Построение балансов для регионов и экономики в целом
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)
Факультет «Экономика и управление»
Кафедра «Экономика управление транспорта»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине: «Статистика»
Тема: «Построение балансов для регионов и экономики в целом»
Выполнил: студентка группы
ЭУТз 06 22сп
Манцерова Е. В.
Проверил:______________(подпись)
______________(дата)
Оценка _________
Дата__________
Подпись______________
Омск 2008 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………….……3
- Код вариантов по курсовой работе…….……….………………………...4
- Теоретическая часть: Построение балансов для регионов и
экономики в целом……………………….………………………………...….5
- Практическая часть
Задача № 1…………………………………………………………………….10
Задача № 2…………………………………………………………………….20
Задача № 3…………………………………………………………………….25
- Литература………………………………………………………………...34
Введение.
Статистика является очень важной отраслью знаний. По данным собранным статистическими организациями выявляется тенденция развития экономики в целом.
Статистика использует различные показатели для характеристики экономического развития. Это всевозможные индексы, зависимости. Затем, объединяя их в единое целое, получает единую картину экономики в целом.
Данные статистического исследования группируются по различным признакам и их результаты заносятся в статистические таблицы.
Статистические таблицы имеют различную форму. Они могут отражать развитие во времени или характеристику определенного признака.
Цель моей курсовой работы описать один из способов составления таблиц. Таким способом является составление балансов. Баланс представляет собой форму статистической таблицы.
Еще одной целью курсовой работы является исследование экономического состояния автотранспортных предприятий. Здесь необходимо рассмотреть автотранспортные предприятия с точки зрения различных группировок, а также сделать анализ себестоимости грузоперевозок.
Для вышеуказанной цели используются различные статистические показатели.
- Таблица 1 Код вариантов по курсовой работе
№ вар. |
задачи |
||||
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
523 |
325 |
413 |
612 |
461 |
2 |
123 |
123 |
123 |
123 |
512 |
3 |
234 |
123 |
234 |
234 |
369 |
4 |
345 |
564 |
345 |
345 |
124 |
5 |
456 |
641 |
246 |
562 |
215 |
6 |
456 |
621 |
123 |
621 |
842 |
7 |
564 |
612 |
123 |
654 |
356 |
8 |
631 |
123 |
245 |
543 |
253 |
9 |
612 |
134 |
345 |
432 |
953 |
10 |
654 |
432 |
126 |
321 |
412 |
11 |
265 |
543 |
123 |
216 |
524 |
12 |
146 |
654 |
234 |
136 |
624 |
13 |
215 |
654 |
341 |
365 |
435 |
14 |
321 |
265 |
456 |
124 |
513 |
15 |
321 |
146 |
563 |
135 |
615 |
16 |
543 |
214 |
645 |
246 |
246 |
17 |
654 |
321 |
415 |
356 |
146 |
18 |
654 |
432 |
126 |
461 |
256 |
19 |
246 |
135 |
136 |
542 |
239 |
20 |
135 |
246 |
125 |
613 |
123 |
21 |
246 |
351 |
231 |
623 |
413 |
22 |
351 |
462 |
342 |
235 |
814 |
23 |
462 |
513 |
453 |
315 |
375 |
24 |
453 |
354 |
451 |
326 |
456 |
25 |
152 |
251 |
526 |
341 |
152 |
26 |
613 |
316 |
614 |
352 |
536 |
27 |
231 |
452 |
216 |
364 |
789 |
28 |
126 |
253 |
352 |
621 |
827 |
29 |
261 |
234 |
340 |
541 |
938 |
2. Теоретическая часть:
Построение балансов для регионов и экономики в целом
БАЛАНС происходит от французского слова balance, в дословном переводе означает весы.
Баланс означает равновесие, уравновешивание, или еще можно сказать количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности, которые должны уравновешивать друг друга (напр., доходы и расходы).
БАЛАНС МЕЖОТРАСЛЕВОЙ производства и распределения общественного продукта, экономико-математическая модель, образуемая перекрестным наложением балансов распределения продукции (строки таблицы) и затрат на их производство (колонки), увязанных по итогам (шахматный баланс). Составляется в денежной и натуральной формах. Применяется при анализе и планировании структуры общественного производства. Главные показатели коэффициенты полных затрат и коэффициенты прямых затрат. Также называется методом «затраты выпуск».
Для статистического наблюдения огромное значение имеют балансы, как основной метод характеристики экономического развития. Основным из них является БАЛАНС НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА, наиболее общая взаимосвязанная система экономических показателей, характеризующая уровень развития экономики, масштабы и темпы воспроизводства, территориальные и отраслевые пропорции. Инструмент планирования воспроизводства в целом, его важнейших связей, тенденций развития.
На основе статистических балансов, составленных для отдельных регионов и экономики в целом, выбирается направление дальнейшего развития экономики.
Балансы в зависимости от сферы статистического наблюдения разделяются на балансы национального богатства, балансы трудовых ресурсов, балансы экономической деятельности и другие.
Для каждого региона необходимо составлять балансы, отвечающие экономическим условиям данного региона. Так как на экономическое положение зависит от различных факторов, это и природно-климатические условия и удаленность региона от центральной части страны.
Статистические органы зарубежных стран, а в последнее время и российские используют для построения балансов систему национальных счетов.
Система национальных счетов это балансовая система взаимосвязанных макроэкономических показателей и таблиц, характеризующих производство, распределение и конечное использование валового продукта и дохода в рыночной экономике. По сути, она является статистической моделью функционирования экономики. Данная система объединяет всю мировую статистику и делает ее единой.
В экономике осуществляются различные хозяйственные операции, которые отражаются с помощью балансовых методов. Например, в бухгалтерском учете используется метод двойной записи. Естественно, что для отражения статистических наблюдений проще будет использовать балансовый метод. Так как в основном вся экономическая статистика основывается на бухгалтерских и экономических показателях.
Рассмотрим, например баланс рабочего времени в человеко-часах.
Фонд времени |
Использование времени |
|
а) по болезни б) отпуска по учебе и профессиональной подготовке в) отпуска по семейным и личным обстоятельствам г) выполнение государственных обязанностей д) прочие неявки, предусмотренные законом е) административные отпуска
а) по болезни б) по семейным и личным обстоятельствам в) в связи с выполнением государственных обязанностей г) льготные часы подростков и кормящих матерей
а) целодневные простои б) прогулы в) с разрешения администрации г) из-за трудовых конфликтов д) внутрисменные простои е) опоздания, преждевременный уход |
Максимально возможный фонд (стр1 стр2 стр3) |
Максимально возможный фонд (стр1 + стр2 + стр3 + стр4) |
На основе построенного баланса можно изучить эффективность использования фондов рабочего времени, а также структуру каждого из них.
Используются в статистике также балансы основных фондов. В них фиксируется наличие и движение основных фондов. Баланс по полной стоимости характеризует изменение основных фондов как материального ресурса, по остаточной их реальной стоимости. Результатом построения баланса основных фондов будет то, насколько эффективно используются основные фонды в том или ином регионе, а также в целом в народном хозяйстве.
Основой составления балансов, как уже было сказано, являются счета, которые отражают потоки стоимости товаров и услуг через все стадии цикла от производства до конечного потребления и накопления. Для каждого региона составляются необходимые для него счета, а для экономики в целом все счета регионов объединяются. При этом для экономики в целом используются все счета, входящие в систему национальных счетов.
Так как баланс состоит из двух колонок, то и счета состоят также из двух колонок. В правой стороне их находится ресурсы, а в левой их использование. Для построения баланса используются статистические отчеты хозяйствующих субъектов. На основе этих данных составляются статистические таблицы, счета и балансы.
Рассмотрим некоторые показатели, использующиеся для построения балансов экономики в целом.
Баланс производства показывает результаты производства продукции. Основными характеристиками здесь являются Валовой выпуск продуктов и услуг в рыночных ценах, налоги на продукты, субсидии на продукты, чистые налоги на импорт, валовой выпуск в рыночных ценах, промежуточное потребление и валовой внутренний продукт в рыночных ценах. Этот раздел баланса сначала строится на основе показаний для каждого региона или отрасли и затем собирается для всей экономики.
Еще один раздел баланса это доходы. Начальной стадией движения доходов является их образование в процессе производства продуктов и услуг, формирование валовой и чистой прибыли. Для определения доходов используются следующие показатели: валовой внутренний продукт в рыночных ценах, субсидии на производство и на импорт, оплата труда наемных работников, налоги на производство, валовая прибыль. Эта статья баланса как и производство составляется сначала для отдельного региона, а затем их сумма характеризует экономику страны в целом. Показатели этой статьи позволяют сравнивать уровни оплаты труда в регионах и увязывать доходы с результатами деятельности.
Также применяются для характеристики экономики: использование валового национального располагаемого дохода в текущих ценах, операции с капиталом в текущих ценах, прочие изменения активов и пассивов в текущих ценах, финансовые результаты хозяйственной деятельности, товары и услуги в текущих ценах.
В итоге составляется баланс активов и пассивов, в который включаются нефинансовые активы, финансовые активы, финансовые обязательства, чистая стоимость собственного капитала. Последняя статья является балансирующей, она складывается из финансовых и нефинансовых активов за минусом финансовых обязательств. Взяв чистую стоимость собственного капитала по всем регионам можно получить важный экономический показатель национальное богатство.
Принципы составления балансов для регионов мало отличаются от составления общеэкономических балансов.
Важной задачей составления этих балансов является, то, что они характеризуют каждый отдельный регион.
Например, статья производство для регионов будет включать в себя выпуск товаров и услуг, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, потребление основного капитала и чистая добавленная стоимость. В свою очередь валовую добавленную стоимость можно получить путем вычитания из всего выпуска товаров промежуточного потребления, а чистую добавленную стоимость путем вычитания из валовой добавленной стоимости потребления основного капитала.
В состав статьи образование доходов включаются валовая добавленная стоимость, оплата труда наемных работников, налоги на производство, валовой смешанный доход, полученный вычитанием из валовой добавленной стоимости оплаты труда наемных рабочих и налогов на производство. Также сюда включаются потребление основного капитала (амортизация) и чистый смешанный доход, который образуется при отнимании из валового смешанного дохода суммы потребления основного капитала.
При составлении балансов, прежде всего, необходимо учесть достоверность информации. Она должна основываться только на реальных цифрах.
Также к составлению балансов предъявляются следующие требования: реальность соответствие оценок баланса реальной действительности, единство балансы должны составляться на единой основе, преемственность заключается в единообразии методов оценки и сопоставления, а также в том, что каждый последующий баланс должен вытекать из предыдущего баланса, ясность доступность для понимания не только лицам составлявшим баланс, но и всем его читавшим.
На основе составленных балансов делается характеристика развития экономики и отдельных регионов, поэтому при анализе балансов в первую очередь необходимо учитывать степень рентабельности капитала, степень развиваемости региона в независимости от развития экономики в целом.
Составление счетов, а затем и балансов позволяет дать целостную количественную картину движения валового внутреннего продукта в форме доходов, показать межотраслевые связи, финансовые и перераспределительные потоки. Балансы являются важнейшей характеристикой экономики для статистического исследования, они позволяют характеризовать степень экономического страны и отдельных регионов.
3. Практическая часть
Задача № 1
По имеющимся средним данным о выработке работников АТП и среднесписочной численности (таблица 2) определить общие показатели по объему перевозок и дохода каждого АТП, произвести аналитическую, типологическую и структурную группировки АТП по факторному признаку. Результаты представить в табличной форме и графически. Построить гистограмму и полигон распределения по факторному и результативному признаку. Сделать выводы .
Выбор задания определяют шифр из 9 цифр ( по три на каждый показатель ): первые три определяют среднесписочную численность работников АТП, вторые три среднюю выработку в рублях, третьи три - среднюю выработку в тоннах. Данные записываются параллельными столбцами, причем каждая строка представляет собой набор из трех показателей ( Nc, Wд, Wт), для определенного предприятия. Таких наборов получается 24 , то есть 24 транспортных предприятия.
Таблица 2. Таблица исходных данных
Показатель |
Номер варианта |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1.Среднесписочная числнность работников АТП N, чел |
924 |
826 |
742 |
348 |
493 |
1025 |
720 |
742 |
325 |
529 |
861 |
842 |
|
510 |
327 |
415 |
425 |
328 |
329 |
|
1120 |
411 |
811 |
821 |
742 |
412 |
|
428 |
441 |
538 |
768 |
565 |
755 |
|
821 |
828 |
623 |
439 |
524 |
690 |
|
479 |
932 |
931 |
943 |
843 |
920 |
|
825 |
529 |
475 |
728 |
901 |
542 |
|
2.Средняя выработка на одного рабочего, `W млн. руб./чел. |
13,75 |
23,41 |
10,09 |
15,14 |
34,81 |
23,41 |
26,61 |
13,48 |
25,42 |
30,27 |
18,70 |
29,88 |
|
32,14 |
37,55 |
41,80 |
32,58 |
19,28 |
11,57 |
|
15,73 |
36,60 |
34,28 |
26,93 |
31,29 |
32,46 |
|
37,12 |
28,79 |
29,41 |
13,41 |
27,51 |
41,10 |
|
30,05 |
17,42 |
25,78 |
39,28 |
28,85 |
35,18 |
|
17,36 |
12,10 |
12,54 |
20,11 |
21,20 |
37,28 |
|
19,35 |
29,57 |
17,25 |
12,98 |
38,43 |
12,51 |
|
3.Средняя выработка на одного рабочего в объеме перевезенного груза, `W, тыс. т./чел. |
4,45 |
1,75 |
1,91 |
1,80 |
4,10 |
2,21 |
4,90 |
2,30 |
2,93 |
3,60 |
3,26 |
3,01 |
|
1,85 |
4,12 |
4,62 |
2,20 |
1,75 |
1,69 |
|
1,75 |
3,17 |
3,96 |
3,62 |
1,90 |
3,45 |
|
3,29 |
2,93 |
4,01 |
2,71 |
3,85 |
4,16 |
|
4,68 |
1,98 |
2,99 |
3,12 |
2,57 |
3,82 |
|
2,31 |
3,25 |
1,56 |
4,37 |
2,35 |
2,91 |
|
3,51 |
3,95 |
2,01 |
1,61 |
2,87 |
3,31 |
Таблица 1.1 Средние данные о численности и выработке работников АТП
№ АТП |
Среднесписочная численность, `N чел |
Средняя выработка |
Доходы АТП, тыс.руб. D |
Объем перевезенного груза, тыс.т. Q |
|
В рублях дохода, `W тыс.руб. |
В тоннах перевезенного груза, `W тыс.т. |
||||
1 |
742 |
15,14 |
1,91 |
11233,88 |
1417,22 |
2 |
325 |
30,27 |
2,93 |
9837,75 |
952,25 |
3 |
415 |
32,58 |
4,62 |
13520,70 |
1917,30 |
4 |
811 |
26,93 |
3,96 |
21840,23 |
3211,56 |
5 |
538 |
13,41 |
4,01 |
7214,58 |
2157,38 |
6 |
623 |
39,28 |
2,99 |
24471,44 |
1862,77 |
7 |
931 |
20,11 |
1,56 |
18722,41 |
1452,36 |
8 |
475 |
12,98 |
2,01 |
6165,50 |
954,75 |
9 |
493 |
23,41 |
1,8 |
11541,13 |
887,40 |
10 |
861 |
29,88 |
3,6 |
25726,68 |
3099,60 |
11 |
328 |
11,57 |
2,2 |
3794,96 |
721,60 |
12 |
742 |
32,46 |
3,62 |
24085,32 |
2686,04 |
13 |
565 |
41,1 |
2,71 |
23221,50 |
1531,15 |
14 |
524 |
35,18 |
3,12 |
18434,32 |
1634,88 |
15 |
843 |
37,28 |
4,37 |
31427,04 |
3683,91 |
16 |
901 |
12,51 |
1,61 |
11271,51 |
1450,61 |
17 |
924 |
23,41 |
1,75 |
21630,84 |
1617,00 |
18 |
720 |
13,48 |
2,3 |
9705,60 |
1656,00 |
19 |
510 |
37,55 |
4,12 |
19150,50 |
2101,20 |
20 |
1120 |
36,6 |
3,17 |
40992,00 |
3550,40 |
21 |
428 |
28,79 |
2,93 |
12322,12 |
1254,04 |
22 |
821 |
17,42 |
1,98 |
14301,82 |
1625,58 |
23 |
479 |
12,1 |
3,25 |
5795,90 |
1556,75 |
24 |
825 |
29,57 |
3,95 |
24395,25 |
3258,75 |
Всего |
15944 |
613,01 |
70,47 |
410802,98 |
46240,5 |
По данным из таблицы определить объемные показатели по формулам:
Объем перевезенного груза:
Q= N `W, тыс.т.
где N - среднесписочная численность работников АТП, чел.
`W - средняя выработка, т.
Доход:
Д = N W, тыс.руб.
где `W - средняя выработка, руб.
2. Аналитическая группировка
Аналитическая группировка используется для изучения взаимосвязей между отдельными признаками изучаемого явления. С помощью этой группировки исследуются взаимосвязи варьирующих признаков в пределах однородной совокупности. Для правильного выполнения аналитической группировки необходимо решить 2 вопроса: количество групп и величина интервалов.
Количество групп определим по формуле Стерджесса:
i = 1 + 3.332 lg n
где i количество групп в аналитической группировке
n количество единиц выборочной совокупности
i = 5
Величина интервалов определяется по формуле:
i = (Xmax- Xmin)/n
где Xmax - максимальное значение признака, положенного в основу группировки
Xmin - минимальное значение признака, положенного в основу группировки
Результаты группировки и сводки материалов оформляются в виде статистических таблиц.
Таблица 1.2 Распределение АТП по среднесписочной
численности персонала
Группы по численности |
Кол-во АТП |
Номера АТП |
Д, тыс.руб. |
`Д, тыс. руб. |
Q, тыс.т. |
`Q, тыс. т |
1 |
6 |
2, 3, 8, 11, 21, 23 |
51436,93 |
8572,8 |
7356,69 |
1226,1 |
2 |
6 |
5, 6, 9, 13, 14, 19 |
104033,47 |
17338,9 |
10174,78 |
1695,8 |
3 |
3 |
1, 12, 18 |
45024,80 |
15008,3 |
5759,26 |
1919,8 |
4 |
8 |
4, 7, 10, 15, 16, 17, 22, 24 |
169315,78 |
21164,5 |
19399,37 |
2424,9 |
5 |
1 |
20 |
40992,00 |
40992,0 |
3550,40 |
3550,4 |
Интервал
- 325-484 2) 484-643 3) 643-802 4) 802-961 5) 961-1120
ВЫВОД: Из таблицы видно, что наибольший доход, равный 169315,78 тыс. руб., приносят 8 АТП, относящиеся к 4 группе. При этом наибольший средний доход получает АТП, относящееся к пятой группе, он равен 40992 тыс. руб. Соответственно наименьший доход получают АТП с наименьшей среднесписочной численностью, то есть относящиеся к первой группе. Та же ситуация складывается и с перевозкой грузов. Наибольшее количество грузов перевозится АТП, которые относятся к четвертой группе. Но в среднем больше грузов перевозится АТП пятой группы и соответственно наименьшее АТП первой группы.
Рисунок №1
Рисунок №2
2.2. Изучаемый признак величина доходов
Количество групп находим по формуле Стерджесса:
где n - количество групп (интервалов); N - количество единиц выборочной совокупности, N=18, n=5.
Величину интервала рассчитаем по формуле:
где i - шаг, величина интервала, Xmax, Xmin - соответственно максимальное и минимальное значения признака, положенного в основу группировки (величина дохода).
i = 40992 3794,96 = 7439,41
5
Таблица 1.3. Распределение АТП по величине дохода
Группа |
Величина интервала величина дохода, тыс. руб. |
Количество АТП |
Номер АТП |
N, чел. |
<N>, чел. |
Q, тыс.т. |
<Q>, тыс. т. |
1 |
7439,41 |
7 |
1, 2, 5, 8, 11, 18, 23 |
3607 |
515,3 |
9415,95 |
1345,1 |
2 |
7439,41 |
6 |
3, 9, 14, 16, 21, 22 |
3582 |
597,0 |
8769,81 |
1461,6 |
3 |
7439,41 |
9 |
4, 6, 7, 10, 12, 13, 17, 19, 24 |
6792 |
754,7 |
20820,43 |
2313,4 |
4 |
7439,41 |
1 |
15 |
843 |
843,0 |
3683,91 |
3683,9 |
5 |
7439,41 |
1 |
20 |
1120 |
1120,0 |
3550,40 |
3550,4 |
Интервал
1) 3794,96-11234,37; 2) 11234,37-18673,78; 3) 18673,78-26113,19; 4) 26113,19-33552,6;
5) 33552,6-40992,0.
Вывод: По результатам группировки выясняется, что АТП входящие в группу верхнего предела доходности, то есть в пятую группу имеют наибольшую среднесписочную численность, при этом среднее количество перевезенного груза приходится на второе место после АТП четвертой группы. Наименьшая среднесписочная численность у АТП первой группы и они также перевозят наименьшее количество грузов.
Рисунок №3
Рисунок №4
2.3. Изучаемый признак объем грузоперевозок
Количество групп находим по формуле Стерджесса:
где n количество групп (интервалов); N количество единиц выборочной совокупности, N=18, n=5.
Величину интервала рассчитаем по формуле:
где i шаг, величина интервала, Xmax, Xmin соответственно максимальное и минимальное значения признака, положенного в основу группировки (объем грузоперевозок).
i = 3683,91 721,6 = 592,46
5
Таблица 1.4. Распределение АТП по объему
Группа |
Величина интервала Объем, тыс. т |
Количество АТП |
Номер АТП |
N, чел. |
<N>, чел. |
Д, тыс. руб. |
<Д>, тыс. руб. |
1 |
592,46 |
5 |
2, 8, 9, 11, 21 |
2049 |
409,8 |
43661,46 |
8732,3 |
2 |
592,46 |
10 |
1, 6, 7, 13, 14, 16, 17, 18, 22, 23 |
7230 |
723,0 |
158789,22 |
15878,9 |
3 |
592,46 |
3 |
3, 5, 19 |
1463 |
487,7 |
39885,78 |
13295,3 |
4 |
592,46 |
1 |
12 |
742 |
742,0 |
24085,32 |
24085,3 |
5 |
592,46 |
5 |
4, 10, 15, 20, 24 |
4460 |
892,0 |
144381,20 |
28876,2 |
Интервал
1) 721,6 - 1314,06; 2) 1314,06 - 1906,52; 3) 1906,52 - 2498,99; 4) 2498,99 - 3091,45; 5) 3091,45 - 3683,91
Вывод: Результаты аналитической группировки по объему показывают, что к первой группе, то есть с минимальным объемом перевозок, относится 5 АТП, их совокупный доход равняется 144381,20 и находится на третьем месте, но при этом средний доход является наименьшим. Наибольший совокупный доход получают АТП второй группы, средний же их доход занимает второе место.
Рисунок №5
Рисунок №6
3 Типологическая группировка
При проведении типологической группировки происходит разделение изучаемого общественного явления на качественно однородные группы социально-экономические типы. Все АТП разделить на качественно-однородные группы, данные занести в таблицу. 7.
Таблица 1.5. Распределение АТП по типам
Группы тип АТП |
Кол-во АТП |
Номер АТП |
N чел. |
`N, чел. |
Q, тыс.т. |
`Q, тыс. т. |
малые |
11 |
2, 3, 5, 8, 9, 11, 13, 14, 19, 21, 23 |
5080 |
461,8 |
15668,70 |
1424,43 |
средние |
8 |
1, 4, 6, 12, 15, 18, 22, 24 |
6127 |
765,9 |
19401,83 |
2425,23 |
крупные |
5 |
7, 10, 16, 17, 20 |
4737 |
947,4 |
11169,97 |
2233,99 |
(1120-325)/3=265
интервал
1 325-590
2 590-855
3 855-1120
Для обобщения и анализа статистические данные изображаются графически с помощью знаков Варзара.
Для построения необходимо воспользоваться соотношением: N1N 2N3 = S1, S2, S3
где N1, N2, N3- среднесписочная численность всех работников соответственно на малых, средних и крупных предприятиях, чел.
S1, S2, S3- площади изображаемых фигур соответственно малых, средних и крупных предприятий, см.
Изображаемыми фигурами будут квадраты, а их площади считаются по формуле:
S= a2i,
где a- длина одной стороны квадрата, см.
За базовую, можно принять группу с наименьшей численностью. Для данной группы a= 2 см. Из соотношений найти стороны остальных квадратов, которые будут равны: для средних предприятий a= ___см, для крупных предприятий а= ___см.
По определенным длинам сторон квадратов построить знаки Варзара.
В нашем случае найдем соотношение, если для малых предприятий сторона квадрата равна 2 см. Это составит 5080 чел., то для средних найдем соотношение 2 5080 = х 6127, следовательно 6127 х 2 : 5080 = 2,41 см. будет равна сторона квадрата для средних предприятий. Для крупных предприятий рассчитаем аналогичным способом 2 5080 = х 4737, следовательно х = 4737 х 2 : 5080 = 1,86 см. равна сторона квадрата для крупных предприятий.
На основании этих данных построим знаки Варзара.
5080 6127 4737
Малые предприятия
Средние предприятия
Крупные предприятия
Вывод: При расчете распределения АТП по размеру, положив в основу исследования среднесписочную численность, выясняется, что в нашей группе больше всего малых предприятий, затем идут средние предприятия их 8, и крупные их 5. При анализе данной типологической группировки можно сказать, что наибольшее количество грузов перевозят средние предприятия. Затем по количеству перевезенного груза идут малые предприятия, но при этом средний объем перевезенного груза является наименьшим. Крупные предприятия по общему объему перевезенного груза стоят на последнем месте, средний же объем грузоперевозок занимает второе место и составляет 2233,99 тыс. т.
4. Структурная группировка
Структурные группировки применяются для характеристики соотношений частей изучаемого явления.
На основе аналитической группировки (таблица 1.2.) построить структурную и результаты представить в таблице.
Таблица 1.6 Результаты структурной группировки
Группы по численности |
Структура по кол-ву АТП, % |
Структура АТП по доходу, Д, % |
Структура АТП по объему, Q, % |
1 |
25,0 |
12,5 |
15,9 |
2 |
25,0 |
25,3 |
22,0 |
3 |
12,5 |
11,0 |
12,5 |
4 |
33,3 |
41,2 |
42,0 |
5 |
4,2 |
10,0 |
7,7 |
Рисунок. 7 Структура по количеству АТП
Вывод: При построении структуры по количеству АТП можно выяснить, что наибольший удельный вес в общем объеме занимают АТП первой и второй группы. А наименьший удельный вес у АТП пятой группы.
Рисунок.8 Структура по доходу АТП
Вывод: Структура дохода АТП имеют следующий вид. Наибольший объем по полученному доходу занимают АТП четвертой группы (41 %), а наименьший доход получают (11 % от общего дохода) АТП пятой группы.
Рисунок 9 Структура по объему АТП
Вывод: Структура АТП по объему перевозок показывает распределение АТП по объему осуществляемых перевозок. Доля наибольших объемов перевозок приходится на АТП четвертой группы, на втором месте стоят АТП второй группы, они перевозят 22% общего объема грузов. Наименьшее же количество грузов перевозят АТП пятой группы.
Группируя всю совокупность по различным признакам можно выделить наиболее эффективные методы развития экономики исследуемой совокупности. Например, произвести расчет, какие организации будут приносить наибольший доход, при этом имея наименьшие затраты.
Задача № 2
В целях оптимального распределения ресурсов, планирования и управления транспортным процессом необходимо анализировать распределение потребностей в транспортных услугах по месяцам в течение года. Для характеристики неравномерности объемов перевозок по месяцам года используют индексы сезонности, совокупность которых за год образует сезонную волну. Эти данные используются для создания и перераспределения производственных резервов.
В табл. 3 представлены данные о среднемесячных объемах перевозок грузов АТП. По данным за три года определить основную тенденцию неравномерности. Изобразить графически сезонную волну. По результатам расчетов сформулировать выводы и дать рекомендации. Шифром к заданию является набор из трех цифр, каждая из которых определяет среднемесячный объем перевозок за 1 год /2002г.- 2003г.-2004г./.
Таблица 3. Среднемесячные объемы перевозок грузов автотранспортным предприятием.
П / № |
Показатель |
Варианты |
Годы |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
1 |
Январь |
43186 |
42754 |
46242 |
44247 |
42936 |
44183 |
2 |
Февраль |
43589 |
41829 |
44810 |
45423 |
45631 |
43129 |
3 |
Март |
42621 |
43425 |
43111 |
45678 |
46839 |
43789 |
4 |
Апрель |
45123 |
44723 |
45827 |
47936 |
48115 |
44925 |
5 |
Май |
46827 |
47111 |
49682 |
50019 |
47816 |
46812 |
6 |
Июнь |
46918 |
48216 |
52119 |
50120 |
49424 |
48110 |
7 |
Июль |
49215 |
49825 |
54723 |
53423 |
53829 |
50017 |
8 |
Август |
56426 |
54210 |
59475 |
58974 |
57917 |
54243 |
9 |
Сентябрь |
61237 |
57817 |
60197 |
62429 |
59600 |
61829 |
10 |
Октябрь |
51481 |
44297 |
56815 |
50937 |
54128 |
56243 |
11 |
Ноябрь |
43242 |
43810 |
45637 |
45639 |
46200 |
50110 |
12 |
Декабрь |
42845 |
41973 |
44438 |
45112 |
49180 |
51816 |
Таблица 2.1. Среднемесячные объемы перевозок грузов АТП по годам, т.
П /№ |
Показатель |
Годы |
||
2002 |
2003 |
2004 |
||
1 |
Январь |
42754 |
46242 |
42936 |
2 |
Февраль |
41829 |
44810 |
45631 |
3 |
Март |
43425 |
43111 |
46839 |
4 |
Апрель |
44723 |
45827 |
48115 |
5 |
Май |
47111 |
49682 |
47816 |
6 |
Июнь |
48216 |
52119 |
49424 |
7 |
Июль |
49825 |
54723 |
53829 |
8 |
Август |
54210 |
59475 |
57917 |
9 |
Сентябрь |
57817 |
60197 |
59600 |
10 |
Октябрь |
44297 |
56815 |
54128 |
11 |
Ноябрь |
43810 |
45637 |
46200 |
12 |
Декабрь |
41973 |
44438 |
49180 |
Определить среднесуточный объем перевозок по формуле:
Qсут ij = Qмес ij/Дк ij,,
где Qмес ij - среднемесячный объем перевозок i-месяца j-года;
Дк ij - дни календарные i-го месяца j-го года.
2002г.
Январь 42754/31 = 1379,161
Февраль 41829/28 = 1493,893
Март 43425/31 = 1400,806
Апрель 44723/30 = 1490,767
Май 47111/31 = 1519,71
Июнь 48216/30 = 1607,2
Июль 49825/31 = 1607,258
Август 54210/31 = 1748,71
Сентябрь 57817/30 = 1927,233
Октябрь 44297/31 = 1428,935
Ноябрь 43810/30 = 1460,333
Декабрь 41973/31 = 1353,968
2003г.
Январь 46242/31 = 1491,677
Февраль 4810/28 = 1600,357
Март 43111/31 = 1390,677
Апрель 45827/30 = 1527,567
Май 49682/31 = 1602,645
Июнь 52119/30 = 1737,3
Июль 54723/31 = 1765,258
Август 59475/31 = 1918,548
Сентябрь 60197/30 = 2006,567
Октябрь 56815/31 = 1832,742
Ноябрь 45637/30 = 1521,233
Декабрь 44438/31 = 1433,484
2004г.
Январь 42936/31 = 1385,032
Февраль 45631/28 = 1629,679
Март 46839/31 = 1510,935
Апрель 48115/30 = 1603,833
Май4 47816/31 = 1542,452
Июнь 49424/30 = 1647,467
Июль 53829/31 = 1736,419
Август 57917/31 = 1868,29
Сентябрь 59600/30 = 1986,667
Октябрь 54128/31 = 1746,065
Ноябрь 46200/30 = 1540,000
Декабрь 49180/31 = 1586,452
Определить среднесуточный объем перевозок для каждого месяца по данным за три года: <Yi> = (Qi1 + Qi2 + Qi3)/3, (10)
где Qi1, Qi2, Qi3 объемы перевозок i-го месяца за 1, 2, 3 год соответственно.
- <Yi> = (1379,161 + 1491,677 + 1385,032)/3 = 1418,624
- <Yi> = (1493,893 + 1600,357 + 1629,679)/3 = 1574,643
- <Yi> = (1400,806 + 1390,677 + 1510,935)/3 = 1434,140
- <Yi> = (1490,767 + 1527,567 + 1603,833)/3 = 1540,722
- <Yi> = (1519,710 + 1602,645 + 1542,452)/3 = 1554,935
- <Yi> = (1607,200 + 1737,300 + 1647,467)/3 = 1663,989
- <Yi> = (1607,258 + 1765,258 + 1736,419)/3 = 1702,978
- <Yi> = (1748,710 + 1918,548 + 1868,290)/3 = 1845,183
- <Yi> = (1927,233 + 2006,567 + 1986,667)/3 = 1973,489
- <Yi> = (1428,935 + 1832,742 + 1746,065)/3 = 1669,247
- <Yi> = (1460,333 + 1521,233 + 1540,000)/3 = 1507,189
- <Yi> = (1353,968 + 1433,484 + 1586,452)/3 = 1457,968
Результаты расчетов представить в таблице 2.1.
Таблица 2.2. Среднемесячные объемы перевозок грузов АТП по годам, т
Таблица 13.
П / № |
Месяц |
Количество дней в месяце |
Годы |
<Yi> |
||
Среднемесячный объем перевозок грузов, т |
||||||
2002 |
2003 |
2004 |
||||
1 |
Январь |
31 |
1379,161 |
1491,677 |
1385,032 |
1418,624 |
2 |
Февраль |
28 |
1493,893 |
1600,357 |
1629,679 |
1574,643 |
3 |
Март |
31 |
1400,806 |
1390,677 |
1510,935 |
1434,140 |
4 |
Апрель |
30 |
1490,767 |
1527,567 |
1603,833 |
1540,722 |
5 |
Май |
31 |
1519,710 |
1602,645 |
1542,452 |
1554,935 |
6 |
Июнь |
30 |
1607,200 |
1737,300 |
1647,467 |
1663,989 |
7 |
Июль |
31 |
1607,258 |
1765,258 |
1736,419 |
1702,978 |
8 |
Август |
31 |
1748,710 |
1918,548 |
1868,290 |
1845,183 |
9 |
Сентябрь |
30 |
1927,233 |
2006,567 |
1986,667 |
1973,489 |
10 |
Октябрь |
31 |
1428,935 |
1832,742 |
1746,065 |
1669,247 |
11 |
Ноябрь |
30 |
1460,333 |
1521,233 |
1540,000 |
1507,189 |
12 |
Декабрь |
31 |
1353,968 |
1433,484 |
1586,452 |
1457,968 |
Рисунок 10
Вывод: По данным таблицы можно сделать следующие выводы, что наибольший объем грузоперевозок пришелся на сентябрь месяц за все три исследуемых года, наименьший объем грузов был перевезен в декабре 2002 года, марте 2003 года и январе 2004 года. Определение среднесуточных объемов перевозок позволяет определить наиболее выгодные периоды для перевозок и скорректировать план работы организации.
Для построения сезонной волны необходимо рассчитать индексы сезонности по формуле: Is = (<Yi>/Y0)*100%,
где Y0 общая среднесуточная величина за исследуемый период,
Общая среднесуточная величина за исследуемый период, определяется как средневзвешенная арифметическая из среднесуточных объемов по месяцам за три года: Y0 = (<Yi>*Дкi) / Дк (11)
Y0 = (Y1 *31 + Y2 *28 + Y3 *31 + Y4 * 30 + Y5 *31 + Y6 *30 + Y7 * 31 + Y8 * 31 + Y9 *30 + Y10 * 31 + Y11 * 30 + Y12 *31 ) / 365
где Дк дни календарные за год Дк = 365.
Y0 = (1418,624*31 + 1574,643 *28 + 1434,140 *31 + 1540,722 * 30 + 1554,935 *31 + 1663,989 *30 + 1702,978 * 31 + 1845,183 * 31 + 1973,489 *30 + 1669,247 * 31 + 1507,189 * 30 + 1457,968 *31 ) / 365 = 1611,581
Индексы сезонности по месяцам:
- (1418,624 / 1611,581) * 100% = 0,8802684
- (1574,643 / 1611,581) * 100% = 0,9770797
- (1434,140 / 1611,581) * 100% = 0,8898963
- (1540,722 / 1611,581) * 100% = 0,9560316
- (1554,935 / 1611,581) * 100% = 0,9648511
- (1663,989 / 1611,581) * 100% = 1,0325197
- (1702,978 / 1611,581) * 100% = 1,0567131
- (1845,183 / 1611,581) * 100% = 1,1449521
- (1973,489 / 1611,581) * 100% = 1,2245671
- (1669,247 / 1611,581) * 100% = 1,0357826
- (1507,189 / 1611,581) * 100% = 0,9352239
- (1457,968 / 1611,581) * 100% = 0,9046817
Таблица 2.3. Значения индексов сезонности
П / № |
Месяц |
Индекс сезонности |
1 |
Январь |
0,8802684 |
2 |
Февраль |
0,9770797 |
3 |
Март |
0,8898963 |
4 |
Апрель |
0,9560316 |
5 |
Май |
0,9648511 |
6 |
Июнь |
1,0325197 |
7 |
Июль |
1,0567131 |
8 |
Август |
1,1449521 |
9 |
Сентябрь |
1,2245671 |
10 |
Октябрь |
1,0357826 |
11 |
Ноябрь |
0,9352239 |
12 |
Декабрь |
0,9046817 |
Рисунок 11
Вывод: При исследовании данных о грузоперевозках за три года выясняется, что объем грузоперевозок не всегда одинаков. Это характеризуется индексом сезонности. В нашем случае рассчитанные индексы сезонности показывают, что больше всего грузов перевозится с конца лета и до середины осени. Наибольший объем грузоперевозок приходится на сентябрь.
Расчет индекса сезонности, а также характер неравномерности грузоперевозок позволяют выявить тенденцию работы автотранспортных предприятий, и определить в какой период ими будет получена наибольшая прибыль. Что позволит откорректировать издержки грузоперевозок.
Задача № 3
По имеющимся статистическим данным о затратах по статьям себестоимости и величине грузооборота за этот период сделать анализ себестоимости продукции, АТП, для чего определить плановую и фактическую себестоимости, индексы себестоимости, а также плановую сумму затрат на фактический объем работ, структуру себестоимости, индексы затрат, процент изменения затрат, экономию или перерасход по статьям себестоимости и в целом по сумме затрат. Расчеты представить в табличной форме. Изобразить графически с помощью секторных и столбиковых диаграмм результаты: затраты по статьям себестоимости в динамике по приведенным периодам, структуру себестоимости и экономию (перерасход) по статьям. Сформулировать выводы. Шифром для выбора задания является набор из трех цифр: первая цифра определяет величину затрат и грузооборот в базисном периоде, вторая плановую величину затрат и грузооборот в отчетном периоде, третья фактические значения этих показателей в отчетном периоде.
Таблица 4. Затраты по статьям себестоимости (тыс. руб.), грузооборот АТП по годам
Показатель |
Шифр |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
ФТО с отчислениями в социальные фонды |
849,5 |
857,6 |
852,2 |
851,6 |
854,2 |
853,7 |
850,6 |
855,4 |
854,6 |
- топливо |
294,8 |
321,4 |
310,9 |
299,2 |
315,6 |
308,1 |
296,7 |
317,2 |
316,8 |
- смазочные и прочие экспл уатационные материалы |
21,7 |
23,8 |
21,7 |
22,3 |
22,4 |
21,9 |
21,9 |
22,6 |
22,5 |
- износ и ремонт шин |
127,6 |
131,2 |
130,8 |
129,7 |
130,1 |
130,0 |
129,8 |
131,1 |
130,8 |
- амортизаци онные отчи сления на пол ное восст ановление |
256,3 |
259,8 |
259,9 |
264,1 |
258,3 |
257,1 |
258,3 |
257,2 |
257,8 |
- ремонтный фонд |
147,4 |
152,3 |
149,6 |
125,6 |
148,9 |
150,6 |
148,8 |
150,9 |
150,9 |
- общехозяйс твенные расходы |
239,5 |
241,8 |
240,5 |
240,1 |
240,8 |
239,1 |
240,7 |
241,2 |
240,9 |
Грузооборот , тыс км. |
1100 |
1150 |
1120 |
1135 |
1135 |
1130 |
11110 |
1145 |
1140 |
Таблица 3.1. Затраты по статьям себестоимости (тыс. руб.)
и грузооборот (тыс. км.) АТП по периодам
п/№ |
Показатель |
Базисный период |
Отчетный период |
|
план |
факт |
|||
1 |
ФОТ с отчислениями в соц.фонды |
855,4 |
849,5 |
851,6 |
2 |
Затраты на автомобильное топливо |
317,2 |
294,8 |
299,2 |
3 |
Затраты на смазочные и прочие эксплуатационные материалы |
22,6 |
21,7 |
22,3 |
4 |
Износ и ремонт шин |
131,1 |
127,6 |
129,7 |
5 |
Амортизационные отчисления на полное восстановление ОПФ |
257,2 |
256,3 |
264,1 |
6 |
Ремонтный фонд |
150,9 |
147,4 |
125,6 |
7 |
Общехозяйственные расходы |
241,2 |
239,5 |
240,1 |
8 |
Грузооборот, тыс.км. |
1145 |
1100 |
1135 |
Себестоимость это стоимостное выражение затрат (издержек) транспортного предприятия на выполнение определенного объема транспортной продукции (работы), включающих затраты на израсходованные средства производства и оплату труд.
Себестоимость грузовых перевозок определяется по формуле:
Z =З экспл/Р (руб/т. км.), (3.1.)
где Z себестоимость 1 тыс.км , руб., З общая сумма затрат , руб., Р общий объем грузооборота , тыс. км.
Определить эксплуатационные затраты (тыс. руб.):
За базисный период:
З экспл б = 855,4 + 317,2 + 22,6 + 131,1 + 257,2 + 150,9 + 241,2 = 1975,6
За отчетный плановый период:
З экспл пл =849,5 + 294,8 + 21,7 + 127,6 + 256,3 + 147,4 + 239,5 = 1936,8
За отчетный фактический период:
З экспл ф = 851,6 + 299,2 + 22,3 + 129,7 + 264,1 + 125,6 + 240,1 = 1932,6
Определить себестоимость (руб. тыс.км.):
За базисный период: Zб= 1975,6 / 1145 * 1000 = 1725,41
За отчетный плановый период: Zпл = 1936,8 / 1100 * 1000 = 1760,73
За отчетный фактический период: Zф = 1932,6 / 1135 * 1000 = 1702,73
Результаты расчетов себестоимости единицы продукции для всех периодов представить в табл.3.2 и сформулировать вывод.
Таблица 3.2. Себестоимость транспортной работы
Показатель |
Базисный период |
Отчетный период |
|
план |
факт |
||
Себестоимость, руб./тыс. км |
1725,41 |
1760,73 |
1702,73 |
Грузооборот, тыс. км |
1145 |
1100 |
1135 |
Вывод: Плановая себестоимость по сравнению с базисным периодом выросла на 35,32 рубля. Фактическая себестоимость снизилась по сравнению с планом на 58 рублей и по сравнению с базисным периодом на 22,68 рублей.
Рассчитать индексы себестоимости по данным таблицы 3.2.
Индекс планового задания по снижению себестоимости определяется индексом: I = Zпл,/Zб , (3.2.)
где Zпл себестоимость планового периода;
Zб себестоимость базисного периода.
I пл/ б= 1760,73 / 1725,41 = 1,02047
Вывод: Индекс планового задания характеризует повышение плановой себестоимости по сравнению с плановой в 1,02047 раза или на 2,047 %
Индекс выполнения плана
I ф/пл = Zф/Zпл, (3.3)
где Zф фактическая себестоимость.
I ф/пл = 1702,73 / 1760,73 = 0,967059
Вывод: Снижение фактической себестоимости по сравнению с планом равно 0,967059 или на 3,29%
Индекс динамики
I ф/б = Zф/Zб, (3.4.)
I ф/б = 1702,73 / 1725,41 = 0,986856
Фактическая себестоимость снизилась по сравнению с базовым периодом в 0,986856 раз или на 1,31%. Что говорит о рентабельности оказания услуг грузоперевозок.
Фактическая сумма экономии по сравнению с базисным периодом
Э = ( Zф Zб )*Рф ( руб.), (3.5)
Эф = (1702,73 1725,41) * 1135 = -25741,8
где Рф фактический грузооборот.
В нашем случае общая сумма экономии составляет 25741,8 рублей, то есть наблюдается снижение себестоимости грузоперевозок.
Плановая экономия (перерасход) от снижения (повышения) себестоимости
Эпл= (Zпл-Zф) * Рпл (руб.), (3.6.)
где Рпл - плановый грузооборот.
Эпл= (1760,73 1725,41) * 1100 = 38843,67 рублей
Так как плановая себестоимость по сравнению с базисным периодом увеличилась, то у нас получается перерасход равный 38843,67 рублям.
Сверхплановая экономия за счет сверхпланового изменения себестоимости: Э = (Zпл Zб)*Рпл. (3.7.)
Э = (1702,73 1760,73) * 1135 = -65825,5 руб.
Сверхплановая экономия (или перерасход) за счет сверхпланового изменения объема грузооборота определяется по формуле:
Э”= (Zф Zпл)*( Рф Рпл). (тыс. руб.). (3.8.)
Э”= (1760,73 1725,41) * (1135 - 1100) = 1236,2 руб.
Вывод: сверхплановый перерасход за счет сверхпланового изменения объема грузооборота равен 1236,2 рубля, это объясняется тем, что плановая себестоимость по сравнению с базисным периодом увеличилась, и также фактический грузооборот по сравнению с плановым увеличился.
Выявление резервов снижения себестоимости начать с изучения структуры себестоимости.
Для начала определить плановые скорректированные затраты (аналитические затраты)
Э= Эпл* i (3.9)
где i- индекс выполнения плана по грузооборорту
iр= ( Рф / Рпл) (3.10)
i = 1135 / 1100 = 1,031818
- З (ФОТ) = 849,5 * 1,031818 = 876,5
- З (топливо) = 294,8 * 1,031818 = 304,2
- З (смазочные материалы) = 21,7 * 1,031818 = 22,4
- З (износ и ремонт шин) = 127,6 * 1,031818 = 131,7
- З (аморт. отчисл) = 256,3 * 1,031818 = 264,5
- З (рем фонд) = 147,4 * 1,031818 = 152,1
Расчет выполняется по всем статьям себестоимости, кроме статьи «общехозяйственные расходы» - это постоянные расходы и их величина не зависит от объема транспортной работы.
Таблица 3.3. Себестоимость грузовых перевозок
№ |
Статья себестоимости |
Сумма затрат, тыс. руб. |
Структура себестоимости, % |
Индекс затрат |
% изменения затрат |
Экономия (перерасход), тыс.руб |
|||
План |
На фактический объем работ |
||||||||
План |
Факт |
План |
Факт |
||||||
1 |
ФТО с отчислениями в соц. фонды |
849,5 |
876,5 |
851,6 |
50,1 |
50,3 |
1,002 |
0,2 |
2,1 |
2 |
Затраты на автомобильное топливо |
294,8 |
304,2 |
299,2 |
17,4 |
17,7 |
1,015 |
1,5 |
4,4 |
3 |
Затраты на смазочные и прочие эксплуатационные материалы |
21,7 |
22,4 |
22,3 |
1,3 |
1,3 |
1,028 |
2,8 |
0,6 |
4 |
Износ и ремонт шин |
127,6 |
131,7 |
129,7 |
7,5 |
7,7 |
1,016 |
1,6 |
2,1 |
5 |
Амортизационные отчисления на полное восстановление ОПФ |
256,3 |
264,5 |
264,1 |
15,1 |
15,6 |
1,030 |
3,0 |
7,8 |
6 |
Ремонтный фонд |
147,4 |
152,1 |
125,6 |
8,7 |
7,4 |
0,852 |
-14,8 |
-21,8 |
7 |
Общехозяйственные расходы |
|
|
||||||
Всего |
1697,3 |
1751,3 |
1692,5 |
100 |
100 |
5,944 |
-5,6 |
-4,8 |
|
8 |
Грузооборот, тыс. км. |
1100 |
1135 |
1135 |
1,032 |
3,2 |
35 |
Структуру себестоимости определить по формуле:
= (/)*100 (3.11.)
- = (876,5 / 1751,3)*100 = 50,1
- = (304,2 / 1751,3)*100 = 17,4
- = (22,4 / 1751,3)*100 = 1,3
- = (131,7 / 1751,3)*100 = 7,5
- = (264,5 / 1751,3)*100 = 15,1
- = (152,1 / 1751,3)*100 = 8,7
= (З/З)*100; (3.12.)
- = (851,6 / 1692,5) * 100 = 50,3
- = (299,2 / 1692,5) * 100 = 17,7
- = (22,3 / 1692,5) * 100 = 1,3
- = (129,7 / 1692,5) * 100 = 7,7
- = (264,1 / 1692,5) * 100 = 15,6
- = (125,6 / 1692,5) * 100 = 7,4
Рассчитать индекс затрат по статьям себестоимости:
Ii = З / З , (3.13.)
- Ii = 851,6 / 849,5 = 1,002
- Ii = 299,2 / 294,8 = 1,015
- Ii = 22,3 / 21,7 = 1,028
- Ii = 129,7 / 127,6 = 1,016
- Ii = 264,1 / 256,3 = 1,030
- Ii = 125,6 / 147,4 = 0,852
- Ii = 1135 / 1100 = 1,032
Процент изменения затрат:
Ii = *100 100. (3.14.)
- Ii = 1,002 * 100 100 = 0,2
- Ii = 1,015 * 100 100 = 1,5
- Ii = 1,028 * 100 100 = 2,8
- Ii = 1,016 * 100 100 = 1,6
- Ii = 1,030 * 100 100 = 3,0
- Ii = 0,852 * 100 100 = -14,8
- Ii = 1,032 * 100 100 = 3,2
Экономию (перерасход) определить по формуле:
Э = З З. (3.15.)
- Э = 851,6 849,5 = 2,1
- Э = 299,2 294,8 = 4,4
- Э = 22,3 21,7 = 0,6
- Э = 129,7 127,6 = 2,1
- Э = 264,1 256,3 = 7,8
- Э = 125,6 147,4 = -21,8
- Э = 1135 - 1100 = 35
Рис. 3.1 Затраты по статьям себестоимости в различных периодах
Из рисунка видно, что наибольший объем в себестоимости занимает фонд оплаты труда, на втором месте стоят топливо и амортизационные отчисления, затем износ и ремонт шин и ремонтный фонд и наименьший объем приходится на смазочные материалы.
Вывод: Снижение себестоимости плановой по сравнению с фактической произошло в основном из-за снижения по статье ремонтный фонд.
Рисунок 12. Структура распределения затрат по статьям себе
стоимости по плану.
Рисунок 13. Структура распределения затрат по статьям себе
стоимости по факту.
Вывод: Структура себестоимости по плану и по факту примерно одинакова. Снижение плановых затрат по сравнению с фактическими произошло по статье ремонтный фонд, по остальным статьям произошло увеличение себестоимости
Рисунок 14 Экономия (перерасход) по статьям себестоимости
Вывод: Себестоимость перевозок является характеризующим фактором эффективности работы автотранспортного предприятия. Ее анализ позволяет выявить основные издержки грузо- и пассажироперевозок и найти способы их снижения. В нашем случае характеристика себестоимости позволяет сделать вывод, что предприятие является прибыльным, так как происходит снижение себестоимости грузоперевозок при увелиении объема грузооборота.
Литература
- П. Я. Октябрьский. Статистика: Учебник. М: Издательство Проспект, 2003
- Теория статистики: Учебник / под ред. проф. Г. Л. Громыко М: Инфра-М, 2000
- Экономическая статистика: Учебник / под ред. Ю. Н. Иванова М., 1998
- Курс социально-экономической статистики. Учебник для вузов / под ред. М. Г. Назарова. М., 2000
PAGE 16
Построение балансов для регионов и экономики в целом