Малое предпринимательство как фактор рыночной экономики: сущность, тенденции развития, пути качественного роста в Республике Беларусь

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Экономический факультет

Кафедра экономики и управления

Допущен к защите

Зав. кафедрой________________ И.В.Бабына

«____»________________2015г.

Малое предпринимательство как фактор рыночной экономики: сущность, тенденции развития, пути качественного роста в Республике Беларусь

Курсовая работа

Исполнитель:

студент группы ЭУ-31 ___________________ Лебедев Р.В.

подпись

Научный руководитель: ___________________ Т.М.Шоломицкая

подпись

Гомель 2015

Содержание

Введение 3

1 Теоретические аспекты изучения малого предпринимательства как фактора рыночной экономики 5

1.1 Сущность малого предпринимательства, его роль в развитии рыночной экономики в Республике Беларусь 5

1.2 Малое предпринимательство как объект государственного регулирования в Республике Беларусь 11

1.3 Зарубежный опыт развития малого предпринимательства как фактора рыночной экономики 16

2 Исследование тенденций развития малого предпринимательства в

Гомельской области 21

2.1 Анализ показателей, характеризующих развитие малого предпринимательства в регионе 21

2.2 Государственное регулирование сферы малого предпринимательства на уровне региона 26

2.3 Проблемы развития малого предпринимательства в регионе 29

3 Пути развития малого предпринимательства в Гомельской области 34

3.1 Перспективы развития малого предпринимательства в сфере услуг региона 34

3.2 Предложения по повышению эффективности государственного регулирования развития малого предпринимательства 36

Заключение 40

Список использованных источников 42

Приложения 43

Введение

Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство — важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. 

Предпринимательство является основой рыночной экономики. В значительной степени оно обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа: придает необходимую гибкость рыночному механизму, создает предпосылки инновационного развития экономики, формируя, с одной стороны, соответствующую конкурентную среду, с другой – генерируя основные нововведения.

Бизнес и предпринимательство стали новой социально-экономической реальностью нашей страны в начале 90-х годов. В XXI веке малый бизнес способен превратиться в мощный фактор развития страны. Он становится системой реализации человеческого и социального капитала. Сегодня бизнес Беларуси претендует на новую миссию, которая органично сочетает потенциал населения страны и возможности белорусского государства. Деловое сообщество все отчетливее становится фактором роста экономики, укрепления семьи, здоровья и силы нации [1,c.9].

Как показывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для Беларуси, находящейся на этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы [1,c.11].

В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты его деятельности. Рассмотрены причины, мешающие развитию малого бизнеса, приведены статистические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства.

Проблема малого предпринимательства является актуальной для нашей страны, т.к. предпринимательская деятельность является фундаментом рыночной экономики, но в настоящее время потенциал, заложенный в малом бизнесе, используется не в полной мере. Это проявляется в слабом развитии сферы услуг, чрезмерном регулировании со стороны государства и несовершенстве нормативно-правовой базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность.

Объектом исследования в курсовой работе является - малый бизнес и его роль в рыночной экономике.

Предмет исследования – развитие малого бизнеса и его становление в Республике Беларусь, препятствия на пути к развитию предпринимательской деятельности.

Цель работы – анализ состояния малого бизнеса в Республике Беларусь и разработка предложений по развитию малого бизнеса в стране.

Основные задачи курсовой работы: выяснить степень и характер воздействия малых предприятий на развитие экономики страны, проанализировать структуру малого бизнеса по Гомельскому региону и Республике в целом, привести анализ проблем препятствующих нормальному развитию малого бизнеса в стране, дать рекомендации по устранению проблем и совершенствованию государственного регулирования в сфере малого предпринимательства.

Проблематикой исследования является влияние развития малого бизнеса, частных структур на экономику в РБ. В работе будет проанализирована тенденция зависимости развития малого предпринимательства и его влияние на развитие рыночной экономики в РБ.

При написании курсовой работы использовались научные статьи, монографии ряда учёных-экономистов: Ефремовой Н, Яковенко Р.Ю., Лебедевой С.Ю., Герчиковой И. Н., Лапусты М. Г., Власовой В.М. и др.

1 Теоретические аспекты изучения малого предпринимательства как фактора рыночной экономики

1.1 Сущность малого предпринимательства, его роль в развитии рыночной экономики в Республике Беларусь

Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в т. ч. путем привлечения иностранных инвестиций.

Значение малого бизнеса в рыночной экономике Беларуси, очень велико. Его становление и развитие является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода к рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса [1,c.15].

Предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста. 4 По данным Национального статистического комитета, на 1 января 2013 г. в республике зарегистрировано 91 277 субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц всех форм собственности (по сравнению с 2007 годом их количество увеличилось на 62,5 процента). Количество индивидуальных предпринимателей на 1 января 2013 г. составило 219 285 человек и увеличилось по сравнению с 2007 годом на 3,1 процента. Всего в сфере малого и среднего бизнеса по итогам 2013 года работало около 1460 тыс. человек, то есть почти треть экономически активного населения республики. Доля занятых в малом и среднем предпринимательстве с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников возросла с 28,6 процента от общего количества занятых в экономике в 2007 году до 31,4 процента в 2013 году. Отмечается тенденция к росту удельного веса валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства. По итогам 2013 года значение данного показателя составило 22,9 процента (увеличилось по сравнению с 2007 годом в 1,3 раза). Положительные изменения наблюдаются и в показателе удельного веса субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме промышленного производства. Доля данного показателя составила 17,5 процента в 2013 году (увеличилась по сравнению с 2007 годом в 1,3 раза). Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме инвестиций в основной капитал составила в 2011 году 36 процентов (увеличилась по сравнению с 2007 годом на 3,7 процента). В общем объеме внешнеторгового оборота доля субъектов малого и среднего предпринимательства составила в 2013 году 38,2 процента (увеличилась по сравнению с 2007 годом на 8,2 процента). Доля розничного товарооборота торговли и общественного питания субъектов малого и среднего предпринимательства составила в 2013 году соответственно 37,6 и 35,9 процента. На протяжении последних лет сохраняется неравномерность распределения субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц на территории республики. В г.Минске и Минской области 5 сконцентрирована большая часть субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц – 53,2 процента, при этом 36,7 процента – в г.Минске, 10,6 процента – в Брестской области, 9,9 процента – в Гомельской, 9,5 процента – в Витебской, 8,4 процента – в Гродненской, 16,5 процента – в Минской, 8,3 процента – в Могилевской области [2,c.74].

В реформировании белоруской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики Беларуси и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства. 

Субъектами малого предпринимательства являются: физические лица, не ограниченные в правах и свободах, определяемыми законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь, группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей. [1,с.10].

Вышеназванный Закон также определяет и формы предпринимательства. В Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности: частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании, коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании [2.c.81].

Таким образом малое предпринимательство в Республике Беларусь существует в следующих формах:

1. индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

2. микроорганизации зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

3. малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно [4,c.20]. Также предприятия можно классифицировать по многим признакам. Классификация малых предприятий представлена ниже, в таблице 1.1.

Таблица 1.1Критерии классификации малых предприятий

Признак классификации

Вид предприятия

По форме собственности

Государственные, частные

По организационно–правовой форме

Хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, унитарные предприятия

По отраслевой принадлежности

Промышленные, транспортные, торговые, предприятия связи, сельскохозяйственные

По размеру

Крупные, средние и малые

По специализации

Специализированные, диверсифицированные, комбинированные

По назначению готовой продукции

Предприятия, производящие средства производства, товары народного потребления

По виду деятельности

Производственные, торговые, финансовые организации (банки, страховые налоговые компании) и консалтинговые и аудиторские компании

[20].

Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. Общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.

За последние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности [4,c.26]. В республике ежегодно проводится республиканский конкурс «Лучший предприниматель года», который способствует повышению профессионализма и деловой репутации руководителей и коллективов предпринимательских структур, созданию положительного имиджа предпринимателя, стимулированию предпринимательской инициативы населения для решения задач социально-экономического развития страны.

Малый бизнес обеспечивает:

1) увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта необратимости реформ;

2) рост доходов граждан и в результате сглаживание диспропорций в благосостоянии;

3) селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится школой самореализации;

4) создание новых рабочих мест;

5) формирование необходимых навыков работы на рынке и повышение квалификации;

6) внедрение новых, зачастую рискованных проектов, ведущих к технологическим и организационным инновациям и росту современных наукоемких отраслей и производств;

7) мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;

8) улучшения взаимосвязи между различными секторами экономики, повышению их мобильности и эффективности [3,c.55].

Те страны с переходной экономикой, в которых сектор малых организаций активно развивается, как правило, демонстрируют и лучшие темпы экономического роста. Малое предпринимательство в странах с переходной экономикой, перераспределяет ресурсы из неэффективных отраслей в отрасли, где ресурсы используются более эффективно. Рыночная реструктуризация госпредприятий также связана с высвобождением избыточной рабочей силы. Сектор МП поглощает эти излишки, создавая новые рабочие места, формируя рыночную ментальность, пополняя доходную часть бюджета и сглаживая остроту социальных проблем.

Эффективность функционирования национальной экономики во многом определяется оптимальным сочетанием в ней малого, среднего и крупного бизнеса. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике повышенную мобильность и обеспечивает рентабельность производства тех товаров, которые стали невыгодными для больших предприятий. Оно обеспечивает формирование конкурентной среды, препятствует монополизации, способствует сокращению безработицы. МП дает существенную долю ВВП и обеспечивает значительную часть рабочих мест.

Ниже более детально будет рассмотрена деятельность микроорганизаций и малых организаций в рыночной экономике Республики Беларусь и результаты об их работе будут представлены в виде статистического материала [3.c.81].

Рисунок 1.1 - Динамика количества микроорганизаций и малых организаций, осуществлявших производство продукции, выполнение работ, оказание услуг (2009г.-2013г.) [15].

Рисунок 1.2- Распределение количества микроорганизаций и малых организаций, осуществлявших производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в 2013 году, по видам экономической деятельности (в процентах к итогу) [15].

Анализ показывает, что в Беларуси предприятия негосударственного сектора работают с более высокой эффективностью, чем государственные. Это касается, прежде всего, таких показателей, как темпы роста прибыли, уровень рентабельности, прирост инвестиций в основной капитал и целого ряда других. Негосударственный сектор уже сегодня дает 18 % налоговых поступлений, в том числе 5 % из них выпадают на долю субъектов малого предпринимательства. А вот на поддержку так называемого малого бизнеса из республиканского бюджета направляется всего 0,06 % средств, что на порядок ниже доли его вклада в виде налогов.

Важность малых предприятий состоит еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им [3.c. 66].

Таблица 1.2 - Количество микроорганизаций и малых организаций, осуществлявших производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, по областям и г. Минску (2010г.-2013г.)

Области

2010

2011

2012

2013

Республика Беларусь

74 246

77 605

82 612

91 596

Области

Брестская

7 764

8 087

8 488

9 473

Витебская

6 755

7 023

7 128

8 007

Гомельская

6 988

7 549

7 908

8 827

Гродненская

6 304

6 563

6 847

7 939

г. Минск

28 776

29 689

31 959

33 352

Минская

11 471

12 287

13 670

16 613

Могилевская

6 188

6 407

6 612

7 385

[15].