Психологическая защита у детей
Психологическая защита у детей
Психологические защиты действуют автономно, т. е. человек не может контролировать их работу, однако детские психологические защиты немного отличаются от взрослых. Как правило, детские защитные механизмы имеют свои яркие внешние проявления, которые можно увидеть в поведении, эмоциях или рассуждениях ребенка. Например, когда ребенок все время забывает учебник по нелюбимому предмету, это происходит неосознанно, но заметно окружающим и можно предположить, что срабатывает защита "вытеснение", когда неприятные моменты просто забываются и "вылетают" из головы.
Психологические защиты у детей начинают формироваться в возрасте 1-2 лет, до этого момента существуют лишь предзащитные механизмы. Побуждают формирование защит различные типы тревоги (страх разлуки или темноты, беспокойство по поводу физического дискомфорта или страх быть наказанным). Таким образом, формирование защитных механизмов можно связать с преодолением примитивного страха, который сопровождает ребенка в его развитии.
Давайте рассмотрим поподробнее детские психологические защиты:
1. Регрессия - возвращение к той стадии психического развития личности, в которой раньше переживалось чувство удовольствия.
Классический пример такой защиты - это ситуация, когда в семье появляется второй малыш. Тогда старший ребенок перестает ходить и говорить, укладывается также в кроватку и требует внимания или перестает сам есть и просит маму покормить его.
2. Отказ - это пассивный протест, чаще всего проявляется в отказе общаться даже с близким человеком. В основе "отказа" лежит невозможность удовлетворить потребность в защищенности.
Классический пример такой защиты - это ситуация в детском саду, когда ребенок сидит целый день на стульчике, не кушает, не играет и не спит, ни с кем не разговаривает и просто смотрит на дверь, в которую должна зайти мама и забрать ребенка домой.
Как правило, данная защита срабатывает в ответ на внезапную разлуку с мамой (больница, санаторий или детский сад)
3. Оппозиция - активный протест против норм и требований взрослых.
Как правило возникает в ответ на снижение внимания со стороны взрослых, кроме того в ответ на неудовлетворение просьб и капризов, когда ребенок обижен. Как результат - ребенок устраивает демонстративные скандалы, не слушается, выражает протест против любой деятельности или любого обращения к нему (крики, топанье ногами, катание по полу).
4. Имитация - подражание и копирование, когда ребенок во всем копирует кого-либо очень значимого. Это может быть кто-то из родителей или соседский ребенок, или герой фильма. "Имитация" существенно снижает внутреннюю тревогу, поэтому часто дети, которых отвергают родители, во всем их копируют, чтобы быть как они и заслужить любовь.
Имитация сама по себе является частью периода развития ребенка, он подражает родителям и учится есть, говорить и вести себя соответственно своей половой роли в обществе. Однако с возрастом, применение "имитации" является показателем незрелости личности, кроме того ребенок может подражая, совершать развратные или преступные действия.
5. Компенсация - стремление восполнить слабость и неудачу в одной области - успехом в другой. Ребенок как бы "уговаривает" себя: "ну и что, что у меня плохие оценки в школе, зато я лучше всех дерусь во дворе". Посредством такой защиты происходит уход от проблемы, ситуация не решается, а просто обесценивается.
6. Замещение - перенос эмоций или отношения к одному объекту на другой. Проявляется в играх, когда ребенок "дает" возможность своей кукле говорить то, что он сам не может сказать: можно ругаться, кричать или драться, т. е. делать то, что ребенок сам не может сделать.
Кроме того, "замещение" проявляется в том, что ребенок наделяет свою игрушку свойствами дома, родной обстановки, где ему спокойно, т. е. берет игрушку в сад и получается, что как будто "кусочек дома" он взял с собой.
7. Вытеснение - когда ребенок "забывает" неприятные или травмирующие его события.
Например, ребенок "вытеснил" неприятный момент в своей жизни, а из-за бестактных вопросов взрослых, ему приходится вспоминать это событие, тогда он заменит "вытесненную" информацию вымышленной и расскажет про событие так, как ему бы хотелось, чтобы оно развивалось. Так формируется детская