и участие в них;
  • борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

Роль политической партии в жизни общества:

  • связующее звено между народными массами и государством;
  • регулятор социально-политической жизни общества;
  • руководитель классовой борьбы в обществе.

Главная задача политической партии — овладение политической властью и участие в ее осуществлении. Несмотря на то, что партии стремятся завоевать власть, они не должны властвовать. В демократическом обществе партия, добившись победы на выборах, становится правящей, но не изменяет своей сущности. Она расставляет своих представителей на ключевых государственных должностях, создает парламентскую фракцию, обеспечивает ее взаимодействие с электоратом, посредством кадровой политики оказывает воздействие на политический курс, участвует в формировании правительственной программы. Оппозиционные партии противостоят правящей, с помощью критики выявляют слабые места ее курса, предлагают свои альтернативы, конкурируя с ней на выборах. При тоталитаризме происходит сращивание партии и государства. Партия получает права и прерогативы государственной власти (властвующая партия), постепенно изменяя свою сущность. В авторитарной системе, где велико значение личности лидера, партии, если их деятельность не запрещена, выполняют декоративную роль, камуфлируя суть режима.

Существует несколько типологий политических партий:

  • по идеологической ориентации выделяют партии либеральные, консервативные, коммунистические и проч.;
  • по месту в партийном спектре: правые, центристские, левые;
  • по территориальному признаку - общенациональные, региональные и т.д.;
  • по социальной базе — рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;
  • по отношению к социальным преобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;
  • по участию во власти - правящие и оппозиционные (легальные, полулегальные и нелегальные), доминирующие, авторитетные и маловлиятельные.
  • по средствам политической деятельности: преимущественно парламентские или преимущественно внепарламентского действия.
  • по организационной структуре: классического типа, движенческого типа, политические клубы, авторитарно-собственнического типа.
  • по способу возникновения и деятельности: а) самостоятельные, возникшие на основе самодеятельной инициативы граждан; б) проправительственные, созданные «сверху»; в) электорально-парламентские; г) возникшие на базе социальных группировок.
  • по отношению к форме государственного устройства: а) унитарные; б) федеральные; в) сепаратистские.

Политологи Ричард Гантер и Ларри Даймонд выделили пять различных видов «идеальных» политических партий:

  • партии элиты,
  • народные/массовые партии,
  • этнически направленные партии,
  • избирательные объединения,
  • партии тех или иных движений.

Наиболее известна классификация партий по организационному строению, согласно которой выделяются кадровые и массовые партии.

Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров — политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.

Массовые партии многочисленны, финансируются за счет членских взносов. Они представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые — к мобилизации широких народных масс.

Деление современных партий на кадровые и массовые основывается на различиях в организационной структуре, условиях приобретения и особенностях партийного членства, во многом зависящие от места и роли партии в обществе, характера ее связей с политической и социальной средой. Кадровые партии отличаются ориентацией на проведение предвыборных кампаний, невысокой численностью, достаточно свободным членством и относительной автономией своих базовых структурных организаций – комитетов, создаваемых по территориальному принципу из числа постоянных активистов, а также опорой по преимуществу на профессиональных политиков и представителей финансовой элиты, способных обеспечить партии материальную поддержку (типичными примерами являются две ведущие партии США – демократическая и республиканская). Массовые партии, впервые возникшие в Европе в период распространения всеобщего избирательного права, могут объединять в своих рядах до нескольких сотен тысяч человек на основе фиксированного членства, обладают достаточно жесткой структурой и характеризуются строгой внутренней дисциплиной, которая подразумевает выполнение решений вышестоящих органов, съездов и конференций не только нижестоящими партийными организациями и рядовыми членами, но также и парламентариями, избранными от имени партии и при ее поддержке (на таких принципах первоначально основывались рабочие, социал-демократические и социалистические партии; впоследствии подобная организационная структура с усилением акцента на централизм в руководстве и подчинение меньшинства большинству стала использоваться коммунистическими партиями, а в более “мягком” виде – некоторыми буржуазными и появившимися несколько десятилетий назад менее идеологизированными “электорально-массовыми” или “избирательными” партиями, которые нередко называют “всеядными”).

По способу связи с парламентской фракцией выделяются “жесткие” и “гибкие” партии: в первом случае при принятии важных политических решений депутаты должны голосовать в строгом соответствии с позицией, выработанной партийным руководством или съездом (например, лейбористская и консервативная партии Великобритании); напротив, “гибкость”, свойственная, в частности, обеим ведущим партиям США, означает, что конгрессмены или сенаторы воспринимают точку зрения руководящих партийных органов только как “рекомендацию”, голосуют более свободно, и в результате между президентом и членами конгресса от той же партии могут возникать острые противоречия.

В зависимости от идейно-политической ориентации в условной системе координат “левые-правые” выделяются “слева направо” коммунистические, социалистические и социал-демократические, либерально-демократические, консервативные, неоконсервативные и праворадикальные (в том числе фашистские) партии.

III

Взаимодействуя в борьбе за завоевание власти или участвуя в ее осуществлении, политические партии образуют партийную систему, которая отражает специфику положения каждой партии в государственной и гражданской структуре общества, а также особенности межпартийной конкуренции в ходе борьбы за завоевание власти или участие в ее осуществлении.

Партийная система – совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Данные взаимоотношения раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством. Природа партийной системы в той или иной стране обусловлена множеством факторов - уровнем политической зрелости общества, его политического сознания и культуры, историческими традициями, национальным составом, религиозной ситуацией, расстановкой социально-классовых сил и т.п. Существенное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и прежде всего конституция и избирательные законы. Политические партии могут действовать как самостоятельно, так и в блоке, союзе с другими партиями, образуя партийные системы.

Партийная система страны — отражение соотношения и расстановки сил действующих в стране партий. Но соотношение и расстановка сил партий при проведении массовых кампаний, на выборах, внутри парламента, при образовании и деятельности правительства часто неодинаковы. Необходимо различать несколько уровней партийной системы во всякой демократической стране. Соотношение и расстановка сил партий во внепарламентской политической жизни составляет социальный уровень партийной системы. Социально адекватны те партии, которые укоренились в качестве выразителей интересов определенных общественных групп. Соотношение и расстановка сил партий на выборах, т.е. электоральный уровень партийной системы страны часто не идентичен социальному уровню той же системы: часть партий не принимает активного участия в тех или иных массовых кампаниях, но зато придает большое значение участию на выборах, другая часть партий поступает наоборот.

Немецкий политолог Г. Каак определяет партийную систему как “совокупность политических сил, представленных в парламенте, или, по крайней мере, добивающихся представительства в парламенте, сообразно их числу, градации их размеров, структуре и политическим взаимоотношениям.” В этом определении следует обратить внимание на три момента: 1) составными частями партийной системы признаются не непосредственно партии, а нечто более общее — политические силы; 2) на условия признания той или иной политической силы звеном партийной системы (наличие у нее своих депутатов в парламенте или хотя бы их выдвижение на выборах); 3) параметры, посредством которых один вид партийной системы отделяется от другого (число партий, градация партий по их размерам, структура партий, отношения партий между собой).

По мнению Р.-Ж. Шварценберга, в странах Запада фактический уровень межпартийной конкуренции во многом предопределяется утвердившейся в обществе избирательной системой: пропорциональная избирательная система нередко приводит к возникновению “полной многопартийности” – появлению пяти и более партий, обладающих примерно одинаковой степенью политического влияния; введение “избирательного барьера”, когда партии, претендующие на парламентское представительство, должны набрать определенный минимум голосов от общего числа избирателей, способствует постепенному формированию “умеренной многопартийности”, представленной 3–4 влиятельными политическими силами; мажоритарная система в два тура голосования ведет к образованию двухблоковой системы (“несовершенной двухпартийности”), мажоритарная система с голосованием в один тур – к формированию устойчивых двухпартийных систем.

Однако в развивающихся странах характер партийных систем в значительной степени испытывает воздействие исторических и национально-культурных факторов: мажоритарная избирательная система нередко приводит к тому, что на выборах в течение длительного времени, причем с постоянным большим преимуществом, побеждает одна и та же партия, получающая тем самым возможность практически единолично формировать стабильные органы власти. Основными причинами, вследствие которых другие политические силы не могут составить действительную конкуренцию подобной “господствующей” партии, следует назвать отсутствие необходимого количества общепризнанных лидеров, наличие устойчивых консервативных традиций в обществе, малочисленность и большое количество партий, не имеющих достаточного опыта демократической борьбы за власть.

Партийные системы отражают устойчивые связи и отношения партий между собой, отношения их с государством, обществом и другими общественными институтами.
В основу типологии партийных систем обычно кладутся два основных критерия:

  1. характер связей между государством и обществом (тут выделяют конкурентные и неконкурентные партийные системы);
  2. количественный характер (однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы).

КОНКУРЕНТНЫЕ партийные системы.

1) Многопартийные конкурентные системы обычно характеризуются следующими чертами:

-каждая политическая партия должна иметь четкую позицию по основным вопросам, которая отграничивает ее от других политических партий;

-такая система более типична для парламентской формы правления;

-чаще всего при такой партийной системе одна партия не в состоянии победить на парламентских выборах и поэтому вынуждена идти на компромисс с другими политическими партиями;

-многие политологи считают, что укреплению многопартийной системы способствует пропорциональная избирательная система (в частности, законы Дюверже гласят, что пропорциональная избирательная система с низким барьером прохождения в парламент способствует формированию многопартийной системы, а пропорциональная система с высоким электоральным барьером способствует складыванию системы «двух с половиной партий»)

Во многих странах мира многопартийная система является господствующей. Количество партий здесь может колебаться от 3-4 до нескольких десятков.

У многопартийной системы в силу перечисленных черт имеется ряд вполне очевидных достоинств и недостатков:

«+» многопартийная система создает основы для полицентризма власти;

«+» у граждан большие возможности выбора между программами;

В целом такая система удобна для тех стран, где устоялись партии, электорат, отношения между партиями (Франция, Италия, Испания).

«-» многопартийная система хуже выполняет функцию агрегирования (обобщения) интересов. Наличие многих политических партий приводит к тому, что они начинают ориентироваться на отдельные группы граждан и сужают круг требований для получения их поддержки этими группами.

«-» избиратель, голосуя за такую партию, часто не знает, за что именно он голосует в конечном итоге, так как небольшие партии вступают в коалиции в представительном органе, он голосует как бы за «полуфабрикат» программы;

«-» многопартийность нередко ведет к отсутствию стабильного парламентского большинства, на которое могло бы опереться правительство. Часто формируются коалиционные правительства, где возникают конфликты (например, в Италии, где существует такая система, порой менялось до 4-5 правительств в год, и сейчас выборы бывают довольно часто).

«-» неумеренная многопартийность не способствует интеграции общества, поскольку партии порой представляют несовместимые даже по основным ценностям программы.

1а) Умеренная многопартийность характеризуется тем, что в государстве существует большое количество партий, но они склонны заключать между собой долговременные союзы, которые выступают в качестве субъектов партийной борьбы. Классическим примером здесь может служить Франция, где традиционно существует блок левых и блок правых.

2) Двухпартийная система.

О ее существовании можно говорить, когда в стране существует две крупных партии, каждая из которых имеет шанс завоевать большинство на выборах. Классический пример – США (американцы утверждают, что это самая стабильная система). Двухпартийность не означает, что существуют только две партии. Не исключается возможность существования ряда нескольких мелких партий. Проигравшая на выборах партия переходит в оппозицию. При двухпартийной системе эти две партии, как правило, сменяют друг друга у власти, но при этом не происходит изменения политической системы, что очень важно для стабильного развития общества. Примеры стран с двухпартийной системой - США и Великобритания. Однако в стране с двухпартийной системой существуют еще и другие политические партии, которые в период выборов могут поддержать ту или иную крупную политическую партию, способствуя второй добиться политической власти. Так бывает, например, в ФРГ, где небольшая Свободно-демократическая партия заключает союз то с левой СДПГ, то с правой ХДС/ХСС.

Французский политолог Ж. Шарло предложил выделять совершенную и несовершенную двухпартийность.

Совершенной двухпартийностью он считает такую партийную систему, при которой две политические партии в сумме собирают более 90% голосов на выборах (такая система существует в Великобритании).

Несовершенная двухпартийность – это так называемая «система двух с половиной партий», когда две ведущие партии собирают на выборах менее 90% голосов), поэтому победа зависит от третьей более мелкой партии (от того, к кому она примкнет). (Например, ХДС – ХСС в Германии и СДПГ как третья партия).

Положительными сторонами данной системы является то, что:

- двухпартийность упрощает процесс агрегирования интересов граждан. Чтобы завоевать большинство, каждая партия уже не может ориентироваться на узкие социальные слои, в программы включаются весьма обобщенные требования, поэтому различия в них сглаживаются;
- избиратель тут голосует не за «полуфабрикат», а за готовый и вполне конкретный продукт;
- двухпартийность гарантирует большую стабильность, чем многопартийная система;
- двухпартийная система, как правило, ориентирует общество на одни и те же ценности (поскольку каждая партия стремится консолидировать под своим знаменем все общество), тем самым происходит интеграция социума, сближаются позиции различных социальных групп.

К отрицательным сторонам можно отнести следующее:

- при двухпартийной системе в своей агитации партии нередко делают акцент на критике оппонента, а не на содержательной части программы;
- большое внимание уделяется театрализованной, внешней стороне политики;
- отсутствие серьезных различий в программе партий, претендующих на охват всего общества, снижает возможность выбора для граждан;
- некоторые интересы граждан периодически вообще не защищаются.

Кроме того, в деятельности партии (при двухпартийной системе) большое внимание уделяется на критику противников, а не на конструктивные предложения. Избирательные кампании проводятся против «чего- то» и избиратели голосуют против «кого-то». При двухпартийной системе перестает существовать политический центр. Если, к примеру, появляется вторая «левая» партия, то она становится конкурентом первой «левой», что выгодно для «правой» партии.

3) Многопартийная система с доминирующей партией.

Согласно Морису Дюверже, такая система характеризуется двумя основными чертами:

  1. Одна партия явно опережает своих конкурентов в течение длительного времени.
  2. Партия стремится отождествить себя со всем обществом.

К примеру, в Индии на выборах долгое время побеждал Индийский национальный конгресс, в Японии – ЛДПЯ ( только в 1993 году ее смогла одолеть коалиция из 8 партий). Подобные примеры были в Скандинавский странах, в Италии, Исландии и др.

В такой системе есть свое преимущество – она обеспечивает стабильность, предсказуемость и преемственность. Но есть и не менее очевидные минусы: отсутствие оппозиции и серьезной критики, закрытость, игнорирование проблем определенных слоев населения (интересы которых отражают мелкие партии).

4) Блоковая коалиция: это такая партийная система, в которой политические партии делятся на блоки (чаще всего их два) - блок левых и правых партий. Эти блоки создаются для совместного ведения политической борьбы в предвыборный период. Нередко уже после выборов такие блоки распадаются.

II. НЕКОНКУРЕНТНЫЕ партийные системы.

К таковым относятся партийные системы, где конкуренция между партиями невозможна по каким-либо причинам. Тут тоже могут быть многопартийные системы (как было в некоторых странах социалистического блока, например, в ГДР, Венгрии и др.) . Но за одной из партий в Конституциях таких стран закреплялась руководящая роль, что сводило конкуренцию на нет (многопартийность с гипердоминирующей партией). Объективно неконкурентной является однопартийная система. Здесь партия берет на себя государственные функции и фактически контролирует весь государственный аппарат. В однопартийной системе высшая политическая власть осуществляется руководителями партии. Партия превращается в руководящую силу государства. Государственные органы не вправе не выполнять партийных решений. Партия становится многофункциональной и контролирует все виды активности в обществе. Сама партия строится в виде пирамиды – сверху идет пропаганда, а снизу вверх идет информация.

Основные достоинства единственной партии:

- единственная партия позволяет сочетать необходимое единство и рациональное многообразие;

- лучше справляется с экономическим и социальным обновлением, привлекает для этого разнообразные силы и резервы общества;

- отражает совпадение интересов различных социальных групп.

Опыт показывает, что при всех режимах однопартийная система оказалась неустойчивой. Довольно быстро она приходит к трудностям и к кризису, который сопровождается идейными, моральными потрясениями. Единственная партия препятствует разделению властей, рассматривает всякую критику и всякое несогласие со своими концепциями и политикой как проявление враждебной деятельности. Население приучается скрывать свои истинные мысли и внешне соглашается с официальными версиями. Происходит ослабление демократического контроля за властью со стороны избирателей, выборы приобретают формальный характер. Все это нарушает сам принцип представительности власти, разделения властей, политическая система поглощает все гражданское общество. В конечном итоге однопартийность исчезает, устраняя правившую партию, а вместе с ней и созданные ею для себя политические структуры.

Большое число политических партий не означает большую степень демократичности общества.

IV

К групповым субъектам политической деятельности относят также массовые движения, общественные организации, группы давления и т.д. Политическими силами нередко называют не только партии, но и церковь, армию, группы давления, но ни одна из этих сил, кроме партий, не выдвигает от своего имени кандидатов на выборах и не образует официальных фракций в парламенте; употребление термина “политическая сила” вместо “партия” объясняется по-видимому тем, что в некоторых странах 2-3 партии, образуя общую фракцию в парламенте и выдвигая общих кандидатов на выборах выступают практически в качестве одной политической силы.

Вторым наиболее массовым организованным субъектом политического рынка выступают группы интересов и группы давления (порой их отождествляют). Под этим понятием имеются в виду организации самого разного типа, члены которых, не претендуя на высшую политическую власть в системе, пытаются влиять на нее для обеспечения своих специфических интересов. В этом их принципиальное отличие от политических партий. Группы интересов – это добровольные организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций.
Отдельные индивидуумы и группы предъявляют различные требования лицам, принимающим политические решения. Этот процесс называется артикуляцией интересов. Следующей функцией групп интересов является агрегация интересов, то есть согласование посредством дискуссий множества частных требований и установление между ними определенной иерархии. Третья функция – интеграция, то есть приближение интересов, которые различные группировки представляют вовне, к мнениям их рядовых членов. Наконец, четвертая функция групп интересов – это информирование органов, принимающих политические и административные решения.

В число таких групп входят:

  • профсоюзы рабочих и служащих;
  • фермерские (крестьянские) организации и союзы;
  • профессиональные ассоциации предпринимателей;
  • феминистские, экологические, правозащитные, пацифистские и т.п. движения;
  • союзы ветеранов;
  • философские клубы и общества и др.

Существуют разные типы групп интересов. Первый из них – неорганизованные группы. Их отличает низкий уровень взаимосвязей, отсутствие регулярной деятельности от имени группы.
Характерными чертами таких групп являются:
• нерегулярность артикуляции интересов
• отсутствие организованных действий и средств артикуляции
• недостаток преемственности во внутренней структуре

Второй тип групп интересов – это организованные группы. Они составлены из профессионально подобранных кадров, с четко обозначенными политическими или социальными функциями. Эти группы формируются в рамках таких организаций, как политические партии, законодательные органы, административный аппарат, церковь и т.д.
К третьему типу относятся специализированные структуры для артикулирования интересов: профсоюзы, этнические объединения, ассоциации, сформированные из религиозных и гражданских групп. Наиболее влиятельными из этих групп являются профсоюзы.
Особую роль в либерально-демократических странах играют институциональные группы. Они включают в себя политические партии, законодательные органы, армию, бюрократию, церковь.
Существуют различные классификации групп давления. Они могут быть:

  • широкого и специализированного профиля;
  • представляющие преимущественно материальные интересы и ставящие на первое место идеологические ценности и моральные принципы;
  • массовые и кадровые;
  • частные и общественные.

В качестве приоритетных группы давления выполняют следующие две функции:

  • во-первых, это селекция, обобщение, формулирование и артикуляция основных интересов своих членов;
  • во-вторых, целенаправленное воздействие на институты публичной власти с целью удовлетворения особо значимых интересов.

При этом объектами этого воздействия выступают все ветви власти, но прежде всего законодательная и исполнительная, а также партии, которые эту власть контролируют. Существенное значение придается апелляции к общественному мнению и его мобилизации.

Направления воздействия групп давления на власть и ее окружение:

  1. Воздействие на саму власть.
  2. Воздействие на партии, контролирующие власть.
  3. Воздействие на общественное мнение, влияющее на власть.

Группы давления оказывают обществу хорошую услугу, направляя в соответствующие каналы его чаяния, которые без этого часто принимают неорганизованную и насильственную форму. Но, вместе с тем, группы давления могут приводить и к дезорганизации общества.

Обычно выделяют четыре типа возможных дисфункциональных последствий деятельности групп давления:

  • общественный протекционизм, т.е. тенденция групп требовать сохранения достигнутых позиций и прав;
  • управленческий застой, когда действия и инициативы правительства блокируются;
  • отрицание коллективной дисциплины, т.е. каждая группа стремится переложить на других бремя национальных расходов;
  • изменение в соотношении сил, т.е. равновесие между различными интересами может быть нарушено, так как каждая группа обладает неравными средствами влияния.

С понятием групп давления тесно связано понятие «лоббизм», или «лобби». В самом широком смысле оба эти понятия чаще всего употребляются в качестве синонимов. Как специализированный вид деятельности «лобби» — это воздействие любого юридического или физического лица, предпринимающееся чаще всего за плату, на процессы принятия административных и законодательных решений в пользу другого юридического или физического лица.

Лоббизм - протекционизм, агитация и представление чьих-либо политических либо экономических интересов в органах государственной власти. Лоббизм жестко связан с политической властью. Наблюдается закономерность: лоббизма больше там, где больше реальной власти. Лоббизм - признак власти. Для становления лоббизма как полноценного института необходимо наличие двух условий:

  1. большого многообразия интересов в обществе, возникающих вследствие его социальной дифференциации, расслоения;

  2. расширения доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно для демократических режимов.

   Виды лоббизма:

  - в зависимости от того, в какой ветви власти "решается вопрос", лоббизм подразделяют на законодательный, исполнительный и судебный;

  - в зависимости от того, в каком управленческом решении достигаются цели лоббирования: правотворческий (в законодательных органах через нормативные акты), правоприменительный (через акты применения права) и правоинтерпретационный (через акты толкования права);

  - в зависимости от характера интереса, который "продавливается": политический, социальный, экономический, экологический, военный, аграрный, промышленный, финансовый;

  - в зависимости от времени действия: "одноразовый" и постоянный;

  - в зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование: федеральный (осуществляется в системе высших органов государственной власти и управления) и местный (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах);

  - в зависимости от того, в чью пользу "решается вопрос", говорят о лоббизме различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзов, антивоенных и экологических движений, предпринимательских союзов); ведомственном лоббизме (министерств, ведомств, государственных комитетов); региональном лоббизме; иностранном лоббизме;

  - в зависимости от взаимоотношений объекта и субъекта лоббирования: плюралистический (давление на государственные органы снизу вверх со стороны определенных групп населения) и корпоративный (скрытое соглашение властей с какой-либо группой в расчете получить лояльность и гарантию содействия государственным органам в обмен на предоставление привилегий).

Достоинства и недостатки лоббизма

   Достоинства лоббизма:

  • влияя на управленческие решения, заставляет "держаться в форме" органы государственной власти и управления, в определенном смысле конкурирует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и гибкость;

  • выступает инструментом самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизуется общественная поддержка или оппозиция какому-либо законопроекту, оказывается влияние на политику;

  • создает возможности для обеспечения интересов меньшинства, ибо выступает в качестве специфической формы проявления политического плюрализма;

  • воплощает собой принцип свободы социальных негосударственных структур: ассоциаций, общественных организаций, слоев;

  • применяется как своеобразное социально-политическое стимулирование, направленное на ускорение претворения в жизнь целей и интересов, на побуждение к конкретным действиям;

  • позволяет расширить информационную и организационную базу принимаемых решений и обратить внимание на "вопиющие" проблемы;

  • лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодействия представительной и исполнительной властей;

  • лоббизм можно оценивать и как более широкое средство достижения компромисса, способ взаимного уравновешивания и примирения интересов, взаимовыгодного сотрудничества.

   Недостатки лоббизма:

  - лоббизм   может  стать   инструментом   приоритетного  удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам национальным;

  - иногда выступает проводником неправового воздействия на государственные органы, вплоть до преступных видов (взяточничество, коррупция), которые "подтачивают" фундамент власти;

  - может служить фактором развития и защиты ведомственности, местничества, национализма, усиливать крайние формы удовлетворения "специальных интересов";

  - таит в себе немалую опасность "размывания" народовластных устоев общества, превращения демократических институтов в мощный инструмент отдельных властных групп;

  - лоббистские мероприятия в определенных условиях могут проявляться в форме социальной несправедливости;

  - зачастую блокирует действительно нужные управленческие решения, препятствует удовлетворению общественно ценных интересов, сопутствуя осуществлению интересов чиновничьих;

  - иногда существенно мешает претворению стабильной и оперативной государственной политике, ибо может быть направлен на постоянное перераспределение бюджета, на частую смену приоритетов, на усиление позиций одной ветви власти при одновременном ослаблении другой;

  - лоббизм может использоваться и в более "прозаических" целях - как инструмент обогащения отдельных слоев, элит.

   Для того, чтобы лоббизм приносил пользу всему обществу, необходимы соответствующие условия: реальное действие демократических институтов и норм, экономическая и политическая стабильность, свобода средств массовой информации, устойчивое гражданское общество, четкое и непротиворечивое правовое регулирование.

В качестве легальных лоббистская деятельность принимает формы:

  • выступлений на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;
  • представления проектов законов и других нормативных актов, результатов научных исследований и экспертиз;
  • проведения пропагандистских кампаний в печати и других органах СМИ;
  • организации демонстраций, маршей, пикетирования и т.д.

К нелегальным (уголовно наказуемым) действиям относятся:

  • взятка как разовый акт или подкуп законодателя либо чиновника на длительный срок;
  • шантаж, тиражирование заведомо ложной или искаженной информации и др.

В западных странах лоббистская деятельность регулируется специальным законодательством, что придает ей характер легальной деятельности, вытекающей из конституционного права граждан обращаться с петициями в органы власти. В России пока доминирует так называемый «дикий лоббизм», в основе которого лежит такое явление, как политическая коррупция.

Коррупция — крайний метод скрытого давления на власть. Причем индивидуальная коррупция становится все более редкой в мировой практике, особенно в прямой форме. Чаще существует угроза коллективной коррупции путем финансирования партий и избирательных кампаний. В то же время в западных странах используется целый комплекс мер по ее предотвращению. В отношении избирательной кампании — это гласность расходов на ее проведение, установление их потолка и финансирование за счет государства. В отношении лоббирования — практика регистрации лоббистов и жесткий правовой контроль их деятельности и др.

В целом роль политических интересов в политической жизни заключается в следующем:

- политические интересы символизируют осознание и выражение политических потребностей общества;

- политические интересы определяют конкретную направленность политической активности социальных групп и индивидов;

- осознание членами общества своих политических интересов вызывает появление известных настроений, ожиданий, обыденных взглядов, формирование политических ценностей, теорий, идеологий.



ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ. ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ