Экскурсия в тайны письменности и литературный утренник
Тема " Об иероглифах, пиктографии и многом-многом другом. Экскурсия в тайны письменности
( тематический информационно-познавательный час"
Цели и задачи:
Ознакомить учащихся с историей возникновения письменности на Земле. Стимулировать интерес к изучению фактов и событий, имён выдающихся людей в истории изучения письменности. Вызвать чувство уважения к людям, сохраняющим историю и культуру мира. Способствовать формированию умения слушать информацию и активно её использовать: пересказывать, ставить вопрос, отвечать на них.
Подготовка:
Подготовить познавательные задания для коллективного пополнения по данной теме. Подготовить выставку книг познавательного характера.
Ход мероприятия
Основная часть
А) Вступительное слово учителя
- Сегодня мы отправляемся с вами в прошлое современной цивилизации, в то время, когда люди не умели читать и писать и пользовались только рисунками. Я прошу вас представить себя на несколько минут людьми, которые жили много миллионов лет тому назад.
У вас на столах лежат конверты, в которых находятся рисунки, вы должны прочесть рисуночное письмо.
Время выполнения - минута.
Задания в конверте
( Рисунки: пещера, охотник, костёр, волк, лук, шкура.)
- Вы абсолютно правы, ребята, у нас получился рассказ об охотнике, который сидел и сторожил пещеру, в ней горел костёр. Охотник должен был поддерживать огонь. На свет пламени в пещеру пришёл голодный волк. Охотник взял свой лук и убил волка. С того времени пещеру украшала шкура зверя, убитого охотником.
- Мы сумели прочитать текст по рисункам, которые я вам предложила. Смогли бы мыс вами жить во времена наших предков?
( Высказывания детей)
Смогли бы, только нужно научиться рисуночному письму, которое называется Пиктография. ( Показ записи слова)
- А пользуемся ли мы пиктографией сегодня?
- Приведите примеры ( азбука Морзе, дорожные знаки и т. д)
- Мы побывали у древних людей, а теперь отправимся на Восток, в Китай и Японию. Туда, где зародились письменные знаки, получившие название Иероглифы ( показ записи слова)
- Слово " иероглифы" означало священные письмена. Сейчас это слово означает систему письма, которой пользовались в древности в Египте. А сейчас в Китае, Японии, Корее.
Один иероглиф обозначал целое слово или слог:
- Давайте побудем несколько минут в роли учёных, которые расшифровывают египетские иероглифы.
У каждого из вас на столе лежит лист бумаги с иероглифом, который вы должны расшифровать. Время для обдумывания - 1 минута.
- Трудно ли вам было выполнять это задание?
В чём самая главная трудность при расшифровке иероглифов?
Если не знаешь смысла иероглифа, трудно понять, что хотел сказать автор своим рисунком, многое читающий должен был додумывать сам, что искажало смысл сказанного. Таких иероглифов в Древнем Египте осталось великое множество, но египтяне унесли с собой в прошлое тайну их прочтения. А рассказать иероглифы могли бы о многом.
- Нужно ли было современному человеку читать иероглифы?
- Зачем это было нужно?
- Как это можно было сделать?
- Знаете ли вы имена учёных, умеющих читать древние иероглифы?
А теперь мы отправимся во Францию, чтобы познакомиться там с человеком, который совершил переворот в изучении истории и культуры Египта. Для этого мы с вами прочитаем газетную статью об учёном, который посвятил свою жизнь изучению египетских иероглифов.
Чтение статьи " Тайна египетских иероглифов"
В 1822 году весь научный мир потрясло известие о том, что тайна египетских иероглифов открыта. Помог это сделать французский учёный Франсуа Шампольон.
Впервые он познакомился с египетскими иероглифами, когда ему было 11 лет. Однажды он с отцом пошёл в музей посмотреть коллекцию древностей, которую привезли из Египта. Там он увидел таблички с древнеегипетскими надписями. Именно тогда он сказал: " Я прочту это, когда вырасту".
Всю свою жизнь Франсуа Шампольон стремился к этой цели.
Он изучил много древних языков, познакомился с историей древнего мира. В 1807 году, когда ему было всего 17 лет, он сделал первый доклад о Древнем Египте в Академии наук города Гренобля. Через 15 лет он открыл метод прочтения древнеегипетских таблиц с иероглифами.
Через 6 лет после своего открытия он приехал в Египет, чтобы заняться любимым делом и показать современным египтянам, как нужно читать древнеегипетские иероглифы.
- Что вам больше всего понравилось в прочитанной статье?
- Можно ли считать. Что французский учёный " подарил" Египту его историю?
- Как вы думаете. Трудно ли было учёному открыть тайну египетских иероглифов?
- Что помогло ему в осуществлении цели?
А теперь я предлагаю сделать остановку и послушать стихотворение Олега Тарутина под названием " Иероглифы" ( читают ученики 2 класса)
1. На плите, на саркофаге,
На папирусной бумаге
И на всём, что видит взгляд,
иероглифы пестрят.
рыбы, звери, птицы, точки,
загогулины, кружочки...
всё знакомое почти,
а попробуй-ка прочти1
2. Вот в квадрате лев скучает-
Что же это означает?
3. Цапля гордая стоит-
Что она в себе таит?
Буква это или сразу
Вся египетская фраза?
Может, кончилась строка
Возле рыбы и цветка?
4. Овладеть бы вдруг случайно
Нам египетскою тайной!
Чтоб никто другой не смог
Разгадать секретных строк.
В иероглифах без риска
Я б писал тебе записку ( рисует на доске):
5. Рыба, взятая в кружок,
Цапля с клюшкой и конёк.
Ну а ты бы понял сразу
Зашифрованную фразу.
Пообедал бы скорей
И пошёл играть в хоккей!
Кто-нибудь из вас пробовал когда-нибудь писать зашифрованное письмо? Нет? Тогда давайте попробуем.
4 человека - друг другу...
Игровая ситуация. Составление и чтение зашифрованных писем
Очень интересные у нас получились письма
- Скажите, ребята, трудно ли было составлять?
А в чём заключалась самая большая трудность?
- Легко ли было прочитать?
- в чём трудность чтения?
Действительно нелегко было в Древнем Египте стать грамотным человеком. Грамотных чиновников того времени называли писцами - людьми пишущими, владеющими грамотой.
Богатые люди очень хотели научить своих детей грамоте, при этом они сими или через писцов писали детям учения - литературные обращения отцов к своим детям, где они объясняли. Почему человек должен учиться.
Сейчас мы познакомимся с поучением человека по имени Ахтой своему сыну Пепи, которое он проговаривал своему сыну, отправляя его в школу.
Обрати же твоё сердце к книгам...
Смотри. Нет ничего выше книг!
О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги, если бы я мог показать перед тобой их красоты1
Полезен для тебя день в школе, работы в ней вечны, подобно горам.
- прав ли был отец, говоря сыну такие слова о книгах?
- говорят ли что-либо подобное ваши родители вам?
А теперь я предлагаю прочитать египетский текст конца 2-го тысячелетия до н. э. в переводе русской поэтессы Анны Ахматовой.
После прочтения вы должны ответить на вопрос, кому посвящено это стихотворение?
Читают учащиеся 2 класса
1. Их имена сохранятся навеки...
Они не строили себе пирамид
Из меди
И надгробий из бронзы...
Но они оставили своё наследство
В писаниях,
В поучениях, сделанных ими...
2. Человек угасает, тело его
Становится прахом,
Все близкие его исчезают с земли,
Но писания заставляют
Вспоминать его
Устами тех, кто передаёт это в уста других.
3. Книга нужнее построенного дома.
Лучше гробниц на Востоке,
Лучше роскошного дворца,
Лучше памятника в храме.
Викторина для учащихся по содержанию информационно-познавательного часа
Что такое пиктография? ( Рисуночное письмо) Что означает слово " иероглиф"? ( Священное письмо) Кто научил " говорить" таблички с иероглифами? ( Франсуа Шампольон) Кем был писец в древнем Египте? ( Государственным чиновником) В каких странах алфавит состоит из иероглифов? ( В Японии. Китае, Корее) На каком языке говорят в современном Египте? ( на арабском языке)
Подведение итогов
Литературный утренник
" Вот что значит настоящий, верный друг"
Цель: становление и развитие коллектива, формирование в нём духовно - нравственных
взаимоотношений, воспитание дружелюбия, сопереживания.
Оборудование: книжная выставка " В любимых книгах мы живём", грамзаписи песен о дружбе, рисунки детей ( дети рисуют себя в виде дерева, все корни которого - его друзья.
Каждый корень подписан именем друга. Эти рисунки вывешиваются на ширме).
Ход мероприятия:
Звучит песня о дружбе.
Ведущий: Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о самом удивительном явлении в человеческих отношениях. И я попрошу вас составить анаграмму из букв, которые находятся перед вами.
- Что получилось?
Дружба - это тема сегодняшней нашей встречи.
- Как вы думаете, можно ли прожить без друзей?
( Высказывания детей)
Есть очень верная, мудрая пословица: " Дерево сильно корнями, а человек - друзьями".
И, судя по вашим рисункам, у вас теперь получился целый лес Дружбы. А если нарисовать одно большое дерево, то у него будет много корней, то есть у ребят нашего класса столько друзей.
- Какая бывает дружба?
Добрая, крепкая, настоящая, верная, возвышенная...
Высказывания детей о том, как они нашли своих друзей.
Чтение рассказа " Мостик" ( Азбука нравственного воспитания / Под редакцией И. А. Каирова, О. С. Богдановой. - М.: Просвещение, 1975).
- Как вы думаете, помирились ли мальчики?
- Почему рассказ назван так?
- Стал ли этот мостик мостиком примирения?
Сейчас я прочту стихотворение Эдуарда Успенского " Стихотворение о любимом Друге", а вы скажете, хотели бы вы иметь таких друзей?
- Можно ли такие отношения назвать дружбой?
- Надо ли прощать друзей?
- Надо ли подражать друзьям?
Проигрывание и разбор жизненных ситуаций.
Игра - драматизация " Друзья познаются в беде"
(По сказке С. В. Михалкова)
В: Сговорились Лиса, Бобер и Кабан пойти в дальние края. Подошли они к речке. И увидели, что мост через речку слишком узкий.
Л: втроём нам не пройти, надо по одному.
К: Кто же первый пройдёт? Ступай ты Бобер, ты старше, тебе почёт.
Б: Почему я? Пусть Лиса идёт.
Л: Нет, Бобер, иди ты первый.
В: Бобер пошёл, а мостик проломился и Бобер упал в воду.
Л: Ох, беда, беда! Что нам делать, Кабан?
Прыгай в воду, спасай Бобра! Скорее прыгай!
К: Почему я? Сама прыгай. Я боюсь холодной воды.
Б: Что вы там всполошились? Я уж сам как-нибудь! Я ведь плаваю.
Л и К: Вот чудесно! Пойдём дальше Бобер!
Б: Я дальше не пойду с вами!
В: Вы догадались, ребята, почему?
Вывод: друзья всегда помогают и выручают.
Составление правил дружбы:
Помогай товарищу, если умеешь что-то делать, научи его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь. Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с товарищем. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чём-то не прав, скажи ему об этом. Не ссорься с товарищами; старайся играть дружно. Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.
Подведение итогов.