Президент РФ в системе государственной власти

мИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и Науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Вятский государственный университет

Курсовая работа по курсу

«Конституционное право Российской Федерации»

на тему

«Президент РФ в системе государственной власти»

КИРОВ 2014


Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..…… 3

  1. История формирования института президентства в России …………….... 4

2. Основные характеристики и особенности конституционного статуса Президента в России ……………………………………….……………………. 10

3. Полномочия Президента Российской Федерации в отношении различных органов государственной власти …………………………………………….… 18

3.1. Полномочия Президента Российской Федерации в отношении законодательной власти ……………………………………………………...…… 18

3.2. Полномочия Президента Российской Федерации в отношении исполнительной власти …………………………………………………………… 22

3.3. Полномочия Президента Российской Федерации в отношении судебной власти ………………………………………………………………………………. 26

3.4. Полномочия Президента российской Федерации в отношении иных органов государственной власти …………………………………………………………... 28

Заключение………………………………………………………...............……… 31

Библиографический список…………………………………….….……...…….. 34


Введение

Российское государство на протяжении большей части своей истории было монархией. Произошедшая в России революция 1917 года и падение монархии сильно пошатнуло государственную власть и породило неразбериху в полномочиях и структуре органов государственной власти и как следствие кризис экономики в стране. Различные органы власти конкурировали друг с другом, их полномочия зачастую дублировались. Особенно это проявилось в период распада Советского Союза. Хаос и неразбериха способствовали падению авторитета власти среди населения страны. В России явно прослеживалась потребность в особом органе, который бы скоординировал и «склеил» воедино систему государственных органов в стране и обеспечил бы её отлаженную работу. Таким органом после принятия Конституции Российской Федерации стал Президент. Президент Российской Федерации возглавляет всю систему государственной власти, не входит не в одну её ветвь, а осуществляет взаимодействие между различными ветвями власти.

Несмотря на то, что в России установилась стабильность в сферах экономики и политики важность президентской власти и актуальность данного вопроса не утратила своего значения. Государственная власть по-прежнему нуждается в согласованности и скоординированности. Особенно это прослеживается в свете последних мировых событий (кризисах власти в различных странах).

Исследуемая тема вызывает интерес автора в связи с достаточной сложностью и неоднозначностью полномочий Президента в России и его места в системе органов государственной власти.

По мнению автора особенности исторического развития нашей страны диктуют необходимость объединения всех органов под главенством одного лица, которое бы могло устранить противоречия между различными ветвями власти и обеспечить их согласованную работу.

Федеративное устройство России также обуславливает необходимость в обеспечении взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, что так же вызывает необходимость в сильном Президенте, способном решить указанные вопросы.

Таким образом, на современном этапе исследуемая тема не теряет актуальности.

Исследованием данного вопроса занимались следующие учёные: Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, В. О. Лучин, А. В. Мазуров, Михалева Н. А., А. А. Огородников и другие.

Цель данного исследования – охарактеризовать положение Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.

Предметом данного исследования является конституционно-правовой статус президента, его полномочия по отношению к различным государственным органам, место в системе государственной власти.

Для достижения цели исследования были использованы следующие методы: диалектический метод, исторический метод, системный метод, сравнительный метод, метод формально-юридического анализа, метод синтеза.

Можно выделить следующие задачи данного исследования. Во-первых, раскрыть основные закономерности истории формирования президентской власти в России. Во-вторых, дать анализ особенностям конституционного статуса Президента Российской Федерации. В-третьих, перечислить и охарактеризовать полномочия Президента Российской Федерации в отношении законодательной власти. В-четвёртых, дать характеристику полномочиям Президента Российской Федерации в отношении исполнительной власти. В-пятых, охарактеризовать полномочия Президента Российской Федерации в отношении судебной власти. В-шестых, охарактеризовать основные полномочия Президента Российской Федерации в отношении иных государственных органов.

Для исследования данного вопроса были использованы следующие источники: нормативные правовые акты, учебная литература, комментарии законодательства, научные статьи, монографии учёных.

Работа состоит из введения, трёх глав и заключения.


  1. История формирования института президентства в России

Институт президента в Российской Федерации прошёл достаточно сложный период становления. Поэтому для лучшего понимания правового статуса Президента Российской Федерации необходимо обратиться к истории его формирования.

Поскольку Российское государство в большую часть своей истории было конституционной монархией, институт президентства в России имеет достаточно непродолжительную историю. В период советской власти после революции 1917 года и падения монархии президента в России ещё не было. Предпочтение отдавалось коллегиальным органам власти. Впервые пост Президента был утверждён в Советском союзе в 1991 году путём внесения существенных изменений в Конституцию Союза Советских социалистических Республик 1977 года1.

Поскольку институт президентства на протяжении всей советской истории России был чужд советскому государству, введение должности Президента вызвало много споров и дискуссий.

Вскоре подобный институт был установлен и в союзных республиках, где решения об этом принимались Верховными Советами.

В России же вопрос об учреждении поста Президента решался неоднозначно. Съезд народных депутатов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики высказался против его введения, и по инициативе одной трети депутатов 17 марта 1991 года был проведён всероссийский референдум, в соответствии с результатами которого указанный пост был учрежден. Целая глава о президенте и статья, устанавливающая принцип разделения властей, были включены в Конституцию Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1978 года. Также были приняты законы о Президенте Российской Федерации, о выборах Президента и некоторые другие нормативные правовые акты, устанавливающие статус Президента. Первый Президент Российской Федерации был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 года2.

При этом статус Президента существенно отличался от статуса Президента в современной России. Такие различия выражались в следующем. Во-первых, Президент возглавлял исполнительную власть, но при этом не являлся главой государства. Во-вторых, он не обладал полномочиями по определению основных направлений внутренней и внешней политики, не представлял Россию в международных отношениях. Несмотря на это Президент играл немалую роль в сфере внешней политики. Он возглавлял Совет Безопасности Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, подписывал международные и межреспубликанские договоры от имени Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, назначал и отзывал дипломатических представителей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. В-третьих, Президент не имел права распускать какие-либо государственные органы, в том числе органы законодательной и исполнительной власти3.

В-четвёртых, Президент в тот период не участвовал в назначении членов Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора, Председателя Центрального банка.

В-пятых, в обязанность Президента входило представлять не реже одного раза в год доклады Съезду народных депутатов о выполнении принятых Съездом и Верховным Советом социально-экономических и иных программ, то есть Президент имел зависимое положение и был подотчётен другим государственным органам, у него не было своей социально-экономической программы. Кроме того, указы и распоряжения Президента мог отменить Съезд, а на основании заключения Конституционного Суда и Верховный Совет. Несмотря на то, что Президент являлся главой исполнительной власти, Совет Министров - Правительство было подотчетно, помимо Президента, также Съезду и Верховному Совету. Общий контроль за деятельностью подотчетных им государственных органов осуществляли Съезд и Верховный Совет.

Решение об отставке Правительства принималось Съездом или Верховным Советом путём выражения недоверия Правительству, либо Президентом по своей инициативе с согласия Верховного Совета. Кроме того, Верховный Совет давал согласие на назначение министров иностранных дел, обороны, безопасности и внутренних дел. Президент представлял Верховному Совету предложения об образовании, реорганизации и упразднении министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации. Предусматривалась должность вице-президента4.

Введение поста Президента позволило покончить с искусственным соединением в рамках статуса бывшего председателя Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики полномочий главы государства и спикера парламента, что противоречило принципу разделения властей5.

Тем не менее, полномочия высших органов законодательной и исполнительной власти в период действия Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1978 года были чрезвычайно широки. Поэтому институту президентства в России отводилась второстепенная роль. Его полномочия были сильно ограничены и скорее напоминали полномочия Председателя Правительства. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года существенно изменило положение Президента и значительно повысило его роль в формировании системы государственных органов.

Конституция Российской Федерации 1993 года принималась в условиях обострения политического конфликта между Президентом и парламентом в стране. По инициативе Съезда народных депутатов в России был проведён референдум, на который был поставлен вопрос о доверии Президенту страны. По результатам референдума за доверие Президенту тогда проголосовало 58,7% от принявших участие в референдуме граждан. После проведённого референдума Президент незамедлительно опубликовал свой вариант проекта Конституции, отразивший усиление его позиций как главы государства. Указанный проект с доработками был принят всенародным голосованием 12 декабря 1993 года6.

Таким образом, процесс становления института президентства в России насчитывает достаточно недолгий период развития. Первоначально Президенту в соответствии с внесёнными в Конституцию Светского Союза 1977 года, Конституцию Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1978 года изменениями отводилась второстепенная роль в управлении государством. Он был подотчётен Съезду и Верховному Совету. С принятием Конституции 1993 года роль президента в системе государственных органов значительно повысилась. Это привело к более стабильной работе системы государственной власти, повысило уровень согласованности различных государственных органов и увеличило эффективность их работы. Решился конфликт между Президентом и законодательной властью.

Однако это также привело к существенному увеличению полномочий Президента, что таит в себе опасность злоупотребления им своей властью. Тем не менее, увеличение полномочий Президента привело к стабилизации ситуации в стране. В Конституции Российской Федерации 1993 года закреплен правовой статус Президента, а также гарантии от злоупотребления им своей властью.


  1. Основные характеристики и особенности конституционного статуса Президента в России

Конституционный статус Президента Российской Федерации, закреплённый Конституцией Российской Федерации 1993 года, имеет свои определённые особенности и характерные черты.

Конституция Российской Федерации не предусматривает отдельного закона, посвящённого правовому статусу Президента Российской Федерации. Главную роль в регулировании организации и деятельности института президентства играют указы самого Президента.

Существует несколько условно выделяемых моделей президентства: «чистые» президентские республики, имеющие сильного президента с широкими полномочиями, такие как Соединённые Штаты Америки, Мексика; парламентские республики, имеющие президента с узким кругом полномочий, не обладающего правомочием формировать правительство (например, Германия, Австрия, Индия, Италия); а также смешанные, полупрезидентские республики, где и парламент, и президент наделены значительными полномочиями по отношению к правительству. По большинству своих признаков российская модель президентства подходит под тип президентской республики. Однако полномочия Президента в России обладают определённой особенностью, она касается взаимоотношений парламента и Президента. Это наличие ответственности Правительства не только перед Президентом, но и перед парламентом. Так, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. Но окончательное решение принимает Президент. В связи с чем, организация президентской власти в России имеет в своей основе также и элементы полупрезитентской республики, что объединяет её с моделью организации президентской власти во Франции. Таким образом, президентство в России сочетает в себе черты как президентской, так и полупрезидентской республики7. Не все учёные-теоретики одобряют такой смешанный тип президентской власти с достаточно широкими полномочиями президента. В. В. Гончаров считает, что «анализ законодательно закрепленных полномочий главы государства позволяет говорить о сверхпрезидентской республике с отсутствием механизма сдержек и противовесов различных ветвей власти»8.

Существенными особенностями обладают выборы Президента Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 81 Конституции Российской Федерации выборы Президента осуществляются наиболее демократическим путем – на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании9.

В Конституции Российской Федерации также установлены требования к кандидату в Президенты (статья 81)10. Для нахождения на такой ответственной должности кандидат в Президенты должен обладать жизненным опытом. Поэтому установлено, что Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. По сравнению с законодательством других стран возрастной уровень достаточно низок.

Конституция Российской Федерации в отличие от конституций некоторых стран не делает различия между основаниями приобретения гражданства будущим Президентом, а также не содержит требование предельного возраста Президента. Это объясняется тем, что в весьма зрелом возрасте человек может сохранить достаточно высокий уровень здоровья и эффективно использовать свой большой политический опыт.

Новой нормой в Конституции 1993 года явилось введение требования о необходимости постоянного проживания лица, избираемого Президентом, на территории Российской Федерации не менее десяти лет. Такое требование необходимо, чтобы будущий президент был максимально осведомлён об условиях жизни в стране, её социальных, экономических и иных проблемах, особенностях функционирования на практике системы органов государственной власти, а также проблемах в этой сфере. Более детально порядок и особенности выборов Президента зафиксированы в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» № 19-ФЗ от 10 января 2003 года11.

Выборы Президента Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (пункт «д» части 4 статьи 102 Конституции Российской Федерации)12. Выдвигать кандидата на должность Президента вправе избирательное объединение, избирательный блок и непосредственно избиратели, образовавшие инициативную группу в количестве не менее ста человек. Они обязаны собрать в поддержку выдвинутого кандидата не менее одного миллиона подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более семидесяти тысяч от требуемого общего числа подписей.

Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России. Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни кандидат не получит необходимое количество голосов, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей13. Таким образом, выборы Президента могут носить двухуровневый характер. Такая особенность выборов обеспечивает наиболее полный учёт воли граждан при избрании главы государства.

После избрания на должность Президент проходит специальную процедуру вступления в должность: она заключается в принесении Президентом присяги в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Присяга приносится народу. Присяга приносится на специальном экземпляре Конституции Российской Федерации, что свидетельствует о верховенстве Конституции Российской Федерации при осуществлении Президентом своей деятельности. С момента принесения присяги Президент Российской Федерации приступает к исполнению своих полномочий (часть 1 статьи 92 Конституции Российской Федерации)14.

Тесно взаимосвязаны с Президентом Российской Федерации в своей деятельности такие государственные органы, как Правительство, подают Администрация Президента, полномочные представители Президента в палатах Федерального Собрания, Конституционном Суде, в федеральных округах. Они прекращают свою деятельность с прекращением деятельности Президента.

Чтобы охарактеризовать в целом конституционный статус Президента и обозначить его особенности, необходимо выделить общее назначение Президента как государственного органа и место посвященных ему правовых норм в Конституции российской Федерации.

Статья 80 Конституции Российской Федерации указывает, что Президент является главой государства. Принципиально новый подход к статусу Президента Российской Федерации, установленный действующей Конституцией Российской Федерации означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из её ветвей. Однако президентская власть не стоит выше других ветвей власти. Каждая власть имеет собственные не совпадающие полномочия, которые они выполняют независимо друг от друга. Каждая ветвь власти функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», которая способствует сбалансированному взаимодействию властей. Свои полномочия Президент в соответствии с нормами законов и во взаимосвязи с другими ветвями власти.

К гарантиям, сдерживающим президентскую власть, закрепленным Конституцией Российской Федерации, относятся ограничение полномочий Президента Российской Федерации шестилетним сроком, выборность Президента, альтернативный характер выборов, недопустимость занятия поста Президента более двух сроков подряд, возможность признания нормативных актов Президента не соответствующими Конституции, установление процедуры импичмента Президента и другие гарантии15. Отрешение Президента Российской Федерации от должности является видом конституционно-правовой ответственности главы государства за совершение государственной измены или иного тяжкого преступления.

Некоторые учёные считают, что основания для отрешения Президента от должности практически делают такое отрешение недостижимым. Высказываются предложения о необходимости отказа от конституционных оснований импичмента16. Однако такие изменения могут подорвать независимость президентской власти и сделать возможным злоупотребление парламента своими полномочиями, особенно в случае возникновения конфликта между Президентом и парламентом.

Таким образом, одним из основных назначений Президента Российской Федерации как органа государственной власти является поддержание стабильности, в том числе в функционировании государственных органов, что обеспечивает политическую и экономическую стабильность.

Для осуществления указанных целей Президент также наделён полномочием определять основные направления внутренней и внешней политики государства17. Указанное полномочие позволяет Президенту Российской Федерации поддерживать суверенитет государства. Как указано в Конституции Российской Федерации Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации18. Однако конкретных мер по поддержанию Президентом внутреннего и внешнего суверенитета в Конституции Российской Федерации не зафиксировано. Попытку решения проблемы предпринял Конституционный суд Российской Федерации. В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации по проверке конституционности ряда Указов Президента Российской Федерации по восстановлению конституционной законности на территории Чеченской Республики было дано расширительное толкование полномочий президента по охране суверенитета государства. В нём было указано, что Президент обязан принимать меры по охране суверенитета России и обеспечению государственной целостности и в том случае, когда порядок принятия этих мер в Конституции Российской Федерации отсутствует и не предусмотрен конкретными полномочиями, составляющими компетенцию Президента Российской Федерации. Таким образом, Президент получил расширенные полномочия по влиянию на органы государственной власти субъектов Федерации.

Также в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 апреля 1996 года было указано, что Президент Российской Федерации имеет право принимать указы по вопросам, требующим законодательного решения, с целью заполнения пробелов в законе. Это дало основание для расширения полномочий президента в сфере правотворческой деятельности.

В связи с указанными позициями Конституционного суда Российской Федерации некоторые ученые-конституционалисты высказались о скрытых полномочиях президента, объём которым законом не определён19.

Многие ученые высказывались против такой позиции в отношении расширительного толкования президентских полномочий. В. О. Лучин20 считал недопустимым произвольно выводить полномочия Президента Российской Федерации из его конституционного статуса, поскольку это приводит к стиранию различий межу указами Президента и законами и противоречит иным положениям Конституции Российской Федерации. А. М. Кокотов, М. И. Кукушкин считают, что расширение таким способом президентских полномочий противоречит самому понятию и назначению института компетенции государственного органа21.

Как указывает Огородников А. А., «практика и расширительное толкование «указного права» может привести к превращению института президентства в институт государственной власти, подмене одного социального института другим социальным институтом»22.

Одной из особенностей конституционно-правового статуса Президента в Российской Федерации является само место в Конституции Российской Федерации главы о Президенте. С неё начинается перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации. В прежней Конституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Место, которое занимает в ныне действующей Конституции глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме то, что Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России23.

Ещё одной особенностью статуса Президента Российской Федерации является наделение его возможностью осуществлять правотворческую деятельность.

Кроме того, Конституция отнесла к полномочиям Президента право назначения всероссийского референдума (пункт «в» статьи 84)24. По Конституции 1978 года это полномочие было закреплено за законодательными органами.

Таким образом, Президент Российской Федерации наделён широким кругом полномочий, которые обеспечивают его главное назначение. В связи с этим назначением Президент Российской Федерации является главой государства и гарантом Конституции Российской Федерации. Институт президентства в России создан с целью поддержания стабильности и бесперебойного, согласованного функционирования всех органов государственной власти. Особенностью российского президентства является не включение Президента ни в одну ветвь власти. Президент Российской Федерации стоит над всеми ветвями власти и обеспечивает их функционирование и взаимодействие.

Чтобы лучше понять, каким образом Президент Российской Федерации справляется с задачей поддержания работы всех государственных органов и обеспечения действия Конституции Российской Федерации, необходимо ознакомиться с его полномочиями по отношению к каждой ветви власти и к другим государственным органам.


3. Полномочия Президента Российской Федерации в отношении различных органов государственной власти

3.1. Полномочия Президента Российской Федерации в отношении законодательной власти

В отношении законодательной власти президент обладает достаточно широкими полномочиями. В первую очередь президент наделён полномочиями по влиянию на процесс законотворчества.

К ним относится правомочие Президента вносить законопроекты в Государственную Думу, то есть Президент наделён правом законодательной инициативы. Он также обладает правом обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции Российской Федерации предусмотренных в статье 125 нормативных актов, а также с запросом о толковании Конституции. Президент имеет право вносить на рассмотрение в Государственную Думу предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Порядок реализации права законодательной инициативы Президента, а также конкретные формы его участия в законотворческом процессе при принятии федеральных законов закреплены в Положении о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе, утверждённом Указом Президента Российской Федерации № 549 от 13 апреля 1996 года25. В названном Положении определены задачи Администрации Президента, её структурных подразделений, задачи полномочных представителей Президента в палатах Федерального Собрания по разработке проектов законов, предполагаемых Президентом к внесению в Государственную Думу, по представлению законопроектов на заседаниях палат; по обоснованию позиции Президента при отклонении им федеральных законов и иные задачи.

Вместе с тем проблемой законотворческой деятельности является отсутствие чёткого разграничения перечня законопроектов, подготавливаемых президентскими и правительственными структурами26. Поэтому представляется необходимым прописать данный вопрос в нормативном правовом акте.

Вторая категория полномочий Президента в отношении законодательной власти Российской Федерации – полномочия по участию в формировании и роспуске органов законодательной власти.

В соответствии с пунктом «а» статьи 84 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает выборы Государственной Думы. Кроме того, глава государства имеет право распустить Государственную Думу в случае трёхкратного отклонения представленных Президентом кандидатур председателя Правительства (часть 4 статьи 111 Конституции), повторного в течение трёх месяцев выражения недоверия Правительству (часть третья статьи 117 Конституции), а также отказа Государственной Думы в доверии Правительству по инициативе Правительства (часть четвёртая статьи 117). Но Конституция Российской Федерации ограничивает такие права Президента: Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (статья 109 Конституции Российской Федерации)27.

В отношении же законодательной власти субъекта Федерации Президент Российской Федерации обладает следующими полномочиями: в случаях, предусмотренных Федеральным законом, Президент управомочен своим указом выносить предупреждение законодательному органу субъекта Федерации об устранении установленных решением суда нарушений. Если в течение трёхмесячного срока решение суда не исполняется, Президент вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске данного законодательного (представительного) органа субъекта (пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»)28.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что Президент Российской Федерации обладает достаточно обширными полномочиями по отношению к законодательной власти. Он наделён правом законодательной инициативы, имеет право отлагательного вето на поступивший из Федерального Собрания Российской Федерации законопроект. Президент Российской Федерации при определённых обстоятельствах имеет право на роспуск Государственной Думы, что свидетельствует о его сильных полномочиях по отношению к законодательной власти. Однако не только Президент Российской Федерации обладает полномочиями в отношении парламента. Федеральное Собрание Российской Федерации в отношении Президента Российской Федерации также наделено определёнными сдерживающими полномочиями, в том числе по принятию законов, которые Президент обязан соблюдать. «Основной инструмент определения политики российского государства парламентом – законодательная деятельность. Посредством закона решаются крупные вопросы экономической, социальной политики, проблемы межнациональных отношений, борьбы с преступностью и другие. Деятельность Президента должна соответствовать законам, что также ограничивает его влияние на государственную политику»29.

В связи с чем Президент Российской Федерации и парламент обладают определёнными полномочиями, позволяющими им сдерживать друг друга.


3.2. Полномочия Президента Российской Федерации в отношении исполнительной власти

В отношении органов исполнительной власти полномочия Президента Российской Федерации наиболее обширны. Это объясняется тем, что именно органы исполнительной власти непосредственно реализуют политику Президента, принимают конкретные меры для приведения в жизнь положений президентской программы. Поэтому Президент Российской Федерации наиболее тесно взаимодействует с исполнительной властью и для более эффективного и быстрого реагирования на изменение условий политической и общественной жизни необходима отлаженная совместная работа Президента и исполнительной власти.

Согласно ст. 83, 112 Конституции Российской Федерации Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы, назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства, своим Указом устанавливает структуру федеральных органов исполнительной власти30. При этом Председатель Правительства после своего назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, то есть их перечне. В советской России достаточно долгое время перечень министерств и государственных комитетов закреплялся непосредственно в Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Затем он был из Конституции устранен и закреплялся в отдельном законе. В настоящее время законодательно перечень федеральных исполнительных органов не устанавливается. Установление системы и структуры названных органов отнесено к полномочиям Президента31.

Президент устанавливает перечень федеральных органов исполнительной власти, определяет их полномочия и функции. Такую структуру закрепляет специальный Указ Президента. В таком указе содержится информация о всех внесённых в структуру органов исполнительной власти изменениях, устанавливается, какое наименование придается вновь сформированным органам, каково число заместителей Председателя Правительства. Также в данный указ включается конкретный перечень действующих Министерств, Государственных комитетов, федеральных комиссий, федеральных служб и других органов. Действующим указом, определяющим структуру органов исполнительной власти, является Указ от 9 марта 2004 года № 31432.

Президент в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью целого ряда федеральных органов исполнительной власти. Среди них: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, а также федеральные службы: фельдъегерская; разведки; железнодорожных войск; безопасности; налоговой полиции; охраны; пограничная; специального строительства и некоторые иные органы: Управление делами Президента; Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами; Главное управление специальных программ Президента, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации33. К компетенции правительства относится координация их деятельности.

Кроме решения вопросов о составе Правительства и иных федеральных органов исполнительной власти, Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации, принимает решения об отставке Правительства, а его постановления и распоряжения в установленных Конституцией Российской Федерации случаях могут быть отменены Президентом. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия.

По отношению к органам исполнительной власти субъектов Федерации Президент также наделён определёнными полномочиями. Во-первых, Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Во-вторых, Президент наделяется правом использования согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и её субъектов, а также между органами государственной власти субъектов. Это полномочие Президента наглядно проявилось на примере урегулирования разногласий между органами государственной власти Якутии и федеральными органами по поводу использования природных ресурсов Якутии34.

В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (статья 85 Конституции Российской Федерации).

В-третьих, Президент вправе в предусмотренных федеральным законом случаях отрешать от должности высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти), что влечёт за собой отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти. Перед отрешением Президент выносит предупреждение на основе решения суда о незаконности изданного данным лицом нормативного акта. Отрешение указанного должностного лица происходит в случае двухмесячного неисполнения данным лицом решения суда. В необходимых случаях Президент может назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации на период до вступления в должность вновь избранного должностного лица35.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что наиболее широкие полномочия Президент Российской Федерации имеет в отношении именно исполнительной власти. Фактически он сам формирует исполнительную власть, определяет её структуру. Кроме того, Президент может председательствовать на заседаниях Правительства, что отчасти позволяет говорить о нём как о главе исполнительной власти. Однако Правительство Российской Федерации подотчётно не только Президенту Российской Федерации, но и парламенту. Он также оказывает влияние на формирование органов исполнительной власти. Государственная Дума одобряет кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации, что позволяет учитывать также интересы законодательной власти при формировании Правительства Российской Федерации для обеспечения более чёткого с ней взаимодействия.

В целом влияние Президента Российской Федерации на исполнительную власть достаточно сильно, но в необходимой мере ограничено парламентом и нормами закона.


3.3. Полномочия Президента Российской Федерации в отношении судебной власти

Для более полного осуществления своих функций Президенту необходимо взаимодействовать также с судебной властью. Однако в связи с конституционным принципом независимости судей полномочия Президента Российской Федерации ограничиваются лишь участием совместно с Советом федерации в формировании органов судебной власти.

Согласно пункту «е» статьи 83 Конституции Российской Федерации Президент представляет кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. Само назначение этих судей на должности осуществляется Советом Федерации. Президенту же кандидатуры судей Верховного суда, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации представляют соответствующие Председатели36.

Кроме того, Президент имеет право назначать судей других федеральных судов, перечень которых определён Законом о судебной системе Российской Федерации37. Судьи федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом по представлению соответственно Председателя Верховного суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного суда Российской Федерации при наличии положительного заключения квалификационных коллегий судей соответствующих судов38.

Одно из полномочий Президента Российской Федерации непосредственно связано с ролью Президента как гаранта Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации имеет право внести предложение в Совет Федерации об освобождении от должности Председателя Верховного суда Российской Федерации, если считает, что тот ненадлежащим образом организовал работу по обеспечению конституционных прав и свобод человека.

Как гарант прав и свобод человека Президент Российской Федерации принимает меры по совершенствованию судебной системы, повышению эффективности и профессионализма её деятельности, а также обеспечению взаимодействия судебной системы с другими органами государственной власти.

Таким образом, Президент Российской Федерации имеет определённые полномочия в отношении органов судебной власти, хотя такие полномочия ограничены конституционных принципом независимости судей. Огромная роль отведена Президенту Российской Федерации в отношении формирования штата федеральных судей. В обязанность Президента входит назначать на должность наиболее квалифицированных судей. Поэтому Президент может косвенно контролировать уровень профессионализма судей и соответственно законности принятия ими решений, тем самым повышая авторитет судебной власти.

«Надёжный правозащитный механизм предполагает постоянную заботу Президента Российской Федерации как главы государства об эффективности судебной системы»39.

Президент таким образом косвенно влияет на состояние законности в обществе. Однако для полного поддержания состояния законности Президент наделяется полномочиями по отношению и к другим органам.


3.4. Полномочия Президента Российской Федерации в отношении иных органов государственной власти

В отношении иных органов власти, не входящих ни в одну из ветвей власти, Президент Российской Федерации также наделён определёнными полномочиями.

Для обеспечения необходимых условий своей деятельности Президент наделён правом формирования определённых государственных органов. Президент вправе формировать свою Администрацию, которая выполняет функции аппарата главы государства. В состав Администрации входят её руководитель и заместители руководителя, заведующий канцелярией Президента, руководитель протокола Президента и пресс-секретарь Президента, полномочные представители Президента, также в состав включаются управление Президента, аппарат Совета Безопасности Российской Федерации и иные подразделения40.

Кроме того, согласно пункту «ж» статьи 83 Конституции Российской Федерации он формирует и возглавляет Совет Безопасности41. Этот орган рассматривает вопросы внутренней и внешней политики России, касающейся государственной, экономической, оборонной, экологической и иной безопасности, а также вырабатывает концепцию национальной безопасности и занимается иными вопросами.

Ещё одно важное полномочие Президент Российской Федерации имеет в отношении прокуратуры. Согласно пункта «е.1» статьи 83 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров. Таким образом, Президент играет основную роль в формировании штата Прокуратуры Российской Федерации, государственного органа отвечающего за соблюдение законности на территории страны, в связи с чем он также косвенно влияет на состояние законности в стране.

Поскольку Президент Российской Федерации принимает непосредственное участие в формировании прокуратуры, существует мнение, что Прокуратуру Российской Федерации необходимо считать особой президентской ветвью власти42. Указанную точку зрения нельзя считать правильной. Относительная зависимость одной ветви власти от другой присутствует практически между каждым органов и обусловлена принципом разделения властей и механизмом сдержек и противовесов. Поэтому порядок назначения Генерального прокурора на должность Советом Федерации по представлению Президента не умаляет статус прокуратуры как самостоятельной ветви власти, не свидетельствует о подчиненности прокуратуры президентской власти. Так, участие двух ветвей власти в процедуре формирования других государственных органов свидетельствует о сдерживании полномочий одной ветви над другой43.

Также согласно пункта «г» статьи 84 Конституции Российской Федерации Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации44. Помимо государственных органов, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Президент для обеспечения своей деятельности создаёт различные консультативные, координационные, экспертные и иные органы, которые Конституцией не предусмотрены. К таким органам относятся Президентский совет, Совет по кадровой политике, Совет при Президенте Российской Федерации по экологической политике, Совет по местному самоуправлению, Совет по делам казначейства, Совет по делам молодежи, Комиссия по вопросам гражданства, и другие органы. Указанные органы оказывают помощь Президенту в осуществлении им своих функций и формируются указами Президента Российской Федерации.

Большое число указанных органов и их неконституционный характер вызывают критику некоторых учёных-правоведов. А. А. Огородников считает образование таких органов незаконным, формирующим установку Президента на «вседозволенность»45.

Действительно, большое количество созданных Президентом Российской Федерации вспомогательных органов значительно увеличивает штат чиновников и может привести к неразберихе в полномочиях и впоследствии к неэффективной их деятельности. Поэтому по мнению автора представляется необходимым закрепить в федеральном законе конкретный исчерпывающий перечень таких органов с указанием направлений их деятельности.

Таким образом, Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями по отношению к иным государственным органам, не включённым ни в одну ветвь власти, в том числе к Прокуратуре. Он наделён правом формирования таких органов, а также контролем за их деятельностью. В конечном итоге указанные полномочия направлены на повышение эффективности деятельности Президента и контроля им законности в стране.


Заключение

В России существует сильная президентская власть, с достаточно широкими полномочиями. Однако положение Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти неоднозначно. Оно также может быть объяснено достаточно противоречивой историей формирования. Россия как в годы монархии, так и в годы советской власти была далека от учреждения института Президента. Однако в Период перестройки, когда государство охватил кризис, в стране назрела необходимость введения единоличного сильного правителя, который бы объединил все институты государственной власти и заставил бы их согласованно и эффективно функционировать. В связи с этим 17 марта 1991 года указанная должность была учреждена путём референдума. Первоначально полномочия Президента были существенно ограничены: Президент не являлся главой государства, не представлял Россию в международных отношениях, не имел права распускать какие-либо государственные органы, в том числе органы законодательной и исполнительной власти. Однако он возглавлял исполнительную власть и координировал её деятельность.

На современном этапе функции Президента РФ существенно изменились. Президент Российской Федерации является главой государства и не входит ни в одну из ветвей власти. По большинству своих признаков российская модель президентства подходит под тип президентской республики. Однако из-за наличия ответственности Правительства не только перед Президентом, но и перед парламентом, российская модель президентства имеет признаки смешанной республики.

Президент активно взаимодействует с органами законодательной и судебной власти, но наиболее тесное взаимодействие у Президента Российской Федерации с исполнительной властью.

Кроме того, Президент Российской Федерации имеет право формировать органы, правовой статус которых Конституцией Российской Федерации и законами не закреплён. Такие органы создаются для более эффективного выполнения Президентом Российской Федерации своих функций. Определённым влиянием Президент обладает и по отношению к Прокуратуре, представляя Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, назначая на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Президент Российской Федерации наделён достаточно большими полномочиями по отношению к иным органам власти.

Полномочия Президента Российской Федерации постоянно развиваются и совершенствуются. Вместе с этим институт Президентства в России имеет определённые проблемы. Во-первых, это проблема слишком ограниченного круга оснований для отрешения Президента Российской Федерации от должности, в связи с чем возможности органов государственной власти привлечь Президента к конституционно-правовой ответственности значительно снижаются.

Во-вторых, является нерешённым вопрос относительно полномочий Президента Российской Федерации, которые в конституции закреплены только в общем виде, порядок реализации которых законом не предусмотрены. Сюда входят полномочия Президента Российской Федерации по охране внутреннего и внешнего суверенитета. Расширительное толкование таких полномочий приводит к злоупотреблениям Президентом своей власти и подмене других органов. Однако для поддержания единства и целостности страны такие полномочия не могут быть сильно сужены. Поэтому необходимо прописать в отдельном законе пределы осуществления таких полномочий. То же касается и проблемы «указного права» Президента Российской Федерации.

В-третьих, необходимо сферы законопроектов, подготавливаемых президентскими и правительственными структурами.

В-четвёртых, необходимо прописать перечень вспомогательных органов, формируемых Президентом Российской Федерации для содействия в осуществлении своих полномочий.

«Наличие у Президента Российской Федерации широких полномочий, рычагов воздействия на все ветви власти даёт основание говорить об особом месте в общей системе разделения властей»46.

Именно в силу своего особого положения институт президентской власти должен быть максимально совершенен, в связи с чем необходима доработка и решение проблем в законодательстве, регулирующей данную сферу государственной власти.


Библиографический список

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря
  2. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Рос. Федерации. 1997. № 1. Ст. 1
  3. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Рос. Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005
  4. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2003. № 2. Ст. 171
  5. Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального собрания Российской Федерации в законотворческом процессе: указ Президента Рос. Федерации: в ред. от 15 июля 2008 года // Собрание законодательства Рос. Федерации. 1996. № 16. Ст. 1842
  6. Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2004. № 11. Ст. 945
  7. Указ Президента Российской «Об Администрации Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2004. № 13. Ст. 1188

Учебники, монографии, брошюры

  1. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / Е. И. Козлова. – М.: Юристъ, 2004.
  2. Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007
  3. Конституционное право России: учебник / под общ. ред. Г. В. Мальцева. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство РАГС, 2010
  4. Кошелевский В. Д. Прокуратура в системе органов государственной власти Российской Федерации: теоретический аспект / В. Д. Кошелевский. – Пенза: ОАО «ИПК «Пензенская правда», 2007
  5. Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации / В. О. Лучин. – М.: ЮНИЧЕЛ-ДАНА, 2002
  6. Лучин В. О., Мазуров А. В. Указы Президента РФ / В. О. Лучин, А. В. Матузов. – М.: Норма, 2000
  7. Михалева Н. А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах) / Н. А. Михалева. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: ЮРКОМПАНИ, 2012
  8. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов А. А. Мишин. – 14-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2008. 520 с.
  9. Огородников А. А. Институт президентства а России, как институт высшей центральной государственной власти / А. А. Огородников. – М.: Современный мир, 2001

Периодические издания

  1. Авдеев Д. А. Разделение властей и дуалистическая природа исполнительной власти в России / Д. А. Авдеев // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 9. С. 14 - 18
  2. Байкин И. М. Взаимоотношения прокуратуры и президентской власти в системе разделения властей России / И. М. Байкин // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 10. С. 6 - 9
  3. Гончаров В. В. Проблемы соотношения и взаимодействия президентской и исполнительной власти в России / В. В. Гончаров // Юридический мир. 2008. № 4. С. 26 -29
  4. Гончаров В. В., Жилин С. М. Современные проблемы и пути укрепления президентской власти в Российской Федерации как необходимого условия противодействия центробежным тенденциям в государственном управлении / В. В. Гончаров, С. М. Жилин // Административное и муниципальное право. 2010. № 1. С. 15 - 21
  5. Зуйков А. В. Введение института президентства и расширение его компетенции нормативно-правовыми актами Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР / А. В. Зуйков // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 3. С. 12 – 15
  6. Зуйков А. В. Предпосылки учреждения института президентства в Российской Федерации / А. В. Зуйков // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 22. С. 28 – 30
  7. Иксанов И. С. Организационное обеспечение выполнения функций Президента Российской Федерации / И. С. Иксанов // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 9. С. 18 – 20
  8. Хугаева Р. Г. Ответственность высших органов государственной власти и разделение властей / Р. Г. Хугаева // Общество и право. 2010. № 3. С. 67 - 71

Материалы судебной практики

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом» // Собрание законодательства Рос. Федерации, 1996. № 19. ст. 2320

1 См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2004. С.123

2 См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2004. С.125

3 См.: Зуйков А. В. Введение института президентства и расширение его компетенции нормативно-правовыми актами Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 3. С. 13

4 См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2004. С.126

5 См.: Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. – М.: Норма, 2007. С. 336

6 См.: Зуйков А. В. Введение института президентства и расширение его компетенции нормативно-правовыми актами Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 3. С. 14

7 См.: Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. – М.: Норма, 2007. С. 338 – 339

8 Гончаров В. В. Проблемы соотношения и взаимодействия президентской и исполнительной власти в России // Юридический мир. 2008. № 4. С. 27

9 Российская газета. – 1993. - № 237

10 Российская газета. – 1993. - № 237

11 СЗ РФ. – 2003. № 2. ст. 171.

12 Российская газета. – 1993. - № 237.

13 Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2003. № 2. ст. 171.

14 Российская газета. – 1993. - № 237.

15 Конституция российской Федерации // Российская газета. – 1993. - № 237

16 См.: Хугаева Р.Г. Ответственность высших органов государственной власти и разделение властей // Общество и право. 2010. № 3. С. 69 - 70

17 Конституция российской Федерации // Российская газета. – 1993. - № 237

18 Российская газета. – 1993. - № 237

19 См.: Гончаров В. В., Жилин С. М. Современные проблемы и пути укрепления президентской власти в Российской Федерации как необходимого условия противодействия центробежным тенденциям в государственном управлении // Административное и муниципальное право. 2010. № 1. С. 19

20 См.: Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: ЮНИЧЕЛ-ДАНА, 2002. С. 447-480

21 См.: Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. – М.: Норма, 2007. С. 342

22 Огородников А. А. Институт президентства России, как институт высшей центральной государственной власти. М.: Современный мир, 2001. С.81

23 См.: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2004. С.145

24 Российская газета. – 1993. - № 237

25 СЗ РФ. – 1996. № 16. Ст. 1842

26 См.: Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. – М.: Норма, 2007. С. 350

27 Российская газета. – 1993. - № 237

28 СЗ РФ. – 1999. № 42. Ст. 5005

29 Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. – М.: Норма, 2007. С. 343

30 Российская газета. – 1993. - № 237

31 См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2004. С.150

32 СЗ РФ. – 2004. –№ 11. ст. 945

33 Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. – 2004. –№ 11. ст. 945

34 Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. – М.: Норма, 2007. С. 340

35 См.: ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1999. № 42. Ст. 5005

36 См.: ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. –1997. № 1. ст. 1

37 Российская газета. – 1993. - № 237

38 См.: ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. –1997. № 1. ст. 1

39 Конституционное право России: учебник / под общ. ред. Г. В. Мальцева. – М.: Издательство РАГС, 2010. С. 237

40 Указ Президента РФ «Об Администрации Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2004. № 13. Ст. 1188

41 Российская газета. – 1993. - № 237

42 Кошелевский В.Д. Прокуратура в системе органов государственной власти Российской Федерации: теоретический аспект. Пенза: ОАО "ИПК "Пензенская правда", 2007. С. 61 - 62.

43 См.: Байкин И.М. Взаимоотношения прокуратуры и президентской власти в системе разделения властей России // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 10. С. 8

44 Российская газета. – 1993. – № 237

45 См.: Огородников А. А. Институт президентства России, как институт высшей центральной государственной власти. М.: Современный мир, 2001. С.81

46 Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. – М.: Норма, 2007. С. 343

Президент РФ в системе государственной власти