Социальная коррекция девиантного поведения детей и подростков

Балашовский институт (филиал) Государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

Кафедра социальной работы

Социальная коррекция девиантного поведения

детей и подростков.

Дипломная работа

по специальности 040100 «Социальная работа»

Выполнила:

студентка 4 курса

факультета социальной работы

заочной формы обучения

Журбина Наталья Владимировна

Научный руководитель:

кандидат социологических наук

доцент кафедры социальной работы

Шатилов Иван Николаевич

________________________

(Подпись)

Балашов 2011

Содержание

Введение..……………………………………………………………………….......3

Глава 1. Теоретические основы социальной работы с девиантными подростками ………………………………………………………………………………...…6

1.1. Понятийный аппарат…………………………………………………….…….6

1.2. Правовые основы………………………………………………….…………...9

1.3 Причины формирования девиантного поведения в подростковом возрасте ……………………………………………………………………..……………….14

Глава 2. Практическое исследование социальной коррекции и причин девиантного поведения подростков, состоящих на учёте в Еланском центре «Семья» ……………………………………………………………….….……………21 2.1 Проведение исследования, анализ полученных данных…………………...21 2.2. Программа профилактики и социальной коррекции девиантного поведения подростков, состоящих на учёте в Еланском центре «Семья» ……………….30

Заключение…………………………………………………………………..…….47

Список литературы………………………………………………………..………49

Приложения……………………………………………………………….…..…..53

Введение

Актуальность исследования. Глубокие социальные изменения, происходящие в нашем обществе: кризисное состояние экономики, культуры и образования катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания молодого поколения. Это приводит к увеличению трудностей и рисков, с которыми сталкиваются ребенок и его родители. Как следствие, выявлен целый ряд негативных явлений в детской и подростковой среде. Обозначились тенденции существенных изменений в иерархии нравственных ценностей. Такие базовые понятия как гуманизм, гражданственность, патриотизм среди большей части девушек и юношей утратили свою значимость. На первое место вышли ориентации индивидуалистического и потребительского характера. Существенно возросло число тех, кто считает возможным разговаривать с применением ненормативной лексики, свободно распивать в общественных местах спиртные напитки, иметь добрачные связи, демонстрировать жестокость и агрессию по отношению к слабым и нуждающимся в помощи. Наиболее остро потеря морально-нравственных ценностей выражается в девиантном поведении. Наблюдается возрастание масштабов детского алкоголизма и наркомании, сексуальной распущенности, рост подростковой преступности.

Проблема девиантного поведения является одной из важнейших для будущего России и всего человечества. Так как через некоторое время, получив поверхностное и однобокое образование, невоспитанное поколение без достаточного понимания, а порой и при полном отсутствии морально-нравственных норм станут руководителями различных уровней и рангов, вплоть до руководства страной. Отсюда вытекает необходимость самого пристального внимания к этой проблеме и принятие срочных мер для ее решения.

Степень научной разработанности проблемы. Большой интерес к формированию и функционированию социальной работы с девиантными подростками на современном этапе проявляют многие исследователи российского общества. В трудах Л.Г. Гусляковой, В.П. Малыхина, Л.Б. Шнейдера рассматриваются основные виды и причины девиантного поведения. П.Д. Павленок, Е.И. Холостова раскрывают специфику социальной работы с подростками, отличающимися девиантным поведением. С.А. Беличева, И.Г. Зайнышев, П.Я. Циткилов рассматривают основные технологии социальной работы с девиантными подростками.

Объект исследования: девиантное поведение подростков.

Предмет исследования: социальная коррекция девиантного поведения детей и подростков.

Цель работы: выявление причин девиантного поведения детей и подростков для организации эффективной работы по их социальной коррекции.

Цель работы предполагает реализацию следующих задач:

1. Проанализировать научную литературу по данной проблематике;

2. Проанализировать понятийный аппарат исследования.

3. Изучить правовые основы социальной работы с девиантными детьми и подростками.

4. Осуществить практическое исследование социальной коррекции и причин формирования девиантного поведения с использованием контрольной группы из детей и подростков, состоящих на учёте в центре «Семья».

5. На основе анализа полученных данных разработать и внедрить программу социальной коррекции девиантных детей и подростков, провести вторичную диагностику, направленную на выявление ее эффективности.

Гипотеза исследования состоит в том, что формирование девиантного поведения подростков обусловлено, прежде всего, низким уровнем их социальной адаптации, что требует учета в организации социально - коррекционной работы с ними.

Методы исследования:

- наблюдение;

- анализ документов, т.е. социальных паспортов испытуемых для сбора первичной информации о них;

- многоуровневый личностный опросник «адаптивность» (МЛО-АМ)

А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина;

- методика диагностики социально – психологической адаптации К.Роджерса и Р. Даймонда, на выявление эмоционального комфорта, внешнего и внутреннего контроля девиантных детей и подростков.

Методологической основой исследования является комплексно-ориентированная модель, реализуемая в рамках социальной работы с девиантными детьми и подростками. В данной модели выявляются возможности регуляции социального поведения клиента путем обучения его «отрабатывать» механизмы своих поступков, адекватные социальным условиям или той конкретной социальной ситуации, в которой он оказался. Когнитивная модель социальной работы является комплексной, поскольку она включает и социологические, и психологические подходы к ее организации.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов практического исследования и программы, разработанной с учётом его результатов, в работе специалистов по социальной работе с девиантными подростками, состоящими на учёте в центре «Семья».

Научная новизна: теоретические и практические выводы могут помочь более глубокому пониманию специфики девиантного поведения подростков.

Глава 1. Теоретические основы социальной работы

с девиантными подростками

1.1. Понятийный аппарат

Полноценное рассмотрение заявленной темы предполагает анализ ряда основных понятий, касающихся социально – коррекционной работы с детьми и подростками девиантного поведения.

Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой и подразумеваемой нормы, будь-то нормы психологического здоровья, права, культуры или морали.

С точки зрения педагогического подхода, определение девиантного поведения включает в себя - отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса их усвоения и воспроизводства, саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

С точки зрения медицинского подхода, определение девиантного поведения включает в себя – отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

С точки зрения психологического подхода, определение девиантного поведения включает в себя – отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе [47].

Девиантное поведение подразделяется на следующие виды: аддиктивное поведение и делинквентное (противоправное) поведение.

Под аддиктивным поведением понимают одну из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности, путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ, постоянной фиксации внимания на определенных предметах и видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Суть аддиктивного поведения заключается в том, что стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем (алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества и др.) изменить свое психическое состояние, что создает иллюзию безопасности восстановления равновесия. [47].

Делинквентное поведение – это серьезные нарушения, попадающие под категорию противоправных действий и наказуемые (правонарушение, проступок, преступление). Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.

Делинквент (правонарушитель) – это лицо, чье поведение носит противоправный характер или нарушает правовые нормы общества [28].

Рассматриваемые нами виды девиантного поведения выражаются в следующих формах проявления отклоняющегося поведения – это алкогольное опьянение, бродяжничество, кража и попрошайничество.

Алкогольное опьянение – это острое, как правило, обратимое патологическое состояние, вызванное употреблением экзогенного (поступившего в организм из вне) этанола (этилового спирта) различной крепости, качества и количества [23].

Бродяжничество – это социальное явление, характеризующиеся скитанием лиц без определенного места жительства в течение длительного времени по территории страны, либо в пределах населенного пункта, города [23].

Кража – это тайное хищение чужого имущества [6].

Попрошайничество – это надоедливое выспрашивание чего-нибудь у кого-нибудь [23].

Девиантное поведение распространено среди множества различных групп людей. В нашей работе рассматриваются подростки девиантного поведения, состоящих на учёте в центре «Семья».

Подростки – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, интересов и ценностей; возрастной слой в составе молодежи [29].

На формирования девиантного поведения у подростков, состоящих на учете в центре «Семья», оказывает влияние множество различных факторов, среди них степень адаптации.

Адаптация – приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни[28].

Социальная адаптация – активное приспособление человека к условиям социальной среды (среды жизнедеятельности) путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе [28].

Подросткам, отличающимся девиантным поведением, состоящим на учёте в центре «Семья», необходима социальная помощь, социальная поддержка, которая осуществляется специалистами социальной работы, поскольку подростки не могут самостоятельно справиться с возникшими проблемами.

Социальная работа – это профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации [5]. В данном определении представлены основные формы работы с клиентами в преодолении возникших проблем.

Социальная коррекция – деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам [22].

Социальная реабилитация – система мер, направленная на восстановление у человека социального опыта [28].

Социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем [22].

Таким образом, изучив понятия, относящиеся к теме «Девиантные подростки», нами был определён понятийный аппарат исследования, необходимый для дальнейшей работы в этом направлении.

1.2. Правовые основы

Правовая база, на основании которой осуществляется социальная работа с девиантными подростками, включает международное законодательство, федеральные и региональные законы.

Международное законодательство представлено «Всеобщей декларацией прав человека», «Декларацией прав ребенка», «Конвенцией о правах ребенка».

Благополучие детей и их права всегда притягивали пристальное внимание международного сообщества. В 1948 г. была принята «Всеобщая декларация прав человека», где отмечается, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения. В силу этого дети должны быть объектом особой защиты и помощи со стороны родителей, государства, социальных и общественных структур [1].

В 1959 году ООН принимает «Декларацию прав ребенка». В ней были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В этом документе обращают на себя внимание принципы всеобщности защиты прав несовершеннолетних, гарантированности специальной защиты этих прав, родительской заботе о ребенке, любви, понимании и гуманном отношении [2].

Документ педагогического значения - «Конвенция о правах ребенка» (принятая Генеральной ассамблеей 20 ноября 1989 г., вступившая в силу 2 сентября 1990 года). Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Важной основой защиты подростков на федеральном уровне выступают «Конституция Российской Федерации», «Семейный кодекс Российской Федерации», Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральная программа «Молодежь России» (2006–2010 г.).

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, наделена высшей юридической силой. Поэтому она является основой текущего законодательства, в котором закреплены основы государственного и общественного устройства, важнейшие нормы, регулирующие общественные отношения. Особую значимость для организации и осуществления социальной работы имеет (ст. 7 Конституции РФ), согласно которой Российская Федерация провозглашается социальным государством.

Социальным принято называть государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правовых принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности (ст.19,ч.1 Конституция РФ). Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и распределению жизненных тягот (ст.39,ч.1 Конституции РФ).

В Конституции РФ (ст. 38, ч.1) закреплены права на социальное обеспечение; на образование; охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; государственную защиту семьи и детей и т. д. Укрепление социального потенциала семьи, усиление ее активности во всех сферах общественной жизни, укрепление брачно-семейных отношений – все это имеет самое непосредственное отношение, как к социальному развитию страны, так и к организации и содержанию социальной работы.

Семейный кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 07.01.2011г) является одним из основных законодательных документов по защите семьи, материнства, отцовства и детства. В данном документе закреплены основные права, гарантии и обязанности родителей и детей. Семья, материнство и детство в РФ находятся под защитой государства (ст.1.1); ребенок имеет право на родителей (ст.51); каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это, возможно; право знать своих родителей; право на их заботу; право на совместное с ними проживание. Права несовершеннолетних детей в РФ: ребенок имеет право на обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст.54) и т. д. [5].

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 24 июля 2007г). В соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних признаются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Уголовный Кодекс РФ от 07.03.2011г. рассматривает уголовную ответственность несовершеннолетних в виде штрафа; лишения права заниматься определенной деятельностью; обязательных работ; назначения исправительных работ; ареста, а также лишения свободы на определенный срок. Статья 90 Уголовного кодекса предусматривает применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, взамен уголовного наказания, в случае совершения им преступления небольшой и средней тяжести. К ним, в частности, относятся: предупреждение; передача под надзор родителей и лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а так же влияние на него старших по возрасту лиц. Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами [6].

Федеральный закон РФ «Об образовании» от 15 января 2000 года является важной основой защиты детства. Он рассматривает организацию и совершенствование образовательной системы в интересах социализации детей, определяет право на получение бесплатного общего и профессионального образования подростков [8].

В целях создания условий для социального становления молодежи Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена Федеральная программа «Молодежь России» (2009 –2011 г.) от 18 июля 2005 г. № 746. Целью Программы является формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи. К числу важнейших направлений Программы относятся содействие социальной адаптации молодежи; профилактика асоциального поведения и экстремизма; социальная защита молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации. В качестве правовой базы защиты подростков на региональном уровне выступают Закон Волгоградской области «О социальной защите населения в Волгоградской области», Закон Волгоградской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Волгоградской области», Областная Целевая Программа «Молодежь Волгоградской области» на 2009 – 2011 годы.

Закон Волгоградской области «О социальной защите населения в Волгоградской области» (принят Волгоградской областной Думой 25 января 2007 г.) устанавливает принципы, задачи, сферу применения, формы и меры социальной защиты населения Волгоградской области. Закон предусматривает создание на территории области социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних с приютом или без него, назначением которых является оказание на территории района или города медико-социальной реабилитационной помощи и поддержки несовершеннолетним с целью их социальной адаптации и преодоления отклонений в психосоциальном развитии [8].

Закон Волгоградской области от 28.12.04. №120-300 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Волгоградской области». В данном законе говорится о том, что комиссии по делам несовершеннолетних проводят индивидуально-профилактическую работу в отношении несовершеннолетних и в пределах своей компетенции обеспечивают соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних [9].

Областная Целевая Программа «Молодежь Волгоградской области» на 2009 – 2011 годы разработана в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года № 5090 – 1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». Она включает в себя две подпрограммы «Социализация молодого поколения» и «Патриотическое воспитание детей и молодежи» и в качестве основной проблемы рассматривает недостаточную интеграцию молодежи в жизнь общества. Она проявляется во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения; недостаточной социальной и экономической активности; криминализации молодежной среды [11].

Таким образом, рассмотренные нами нормативно-правовые основы социальной работы с подростками девиантного поведения направлены на их защиту, соблюдение прав и законных интересов, духовное и физическое развитие, обеспечение достойных условий жизни.

1.3. Причины формирования девиантного поведения

в подростковом возрасте

В исследовании девиантного поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления. В происхождении отклоняющегося поведения большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Первые проявления отклоняющегося поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью развития личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Отклоняющееся поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм.

В этой работе исследуется носитель девиантного поведения, имеющий отрицательные последствия для общества. В связи с этим, девиантное поведение рассматривается не просто как поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, но как поведение, имеющее отрицательный контекст, как для личности, так и для общества. В самом общем виде отклоняющееся поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Норма – это явления, которые не представляют реальной угрозы физическому и социальному выживанию человека.

Значит, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали (В. В. Ковалёв, И. С. Кон, В. Г. Степанов, Д. И. Фельдштейн и др.). А также поведение, неудовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспорта, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аутоагрессивное поведение, сверхценные увлечения и др.) (Н. Смелзер, Т. Шибутани). Многие исследователи к наиболее распространенным причинам происхождения девиантных явлений относят неблагоприятную социальную ситуацию развития ребенка и комплекс его психологических свойств (особенности темперамента, личности), которые предрасполагают к нарушению социальной адаптации и девиациям (М.И. Буянов, А.И. Захаров, А.Е. Личко, Л. Пожар и др.). Именно это сочетание в криминальной психологии рассматривается как механизм преступного поведения (В.Ф.Пирожков). Человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения, уметь приспосабливаться к условиям социальной среды. Адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к промежуточному сообществу, представленному подростками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Таким образом, девиантное поведение предстаёт как нормальная реакция на ненормальные для подростка условия, в которых он оказался. Отклоняющегося поведения несовершеннолетних является деформация личности в результате нарушенных социальных отношений со взрослыми и сверстниками. Х. Ремшмидт, считая регулятором поведения человека его личностные качества, отмечает, что отклоняющееся поведение подростков часто сопряжено с определенным окружением и типом ситуаций [35].

Конкретными причинами девиантного поведения несовершеннолетних чаще всего становятся:

1) стремление получить сильные впечатления;

2) заболевания ребенка;

3) повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;

4) неблагополучная ситуация в семье;

5) стремление к самостоятельности и независимости;

6) недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями;

7) низкая адаптация в различных социальных условиях;

8) пренебрежение со стороны сверстников;

9) непонимание взрослыми трудностей детей;

10) недостаточная уверенность ребенка в себе;

11) отрицательная оценка взрослыми способностей детей;

12) жизненные стрессовые ситуации;

13) напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей);

14) примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые из СМИ;

15) чрезмерная занятость родителей;

16) конфликты с родителями;

17) обилие запретов со стороны родителей (педагогов);

18) постоянные нарекания, брань в семье;

19) слабость интеллектуальной сферы ребенка;

20) повышенная коммуникативность детей;

21) низкий уровень эмоционально-волевого контроля у детей;

22) одиночество, непонимание другими;

23) излишний контроль, авторитарность родителей (педагогов);

24) неспособность детей сопротивляться вредным влияниям;

25) генетическая предрасположенность;

26) неравномерность психофизического и полового созревания;

27) отсутствие навыков социального поведения;

28) снижение культуры, интеллектуального уровня;

29) масса свободного времени;

30) скука, «просто так»;

31) желание обратить на себя внимание;

32) экономическая нестабильность;

33) влияние улицы [17].

Среди причин подростковой и юношеской девиантности наиболее распространёнными являются:

- причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;

- причины социального и психологического характера;

- причины, связанные с возрастными кризисами.

В исследовании Н. В. Майсак установлено, что личностные особенности младших подростков с девиантным и нормативным поведением сходны в основных своих характеристиках – в уровне напряженности, повышении экстравертированности, эмоциональной возбудимости, связанных с началом подросткового кризиса, – но отличаются своеобразием личностных черт. В то время как младшему подростку с нормативным поведением свойственны социальная лабильность, операциональная напряженность, общительность, ориентация на социальные нормы и ценности, интеллектуальность, а также позитивный образ родителей, свидетельствующий о положительно окрашенных взаимоотношениях подростка в семье.

Девиантный подросток имеет свои особенности:

- негативную психическую напряженность;

- акцентуированную готовность к риску;

- психическую ригидность;

- выраженную ориентацию на нормы девиантной подростковой группы;

- непредсказуемость поведения;

- высокую агрессивность [32].

Выделенные личностные особенности младшего подростка, отличающегося девиантным поведением, создают особую напряженность, которая поддерживает составляющие условного «личностного комплекса». Проявление и закрепление специфических личностных особенностей девиантного подростка зависит от позиций конфронтации в отношениях с родителями и частотности повторения отклоняющихся форм поведения [15].

Девиантное поведение, полагает И.С. Кон, вначале всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституциональные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и/или преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях. В соответствии с этим принято различать первичную девиацию (ненормативность) и вторичную (как подтверждение ненормативности и утверждение собственно девиантного поведения). Важнейший фактор такого развития – девиантные сверстники.

Наличие девиантной группы:

а) облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова;

б) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях;

в) уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей [26].

При этом образуется порочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность, совершающего их подростка, для других, которые принимают такой стиль поведения. Совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание, интерес и т. д. Вместе с тем, девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде, где такие действия осуждаются. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкциям со стороны «нормальных других», вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлеченности в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными. Более того, возникает определенная система убеждений, руководствуясь которой подросток ведет себя вызывающе деструктивно.

Существует система убеждений, лежащая в основе противоправного поведения подростков. В контексте этих убеждений относительно себя и других вырабатываются определенные девиантные стратегии отношений, поддерживающие, защищающие и реализующие эти убеждения. К таким стратегиям у подростков–девиантов можно отнести:

- самовозвеличивание – испытание своей личной «особенности», демонстрация исключительности или же особой ценности своей персоны, конкурентоспособность, принижение других, борьба за власть, терроризирование остальных и контроль над ними.

- манипулирование добровольной заботой – ты должен это мне; докажи, что ты любишь меня; я буду хорошим, если ты...; пусть другие сделают это; помоги мне, беззащитному, несчастному ребенку.

- уход от ответственности и её отрицание – ты заставил меня сделать это; это их вина; ты не имеешь права говорить мне, что делать; пассивное неповиновение; жульничество; разрушение, оставляющее после себя хаос;

- мщение – провокационное поведение, преднамеренное травмирование, подрывное трусливое неповиновение; банда против всего мира; разговоры вроде таких: «Я взорву... нанесу вред себе... уничтожу... я заставлю всех быть настороже, вы потом пожалеете, я всего лишь шучу и забавляюсь…»;

- выработка и сохранение параноидального взгляда на мир – «они заставили меня сделать это», «они придираются ко мне». Жалобы вместо преодоления проблем, сужение проблемы вместо ее понимания [47].

Любое поведение подчинено общей цели – сохранению личностной и социальной идентичности. В личностном плане – это непременное конструирование своего положительного образа, в социальном плане – непременная принадлежность к социальной тождественной группе. Любой поведенческий акт направлен на то, чтобы чувствовать свою важность и значимость. Каждый человек пытается достигнуть этих целей. Проблема девиантности в том, что субъект выбирает для самоутверждения деструктивные способы реализации своих мотивационных целей.

Таким образом, в формировании девиантного поведения у детей и подростков большую роль играют, во – первых, причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами. Во – вторых, причины социального и психологического характера. В – третьих, причины связанные с возрастными кризисами. Это всё может привести к нарушению процесса социальной адаптации подростков, что требует учета в организации социально - коррекционной работы с ними.

Глава 2. Практическое исследование социальной коррекции и причин

девиантного поведения подростков, состоящих на учёте

в Еланском центре «Семья»

2.1. Проведение исследования, анализ полученных данных

Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи. По данным статистики, более 50% правонарушений совершаются подростками с отклоняющимся поведением.

Задачей исследования является выявление и диагностика причин формирования девиантного поведения у подростков. Реализация прикладного исследования осуществлялась в ходе производственной практики на базе Еланского центра «Семья».

С этой целью были выбраны пять клиентов, с ними проведены следующие опросники и методики.

Многоуровневый личностный опросник «адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина направлен на выявление уровня адаптации

девиантных подростков, состоящих на учете в центре «Семья».

Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда даёт представление о таких показателях, как адаптация, эмоциональный комфорт, внешний контроль, внутренний контроль девиантных подростков, состоящих на учёте в центре «Семья».

Критериями выбора испытуемых стали:

  • подростки 14 – 15 лет;
  • девиантное поведение (бродяжничество, попрошайничество, кража, состояние алкогольного опьянения);
  • состоящие на учёте в ОДН Еланского района;
  • проживающие на территории Еланского района.

Клиент 1

Подросток, 14 лет. Основание постановки на учет: бродяжничество.

Подросток общительный, но не всегда идет на контакт со взрослыми. Мальчик не уверен в себе, не способен постоять за себя, не проявляет интереса не к одному виду деятельности, пассивен. Отношения с одноклассниками конфликтные, друзей среди сверстников не имеет, предпочитает общаться с детьми младшего возраста. Играет в футбол. У подростка сильно развита фантазия, склонен к бредовым идеям, бродяжничеству. Имели место самовольные уходы из центра. Отношение к учению - отрицательное. Школьная мотивация отсутствует.

В результате интерпретации данных, полученных при проведение психологического тестирования были получены следующие результаты:

1) многоуровневый личностный опросник «адаптивность» (МЛО-АМ)

А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина для подростка характерна низкая адаптивность; полученный показатель дает представление об адаптации испытуемого:

«достоверность» – 9,

«адаптивные способности» – 36,

«нервно-психическая устойчивость» – 13,

«коммуникативные особенности» – 11,

«моральная нормативность» – 10.

2) методика диагностики социально - психологической адаптации

К. Роджерса и Р. Даймонда – показатель адаптивности ниже нормы; полученные данные говорят об адаптации испытуемого. Результаты социальной диагностики клиента отражены в (Приложении 1).

1. адаптация – 66,

2. приятие себя – 20,

3. приятие других – 11,

4. эмоциональный комфорт – 13,

5. внутренний контроль – 24,

6. доминирование – 4.

Социальный диагноз: девиантное поведение в форме бродяжничества, обусловленное низким уровнем адаптации.

Социальный прогноз: положительный в случае разработки и осуществления индивидуальной программы социальной работы с привлечением психолога, социального педагога, специалиста социальной работы, сотрудников центра занятости, юриста.

Клиент 2

Подросток 15 лет. Основание постановки на учет: появление в состояние алкогольного опьянения. Школьная мотивация отсутствует. Мальчик может учиться лучше. У него хорошо развита память, умеет логически мыслить, но желания учиться - нет. Подросток физически хорошо развит. Занимался в различных секциях, но непродолжительное время. С детьми из школы ведет себя грубо. Грубит учителям, воспитателям. Состоит на учете в школе как трудный подросток. Курит, может употреблять спиртные напитки. Единственное положительное качество – это любовь к книгам. Общается в основном подросток с ребятами близкими к нему по характеру. Трудолюбив.

В результате интерпретации данных, полученных при проведении психологического тестирования были получены следующие результаты:

1) многоуровневый личностный опросник «адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина для подростка характерна низкая адаптивность; полученный показатель дает представление об адаптации испытуемого:

«достоверность» – 5,

«адаптивные способности» – 33,

«нервно-психическая устойчивость» – 23,

«коммуникативные особенности» – 17,

«моральная нормативность» – 12.

2) методика диагностики социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда – показатель адаптивности ниже нормы; полученные данные говорят об адаптации испытуемого. Результаты социальной диагностики клиента отражены в (Приложении 2).

1. адаптация – 54,

2. приятие себя – 19,

3. приятие других – 8,

4. эмоциональный комфорт – 10,

5. внутренний контроль – 22,

6. доминирование – 3.

Социальный диагноз: аддиктивное поведение, проявляющееся в употреблении алкогольных напитков, обусловленное низким уровнем адаптации.

Социальный прогноз: положительный в случае разработки и осуществления индивидуальной программы социальной работы с привлечением психолога, социального педагога, специалиста социальной работы, сотрудников центра занятости и правоохранительных структур.

Клиент 3

Подросток 14 лет. Основание постановки на учет: кража. Мальчик активен, тонко чувствителен, эмоционально неустойчив, отсутствует самоконтроль поведения. В целом подросток оптимист, но иногда может впадать в депрессии и быть замкнутым, непредсказуемым в поступках. Увлекается рок музыкой, игрой на гитаре, вместе со сверстниками посещает радиотехнический кружок. Школьная мотивация снижена, интерес к учению низкий. Мальчик общительный, легко идет на контакт со взрослыми.

В результате интерпретации данных, полученных при проведение психологического тестирования были получены следующие результаты:

1) многоуровневый личностный опросник «адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина для подростка характерна низкая адаптивность; полученный показатель дает представление об адаптации испытуемого:

«достоверность» – 5,

«адаптивные способности» – 45,

«нервно-психическая устойчивость» – 24,

«коммуникативные особенности» – 17,

«моральная нормативность» –12.

2) методика диагностики социально - психологической адаптации

К. Роджерса и Р. Даймонда – показатель адаптивности ниже нормы; полученные данные говорят об адаптации испытуемого. Результаты социальной диагностики клиента отражены в (Приложении 3).

1. адаптация – 59,

2 . приятие себя – 21,

3. приятие других – 11,

4. эмоциональный комфорт – 12,

5. внутренний контроль – 21,

6. доминирование – 4.

Социальный диагноз: делинквентное поведение в форме краж, обусловленное низким уровнем адаптации.

Социальный прогноз: положительный в случае разработки и осуществления индивидуальной программы социальной работы с привлечением психолога, социального педагога, специалиста социальной работы, сотрудников центра занятости и правоохранительных структур.

Клиент 4

Подросток 15 лет. Основание постановки на учет: попрошайничество. Мальчик не слишком общительный, на контакт с малознакомыми людьми идет не сразу. Отношения с окружающими конфликтные. По отношению к сверстникам ведет себя агрессивно. Отношение к учебе отрицательное, школьная мотивация снижена. Играет в футбол, баскетбол. Отношение к своим обязанностям несерьезное. Имеет место склонность к риску, аморальным поступкам. Часто нарушает дисциплину в школе. Злоупотребляет спиртными напитками.

В результате интерпретации данных, полученных при проведение психологического тестирования были получены следующие результаты:

1) многоуровневый личностный опросник «адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина для подростка характерна низкая адаптивность:

«достоверность» – 3,

«адаптивные способности» – 29,

«нервно-психическая устойчивость» – 21,

«моральная нормативность» – 11,

«коммуникативные особенности» - 6.

2) методика диагностики социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда – показатель адаптивности ниже нормы; полученные данные говорят об адаптации испытуемого. Результаты социальной диагностики клиента отражены в (Приложении 4).

1. адаптация – 61,

2. приятие себя – 23,

3. приятие других – 10,

4. эмоциональный комфорт – 11,

5. внутренний контроль – 23,

6. доминирование – 5.

Социальный диагноз: девиантное поведение в форме попрошайничества, обусловленное низким уровнем адаптации.

Социальный прогноз: положительный в случае разработки и осуществления индивидуальной программы социальной работы с привлечением психолога, социального педагога, тренера по баскетболу, сотрудников центра занятости, специалиста социальной работы, сотрудников правоохранительных структур.

Клиент 5

Подросток 15 лет. Основание постановки на учет: бродяжничество. Мальчик общительный, вежливый. Отношение к учебе отрицательное. Взаимоотношения с одноклассниками складываются по-разному: может быть спокоен и равнодушен, а может быть груб и непредсказуем. На замечания педагогов реагирует неадекватно, беспричинно проявляет агрессию. По характеру мальчик вспыльчив, агрессивен, непредсказуем, обидчив. В свободное время гуляет по Елани, играет в компьютерные игры с друзьями. Легко увлекается новыми делами, но ему все быстро надоедает.

В результате интерпретации данных, полученных при проведение психологического тестирования были получены следующие результаты:

1) многоуровневый личностный опросник «адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина для подростка характерна низкая адаптивность; полученный показатель дает представление об адаптации испытуемого:

«достоверность» – 10,

«адаптивные способности» – 39,

«нервно-психическая устойчивость» – 22,

«коммуникативные особенности» – 7,

«моральная нормативность» – 9.

2) методика диагностики социально - психологической адаптации

К. Роджерса и Р. Даймонда – показатель адаптивности ниже нормы; полученные данные говорят об адаптации испытуемого. Результаты социальной диагностики клиента отражены в (Приложении 5).

1. адаптация – 55,

2. приятие себя – 21,

3. приятие других – 10,

4. эмоциональный комфорт – 9,

5. внутренний контроль – 25,

6. доминирование – 4.

Социальный диагноз: девиантное поведение в форме бродяжничества, обусловленное низким уровнем адаптации.

Социальный прогноз: положительный, в случае разработки и осуществления индивидуальной программы социальной работы с привлечением психолога, социального педагога, специалиста социальной работы, сотрудников центра занятости и правоохранительных структур.

Таким образом, проведенная социальная диагностика позволяет говорить о том, что все исследованные девиантные подростки, состоящих на учете в центре «Семья», имеют низкий уровень социальной адаптации.

Многоуровневый личностный опросник «адаптивность» (МЛО-АМ)

А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина

В таблице представлены результаты диагностики до внедрения программы:

Испытуемые

(в условиях центра «Семья»)

Достоверность

Адаптивн

ые способности

Нервно - психическая устойчивость

Коммуникативные особенности

Моральная нормативность

Клиент 1

9

36

13

11

10

Клиент 2

5

33

23

17

8

Клиент 3

5

45

24

12

12

Клиент 4

3

29

21

11

6

Клиент 5

10

39

22

7

9

Методика диагностики социально-психологической адаптации

К. Роджерса и Р. Даймонда

В таблице представлены результаты диагностики до внедрения программы:

Испытуемые

(в условияхцентра «Семья»)

Адаптация

Самоприятие

Приятие

других

Эмоциональный

комфорт

Интервальность

Стремление к доминированию

Клиент1

66

20

11

13

24

4

Клиент2

54

19

8

10

22

3

Клиент3

59

21

11

12

21

4

Клиент4

61

23

10

11

23

5

Клиент5

55

21

10

9

25

4

Норма

68-170

22-52

12-30

14-35

26-65

6-15

Как видно из приведенных выше данных, наличие специфических черт личностного и социального развития у детей и подростков не вызывает сомнений. Необходимо также отметить, что в большинстве случаев они носят

выраженный негативный характер, что свойственно девиантным подросткам.

На основе результатов практического исследования была разработана и апробирована программа профилактики и социальной коррекции девиантного поведения детей и подростков.

2.2. Программа профилактики и социальной коррекции девиантного поведения подростков, состоящих на учёте в Еланском центре «Семья»

Цель программы: социальная коррекция девиантного поведения детей и подростков, состоящих на учёте в центре «Семья».

Программа состоит из 2 частей, каждая из которых имеет свои цели и задачи.

Первая часть предполагает работу с девиантными подростками, состоящими на учёте в центре «Семья», направленную на повышение их уровня адаптации.

Цель первой части программы: формирование у подростков навыков общения и взаимодействия в обществе, приведение к норме уровня притязаний, социальная коррекция девиантного поведения подростков через самораскрытие и развитие творческих способностей.

Реализация данной части программы позволила решить следующие задачи:

  1. Передача подросткам общих знаний по проблеме ''общение'';
  2. Отработка и закрепление на практике способов общения в различных жизненных ситуациях;
  3. Коррекция уровня притязаний;
  4. Коррекция зависимости от окружающих;
  5. Снятие враждебности;
  6. Формирование адекватных форм поведения;
  7. Регулирование поведения в коллективе.
  8. Повышение уровня социальной адаптации в обществе.

Используемые методы: кляксография, рисование самого себя, рисование на тему «Красивое и безобразное», тренинги, убеждение.

Содержание программы:

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта, создание ситуации успеха.

Задачи:

1. Снятие эмоциональной напряженности.

2. Помощь в открытии своего «Я».

3. Развитие творческого воображения.

Используемые методы: рисование по опорным точкам, составление предметов и образов из различных геометрических фигур, обведение предметов и их штриховка, тест Роршаха, тренинг «Прощай».

Блок 2. Гармонизация противоречивости личности.

Задачи:

1. Снятие эмоционального напряжения.

2. Формирование нравственных представлений.

3. Коррекция поведения.

Используемые методы: рисование на обозначенную тему, тренинг.

Блок 3. Коррекция зависимости от окружающих.

Задачи:

1. Научить подростка новым формам общения.

2. Дать почувствовать себя уверенным человеком.

3. Научить самостоятельно, принимать решения.

Используемые методы: пальцевая живопись, кляксография, переубеждение.

Блок 4: Снятие враждебности.

Задачи:

1.Формирование адекватных форм поведения.

2.Эмоциональное осознание своего поведения.

3.Регулирование поведения в коллективе.

Используемые методы: рисование самого себя, рисование на тему «Красивое и безобразное».

Блок 5: Коррекция тревожности.

Задачи:

1.Воспитание уверенности в себе.

2.Уменьшение тревожности.

3.Помощь в преодолении негативных переживаний.

Используемые методы: пластилиновая живопись, рисование спиралеобразными линиями, тренинг «Внимание».

Так, например, проведенный нами тренинг ''общения'', основной целью которого является формирование у подростков навыков общения и взаимодействия в обществе, приведение к норме уровня самооценки и притязаний, дал возможность подросткам получить навыки общения.

В ходе тренинга испытуемые в доступной форме познакомились с материалом по темам:

общение как обмен информацией;

общение как взаимодействие;

общение как восприятие людьми друг друга.

После каждого занятия рассматривались и обыгрывались различные способы общения и взаимодействия между людьми.

Вторая часть программы направлена на реабилитацию девиантных подростков, состоящих на учёте в центре «Семья».

Цель второй части программы: преодоление девиантного поведения подростков, направленное на возвращение к нормальному образу жизни (преодоление бродяжничества, попрошайничества, кражи, употребления спиртных напитков клиентами).

Задачи:

– организация досуга девиантных подростков, состоящих на учёте в центре «Семья»;

– воспитание правовой культуры, повышение правового уровня у подростков, состоящих на учёте в Еланском центре «Семья»; склонных к девиантному поведению;

– восстановление отношений девиантных подростков с обществом, обретение чувства своей значимости.

Методы воздействия: беседа, обсуждение личностных проблем, библиотерапия, посещение секций по интересам, организация дней здоровья.

Направления работы:

Социально-педагогическое направление: включает в себя мероприятия воспитательного характера в отношении подростка, выработку у ребенка психологической уверенности в собственной полноценности. Проводятся беседы о совершенных поступках, направленные на осознание подростком того, что он совершил.

Мероприятия включают в себя, направление на физическое развитие, воспитание, формирование здорового образа жизни, профилактику социальных болезней, содействие отдыху и оздоровлению подростков. Занятия в спортивных секциях по интересам, организация дней здоровья.

Социально-правовое направление: включает в себя беседы о правовой защищенности, о правах подростка, о наказаниях за совершенные поступки. Беседы, направленные на воспитание правовой культуры, повышение уровня осведомлённости по правовым вопросам у подростков, состоящих в центре «Семья», склонных к девиантному поведению.

Структура взаимодействия: для выполнения программы должны быть привлечены специалисты: психологи, социальные педагоги, сотрудники Центра занятости Еланского района, сотрудники правоохранительных органов (ОДН), специалисты социальной работы.

Сроки реализации программы: один год.

Ожидаемый результат: повышение уровня социальной адаптации девиантных детей и подростков, состоящих на учёте в Еланском центре «Семья» и возвращение их к нормальному образу жизни.

На основе общей программы разработаны социально – коррекционные программы социальной работы с клиентами (Таблица, с. 37 - 46).

С целью проверки эффективности проведенной программы профилактики и социальной коррекции девиантного поведения подростков, состоящих на учёте в Еланском центре «Семья», была проведена вторичная диагностика.

В таблицах, приведенных ниже, приводятся данные исследований после внедрения программы:

Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

До внедрения программы

Адаптация

Самоприятие

Приятие

других

Эмоциональный

комфорт

Интернальность

Стремление к доминированию

После внедрения программы

Адаптация

Самоприятие

Приятие

других

Эмоциональный

комфорт

Интернальность

Стремление к доминированию

Клиент 1

66

20

11

13

24

4

Клиент 1

95

31

22

15

29

11

Клиент 2

54

19

8

10

22

3

Клиент 2

104

30

27

20

33

8

Клиент 3

59

21

11

12

21

4

Клиент 3

79

28

17

18

27

13

Клиент 4

61

23

10

11

23

5

Клиент 4

71

36

25

21

34

12

Клиент 5

55

21

10

9

25

4

Клиент 5

83

33

23

17

29

9

НОРМА

68-170

22-52

12-30

14-35

26-65

6-15

68-170

22-52

12-30

14-35

26-65

6-15

В диаграмме представлены обобщённые данные исследований до и после внедрения программы:

Многоуровневый личностный опросник «адаптивность» (МЛО-АМ)

А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина

Испытуемые

(в условиях центра «Семья»)

Достоверность

Адаптивн

ые способности

Нервно - психическая устойчивость

Коммуникативные особенности

Моральная нормативность

Клиент 1

11

93

57

25

15

Клиент 2

9

111

69

27

16

Клиент 3

9

75

39

27

10

Клиент 4

10

115

76

26

11

Клиент 5

12

97

77

29

10

В диаграмме представлены обобщённые данные исследований до и после внедрения программы:

В диаграммах отмечен рост положительных тенденций поведения детей и подростков.

Результаты контрольной диагностики клиентов представлены в сводных таблицах данной работы. ( Приложение 6 – 10)

Таким образом, проведенное исследование, направленное на выявление социальной коррекции девиантного поведения подростков подтвердило выдвинутую гипотезу. Программа по социальной коррекции девиантного поведения успешно реализована.

Таблица 1

Индивидуальная социально-коррекционная программа социальной работы с клиентом 1

Социальный диагноз

Социальный прогноз

Основные направления деятельности

Формы и методы социальных мероприятий

Структура социального взаимодействия (специалисты, учреждения и т.д.)

Сроки выполнения

Девиантное поведение детей и подростков в форме бродяжничества, обусловленное низким уровнем адаптации.

Положительный в случае разработки и осуществления индивидуальной программы социальной работы с привлечением психолога, социального педагога, специалиста социальной работы, сотрудников центра занятости, юриста.

  1. Работа с девиантными детьми и подростками, состоящих на учёте в ценре «Семья» п Елань, направленная на коррекцию его негативных социально-пси-хологических особенностей;
  2. Работа с девиантными детьми и подростками, состоящих на учете в центре «Семья», направленная на его реабилитацию.

Беседы о бродяжничестве, о причине девиантного поведения детей и подростков, состоящих на учете в центре «Семья»; занятия спортом в футбольной секции, проведение дня здоровья; беседа о правовой защищенности, наказаниях за совершенные поступки.

Психолог, социальный педагог, тренер по футболу, воспитатели, инспектор ОДН, специалист социальной работы,

сотрудники центра занятости, юрист.

1 год

Таблица 2

Индивидуальная социально-коррекционная программа

социальной работы с клиентом 2

Социальный диагноз

Социальный прогноз

Основные направления деятельности

Формы и виды социальных мероприятий

Структура социального взаимодействия (специалисты, учреждения и т.д.)

Сроки выполнения

Девиантное поведение детей и подростков в форме состояние алкогольного опьянения, обусловленное низким уровнем адаптации.

Положительный в случае разработки и осуществления индивидуальной программы социальной работы с привлечением психолога, социального педагога, специалиста социальной работы, сотрудников центра занятости и правоохранительных структур.

Работа с девиантными детьми и подростками, состоящих на учете в центре «Семья», направленная на коррекцию его негативных социально-пси-хологических особенностей;

Работа с девиантными детьми и подростками, состоящих на учете в центре «Семья», направленная на его реабилитацию.

Беседы о вреде алкоголя, о причинах употребления подростком спиртных напитков; чтение книг, их обсуждение, беседа о правах подростка, наказаниях за совершенные поступки.

Психолог, социальный педагог, специалист социальной работы, сотрудники центра занятости и правоохранительных структур

1 год

Таблица 3

Индивидуальная социально-коррекционная программа

социальной работы с клиентом 3

Социальный диагноз

Социальный прогноз

Основные направления деятельности

Формы и методы социальных мероприятий

Структура социального взаимодействия (специалисты, учреждения и т.д.)

Сроки выполнения

Девиантное поведение детей и подростков в форме кражи, обусловленное низким уровнем адаптации.

Положительный в случае разработки и осуществления индивидуальной программы социальной работы с привлечением психолога, социального педагога, специалиста социальной работы, сотрудников центра занятости и правоохранительных структур.

1. Работа с девиантными детьми и подростками, состоящих на учете в центре «Семья», направленная на коррекцию его негативных социально-психологических особенностей;

2. Работа с девиантными детьми и подростками, состоящих на учете в центре «Семья», направленная на его реабилитацию.

Беседы о кражах, о причинах возникновения кражи; беседа о правовой защищенности подростка.

Психолог, специалист социальной работы, социальный педагог, учитель по игре на гитаре, сверстники, инспектор ОДН, специалисты центра занятости.

1 год

Таблица 4

Индивидуальная социально-коррекционная программа

социальной работы с клиентом 4

Социальный диагноз

Социальный прогноз

Основные направления деятельности

Формы и методы социальных мероприятий

Структура социального взаимодействия (специалисты, учреждения и т.д.)

Сроки выполнения

Девиантное поведение детей и подростков в форме попрошайничества, обусловленное низким уровнем адаптации.

Положительный в случае разработки и осуществления индивидуальной программы социальной работы с привлечением психолога, социального педагога, учителя по шахматам, сотрудников центра занятости, специалиста социальной работы, сотрудников правоохранительных структур.

Работа с девиантными детьми и подростками, состоящих на учете в центре «Семья», направленная на коррекцию его негативных социально-психо-логических особенностей.

Работа с девиантными детьми и подростками, состоящих на учете в центре «Семья», направленная на его реабилитацию.

Беседы о попрошайничестве, о причинах его возникновения; посещение спортивных секций по волейболу; беседа о правах подростка, наказаниях за совершенные поступки.

Психолог, специалист социальной работы, тренер по баскетболу, сверстники, специалисты центра занятости, сотрудники правоохранительных структур.

1 год

Таблица 5

Индивидуальная социально-коррекционная программа

социальной работы с клиентом 5

Социальный диагноз

Социальный прогноз

Основные направления деятельности

Формы и методы социальных мероприятий

Структура социального взаимодействия (специалисты, учреждения и т.д.)

Сроки

выпол-

нения

Девиантное поведение детей и подростков в форме бродяжничества, обусловленное низким уровнем адаптации.

Положительный в случае разработки и осуществления индивидуальной программы социальной работы с привлечением психолога, социального педагога, специалиста социальной работы, сотрудников центра занятости и правоохранительных структур.

1. Работа с девиантными детей и подростками, состоящих на учете в центре «Семья», направленная на коррекцию его негативных социально-психологических особенностей.

2. Работа с девиантными детьми и подростками, состоящих на учете в центре «Семья», направленная на его реабилитацию.

Беседы о бродяжничестве; занятия в компьютерном классе; беседа о правах подростка.

Психолог, социальный педагог, учитель ПК, специалист социальной работы, сотрудники правоохранительных структур.

1 год

Заключение.

В ходе проделанной работы были проанализированы социальная коррекция и причины девиантного поведения детей и подростков.

Объективному рассмотрению проблемы девиантного поведения способствовало изучение подходов таких исследователей, как Л.Г. Гуслякова, В.П. Малыхин, Л.Б. Шнейдер, П.Д. Павленок, Е.И. Холостов, которые раскрывают специфику социальной работы с подростками девиантного поведения.

В ходе работы был проанализирован понятийный аппарат исследования, что позволило уточнить используемые в данной работе понятия: адаптация, аддитивное поведение, библиотерапия, бродяжничество, девиантное поведение, делинквентное поведение, делинквент, центр «Семья», отклоняющееся поведение, подростки, прогнозирование, попрошайничество, социальная адаптация, социальная коррекция, социальная реабилитация, социальная работа, социально-психологический тренинг, учреждения для подростков.

Анализ правовых актов показал, что они направлены на защиту, соблюдение прав и законных интересов, духовное и физическое развитие несовершеннолетних, обеспечение достойных условий их жизни и свидетельствуют о достаточной разработанности правовых основ социальной работы с девиантным подростками.

Проведенное экспериментальное исследование уровня адаптации, самоприятия, эмоционального комфорта и иных личностных и социальных особенностей детей и подростков девиантного поведения, состоящих на учёте в центре «Семья», доказало, что низкий уровень адаптации влияет на формирование разного рода девиаций у детей и подростков, это подтвердило гипотезу выдвинутую ранее. Разработка и внедрение программы социальной коррекции девиантного поведения детей и подростков, проведенная вторичная диагностика, доказавшая ее эффективность, способствовали поиску и нахождению более адекватных форм работы с выбранной категорией клиентов.

Апробация данной программы осуществлялась группой подростков с девиантным поведением, участвовавших в первичной социальной диагностике. Программа прошла частичную апробацию и продемонстрировала положительные тенденции коррекции девиантного поведения.

Таким образом, задачи, выдвинутые в начале исследования, были решены, цель работы достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.


Список литературы

Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.

Декларация о правах ребенка от 20 ноября 1959 г.

Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.// Гуманитарная сфера и права человека: (Сб. документов): сост. В.А. Корнилов и др. – М.: Просвещение, 1992 г. – 159 с.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

Семейный кодекс Российской Федерации от 07 января 2011 г.// Сборник кодексов РФ под ред. Л. Кузнецовой. – М.: Изд-во ЗАО «Славянский дом книги», 1998. – 624 с.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 07 март 2011г. № 63 – ФЗ // Библиотека кодексов: Выпуск 13(86) – М.: ИНФРА – М, 2005. – 188с.

Российская Федерация. Законы. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999. № 120-ФЗ

Российская Федерация. Законы. «Об образовании»: Федеральный закон Российской Федерации от 15 января 2000 г.

Законы Волгоградской области. «О социальной защите населения в Волгоградской области»: Закон Волгоградской области от 25 января 2007 г. №7- ЗСО.

Законы Волгоградской области. «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Волгоградской области»: Закон Волгоградской области от 28 декабря 2004 г. № 858 -ОД - ЗСО.

Областная Целевая Программа «Молодежь Волгоградской области» на 2009 – 2011 годы.

Белинская, А.Б. Основы социальной работы: учеб. пособие / А.Б. Белинская. – М.: Соц. техн. ин-т МГУС, 2001. – 228 с.

Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. / С.А. Беличева. – М.: «Социальное здоровье России», 1993. – 239 с.

Бреева, Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России / Е. Б. Бреева. – М.: Дашков и К, 2005. – 348 с.

Большой толковый социологический словарь Т.1 / – М.: Вече, 1999. – 544 с.

Бойко, В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь: учеб. пособие / В.В. Бойко. – Спб.: Союз, 2002. – 160 с.

Григорьев, С.И., Гуслякова, Л.Г.Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова. – М.: Гардарики, 2006. – 204 с.

Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей, семьи: учебное пособие / Т.С. Зубкова. – М.: Владос, 2004. – 343 с.

Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 1995. – № 2. – с.22 – 25.

Коповая, О.В. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения в подростковом возрасте: учеб. пособие. / О.В. Коповая. – М.: Компания Спутник +, 2004. – 56 с.

Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. – М.: ТЦ «Сфера»: Юрайт - М, 2001. – 160 с.

Основы социальной работы: учеб. пособие / под. ред. Н. Ф. Басова. – М.: Академия, 2005. – 288 с.

Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 395 с. – (Серия «Высшее образование»).

Основы социальной работы: учеб. пособие для нач. проф. образования / под. ред. Е. И. Ханжина. – М.: Академия, 2001. – 344 с.

Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением: учебник / под ред. С.А. Беличивой. – М.: 1999. – 181с.

Прикладная социальная психология: учебник / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: «Контур», 1998. – 437 с.

Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. / Д.Я. Райгородский. – Самара: Изд.дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с.

Раттер, М. Помощь трудным детям: учебник / М. Раттер. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999. – 432 с.

Социальная работа: понятия и определения / сост.В.А. Румянцев. – М.: СОТИС, 2002. – 64 с.

Социальная работа: словарь-справочник / под ред. В.И. Филоненко. – М.: «Контур», 1998. – 480с.

Социальная работа с семьей в системе местного самоуправления: учебное пособие / под ред. В.П. Малыхина. – М.: Социально-технологический институт МГСУ, 2000. – 197 с.

Социальная работа: теория и практика: учебное пособие / под ред. Е.И. Холостовой, А.С. Сорвина. – М.: Владос, 2002. – 337 с.

Социальная работа: Учебник / под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 399 с. – Серия «Учебники, учебные пособия».

Социальная работа с носителями девиантного поведения: учеб. пособие для студентов вузов / авт. – сост. И. Н. Шатилов. – Балашов: Николаев, 2007. – 60 с.

Словарь-справочник по социальной работе / под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 2000. – 424 с.

Словарь по социальной педагогике / авт. - сост. А.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.

Социальная энциклопедия / ред. кол. А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др. – М.: Больш. Рос. Энц-я, 2000. – 438 с.

Справочное пособие по социальной работе: учебное пособие / под. ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 349 с.

Справочное пособие по социальной работе: учеб. изд. / под ред. Л.С. Алексеева, Бобкова П.В. – М.: Юристъ, 1997. – 168 с.

Тетерский, С.В. Введение в социальную работу: учебное пособие / С. В. Тетерский. – М.: Академический Проект, 2000. – 335 с.

Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов / под. ред. П.Я. Циткилова. – Новочеркасск – Ростов н/Д.: ПЕГАС, 1998. – 367 с.

Технологии социальной работы: учебник / под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 400 с.

Технология социальной работы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под. ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие / под. ред. П.Д. Павленка. – М.: Дашков и Ко, 2005. – 236 с.

Тощенко, Ж.Т. Социология: учебник / Ж.Т. Тощенко. – М.: Изд-во «Академический проект», 1994. – 479 с.

Федеральная целевая программа «Молодежь России»: эффективность и перспективы // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2005. – № 31 (251) – с.35 – 37.

Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков: учебник / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект; Трикста, 2005. – 336 с.

Щекочихин, Ю.П. Трудный подросток / Ю.П. Щекочихин. – М.: Знание, 1979. – 96 с.

Энциклопедический социологический словарь / под общ ред. Г.В. Осипова. – М.: РАН, 1995. – 940 с.

Словарь по профориентации.// http: /www.terms.com.ua/pages/hr.


Приложения

Приложение 1

Сводная таблица результатов первичной диагностики клиента 1

Анализ документов

Подросток 14 лет. Основание постановки на учет: бродяжничество. Мальчик не способен постоять за себя, не проявляет интереса не к одному виду деятельности, пассивен. Школьная мотивация отсутствует. Играет в футбол. Отношения с одноклассниками конфликтные, друзей среди сверстников не имеет, предпочитает общаться с детьми младшего возраста. Имели место самовольные уходы из центра «Семья».

Наблюдение

Подросток общительный, но не всегда идет на контакт со взрослыми. Мальчик не уверен в себе. У подростка сильно развита фантазия.

Результаты беседы

Отношение к учению отрицательное.

«Адаптивность»

«достоверность» – 9,

«адаптивные способности» – 36,

«нервно-психическая устойчивость» –13,

«коммуникативные особенности» – 11,

«моральная нормативность» –10.

Методика диагностики социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

1. адаптации – 66,

2. приятие себя – 20,

3. приятие других – 11,

4. эмоциональный комфорт – 13,

5. внутренний контроль – 24,

6. доминирование – 4.

Социальный

диагноз

девиантное поведение подростка в форме бродяжничества, обусловленное низким уровнем адаптации.

Социальный прогноз

Положительный

в случае разработки и осуществления индивидуальной программы социальной работы с привлечением психолога, социального педагога, специалиста социальной работы, сотрудников центра занятости, юриста

Приложение 2

Сводная таблица результатов первичной диагностики клиента 2

Анализ документов

Подросток 15 лет. Основание постановки на учет: появление в состоянии алкогольного опьянения. Занимался в различных секциях, но непродолжительное время. Также есть еще одно положительное качество – это любовь к книгам. С детьми из школы ведет себя грубо. Грубит учителям, воспитателям. Состоит на учете в школе как трудный подросток. Общается в основном подросток с ребятами близ-кими к нему по характеру. Трудолюбив. Курит, может употреблять спирт.

Наблюдение

Мальчик среднеобщительный, на контакт с малознакомыми людьми идет не сразу.

Результаты беседы

Школьная мотивация отсутствует, желания учиться у него нет.

«Адаптивность»

«достоверность» – 5,

«адаптивные способности» – 33,

«нервно-психическая устойчивость» – 23,

«коммуникативные особенности» – 17,

«моральная нормативность» – 8.

Методика диагностики социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

1. адаптация – 54,

2. приятие себя – 19,

3. приятие других – 8,

4. эмоциональный комфорт – 10,

5. внутренний контроль – 22,

6. доминирование – 3.

Социальный

диагноз

девиантное поведение подростка в форме алкогольного опьянения, обусловленное низким уровнем адаптации.

Социальный прогноз

Положи-тельный

в случае разработки и осуществления индивидуальной программы социальной работы с привлечением психолога, социального педагога, специалиста социальной работы, сотрудников центра занятости и правоохранительных структур.

Приложение 3

Сводная таблица результатов первичной диагностики клиента 3

Анализ документов

Подросток 14 лет. Основание постановки на учет: кража. Школьная мотивация снижена. В целом подросток оптимист, но иногда может впадать в депрессии и быть замкнутым, непредсказуемым в поступках, вместе со сверстниками посещает радиотехнический кружок.

Наблюдение

Мальчик общительный, легко идет на контакт со взрослыми, активен.

Результаты беседы

Интерес к учению низкий.

«Адаптивность»

«достоверность» – 5,

«адаптивные способности» – 45,

«нервно-психическая устойчивость» – 24,

«коммуникативные особенности» – 12,

«моральная нормативность» –12.

Методика диагностики социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

1. адаптация – 59,

2. приятие себя – 21,

3. приятие других – 11,

4. эмоциональный комфорт – 12,

5. внутренний контроль – 21,

6. доминирование – 4.

Социальный

диагноз

девиантное поведение подростка в форме кражи, обусловленное низким уровнем адаптации.

Социальный прогноз

Положительный

в случае разработки и осуществления индивидуальной программы социальной работы с привлечением психолога, социального педагога, специалиста социальной работы, сотрудников центра занятости и правоохранительных структур.

Приложение 4

Сводная таблица результатов первичной диагностики клиента 4

Анализ документов

Подросток 15 лет. Основание постановки на учет: попрошайничество. По отношению к сверстникам ведет себя агрессивно. Отношение к своим обязанностям несерьезное. Имеет место склонность к риску, аморальным поступкам. Часто нарушает дисциплину в школе. Школьная мотивация снижена. Играет в футбол, баскетбол, шашки.

Наблюдение

Мальчик среднеобщительный, на контакт с малознакомыми людьми идет не сразу.

Результаты беседы

Отношение к учебе отрицательное. Мальчик не имеет представления о своих профессиональных склонностях.

«Адаптивность»

«достоверность» – 3,

«адаптивные способности» – 29,

«нервно-психическая устойчивость» – 21,

«коммуникативные особенности» – 11,

«моральная нормативность» – 6.

Методика диагностики социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

1. адаптация – 61,

2. приятие себя – 23,

3. приятие других – 10,

4. эмоциональный комфорт – 11,

5. внутренний контроль – 23,

6. доминирование – 5.

Социальный

диагноз

девиантное поведение подростка в форме попрошайничества, обусловленное низкой адаптивностью.

Социальный прогноз

Положительный

в случае разработки и осуществления индивидуальной программы социальной работы с привлечением психолога, социального педагога сотрудников центра занятости, специалиста социальной работы, сотрудников правоохранительных структур.

Приложение 5

Сводная таблица результатов первичной диагностики клиента 5

Анализ документов

Подросток 15 лет. Основание постановки на учет: бродяжничество. Взаимоотношения с одноклассниками складываются по-разному: может быть спокоен и равнодушен, а может быть груб и непредсказуем. На замечания педагогов реагирует неадекватно, беспричинно проявляет агрессию. Легко увлекается новыми делами, но ему все быстро надоедает. В свободное время гуляет по Елани, играет в компьютерные игры с друзьями.

Наблюдение

Мальчик общительный, вежливый.

Результаты беседы

Отношение к учебе отрицательное.

«Адаптивность»

«достоверность» – 10,

«адаптивные способности» – 39,

«нервно-психическая устойчивость» – 22,

«коммуникативные особенности» – 7,

«моральная нормативность» – 9.

Методика диагностики социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

1. адаптация – 55,

2. приятие себя – 21,

3. приятие других – 10,

4. эмоциональный комфорт – 9,

5. внутренний контроль – 25,

6. доминирование – 4.

Социальный

диагноз

девиантное поведение подростка в форме бродяжничества, обусловленное низким уровнем адаптации.

Социальный прогноз

Положительный

в случае разработки и осуществления индивидуальной программы социальной работы с привлечением психолога, социального педагога, специалиста социальной работы, сотрудников центра занятости и правоохранительных структур

Приложение 6

Сводная таблица результатов контрольной диагностики клиента 1

Наблюдение

Подросток общительный, легко идет на контакт со взрослыми. Мальчик стал увереннее в себе, активнее. Отношения с одноклассниками стали налаживаться.

Результаты беседы

Подросток стал общительный, активным легко идет на контакт со взрослыми. Появилась уверенность в себе. Отношения с одноклассниками стали налаживаться. Прекратились самовольные уходы из центра.

«Адаптивность»

«достоверность» – 11,

«адаптивные способности» – 93,

«нервно-психическая устойчивость» – 57,

«коммуникативные особенности» – 25,

«моральная нормативность» – 15.

Методика диагностики социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

1. адаптация – 95,

2. приятие себя – 31,

3. приятие других – 22,

4. эмоциональный комфорт – 15,

5. внутренний контроль – 29,

6. доминирование – 11 .

Приложение 7

Сводная таблица результатов контрольной диагностики клиента 2

Наблюдение

Подросток стал менее грубым по отношению к сверстникам и воспитателям.

Результаты беседы

Подросток стал менее грубым по отношению к сверстникам и воспитателям. Появился интерес к учебе.

«Адаптивность»

«достоверность» – 9,

«адаптивные способности» – 111,

«нервно-психическая устойчивость» – 69,

«коммуникативные особенности» – 27,

«моральная нормативность» – 16.

Методика диагностики социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

1. адаптация – 104,

2. приятие себя – 30,

3. приятие других – 27,

4. эмоциональный комфорт – 20,

5. внутренний контроль –33,

6. доминирование – 8 .

Приложение 8

Сводная таблица результатов контрольной диагностики клиента 3

Наблюдение

Подросток стал более открытым, общительным. Появился интерес к учебе.

Результаты беседы

Подросток стал более открытым, общительным. Появился интерес к учебе.

«Адаптивность»

«достоверность» – 9,

«адаптивные способности» – 75,

«нервно-психическая устойчивость» – 39,

«коммуникативные особенности» – 27,

«моральная нормативность» – 10.

Методика диагностики социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

1. адаптация – 79,

2. приятие себя – 28,

3. приятие других – 17,

4. эмоциональный комфорт – 18,

5. внутренний контроль –27,

6. доминирование – 13 .

Приложение 9

Сводная таблица результатов контрольной диагностики клиента 4

Наблюдение

Мальчик стал общительным, на контакт с малознакомыми людьми идет легко. Отношения с окружающими нормализовались. По отношению к сверстникам ведет себя менее агрессивно. Стал более серьезным, не нарушает дисциплину в школе.

Результаты беседы

Мальчик стал общительным, на контакт с малознакомыми людьми идет

легко. Отношения с окружающими нормализовались. По отношению к сверстникам ведет себя менее агрессивно. Стал более серьезным, не нарушает дисциплину в школе.

«Адаптивность»

«достоверность» –10,

«адаптивные способности» – 115,

«нервно-психическая устойчивость» – 76,

«коммуникативные особенности» – 26,

«моральная нормативность» –11.

Методика диагностики социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

1. адаптация – 71,

2. приятие себя – 36,

3. приятие других – 25,

4. эмоциональный комфорт – 21,

5. внутренний контроль –27,

6. доминирование – 12 .

Приложение 10

Сводная таблица результатов контрольной диагностики клиента 5

Наблюдение

Подросток стал общительнее. Появился интерес к учебе. Взаимоотношения с одноклассниками улучшились. На замечания педагогов реагирует адекватно, меньше проявляет агрессию.

Результаты беседы

Подросток общительный. Появился интерес к учебе. Взаимоотношения с одноклассниками улучшились. На замечания педагогов реагирует адекватно, меньше проявляет агрессию.

«Адаптивность»

«достоверность» – 12,

«адаптивные способности» – 97,

«нервно-психическая устойчивость» – 77,

«коммуникативные особенности» – 29,

«моральная нормативность» – 10.

Методика диагностики социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

1. адаптация – 83,

2. приятие себя – 33,

3. приятие других – 23,

4. эмоциональный комфорт – 17,

5. внутренний контроль –29,

6. доминирование – 9 .

Социальная коррекция девиантного поведения детей и подростков