Hазработrf бизнес-планf создания комплекса делового туризма на базе гостиницы «КАМАЗ»

PAGE 45

Введение

Одним из наиболее динамично развивающихся элементов туристической инфраструктуры России в настоящий момент является гостиничный бизнес. Растущий спрос на гостиничные услуги, относительно небольшие стартовые инвестиции, значительный уровень рентабельности сделали данный бизнес весьма привлекательным для предпринимателей. Однако, по сравнению с данной отраслью экономики других стран, качественно индустрия гостеприимства в России развивается достаточно медленно. Это обусловлено отсутствием крупных инвестиций, развитой туристской инфраструктуры, низким уровнем гостиничного сервиса и дефицитом квалифицированных кадров.

Набережные Челны – второй по величине город Татарстана, крупный индустриально-промышленный центр. Основными гостями города являются бизнесмены и командированные сотрудники различных организаций. Туристическое направление размещения в гостиницах города практически не развито ввиду отсутствия в городе крупных достопримечательностей, в отличие, например, от Казани. В Набережных Челнах в последние годы открылось сразу несколько новых гостиниц: «Open City», «Свисс Хаус», «Rasstal Spa Hotel», за счет чего резко возрос уровень общего номерного фонда. Все они, а также гостиница «Татарстан», специализируются на организации делового туризма и являются прямыми конкурентами гостиницы «КАМАЗ». Однако, спад деловой активности в последнее время, связанный с экономическим кризисом, негативно отражается на наполняемости гостиниц. По оценкам экспертов, спрос на гостиничные услуги упал примерно на 30% .

В оценках развития данного бизнеса в Набережных Челнах эксперты сходятся во мнении, что увеличения спроса на гостиничные услуги в ближайшие годы ждать не приходится. Можно лишь надеяться на восстановление спроса в будущем в связи с укреплением экономической ситуации в стране[23, дата обращения 20.09.2015г.]. В этих условиях для гостиницы «КАМАЗ» возрастает необходимость в поиске новых инструментов повышения конкурентоспособности.

Планирование играет важную роль для достижения успеха в любом начинании. Оно включает постановку целей и задач, определение и выбор наиболее эффективных путей и средств их достижения. Среди всех функций управления предприятием центральное место по праву принадлежит планированию. Развитие новых организационных форм и методов планирования бизнеса на российских предприятиях в настоящее время становится жизненно необходимым.

Актуальность темы данного исследования заключается в необходимости разработки бизнес - плана для привлечения инвестиций в создание комплекса делового туризма на базе гостиницы «КАМАЗ». Комплекс делового туризма – это предприятие, оказывающее широкий спектр услуг: организацию конференций, семинаров, тренингов различной тематики, бизнес - встреч, предоставление конференц-залов для проведения деловых мероприятий, оn-line конференций, предоставление размещения и питания.

Создание и развитие данного комплекса позволит гостинице «КАМАЗ» повысить конкурентоспособность на рынке гостиничных услуг г. Набережные Челны, а также привлечь новую целевую аудиторию.

В данной работе будет рассмотрено: понятие, роль, механизм составления и основные части бизнес плана, а также определении основных функций бизнес-плана, его роль и предназначение в системе планирования организации.

Объект исследования: гостиница «КАМАЗ».

Предмет исследования: бизнес - планирование на предприятиях сферы сервиса на примере гостиницы «КАМАЗ».

Цель исследования: разработать бизнес-план создания комплекса делового туризма на базе гостиницы «КАМАЗ».

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты бизнес - планирования на предприятиях сферы сервиса.

2. Проанализировать деятельность предприятия и перспективы его развития как комплекса делового туризма.

3. Определить пути повышения эффективности деятельности гостиницы «КАМАЗ» с учетом создания комплекса делового туризма на ее базе.

Методами исследования являются анализ конкурентной среды по методу «конкурентного листа», стратегический SWOT-анализ проекта, а также расчетно - аналитические методы планирования.

Структура данной работы представляет собой исследование основ бизнес - планирования сферы сервиса, которое включает в себя: введение, две основные главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Теоретическую основу данного исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики туризма, нормативно-правовые материалы Российской Федерации, текущий архив гостиницы «КАМАЗ», а также материалы интернет - источников.

В первой главе описывается сущность исследуемого процесса - бизнес - планирования, дается характеристика теоретических основ, определяются подходы, инструменты и методы анализа состояния исследуемой проблемы на предприятии.

Во вторую главу входит практическая разработка и анализ бизнес - плана на материале гостиницы «КАМАЗ», являющегося в данном разделе объектом исследования. Она содержит характеристику деятельности данного предприятия в контексте исследуемой проблемы, позволяющую выявить основные позитивные и проблемные компоненты, наметить и разработать рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия.

Выводы и предложения включают в себя краткий анализ проделанной работы, а также предложения по внедрению бизнес - плана на предприятии.


1. Теоретические основы бизнес – планирования

1.1. Роль бизнес - планирования в стратегическом планировании деятельности предприятия

Успех любого бизнеса в первую очередь зависит от того, насколько удачно выбрана сфера предпринимательства, правильно оценена рыночная конъюнктура, выбрана стратегия и разработана тактика ее реализации. При этом необходимо учитывать, что современные проекты требуют, как правило, крупных капиталовложений (инвестиций), не всегда имеющихся у предприятия.

Стратегическое планирование - это управленческая деятельность по созданию и поддержанию стратегического соответствия между целями предприятия, его потенциальными материальными и технологическими возможностями и шансами в сфере маркетинга и по достижению стратегического преимущества перед конкурентами.

Таким образом, смысл стратегического планирования состоит:

- в создании условий для сдерживания стремления руководителей только к максимизации текущей прибыли в ущерб достижению долговременных целей предприятия;

- в ориентировании руководителей в большей степени на предвидение будущих изменений макро- и микросреды предприятия, чем на реагирование на уже произошедшие изменения;

- в определении условий для установления обоснованных приоритетов распределения обычно ограниченных производственных ресурсов с целью их мобилизации для достижения поставленных конкретных целей;

- в уменьшении риска в хозяйственной деятельности и обеспечении концентрации имеющихся ресурсов на выбранных приоритетных направлениях.

Одним из ключевых элементов стратегического планирования является бизнес-план.

Бизнес-планирование позволяет менеджерам и экономистам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.

Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутриорганизационного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях.

Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы: как начать бизнес, как эффективно организовать производство, когда будут получены первые доходы, в какие максимально быстрые сроки можно будет расплатиться с кредиторами, как уменьшить возможные риски [14, стр.105].

В рекомендациях некоторых разработчиков бизнес-планов приводятся и другие разделы, например инвестиционный план.

Бизнес-план, в отличие от внутрипроизводственного планирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес - проекта, оценивая перспективную ситуацию как внутри предприятия, так и вне его.

Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии, или тактики развития предприятия, тогда как обычное планирование может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности.

Таким образом, бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко используемый практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности.

1.2 Понятие бизнес-плана. Цель, задачи и особенности составления

Бизнес-план – это документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществлять для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Составлять его рекомендуется на 3-5 лет. Для первого и второго года показатели следует давать в помесячной и поквартальной разбивке, далее – в годовом разрезе.

Бизнес-план необходим:

- для разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развития предприятия;

- для выполнения функции планирования;

- для оценки и контроля процесса развития основной деятельности предприятия;

- для привлечения денежных средств;

- для привлечения частных инвесторов, эффективного использования инвестиций, конкурсного размещения государственных инвестиций в высокоэффективные проекты.

Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности предприятия (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и др.).

Цель разработки бизнес-плана - дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития предприятия , т. е. спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей предприятия по их удовлетворению.

Побудительными причинами планирования предпринимателем своей деятельности можно считать следующие три:

1. Процесс бизнес - планирования, включая анализ идеи, заставляет объективно, критически и беспристрастно взглянуть на свой бизнес со всех его сторон. План - это хорошо проложенный маршрут, отражающий очередность действий и приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и способствующий предотвращению ошибок при его реализации.

2. Бизнес-план является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании может помочь оперативно контролировать и управлять предприятием.

3. Законченный бизнес-план является средством для доведения идей своего бизнеса до всех заинтересованных лиц (банковского менеджера, других финансовых инвесторов, государственных учреждений, профессиональных консультантов и др.), включая работников предприятия.[14]

Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

- определить конкретное направление деятельности предприятия, целевые рынки и место предприятия на этих рынках;

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели предприятия, стратегии и тактики их достижения;

- выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться предприятием потребителям, а также, оценить издержки по их созданию и реализации;

- оценить соответствие кадров предприятия и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

- определить состав маркетинговых мероприятий предприятия по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т. п.;

- обеспечить жизнеспособность своего предприятия в условиях жесткой конкуренции;

- добиться максимизации прибыли в конкретных условиях;

- оценить материальное и финансовое положение предприятия.

Механизм разработки бизнес-плана

Бизнес-план - это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.[10, стр.152].

В зависимости от конкретного характера и условий предстоящей деятельности - объема производства, вида продукции (услуги), ее новизны и т.п. - состав и структура бизнес-плана могут существенно различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же.

Как правило, бизнес-план состоит из следующих разделов:

- резюме;

- описание предприятия;

- анализ рынка сбыта;

- план маркетинга;

- план производства;

- инвестиционный план;

- финансовый план;

- анализ возможных рисков.

Резюме

Резюме представляет собой предельно краткое изложение сути делового предложения и выступает своего рода «уведомлением о намерениях». Цель резюме - привлечь внимание тех, кому адресован бизнес - план, дав четкое предварительное представление о сути делового предложения и бизнес - плана. Как правило, резюме содержит следующие составляющие элементы:

- наименование проекта и назначение бизнес - плана;

- краткая информация о компании;

- суть проекта;

- общая сумма инвестиций в проект;

- основные финансовые результаты и оценки эффективности проекта.

Резюме — это первый раздел бизнес- -плана, который следует сразу же за его оглавлением. Хотя резюме размещается в самом начале бизнес - плана, составляется же оно в самую последнюю очередь, когда вся разработка бизнес - плана уже завершена.

Описание предприятия

Цель этого раздела - дать общее описание компании и помочь потенциальному инвестору получить полное представление об интересующей его компании как объекте инвестирования. Этот раздел должен дать обзор основных характеристик предприятия.

Анализ рынка сбыта

Цель этого раздела - дать анализ положения дел в отрасли, в которой компания действует, выявить потенциал ее прибыльности, движущие силы конкуренции и ключевые факторы успеха в данной отрасли. Для этого необходимо собрать и проанализировать информацию об отрасли.

Маркетинговый план.

Цель этого раздела состоит в том, чтобы показать выбранную стратегию маркетинга, ведущую к достижению поставленных целей, разъяснить, какие средства маркетинга и как будут задействованы. План маркетинга — важное условие достижения успехов компании на рынке

В наиболее общем виде маркетинг представляет собой взаимосвязь двух сторон: всеобъемлющее изучение рынка и потенциальных потребителей и всестороннее продвижение услуг к потенциальному потребителю.

Основные элементы здесь следующие:

1. Схема распространения услуги: самостоятельно, через посредников и т.д.

2. Ценообразование: как определять цену услуги, каков уровень предполагаемой прибыли, в каких пределах возможно уменьшить цену, чтобы она давала возможность окупить расходы и получить достаточную прибыль.

3. Реклама: сколько средств можно выделить на это, в какой форме и какими средствами рекламировать свой бизнес.

4. Методы стимулирования потребителей: как и за счет чего привлечь новых клиентов - расширять районы сбыта, увеличивать производство, совершенствовать товар (услугу), предоставлять гарантии или дополнительные услуги клиентам и т.д.

5. Формирование и поддержание хорошего мнения: как и какими средствами можно добиться устойчивой репутации своих услуг и самого предприятия.

План производства

Цель данного раздела - представить разработанную стратегию производства продуктов (услуг), показать реальную возможность обеспечить производство необходимого продукта требуемого качества и в нужные сроки. План производства - содержит описание всего производственного процесса. Он готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством какой-либо услуги.

Главная задача раздела - подтвердить расчетами, что создаваемое предприятие в состоянии реально производить необходимое количество услуг в нужные сроки и с требуемым качеством. Одновременно решается вопрос о контроле качества выпускаемой продукции.

Инвестиционный план

При составлении бизнес – плана, инициатор проекта должен конкретно представлять потребность в инвестициях для реализации проекта. Потребность в инвестициях определяют следующим образом:

1. В плане денежных потоков вычисляют остаток денежных средств на конец каждого расчетного периода.

2. Инвестиционными затратами полностью считают первую полученную сумму дефицита из остатков денежных средств на конец периода.

3. В дальнейшем инвестиционными затратами считают не всю сумму дефицита, а только его прирост относительно максимальной суммы дефицита предыдущих периодов.

Другой способ привлечения необходимых средств - найти партнера, желающего вложить свои деньги, тот или иной капитал (здание, оборудование и т.д.) в дело. Правда, в этом случае возникает так называемая партнерская собственность, и доход от бизнеса делится либо поровну, либо в зависимости от величины вложенного капитала, в том числе и акционерного.

Финансовый план

Финансовый план обобщает в стоимостном выражении возможные результаты принятых решений по предыдущим разделам бизнес - плана.

Финансовый план включает:

- расчет величины и определение источника получения средств, необходимых для организации дела;

- прогноз объемов реализации;

- баланс денежных расходов и поступлений;

- таблицу доходов и затрат;

- сводный баланс активов и пассивов предприятия;

- график достижения безубыточности.

Прогноз объема реализации даст представление о доле рынка, которая будет охвачена выпускаемой продукцией.

Баланс денежных доходов и расходов - это документ, определяющий сумму денег, вкладываемых в проект с разбивкой по времени от момента начала организации предприятия. Главной задачей баланса является проверка синхронности поступления денежных средств от реализации продукции и их расходования, т.е. определение достаточности этих средств на каждый момент времени.

Таблица доходов и затрат показывает: доходы от продажи товаров, издержки от их производства, суммарную прибыль от продаж, общепроизводственные расходы (по видам), чистую прибыль.

Сводный баланс активов и пассивов предприятия составляется на начало и конец первого года существования проекта. Он служит основой для оценки специалистами коммерческих банков добротности источников финансирования и целесообразности вложения капитала.

Раздел рекомендуется заканчивать графиком безубыточности. График дает возможность определить объем производства (критическую программу), при котором предприятие начнет получать прибыль[10, стр.140].

Квалифицированное решение финансовых вопросов - одна из самых ответственных проблем для предпринимательства. От этого в значительной степени зависят прибыльность деятельности предпринимателя, успех дела.

Анализ возможных рисков

Цель данного раздела состоит в том, чтобы выявить возможные виды рисков, связанные с осуществлением проекта, оценить риски проекта в целом и предусмотреть меры по предотвращению или снижению возможных потерь. любое планирование развития бизнеса должно сопровождаться анализом и оценкой рисков, связанных с осуществлением проекта. Этот раздел - один из самых сложных разделов бизнес - плана. Он должен дать потенциальным инвесторам (или партнерам) информацию о рисках проекта для принятия решения о целесообразности их участия в проекте. Важно продемонстрировать реалистичный подход к проекту. Он необходим предпринимателю для самоконтроля и убеждения инвестора в надежности вложения им денежных средств.

Разработка бизнес - плана предполагает значительные затраты времени на проведение экономических и финансовых расчетов. Трудоемкость этой работы велика, а потому автоматизация хотя бы ее части на базе использования современных информационных технологий позволяет сократить общий объем работ и ускорить его выполнение.

Таким образом, в результате проделанной работы составлен план действий по достижению поставленных целей. Разработка бизнес-плана дает возможность трезво оценить свое предприятие, выявить его слабые и сильные стороны, разработать стратегию дальнейшего развития.

2. Бизнес - план создания комплекса делового туризма на базе гостиницы «КАМАЗ»

2.1. Краткая характеристика гостиницы «КАМАЗ»