Актуальные проблемы реализации законодательства о защите прав инвалидов

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ОТДЕЛ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цикловая методическая комиссия профессиональных дисциплин

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: «Актуальные проблемы реализации законодательства о защите прав инвалидов»

Москва, 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

ГЛАВА I. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ……………………………………...9

§1. Меры, гарантирующие социальное обеспечение…………………………9

§2. Примеры из судебной практики о положении дел в регионах с соблюдением прав инвалидов на санаторное лечение……………………...21

§3. Пример из практики реализации инвалидом права на санаторно-курортное лечение в г. Москве……………………………………………….25

ГЛАВА II. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ГОСУДАРСТВА О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ…………………………………….31

§1. Порядок направления на медико-социальную экспертизу и ее проведение……………………………………………………………………..31

§2. Порядок реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида………………………………………………………………………..45

§3. Порядок представления набора социальных услуг (лекарственное обеспечение инвалидов)……………………………………………………....56

§4. Действия РУСЗН и ЛПУ по нормам Московского законодательства...65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...80

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломной работы. Как известно из ч. 2 ст. 7 Конституции РФ1 в Российской Федерации охраняется здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).

Координация вопросов здравоохранения, в частности социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Как предписано в ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации, в числе иных правомочий, находятся:

- принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

- установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод, предусматривая, что решения и действия любых органов государственной власти могут быть обжалованы в суд2.

Фундаментальным правообразующих актом, стоящим на защите прав инвалидов и идущим вслед за Конституцией РФ является Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 21.07.2014, с изм. от 06.04.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"3 (далее - Закон N 181). Этот Закон конкретизирует конституционные гарантии, раскрывая правовой механизм их реализации. Кроме того действуют иные законы тесно связанные с Законом N 181 (о них будет сказано ниже) и существует огромная масса подзаконных актов как федерального, так и регионального масштаба, содержание которых не всегда соответствует федеральным предписаниям.

Примерам таких расхождений в правовом регулировании одних и тех же социальных отношений, а также практической реализации прав инвалидов, содержащихся в российском законодательстве, посвящена данная дипломная работа

Предмет исследования - социальная защита инвалидов.

Объект исследования – система законодательства о социальной защите инвалидов, деятельность полномочных органов власти в области социальной защиты инвалидов.

Цель работы - проанализировать деятельность полномочных органов государственного управления в области социальной защиты инвалидов, выявить проблемы и противоречия в данной области социальных правоотношений и предложить пути их решения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть основные задачи и направления социальной защиты инвалидов в РФ;

исследовать нормативно - правовые основы социальной защиты инвалидов в России;

проанализировать организацию социальной защиты инвалидов на примере Москвы и области;

выявить направления совершенствования деятельности органов государственной власти в сфере социальной защиты инвалидов.

Как известно немалому числу граждан нашей страны, инвалидам войны, труда, детства различными структурами власти оказывается целевая социальная помощь на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида (далее - ИПРИ). В целях плановой поддержки инвалидов нередко в стране создаются программы социальной защиты инвалидов. Благодаря этим программам уровень жизни инвалидов постепенно повышается и устраняются препятствия к достижению тех благ, что доступны гражданам, не имеющим столь значительных повреждений здоровья. Например, в 2011 году в целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни Правительство РФ утвердило государственную программу Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы. Из данной программы следует, что в России в настоящее время, исходя из данных официальной статистики, насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8 процента населения страны4.

Российская Федерация в 2008 году подписала Конвенцию ООН от 13.12.2006 "О правах инвалидов"5 (далее - Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов. Правда, эта Конвенция до сих пор Россией не ратифицирована, т.е. ее положения в нашей стране не действуют. Тем не менее, подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.

Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О связи", "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.

Вместе с тем, как указывается в программе Российской Федерации "Доступная среда", формирование условий для инвалидов, несмотря на существующую правовую основу, находится в Российской Федерации на низком уровне. Мнения инвалидов, полученные в ходе социологических опросов, подтверждаются данными анализа состояния доступности объектов социальной инфраструктуры, проведенного в ряде субъектов Российской Федерации. Так, в Новгородской области соответствуют требованиям доступной для инвалидов среды жизнедеятельности только 10 процентов таких объектов, в г. Архангельске - 13 процентов, в г. Курске - 5 процентов. Законодательства субъектов Российской Федерации (например, законы Пермского, Ставропольского краев, Нижегородской, Самарской и Московской областей, г. Москвы и др.) создают правовую основу обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, но не решают в необходимом объеме эту проблему.

К этим неутешительным выводам специалистов Минздравсоцразвития РФ можно лишь присоединиться. Однако жизнь показывает, что не только столь масштабные и дорогостоящие программы сталкиваются с проблемами их реализации, но и элементарная социальная помощь инвалидам и защита ими своих прав наталкивается на значительные препятствия. Так, например, 06.03.2012 на сайте Генеральной прокуратуры России6 был обнародован отчет о работе, проделанной прокурорами в 2011 году, в сфере соблюдения прав граждан с ограниченными возможностями. Прокуроры субъектов Российской Федерации в 2011 г. значительное внимание уделяли надзору за исполнением законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты прав инвалидов и престарелых граждан.

Прокуроры активно использовали полномочия по защите таких граждан в судебном порядке, что позволило повысить результативность принимаемых мер и добиться реального восстановления нарушенных прав. Наиболее распространенными являлись иски со следующими требованиями:

- обязать органы исполнительной власти, местного самоуправления, юридических лиц оборудовать социально значимые, транспортные объекты специальными приспособлениями для инвалидов;

- в защиту жилищных и пенсионных прав;

- о защите прав на санаторно-курортное лечение,

- об обеспечении средствами реабилитации, лекарствами;

- о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно, на приобретение единого билета для льготного проезда;

- об обеспечении безопасности инвалидов и пожилых людей, проживающих в специализированных учреждениях.

Всего в прошедшем году органами прокуратуры в указанной сфере правоотношений выявлено более 135,4 тыс. нарушений, в суд направлено 54,2 тыс. исковых заявлений, опротестовано 1348 незаконных правовых актов, внесено 22,3 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 11,6 тыс. лиц, объявлено 1410 предостережений о недопустимости нарушений закона. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 3,6 тыс. должностных лиц, по материалам проверок органами следствия возбуждено 262 уголовных дела.

Рассмотрим, исходя из информации, содержащейся в судебных постановлениях, Интернет и др. СМИ, с какими практическими сложностями сталкиваются инвалиды в регионах, в том числе в г. Москве. Как правило, проблемы у инвалидов возникают, когда они пытаются реализовать такие существенные для них права, как, например, право на прохождение медико-социальной экспертизы и медицинскую реабилитацию на основе ИПРИ. Сразу же сделаем оговорку, что данная дипломная работа посвящена такой категории инвалидов, которые стали таковыми в результате общих заболеваний.

Но сначала уясним тот базовый комплект юридических властно-распорядительных (императивных), диспозитивных и рекомендательных правил и гарантийных предписаний, действующих в нашей стране. Ознакомление с ними даст возможность понять, что же должно в настоящее время способствовать инвалидам в реализации ими своих особых социальных прав.

Глава I. Гарантийные обязательства государства о социальной защите инвалидов