Технологии ситуационных центров

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

Кафедра «Информатика и ИТК»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Информационные технологии в управлении предприятием»

на тему: «Технологии ситуационных центров»

 

Выполнила ст. гр.БЭЗ-43

Крусова И.Р.

Проверила: Абросимова М.А.

Уфа

2015


СОДЕРЖАНИЕ

контрольной работы


ВВЕДЕНИЕ

Современный период развития Российского государства на фоне динамичной экономической обстановки и изменчивой правовой базы требует от руководителей органов государственной власти (далее - ОГВ) в ходе принятия управленческих решений постоянного внимания к разнообразным вопросам анализируемых проблем. При этом необходима возможность проработки информации и принятия решений в условиях низкого качества исходных данных. В данных обстоятельствах команде руководителя ОГВ нужны не только традиционные системы сбора и обработки информации, но и аналитические модели, позволяющие быстро оценить истинное состояние проблемы и проанализировать вероятные результаты управленческих решений. Такой перечень задач позволяют решить ситуационные центры (далее - СЦ), представляющие собой автоматизированный информационно-аналитический комплекс для принятия решений и управления всеми вопросами деятельности ОГВ1.

В отечественной научно-технической литературе рассматриваемая тема изучена достаточно глубоко. Представлено довольно много работ, раскрывающих вопросы терминологии, классификации и организации СЦ (Райков А.Н.2, Тихомиров М.М.3, Филиппович А.Ю.4 и др.), проблемы структурного проектирования СЦ (Калянов Г.Н.5, Леоненков А.В6. и др.)7.

Цель данной контрольной работы – изучить предназначение, устройство ситуационных центров, их виды, функции и задачи, техническое оснащение.

Исходя из цели контрольной работы, мною были сформулированы следующие задачи:

определить понятие СЦ, установить область их применения, цель создания и решаемые задачи;

изучить виды СЦ, их устройство и техническое оснащение;

исследовать основные направления развития СЦ ОГВ Российской Федерации.

Для достижения поставленных цели и задач будет использован метод анализа учебной и научной литературы по ситуационным центрам, текстов нормативных правовых актов.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Понятие ситуационного центра

В связи с широким внедрением в настоящее время ситуационного моделирования в практику человеческой деятельности понятие ситуационного центра стало настолько многозначным, что вводит в затруднение даже профессионалов. Чтобы подойти к понятию СЦ необходимо в первую очередь дать определение ситуации. «Ситуация есть оценка (анализ, обобщение) совокупности характеристик объектов системы и связей между ними, которые находятся в постоянных и причинно-следственных отношениях, зависящих от произошедших событий и протекающих процессов»8. В свою очередь, описание системы с помощью ситуаций называется ситуационной моделью, а все ситуационные системы можно называть системами ситуационного моделирования. Любую программу, где формируется модель, а также любое устройство, воссоздающее поведение реальных объектов, можно назвать системой ситуационного моделирования, СЦ или ситуационной комнатой9.

По мнению Филипповича А.Ю.10 дать четкое определение СЦ сложно. Если для формирования понятия СЦ поставить ударения только на рассмотрении технического оснащения, то можно выразить «техническое» определение СЦ: помещение, оснащенное современной презентационной техникой. С другой стороны, для работы технического оснащения необходимо программное обеспечение, отсюда выводим «программное» определение: СЦ — программная среда, которая позволяет проводить анализ с помощью различных программ и информационных технологий.

Наиболее удачное определение СЦ с точки зрения Вишневского В.В. и Симонова С.В. является следующее: «Ситуационный центр – это автоматизированная система ситуационного управления, интегрирующая новые информационные технологии, возможности человека, последние достижения в области принятия решений и позволяющая осуществить коллективное принятие решений, анализ и прогнозирование их результатов»11. В своей статье Вишневский В.В. и Симонов С.В. дают и свое определение СЦ: «Ситуационный центр – это совокупность программно-технических средств, научно-математических методов и инженерных решений для автоматизации процессов отображения, моделирования, анализа ситуаций и управления организационными системами»12.

2.2.Области деятельности, в которых находят применение ситуационные центры

В настоящее время в мире существует около трехсот СЦ, применяемых правительствами различных стран, а также руководителями крупных корпораций. Так, президента США обслуживают четыре СЦ. Несколько десятков СЦ существует в Европе, в частности, в Норвегии их 10. Один из самых технически оснащенных СЦ находится в распоряжении правительства Германии и служит для углубленного анализа социальных, экономических и политических проблем13.

Сегодня в России насчитывается около 30 реализованных СЦ, и новые центры продолжают активно создаваться14. Развитие СЦ в нашей стране происходит по отраслевому принципу. Они используются на предприятиях топливно-энергетического комплекса, в сфере транспорта, телекоммуникационных компаниях, медицинских и образовательных учреждениях, на крупных промышленных и торговых предприятиях. Создается система СЦ ОГВ: от СЦ Президента Российской Федерации и СЦ Правительства Российской Федерации до СЦ министерств, ведомств (Минприроды России, МЧС России и т.д.) и органов управления субъектами Российской Федерации15.

2.3. Цели создания ситуационного центра и решаемые задачи

СЦ создаются для руководителей министерств и ведомств, муниципальных, региональных и федеральных органов государственной власти, руководителей компаний. Целью создания СЦ является повышение качества и эффективности управленческих решений, предотвращение и устранение кризисных и чрезвычайных ситуаций, оперативное анализирование, моделирование, прогнозирование развития ситуаций16.

Основные задачи, для решения которых создаются СЦ17:

мониторинг и моделирование возникающих ситуаций и протекающих в них процессов;

визуализация изучаемых ситуаций с помощью средств мультимедиа, раскрытие причинно-следственных связей анализируемых событий;

прогнозирование возможных альтернативных сценариев развития ситуаций;

организация коллективной выработки решений;

обеспечение альтернативного синтеза альтернативных решений и отбор наиболее эффективных из них.

2.4. Виды ситуационных центров

СЦ можно систематизировать по ряду признаков18.

По составу систем ситуационного моделирования:

СЦ наблюдения (отображения);

аналитические СЦ;

полнофункциональные СЦ (совмещение функции отображения, моделирования и анализа ситуаций).

По масштабу:

стратегические СЦ (решает сложные, масштабные, ответственные задачи);

оперативные СЦ (автоматическая передача оперативной информации в ситуационную модель);

персональные СЦ (оперативный доступ к управляемому объекту первого руководителя).

По размещению:

стационарные СЦ (привязаны к конкретным помещениям, где происходит анализ ситуаций; подавляющее большинство СЦ являются стационарными);

мобильные СЦ (развертываются на месте событий);

виртуальные СЦ (мобильность СЦ может быть достигнута на программном уровне).


По степени детерминированности решаемых задач:

слабо детерминированные;

детерминированные;

сильно детерминированные.

По целевой направленности:

СЦ контроля (основная задача — наблюдение за состоянием объекта или системы);

СЦ управления (главная цель — постоянное и активное управление объектом или их группой);

кризисный СЦ (деятельность СЦ осуществляется только при возникновении кризисных ситуаций).

СЦ обучения (подготовка специалистов в области СЦ);

многоцелевой СЦ (сочетание возможностей различных СЦ).

По способу отображения ситуационной информации:

коллективный (в СЦ установлен только экран коллективного пользования);

индивидуальный (использование в СЦ только индивидуальных экранов);

коллективно-индивидуальный (использование в СЦ экранов различного типа).

По универсальности:

специальные СЦ (созданы для решения конкретных задач и не подлежат перепрофилированию);

настраиваемые СЦ (СЦ, предназначенные для широкого использования).

2.5. Техническое оснащение

Ключевым компонентом технического оснащения СЦ является экран коллективного пользования (видеостена или проекционная установка), позволяющий создать единый информационный язык для лиц, работающих в СЦ. Видеостены или системы мультиэкранного отображения различного вида данных (электронные карты, видеоизображения, графики и диаграммы, текстовая документация в электронном виде) предназначены для совместного использования и могут быть сконфигурированы индивидуально под конкретные помещения и задачи. Для показа дополнительной информации используются мониторы и плазменные панели19.

Также необходимыми средствами техническим оснащения СЦ являются20:

средства видеоконференцсвязи, передающие изображение и звук по телекоммуникационным сетям и использующие различные конфигурации связных терминалов — как в виде автономных устройств, так и на базе персональных компьютеров; высококачественные звуковые системы, включающие специальные звуковые конференц-системы, а также системы управления светом;

электронные средства ввода графических данных: сканеры, цифровые фото- и видеокамеры; специализированные документ-камеры;

интегрированные системы управления сложными аппаратными комплексами, где изменение состояния системы требует одновременного переключения множества устройств (коммутаторов, микшеров, источников и т.д.);

несколько видов рабочих станций: презентационную, станцию для проведения аналитических расчетов, студию для работы с видеоматериалами, узел связи с другими информационными системами.

Таким образом, сегодня типовой набор технических средств СЦ известен и видоизменяется от объемов, целей и задач той или иной структуры управления.

2.6. Основные направления развития ситуационных центров органов государственной власти Российской Федерации

Направления развития СЦ ОГВ РФ в первую очередь установлены в нормативных правовых актах, определяющих стратегию информационного развития России.

Так, в соответствии с Концепцией формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года21, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р, в рамках создания единой информационной системы мониторинга результативности деятельности государственных органов предполагается обеспечить создание и развитие на федеральном и региональном уровнях системы ситуационных центров для анализа собираемой информации, подготовки управленческих решений, прогнозирования и моделирования развития ситуации в отдельных сферах.

В свою очередь, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года22 (далее – Стратегия), утвержденной указом Президента Российской Федерации № 537 от 12 мая 2009 г., установлено, что информационная и информационно-аналитическая поддержка реализации Стратегии осуществляется за счет привлечения информационных ресурсов заинтересованных органов государственной власти и государственных научных учреждений с использованием системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия.

В научно-методологическом плане постижение ситуации в СЦ в настоящее время поворачивается от необходимости вбирать в себя новую внешнюю информацию к извлечению новых знаний с помощью коллег из собственного подсознания, рефлектировать ситуацию. Это призывает разработчиков СЦ концентрировать внимание не столько на технических компонентах (компьютеры, экраны), сколько на методологических23.


Исходя из вышеизложенного можно отметить новые тенденции в развитии методологических подходов к проектированию СЦ24:

от точности к интеллектуальности;

от справочной работы к аналитической;

от одного эксперта к группе;

от внутренней среды к внешней;

от инерционной экстраполяции к поиску новых путей;

от регистрации данных к экстракции знаний;

от защиты информации к менеджменту безопасности;

от накопления опыта к когнитивным схемам.

Исходя из тенденций развития методологических подходов к проектированию СЦ можно выделить основные направления развития
СЦ ОГВ РФ25:

расширение перечня решаемых задач: совершенствование системы мониторинга; проведение экспертных сессий с участием высшего руководства; доведение принятых решений до исполнителя; технологическое обеспечение контроля исполнения принятых решений;

создание комплексной системы моделирования;

повышение оперативности доступа к удаленным базам данных;

разработка и внедрение новых систем функционирования: видеоконференций; интерактивного управления видеопрезентацией самим пользователем;

внедрение новых технологий: переход на мультиэкранное представление информации с использованием видеопроцессора; освоение программных пакетов для визуализации больших массивов данных; внедрение информационного портала; освоение трехмерной графики;

разработка мобильной компоненты: создание базового комплекта задач; создание базового комплекта программно-технических средств; подготовка организационно-инструктивных материалов;

внедрение инструментальной среды проектирования процессов: создание организационно-технических процедур принятия коллективных решений.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения контрольной работы было определено понятие ситуационного центра, установлены области их применения, цель создания СЦ и решаемые ими задачи, изучены виды СЦ, их устройство и техническое оснащение, исследованы основные направления развития СЦ ОГВ Российской Федерации.

Мы определили, что «ситуационный центр – это совокупность программно-технических средств, научно-математических методов и инженерных решений для автоматизации процессов отображения, моделирования, анализа ситуаций и управления организационными системами»26.

Были установлены сферы применения СЦ – как на предприятиях и в компаниях различных сфер экономики, так и в ОГВ: от СЦ Президента Российской Федерации до СЦ органов управления субъектами Российской Федерации.

Целью создания СЦ, как мы установили в ходе изучения темы контрольной работы, является повышение качества и эффективности управленческих решений, с задачами мониторинга возникающих ситуаций, их визуализации с помощью средств мультимедиа, прогнозирования возможных сценариев развития ситуаций и организации коллективной выработки решений.


В контрольной работе мы привели классификацию СЦ по следующим признакам:

по составу систем ситуационного моделирования;

по масштабу;

по размещению;

по степени детерминированности решаемых задач;

по целевой направленности;

по способу отображения ситуационной информации;

по универсальности.

Кроме того, в данной работе мы изучили и техническое оснащение СЦ. Главным компонентом технического оснащения СЦ является экран коллективного пользования. Также в состав СЦ входят средства видеоконференцсвязи, электронные средства ввода графических данных, различные виды рабочих станций и другие компоненты.

Основываясь на информации, полученной в процессе изучения изложенных выше вопросов, мы определили основные тенденции развития СЦ. В юридическом аспекте эти тенденции изложены в рассмотренных в контрольной работе нормативных правовых актах, определяющих стратегию информационного развития Российской Федерации. В научно-методологическом плане эволюция СЦ, как мы установили, заключается в переносе акцента разработчиков от технического компонента к методологическому.

Указанные тенденции развития СЦ позволили нам установить направления развития СЦ ОГВ РФ – от расширения перечня решаемых задач и повышения оперативности доступа к удаленным базам данных до разработки и внедрения новых систем функционирования и применения новых технологий визуализации данных.


  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

  1. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 20, ст. 2372.
  2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до
    2020 года, утверждена указом Президента Российской Федерации № 537 от
    12 мая 2009 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009,
    № 20, ст. 2444.

Литература

  1. Будаев Е.С. Информационная технология разработки учебно-аналитических задач на WEB-портале учебно-исследовательского ситуационного центра: автореферат дисс. … канд. техн. наук. Москва, 2007. 29 с.
  2. Вахмянин И.С., Ильин Н.И., Новикова Е.В. Разработка модели алгоритма управления информационными потоками в ситуационных центрах органов государственной власти // Бизнес-Информатика. №1(15). М. 2011. С. 3-10.
  3. Вишневский В.В., Симонов С.В. Организационные процедуры ситуационного центра // Математичні машини і системи, 2010, № 4. С. 62-67.
  4. Ильин Н.И. Ситуационные центры для органов государственной власти // Ситуационные центры – проблемы и решения. Взгляд экспертов. Науч. практич. конф. 30-31 октября 2002 г., М. 2002. С. 6-9.
  5. Максимова Ю., Тарасов М. Структура и эксплуатация ситуационного центра // CONNECT. №6. 2008. М. С. 140-145.
  6. Райков А.Н. Тенденции развития ситуационных комнат // Ситуационные центры – проблемы и решения. Взгляд экспертов. Науч. практич. конф. 30-31 октября 2002 г., М. 2002. С. 4-5.
  7. Ситуационные центры. Практика построения // Ситуационные центры [Электронный ресурс] / Polymedia. — Электрон. дан.— М.: 2009-2011. — Режим доступа: http://www.polymedia.ru/images/docs/File/SC.pdf свободный. — Загл. с экрана.
  8. Тарасов Е.С. Разработка лингвосемантических методов обработки экспертной информации для ситуационных центров органов государственной власти: автореферат дисс. … канд. техн. наук. Краснодар, 2011. 24 с.
  9. Филиппович А.Ю. Ситуационные центры: определения, структура и классификация. // PCWeek/RE №26(392), М., 15-21 июля 2003. С.21-22.
  10. Шерстнева Ю.А. Ситуационные центры: классификация и основные тенденции развития // Комплексная защита информации: матер. XI Междунар. конф. (20-23 марта 2007 г., Новополоцк. – Мн.: Амалфея, 2007. – С.239.

1 См.: Тарасов Е.С. Разработка лингвосемантических методов обработки экспертной информации для ситуационных центров органов государственной власти: автореферат дисс. … канд. техн. наук. Краснодар, 2011. С. 3.

2 Райков А. Н. Быстрая разработка стратегии повышения экономической безопасности мегаполиса // Ситуационные центры: модели, технологии, опыт практической реализации: Материалы научно-практической конференции (Москва, 18 - 19 апреля 2006 года). - М.: Изд-во РАГС, 2007. - С. 148-150.

3 Петров А.В., Тихомиров М.М., Федулов Ю.Г. Применение ситуационных центров в региональном управлении. - М.: РАГС, 1999.

4 Филиппович А.Ю. Ситуационные центры: определения, структура и классификация // PCWeek/ RE N26(392), М., 15-21 июля 2003 г. С.21-22.

5 Калянов Г.Н. Колсантинг при автоматизации предприятий: подходы, методы, средства. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

6 Леоненков А. В. Нечеткое моделирование в среде MATLABи fuzzyTECH.-СПб.: БХВ-Петербург, 2005.-736 с.:

7 См.: Будаев Е.С. Информационная технология разработки учебно-аналитических задач на WEB-портале учебно-исследовательского ситуационного центра: автореферат дисс. … канд. техн. наук. Москва, 2007. С. 4.

8 Филиппович А.Ю. Ситуационные центры: определения, структура и классификация. // PCWeek/RE №26(392), М., 15-21 июля 2003. С.21-22.

9 См.: Филиппович А.Ю. Указ. соч. С. 21.

10 См.: Там же. С. 21.

11 Цит. по: Вишневский В.В., Симонов С.В. Организационные процедуры ситуационного центра // Математичні машини і системи, 2010, № 4. С. 62-67.

12 Там же. С. 62.

13 См.: Тригубов В.Ю. Определение, классификация и структура ситуационных центров / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://berestneva.am.tpu.ru/Papers/KONF2009/%F7%C9%CE%C5%D2%CF%D7%D3%CB%C 9%C5%20%DE%D4%C5%CE%C9%D1/2009%20(F)/fscommand/pdf/085.pdf свободный. — Загл. с экрана.

14 См.: Вахмянин И.С., Ильин Н.И., Новикова Е.В. Разработка модели алгоритма управления информационными потоками в ситуационных центрах органов государственной власти // Бизнес-Информатика. №1(15). М. 2011. С. 3-10.

15 См.: Максимова Ю., Тарасов М. Структура и эксплуатация ситуационного центра // CONNECT. №6. 2008. М. С. 140-145.

16 См.: Ситуационные центры. Практика построения // Ситуационные центры [Электронный ресурс] / Polymedia. — Электрон. дан.— М.: 2009-2011. — Режим доступа: http://www.polymedia.ru/images/docs/File/SC.pdf свободный. — Загл. с экрана.

17 См.: Шерстнева Ю.А. Ситуационные центры: классификация и основные тенденции развития // Комплексная защита информации: матер. XI Междунар. конф. (20-23 марта 2007 г., Новополоцк. – Мн.: Амалфея, 2007. – С.239.

18 См.: Филиппович А.Ю. Указ. соч. С. 22.

19 См.: Ильин Н.И. Ситуационные центры для органов государственной власти // Ситуационные центры – проблемы и решения. Взгляд экспертов. Науч. практич. конф. 30-31 октября 2002 г., М. 2002. С. 6-9.

20 См.: Ильин Н.И. Там же. С. 8.

21 Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 20, ст. 2372.

22 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждена указом Президента Российской Федерации № 537 от 12 мая 2009 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009,
№ 20, ст. 2444.

23 См.: Райков А.Н. Тенденции развития ситуационных комнат // Ситуационные центры – проблемы и решения. Взгляд экспертов. Науч. практич. конф. 30-31 октября 2002 г., М. 2002. С. 4-5.

24 См.: Райков А.Н.Указ. соч. С. 4-5.

25 См.: Ильин Н.И. Указ. соч. С. 6-9.

26 Вишневский В.В., Симонов С.В. Организационные процедуры ситуационного центра // Математичні машини і системи, 2010, № 4. С. 62-67.

Технологии ситуационных центров