Исследование организации учета материальных затрат в себестоимости строительно-монтажных работ

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 39с., 1 формула, 15 источников.

МАТЕРИАЛЫ, МАТЕРИАЛЬНЫ ЗАТРАТЫ, ЗАПАСЫ, СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ, СЕБЕСТОИМОСТЬ

Объект исследования — организации учета материальных затрат в себестоимости строительно-монтажных работ.

Предмет исследования — материальные затраты.

Цель работы: исследование организации учета материальных затрат в себестоимости строительно-монтажных работ.

Методы исследования: анализ и синтез информационных источников, относящихся к проводимому исследованию, группировки, экономико-математические, логические, нормативно-правовые.

Исследования и разработки: изучено нормативно-правовое регулирование по теме исследования, рассмотрен международный опыт учета материалов, выявлены резервы под снижение материальных затрат.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно - аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

____________


ABSTRACT

Course work: 39 p., 1 formula, 15 source.

MATERIALS, material costs, inventories, synthetic account, COST

The object of study - the organization of the account of material costs in the cost of construction and installation works.

Subject of research - material costs.

Objective: To study the organization of the account of material costs in the cost of construction and installation works.

Methods: analysis and synthesis of information sources related to the research, groups, economic-mathematical, logical, legal.

Research and development: to investigate the legal regulation on the study, reviewed the international experience of accounting materials identified provisions for reduction of material costs.

The author confirms that resulted in her settlement - analytical material correctly and objectively reflects the state of the process under investigation, and all borrowed from literature and other sources of theoretical, methodological and methodical positions and concepts are accompanied by references to their authors.

___________


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………… 5

1. Материальные затраты в структуре себестоимости продукции строительной организации и направление их снижения…………..… 7

1.1. Состав материальных затрат на производство строительно-монтажных работ и резервы под их снижение………………………. 7

1.2. Нормативно-правовое обеспечение и основные источники литературы по учету и анализу материальных затрат в себестоимости строительно-монтажных работ и их краткий обзор………………… 10

1.3. Задачи учета и анализа материальных затрат в условиях становления и развития рыночных отношений в Республике Беларусь……………………………………………..……………….… 12

2. Организация учета материалов…………………………………. 14

2.1. Документальное оформление учета движения материалов…. 14

2.2. Учет материалов на складах и на прорабских участках……… 19

2.3. Синтетический учет движения материалов…………………… 21

2.4. Учет материалов в бухгалтерии………………………………… 26

2.5. Учет и контроль за использованием материалов……………... 26

2.6. Международные стандарты и опыт зарубежных стран по учету материалов…………………………………………………………….. 28

2.7. Учет материалов в условиях использования ЭВМ…………… 30

Заключение ……………………………………………………………. 35

Список использованных источников………………………………… 37


Введение

Материалы это один из важнейших элементов производственного цикла любой организации; они представляют собой предметы труда, которые используются для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг. Они составляют материальную основу строительства. Особенность материалов состоит в том, что, участвуя в процессе производства, они целиком потребляются в каждом его цикле и полностью переносят свою стоимость на готовую продукцию.

Материальные затраты наиболее крупный элемент затрат на производство, доля которого в общей стоимости строительно-монтажных работ составляет 50-60%. Поэтому в условиях рыночной экономики большое значение приобретает проблема экономии и рационального использования материальных ресурсов, а также улучшение качественных показателей их использования, так как от этого зависят рост объемов строительно-монтажных работ, снижение их себестоимости и увеличение прибыли.

Решению данных задач способствует упорядочение первичной документации, широкое внедрение типовых унифицированных форм учета, обеспечение строгого порядка приемки, хранения и расходования сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива и др., ограничения числа должностных лиц имеющих право подписи документов на выдачу особо дефицитных материалов, повышение уровня механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ.

Актуальность учета материальных затрат является то, что для функционирования любого предприятия необходимы материалы.

Также к актуальности этой темы можно отнести то, что учет материальных затрат является особенно важным, трудоемким и сложным участком в строительных организациях. От объективности и достоверности информации, формируемом на этом участке учета, зависят себестоимость продукции, финансовый результат, налогооблагаемая прибыль, сумма НДС и т.д.

Целью данной курсовой работы является исследование организации учета материальных затрат в себестоимости строительно-монтажных работ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть классификацию материалов, изучить задачи учета и методы оценки;

- изучить нормативно-правовое обеспечение и основные источники литературы по учету и анализу материальных затрат в себестоимости строительно-монтажных работ;

- исследовать синтетический учет материальных затрат;

- изучить документальное оформление учета движения материалов;

- изучить опыт зарубежных стран по учету материалов.

В работе использованы нормативно-правовые документы, утвержденные Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

В процессе исследования, анализа и систематизации полученной информации применены методы наблюдения, группировки, сравнения, факторного анализа, использовались средства вычислительной техники, ПЭВМ.


1. Материальные затраты в структуре себестоимости продукции строительной организации и направление их снижения

1.1 Состав материальных затрат на производство строительно-монтажных работ и резервы под их снижение

Материальные затраты являются одним из элементов, включаемых в себестоимость готовой продукции и занимающий наибольший удельный вес в ней, размер которых зависит от объема и структуры СМР, норм расхода материалов на единицу выполненных работ и стоимости материальных ресурсов.

В этом элементе затрат отражается:

- стоимость приобретенных материалов, строительных конструкций, деталей, запасных частей и других материалов, которые используются при производстве строительно-монтажных работ, потребляются в процессе монтажа оборудования, линий связи и т.п., расходуются на проведение испытаний, на содержание, ремонт и эксплуатацию строительных машин и механизмов, зданий, сооружений и других объектов основных фондов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, на административно-хозяйственные и прочие производственные нужды, в том числе расходуемые подсобными и вспомогательными производствами и хозяйствами, находящимися на балансе строительной организации;

- износ инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, средств индивидуальной защиты и других средств труда, относящихся к малоценным предметам, включая и износ временных сооружений, приспособлений и устройств. Предельная стоимость имущества, относящегося к малоценным и быстроизнашивающимся предметам, устанавливается Министерством финансов. Руководителю строительной организации предоставлено право устанавливать меньший предел стоимости имущества, учитываемого в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

- стоимость работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или производствами и хозяйствами самой строительной организации, не относящимися к основному виду деятельности, а также предпринимателями без образования юридического лица. При этом к работам и услугам производственного характера относятся: выполнение отдельных видов этапов, комплексов, работ на объектах строительства и монтажа; проведение испытаний для определения качества потребляемых материалов, строительных конструкций, деталей; контроль за соблюдением технологии строительно-монтажных работ; ремонт основных производственных фондов; оплата научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с подготовкой и освоением новых технологических процессов выполнения строительно-монтажных работ, относимых на себестоимость; транспортные услуги по перевозке строительных материалов и конструкций от центральных до приобъектных складов, вывозу грунта со строительной площадки, очистке территории строительства, перебазированию строительных машин и механизмов с объекта на объект и т.п.;

- стоимость покупных топлива и энергии всех видов, расходуемых на технологические, энергетические, двигательные и другие производственные и хозяйственные нужды строительной организации. Затраты на производство электрической и других видов энергии, вырабатываемых самой строительной организацией, а также на трансформацию и передачу покупной энергии до места ее потребления включаются в соответствующие элементы затрат на производство. В состав затрат, относимых на себестоимость строительно-монтажных работ, стоимость топлива, электрической и тепловой энергии включается в пределах установленных норм их расхода;

- недостачи материальных ценностей в производстве и на складах в пределах норм естественной убыли;

- стоимость воды, забираемой из водохозяйственных систем в пределах установленных лимитов;

- платежи строительных организаций за добычу природных ресурсов и выбросы в окружающую среду в пределах установленных лимитов, плата, взимаемая за древесину, отпускаемую на корню, а также за другие природные ресурсы, используемые строительными организациями, в пределах норм, установленных законодательством.

Для правильной организации учета производственных запасов большое значение имеют их классификация, оценка и выбор единицы учета. Планом счетов бухгалтерского учета для организации учета материалов предусмотрено классифицировать их на следующие группы:

- сырье и материалы, которые составляют вещественную основу продукции и являются необходимыми компонентами при ее изготовлении.

- покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкций и детали, которые уже прошли некоторые стадии обращения являются готовой продукцией, а составляют ее материальную основу (панели для строительства домов и др.);

- топливо для производственных и хозяйственных нужд (бензин, дизельное топливо, газ, и др.);

- тара и тарные материалы, используемые для упаковки хранения, транспортировки готовой продукции и материалов;

- запасные части, используемые для ремонта и замены изношенных деталей машин оборудования, транспортных средств также для учета автомобильных шин в обороте и запасе;

- прочие материалы;

- инвентарь и хозяйственные принадлежности;

- специальная оснастка и специальная одежда;

- лом и отходы, содержащие драгоценные металлы;

- временные (нетитульные) сооружения и приспособления [1].

В зависимости от роли материалов в процессе производства они подразделяются на основные и вспомогательные. Основные материалы – это предметы труда, которые вещественно входят в состав строительной продукции и образуют ее материальную основу. Вспомогательные материалы улучшают производственный процесс, а также используются в качестве средств труда. К ним относятся ветошь, упаковочные, обтирочные материалы.

Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, деталей, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе строительно-монтажных работ, утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса и в силу этого используемые с повышенными затратами или вовсе не используемые по прямому назначению.

Не относятся к возвратным отходам остатки материальных ресурсов, которые в соответствии с установленной технологией передаются в другие подразделения строительной организации в качестве полноценного материала для выполнения других видов строительно-монтажных работ.

Возвратные отходы оцениваются:

- по пониженной цене исходного материального ресурса, если отходы могут быть использованы для основного производства, но с повышенными затратами, для нужд подсобных, вспомогательных или обслуживающих производств или реализованы на сторону;

- по полной цене исходного материального ресурса, если отходы реализуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса;

- по действующей цене на отходы за вычетом расходов на сбор и обработку, когда отходы идут в переработку внутри строительной организации или сдаются на сторону .

Важным направлением в деятельности любой строительной организации является поиск резервов по снижению материальных затрат.

Снизить затраты по статье «Материалы» можно за счет снижения транспортно-заготовительных расходов, приобретения более дешевых материалов, внедрения новых материалов и конструкций, сокращения затрат на хранение материалов на складах. При определении номенклатуры используемых материалов и поставщиков необходимо учитывать основные тенденции спроса на рынке. Усилия строительной организации должны быть направлены на поиск долгосрочных контрактов с партнерами, поставляющими материалы со скидками и обеспечивающими их четкую централизованную доставку на объект. Своевременная поставка – немаловажный фактор в снижении затрат, поскольку перебои в поставках приводят к простоям рабочих, увеличению времени проведения работ и дополнительным затратам на всех участках производства.

Особое внимание необходимо уделять качеству материалов, рассматривая его не только как потребительскую, но и как экономическую характеристику, способствующую снижению стоимости СМР. Следует использовать появившиеся на рынке новые материалы. Хотя цены на них выше, чем на традиционные, экономия достигается благодаря снижению трудозатрат, а также сокращению количества сопутствующих материалов. Кроме того, сокращается время использования строительной техники, снижаются арендные платежи и достигается экономия на перевозке некоторых материалов в связи с меньшим весом и большей загрузкой автотранспорта.

Для снижения затрат в первую очередь необходимо научиться их точно учитывать и нормировать, разрабатывать собственные нормы, основываясь на опыте проведения работ в предыдущие периоды и особенностях выполнения тех или иных работ.

Аппарат управления должен совершенствовать работу с персоналом, заинтересовать работников в экономии ресурсов организации путем дополнительного поощрения и стимулирования.

1.2 Нормативно-правовое обеспечение и основные источники литературы по учету и анализу материальных затрат в себестоимости строительно-монтажных работ и их краткий обзор

К нормативно-законодательным документам, регулирующим совершение операций по поступлению и выбытию материалов в организациях, относятся:

1. Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».

Данный Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчётности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учёта и отчётности в Республике Беларусь.

В данном Законе раскрываются основные понятия, связанные с движением материалов, основные задачи учета материалов, требования к ведению бухгалтерского учёта операций по движению материальных ресурсов, первичные учётные документы, регистры бухгалтерского учёта.

2. Типовой план счетов бухгалтерского учета, утвержденный постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 (в редакции постановлений Минфина от 30.04.2012 N 25, от 30.04.2012 N 26, от 20.12.2012 N 77).

План счетов бухгалтерского учёта представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учёте. В нём приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Субсчета, предусмотренные в плане счетов бухгалтерского учёта, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчётности. Организация может уточнять содержание приведённых в плане счетов бухгалтерского учёта субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

3. Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановление Министерства финансов Республики Беларусь от29.06.2011 N 50, (в редакции постановления Минфина от 20.12.2012 N 77).

Дастоящая Инструкция устанавливает единый порядок применения типового плана счетов бухгалтерского учета и отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета для организаций (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций).

В настоящей Инструкции приведены наименования и номера синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов , забалансовых счетов, раскрыты их структура и назначение, а также порядок отражения наиболее распространенных хозяйственных операций на счетах и субсчетах методом двойной записи.

4. Инструкции о порядке бухгалтерского учета строительных материалов, утвержденная постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24 января 2008 г. № 4.

Инструкция о порядке бухгалтерского учета материалов устанавливает порядок бухгалтерского учета сырья и материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, тары и тарных материалов, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, специальной оснастки и специальной одежды организаций.

5. Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением министерства финансов Республики Беларусь от 12 ноября 2010 г. № 133 (в ред. постановления Минфина от 27.04.2011 N 25).

Настоящая Инструкция определяет методологические основы и порядок формирования в бухгалтерском учете информации о запасах в коммерческих и некоммерческих организациях (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций), у индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета.

6. Инструкции о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденная постановление министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 10 (в ред. Постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 22 декабря 2012 г. № 38).

Данная Инструкция устанавливает порядок формирования в бухгалтерском учете заказчика в строительной деятельности, застройщика в строительной деятельности стоимости объекта строительства при возведении, реставрации, реконструкции посредством отражения затрат на возведение, реставрацию, реконструкцию в бухгалтерском учете организаций.

1.3 Задачи учета и анализа материальных затрат в условиях становления и развития рыночных отношений в Республике Беларусь

Развитие рыночных отношений требуют постоянного совершенствования методик учета и анализа материальных затрат на производство продукции в организациях строительной отрасли. Повышаются требования к более полному и достоверному отражению в понятиях и показателях многообразия практики хозяйствования, финансового обеспечения воспроизводственных процессов, а также использованию полезного опыта зарубежных стран.

С учетом стратегического направления государственной политики Республики Беларусь по ресурсосбережению во всех отраслях экономики и значительного удельного веса материальных затрат в себестоимости готовой продукции особое внимание должно быть уделено вопросам совершенствования их учета и объективного формирования в себестоимости продукции.

Вопросы учета материальных затрат, их формирования в себестоимости продукции освещены в работах ряда ученых Республики Беларусь и стран СНГ.

Однако многие вопросы учета материальных затрат и формирования их величины в себестоимости продукции еще не решены. Необходимы научное обоснование и адаптация на основе технологических особенностей строительного производства методики учета как прямых переменных, так и условно-постоянных материальных затрат при формировании себестоимости продукции и величины экономического элемента «Материальные затраты».

Важное место в выполнении планов наращивания объемов производства занимает рациональное использование сырья, экономия дефицитных видов сырья.

Материальные затраты в составе себестоимости строительной продукции занимают наибольший удельный вес. Их доля в себестоимости продукции колеблется от 50 до 60%. Поэтому строгий контроль за материальными затратами обеспечивает достоверность данных о себестоимости продукции и способствуют ее снижению.

Для оперативного выявления отклонений от норм расхода материала следует использовать метод сигнального документирования. Данный метод предполагает применение обычных первичных документов, составляемых в момент совершения хозяйственных операций, по которым затраты списываются на производство в пределах установленных норм. На все выявленные в процессе производства отрицательные отклонения от установленных норм расхода целесообразно составлять специальные сигнальные документы за подписью ответственных лиц, разрешивших данный расход. Использование сигнальных первичных документов будет указывать на отклонение затрат от установленных норм и позволит оперативно выявлять причины отрицательных отклонений, их размер и виновников. Это позволит руководству структурных подразделений по ходу совершения хозяйственных операций принимать необходимые решения по устранению отрицательных причин роста затрат.

Таким образом, адаптация учета и анализа материальных затрат к потребностям современной быстро меняющейся экономики - сложный процесс. Однако, заимствуя из мирового опыта все полезное для национальной экономики, необходимо беречь и сохранять традиции отечественного учета и анализа, развивать и использовать в практике работы организаций все лучшие разработки и начинания.


2. Организация учета материалов.

2.1 Документальное оформление учета движения материалов

Первичные документы по поступлению и расходованию производственных запасов играют важную роль в организации материального учета, так как являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием производственных запасов.

Первичные документы по движению производственных запасов должны тщательно оформляться, обязательно содержать подписи лиц, совершивших операции, и коды соответствующих объектов учета. Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений организации.

Поступление материалов в организацию осуществляется в следующем порядке:

-по договорам купли-продажи, договорам поставки;

-другим аналогичным договорам в соответствии с законодательством;

-путем изготовления материалов самой организацией;

-путем безвозмездного получения;

-путем внесения в счет вклада в уставной фонд организации;

-в результате ликвидации основных средств [2].

Ha материалы, поступающие по договорам купли-продажи и другим аналогичным договорам, организация получает от поставщика расчетные и сопроводительные документы. Организация устанавливает порядок приемки, регистрации, проверки и прохождения расчетных документов на поступающие материалы с учетом условий поставок, транспортировки, организационной структуры организации и функциональных обязанностей подразделений и должностных лиц. При этом необходимо:

• зарегистрировать документы в журнале учета поступающих грузов по форме № М-1;

• проверить соответствие данных этих документов договорам поставки по ассортименту, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренных договором;

• акцептовать расчетные документы полностью или частично или мотивированно отказаться от акцепта ,

• определить фактические размеры ответственности в случае нарушения условий договора;

• передавать документы в подразделения организации в сроки, предусмотренные правилами документооборота организации.

Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материалов.

Приемка материалов от организаций транспорта и связи по количеству и качеству осуществляется с учетом правил, действующих в указанных организациях, и условий договоров (купли- продажи, поставки, перевозки груза и т.п.).

Поступившие в организацию счета-фактуры, товарно-транспортные и товарные накладные, акты и другие сопроводительные документы на поступившие грузы передаются соответствующему подразделению организации и являются основанием для приемки оприходования материалов.

При приемке материалы подлежат проверке на соответствие ассортименту, количеству и качеству, указанным в сопроводительных документах.

Приемка и оприходование поступающих материалов и тары под материалы оформляются складами путем составления приходных ордеров по форме № М-4 при отсутствии расхождения между данными поставщика и фактическими данными.

На однородные грузы, прибывающие от одного и того же поставщика несколько раз в течение дня, допускается составление одного приходного ордера в целом за день. При этом на каждую отдельную приемку материалов в течение этого дня делаются записи на обороте ордеров, которые в конце дня подсчитываются, и общий итог записывается в приходный ордер.

Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов могут оформляться проставлением на документе поставщика штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру.

При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя.

При установлении несоответствия поступивших материалов ресортименту, количеству и качеству, указанным в документа поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям, приемку осуществляет комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов по форме № М-7.

В случае составления акта о приемке материалов приходный ордер не составляется.

Акт о приемке материалов служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику или транспортной организации.

Материалы должны приходоваться в соответствующих единицах измерения. По этим же единицам измерения устанавливается учетная цена.

В случае, когда материал поступает в одной единице измерения, а отпускается со склада в другой , то его оприходование и отпуск отражается в первичных учетных документах и соответствующих регистрах бухгалтерского учета одновременно в двух единицах измерения. При этом вначале записывается количество в единице измерения, указанной в документах поставщика, затем в скобках - количество в единице измерения, по которой материал будет отпускаться со склада.

Если затруднительно отражение движения такого материала одновременно в двух единицах измерения, возможен перевод материала в другую единицу измерения с составлением акта перевода представителями отдела снабжения, бухгалтерской службы, специалистов других отделов и заведующего складом. В акте перевода в другую единицу измерения указывается количество материала в единице измерения, указанной в расчетных документах поставщика, и в единице измерения, по которой материал будет отпускаться со склада. Одновременно определяется учетная цена в новой единице измерения. На карточке складского учета материал приходуется в единице измерения поставщика, а также в другой единице измерения, со ссылкой на акт перевода.

Если в расчетных документах поставщика указана более крупная единица измерения, чем принято в организации , такие материалы приходуются в той единице измерения, которая принята в данной организации.

При необходимости материалы могут непосредственно направляться и подразделение организации, минуя склад. Такие партии материалов отражаются в учете как поступившие на склад и переданные в подразделение организации. При этом в приходных и расходных документах склада и приходных документах подразделения организации делается отметка о том, что материалы получены от поставщика и выданы подразделению без завоза их на склад.

Перечень материалов, которые могут завозиться непосредственно в подразделения организации, должен быть оформлен распорядительным документом по организации.

На стройках строительные материалы, конструкции и детали, поступающие в значительном количестве, завозятся непосредственно на объекты строительства, минуя центральный склад.

При приемке импортных материалов следует учитывать правила и особенности, установленные договорами и таможенных законодательством.

Приходные ордера и акты о приемке материалов составляются в день поступления соответствующих материалов на склад или в другие установленные в организации сроки, но не позже сроков, установленных для приемки поступающих грузов.

Материалы, поступающие на ответственное хранение, записываются заведующим складом в специальную книгу , хранятся на складе обособленно и не могут расходоваться.

В организации должен быть установлен контроль за поступлением материалов, а также за производством расчетов с поставщиками.

Контроль за своевременным оприходованием прибывших грузов осуществляется согласно решению руководителя организации соответствующими подразделениями или должностными лицами.

Материалы, закупленные за наличный расчет, подлежат сдаче на склад. Оприходование материалов производится в общеустановленном порядке на основании документов, подтверждающих покупку которые прикладываются к авансовому отчету.

Сдача подразделениями организации материалов на склад оформляется накладными на внутреннее перемещение материалов по форме № М-13 в случаях, когда:

- продукция, изготовленная подразделениями организации, используется для внутренего потребления в организации или для дальнейшей переработки;

- осуществляется возврат материалов подразделениями организации на склад или цеховую кладовую;

- производится сдача отходов» образующихся в процессе производства продукции, а также сдача брака;

- осуществляется сдача материалов, полученных от ликвидации основных средств.

Материальные ценности отпускаются со складов и приобъектных кладовых на производство и другие цели только материально ответственным лицам. Списки лиц, которым предоставлено право получать со складов материалы, образцы их подписей и номера выданных им именных штампов согласовываются с главным бухгалтером организации и передаются на склады.

Материальные ценности должны отпускаться на производство и другие цели по весу, объему и счету в соответствии с нормами расхода.

При отпуске материалов со складов организации материально ответственным лицам в первичных документах указываются наименование материала, количество, цена и сумма. Как правило, материалы приходуются в подотчет материально ответственных лиц.

Отпуск материалов со складов организации в основное производство осуществляется на основе установленных лимитов. Лимиты отпуска материалов в основное производство устанавливаются на основе норм расхода материалов отделом снабжения или другими подразделениями по решению руководителя организации. Внесение изменений в лимиты производится с разрешения лиц, уполномоченных на их утверждение.

Для отпуска материалов по установленным лимитам предназначены лимитно-заборные карты по форме № М-8.

Лимитно-заборные карты выписываются отделом снабжения или другим отделом организации в двух или трех экземплярах сроком на один месяц. На каждый склад выписывается отдельная лимитно-заборная карта. Один экземпляр лимитно-заборной карты до начала месяца передается получателю материалов, второй экземпляр передается на склад, с которого производится отпуск. При выписке лимитно-заборной карты в трех экземплярах третий остается в отделе, который выписывает лимитно-заборные карты.

При отпуске материалов со склада заведующий складом отмечает в обоих экземплярах лимитно-заборной карты дату и количество отпущенных материалов, которые подтверждаются подписями получателя и заведующего складом.

Лимитно-заборная карта может выписываться в одном экземпляре, в этом случае получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карточках складского учета, а в лимитно-заборной карте расписывается лицо, ответственное за отпуск материала со склада. По лимитно-заборной карте может производится также возврат неиспользованных материалов на склад.

При отпуске материалов сверх лимита в первичных учетных документах ставится штамп «Сверх лимита». Отпуск материалов сверх лимита производится с разрешения руководителя организации. На первичных учетных документах указываются причины сверхлимитного отпуска материалов. К сверхлимитному отпуску материалов относится дополнительный отпуск, связанный с исправлением брака, допущенного при производстве строительно-монтажных работ.

Отпуск материалов со складов подразделениям организации на производство может оформляться путем записи в карточках складского учета. В этом случае расходные документы на отпуск материалов не выписываются. Лимит отпуска указывается и самой карточке складского учета. Материально ответственное лицо расписывается в получении материалов в карточке складского учета и в ней же указывается шифр или наименование заказа. При этой системе отпуска материалов со склада карточка складского учета является регистром аналитического учета и первичным учетным документом. Такой отпуск может осуществляться, если склад расположен непосредственно на объекте строительства.

Для отпуска и приемки товарно-материальных ценностей, с ли их перемещение осуществляется без участия автомобильных транспортных средств, предназначена товарная накладная на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей по форме № ТН-2.

Перевозка грузов по железной дороге производится на основании железнодорожной накладной

Для учета движения товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется с участием автомобильного транспорта, а также для расчетов за их перевозку и учета выполненной транспортной работы предназначена товарно-транспортная накладная по форме № ТТН-1. Она служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета [2].

2.2 Учет материалов на складах и на прорабских участках

Для хранения отдельных видов производственных запасов строительные организации имеют специализированные склады. Кроме центральных складов в различных структурных подразделениях организации могут быть кладовые, выполняющие функции промежуточных складов.

Каждому складу приказом по организации присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада. Склады должны быть обеспечены исправными весами, измерительными приборами и мерной тарой.

На складах материалы размещаются по секциям, а внутри них - по группам, в ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса .

Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом, являющийся материально ответственным лицом. С кладовщиком заключается по установленной форме типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

Если в штатном расписании организации отсутствует должность заведующего складом, то его обязанности могут быть возложены на любого работника организации с его согласия с обязательным заключением договора об индивидуальной материальной ответственности.

На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык, который прикрепляется к месту хранения материалов. В материальном ярлыке указываются наименование материалов, номенклатурный номер, единица измерения, цена и лимит наличия материалов.

У кладовщиков должен быть список лиц, которым разрешается получение ТМЦ со складов, их именные штампы и образцы подписей. В большинстве организаций складской учет движения материалов организован при помощи материальных отчетов.

Бухгалтерский учет строительных материалов, находящихся на складе, ведется на карточках складского учета строительных материалов. Карточки открываются на календарный год. После полного заполнения карточки в календарном году для последующих записей движения строительных материалов открываются второй лист и последующие листы той же карточки, которые нумеруются и скрепляются.

Записи в карточках производятся на основании оформленных в установленном порядке и исполненных первичных учетных документов. Записи в карточках делаются в хронологической последовательности в день совершения операций. Остатки материалов выводятся ежедневно. В конце месяца в карточках подсчитываются итоги оборотов по приходу и расходу, выводится остаток.

По истечении календарного года в карточках выводятся остатки на 1 января года, следующего за отчетным, которые переносятся во вновь открытые карточки на следующий год, а карточки истекшего года закрываются, брошюруются и сдаются в архив организации.

На складах вместо карточек допускается ведение учета строительных материалов в книгах складского учета, в которых на каждый номенклатурный номер строительного материала открывается отдельная страница или необходимое количество страниц. На каждой странице предусматриваются и заполняются реквизиты, указанные в карточках.

Книги складского учета должны быть пронумерованы и прошнурованы.

По окончании отчетного месяца данные карточек или книги складского учета о движении строительных материалов в количественном выражении переносятся материально ответственным лицом в материальный отчет с указанием сведений о поступлении строительных материалов, отпуске строительных материалов.

В том случае, если материалы отпускаются по лимитно-заборным картам, то в них также должны вестись соответствующие записи. В течение месяца лимитно-заборные карты хранятся вместе с карточками складского учета. А в конце месяца итоговые данные из этих карт записываются в карточки учета материалов.

В организациях составляется также реестр сдачи документов, в котором проставляется количество сдаваемых первичных документов, их номера и сумма, указанная в первичных документах. Работник бухгалтерии, который осуществляет учет движения материалов, обязан проводить сверку данных в карточках складского учета с синтетическими и аналитическими данными. Он проверяет соответствие наличия остатка на конец месяца и другие данные. Периодичность такой проверки устанавливается организацией самостоятельно, но не реже 1 раза в квартал.

В производстве строительно-монтажных работ основными материально ответственными лицами являются прорабы и мастера, которые ежемесячно по окончании отчетного месяца сдают в бухгалтерию в сроки, установленные графиком документооборота, материальные отчеты по форме № С-19.

Отчет ведется в натуральном и стоимостном выражении. В натуральном выражении материальный отчет составляется материально ответственным лицом организации, а в стоимостном выражении он ведется бухгалтерией.

При выполнении материально ответственным лицом строительных работ на двух и более объектах строительства на основании договоров строительного подряда, заключенных с заказчиками, материальный отчет ведется по каждому объекту строительства в отдельности.

Материальный отчет заполняется в следующем порядке:

1. в заглавной части указываются наименование организации, отчетный период, наименование объекта строительства, должность, фамилия и инициалы материально ответственного лица, а также номер бухгалтерского счета, на котором учтены материальные ценности;

2. в графе «Наименование материала» указывается наименование строительных материалов в соответствии с первичными учетными документами, которыми оформляется их движение. По строительным материалам, имеющим в товаросопроводительных документах указание марки, размера и других характеристик, запись наименования материала производится с обязательным указанием этих характеристик;

3. в графе «Единица измерения» указывается единица измерения строительных материалов, в которой производится списание материала согласно установленным нормам. В случае, когда поставщиком в товаросопроводительных документах указаны иные единицы измерения, чем те, которые используются для списания материала на производство работ согласно установленным нормам, учет материалов осуществляется одновременно в двух единицах измерения. При этом перевод количества материалов из одних единиц измерения в другие производится инженерными службами организации на основании технических справочников с составлением соответствующей справки;

4. в графе «Остаток на начало месяца» указывается остаток материалов, находящихся под отчетом материально ответственного лица на начало отчетного месяца;

5. в графе «Приход» отражается поступление материалов в подотчет материально ответственного лица в течение отчетного месяца с расшифровкой по источникам поступления (от поставщиков, внутреннее перемещение, из вспомогательного производства, изготовление в построечных условиях и другое);

6. в графе «Расход» отражается выбытие (списание) материалов из подотчета материально ответственного лица в течение отчетного месяца с расшифровкой по направлениям выбытия (расход на выполнение строительных работ, реализация на сторону, внутреннее перемещение и другое);

7. в графе «Остаток на конец месяца» указывается остаток материалов, находящихся под отчетом материально ответственного лица на конец отчетного месяца [2].

К материальному отчету прилагаются первичные документы, на основании которых сделаны записи. Он подписывается материально ответственным лицом и бухгалтером, который ведет учет материалов, с указанием даты сдачи и принятия документов. Материальный отчет утверждается главным инженером или иным уполномоченным лицом организации.

В материальном отчете записи о списании материалов на производство осуществляются на основании отчета о расходе материалов в сопоставлении с производственными нормами по форме № С-29, лимитно-заборных карт, комплектовочных ведомостей, актов произвольной формы и других документов. При небольшой номенклатуре материалов и небольших оборотах с помощью материального отчета формы № С-19 можно вести учет материалов на складах. В месячных материальных отчетах отражается информация о движении материалов на складе в данном месяце. В этом случае на начало каждого квартала должна составляться сальдовая ведомость по всей номенклатуре материалов данного склада.

2.3 Синтетический учет движения материалов

Для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих предприятию сырья, материалов, топлива, запасных частей, тары и других ценностей предназначен активный счет 10 «Материалы», который имеет следующие субсчета:

10-1 "Сырье и материалы";

10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия";

10-3 "Топливо";

10-4 "Тара и тарные материалы";

10-5 "Запасные части";

10-6 "Прочие материалы";

10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону";

10-8 "Временные сооружения";

10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты";

10-10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе";

10-11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации";

10-12 "Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы".

На субсчете 10-1 "Сырье и материалы" учитываются наличие и движение сырья, основных материалов, вспомогательных материалов, сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки, и т.п.

На субсчете 10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия" учитываются наличие и движение полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий, приобретаемых для комплектации выпускаемой продукции, которые требуют затрат по их обработке или сборке. Изделия, приобретаемые для комплектации, стоимость которых не включается в себестоимость продукции, а подлежит возмещению покупателями отдельно, в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, учитываются на счете 41 "Товары".

На субсчете 10-3 "Топливо" учитываются наличие и движение горюче-смазочных материалов.

На субсчете 10-4 "Тара и тарные материалы" учитываются наличие и движение тары, кроме используемой для осуществления технологического процесса производства (технологическая тара) и для хозяйственных нужд, а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта, в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность.

На субсчете 10-5 "Запасные части" учитываются наличие и движение запасных частей, используемых при проведении ремонта для замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п., а также шин транспортных средств в запасе и обороте. На этом субсчете учитывается также движение обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, создаваемого в ремонтных подразделениях организаций, на технических обменных пунктах и ремонтных заводах.

Шины транспортных средств (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.

На субсчете 10-6 "Прочие материалы" учитываются наличие и движение отходов производства, неисправимого брака, материалов, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в организации, изношенных шин и утильной резины и т.п. Отходы производства и вторичные материалы, используемые как твердое топливо, учитываются на субсчете 10-3 "Топливо".

На субсчете 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону" учитывается движение материалов, переданных в переработку другим лицам, стоимость которых в последующем включается в затраты на производство полученных из них изделий.

На субсчете 10-8 "Временные сооружения" учитываются наличие и движение временных сооружений в соответствии с законодательством.

На субсчете 10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты" учитываются наличие и движение хозяйственных принадлежностей, инструментов, инвентаря, в том числе тары, используемой организацией для осуществления технологического процесса производства (технологическая тара) и для хозяйственных нужд (кроме тары, которая учитывается как основные средства в соответствии с законодательством).

На субсчете 10-10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе" учитываются наличие и движение специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной (защитной), форменной и фирменной одежды и обуви, находящихся на складах организации или в иных местах хранения.

На субсчете 10-11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации" учитываются наличие и движение специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной (защитной), форменной и фирменной одежды и обуви в эксплуатации.

На субсчете 10-12 "Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы" учитываются наличие и движение лома и отходов, содержащих драгоценные металлы [3].

Движение строительных материалов отражается в бухгалтерском учете следующими записями:

- поступление материалов от поставщиков:

Д-т счета 10 «Материалы»

К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

- сумма налога на добавленную стоимость, выделенная поставщиком в первичных документах, отражается:

Д-т счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам»

К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

- поступление строительных материалов от материально ответственных лиц одной и той же организации:

Д-т счета 10 «Материалы»

К-т счета 10 «Материалы» по материально ответственным лицам;

- принятие на учет строительных материалов, полученных в результате разборки нетитульных временных зданий и сооружений:

Д-т счета 10 «Материалы»

К-т счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсчет 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности»;

- принятие на учет излишков строительных материалов:

Д-т счета 10 «Материалы»

К-т счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсчет 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности»;

- принятие на учет строительных материалов, изготовленных во вспомогательном производстве:

Д-т счета 10 «Материалы»

К-т счета 23 «Вспомогательное производство»;

- передача генеральным подрядчиком строительных материалов субподрядчикам:

Д-т счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсчет 90-8 «Прочие расходы по текущей деятельности»

К-т счета 10 «Материалы»;

- передача строительных материалов для переработки или доведения до состояния, в котором они пригодны для использования по назначению:

Д-т счета 10 «Материалы», субсчет 10-7«Материалы, переданные в переработку на сторону»

К-т счета 10 «Материалы»;

- списание строительных материалов на производство строительных работ, на нужды вспомогательного производства, на расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов, на общехозяйственные цели:

Д-т счета 20 «Основное производство»

Д-т счета 23 «Вспомогательные производства»,

Д-т счета 25 «Общепроизводственные затраты»,

Д-т счета 26 «Общехозяйственные затраты»

К-т счета 10 «Материалы»;

- использование строительных материалов для возведения нетитульных временных зданий и сооружений

Д-т счета 23 «Вспомогательные производства»

К-т счета 10 «Материалы».

Синтетический учет движения материалов ведется бухгалтерией в стоимостном выражении в регистре бухгалтерского учета - ведомости «Движение материалов в стоимостном выражении» (далее - ведомость).

Данная ведомость ведется в разрезе материально ответственных лиц по каждому счету, на котором в организации учитываются строительные материалы. Ведомость формируется на основании данных материальных отчетов, а также аналитических данных счета 16 «Отклонение в стоимости материалов».

Ведомость составляется в следующем порядке:

1. В графы «Остаток на начало месяца» и «Остаток на конец месяца» переносятся итоговые данные соответствующих граф материальных отчетов по каждому материально ответственному лицу.

2. В соответствующих графах «Приход» и «Расход» указываются итоговые данные материальных отчетов по источникам поступления материалов и по направлениям выбытия материалов с указанием номера бухгалтерского счета.

3. Строки «Итого по учетным ценам» и «Отклонения» заполняются организациями, учетной политикой которых предусмотрен метод отражения на счетах бухгалтерского учета фактической себестоимости материальных ценностей при поступлении с использованием счетов 10 «Материалы» и 16 «Отклонение в стоимости материалов». При этом данные строки «Итого по фактической себестоимости» формируются путем суммирования данных строки «Итого по учетным ценам» и строки «Отклонения».

4. Организациями, учетной политикой которых предусмотрен метод отражения на счетах бухгалтерского учета фактической себестоимости материальных ценностей при поступлении с использованием только счета 10 «Материалы», строки «Итого по учетным ценам» и «Отклонения» не заполняются.

5. Данные об остатке отклонений на начало отчетного месяца переносятся из строки «Отклонения» графы «Остаток на конец месяца» ведомости за предыдущий месяц. Данные о сумме отклонений, сформированных при приобретении материальных ценностей, указываются в ведомости общей суммой по строке «Отклонения» графы «Итого по приходу». Эти данные должны соответствовать обороту по дебету счета 16 «Отклонение в стоимости материалов» за отчетный месяц.

6. При использовании организацией метода оценки строительных материалов по учетным ценам с учетом отклонений в ведомости производится распределение отклонений в стоимости материалов между стоимостью остатка материалов на конец отчетного месяца и стоимостью материалов, израсходованных в отчетном месяце. Распределение отклонений производится пропорционально стоимости израсходованных материалов по учетным ценам с применением текущего процента отклонений.

7. Текущий процент отклонений рассчитывается по формуле:

По = (Он + Оп) x 100) / (Мн + Мп),

где По - процент отклонений;

Он - остаток отклонений на начало месяца;

Оп - сумма отклонений по поступившим в течение месяца материалам;

Мн - остаток материалов на начало месяца по учетным ценам;

Мп - стоимость материалов, поступивших в отчетном месяце по учетным ценам, без учета поступлений в порядке внутреннего перемещения.

Данные строки «Итого по фактической себестоимости» определяются путем суммирования данных, отраженных в соответствующих графах строки «Итого по учетным ценам» и строки «Отклонения».

Списание отклонений отражается в бухгалтерском учете:

а) Д-т счета 20 «Основное производство» – на сумму отклонений, приходящихся на стоимость материалов, использованных подрядной строительной организацией для выполнения строительных работ

К-т счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

б) Д-т счета 23 «Вспомогательные производства» – на сумму отклонений, приходящихся на стоимость материалов, использованных во вспомогательном производстве

К-т счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

в) Д-т счета 25 «Общепроизводственные затраты» – на сумму отклонений, приходящихся на стоимость материалов, использованных при эксплуатации строительных машин и механизмов

К-т счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

г) Д-т счета 26 «Общехозяйственные затраты» – на сумму отклонений, приходящихся на стоимость материалов, использованных в общехозяйственных целях

К-т счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

д) Д-т счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсчет «90-8 «Прочие расходы по текущей деятельности» – на сумму отклонений, приходящихся на стоимость материалов, переданных генеральным подрядчиком субподрядчику

К-т счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

2.4 Учет материалов в бухгалтерии

В течение месяца материально-ответственные лица, мастера, прорабы, кладовщики должны представлять в бухгалтерию первичные документы, которые являются основанием для оприходования материалов или списания их на производство. Первичные документы проверяются бухгалтерией на соответствие данных, количества и суммы, документы подвергаются таксировке, после чего выводятся операции по приходу и расходу материалов. Таксировке подвергается каждая строка механизировано. Таксировка – умножение количества на сумму.

В бухгалтерии: открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которые записывали на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным карточек составляют сортовые количественно-суммовые о6оротные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах и данными карточек складского учета.

На основании первичных документов по складам и кладовым при большой номенклатуре материалов целесообразно вести накопительные ведомости. Их открывают на каждый месяц в разрезе материально-ответственных лиц, где в приходную часть переносят остатки на начало месяца, которые записываются из ведомости за прошлый месяц. После этого заносятся данные по приходу и расходу материалов на основании принятых реестров. В конце месяца отдельно по приходу и расходу подсчитывают обороты и выводят остатки на конец месяца. Заполнение этой ведомости носит рекомендательный характер. Итоги накопительной ведомости должны быть сверены с остатками материалов на складе и должны совпадать. В большинстве организаций вместо накопительных ведомостей заполняются машинограммы – оборотные ведомости.

В бухгалтерии должен быть обеспечен аналитический учет движения материалов, который предполагает организацию бухучета материалов в разрезе их классификационных групп и материально-ответственных лиц. Для этих целей материально-ответственные лица составляют материальные отчеты по форме №С-19.

2.5 Учет и контроль за использованием материалов

В организациях должен осуществляться постоянный контроль за использованием материалов в производстве. С этой целью ведется предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль предусматривает ограничение отпуска материалов на производство строительно-монтажных работ и на другие цели. Он осуществляется путем расчета нормативной потребности и отпуска материалов по лимитно-заборным картам комплектовочным ведомостям и другим документам.

Текущий контроль осуществляется ежедневно по мере поступления материалов на склады, приобъектные кладовые и их отпуска на производство строительно-монтажных работ и на другие цели. Он служит средством своевременного выявления и устранения допущенных нарушений или ошибок в деятельности материально ответственных лиц.

Осуществление текущего контроля возлагается на должностных лиц, совершающих хозяйственные операции с материальными ценностями.

Последующий контроль проводится после отпуска и израсходования материалов на производство строительно-монтажных работ

В первую очередь контроль осуществляется посредством заполнения отчетов по форме №С-19 и №С-29, в целях недопущения сверхнормативного расходования материалов, которое может возникнуть. В результате чего соответствующие данные о наличии перерасхода должны быть указаны в отчетах по форме №C-29 каждый случай отклонения фактического расхода материалов с нормативной потребностью рассматривается в каждом конкретном случае и материально-ответственные лица пишут объяснительные при наличии расхождений. Причины расхождений различны:

- Выполнение некачественных работ

- Изготовление некачественных материалов (в том случае, если в организации на балансе имеют место подсобные вспомогательные производства)

- Замена материалов одной марки другой и т.д.

Экономия материалов допускается в том случае, если в организации используются более современные материалы и более современная технология.

В том случае, если перерасход материалов имел место по уважительной причине, то в бухучете делается запись:

Д-т счета 20 «Основное производство»

К-т счета 10 «Материалы».

Материальные отчеты по форме №С-29 и №С-19 составляются и заполняются ежемесячно.

Материалы списываются по объемам выполненных работ, которые подтверждаются в актах выполненных работ по форме № С-2 и № C-3.

Отчет формы С-29 составляется подрядчиком в натуральном выражении по каждому объекту строительства на основании подписанных заказчиком актов приемки выполненных работ, сметных и производственных норм расхода материалов. Итоговые данные с отчета формы № С-29 в натуральном выражении переносится в материальный отчет по форме № С-19, где списание материалов указывается в натуральном и денежном выражении. После чего бухгалтер по материалам производит таксировку, а затем выводится остаток материалов на конец месяца. При этом необходимо следить за тем чтобы сальдо по 10 счету было дебетовое.

В отдельных случаях экономия одного материала может быть объяснена за счет перерасхода другого материала. Такое объяснение может быть принято при соблюдении следующих условий:

1. Замена материала производится при отсутствии исходного материала, требуемого количества и качества.

2. Замена осуществляется на материал, который по своим технологическим качествам близок к исходному.

3. Замена материалов позволяет качественно выполнять работы.

Любое необоснованное отклонение от норм говорит о несоблюдении технологии произодства работ. Неподтвержденная экономия может свидетельствовать о завышенных объемах выполненных работ, за исключением рационализаторских предложений.

В отдельных случаях допускается списание материалов по актам произвольной формы, например, в том случае, если списываются залежалые или ненужные материалы в акте указывается наименование, количетсво, причина списания. Акт должен утверждаться руководителем организации.

Контроль за расходованием материалов также осуществляется посредством проведения инвентаризации, она проводится ежегодно перед составлением годовой отчетности либо в иных случаях, например, при смене материально-ответственного лица, при наличии форс-мажорных обстоятельств и в других случаях.

В организациях при проведении инвентаризации составляется инвентаризационная опись и сличительные ведомости. Инвентаризационная опись составляется на основании данных материальных отчетов по форме №С-19.

В том случае, если по результатам инвентаризации имеют место расхождения между данными бухучета и фактическим наличием материалов, то по тем материалам, по которым имеет место факт расхождений составляется сличительная ведомость. Материально-ответственные лица по каждому случаю расхождений объясняют причины отклонений.

2.6 Международные стандарты и опыт зарубежных стран по учету материалов

В международной практике учету запасов посвящен Международный стандарт финансовой отчетности 2 "Запасы". Под запасами подразумеваются активы, предназначенные для продажи в течение обычного делового цикла или для производственного потребления с целью изготовления и реализации продукции. Согласно МСФО 2 запасы — это активы:

• предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности;

• созданные в процессе производства для такой продажи (готовая продукция, незавершенное производство, сырье);

• представленные в форме сырья и материалов предназначенных для использования в производственном процессе или при оказании услуг.

В отчетности запасы могут признаваться как активы и как расходы.

Запасы признаются в балансе компании как актив, если существует вероятность притока будущих экономических выгод в компанию, запасы имеют стоимость или оценку, которая может быть надежно измерена.

Признание запасов в качестве расхода производится после продажи. Стоимость запасов списывается на расходы в том отчетном периоде, в котором признается соответствующий доход. Любая уценка запасов до чистой цены продажи и все потери запасов должны признаваться расходом периода списания или возникновения потерь. И напротив, сумма возврата любого частичного списания запасов должна признаваться как уменьшение расходов в период осуществления дооценки.

Первоначальная оценка запасов, согласно МСФО 2, может осуществляться одним из трех методов:

• по себестоимости запасов:

• по нормативным затратам;

• по розничным ценам.

Метод оценки запасов по себестоимости. В себестоимость запасов включаются все затраты на приобретение, переработку и прочие затраты, связанные с формированием запасов и доведением их до того уровня, на котором они находятся на момент составления отчетности. Прочие затраты включаются в себестоимость запасов, если они связаны с их переработкой непосредственно.

Распределение накладных расходов между отдельными видами запасов производится пропорционально нормативной мощности производственного оборудования.

Нераспределенные косвенные расходы не увеличивают себестоимость запасов и признаются периодическими расходами.

Метод оценки запасов по нормативным затратам обеспечивает удобство проведения учетных процедур и повышение их экономичности. По существу он является аналогом используемого в отечественной практике отражения материалов по учетным ценам. Кроме того, в массовом и серийном производствах незавершенное производство может отражаться не только по фактическим, но и по нормативным затратам.

Методы оценки запасов по нормативным затратам и розничным ценам, согласно МСФО 2, используются в тех случаях, если их применение не ведет к возникновению существенных отклонений от реальных значений себестоимости.

При составлении финансовой отчетности запасы оцениваются по наименьшей из двух величин: себестоимости и чистой цене продаж, что обусловлено прежде всего тем, что балансовая стоимость активов не должна превышать сумму которая может быть получена от их продажи или использования. Речь идет о переоценке запасов.

Чистая цена продаж представляет собой предполагаемую продажную цену актива при нормальном ходе дел за вычетом возможных затрат на выполнение работ и на его реализацию.

. В том случае когда чистая цена продажи запасов оказывается ниже их себестоимости, себестоимость запасов не возмещается. Это возможно, если:

• запасы повреждены;

• запасы устарели;

• цена продажи запасов снизилась;

• увеличились ранее планируемые затраты на переработку запасов или их продажу.

Сырье и другие материалы, находящиеся в запасах, не отражаются в отчетности ниже себестоимости, если готовую продукцию, в которую они войдут, предполагается продать по цене, не меньшей их себестоимости.

Оценка запасов, отпущенных в производство, согласно МФСО 2, должна осуществляться путем идентификации затрат компании с конкретными видами за пасов. Это требование относится к тем их видам, которые:

• не могут рассматриваться как взаимозаменяемые;

• произведены или предназначены для выполнения специального заказа.

Если идентификация затрат невозможна и запасы не отвечают двум вышеприведенным признакам, стандарт предлагает применение основного и альтернативного подходов к оценке потребленных запасов. Основной подход предполагает применение методов ФИФО и оценки запасов по средневзвешенной стоимости. Допустимым альтернативным подходом к оценке стоимости потребленных запасов является метод ЛИФО.

Составление отчетности в соответствии с МСФО необходимо организациям Республики для получения кредитов в зарубежных банках, а также для объективной оценки их финансового состояния со стороны потенциальных инвесторов. Выход на международные рынки капитала позволит белорусским организациям привлечь инвестиции, что даст хороший толчок для их развития.

2.7 Учет материалов в условиях использования ЭВМ

Для ускорения автоматизационого учетного процесса в организациях используются автоматизированные системы бухгалтерского учета.

Требования к бухгалтерским системам состоят в обеспечении качественного ведение учета, надежности и удобства в эксплуатации.

Надежность системы в компьютерном плане означает защищенность ее от случайных сбоев и в некоторых случаях от умышленной порчи данных. Как известно, современные персональные компьютеры являются достаточно открытыми, поэтому нельзя достоверно гарантировать защиту чисто на физическом уровне. Важно, чтобы после сбоя разрушенную базу данных можно было легко восстановить, а работу системы возобновить в кратчайшие сроки. Хорошие бухгалтерские системы отвечают этим требованиям.

Наиболее распространенной системой автоматизации бухгалтерского учета, используемой строительными организациями Республики Беларусь, является «1С:Бухгалтерия».

Данная система автоматизации бухгалтерского учета позволяет осуществлять:

• учет основных средств и нематериальных активов;

• учет производственных запасов и готовой продукции;

• учет денежных средств и расчетных операций;

• учет труда, заработной платы и кадров;

• учет затрат на производство строительной продукции;

• учет финансовых результатов;

• формирование отчетности [11].

«1С:Бухгалтерия» (Компонента "Бухгалтерский учет" системы «1С:Предприятие») - универсальная бухгалтерская программа, подходящая для ведения как простого, так и сложного учета на предприятиях.

Аналитический учет ведется по объектам аналитического учета в натуральном и стоимостном выражениях.

Программа предоставляет возможность ручного и автоматического ввода проводок. Все проводки заносятся в журнал операций. При просмотре проводок в журнале операций их можно ограничить произвольным временным интервалом, группировать и искать по различным параметрам проводок.

На этапе настройки системы «1C: Бухгалтерия 7.7» должен быть предусмотрен количественно-стоимостный учет по счету 10 «Материалы» и по его субсчетам, а также выбор параметра, определяющего метод списания материалов. Аналитический учет по счету 10 строится с использованием трех видов субконто, он организуется при помощи справочников: Материалы, Места хранения и МОЛ.

Справочник Материалы содержит перечень всех учитываемых материалов, упорядоченных по уникальным номенклатурным номерам. Справочник является иерархическим, то есть все материальные ценности могут быть сгруппированы по произвольным критериям. Каждая организация самостоятельно или с участием разработчиков определяет состав и детальную структуру справочника. В нем указываются вид материала, учетная цена, наценка поставщика, ставка НДС и другие данные. Существует возможность, подключения подчиненного справочника Драгметаллы.

В справочнике заполнение данных о материальных ценностях может производиться в процессе формирования первичных документов по их движению.

Кроме того, автоматизация комплекса задач учета материальных ценностей предусматривает также использование справочника валют и классификатора единиц измерения, справочников, связанных с корреспондирующими счетами, в частности, справочников контрагентов, статей затрат, ставок НДС, видов вариантов реализации и др.

Остатки по материальным ценностям на дату внедрения вводятся в базу данных программы с использованием специальных документов «Ввод остатков материалов» и «Ввод остатков спецодежды». Данные о текущих остатках материалов можно просмотреть в справочнике Материалы в любой момент времени, щелкнув кнопку <Остаток> в окне справочника.

Оперативная информация по движению материальных ценностей вводится с использованием различных форм документов, которые регистрируются, корректируются и обрабатываются в нескольких журналах:

• материалы;

• хозинвентарь, спецодежда и спецоснастка;

•накладные;

• авансовые отчеты.

В журнале «Материалы» ведется работа с документами, фиксирующими операции поступления материалов от поставщиков, из переработки, из производства на склад, на ответственное хранение, операции по внутреннему перемещению и списанию материалов в производство, на общехозяйственные нужды, а также списание недостач и порчи.

Электронный документ «Поступление материалов» предназначен для оформления хозяйственных операций поступления материальных ценностей на склад либо на ответственное хранение, либо в переработку. Экранная форма документа определяется реквизитом Вид. Данные по запасам различных видов и типов вводятся разными документами. Специальный режим документа «Расчет ТЗР» позволяет включить в себестоимость приобретенного материала транспортно-заготовительные расходы и дополнительные затраты с автоматическим их распределением по номенклатуре.

Услуги контрагентов, а также подразделений организации связанные с поступлением материальных ценностей, оформляются отдельным документом «Получение услуг» и регистрируются в одноименном журнале. Расходы по поступлению автоматически распределяются на стоимость поступивших материальных ценностей по их партиям.

В табличной части окна документов «Поступление материалов» при указании цены и количества материала автоматически просчитывается сумма материалов без НДС, сумма НДС, сумма с НДС, рассчитывается и отражается под таблицей сумма операции. В процессе ввода контролируется правильность ввода даты, уникальность номера документа, соответствие кодов справочников, проставление обязательных реквизитов документов. Для автоматического заполнения табличной части документа удобно использовать кнопку <Подбор> — в открывшемся окне для каждой позиции достаточно выбрать наименование и указать количество поступающих материалов. Все документы после сохранения формируют бухгалтерские записи по счетам, которые можно просмотреть в журнале операций либо в журнале проводок. Счет, субсчет дебета пользователь указывает в графе Счет, а корреспондирующий счет автоматически проставляется в группе полей Контрагент.

Если в стоимость приобретаемых материалов включен налог с продаж, то он может быть выделен в общей структуре цены и включен в себестоимость. Для этого необходимо установить флажок в поле Приход с налогом продаж.

Операции по поступлению материальных ценностей от подотчетных лиц регистрируются в журнале «Авансовые отчеты» раздела «Учет расчетов с подотчетными лицами». Подотчетное лицо вводится как элемент справочника Сотрудники.

Операции перемещения материалов со склада на склад передачи от одного материально ответственного лица другому, а также передачи материала в переработку в системе «1С: Предприятие» проводятся одним документом «Перемещение материалов». Состав показателей экранной формы определяется выбором реквизита Вид перемещения.

Реквизиты полей в группах Отправитель и Получатель заполняются выбором из справочников. Заполнение табличной части может быть автоматизировано с использованием приема подбора значений.

В системе «1C: Предприятие 7.7.» для отражения операций расхода материальных ценностей, не связанных с реализацией, могут быть использованы такие электронные документы, как «Акт на списание», «Материальный отчет».

При оформлении документа «Акт на списание материалов» номер и дата документа проставляются автоматически и могут быть отредактированы пользователем. Остальные реквизиты шапки документа заполняются путем выбора элементов справочников. Для заполнения строк таблицы используются кнопки <Подбор> или <Заполнить>. В последнем случае в табличную часть автоматически попадут все не списанные с данного склада материалы и пользователю останется удалить ненужные позиции.

Хозяйственные операции по учету наличия и движение материальных ценностей в эксплуатации оформляются с использованием ряда специальных документов, сгруппированных в разделе «Учет спецодежды, спецоснастки в эксплуатации», «Ввод в эксплуатацию спецодежды и спецоснастки», «Выбытие спецодежды и спецоснастки», «Внутреннее перемещение спецодежды и спецоснастки», «Расчет износа».

После отражения хозяйственных операций в бухгалтерии формируются и печатаются выходные формы о наличии и движении материальных ценностей в различных разрезах.

Для формирования ведомости наличия материальных ценностей либо ведомости движения в количественно-стоимостном измерении предназначены документы «Сальдовая ведомость по материалам» и «Оборотно-сальдовая ведомость по материалам». Основное назначение данных документов — оперативный и итоговый контроль наличия и движения материальных ценностей в разрезе ответственных лиц и мест хранения в натуральном и стоимостном измерении.

В окне задания параметров указывается период составления документа, выбирается счет учета материальных ценностей. Для ограничения объема записей отражаемых в ведомости, могут быть установлены критерии выбора места хранения и материально-ответственного лица

Для анализа движения всех материальных ценностей бухгалтер может воспользоваться стандартным документом «Оборотно-сальдовая ведомость по счету» пункта Отчеты.

Документальное подтверждение наличия ценностей, сличение остатков с данными бухгалтерского учета проводится в соответствии с методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Объектами инвентаризации являются материально ответственные лица и места хранения. Сведения о фактическом наличии заносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации на основании обязательного подсчета, обмера, взвешивания. Бухгалтер должен указать параметры ведомости: дату проведения инвентаризации, вид объектов, подлежащих инвентаризации, фамилии сотрудников, несущих ответственность за инвентаризируемые объекты учета.

В графах Фактическое наличие чернилами или шариковой ручкой пишутся сведения о хранящихся ценностях.

Описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. Один экземпляр передается в бухгалтерию. В случае обнаружения расхождений фактического наличия материалов с данными программы составляются сличительные ведомости [11].


Заключение

В строительных предприятиях материальные ресурсы в себестоимости выпускаемой продукции занимают значительный удельный вес. Поэтому их учёт, хранение и рациональное использование в процессе производства имеют важное значение в повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.

Первая часть работы посвящена составу материальных затрат в себестоимости продукции и пути их снижения, задачам учета в условиях становления рыночных отношений в Республике Беларусь. Важным направлением в деятельности строительной организации является поиск резервов по снижению материальных затрат. Для решения этой задачи в первую очередь необходимо научиться точно учитывать и нормировать, разрабатывать собственные нормы материальных затрат, основываясь на опыте проведения работ в предыдущие периоды и особенностях выполнения тех или иных работ. Аппарат управления должен совершенствовать работу с персоналом, заинтересовать работников в экономии ресурсов организации путем дополнительного поощрения и стимулирования, а данные бухгалтерского учета должны содержать информацию для изыскания резервов снижения материальных затрат.

Во второй части была рассмотрена, непосредственно, организация учета материалов: документальное оформление и синтетический учет движения материалов, контроль за использованием материалов, международные стандарты, а также учет материалов в условиях использования электронно вычислительных машин. Рассмотрев данные вопросы можно сказать, что для ведения бухгалтерского учета для снижения своих издержек и повышения эффективности деятельности организации необходимы: правильное и своевременное документальное отражение всех операций, связанных с приобретений материалов; систематический контроль за использованием материалов в строительном производстве; своевременное получение точной информации об экономии или перерасходе материалов по сравнению с производительными нормами.

Для объективной оценки финансового состояния организации необходимо составлять отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Это необходимо для отражения объективного финансового состояния организации.

Наибольший эффект в организации учёта материалов достигается при применении автоматизированной формы бухгалтерского учёта, использования персональных компьютеров и прогрессивных программ.

В результате изучения темы приобретаются навыки методологического подхода к оценке материалов, выбора способа отражения в учёте операции, связанных с движением материалов в производство.


PAGE \* MERGEFORMAT2

Исследование организации учета материальных затрат в себестоимости строительно-монтажных работ