Формирование выручки предприятий пассажирского транспорта

Министерство образования Российской Федерации

ФГБОУ ВПО

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(СибАДИ)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы автотранспортного предприятия»

на тему

«Формирование выручки предприятий пассажирского транспорта»

Выполнила: студентка 5 курса

группы ЭУТ-07 Z2

Сапожникова Т. А.

№ зачетной книжки ЭУТ-07-28

Проверила: Ренгольд О. В.

Омск - 2012

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение…………………………………………………………………….3

1. Формирование выручки на предприятиях……………………………..4

2. Выручка на предприятиях пассажирского транспорта…………….….7

3. Увеличение сбора выручки от оплаты проезда……………….………11

Заключение…………………………………………………………….…..13

Список литературы…………………………………………………….….14

ВВЕДЕНИЕ.

Городской пассажирский транспорт (ГПТ), как одна из социально - значимых отраслей городского хозяйства, играет достаточно большую роль в обеспечении качества жизни городского населения. Пожалуй, это один из немногих секторов экономики, результаты которого в полной мере ощущают на себе все жители города. От эффективности функционирования пассажирского транспортного комплекса во многом зависит сохранение социальной, экономической и политической стабильности жизни города.

Подавляющее большинство предприятий ГПТ являются планово- убыточными в связи с тем, что доходы от пассажирских перевозок не покрывают расходов на их выполнение.

Большинство руководителей ПАТП видит выход в увеличении тарифа, однако необходимо понимать, что повышение стоимости проезда в городском пассажирском транспорте отнюдь не является панацеей от всех бед. Руководство некоторых транспортных предприятий уже смирилось с положением планово - убыточных и не умеет (а возможно и не желает) находить дополнительные источники и повышения эффективности перевозочной деятельности.

Цель работы: проанализировать формирование выручки предприятий пассажирского транспорта.

Задачи:

  • дать определение выручки;
  • рассмотреть модель формирования прибыли предприятий;
  • дать характеристику выручки на предприятиях пассажирского транспорта;
  • изучить фактор увеличения сбора выручки от оплаты проезда.

  1. Формирование выручки на предприятиях.

Выручка — бухгалтерский термин, означающий количество денег или иных благ, получаемое компанией за определённый период её деятельности, в основном за счёт продажи продуктов или услуг своим клиентам. Выручка отличается от прибыли, так как прибыль — это выручка минус расходы (издержки), которые компания понесла в процессе производства своих продуктов. Прирост капитала в результате увеличения по какой-то причине стоимости активов предприятия к выручке не относится. Для благотворительных организаций выручка включает общую стоимость полученных денежных подарков.

При этом деятельность предприятия можно характеризовать по нескольким направлениям:

• выручка от основной деятельности, поступающая от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

• выручка от инвестиционной деятельности, выраженная в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;

• выручка от финансовой деятельности.

Общая выручка складывается из выручки по этим трем направлениям. Однако основное значение в ней отдается выручке от основной деятельности, определяющей весь смысл существования предприятия.

Выручка, как финансовый показатель, характеризует завершение производственного цикла, возврат авансированного на производство средств организации в денежную форму и начало нового витка в обороте средств.

Модель формирования прибыли представлена на Рис. 1.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

-

НДС, акцизы, экспортные пошлины и т.п.,

налоги и обязательные платежи их выручки

-

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

Валовая прибыль

-

Коммерческие расходы

-

Управленческие расходы

+/-

Прибыль (убыток) от продаж

+

Проценты к получению (+), проценты к уплате (-)

+

Доходы от участия в других организациях

-

Прочие операционные доходы

+

Прочие операционные расходы

-

Внереализационные доходы

Прибыль (убыток) до налогообложения

-

Налог на прибыль и другие аналогичные платежи

Прибыль (убыток) от обычной деятельности

+/-

Чрезвычайные доходы (+), чрезвычайные расходы (-)

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток)

Рис.1 Модель формирования прибыли.

Финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия определяются ежемесячно на основании данных бухгалтерского учета.

Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях. Характер их воздействия на производство зависит от того, насколько конкретная система распределения, формы и методы ее организации соответствуют объективным потребностям общества, уровню развития производственных сил, экономическим интересам государства, предприятий и каждого конкретного работника.

Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Из выручки также исключается сумма наценок, поступающая торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции. Предприятия, экспортирующие продукцию, исключают и экспортные тарифы, направляемые в доход государства. При этом денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включаются в состав выручки.

При налогообложении выручка от сдачи заказчику объектов определяется по выполненным объемам работы, т.е. по методу начисления.

Когда выручка превышает себестоимость, предприятие получает прибыль. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития.

2 ВЫРУЧКА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПАССАЖИРСОГО ТРАНСПОРТА.

Важнейшим фактором роста доходов являются рост объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов. Основной источник денежных накоплений предприятий - выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта - получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру ее себестоимости. Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель выручки от реализации продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема реализованной продукции (с учетом снижения остатков нереализованной продукции). А это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом.

Российский рынок пассажирских перевозок в настоящее время переживает бурное развитие: обновляется автопарк, создаются и совершенствуются технологии автоматизации транспортной работы, увеличиваются объемы перевозок. Вместе с этим усиливается и конкуренция в данной отрасли, и, следовательно, возрастают требования к качеству предоставляемых услуг.

Во многих случаях коммерческие перевозчики находятся в более выгодном положении, так как у них, как правило, ниже накладные расходы, практически нет обременения перевозкой льготников и взаиморасчетами с бюджетом. При этом коммерческие перевозчики составляют значительный объем перевозок - в той или иной степени регулярно их услугами пользуются 70% населения, прежде всего для быстроты передвижения и ради комфорта.

Такая ситуация приводит к тому, что государственные пассажирские автотранспортные предприятия недополучают значительные суммы доходов, что ограничивает их возможности по качеству обслуживания пассажиров и конкурентоспособность. Помимо оттока пассажиров государственным автотранспортным предприятиям приходится решать еще целый ряд проблем. Весьма важными среди них являются сокрытие выручки кондукторами и водителями; несоблюдение транспортными средствами расписания и маршрутов движения; безбилетный проезд или проезд по фиктивным проездным документам; отсутствие эффективных механизмов компенсации из бюджета провоза пассажиров льготных категорий; малая степень или отсутствие автоматизации транспортной работы и диспетчеризации автотранспорта, а также формирования рабочей и отчетной документации.

Решением данных проблем является внедрение аппаратно-программного транспортного автоматизированного комплекса, позволяющего переложить функции, традиционно выполняемые человеком, на более эффективные и беспристрастные автоматизированные системы. При этом важно, чтобы применение такого комплекса не приводило к ухудшению качества предоставляемых услуг и позволяло бы понизить их себестоимость.

Предлагаемый аппаратно-программный комплекс «Штрих-М: Автотранспорт», представляет собой универсальный конфигурируемый набор взаимосвязанных автоматизированных систем, построенных по модульному принципу. Комплекс предназначен для решения задач автоматизации любой сложности как отдельно взятых, так и объединенных на уровне региона пассажирских автотранспортных предприятий. Среди прочего, внедрение АПК «Штрих-М: Автотранспорт» позволяет:

- Повысить собираемость оплаты за проезд без снижения пропускной способности транспортных средств;

- Организовать автоматизированную систему оплаты проезда с применением платежных средств нового поколения и формированием детализированной прозрачной отчетности, в том числе по льготным категориям пассажиров;

- Организовать автоматический сбор данных о пассажиропотоках и их динамике за любой период времени;

- Организовать автоматизированную систему диспетчерского управления движением и учета транспортной работы.

Предлагаемый аппаратно-программный комплекс оптимизирован для решения задачи улучшения экономических показателей работы пассажирских автотранспортных предприятий за счет повышения собираемости оплаты проезда и снижения затрат при одновременном повышении качества транспортного обслуживания населения.

Основными целями являются:

1.Значительное увеличение экономической эффективности работы пассажирских автотранспортных предприятий (ПАТП);

Увеличение средней удельной выручки ПАТП, [руб/пассажир];

Снижение средних удельных затрат ПАТП, [руб/пассажир];

Увеличение среднего количества пассажиров, обслуживаемых ПАТП [чел./год]

2.Повышение качества транспортной работы и пассажирских перевозок;

Уменьшение среднего времени, проводимого пассажиром в транспорте, включая посадку и высадку [мин/сутки];

Уменьшение среднего интервала движения транспорта, [мин];

Уменьшение плотности заполнения салона транспортного средства, [чел./кв.м];

3.Повышение трудовой дисциплины водителей и контролеров;

4.Обеспечение взаиморасчетов с Бюджетом за осуществленные перевозки пассажиров льготных категорий путем формирования детальной финансовой отчетности.

3 УВЕЛИЧЕНИЕ СБОРА ВЫРУЧКИ ОТ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА.

В связи с решением о монетизации льгот на транспорте актуальность усиления работы предприятий по сбору выручки становится наиболее очевидной, поэтому проект включает следующие программные мероприятия:

  • совершенствование системы сбора выручки;
  • оптимизация структуры оплаты проезда;
  • оптимизация стоимости разового проезда;
  • улучшение культуры обслуживания пассажиров кондукторами и водителями пассажирского транспорта.

Целью оптимизация стоимости разового проезда является поэтапное увеличение проездной платы, обеспечивающее компромисс между интересами населения и потребностями в финансировании инвестиционных программ общественного транспорта, выходящими за пределы возможностей городского бюджета.

Изменение стоимости разового проезда в городском пассажирском транспорте и дохода предприятий от реализации билетной продукции в таблице 1.

Таблица 1.

№ п/п

Мероприятия

2006

2007

2008

2009

2010

1.

Стоимость 1 поездки в городском пассажирском транспорте(в г. Омске), руб.

6,0

7,0

8,0

9,0

10,0

2.

Доход предприятий (в г. Омске), млн. руб.

1217,0

1363,0

1500,0

1627,0

1741,0

Оптимизация структуры оплаты проезда будет направлена на сокращение удельного веса выручки, получаемой от продажи проездных билетов, с одновременным ростом количества продаж билетов на одну поездку в салонах транспортных средств.

С этой целью предполагается в течение 4-х лет увеличить стоимость проездных билетов для граждан таким образом, чтобы полностью исключить включенные в нее скидки по оплате проезда.

В течение этого же периода времени размеры скидок, включенные в стоимость проездных билетов для школьников и студентов, предполагается оставить на прежнем уровне. Студентам и школьникам будет предоставлено право на приобретение месячных проездных билетов с 30% и 60% скидкой от стоимости билетов для граждан на основании соответствующих удостоверений личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Аппаратно-программный комплекс обеспечивает прирост уровня оплаты проезда как минимум на 25-30%. Расчеты экономической эффективности, подтвержденные экспериментальными данными, свидетельствуют, что даже при низком пассажиропотоке, отнесенном к одному транспортному средству (250 человек в день) срок окупаемости составляет менее одного года. При перевозке одним транспортным средством 1000 пассажиров в день этот срок составляет менее трех месяцев. В качестве источника возмещения затрат на установку системы принято повышение уровня оплаты проезда (собираемости средств) за счет использования информационных ресурсов, предоставляемых комплексом.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что средний срок окупаемости комплекса не превысит 6 - 7 месяцев. При этом в расчет не принималось повышение регулярности движения транспорта, эффективное планирование маршрутов, сокращение времени на посадку - высадку пассажиров на остановках, повышение качества обслуживания пассажиров и их приток, повышение трудовой дисциплины водителей и т.д.

В заключение хотелось бы отметить, что несмотря на всю серьезность существующих проблем городского пассажирского транспорта есть все возможности для их, пусть и не одномоментного, решения. Опыт решения этих проблем некоторыми городами, частично отраженный в данной статье, показывает, что при наличии желания со стороны руководства транспортных администраций и всемерной поддержке со стороны местных органов власти городской пассажирский транспорт в России может быть, если и не прибыльным, то, как минимум, безубыточным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. "Автомобильный транспорт", №7, 1999
  2. Вахрин П.И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях: Учебное пособие. – М.:ИКЦ «Маркетинг», 2001. – 320 с.
  3. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа – М.:ИНФРА-М, 2000. – 328 с.
  4. статья с Интернета http://www.sdk-nk.ru/autotrnsport.html
  5. ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Развитие пассажирского транспорта общего пользования на 2007 - 2010 гг.»

Формирование выручки предприятий пассажирского транспорта