Управленческая экономика на основании данных компании ПАО ВымпелКом
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА»
(на основании данных компании ПАО ВымпелКом)
Выполнил: студент магистратуры
1-го года обучения,
направление «Менеджмент», программа «Управление качеством и конкурентноспособностью»,
Шабанов Николай Николаевич.
Проверила: д.э.н., проф. каф. экономики предприятия и производственного менеджмента,
Ткаченко Елена Анатольевна.
Санкт-Петербург - 2015
ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
ПАО «ВымпелКом» входит в группу компаний «ВымпелКом ЛТД», которая является одним из крупнейших мировых операторов связи, в который входят компании предоставляющие услуги голосовой связи и передачи данных на основе технологий фиксированной и беспроводной связи, услуги доступа в интернет в России, Грузии, Италии , Украине, Казахстане , Алжире, Армении, Таджикистане, Кыргызстане, Узбекистане, Бангладеш, Пакистане, Бурунди , Зимбабве, Лаосе, ЮАР и Канаде.
Компания «ВымпелКом» была основана в 1992 году на условиях партнерства с главой американской фирмы «Plexsys» Оги Фабела. Группу технических экспертов возглавил Дмитрий Зимин, который в 1992-2001 гг. занимал должность Генерального директора, а сейчас исполняет роль Почетного президента и основателя компании. Состав руководства за всю историю «ВымпелКома» неоднократно менялся. Сегодня обязанности Генерального директора исполняет Антон Кудряшов, Главным управляющим директором является Джо О. Лундер, а пост Президента компании с сентября 2013 года занимает Михаил Юрьевич Слободин.
ПАО «ВымпелКом» предоставляет услуги под брендом «Билайн». Это одна из наиболее известных торговых марок в России и странах СНГ. Начиная с 2005 года «Билайн» остается одним из лидеров в рейтинге самых дорогих российских брендов по версии авторитетной международной организации Interbrand Group. Известное исследовательское агентство «Millward Brown Optimor» включило «Билайн» в престижный список 100 самых дорогих брендов мира со стоимостью 8,16 миллиарда долларов. Также бренд «Билайн» был признан одним из 12 самых дорогих мировых брендов на рынке телекоммуникаций в рейтинге «Brandz».
ПАО «ВымпелКом» предоставляет интегрированные услуги мобильной и фиксированной телефонии, международной и междугородной связи, передачи данных, телематических услуг связи, доступа в Интернет на базе беспроводных и проводных решений, включая технологии оптоволоконного доступа, WiFi и сети третьего и четвертого поколений. Среди клиентов и партнеров «ВымпелКом» частные лица, малые, средние и крупные предприятия, транснациональные корпорации, операторы связи.
Основными конкурентами компании в России являются операторы связи «Мегафон», «МТС», «Теле2». Весной 2010 года «ВымпелКом» уступил звание второго оператора сотовой связи России «МегаФону» на фоне снижения последним стоимости оказываемых услуг и активного развёртывания сети монобрендовых салонов. Одновременно «ВымпелКом» приостановил строительство сети связи в России: по итогам 2010 года у «ВымпелКома», прежде занимавшего лидировавшие позиции, насчитывалось 9 тыс. базовых станций 3G, в то время как у «МегаФона» 20 тысяч.
Постановка задачи
В 2014 году компания ВымпелКом достигла следующих показателей:
Показатель |
Ед. измерения |
Значение |
Прирост |
||
2014 |
2013 |
Абс. |
Отн. (%) |
||
Выручка |
Тыс. руб. |
284173895 |
289433422 |
-5259527 |
1,9 |
Темп инфляции |
% |
11,36 |
6,35 |
5,01 |
44,1 |
Курс валюты (стоимость $ в рублях) |
Руб. |
46,42 |
32,87 |
13,55 |
29,1 |
Основные средства |
Тыс. руб. |
174926786 |
158226074 |
16700712 |
10,5 |
Кредиторская задолжность |
Тыс. руб. |
43250477 |
43633597 |
-383120 |
0,88 |
Прочие оборотные активы |
Тыс. руб. |
1692821 |
1804487 |
-111666 |
0,66 |
Количество абонентов |
Тыс. чел. |
57216 |
56512 |
704 |
1,2 |
Среднегодовой доход на душу населения |
Тыс. руб. |
333 |
311,1 |
21,9 |
7 |
На протяжении 10 лет (2005-2014г.) компания ПАО «ВымпелКом» показывала стабильный рост основных экономических показателей, приведенных в данной работе. Подводя итоги 2014 года можно сделать вывод о том, что выручка компании снизилась на 1,9% .Исходя из этого фактора можно предположить, что причиной этому оказался нестабильный курс рубля, введение санкций стран Евросоюза по отношению к Российской Федерации, а также общий экономический кризис. Следуя вышеперечисленному, целью работы является составление прогноза величины выручки компании на 2015 год.
В ходе работы были проведены следующие этапы:
- Определение результирующего показателя (Y) регрессии и факторов(, оказывающих на него влияние.
- Анализ факторов на мультиколлинеарность и исключение из анализа коррелирующих факторов.
- Построение регрессионной модели, определение коэффициентов регрессии. Выводы по результатам построения модели регрессии.
Проверка коэффициентов регрессии и уравнения регрессии в целом.
Определение результирующего уравнения и его значимости.
- Построение линии трендов для факторов регрессии и прогноз на 1 период вперед на основании уравнения тренда.
- Прогнозирование величины результирующего показателя на основании полученных прогнозных значений факторов и коэффициентов уравнения регрессии.
Решение задачи
1.Для решения поставленной задачи был выявлен результирующий показатель (выручка) и факторы оказывающие непосредственное влияние на формирование выручки, а именно (темпы, инфляции, курс валюты, основные средства, кредиторская задолжность предприятия, прочие оборотные активы предприятия ,количество абонентов и среднегодовой доход на душу населения.
|
Выручка, тыс. руб. |
Темпы инфляции, % |
Курс валюты (стоимость доллара в рублях) |
Основные средства, тыс. руб. |
Кредиторская задолжность, тыс. руб. |
Прочие оборотные активы, тыс. руб. |
Количество абонентов, тыс. чел. |
Среднегодовой доход на душу населения, тыс. руб. |
Отчетный год |
Y |
X1 |
X2 |
X3 |
X4 |
X5 |
X6 |
X7 |
2005 |
72896589 |
10,91 |
28,8 |
52242573 |
19304397 |
952738 |
38847 |
102,6 |
2006 |
116533296 |
9 |
26,28 |
74292057 |
18946538 |
1075330 |
40174 |
127,6 |
2007 |
155566274 |
11,87 |
24,57 |
83394528 |
23909762 |
1114481 |
42221 |
163,1 |
2008 |
179673562 |
13,28 |
28,2 |
92193358 |
30063928 |
4546427 |
46676 |
205,3 |
2009 |
200391195 |
8,8 |
29,96 |
87635059 |
27306589 |
7837456 |
50886 |
207,1 |
2010 |
210128787 |
8,78 |
30,83 |
121854100 |
31360049 |
3823198 |
52019 |
220,3 |
2011 |
261098257 |
6,1 |
31,49 |
139521404 |
37800917 |
1206012 |
56582 |
249,3 |
2012 |
280300553 |
6,58 |
30,73 |
143189378 |
39500206 |
2177464 |
55509 |
278,6 |
2013 |
289433422 |
6,35 |
32,87 |
158226074 |
43633597 |
1804487 |
56512 |
311,1 |
2014 |
284173895 |
11,36 |
46,42 |
174926786 |
43250477 |
1692821 |
57216 |
333 |
2. Исследуем факторы на мультиколлинеарность с тем, чтобы исключить взаимовлияющие факторы, способные исказить регрессию. С помощью пакета «Анализ данных. Корреляция» была построена следующая корреляционная матрица:
|
Курс валюты ($ в руб.) |
Темпы инфляции, % |
Основные средства, тыс. руб. |
Кредиторская задолжность, тыс. руб. |
Прочие оборотные активы, тыс. руб. |
Количество абонентов, тыс. чел. |
Среднегодовой доход на душу населения, тыс. руб. |
Курс валют, ($ в руб.) |
1 |
|
|
|
|
|
|
Темпы инфляции, % |
-0,028163783 |
1 |
|
|
|
|
|
Основные средства, тыс. руб |
-0,450552114 |
0,754280747 |
1 |
|
|
|
|
Кредиторская задолжность, тыс. руб. |
-0,443465498 |
0,701188675 |
0,970302452 |
1 |
|
|
|
Прочие оборотные активы, тыс. руб. |
0,092303106 |
-0,057545588 |
-0,126517053 |
-0,037636216 |
1 |
|
|
Количество абонентов, тыс. чел. |
-0,557594851 |
0,660488858 |
0,931191497 |
0,949212239 |
0,157523145 |
1 |
|
Среднегодовой доход на душу населения, тыс. руб |
-0,382022465 |
0,748063276 |
0,9715232 |
0,982482436 |
0,055168438 |
0,94687306 |
1 |
Высокая корреляция наблюдается между факторами: основные средства, кредиторская задолжность, количество абонентов и среднегодовой доход на душу населения. Исключим факторы значения которых будут оказывать наименьшее влияние на выручку компании, а именно кредиторская задолжность, основные средства и среднегодовой доход на душу населения. После перерасчета значений корреляции таблица будет выглядеть следующим образом:
Курс валюты ($ в руб.) |
Темпы инфляции,% |
Прочие оборотные активы, тыс. руб. |
Кредиторская задолжность, тыс. руб. |
|
Курс валют, ($ в руб.) |
1 |
|||
Темпы инфляции,% |
-0,028163783 |
1 |
||
Прочие оборотные активы, тыс. руб. |
0,092303106 |
-0,057545588 |
1 |
|
Количество абонентов, тыс. чел. |
-0,557594851 |
0,660488858 |
0,157523145 |
1 |
Вывод: мультиколлинеарность не наблюдается, что позволяет приступить к построению регрессионной модели.
3. С помощью приложения «Анализ данных. Регрессия» были определены коэффициенты регрессионной модели:
ВЫВОД ИТОГОВ |
||||||
Регрессионная статистика |
||||||
Множественный R |
0,988007732 |
|||||
R-квадрат |
0,976159278 |
|||||
Нормированный R-квадрат |
0,9570867 |
|||||
Стандартная ошибка |
15536648,58 |
|||||
Наблюдения |
10 |
|||||
Дисперсионный анализ |
||||||
|
df |
SS |
MS |
F |
Значимость F |
|
Регрессия |
4 |
4,94181E+16 |
1,23545E+16 |
51,18129735 |
0,000301931 |
|
Остаток |
5 |
1,20694E+15 |
2,41387E+14 |
|||
Итого |
9 |
5,0625E+16 |
|
|
|
|
|
Коэффициенты |
Стандартная ошибка |
t-статистика |
P-Значение |
Нижние 95% |
Верхние 95% |
Y-пересечение |
-340315242,8 |
64771282,82 |
-5,254106881 |
0,003314958 |
-506815125,8 |
-173815359,7 |
Темп инфляции |
3861841,83 |
3082263,109 |
1,252924132 |
0,265635973 |
-4061367,729 |
11785051,39 |
Курс валюты |
-1590440,448 |
1401456,885 |
-1,134847932 |
0,307895564 |
-5193000,058 |
2012119,163 |
Прочие оборотные активы |
42,46711799 |
18,94792528 |
2,241254246 |
0,075096341 |
-6,240074546 |
91,17431052 |
Количество абонентов |
10093,30369 |
1460,181853 |
6,91236072 |
0,000971415 |
6339,786739 |
13846,82063 |
Коэффициент детерминации =0,976
Вывод: вариация выручки на 97,6% определяется вариацией факторов: денежные средства, кредиторская задолжность, прочие оборотные активы и количество абонентов.
Вывод остатков регрессионной модели помогает определить численное значение средней ошибки аппроксимации
Наблюдения (n) |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
Остатки |
|
1 |
88567372,06 |
-15670783,06 |
17,69363 |
2 |
103799107 |
12734188,99 |
12,26811 |
3 |
139925869 |
15640404,99 |
11,17764 |
4 |
181673377,8 |
-1999815,839 |
1,100775 |
5 |
216425122,7 |
-16033927,65 |
7,408533 |
6 |
217300995,9 |
-7172208,94 |
3,300587 |
7 |
255474185,8 |
5624071,23 |
2,201424 |
8 |
288961256,4 |
-8660703,437 |
2,997185 |
9 |
278953815,6 |
10479606,41 |
3,756753 |
10 |
279114727,7 |
5059167,311 |
1,812576 |
Средняя ошибка аппроксимации.
= *100= =6,4 %
Вывод: средняя ошибка аппроксимации не превышает 15%, что свидетельствует о хорошем подборе модели к исходным данным.
Проверка фактического значения F-критерия(51,2) существенно превышает табличное (6,21) , а значимость F не превышает 5%
Вывод: уравнение регрессии является значимым.
Следовательно уравнение регрессии будет иметь вид:
Выручка = -340315242,8+8,66+46,89+2076269,1+58116,5 , где
-темп инфляции
-курс валюты
-прочие оборотные активы
-количество абонентов
4. Для построения прогноза выручки следует прежде построить точечные прогнозы факторов ,величина прогноза будет составлять 1 период. Сделать это можно с помощью построения графика и линии тренда. Для фактора « темп инфляции» график будет выглядеть так:
Подставив в полученное уравнение значение 11 периода, получим численное значение темпа инфляции в 2015 году, а именно 8,66%.
Аналогичные преобразования выполним с остальными факторами.
Величина курса валюты в 2015 году составит 46,89 руб.
Величина
прочих оборотных активов на 2015 год составит 2076269,1 тыс. руб.
Количество абонентов в 2015 году составит 58116 чел.
ВЫРУЧКА= - 340315242,8+(8,66*3861841,83)+(46,89*
*(-1590440,44))+(2076269,1*42,46)+(58116,58*10093,30)=293299018,1 тыс.
руб.
Вывод
Задачи корреляционного анализа сводятся к измерению тесноты известной связи между варьирующими признаками, определению неизвестных причинных связей (причинный характер которых должен быть выяснен с помощью теоретического анализа) и оценки факторов, оказывающих наибольшее влияние на результативный признак.
Задачами регрессионного анализа являются выбор типа модели (формы связи),установление степени влияния независимых переменных на зависимую и определение расчётных значений зависимой переменной (функции регрессии).
Решение этих задач приводит к необходимости комплексного использования этих методов.
По результатам проведенного анализа выявили, что прогнозное значение выручки компании на 2015 год превышает фактическое значение выручки 2014 года на 3,2%. Основываясь на данных расчета, можно с уверенностью отметить, что 2015 год не принесет больших экономических убытков компании, наоборот, поможет преодолеть кризис ,а также стоит ожидать увеличения выручки ПАО «ВымпелКом».