По индейским тропам
Урок-игра в 5-м классе по рассказу О. Генри «Вождь краснокожих»
В начале урока учитель предлагает ребятам поиграть в индейцев. Однако, говорит он, мы не будем трясти копьями и снимать скальпы. Наша игра - литературная. Мы с вами поработаем над рассказом «Вождь краснокожих», повторим некоторые теоретические понятия.
Каждый ряд будет индейским племенем со своим вождём и знаком-тотемом. Цель нашего путешествия по индейским тропам - не стан бледнолицых, а вершина, которая называется “5”.
(Учитель прикрепляет в верхнем углу доски красочную цифру “5”. К этой “5” ведут нарисованные тропинки.)
Для того чтобы достичь цели, надо быть таким, как индейцы: внимательным, сообразительным, иметь хорошую память, уметь быть в лесу неслышным и незаметным. Поэтому и тропинки наши будут такими:
1. Тропа Внимательности.
2. Тропа Сообразительности.
3. Тропа Находчивости.
4. Тропа Дружбы.
Итак, вступаем на первую тропу.
1. Тропа Внимательности (Вопросы на знание текста задаются по очереди каждому племени. За верный ответ тотем передвигается по тропе вперёд на один шаг.)
- Где происходят события? (Один ученик из каждой команды показывает на географической карте.)
- Сколько было денег у похитителей и сколько им не хватало?
Варианты ответов:
- 300 и 1000 долларов; 200 и 5000 долларов; 600 и 2000 долларов.
- Какого цвета были волосы мальчика? (“Как обложка журнала, который покупаешь в киоске, торопясь на поезд”.)
- Какие деревья на горе? (Выбрать из гербария.)
- За что решили похитители потребовать дополнительно 300 долларов?
- Кем сначала вообразил себя мальчик?
- Какие наказания придумал мальчик своим похитителям?
- С какой силой стал трясти Сэм мальчика после того, как он попал ему камнем по голове?
- С какой минуты был сломлен дух Билли?
- В какую игру играл мальчик на второй день?
- Какую сумму согласился заплатить отец мальчика?
- За сколько минут добежали похитители до границы с Канадой?
2. Тропа Сообразительности
- Расположить в логической последовательности следующие теоретические понятия: идея, жанр, сюжет, речевые средства, система образов. (Слова написаны на карточках. Представители команд располагают их в нужном порядке.)
- Каков жанр рассказа? Какие приёмы создания смешного использует автор?
- Назовите несоответствия, неожиданности, которые встречаются в рассказе.
- Какие неожиданности сюжета ожидают читателя?
- Почему похищение ребёнка не выглядит страшным?
- Какие речевые средства использует автор?
3. Тропа Находчивости
- Найдите в тексте речевые средства, которые помогают вызвать улыбку.
4. Тропа Дружбы
- Проинсценируйте самый смешной, на ваш взгляд, эпизод.
(Пока команды готовятся, жюри подводит итоги, определяет, кто дошёл до вершины “5”.)
Домашнее задание
- Прочитайте любой юмористический рассказ. Найдите, какие приёмы создания смешного использует автор. Какие средства художественной выразительности помогают вызвать улыбку у читателя?