Развитие коммуникативных навыков на уроках литературы в 6-м классе


Основная цель современного школьного образования — целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация. Необходимым условием успешной социализации, интеллектуального и эмоционального развития личности является повышение общей и коммуникативной культуры. Проблема общения вообще одна из самых важных, так как любая человеческая деятельность основана на общении, в том числе и учебная. Разработанные единые государственные образовательные стандарты называют общеучебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, к которым относится коммуникативная компетентность: способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

Всем хорошо известно, что научиться строить свою речь правильно и в соответствии с ситуацией можно лишь постоянно тренируя свои речемыслительные умения. Основное внимание их формированию отводится в курсах «Речь и культура общения», «Риторика», «Русская словесность», но интеграция образовательного процесса предполагает очень тесную связь с уроками литературы, так как:

1) именно художественная литература — “кладовая” искусства общения;

2) на уроках литературы много возможностей для практического применения коммуникативных навыков.

Необходимо только создать условия, к которым отношу следующие:

1) обеспечение доверительной и уважительной атмосферы общения, ориентации на ситуацию успеха;

2) создание на уроке культурно-речевой среды;

3) использование методов и приёмов обучения в общении; к таким относятся методы и приёмы, фиксирующие внимание на одном учащемся или небольшой группе (работа в парах или микрогруппах).

Класс разбивается на группы от двух до пяти человек, группа занимает своё место в аудитории (допускается пересаживание и перестановка мебели).

1-й этап. Индивидуальная работа (5–10 мин.): перечитать, пересмотреть, найти, подобрать, составить, ответить и тому подобное. Этот этап может совпадать с проверкой домашнего задания.

2-й этап. Работа в группе (10–15 мин.): обмен информацией, редактирование, нахождение общего решения.

3-й этап. Принятие окончательного решения насчёт содержания и формы предъявления.

Представление ответа (15–20 мин.).

Такая форма работы вовлекает учеников в активный процесс получения и переработки информации, организует такое взаимодействие, которое включает в себя связки “ученик–ученик”, “учитель–ученик”, “ученик–учитель”, “ученик–класс”, вырабатывает навыки сотрудничества, методы, фиксирующие внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, лекция.

Методика их известна — методы эффективного обучения: игры, элементы игр, театрализация.

Приведу Пример урока по описанной методике работы в малой группе в 6-м классе.

Тема. Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Цель. Помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа.

Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой. (В. Астафьев)

Предварительное домашнее задание

1. Прочитать рассказ, ответить на вопрос: в какое время и где происходят события рассказа?

2. Поставить вопросы, которые хотелось бы обсудить в классе.

1-й этап. Обсуждение первичного восприятия по вопросам домашнего задания (= краткое вступительное слово).

1. События, описанные в рассказе, происходят в сибирской деревне в конце 20-х — начале 30-х годов XX века, когда только начали создаваться колхозы, многие жили ещё единолично, как бабушка и дедушка героя, с которыми он воспитывался, потому что рано потерял мать. Рассказ Астафьева автобиографичен, в герое можно узнать автора, родившегося в Сибири. Описание событий в романах и других произведениях его начиналось там же, с детского сочинения о том, как он однажды заблудился в тайге. Став писателем, он написал об этом известный вам рассказ «Васюткино озеро». Детские воспоминания и впечатления лежат и в основе рассказа «Конь с розовой гривой».

2. Вопросы для обсуждения, предложенные ребятами:

— Как герой втянулся в обман?

— Почему обманул бабушку?

— Почему бабушка купила пряник, несмотря на обман?

— Почему мальчик не забыл происшедшее?

3. Постановка цели и задач урока. Разберёмся в прочитанном. Почему же те события остались незабываемы, какие жизненные уроки извлёк герой? Поработаем с карточками заданий по тексту и сделаем выводы, подумав, как их лучше представить.

2-й этап. Работа в микрогруппах по карточкам (6 групповых заданий по 3 вопроса).

I

1. Найдите и перечитайте отрывок, описывающий дом Левонтия.

2. Какое впечатление он производит, как бы вы его нарисовали?

3. Подумайте, почему героя неудержимо тянуло в этот дом, в семью дяди Левонтия?

II

1. “Так весело и интересно провели мы весь день...” Найдите эти строки в рассказе.

2. Какие события происходили в течение этого дня? Выделите их.

3. Составьте план из цепи событий, кратко перескажите.

III

1. Писатель больше внимания из всех левонтьевских уделяет Саньке. Найдите отрывок, описывающий портрет Саньки.

2. Как характеризует Саньку рассказчик?

3. Согласны ли вы с такой характеристикой? Обоснуйте.

IV

1. Найдите и пересмотрите фрагмент рассказа, когда герой вернулся домой после сбора земляники.

2. Проследите и выделите, как менялось его настроение дома.

3. Сделайте вывод: как обман повлиял на поведение героя?

V

1. Найдите эпизод, в котором рассказывается, что происходило на следующий день после сбора ягод.

2. Кратко расскажите, что делал герой в этот день.

3. Проследите, каким было настроение в этот день. Сделайте вывод, как обман влиял на настроение мальчика.

VI

1. Пересмотрите эпизод утреннего разговора со слов “В то утро к нам приходило много людей...” и до конца рассказа.

2. Какими вы представляете героев в этот момент? Опишите.

3. Подготовьте выразительное чтение, передавая настроение героев и особенности их поведения в данный момент.

3-й этап. Выступление групп, коллективное обсуждение-дополнение.

I. Дом Левонтия “стоял один на просторе”, “кое-как застеклённые окна”, “ни забора, ни ворот, ни сенцев, ни наличников, ни ставен”, “вокруг дома изгородь из жердей, хворостин, досок”. Он выглядит бедным, убогим, без особо заботливой руки хозяина. Сюда неудержимо тянет героя, в семью, в которой, “кроме ребятишек, не было ничего”. Но здесь бывали моменты, когда всё “выкладывалось на стол” и “такая доброта охватывала людей”, что герой ощущал себя частью большой семьи и чувствовал особое внимание и заботу взрослого человека — дяди Левонтия. (Рассказ сопровождается рисунком на доске.)

II. За земляникой. План (пишут на доске):

1. “По пути на увал”.

2. “Начали брать землянику”, “я брал старательно”.

3. “Бьются братья левонтьевские”.

4. “Пошли к речке побрызгаться”, “я попал на уду”.

5. “Вытряхнул ягоды на траву левонтьевским”.

6. “Ягоды вмиг исчезли”.

7. “Брызгались водой, бродили, ловили подкаменщика, пуляли камнями, подбили стрижа, забегали в устье пещеры”.

8. “Нарвал травы, засыпал ягоды”, пошёл домой.

III. Санька, “исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами”, с “немытой рожей”, с “дыркой между передних зубов”. Он “был вреднее и злее всех левонтьевских”. Рассказчик говорит о нём неодобрительно. Санька спровоцировал на поступки, за которые герою стало стыдно: втянул

в обман, шантажировал, подтолкнул к воровству, учил хитрить и обманывать. Герой сожалеет, что поддался на Санькины уловки.

IV. После неудачного сбора ягод герой “тихо плёлся из лесу”, “потом ему стало жутко”, “повздыхал”, “чуть не всплакнул”, засыпал ягоды травой — “отлегло маленько”, “приготовился к каре за содеянное”. Мучила совесть: “Бабушку надул, калачи украл, что будет...” “Сон не брал как преступника”, “хотел разбудить и всё рассказать”. Его поведение выдаёт его раскаяние.

V. На другой день (на доске):

1) пошёл к левонтьевским;

2) рыбалка;

3) раздумья о совершённых поступках: “Зачем я так сделал? Зачем послушался?”;

4) Санька утешал;

5) увидел бабушку на лодке;

6) пробегал до темноты;

7) тётя Феня привела домой.

VI. Бабушка — возмущённая, непримиримая, ругалась, кричала, но потом сменила гнев на милость.

Дедушка — успокаивал и утешал, поддерживал.

Мальчик — смирный, покорный, раскаивающийся, потом довольный, что всё закончилось.

Итог-обобщение. Жизненные уроки героя (запись под эпиграфом).

1. Поддавшись чьему-то влиянию, можно совершить дурной поступок.

2. Очень трудно признаться в содеянном.

3. Душевное раскаяние очень мучительно.

4. Раскаяние приносит облегчение.

5. Бабушка очень его любила, была доброй, учила нравственной мудрости. Поэтому эти уроки жизни незабываемы (см. эпиграф).

Домашнее задание. Прочитать сборник рассказов В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Ответить на вопросы:

1. Какой рассказ особенно понравился? Чем?

2. Почему писатель дал такое название сборнику?

Таким образом, на уроке отрабатывались разные коммуникативные навыки: предъявление тезиса, аргументирование, использование примеров, обобщение, передача содержания в сжатом виде и в соответствии с ситуацией общения, различные способы предъявления информации (рисунок, план, пересказ-анализ, выразительное чтение).