Выбор типа подвижного состава и разработка мероприятий по повышению его использования

Федеральное агентство по образованию РФ

Сибирская автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)

Кафедра экономики и управления предприятиями

Курсовой проект

по дисциплине: «Экономика автотранспортного предприятия»

Тема: «Выбор типа подвижного состава и разработка мероприятий по повышению его использования»

Выполнила: студентка 4 курса

группы ЭУТсп-06 Z2

Манцерова Елена Владимировна

№ зачетной книжки ЭУТз-06-22сп

Проверил:

_____________________________

(фамилия, инициалы преподавателя)

Омск – 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Выбор и расчет технико-эксплуатационных показателей подвижного состава……………………………………………………………………………..4

1.1. Выбор технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава на маршруте………………………………………………………………4

1.2.Расчет объемных показателей работы подвижного состава……………….6

2. Расчет эксплуатационных затрат на перевозку груза по маркам подвижного состава……………………………………………………………………………..8

2.1. Расчет фонда оплаты труда………………………………………………….9

2.2. Расчет переменных затрат………………………………………………….12

2.3. Расчет постоянных затрат…………………………………………………..15

2.4. Расчет себестоимости перевозок…………………………………………..16

3. Выбор наиболее эффективной марки подвижного состава………………...19

3.1. Расчет капитальных вложений……………………………………………..19

3.2. Расчет приведенных затрат………………………………………………...20

4. Разработка направлений и мероприятий, направленных на повышение эффективности работы подвижного состава…………………………………..20

4.1. Расчет технико-эксплуатационных показателей, эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок по предлагаемым мероприятиям……..22

4.2. Расчет экономического эффекта от предлагаемых мероприятий, направленных на повышение эффективности работы подвижного состава...30

Заключение……………………………………………………………………….32

Литература……………………………………………………………………….34

ВВЕДЕНИЕ

Автомобильный транспорт является наиболее маневренным, но также и наиболее дорогостоящим видом транспорта. Он занимает лидирующие позиции после железнодорожного транспорта. Однако популярность автомобильного транспорта не снижает себестоимость перевозок.

Основной задачей автотранспортных предприятий являются поиски снижения себестоимости перевозок, а также увеличение эффективности работы подвижного состава.

Одним из способов снижения затрат на перевозки грузов является выбор такой марки подвижного состава, с помощью которого автотранспортное предприятие не только увеличит объем грузоперевозок, ни также снизит затраты на их осуществление.

Другой способ - изменение технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава, которые увеличат эффективность работы автомобилей.

Цель курсовой работы выбрать из предложенных типов подвижного состава (ЗИЛ-130 и КамАЗ 5320), который будет наиболее эффективен, затем провести мероприятия, направленные на повышение эффективности работы выбранного подвижного состава.

Для достижения вышеуказанной цели будут рассчитаны технико-эксплуатационные показатели по обеим маркам автомобилей, эксплуатационные расходы и себестоимость за одну перевезенную тонну груза, за один километр, за один час.

После выбора наиболее эффективного типа подвижного состава, предприятию будут предложены два мероприятия, направленных на повышение эффективности работы подвижного состава.

  1. Выбор и расчет технико-эксплуатационных показателей подвижного состава.
    1. Выбор технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава на маршруте.

Для эффективной хозяйственной деятельности необходимо, чтобы доход предприятия был максимальным при минимальных затратах.

Грузовое автотранспортное предприятие «Грап» получило заказ на перевозку батарей. Объем заказа за год составляет 60000 тонн.

Предприятие для перевозки грузов использует две марки автомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ 5320. Необходимо выбрать тип подвижного состава, который будет наиболее эффективен.

Выберем и рассчитаем основные технико-эксплуатационные показатели деятельности автопарка.

Таблица 1

Технико-эксплуатационные показатели подвижного состава

Показатель

ЗИЛ-130

КамАЗ 5320

1

2

3

Расчет технико-эксплуатационных показателей

1.Наименование перевозимого груза, класс груза1

батареи, 2 класс

2.Способ производства погрузочно-разгрузочных работ

Погрузка и разгрузка краном

3.Время погрузки-разгрузки, ч.

0,45

0,56

4.Дорожные условия эксплуатации, категория дорог

г. Омск, 3 категория

5.Скорость движения, км./ч.

26,9

26,9

6.Время в наряде, ч.

9,0

9,0

7.Номинальная грузоподъемность

6

8

8. Коэффициент использования пробега

0,5

0,5

9. Коэффициент выпуска автомобилей на линию

0,81

0,81

Окончание табл.1

1

2

3

10. Коэффициент использования грузоподъемности

0,9

0,9

11. Годовой объем перевозок по заявкам Qгодзаяв, т.

60000

60000

12. Длина груженой ездки lге, км

11

11

13. Длина маршрута

11 / 0,5 = 22

11 / 0,5 = 22

14. Нулевой пробег l0, км.

22 0,1 = 2,2

22 0,1 = 2,2

15.Время на маршруте, ч.

22 / 26,9 + 0,45 = 1,3

22 / 26,9 + 0,56 = 1,4

16.Количество оборотов одного автомобиля Zсут, об.

9 / 1,3 = 7

9 / 1,4 = 6

17.Суточный пробег одного автомобиля Lсут, км.

(9 26,9 11) / (11 + 0,45 26,9 0,5) = 156,2

(9 26,9 11) / (11 + 0,56 26,9 0,5) = 143,7

18.Возможный объем перевозок за день одним автомобилем Qсут, т.

(9 26,9 0,5 6 0,9) / (11 + 0,45 26,9 0,5) = 38,3

(9 26,9 0,5 8 0,9) / (11 + 0,56 26,9 0,5) = 47,0

19. Среднесписочное количество автомобилей Асп, ед.

(60000 / 365) / (38,3 0,81) = 5

(60000 / 365) / (47,0 0,81) = 4

20. Общий пробег автомобилей за день, км.

156,2 5 = 633

143,7 4 = 466

21. Автомобиле-часы работы за день, ч.

5 9 0,81 = 36

4 9 0,81 = 29

22. Транспортная работа за день, ткм.

38,3 5 11 = 2107

47,0 4 11 = 2068

23.Тип подвижного состава2

Бортовой

Бортовой

24.Двигатель

Карбюраторный

Дизельный

25.Число колес

6 + 1

10 + 1

26.Шины

260-508Р

260-508Р

27. Балансовая стоимость подвижного состава

1100000

1500000

  1. Расчет объемных показателей работы подвижного состава.

1.2.1. Годовой объем перевозок одним автомобилем, т:

Qгод1авт= ( q Vт Тн Vт Дк в)/( Lге + tпр Vт),

Qгод1авт (ЗИЛ-130) = (6 0,9 0,5 26,9 9 365 0,81)/(11 + 0,45 0,5 26,9) = 11333 т,

Qгод1авт (КамАЗ 5320) = (8 0,9 0,5 26,9 9 365 0,81) / (11 + 0,56 0,5 26,9) = 13904 т.

1.2.2.Среднесписочное количество автомобилей, ед.:

Асс= Qгод заяв / Qгод1авт,

Асс (ЗИЛ-130)=60000 / 11333 = 5 ед.,

Асс (КамАЗ 5320)=60000/13904 = 4 ед.

1.2.3. Транспортная работа, выполненная одним автомобилем, ткм:

Р1авт= Qгод1авт Lге,

Р1авт(ЗИЛ-130) = 11333 11 = 124663 ткм;

Р1авт (КамАЗ 5320) = 13904 11 = 152944 ткм.

Р (ЗИЛ-130)= 82581,6 5 = 623315 ткм;

Р (КамАЗ 5320)= 98361,6 4 = 611776 ткм.

1.2.4. Автомобилечасы работы одного автомобиля в год, ч,

АЧр1авт= Тн Дк в,

АЧр1авт (ЗИЛ-130) = 9 365 0,81 = 2661 ч,

АЧр1авт (КамАЗ 5320)= 9 365 0,81 = 2661 ч.

АЧр (ЗИЛ)=2661 5 = 13305 ч,

АЧр (КамАЗ)= 2661 4 = 10644 ч.

1.2.5. Годовой пробег автомобиля, км:

Lг 1авт= Lсс*АДр,

Lг 1авт (ЗИЛ) = 156,2 365 0,81= 46181 км;

Lг 1авт (КамАЗ) = 143,7 365 081 =42485 км;

Lгобщ (ЗИЛ) = 46181 5 = 230905;

Lгобщ (КамАЗ) = 42485 11 = 169940 км..

Полученные данные занесем в таблицу

Таблица 2

Расчет объемных эксплуатационных показателей на 1 автомобиль

Показатели

Формула расчета

ЗИЛ-130

КамАЗ 5320

1.Годовой объем перевозок 1 автомобилем Qгод1авт, т.

11333

13904

2.Транспортная работа 1 автомобиля Ргод1авт, ткм.

Ргод = Qгод1 авт lге

124663

152944

3.Годовой пробег 1 автомобиля Lгод1авт, км.

Lгод = Lсут Дк в

46181

42485

4.Автомобиле-часы работы 1 автомобиля АЧр1авт, ч.

АЧр = Тн Дк в

2661

2661

5.Среднесписочное количество автомобилей, ед.

Асп = Qгодзаяв / Qгод1 авт

5

4

Таблица 3

Расчет объемных эксплуатационных показателей на весь парк

Показатели

Формула расчета

ЗИЛ-130

КамАЗ 5320

1.Годовой объем перевозок Qгод, т.

Qгод1авт Асп

56665

55616

2.Транспортная работа Р, ткм.

Ргод1авт Асп

623315

611776

3.Годовой пробег, км.

Lгод1авт Асп

230905

169940

4.Автомобиле-часы работы, ч.

АЧр1авт Асп

13305

10644

Вывод: Один автомобиль марки КамАЗ 5320 может перевезти большее количество груза, также по этой марке годовой пробег, транспортная работа и автомобиле-часы работы меньше, чем по автомобилям марки ЗИЛ-130. Это связано с большей среднесписочной численностью автомобилей марки ЗИЛ-130.

Для дальнейшего сравнения приведем расчет эксплуатационных затрат по обеим маркам.

  1. Расчет эксплуатационных затрат на перевозку груза по маркам подвижного состава.

Производство и реализация продукции требуют расхода определенных видов ресурсов в натуральном выражении: материальных, трудовых, информационных. Для калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг используют стоимостное выражение используемых ресурсов.

Все затраты, связанные с производством транспортной продукции, классифицируют по экономическому признаку на элементы, которые показывают экономическую природу затрат, и по производственному - на статьи, которые характеризуют формирование и направление затрат.

Затраты на производство и реализацию транспортной услуги рассчитывают по следующим статьям калькуляции себестоимости:

  • фонд оплаты труда всех работников предприятия;
  • взносы в государственные внебюджетные фонды;

Переменные затраты:

  • затраты на топливо;
  • затраты на смазочные и прочие эксплуатационные материалы;
  • затраты на техническое обслуживание и ремонт ПС;
  • затраты на восстановление износа и ремонт шин;
  • амортизация подвижного состава;

Постоянные затраты:

  • общепроизводственные расходы.

  1. Расчет фонда оплаты труда с взносами в государственные внебюджетные фонды.

Для расчета фонда оплаты труда необходимо в первую очередь рассчитать фонд оплаты труда водителей.

Основной тарифной ставкой для начисления заработной платы является тарифная ставка водителя, при этом учитываются тип подвижного состава, а также его грузоподъемность. Так как каждый водитель обслуживает один автомобиль, то соответственно его годовой фонд рабочего времени будет равен годовому фонду рабочего времени автомобиля. Часовую тарифную ставку для водителей автомобиля ЗИЛ-130 возьмем равной 46,59 рублей, для водителей автомобилей КамАЗ 5320 – 53,75 рублей.

Заработная плата по тарифу водителей грузовых автомобилей:

ЗПтар= АЧр Сч,

ЗПтар (ЗИЛ-130) = 13305 46,59 = 619840 руб.;

ЗПтар (КамАЗ 5320) = 10644 53,75 = 572160 руб.

Размер доплат: Доплаты включают в себя оплату водителям за классность, за выполнение погрузочно-разгрузочных работ, за экспедирование грузов и так далее. В нашем случае доплаты примем равными 20% от основной тарифной ставки.

Допл (ЗИЛ-130) = 619840 20% = 123968 руб.;

Допл (КамАЗ 5320) = 572160 20% = 114432 руб.

Премия принимается в размере 40% от суммы заработной платы по тарифу и надбавок и доплат.

П=0,4 (ЗПтар+Допл),

П (ЗИЛ-130) = 0,4 (619840 + 123968) = 297523 руб.;

П (КамАЗ 5320) = 0,4 (572160 + 114432) = 274637 руб.

Районный коэффициент.

Для Омской области принят 15%.

РК = (ЗПтар+ Допл +П) 0,15,

РК (ЗИЛ-130) = (619840 + 123968 + 297523) 0,15 = 156200 руб.;

РК (КамАЗ 5320) = (572160 + 114432 + 274637) 0,15 = 144184 руб.

Основная заработная плата:

ЗПосн =ЗПтар+ Допл +П + РК,

ЗПосн (ЗИЛ-130) = 619840 + 123968 + 297523 + 156200 = 1197531 руб.;

ЗПосн (КамАЗ 5320) = 572160 + 114432 + 274637 + 144184 = 1105413 руб.

Дополнительная заработная плата определяется по формулам:

ЗП доп=Н ЗПосн,

где Н- процент дополнительной заработной платы, %.

Н=1,1+Дотп 100/(Дк-Двп-Дотп),

Н=1,1 + (28 100)/(365-116-28) = 13,8%;

ЗП доп (ЗИЛ-130) = 0,138 1197531 = 326926 руб.;

ЗП доп (КамАЗ 5320) = 0,138 1105413 = 301778 руб.

Фонд оплаты труда водителей (руб.):

ФОТ=ЗП осн + ЗП доп,

ФОТв (ЗИЛ-130) = 582982 + 326926 = 1524457 руб.;

ФОТв (КамАЗ 5320) = 489775 + 301778 = 1407191 руб.

ФОТ других категорий работников (75-85% от ЗП водителей):

ФОТ др. р (ЗИЛ-130) = 1524457 0,8 = 1219566 руб.;

ФОТ др. р (КамАЗ 5320) = 1407191 0,8 = 1125753 руб.

Всего ФОТ по предприятию:

ФОТ по пред. (ЗИЛ-130) = 1524457 + 1219566 = 2744023 руб.;

ФОТ по пред. (КамАЗ 5320) = 1407191 + 1125753 = 2532944 руб.

Взносы в государственные внебюджетные фонды:

.

Отчисления (ЗИЛ-130) = 2744023 0,262 = 718934 руб.;

Отчисления (КамАЗ 5320) = 2532944 0,262 = 663631 руб.

Итого ФОТ с учетом взносов в гос. Внебюджетные фонды:

ФОТ с учетом отчислений (ЗИЛ-130) = 2744023 + 718934 = 3462957 руб.;

ФОТ с учетом отчислений (КамАЗ 5320) = 2532944 + 663631 = 3196575 руб.

Таблица 4

Расчет фонда оплаты труда

Показатели

ЗИЛ-130

КамАЗ 5320

1

2

3

Элементы заработной платы:

Часовая тарифная ставка водителя 3 кл., руб./ч

46,59

53,75

Заработная плата по тарифу, руб

619840

572160

Надбавка за классность, руб.

123968

114432

Премия, руб.

297523

274637

Итого заработная плата, руб.

1041331

961229

Районный коэффициент, руб.

156200

144184

Итого заработная плата с районным коэффициентом, руб.

1197531

1105413

Дополнительная заработная плата, руб.

326926

301778

Окончание таблицы 4

1

2

3

Всего заработная плата водителей, руб.

1524457

1407191

Заработная плата других категорий работников (75-85% от заработной платы водителей), руб.

1219566

1125753

Всего заработная плата по предприятию, руб.

2744023

2532944

Взносы в государственные внебюджетные фонды

718934

663631

Итого ФОТ

3462957

3196575

  1. Расчет переменных затрат.

Переменные затраты – это такие затраты предприятия, которые меняются в зависимости от пробега автомобилей. К ним относятся затраты на топливо, затраты на смазочные и эксплуатационные материалы, затраты на ремонт, затраты на восстановление износа и ремонт шин, затраты на амортизацию подвижного состава.

  1. Затраты на топливо.

Затраты на топливо, включают затраты на дизельное топливо или бензин. Их рассчитывают исходя из норм расхода топлива на 100 км. пробега, также в расчет затрат на топливо для бортовых автомобилей включается дополнительная норма на транспортную работу (100 ткм). При работе в зимних условиях норма расхода топлива увеличивается на 5%.

Затраты на топливо для бортовых автомобилей: , руб./км

где Ст – затраты на топливо, руб.;

Цл – отпускная цена 1 литра топлива, руб.;

Нкм – норма расхода топлива на 100 км пробега, л.;

Нткм – норма расхода топлива на транспортную работу: для бензиновых двигателей Нткм=2л., для дизельных – Нткм=1.3 л.

Ст (ЗИЛ-130)= [{31+(2 6 0,9*0,5)}*1,05*19,4] /100= 9,81 руб./км.

Ст (КамАЗ 5320)= [{25+(1,3 8 0,9 0,5)} 1,05 18,5] /100= 7,59 руб./км.

  1. Затраты на смазочные и эксплуатационные материалы.

В эту статью входят затраты на трансмиссионное масло, консистентную смазку, гидросмазку и прочие виды смазочных и эксплуатационных материалов, необходимых для работы подвижного состава. Затраты в стоимостном выражении по этой статье можно принять в процентном отношении от затрат на топливо. Для автомобилей с карбюраторным двигателем такой процент равен от 6 до 8%, с дизельным двигателем – от 8 до 12%.

Ссм (ЗИЛ-130)= 0,07 9,81 = 0,69 руб/км;

Ссм (КамАЗ 5320)= 0,1 7,59 = 0,76 руб/км.

  1. Затраты на ремонтный фонд.

Затраты принимаются с учетом норм затрат на проведение технического обслуживания и ремонта с учетом коэффициента индексации.

Срф = (НТО,ТР КИНФ) /1000, руб./км,

где Срф – ремонтный фонд, руб.;

НТО,ТР - норма затрат на запасные части и материалы на 1000 км пробега;

КИнд – коэффициент, увеличивающий стоимость запасных частей и материалов с учётом инфляции, КИнд = 1,3.

Срф (ЗИЛ-130) = 18,19 30 /1000 = 0,53 руб./км;

Срф(КамАЗ 5320) = 29,35 30 /1000 = 0,85 руб./км.

  1. Затраты на восстановление износа и ремонт шин.

Затраты на восстановление износа и ремонт шин рассчитываются исходя из количества колес на автомобиле без запасного колеса, нормы износа на 1000 км, а также стоимости одного комплекта шин.

Сш = (Цк Нш nа)/(1000 100),

где Сш – затраты на восстановление и ремонт шин, руб.;

Нш – норма отчислений на один комплект на 1000 км пробега,

nа – количество комплектов шин для автомобиля; в комплект входит покрышка, камера и ободная лента.

Цк – цена одного комплекта для автомобиля, руб.

Цк (ЗИЛ-130) = 6000 руб.; Цк (КамАЗ 5320)= 7000 руб.

Сш (ЗИЛ) = (6000 1,29 6) / (1000 100)=0,46 руб./км;

Сш (КамАЗ) = (7000 0,89 10) / (1000 100)=0,62 руб./км.

  1. Затраты на амортизацию подвижного состава.

Амортизация подвижного состава рассчитывается исходя из стоимости автомобиля и норм на восстановление подвижного состава.

Подвижной состав относится к пятой амортизационной группе: автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 до 15 тонн, срок полезного использования свыше 7 до 10 лет включительно.

Рассчитаем норму амортизации линейным способом при эксплуатации автомобиля 10 лет.

Са = (Ца На)/(100 Lг 1авт), (25)

Норма амортизации

ЗИЛ-130 руб./км.;

КамАЗ 5320 руб./км.

Затраты по маркам автомобилей на 1 км. рассчитаем для всего парка и сведем в таблицу. Для этого умножим затраты на 1 км на годовой пробег автомобилей.

Таблица 5

Результаты расчета переменных затрат по статьям себестоимости

Показатель

Значение удельных показателей, руб./км.

Сумма по статьям переменных затрат, руб.

ЗИЛ-130

КамАЗ 5320

ЗИЛ-130

КамАЗ 5320

Затраты на топливо

9,81

7,59

2264416

1289309

Затраты на смазочные и эксплуатационные материалы

0,69

0,76

158509

128931

Затраты на ремонтный фонд

0,53

0,85

122380

144449

Затраты на восстановление износа и ремонт шин

0,46

0,62

106216

105363

Затраты на амортизацию подвижного состава

2,38

3,53

549554

599888

Итого переменных затрат

13,86

13,35

3201075

2267940

  1. Расчет постоянных затрат.

Спост = ОХР = (25-30)% Спер

ЗИЛ-130 Спост = 3201075 26% = 832280 руб.,

КамАЗ 5320 Спост = 2267940 26% = 589664 руб..

  1. Расчет себестоимости перевозок.

Под себестоимостью перевозок (работ, услуг) понимается стоимостная оценка затрат всех видов ресурсов, используемых для осуществления перевозок автомобильным транспортом (других работ и услуг, выполняемых автомобильным транспортом).

Расчет себестоимости представляет собой денежное выражение затрат предприятия на единицу транспортной работы.

Для определения себестоимости транспортной работы необходимо найти эксплуатационные затраты.

Сэкс = ФОТесн + Спер+Спост,

Сэкс (ЗИЛ-130) = 3462957 + 3201075 + 832280 = 7496312 руб.;

Сэкс(КамАЗ 5320) = 3196575 + 2267940 + 589664 = 6054179 руб.

Для определения себестоимости единицы работы используют следующие формулы:

  1. Себестоимость перевозок одной тонны груза, руб./т:

Sтп=Сэкс/Qг,

Sтп (ЗИЛ-130) = 7496312 / 56665 = 132,29 руб./т;

Sтп (КамАЗ 5320) = 6054179 / 55 616 = 108,86 руб./т.

2) Себестоимость перевозок одного тонно-километра, руб./ткм:

Sткм=Сэкс/Pг,

Sткм (ЗИЛ-130) = 7496312 / 623315 = 12,03 руб./ткм.;

Sткм (КамАЗ 5320) = 6054179 / 611776 = 9,9 руб./т.км.

3) Себестоимость автомобиле-часа, руб./ч:

Sач =Сэкс/АЧобщ,

Sач (ЗИЛ-130) = 7496312 / 13305 = 563,42 руб./час.

Sач (КамАЗ 5320) = 6054179 / 10644 = 568,79 руб./час.

4) Себестоимость1 километра пробега автомобилей, руб./км:

Sкм=Сэкс/Lобщ,

Sкм (ЗИЛ-130) = 7496312 / 230905 = 32,46 руб./км;

Sкм (КамАЗ 5320) = 6054179 / 169940 = 35,63 руб./км.

Таблица 6

Эксплуатационные затраты на перевозку

Показатели

Значение показателя

Структура себестоимости

ЗИЛ-130

КамАЗ 5320

ЗИЛ-130

КамАЗ 5320

1

2

3

4

5

1.Фонд оплаты труда работников предприятия, руб.

2744023

2532944

36,6

41,8

2.Взносы в гос. внебюджетные фонды, руб.

718934

663631

9,6

11,0

Переменные затраты:

3201075

2267940

42,6

37,4

3. Затраты на топливо, руб.

2264416

1289309

30,2

21,3

4.Затраты на смазочные и эксплуатационные материалы, руб.

158509

128931

2,1

2,1

5.Затраты на ремонтный фонд, руб.

122380

144449

1,6

2,4

6.Затраты на восстановление износа и ремонт шин, руб.

106216

105363

1,4

1,7

7.Затраты на амортизацию подвижного состава, руб.

549554

599888

7,3

9,9

Постоянные затраты:

832280

589664

11,1

9,6

8.Затраты на общехозяйственные нужды, руб.

832280

589664

11,1

9,6

Эксплуатационные затраты на перевозку, руб.

7496312

6054179

100

100

9.Себестоимость перевозок:

Окончание таблицы 6

1

2

3

4

5

- S руб./т

132,29

108,86

- S руб./ткм

12,03

9,9

- S руб./ч.

563,42

568,79

- S руб./км.

32,46

35,63

Вывод: Эксплуатационные затраты при перевозке грузов автомобилями марки КамАЗ ниже по сравнению с эксплуатационными затратами при перевозке грузов автомобилями марки ЗИЛ-130. Наибольший удельный вес в структуре себестоимости занимают затраты на топливо 30,2% - ЗИЛ-130, 21,3% - КамАЗ 5320. На втором месте по объему заработная плата, однако для автомобилей марки ЗИЛ-130 она имеет меньшую долю в общих затратах чем для автомобилей марки КамАЗ 5320. Себестоимость перевозки груза автомобилями КамАЗ ниже чем при перевозке грузов автомобилями ЗИЛ-130. Себестоимость перевозки одной тонны груза ЗИЛ-130 равна 132,29 рубля, КамАЗ 5320 – 108,86 рублей, разница составляет 23,43 рубля.

Рис. 1 Диаграмма структуры эксплуатационных затрат на перевозку грузов.

  1. Выбор наиболее эффективной марки подвижного состава.
    1. Расчет капитальных вложений по сравниваемым вариантам.

Воспроизводство основных средств включает их ввод, выбытие и прирост. Большое значение имеет процесс расширенного воспроизводства основных средств, означающий их расширение и обновление на новой технической и технологической основе.

Воспроизводство основных средств обеспечивают капитальные вложения, осуществляемые в форме реальных инвестиций.

Общая сумма капитальных вложений включает в себя капитальные вложения в подвижной состав и производственно-техническую базу.

Сумма капиталовложений в подвижной состав определяется умножением стоимости единицы подвижного состава на количество подвижного состава.

На предприятии приобретено по два автомобиля обеих марок. Сумма капитальных вложений составит:

ЗИЛ-130 КВпс 1100000 2 = 2200000 руб.,

КамАЗ 5320 КВпс 1500000 2 = 3000000 руб.

В структуре основных производственных фондов подвижной состав занимает около 60%, остальные 40% приходятся на производственно-техническую базу. Для определения капитальных вложений в производственно-техническую базу определим соотношение производственно-технической базы и подвижного состава 40/60 = 0,67.

ЗИЛ-130 КВптб 2200000 0,67 = 1466667 руб.,

КамАЗ 5320 КВптб 3000000 0,67 = 2000000 руб.

Общие капитальные вложения:

ЗИЛ-130 КВобщ 2200000 + 1466667 = 3666667 руб.,

КамАЗ 5320 КВптб 3000000 + 2000000 = 5000000 руб.

  1. Расчет приведенных затрат.

Выбор наиболее эффективной марки автомобиля осуществляется с помощью приведенных затрат, которые определяются по формуле:

Спр = Сэкс + Ен КВобщ.

где, Спр – годовые приведенные затраты тыс. руб,

Сэксп – годовые эксплуатационные затраты, тыс. руб.

Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (0,15),

ЗИЛ-130 Спр 7496312 + 0,15 3666667 = 8046312 руб.,

КамАЗ 5320 Спр 6054179 + 0,15 5000000 = 6804179 руб.

Вывод: При выборе наиболее эффективной марки подвижного состава предпочтение отдается марке КамАЗ 5320, так как приведенные затраты по этой марке ниже на 1242133 рубля чем приведенные затраты по марке ЗИЛ-130.

  1. Разработка направлений и мероприятий, направленных на повышение эффективности работы подвижного состава на маршруте.

Хозяйственная деятельность любого предприятия представляет собой такую деятельность, которая направлена на получение прибыли. Увеличение прибыли говорит об увеличении эффективности работы предприятия.

На эффективность работы автотранспортного предприятия влияют технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава.

По характеру, а также степени влияния на производительность и себестоимость их можно разделить на две группы.

Первая группа показателей характеризуется интенсивностью пути развития работы подвижного состава, при их увеличении не происходит повышение, а иногда и даже снижение пробега автомобилей. К ним относятся:

- грузоподъемность подвижного состава, q;

- коэффициент использования грузоподъемности, ;

-коэффициент использования пробега, ;

Экстенсивный путь развития работы подвижного состава характерен при увеличении технико-эксплуатационных показателей второй группы. В их число входят:

-коэффициент выпуска автомобилей на линию, в;

-время в наряде, Тн;

-техническая скорость движения , Vэ;

-время погрузки-разгрузки, t пр.

При внедрении мероприятий по повышению эффективности работы предприятия происходит изменение, в основном рост, объемных показателей его работы.

Проведение мероприятий направленных на повышение эффективности работы подвижного состава может происходить на основе:

  1. увеличения грузоподъемности автопарка, это возможно благодаря перевозки грузов с помощью прицепов.
    1. увеличения коэффициента использования грузоподъемности, который зависит от более полного использования площади грузовой платформы при укладке грузов.
      1. увеличения коэффициента использования пробега, его изменение зависит от характера грузопотока, расположения пунктов погрузки и разгрузки, а также от загрузки автомобиля попутным грузом.
        1. увеличения коэффициента выпуска автомобилей на линию, который зависит от работы клиентуры, наличия подменных водителей, технического состояния автомобиля, состояния дорог.
        2. увеличения среднетехнической скорости, которая будет зависеть от технического состояния автотранспортного средства, состояния и профиля дороги и интенсивности движения транспортных средств и пешеходов.

Для предприятия наиболее эффективным подвижным составом является автомобиль марки КамАЗ 5320.

Проведем внедрение мероприятий, направленных на повышение эффективности подвижного состава марки КамАЗ5320.

На предприятии было принято провести внедрение двух мероприятий по повышению эффективности использования подвижного состава.

  1. Увеличение коэффициента выпуска автомобилей на линию с 0,81 до 0,87,
  2. Увеличение коэффициента использования пробега с 0,5 до 0,75 в связи с заездом автомобиля на обратном пути в дополнительные пункты погрузки и разгрузки, при этом сокращается время в наряде с 9 часов до 8,6 часов, так как запланированный объем перевезенного груза за день перевозится гораздо быстрее, также увеличивается длина груженой ездки.

4.1. Расчет технико-эксплуатационных показателей, эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок по предлагаемым мероприятиям.

После внедрения мероприятий необходимо произвести расчет объемных технико-экономических показателей работы предприятия.

Годовой объем перевозок одним автомобилем, тонн:

Qгод1авт (1 мероприятие = 0,87) = = 14934 (т);

Qгод1авт (2 мероприятие = 0,75) = = 13286 (т).

Среднесписочное количество автомобилей, ед.:

Асп (1 мероприятие = 0,87)= 60000/14934 = 4 авт.;

Асп (2 мероприятие = 0,75)= 60000/13286 = 5 авт.

Годовой объем перевозок по АТП, тонн:

Qгодпарк (1 мероприятие = 0,87)=14934 4 = 59736 т.;

Qгодпарк (2 мероприятие = 0,75)= 13286 5 = 66430 т.

Транспортная работа на один автомобиль, ткм:

Ргод1авт(1 мероприятие = 0,87) = 14934 11 = 164274;

Ргод1авт(2 мероприятие = 0,75) = 13286 16,5 = 219219.

Транспортная работа по парку, ткм:

Ргодпаркт(1 мероприятие = 0,87) = 164274 4 = 657096;

Ргодпарк(2 мероприятие = 0,75) = 219219 5 = 1096095.

Автомобиле-часы работы, ч.:

АЧргод1авт(1 мероприятие = 0,87) = 9 365 0,87 = 2858;

АЧргод1авт(2 мероприятие = 0,75) = 8,6 365 0,81 = 2543.

Автомобиле-часы работы по парку, ткм:

АЧргодпаркт(1 мероприятие = 0,87) = 2858 4 = 11432;

АЧргодпарк(2 мероприятие = 0,75) = 2543 5 = 12715.

Годовой пробег одного автомобиля, км.:

Lгод1авт(1 мероприятие = 0,87) = 143,7 365 0.87 = 45632;

Lгод1авт(2 мероприятие = 0,75) = 137,3 365 0,81 = 40593.

Годовой пробег по парку, ткм:

Lгодпаркт(1 мероприятие = 0,87) = 45632 4 = 182528;

Lгодпарк(2 мероприятие = 0,75) = 40593 5 = 202965.

Расчет эксплуатационных расходов.

Расчет фонд оплаты труда.

Заработная плата по тарифу водителей грузовых автомобилей:

ЗПтар= АЧр Сч,

ЗПтар (1 мероприятие = 0,87) = 11432 53,75 = 614518 руб.;

ЗПтар (2 мероприятие = 0,75) = 12715 53,75 = 683485 руб.

Размер доплат:

Допл (1 мероприятие = 0,87) = 614518 20% = 122904 руб.;

Допл (2 мероприятие = 0,75) = 683485 20% = 136697 руб.

Премия

П=0,4 (ЗПтар + Допл),

П (1 мероприятие = 0,87) = 0,4 (614518 + 122904) = 294969 руб.;

П (2 мероприятие = 0,75) = 0,4 (683485 + 136697) = 328073 руб.

Районный коэффициент.

РК = (ЗПтар+ Допл +П) 0,15,

РК (1 мероприятие = 0,87) = (614518 + 122904 + 294969) 0,15 = 154859 руб.;

РК (2 мероприятие = 0,75) = (683485 + 136697 + 328073) 0,15 = 172238 руб.

Основная заработная плата:

ЗПосн =ЗПтар+ Допл +П + РК,

ЗПосн (1 мероприятие = 0,87) = 614518 + 122904 + 294969 + 154859 = 1187250 руб.;

ЗПосн (2 мероприятие = 0,75) = 683485 + 136697 + 328073 + 172238 = 1320493 руб.

Дополнительная заработная плата определяется по формулам:

ЗП доп=Н ЗПосн,

где Н- процент дополнительной заработной платы, %.

Н=1,1+Дотп 100/(Дк-Двп-Дотп),

Н=1,1 + (28 100)/(365-116-28) = 13,8%;

ЗП доп (1 мероприятие = 0,87) = 0,138 1187250 = 324119 руб.;

ЗП доп (2 мероприятие = 0,75) = 0,138 1320493 = 360495 руб.

Фонд оплаты труда водителей (руб.):

ФОТ=ЗП осн + ЗП доп,

ФОТв (1 мероприятие = 0,87) = 1187250 + 324119 = 1511369 руб.;

ФОТв (2 мероприятие = 0,75) = 1320493 + 360495 = 1680988 руб.

ФОТ других категорий работников (75-85% от ЗП водителей):

ФОТ др. р (1 мероприятие = 0,87) = 1511369 0,8 = 1209095 руб.;

ФОТ др. р (2 мероприятие = 0,75) = 1680988 0,8 = 1344790 руб.

Всего ФОТ по предприятию:

ФОТ по пред. (1 мероприятие = 0,87) = 1511369 + 1209095 = 2720464 руб.;

ФОТ по пред. (2 мероприятие = 0,75) = 1680988 + 1344790 = 3025778 руб.

Отчисления в социальные фонды:

.

Отчисления (1 мероприятие = 0,87) = 2720464 0,262 = 712762 руб.;

Отчисления (2 мероприятие = 0,75) = 3025778 0,262 = 792754 руб.

Итого ФОТ с учетом отчислений в социальные фонды:

ФОТ с учетом отчислений (1 мероприятие = 0,87) = 2720464 + 712762 = 2975458 руб.;

ФОТ с учетом отчислений (2 мероприятие = 0,75) = 3025778 + 792754 = 3818532 руб.

Таблица 7.

Расчет фонда оплаты труда

Показатель

Сравниваемые варианты

1 мероприятие

( = 0,87)

2 мероприятие

( = 0,75)

1

2

3

Водители:

По тарифу, руб.

614518

683485

Доплаты и надбавки, руб.

122904

136697

Премия, руб.

294969

328073

Районный коэффициент, руб.

154859

172238

Основная ЗП с районным коэффициентом, руб.

1187250

1320493

Дополнительная, руб.

324119

360495

Фонд заработной платы водителей, руб.

1511369

1680988

ФОТ других категорий работников, руб.

1209095

1344790

ФОТ по предприятию, руб.

2720464

3025778

Взносы в гос. внебюджетные фонды, руб.

712762

792754

Итого ФОТ, руб.

3433226

3818532

Переменные затраты, в расчете на 1 км.

Затраты на топливо:

Ст (1 мероприятие = 0,87)= [{25+(1,3 8 0,81 0,5)}*1,05*18,50] /100= 7,59 руб./км;

Ст (2 мероприятие = 0,75)= [{25+(1,3 8 0,81 0,5)}*1,05*18,50 ] /100= 7,91 руб./км.

Затраты на смазочные и эксплуатационные материалы:

Ссм (1 мероприятие = 0,87) = 0,1 7,59 = 0,76 руб./км;

Ссм (2 мероприятие = 0,75) = 0,1 7,91 = 0,79 руб./км

Затраты на ремонтный фонд:

Срф(1 и 2 мероприятия) = 29,35 30 / 1000 = 0,88 руб./км.

Затраты на восстановление износа и ремонта шин:

Сш (1 и 2 мероприятия) = (7000 0,89 10)/(1000*100) = 0,62 руб./км.

Затраты на амортизацию подвижного состава:

1 мероприятие = 0,87 руб./км;

2 мероприятие = 0,75 руб./км.

Таблица 8.

Результаты расчета переменных затрат по статьям себестоимости

Показатель

Значение удельных показателей, руб./км

Сумма по статьям переменных затрат, руб

1 мероприятие

( = 0,87)

2 мероприятие

( = 0,75)

1 мероприятие

( = 0,87)

2 мероприятие

( = 0,75)

1

2

3

4

5

1 . Затраты на топливо

7,59

7,91

1751842

1344485

2. Затраты на смазочные и эксплуатационные материалы

0,76

0,79

175184

134448

3. Затраты на ремонтный фонд

0,88

0,88

203196

149547

4. Затраты на восстановление и ремонт шин

0,62

0,62

143161

105363

5. Затраты на амортизацию

3,29

3,70

759677

628778

6. Сумма годовых переменных затрат

13,14

13,90

3033060

2362621

Постоянные затраты

С пост (1 мероприятие) = 0,26 3033060 = 788596 руб.;

С пост (2 мероприятие) = 0,26 2362621 = 614281 руб.

Сумма эксплуатационных затрат

Сэкс. (1 мероприятие) = 2975458 + 3033060 + 788596 = 6797114 руб.;

Сэкс. (2 мероприятие) = 3818532 + 2362621 + 614281 = 6795434 руб.;

Таблица 9

Сравнение технико-экономических показателей до и после «внедрения» мероприятий, направленных на повышение эффективности использования подвижного состава

Показатель

До «внедрения» мероприятий

После «внедрения» мероприятий

Абсолютное увеличение (уменьшение)

в=0,87

=0,75

в=0,87

=0,75

1

2

3

4

5

6

Годовой объем перевозок, т.

55616

59736

66430

4120

10814

Транспортная работа, ткм.

611776

657096

1096095

45320

484319

Среднесписочное количество подвижного состава

4

4

0

5

1

Производительность одного списочного автомобиля:

т

13904

14934

13286

1030

-618

т/км

152944

164274

219219

11330

66275

Численность водителей, чел.

4

4

5

0

1

Эксплуатационные затраты руб.

6054179

7254882

6795434

1200703

741255

Себестоимость перевозок:


S т, руб/т

108,86

121,45

102,29

12,59

-6,57

S ткм, руб/ткм

9,9

11,04

6,2

1,14

-3,7

S руб/ч

568,79

634,61

534,44

65,82

-34,35

S руб/км

35,63

39,75

33,48

4,12

-2,15

Вывод: При «внедрении» мероприятий на предприятии наблюдается рост объема перевозок, но также при этом увеличиваются и эксплуатационные затраты. При первом варианте увеличивается производительность одного автомобиля как на перевозку грузов так и на транспортную работу. При «внедрении» второго мероприятия объем перевозок одним автомобилем снижается на 618 тонн, и при этом предприятию необходима дополнительная единица транспорта. Сравнивая варианты по себестоимости можно сказать, что второе мероприятие позволит предприятию снизить себестоимость на одну перевезенную тонну на 6,57 руб./т, на один тонно-километр на 3,7 руб./ткм.

Рис. 2 «Диаграмма изменения себестоимости до и после «внедрения» мероприятий, направленных на повышение эффективности использования подвижного состава»

  1. . Расчет экономического эффекта от предлагаемых мероприятий, направленных на повышение эффективности работы подвижного состава.

Экономический эффект от «внедрения» мероприятий рассчитывается для комплексной оценки эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса.

К мероприятиям научно-технического прогресса относятся создание, производство и использование новой реконструкции или модернизация существующих средств и орудий труда, предметов труда, технологических процессов, а также способов и методов организации производства труда и управления

Показатели экономического эффекта на всех этапах реализации НТП определяются как превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой затрат за весь срок осуществления этого мероприятия.

Эт=Рт -Зт

Эт - экономический эффект мероприятия НТП за расчетный период, руб.;

Рт – стоимостная оценка результатов осуществления мероприятий НТП за расчетный период, руб.;

Зт – стоимостная оценка затрат на проведение мероприятий за расчетный период, руб.

При «внедрении» первого мероприятия увеличилась провозная возможность автомобилей, то есть при неизменившемся списочном количестве автотранспортных средств увеличилось возможное количество перевезенного груза. Однако при этом увеличились также и эксплуатационные затраты, себестоимость также увеличилась. При втором мероприятии на предприятии снижается объем перевезенного груза одним автомобилем, но так как среднесписочное количество автомобилей увеличивается на 1 единицу, то общий объем грузоперевозок выше. Также при этом снизилось время в наряде, которое при возможности можно использовать для дополнительной перевозки грузов.

Предприятию выгоднее применить второе мероприятие для повышения эффективности работы автотранспортных средств.

Рассчитаем экономический эффект от увеличения коэффициента использования пробега.

Себестоимость затрат перевозки одной тонны груза до внедрения мероприятия 108,86 рублей. С учетом прибыли 30% стоимость оказания услуги 108,86 1,3 = 141,52 рублей. Объем перевезенного груза 55616 тонн. Доход составит 141,52 55616 = 7870776 рублей.

Себестоимость затрат после «внедрения» мероприятия снизилась до 102,29 рублей. С учетом прибыли 30% стоимость оказания услуги 102,29 1,3 = 132,98 рублей. При этом увеличился объем перевезенного груза и составил 66430 тонн. Доход составит 132,98 66430 = 8833861 рублей.

Дополнительный доход АТП за счет «внедрения» мероприятия составит:

Д = 8833861 - 7870776 = 963085 рублей.

Экономический эффект от увеличения коэффициента использования пробега составит 963085 рублей.

Для повышения эффективности работы подвижного состава было предложено два мероприятия: увеличение коэффициента использования пробега и увеличение коэффициента выпуска. По полученным данным можно сделать вывод, что мероприятие по увеличению коэффициента использования пробега имеет наибольший экономический эффект. В результате себестоимость снизилась, производительность автомобилей выросла. Предприятию экономически выгодно внедрить предложенное мероприятие для снижения эксплуатационных затрат и получить дополнительный доход.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для выполнения заказа на перевозку батарей, с объемом 60000 тонн в год, предприятие имеет в распоряжении две марки подвижного состава: ЗИЛ-130 и КамАЗ 5320.

При расчете основных технико-эксплуатационных показателей выяснилось, что для выполнения заказа предприятие может использовать либо 5 автомобилей марки ЗИЛ-130, либо 4 автомобиля марки КамАЗ. При этом возможный годовой объем перевозок ЗИЛ-130 составит 56665 тонн, а КамАЗ 5320 – 55616 тонн. Транспортная работа автомобилей КамАЗ также меньше, чем по автомобилям ЗИЛ-130. Пробег автомобилей и автомобиле-часы работы марки КамАЗ также ниже.

Эксплуатационные расходы при перевозке грузов автомобилями КамАЗ ниже и составляют 6054179 рублей. При перевозке грузов подвижным составом марки ЗИЛ-130 эксплуатационные расходы составят 7496312 рублей.

При небольшой разнице в объеме перевозок и при существенной разнице в эксплуатационных расходах себестоимость при эксплуатации подвижного состава марки КамАЗ будет ниже, чем при использовании автомобилей марки ЗИЛ-130. Себестоимость за перевезенную тонну КамАЗ – 108,86 руб./т., ЗИЛ-130 – 132,29 руб./т. Себестоимость транспортной работы КамАЗ – 9,9 руб./ткм., ЗИЛ-130 – 12,03 руб./ткм. Себестоимость часа работы подвижного состава КамАЗ – 563,42 руб./ч., ЗИЛ-130 – 568,79 руб./ч. Себестоимость за 1 километр пробега КамАЗ – 32,46 руб./км., ЗИЛ-130 – 35,63 руб./км.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что наиболее эффективным видом подвижного состава для выполнения заказа являются автомобили марки КамАЗ.

Для повышения эффективности работы подвижного состава КамАЗ 5320 были рассмотрены следующие мероприятия:

  1. Увеличение коэффициента выпуска автомобилей на линию с 0,81 до 0,87,
  2. Увеличение коэффициента использования пробега с 0,5 до 0,75 в связи с заездом автомобиля на обратном пути в дополнительные пункты погрузки и разгрузки, при этом сокращается время в наряде с 9 часов до 8,6 часов, так как запланированный объем перевезенного груза за день перевозится гораздо быстрее, также увеличивается длина груженой ездки.

При «внедрении» обоих мероприятий объем возможных годовых перевозок увеличивается. При первом мероприятии на 4120 тонн, при втором мероприятии на 10814 тонн. При этом эксплуатационные затраты также увеличиваются. При «внедрении» первого мероприятия на 742935 рубля, второго мероприятия на 741255 рублей.

Себестоимость за 1 тонну перевезенного груза составит при первом мероприятии 113,79 рубля, что на 4,93 рубля выше базового показателя, при втором мероприятии 102,29 рублей, что на 6,57 рубля ниже базового показателя. По остальным показателям себестоимости при первом мероприятии наблюдается рост себестоимости, при втором мероприятии ее снижении.

Для предприятия наиболее выгодным будет «внедрение» второго мероприятия, так как при нем не только возрастет объем перевозок, но также снизится себестоимость.

Экономический эффект от «внедрения» второго мероприятия составит 963085 рублей.

Из курсовой работы следует, что наиболее эффективным подвижным составом для предприятия является автомобиль марки КамАЗ 5320, при этом эффективность его работы может повысится за счет увеличения коэффициента использования пробега.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Экономика предприятия» для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (транспорт)»/ Сост.: А.П. Гилева, В.Я. Гилев. – Омск: Изд-во СибаДИ, 2005. -24с.
    1. Б.Ю. Сербиновский, Н.Н. Фролов, Н.В. Напхоненко, Л.И. Колоскова, А.А. Напхоненко. Экономика предприятий автомобильного транспорта: Учебное пособие. М.: «МарТ». 2006. -496 с.
    2. Голованенко С. Л. Экономика автомобильного транспорта: Учебник для вузо по специальности «Экономика и организация автомобильного транспорта». – М.: Транспорт, 1983. – 352 с.
    3. Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельные расценки для оплаты труда водителей. – М.: Экономика, 1988.
    4. Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте". Распоряжение Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р, - 125 с.
    5. Справочные и нормативные материалы по автомобильному транспорту. – Курган, 1987.-388с.
    6. Текущий план грузового автотранспортного предприятия: Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Планирование на предприятии» для студентов специальности 080502 /Сост. Л.В. Толкачева. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2008.

1 Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельные расценки для оплаты труда водителей

2 Сайт интернет

Выбор типа подвижного состава и разработка мероприятий по повышению его использования