Hазработrf бизнес-планf создания комплекса делового туризма на базе гостиницы «КАМАЗ»
PAGE 45
Введение
Одним из наиболее динамично развивающихся элементов туристической инфраструктуры России в настоящий момент является гостиничный бизнес. Растущий спрос на гостиничные услуги, относительно небольшие стартовые инвестиции, значительный уровень рентабельности сделали данный бизнес весьма привлекательным для предпринимателей. Однако, по сравнению с данной отраслью экономики других стран, качественно индустрия гостеприимства в России развивается достаточно медленно. Это обусловлено отсутствием крупных инвестиций, развитой туристской инфраструктуры, низким уровнем гостиничного сервиса и дефицитом квалифицированных кадров.
Набережные Челны второй по величине город Татарстана, крупный индустриально-промышленный центр. Основными гостями города являются бизнесмены и командированные сотрудники различных организаций. Туристическое направление размещения в гостиницах города практически не развито ввиду отсутствия в городе крупных достопримечательностей, в отличие, например, от Казани. В Набережных Челнах в последние годы открылось сразу несколько новых гостиниц: «Open City», «Свисс Хаус», «Rasstal Spa Hotel», за счет чего резко возрос уровень общего номерного фонда. Все они, а также гостиница «Татарстан», специализируются на организации делового туризма и являются прямыми конкурентами гостиницы «КАМАЗ». Однако, спад деловой активности в последнее время, связанный с экономическим кризисом, негативно отражается на наполняемости гостиниц. По оценкам экспертов, спрос на гостиничные услуги упал примерно на 30% .
В оценках развития данного бизнеса в Набережных Челнах эксперты сходятся во мнении, что увеличения спроса на гостиничные услуги в ближайшие годы ждать не приходится. Можно лишь надеяться на восстановление спроса в будущем в связи с укреплением экономической ситуации в стране[23, дата обращения 20.09.2015г.]. В этих условиях для гостиницы «КАМАЗ» возрастает необходимость в поиске новых инструментов повышения конкурентоспособности.
Планирование играет важную роль для достижения успеха в любом начинании. Оно включает постановку целей и задач, определение и выбор наиболее эффективных путей и средств их достижения. Среди всех функций управления предприятием центральное место по праву принадлежит планированию. Развитие новых организационных форм и методов планирования бизнеса на российских предприятиях в настоящее время становится жизненно необходимым.
Актуальность темы данного исследования заключается в необходимости разработки бизнес - плана для привлечения инвестиций в создание комплекса делового туризма на базе гостиницы «КАМАЗ». Комплекс делового туризма это предприятие, оказывающее широкий спектр услуг: организацию конференций, семинаров, тренингов различной тематики, бизнес - встреч, предоставление конференц-залов для проведения деловых мероприятий, оn-line конференций, предоставление размещения и питания.
Создание и развитие данного комплекса позволит гостинице «КАМАЗ» повысить конкурентоспособность на рынке гостиничных услуг г. Набережные Челны, а также привлечь новую целевую аудиторию.
В данной работе будет рассмотрено: понятие, роль, механизм составления и основные части бизнес плана, а также определении основных функций бизнес-плана, его роль и предназначение в системе планирования организации.
Объект исследования: гостиница «КАМАЗ».
Предмет исследования: бизнес - планирование на предприятиях сферы сервиса на примере гостиницы «КАМАЗ».
Цель исследования: разработать бизнес-план создания комплекса делового туризма на базе гостиницы «КАМАЗ».
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты бизнес - планирования на предприятиях сферы сервиса.
2. Проанализировать деятельность предприятия и перспективы его развития как комплекса делового туризма.
3. Определить пути повышения эффективности деятельности гостиницы «КАМАЗ» с учетом создания комплекса делового туризма на ее базе.
Методами исследования являются анализ конкурентной среды по методу «конкурентного листа», стратегический SWOT-анализ проекта, а также расчетно - аналитические методы планирования.
Структура данной работы представляет собой исследование основ бизнес - планирования сферы сервиса, которое включает в себя: введение, две основные главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Теоретическую основу данного исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики туризма, нормативно-правовые материалы Российской Федерации, текущий архив гостиницы «КАМАЗ», а также материалы интернет - источников.
В первой главе описывается сущность исследуемого процесса - бизнес - планирования, дается характеристика теоретических основ, определяются подходы, инструменты и методы анализа состояния исследуемой проблемы на предприятии.
Во вторую главу входит практическая разработка и анализ бизнес - плана на материале гостиницы «КАМАЗ», являющегося в данном разделе объектом исследования. Она содержит характеристику деятельности данного предприятия в контексте исследуемой проблемы, позволяющую выявить основные позитивные и проблемные компоненты, наметить и разработать рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия.
Выводы и предложения включают в себя краткий анализ проделанной работы, а также предложения по внедрению бизнес - плана на предприятии.
1. Теоретические основы бизнес планирования
1.1. Роль бизнес - планирования в стратегическом планировании деятельности предприятия
Успех любого бизнеса в первую очередь зависит от того, насколько удачно выбрана сфера предпринимательства, правильно оценена рыночная конъюнктура, выбрана стратегия и разработана тактика ее реализации. При этом необходимо учитывать, что современные проекты требуют, как правило, крупных капиталовложений (инвестиций), не всегда имеющихся у предприятия.
Стратегическое планирование - это управленческая деятельность по созданию и поддержанию стратегического соответствия между целями предприятия, его потенциальными материальными и технологическими возможностями и шансами в сфере маркетинга и по достижению стратегического преимущества перед конкурентами.
Таким образом, смысл стратегического планирования состоит:
- в создании условий для сдерживания стремления руководителей только к максимизации текущей прибыли в ущерб достижению долговременных целей предприятия;
- в ориентировании руководителей в большей степени на предвидение будущих изменений макро- и микросреды предприятия, чем на реагирование на уже произошедшие изменения;
- в определении условий для установления обоснованных приоритетов распределения обычно ограниченных производственных ресурсов с целью их мобилизации для достижения поставленных конкретных целей;
- в уменьшении риска в хозяйственной деятельности и обеспечении концентрации имеющихся ресурсов на выбранных приоритетных направлениях.
Одним из ключевых элементов стратегического планирования является бизнес-план.
Бизнес-планирование позволяет менеджерам и экономистам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.
Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутриорганизационного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях.
Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы: как начать бизнес, как эффективно организовать производство, когда будут получены первые доходы, в какие максимально быстрые сроки можно будет расплатиться с кредиторами, как уменьшить возможные риски [14, стр.105].
В рекомендациях некоторых разработчиков бизнес-планов приводятся и другие разделы, например инвестиционный план.
Бизнес-план, в отличие от внутрипроизводственного планирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес - проекта, оценивая перспективную ситуацию как внутри предприятия, так и вне его.
Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии, или тактики развития предприятия, тогда как обычное планирование может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности.
Таким образом, бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко используемый практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности.
1.2 Понятие бизнес-плана. Цель, задачи и особенности составления
Бизнес-план это документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществлять для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Составлять его рекомендуется на 3-5 лет. Для первого и второго года показатели следует давать в помесячной и поквартальной разбивке, далее в годовом разрезе.
Бизнес-план необходим:
- для разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развития предприятия;
- для выполнения функции планирования;
- для оценки и контроля процесса развития основной деятельности предприятия;
- для привлечения денежных средств;
- для привлечения частных инвесторов, эффективного использования инвестиций, конкурсного размещения государственных инвестиций в высокоэффективные проекты.
Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности предприятия (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и др.).
Цель разработки бизнес-плана - дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития предприятия , т. е. спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей предприятия по их удовлетворению.
Побудительными причинами планирования предпринимателем своей деятельности можно считать следующие три:
1. Процесс бизнес - планирования, включая анализ идеи, заставляет объективно, критически и беспристрастно взглянуть на свой бизнес со всех его сторон. План - это хорошо проложенный маршрут, отражающий очередность действий и приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и способствующий предотвращению ошибок при его реализации.
2. Бизнес-план является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании может помочь оперативно контролировать и управлять предприятием.
3. Законченный бизнес-план является средством для доведения идей своего бизнеса до всех заинтересованных лиц (банковского менеджера, других финансовых инвесторов, государственных учреждений, профессиональных консультантов и др.), включая работников предприятия.[14]
Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:
- определить конкретное направление деятельности предприятия, целевые рынки и место предприятия на этих рынках;
- сформулировать долговременные и краткосрочные цели предприятия, стратегии и тактики их достижения;
- выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться предприятием потребителям, а также, оценить издержки по их созданию и реализации;
- оценить соответствие кадров предприятия и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
- определить состав маркетинговых мероприятий предприятия по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т. п.;
- обеспечить жизнеспособность своего предприятия в условиях жесткой конкуренции;
- добиться максимизации прибыли в конкретных условиях;
- оценить материальное и финансовое положение предприятия.
Механизм разработки бизнес-плана
Бизнес-план - это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.[10, стр.152].
В зависимости от конкретного характера и условий предстоящей деятельности - объема производства, вида продукции (услуги), ее новизны и т.п. - состав и структура бизнес-плана могут существенно различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же.
Как правило, бизнес-план состоит из следующих разделов:
- резюме;
- описание предприятия;
- анализ рынка сбыта;
- план маркетинга;
- план производства;
- инвестиционный план;
- финансовый план;
- анализ возможных рисков.
Резюме
Резюме представляет собой предельно краткое изложение сути делового предложения и выступает своего рода «уведомлением о намерениях». Цель резюме - привлечь внимание тех, кому адресован бизнес - план, дав четкое предварительное представление о сути делового предложения и бизнес - плана. Как правило, резюме содержит следующие составляющие элементы:
- наименование проекта и назначение бизнес - плана;
- краткая информация о компании;
- суть проекта;
- общая сумма инвестиций в проект;
- основные финансовые результаты и оценки эффективности проекта.
Резюме это первый раздел бизнес- -плана, который следует сразу же за его оглавлением. Хотя резюме размещается в самом начале бизнес - плана, составляется же оно в самую последнюю очередь, когда вся разработка бизнес - плана уже завершена.
Описание предприятия
Цель этого раздела - дать общее описание компании и помочь потенциальному инвестору получить полное представление об интересующей его компании как объекте инвестирования. Этот раздел должен дать обзор основных характеристик предприятия.
Анализ рынка сбыта
Цель этого раздела - дать анализ положения дел в отрасли, в которой компания действует, выявить потенциал ее прибыльности, движущие силы конкуренции и ключевые факторы успеха в данной отрасли. Для этого необходимо собрать и проанализировать информацию об отрасли.
Маркетинговый план.
Цель этого раздела состоит в том, чтобы показать выбранную стратегию маркетинга, ведущую к достижению поставленных целей, разъяснить, какие средства маркетинга и как будут задействованы. План маркетинга важное условие достижения успехов компании на рынке
В наиболее общем виде маркетинг представляет собой взаимосвязь двух сторон: всеобъемлющее изучение рынка и потенциальных потребителей и всестороннее продвижение услуг к потенциальному потребителю.
Основные элементы здесь следующие:
1. Схема распространения услуги: самостоятельно, через посредников и т.д.
2. Ценообразование: как определять цену услуги, каков уровень предполагаемой прибыли, в каких пределах возможно уменьшить цену, чтобы она давала возможность окупить расходы и получить достаточную прибыль.
3. Реклама: сколько средств можно выделить на это, в какой форме и какими средствами рекламировать свой бизнес.
4. Методы стимулирования потребителей: как и за счет чего привлечь новых клиентов - расширять районы сбыта, увеличивать производство, совершенствовать товар (услугу), предоставлять гарантии или дополнительные услуги клиентам и т.д.
5. Формирование и поддержание хорошего мнения: как и какими средствами можно добиться устойчивой репутации своих услуг и самого предприятия.
План производства
Цель данного раздела - представить разработанную стратегию производства продуктов (услуг), показать реальную возможность обеспечить производство необходимого продукта требуемого качества и в нужные сроки. План производства - содержит описание всего производственного процесса. Он готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством какой-либо услуги.
Главная задача раздела - подтвердить расчетами, что создаваемое предприятие в состоянии реально производить необходимое количество услуг в нужные сроки и с требуемым качеством. Одновременно решается вопрос о контроле качества выпускаемой продукции.
Инвестиционный план
При составлении бизнес плана, инициатор проекта должен конкретно представлять потребность в инвестициях для реализации проекта. Потребность в инвестициях определяют следующим образом:
1. В плане денежных потоков вычисляют остаток денежных средств на конец каждого расчетного периода.
2. Инвестиционными затратами полностью считают первую полученную сумму дефицита из остатков денежных средств на конец периода.
3. В дальнейшем инвестиционными затратами считают не всю сумму дефицита, а только его прирост относительно максимальной суммы дефицита предыдущих периодов.
Другой способ привлечения необходимых средств - найти партнера, желающего вложить свои деньги, тот или иной капитал (здание, оборудование и т.д.) в дело. Правда, в этом случае возникает так называемая партнерская собственность, и доход от бизнеса делится либо поровну, либо в зависимости от величины вложенного капитала, в том числе и акционерного.
Финансовый план
Финансовый план обобщает в стоимостном выражении возможные результаты принятых решений по предыдущим разделам бизнес - плана.
Финансовый план включает:
- расчет величины и определение источника получения средств, необходимых для организации дела;
- прогноз объемов реализации;
- баланс денежных расходов и поступлений;
- таблицу доходов и затрат;
- сводный баланс активов и пассивов предприятия;
- график достижения безубыточности.
Прогноз объема реализации даст представление о доле рынка, которая будет охвачена выпускаемой продукцией.
Баланс денежных доходов и расходов - это документ, определяющий сумму денег, вкладываемых в проект с разбивкой по времени от момента начала организации предприятия. Главной задачей баланса является проверка синхронности поступления денежных средств от реализации продукции и их расходования, т.е. определение достаточности этих средств на каждый момент времени.
Таблица доходов и затрат показывает: доходы от продажи товаров, издержки от их производства, суммарную прибыль от продаж, общепроизводственные расходы (по видам), чистую прибыль.
Сводный баланс активов и пассивов предприятия составляется на начало и конец первого года существования проекта. Он служит основой для оценки специалистами коммерческих банков добротности источников финансирования и целесообразности вложения капитала.
Раздел рекомендуется заканчивать графиком безубыточности. График дает возможность определить объем производства (критическую программу), при котором предприятие начнет получать прибыль[10, стр.140].
Квалифицированное решение финансовых вопросов - одна из самых ответственных проблем для предпринимательства. От этого в значительной степени зависят прибыльность деятельности предпринимателя, успех дела.
Анализ возможных рисков
Цель данного раздела состоит в том, чтобы выявить возможные виды рисков, связанные с осуществлением проекта, оценить риски проекта в целом и предусмотреть меры по предотвращению или снижению возможных потерь. любое планирование развития бизнеса должно сопровождаться анализом и оценкой рисков, связанных с осуществлением проекта. Этот раздел - один из самых сложных разделов бизнес - плана. Он должен дать потенциальным инвесторам (или партнерам) информацию о рисках проекта для принятия решения о целесообразности их участия в проекте. Важно продемонстрировать реалистичный подход к проекту. Он необходим предпринимателю для самоконтроля и убеждения инвестора в надежности вложения им денежных средств.
Разработка бизнес - плана предполагает значительные затраты времени на проведение экономических и финансовых расчетов. Трудоемкость этой работы велика, а потому автоматизация хотя бы ее части на базе использования современных информационных технологий позволяет сократить общий объем работ и ускорить его выполнение.
Таким образом, в результате проделанной работы составлен план действий по достижению поставленных целей. Разработка бизнес-плана дает возможность трезво оценить свое предприятие, выявить его слабые и сильные стороны, разработать стратегию дальнейшего развития.
2. Бизнес - план создания комплекса делового туризма на базе гостиницы «КАМАЗ»
2.1. Краткая характеристика гостиницы «КАМАЗ»