ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В СЕМЬЕ И УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
PAGE \* MERGEFORMAT 3
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Альметьевский государственный институт муниципальной службы»
Кафедра гуманитарно-педагогических наук
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В СЕМЬЕ И УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Курсовая работа
по дисциплине «Социальная психология»
студента гуманитарно-педагогического факультета
3 курса 1221 группы
направление 030300.62
«Психология»
Мироненко Л.А.
Научный руководитель
ст.преподаватель Степанова М.Н.
Работа защищена «___» _____________ 2014г.
Оценка ________________
зав. кафедрой
к.ф.н., доцент Осипова Л.Ф.
______________
(подпись)
Альметьевск 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….............. |
3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В СЕМЬЕ И УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА …………………………...................... |
6 |
1.1 Характеристика психологических аспектов психического здоровья детей………………………………………………………………………… |
6 |
1.2 Семья как источник психического здоровья ребёнка……………….. |
10 |
Выводы по первой главе…………………………………………………. |
19 |
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ВОСПРИЯТИЕМ РЕБЕНКОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В СЕМЬЕ И УРОВНЕМ ЕГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………….. |
21 |
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования………… |
21 |
2.2 Анализ результатов проведенного исследования…………………… |
23 |
Выводы по второй главе…………………………………………………... |
26 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... |
27 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… |
29 |
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………... |
31 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования проблемы взаимосвязи психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка дошкольного возраста, рассмотренная в данной курсовой работе, заслуживает внимания не только специалистов в областях педагогики, но и, прежде всего, в психологии. С каждым годом возрастает количество детей, у которых проявляются какие-либо признаки психического нездоровья. Основную роль в этом играет, в первую очередь, семья.
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Она является важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка, но дисгармония психологического климата в семье может провоцировать детско-родительские конфликты, осложнять взаимоотношения детей и родителей, и в целом негативно влиять на личность и психологию ребенка. Именно эти факты и дают основания для актуализации исследования данной темы в наше время.
Проблема психического здоровья привлекала внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, педагогов, философов, социологов, психологов, но только в 1979 году Всемирной организацией здравоохранения было введено понятие “психическое здоровье”. Его можно определить как “состояние психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические условия жизнедеятельности, благодаря способности личности контролировать свое поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде”.
Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды. Зачастую, именно психологическая атмосфера в семье может являться для ребёнка патогенным фактором, приносящим вред его здоровью.
Таким образом, существует противоречие между уровнем психического развития ребёнка дошкольного возраста и недостаточностью научных исследований его формирования, роли семьи в этом процессе.
Объектом исследования выступает процесс психического развития ребёнка и психологический климат в семье.
Предмет исследования: взаимосвязь психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка дошкольного возраста.
Целью исследования является изучение взаимосвязи психологического климата в семье с уровнем психического развития ребенка.
Гипотеза: существует взаимосвязь между психологической атмосферой в семье и уровнем психического развития дошкольника.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Провести теоретический анализ литературы по проблеме психологической атмосферы в семье, психического развития ребёнка.
- Подобрать диагностический инструментарий, сформулировать выборку.
- Провести эмпирическое исследование.
- Интерпретировать результаты исследования, сделать выводы.
Теоретико-методологическая основа исследования: научные концепции и теории: Концепция развития Л. С. Выготского, Теория психологического климата в семье О.А. Добрынина, Концепция общения М.И. Лисиной, Концепция самоактуализации А. Маслоу, Теория развития ребёнка и отношений с окружающими К. Флейка-Хопсона, Социкультурная теория личности К. Хорни, Концепция периода раннего детства Д.Б. Эльконина.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, метод математико-статистического анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Методики исследования: “Непрямая экспресс-диагностика уровня психического развития дошкольников” П.А. Мясоеда; “Кинетический рисунок семьи” (КРС) Р. Бэнса, С. Кауфмана.
База исследования: МБДОУ №39 “Золотой петушок” г. Альметьевск.
Выборка: 40 человек, возраст респондентов 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении роли семейного воспитания в сохранении психического здоровья дошкольника.
Практическая значимость исследования: полученные результаты в дальнейшем могут быть использованы в работе психологов и педагогов ДОУ, в психолого-просветительской работе с родителями дошкольников и т.д.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В СЕМЬЕ И УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА
- Характеристика психологических аспектов психического здоровья детей
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др.
Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает две науки и две области практики медицинскую и психологическую.
В “Энциклопедическом словаре медицинских терминов” термина “психическое здоровье” нет, но есть просто “здоровье”. Очень существенно, что термином “здоровье” обозначается “состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов” [19. С. 95].
В медицинской литературе и в медицинской практике термин “психическое здоровье” широко употребляется. При этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей.
В “Кратком словаре по социологии” [16. С. 34] дается толкование термина “здоровье населения”, который означает:
Состояние, противоположное болезни, полноту жизненных проявлений человека;
Состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;
Естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений;
Состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности), наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики;
Количественно-качественную характеристику состояния жизнедеятельности человека и социальной общности.
Здоровье отдельного человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности.
Термин “психическое здоровье” был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ “Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей” сказано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.
Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье. Подчеркивается, что в то же время следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения. «Многие дети не имеют таких условий»,- констатируется в докладе [17. С. 7].
Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Эти же исследования обнаружили, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты:
- во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития;
- во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации. Так, дети часто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с другими ситуациями. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в детском саду, а дома они ведут себя нормально, или наоборот [17. С. 14].
У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. обычно эти нарушения носят временных характер. У некоторых же детей они проявляются часть, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.
В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравнительно недавно. Почти во всех психологический словарях термин “психическое здоровье” отсутствует. Лишь в словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского [17. С. 104] сделана попытка определить это понятие с точки зрения психологии. Психологическое здоровье рассматривается в словаре как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психический явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
В своей концепции развития ребёнка Л.С. Выготский осмысливает среду как источник развития высших психических функций человека. В зависимости от возраста последнего изменяется роль среды в развитии, так как она определяется переживаниями ребенка. В одном из законов он говорит о зоне ближайшего развития ребенка, что является разницей между уровнем актуального развития и возможного развития ребенка благодаря содействию взрослых, в первую очередь содействию семьи [3. С. 173].
В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации [21. С. 23].
Очень перспективным является подход к проблеме психического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности. Так, во всех работах А. Маслоу писал главным образом о двух составляющих психического здоровья. Это, во-первых, стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать весь свой потенциал через самоактуализацию. Необходимое условие самоактуализацию, по его мнению, - нахождение человеком верного представления самого себя. Для этого нужно прислушаться к «голосу импульса», поскольку «большинство из нас чаще прислушиваются не к самим себе, а к голосу папы, мамы, к голосу государственного устройства, вышестоящих лиц, власти, традиций и т.д.» И вторая составляющая психического здоровья - стремление к гуманистическим ценностям. Маслоу считал, что самоактуализирующейся личности присущи такие качества как, принятие других, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к творчеству [15. С. 56].
Таким образом, психологический аспект психического здоровья предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов; его отношению к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой.
- Семья как источник психического здоровья ребенка
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка [13. С. 17].
Размышляя о личностном росте личности К.Хорни утверждала, что осознанная или неосознанная родительская и педагогическая авторитарность порождает у дошкольников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное становление личности [24. С. 179].
М.И. Лисина же говорила о том, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия [14. С. 214].
Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей [11. С. 132].
В дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он может не только ориентироваться и действовать в плане конкретных сиюминутных стимулов, но и устанавливать связи между общими понятиями и представлениями, которые не были получены в его непосредственном опыте. Таким образом, мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т.е. переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию Д.Б.Эльконина, “появляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли” [25. С. 373].
С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, все более обогащается словарный запас и грамматический строй речи. Теперь ребенок способен не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, и порассуждать о природе, других людях, самом себе и своем месте в мире.
Таким образом, с развитием памяти, мышления, речи неразрывно связано появление мировоззрения и самосознания ребенка-дошкольника.
Вот далеко не полный список тех изменений и новообразований, которые происходят в дошкольном возрасте. Это описание будет еще менее полным, если не обратить внимания на ту роль, которую играет взрослый на всем протяжении развития ребенка. Переоценить значение взрослого и, главное, общения со взрослым для психического развития и психического здоровья ребенка трудно. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться “по-человечески” мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде [8. С. 71].
Столь же ярким примером является феномен “госпитализации”, при котором взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка).
Доказано, что такие дети во многом отстают от своих сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и однообразны и часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом. Такие дети, как правило, пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общения с другими людьми. Безусловно, описанные примеры представляют крайние, нетипичные явления, но они являются яркой иллюстрацией к тому факту, что общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей [10. С. 57].
В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т.е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений.
Более того, по данным В.А.Коллеговой, А.И.Захарова и других исследователей, наибольшее число неврозов наблюдается в старшем дошкольном возрасте. Поэтому родителям с первых лет жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие такое отклонение [7. С. 103].
Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей [9. С. 81 ].
Предопределяющую роль в происхождении неврозов психической травматизации, обусловленной нарушенными семейными отношениями и неправильным воспитанием. Дети заболевают неврозами под влиянием неблагоприятных обстоятельств, к которым невозможно адаптироваться и которые невозможно перенести безболезненным образом. Подобно этому ребенок не может перенести разлуку с матерью и привыкнуть к яслям, конфликты в семье и блокаду эмоциональных потребностей, напряжение в результате чрезмерной стимуляции, интенсивных ограничений или непоследовательного отношения взрослых. Возникающий в этих условиях невроз как психогенное заболевание формирующейся личности означает на психологическом уровне нравственно-этическую несовместимость с подобным отношением родителей, несовместимость, которую ребенок не может преодолеть из-за особенностей своей психики и давления обстоятельств, превышающих предел его психофизиологических возможностей. Другими словами, он не настолько плох, насколько его делают таковыми отношения в семье и неблагоприятные особенности личности родителей [5. С. 309].
К. Флейк Хобсон выделяет для детей раннего и дошкольного возраста характерны следующие ситуации повышенного риска.
1.Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности:
- враждебная, жестокая семья;
- эмоционально отвергающая семья;
- не обеспечивающая надзора и ухода семья;
- негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся);
- чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека);
- появление нового члена семья (отчим, мачеха, брат, сестра);
- противоречивое воспитание или смена типа;
- чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).
2. Ситуации, вызывающие беззащитность изза отрыва от семьи:
- помещение в чужую семью;
- направление в детское учреждение;
- госпитализация.
Такого рода ситуации, оказывая существенное влияние на весь ход психического развития, способны серьезно нарушить социальную адаптацию ребенка, глубоко деформировать его психику. Различные психосоматические и нервно психические расстройства у детей являются, как правило, следствием таких долговременных патогенных воздействий. Перечисленные ситуации охватывают наиболее существенные, значимые жизненные отношения ребенка, поэтому их наличие должно предопределять серьезные отрицательные последствия для развития личности [22. С. 274].
Положение осложняется тем, что дети с неврозами не могут из-за своего ограниченного и уже психогенно деформированного жизненного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Они вынуждены подавлять его, что превышает предел адаптационных возможностей и изменяет нервно-психическую реактивность организма. Когда длительно действующий стресс превосходит приспособленные возможности детей, не дает им выразить себя, утвердиться в жизненно важных позициях, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки, неуверенность в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т.е. развитием идей самоуничижения, неполноценности, ущербности, неспособности быть собой среди других, сверстников [6. С. 29].
При невротическом заболевании происходит непродуктивная затрата имеющихся психических средств, ресурсов и возможностей, их дальнейшее перенапряжение и болезненное ослабление в целом. При этом нарастают беспокойство и эмоциональная неустойчивость, появляются или усиливаются вегетососудистые и соматические нарушения, снижается выносливость и сопротивляемость организма.
В психологической литературе выделены, и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребенка и, в частности, на возникновение невротических реакций. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.
Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.
На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых можно выделить такие, как:
- неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;
- занятость родителей;
- ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли.
Помещение детей в раннем возрасти (до 3-х лет) в детское дошкольное учреждение или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка сильно развито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней (рассматривает себя только в единстве с матерью категория «МЫ»). В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к 3 годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью (помещение в ясли или в санаторий) у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к 3 годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте 3-х лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем [1. С. 58].
К социально-психологическим факторам, влияющим на психическое здоровье детей, психологи относят прежде всего такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений .
Проблеме супружеских и детско-родительских отношений уделяется пристальное внимание как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Выделяются причины и характер внутрисемейных конфликтов, рассматриваются пути их коррекции [20. С. 170].
Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.
Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей [23. С. 68].
Выделяются следующие стили родительского воспитания:
Демократический.
Контролирующий.
Смешанный.
Демократический характеризуется высоким уровнем приятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.
При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.
При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией [1. С. 90].
Особый интерес представляют изучение и классификация неправильных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов. Выделяется три типа неправильного воспитания.
1. Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попустительством и отсутствием контроля со стороны родителей.
2. Гиперсоциализирующее воспитание тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.
3. Эгоцентрическое чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи», «смысла жизни».
Все негативные факторы связаны с проблемой невротизации ребенка, т.е. с причинами возникновения и протекания болезни. В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики психического состояния здоровых детей-дошкольников. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей [12. С. 23].
Итак, можно сделать вывод о том, что для развития здоровой полноценной личности ребёнка, семья должна являться главным источником благополучия. Именно в семье закладываются основы здоровой личности. Семья - движущий фактор жизни человека, поэтому нужно всегда поддерживать хорошие взаимоотношения в семье, чтобы не возникало каких-либо конфликтов, мешающих полноценному развитию психического здоровья младшего школьника.
Выводы по первой главе
Теоретическое исследование взаимосвязи психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребёнка дошкольного возраста позволило сделать вывод о том, что психическое развитие дошкольника опирается на семью и семейные взаимоотношения в целом.
Развитие психики ребенка - сложный процесс созревания и усложнения психических функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов наследственно-биологических и социальных (воспитания, обучения, влияния окружающей среды). На всем протяжении жизни ребенка его психика находится в процессе непрерывного развития, которое протекает не всегда равномерно (скачкообразно). Каждый возрастной период характеризуется анатомо-физиологическими и психологическими особенностями ребенка, появлением новых социальных потребностей и определенным характером взаимоотношения его с окружающей средой, определёнными ситуациями, не всегда положительными.
Подавляющее число психотравмирующих ситуаций спровоцировано семьей, и родители являются теми взрослыми, которые учат детей преодолевать трудности жизни. Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности. Особенно в младшем школьном возрасте, когда ребёнок проходит основные сенситивные этапы своей жизни.
На основе систематических конфликтных ситуаций в семье у ребёнка возникают неврозы, которые, впоследствии, переходят в хронические заболевания. Возникают стрессовые ситуации, не позволяющие ребёнку полноценно развиваться.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ВОСПРИЯТИЕМ РЕБЕНКОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АТМОСФЕРЫ В СЕМЬЕ И УРОВНЕМ ЕГО ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования
Исследование проводилось в детском саду “Золотой петушок” №39
г. Альметьевска. Для проверки выдвинутой гипотезы была выбрана группа испытуемых 6 7 лет в количестве 40 человек.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
для исследования психологического климата в семье была использована методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бэнса, С. Кауфмана [2. С. 133], которая дает богатую информацию о субъективной ситуации ребенка в семье.
Тест состоит из двух частей: рисования и беседы после него. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги, карандаш и ластик; затем ему предлагается нарисовать свою семью так, чтобы ее члены семьи были чем либо заняты. На все уточняющие вопросы даются ответы без каких либо указаний.
Во время рисования записываются все спонтанные высказывания ребенка, отмечаются его мимика, жесты, а так же фиксируется последовательность рисования. После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:
Кто изображен на рисунке, что делает каждый член семьи;
Где работают или учатся члены семьи;
Как в семье распределяются домашние обязанности;
Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.
Рисунок анализируется по параметрам, позволяющим выявить уровень эмоционального благополучия и неблагополучия ребенка в семье (Приложение 1).
для исследования уровня психического развития ребенка использовалась методика «Непрямая экспресс-диагностика уровня психического развития дошкольников» П.А.Мясоеда [4. С. 205 ], где объектом тестирования выступает воспитатель, взрослый носитель “образа ребенка”. В основу методики положено представление о психическом переходе от одних психических новообразований к другим, логика которого кроется во взаимоотношениях ребенка с миром.
Разработаны шкалы для 12 параметров УПР. Это:
Ощущения (цветовые)
Восприятие (зрительное)
Запоминание
Мышление
Воображение
Внимание
Игра
Общение
Речь
Эмоции
Самостоятельность
Саморегуляция
Каждая шкала включает в себя пять уровней: от низшего к высшему. Каждому уровню присвоена соответствующая оценка: первому 1, второму 2 и т.д. Следовательно, использовалась 5-бальная система оценок УПР дошкольника. Путем суммирования оценок по всем шкалам определился итоговый показатель, указывающий уровень психического развития по сравнению с другими детьми выборки (Приложение 2).
2.2 Анализ результатов проведённого исследования
Данные полученные при исследовании по методике “Кинетический рисунок семьи” (КРС) Р. Бэнса, С. Кауфмана представлены в таблице 1 (Приложение 3)
Для наглядности результаты проиллюстрированы на рисунке 1.
Рис.1.Гистограмма. Результаты исследования по методике
«Кинетический рисунок семьи» (КРС)
Рисунок 1 показывает, что у детей-дошкольников в данной группе преобладает тревожность (32,12%), наименьшее процентное содержание включает враждебность в семейной ситуации (3,84%). В свою очередь, благоприятная семейная обстановка содержит 17,04%, конфликтность в семье 9,24%, а чувство неполноценности детей 6, 96%.
Данные полученные при исследовании по методике «Непрямая экспресс-диагностика уровня психического развития дошкольников» П.А.Мясоеда представлены в таблице 2 (Приложение 4).
Для наглядности результаты проиллюстрированы на рисунке 2.
Рис.2. Гистограмма. Результаты исследования по методике
«Непрямая экспресс-диагностика уровня психического развития дошкольников»
Рисунок 2 показывает, что у детей дошкольного возраста данной группы наиболее развивающимся уровнем психического развития является речь (67,6%), а наименее развитым запоминание (61,6%). В свою очередь процентное содержание уровня психического развития ощущений равно 67,2%, восприятия 64,4%, мышления 63,2%, воображения 62%,
внимания 63,6%, игры 65,6%, общения 64%, эмоций 64,4%, самостоятельности 63,6%, саморегуляции 66,8%.
Полученные данные по двум методикам были подвергнуты математико-статистической обработке.
Для того, чтобы установить взаимосвязь между уровнем психического развития ребенка и психологической атмосферой в семье, определялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена по формуле:
где P - коэффициент ранговой корреляции Спирмена;
n - количество ранжируемых признаков (показателей, испытуемых);
D - разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого;
(D2 ) - сумма квадратов разностей рангов.
Результаты отражены в таблице 3 (Приложение 5).
Полученный коэффициент ранговой корреляции был сравнён с критическими значениями коэффициентов корреляции Р-Спирмена (Таблица 4).
Таблица 4
Критические значения коэффициентов корреляции Р-Спирмена
n |
p 0,05 |
p 0,01 |
40 |
0,312 |
0,403 |
Вследствие чего выяснилось, что данное значение попадает в зону значимости (рис. 3), следовательно, между показателями шкалы развития и эмоциональным климатом в семье существует прямая сильная корреляционная связь.
Наглядно два компонента отражены в плеяде их взаимодействия:
Выводы по второй главе
Исследование уровня взаимосвязи психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребёнка дошкольного возраста позволило установить, что в семьях присутствуют различные типы психологического климата, влияющие на психическое здоровье ребенка.
Диагностика детей с помощью методики «Кинетический рисунок семьи» показала, что у большинства ребят в группе повышенная тревожность. Именно она влечёт за собой основные патологические изменения в психическом состоянии дошкольника. Если тревожность длится продолжительное время, то это может привести к стрессовому состоянию и хроническим заболеваниям ребёнка.
Но, отмечен и положительный момент в том, что у многих испытуемых благоприятная психологическая атмосфера в семье, именно она позволяет детям полноценно развиваться, как физически, так и духовно, не осложняя дальнейшее психическое развитие напряжёнными ситуациями.
Проведение методики «Непрямой экспресс-диагностики уровня психического развития дошкольников» позволило установить, что наиболее развивающимися уровнем психического развития дошкольника являются: речь, ощущения, игра, саморегуляция и восприятие. Наименьший же уровень заняли: запоминание и воображение. Следует учесть, что данные показатели могут меняться под воздействием социума и ближайшего окружения ребёнка, а так же от ситуаций, происходящих в жизни дошкольника.
Проведение сравнения результатов диагностики, позволило установить статистически значимую взаимосвязь между уровнем развития ребёнка и эмоциональным климатом в семье.
Анализ результатов проведённого исследования, сравнение полученных показателей дали основание говорить о том, что подтвердилась гипотеза исследования: существует взаимосвязь между психологической атмосферой в семье и уровнем психического развития дошкольника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе изучения литературы и проведения эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.
Дошкольный возраст детей является важным этапом в развитии личности ребёнка. В этот период, в связи с подготовкой детей к школе, у них наблюдаются физиологические трансформации организма, появление новых форм поведения и совершенствования психических процессов. Дети наиболее остро и эмоционально переносят данный период своей жизни. Неотъемлемую роль тут играет семья дошкольника и семейная атмосфера в целом.
Семья, как среда ближайшего окружения детей создаёт определённые условия для формирования и подкрепления психического здоровья ребёнка, путём выбранной системы поощрений и наказаний, особенностей эмоциональных отношений с ребёнком и определённого психологического климата. Реакция детей на воспитательные меры и взаимоотношения между родителями способствует нарушению психического здоровья ребенка, что, безусловно, ведёт к необратимым последствиям: неврозам, стрессу, хроническим заболеваниям и т.д. Все эти болезни возникают в результате долгого, патогенного воздействия на дошкольника.
Но, следует помнить и о том, что семья является движущим фактором развития личности. Именно в семье закладываются основы психически здорового человека, формируются и развиваются качества, которые в дальнейшем помогут самореализоваться и стать полноценным членом общества. Следует предоставлять ребёнку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома, что повысит уровень психического развития ребёнка и повлияет на его дальнейшее развитие.
На базе МБДОУ “Золотой петушок” №39 г. Альметьевска среди 40 детей старшего дошкольного возраста было проведено исследование с помощью методик: «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бэнса, С. Кауфмана и «Непрямая экспресс-диагностика уровня психического развития дошкольников» П.А.Мясоеда.
Проведённая диагностика показала, что у большинства ребят в группе повышенная тревожность, которая влечет за собой расстройство психических процессов. Так же, были рассмотрены вопросы психического и личностного развития ребенка, как условия и средства формирования психического здоровья. Определены условия обеспечения и сохранения психического здоровья дошкольников, степень зависимости между восприятием ребенком психологического климата в семье и уровнем психического развития ребенка.
В ходе математико-статистической обработки данных с помощью корреляционного анализа Р-Спирмена, был выявлен коэффициент корреляции равный 0,78, принадлежащий зоне значимости и подтверждающий прямую сильную корреляционную связь между психическим развитием ребёнка и эмоциональным климатом в семье.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза о том, что существует взаимосвязь между психологической атмосферой в семье и уровнем психического развития дошкольника нашла своё подтверждение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Андреева, Г. М. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков / Г.М. Андреева. М.: ИНФРА-м, 2001 129 с.
- Беляускайте, Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка / Р.Ф. Беляускайте// Психологическая диагностика, № 4 2004 236 с.
- Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский М.: Эксмо, 2005. 1136 с.
- Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо М.: Институт практической психологии, Воронеж НПО «МОДЭК», 2001 256 с.
- Гарбузов, В.А. Неврозы у детей и их лечение / В.А. Гарбузов. М.: ТАУС, 2000 - 439 с.
- Ермакова, Е. С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников / Е.С. Ермакова // Журнал. Вопросы психологии,
№ 2 1999 80 с.
- Захаров, А.И. Детские неврозы / А.И. Захаров. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 - 448 с.
- Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка
/ А.И. Захаров. СПб.: СОЮЗ, 2000 224 с.
- Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов
/ А.И. Захаров. М.: КАРО. 2006 268 с.
- Исаев, Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра / Д.Н.Исаев. М.: Медицина, 2001 192 с.
- Ковалев, В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков / В.В. Ковалев. М.: Медицина, 1985 288 с.
- Кравцов Е.Е.Семья и развитие личности ребенка /Е.Е. Кравцов// Психолог в детском саду, №2 2004 32с.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Полный жизненный цикл развития человека) / И.Ю. Кулагина. М.: Творческий центр. 2001 237 с.
- Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении /М.И.Лисина. СПб.: Питер, 2009. 318 с.
- Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 2000 130 с.
- Павленюк, П.Д. Краткий словарь по социологии / П.Д. Павленюк. М.: Инфа-М, 2011 - 255 с.
- Петровский, А.В. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского ; Ред.-сост. Л. А. Карпенко . 2. изд., расшир., испр. и доп . Ростов н/Д : Феникс, 2003 . 505 с.
- Платонов, К.К. Психологический практикум / К.К. Платонов.
М.: Высшая школа, 2000. 165 с.
- Покровский, В.И.Энциклопедический словарь медицинских терминов / В.И. Покровский. М.: Медицина, 2005 -1591с.
- Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. Е. М. Борисовой и К. М. Гуревича. М.: УРАО, 2001. 304 с.
- Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ / О.В. Солодянкина. М.: АРКТИ, 2004. 80 с.
- Флейк-Хобсон, К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / К. Флейк-Хобсон. М.: ДиК, 2003 463 с.
- Флерковский Э. Я и моя семья / Э. Флерковский. Серия «Психологический практикум». Ростов н/Д: Феникс, 2003. 320 с.
- Хорни, К. Невроз и личностный рост / К.Хорни. Пер. Замфир Е.И. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 2006 400с.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин/ под ред. Давыдова В.В. и Зинченко В.П./ М.: ИНФА-м, 1989 560 с.
Приложение 1
Описание методики «Кинетический рисунок семьи» (КРС)
Р. Бэнса, С. Кауфмана
Цель выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи. Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.
Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом».
На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний. Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:
- кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи,
- где работают или учатся члены семьи;
- как в семье распределяются домашние обязанности,
- каковы взаимоотношения с остальными членами семьи.
В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линии рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.
- Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы перегородкой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальной семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье. Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это уже может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Мы предполагаем, что это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.
- Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать и перерисовку. В рисунках можно наблюдать несколько стилей рисования.
- Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Бывают дети, многочисленные отговорки которых, а также манера прикрывания нарисованного рукой, могут свидетельствовать о недоверии ребенка к своим силам, о его потребности к поддержке со стороны взрослого. Чаще всего свой рисунок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.
- Для теста КРС разработана система количественной оценки. Было выделено пять симтомокомплексов:
- благоприятная семейная ситуация;
- тревожность;
- конфликтность в семье;
- чувство неполноценности;
- враждебность в семейной ситуации.
Симтомокомплексы Кинетического рисунка семьи
Симптомокомплекс |
Симптом |
Балл |
1. Благоприятная семейная ситуация |
1. Общая деятельность всех членов семьи |
0,2 |
2. Преобладание людей на рисунке |
0,1 |
|
3. Преобладание всех членов семьи |
0,2 |
|
4. Отсутствие изолированных членов семьи |
0,2 |
|
5. Отсутствие штриховки |
0,1 |
|
6. Хорошее качество линии |
0,1 |
|
7. Отсутствие показателей враждебности |
0,2 |
|
8. Адекватное распределение людей на листе |
0,1 |
|
9. Другие возможные признаки |
0,1 |
|
2. Тревожность |
1. Штриховка |
0,1,2 |
2. Линия основания пол |
3 |
|
3. Линия над рисунком |
0,1 |
|
4. Линия с сильным нажимом |
0,1 |
|
5. Стирание |
0,1 |
|
6. Преувеличенное внимание к деталям |
0,1,2 |
|
7. Преобладание вещей |
0,1 |
|
8. Двойные или прерывистые линии |
0,1 |
|
9. Подчеркивание отдельных деталей |
0,1 |
|
10. Другие возможные признаки |
0,1 |
|
3. Конфликтность в семье |
1. Барьеры между фигурами |
0,2 |
2. Стирание отдельных фигур |
0,1 |
|
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур |
2 |
|
4. Выделение отдельных фигур |
0,2 |
|
5. Изоляция отдельных фигур |
0,2 |
|
6. Неадекватная величина отдельных фигур |
0,2 |
|
7. Несоответствие вербального описания и рисунка |
0,2 |
|
8. Преобладание вещей |
0,1 |
|
9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи |
0,1 |
|
10. Член семьи, стоящий за спиной |
0,2 |
|
11. Другие возможные признаки |
0,1 |
|
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации |
1. Автор рисунка непропорционально маленький |
0,2 |
2. Расположение фигур на нижней части листа |
0,2 |
|
3. Линия слабая, прерывистая |
0,1 |
|
4. Изоляция автора от других |
0,2 |
|
5. Маленькие фигуры |
0,1 |
|
6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора |
0,1 |
|
7. Отсутствие автора |
0,2 |
|
8. Автор стоит спиной |
0,1 |
|
9. Другие возможные признаки |
0,1 |
|
5. Враждебность в семейной ситуации |
1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа |
0,2 |
2. Агрессивная позиция фигуры |
0,1 |
|
3. Зачеркнутая фигура |
0,2 |
|
4. Деформированная фигура |
0,2 |
|
5. Обратный профиль |
0,1 |
|
6. Руки раскинуты в стороны |
0,1 |
|
7. Пальцы длинные, подчеркнутые |
0,1 |
|
8. Другие возможные признаки |
0,1 |
ИНТЕРПРИТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:
- Анализ структуры рисунка.
- Сравнение состава нарисованной семьи с реальной:
а) если семья нарисована в полном составе это признак эмоционального благополучия семьи.
б) если на рисунке изображен не полный состав семьи, это может обозначать недовольство семейной ситуацией, наличие эмоциональных контактов в семье и даже агрессию.
в) случай, когда на рисунке вообще нет людей или когда изображаются люди не связанные с семьей, может свидетельствовать о:
- неких травматических переживаниях по поводу семьи;
- о чувстве отверженности, покинутости (например, дети из интерната);
- об аутизме;
- о высоком уровне тревожности, связанном с чувством небезопасности;
- а также, отсутствии контакта между психологом и ребенком.
г) случаи уменьшения состава семьи на рисунке можно объяснить тем, что ребенок не рисовал тех, кто для него менее всего эмоционально привлекателен или тех, с кем у него существуют конфликты в семье. На вопрос, почему он их не нарисовал, ребенок дает ответ защитного характера: «не хватило места», «боюсь, это плохо получится» и пр. вместо них ребенок иногда рисует зверушек или птиц.
д) если ребенок не рисует себя или рисует только себя, это обозначает отсутствие чувства общности с семьей. Вариант, когда ребенок рисует только себя, объясняется дополнительно в зависимости от того, как он это делает:
- если он украшает образ на рисунке большим количеством деталей, аксессуаров, цветов и пр., а также делает изображение очень большим, то это может свидетельствовать о наличии эгоцентричности и, возможно, истероидных чертах характера;
- если величина рисунка маленькая в «совокупности с негативным эмоциональным фоном», это признак чувства отверженности, покинутости, иногда аутических тенденций;
Вариант, когда ребенок на рисунке увеличивает состав семьи, может объясняться наличием таких тенденций, как:
- неудовлетворенные психологические потребности в кооперативных равноправных связях, то есть желание иметь для общения ребенка того же возраста (брат, сестра);
- потребность быть в обществе других людей;
- желание занять родительскую охраняющее-руководящую позицию по отношению к другим детям (то есть на рисунке изображен ребенок или какое-нибудь животное, птица и пр.);
- потребность в человеке, способном удовлетворить стремление к близкому эмоциональному контакту;
- кроме того, иногда это может быть связано с символическим разрушением целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.
2. Расположение членов семьи, особенности их взаимодействия.
а) семья нарисована в полном составе, с соединенными между собой руками, или семья занята одним делом все это признак сплоченности, эмоционального благополучия семьи, включенности ребенка в эту ситуацию.
б) на низкий уровень эмоциональных связей в семье могут указывать такие признаки как:
- разобщенность членов семьи на рисунке;
- большое расстояние между ними;
- помещение между ними различных предметов или стены, например, отец газета, мать плита или гладильная доска.
Особо неприятные персонажи помещаются в рамку или рисуются отдаленно от остальных. Если ребенок нарисовал себя в стороне от других, это свидетельствует о чувстве отчужденности.
в) если члены семьи вовлечены в какую-нибудь соревновательную игру, например, игру в мяч это обозначает, что ребенок признает существование связи, взаимного интереса между ними, а также наличия соперничества за влияние в семье.
Мяч, находящийся между двумя или несколькими персонажами указывает на баланс любви и соперничества.
Мяч возле головы одного из персонажей означает, что ребенок признает за ним активную, решающую роль в семейной жизни.
Мяч лежит или подпрыгивает возле ноги какого-нибудь персонажа неадекватная роль этого персонажа в процессе соперничества.
3. Последовательность и особенности рисования членов семьи.
а) наиболее значимый персонаж рисуется первым, большего размера, чем все остальные, более тщательно и детализированнее, дольше всех остальных. В процессе рисования ребенок может возвращаться, подправлять и дополнять его.
б) отрицательное отношение к какому- либо члену семьи может выражаться через недетализированное или неполное (без каких-либо частей тела, например) изображение. Использование штриховки для изображения персонажа может обозначать наличие конфликтов в отношении с ним или отсутствии аффективных связей. Так же можно объяснить и паузы, сомнения перед рисованием какого-либо персонажа.
в) величина фигуры рисовальщика по сравнению с другими фигурами может быть разной. Если она больше или наравне с другими, то это трактуется либо как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом-сестрой. Если же фигура автора меньше остальных, что не слишком соответствует реальности, то это признак чувства незначительности или требование заботы со стороны родителей. По тому, как или в каком стиле ребенок рисует себя (насколько он напоминает других персонажей), можно установить, с кем он себя идентифицирует, соответствует ли это его полу.
4. Символика рисунка:
а) грязь (сваленные в кучу, грязные листья в саду, грязные пятна на полу и т.п.) символ внутреннего беспокойства ребенка из-за неприятных для него моментов: дисгармония, действия и поведение, вызывающие у него чувство вины и т.д.;
б) вода, лед, дождь, звезды, холодильник и все, что касается холода символ депрессивного настроения в данный момент или в потенции. Об этом же могут свидетельствовать кровати и лежащие на них спящие или больные люди, если ребенок идентифицирует себя с ними;
в) символы соперничества: спортивные игры или оборудование, дерущиеся кошка с собакой;
г) цветы или бабочки символ реального или желаемого спокойствия или безмятежности;
д) шарики, бумажные змеи символ чувства давления, от которого ребенок пытается избавиться;
е) символы агрессии: детская кроватка или клетка, как символ «пленения», лишения свободы, наказания (например, младший братик в кроватке). Здесь же барабан, оружие, молот, мотыга или грабли, дикие животные (например, при посещении зоопарка);
ж) дорожные знаки символ сдерживания эмоций, подчинения правилам, навязанным ребенку в большей степени школой;
з) символы власти и угрозы: метла, выбивалка для одежды, пылесосы, грузовики, промышленная техника (экскаваторы, краны), поезда, огромные, нависшие над головой здания;
и) изображение опасных для жизни предметов между персонажами (оружие, даже игрушечное, ножницы, столовые ножи и т.д.) символ агрессивности, существование фактора соперничества.
Приложение 2
Описание методики «Непрямая экспресс-диагностика уровня
психического развития дошкольников» П.А.Мясоеда
Цель: выявление уровня психического развития ребенка.
Описание методики: В основу методики заложены 12 шкал. Шкалы разработаны для 12 параметров УПР. Это: 1) ощущения (цветовые); 2) восприятие (зрительное); 3) запоминание; 4) мышление; 5) воображение; 6) внимание; 7) игра; 8) общение; 9) речь; 10) эмоции; 11) самостоятельность; 12) саморегуляция.
Каждая шкала включает в себя пять уровней: от низшего, встречающегося в пределах дошкольного возраста, к высшему. Каждому уровню присвоена соответствующая оценка: первому 1, второму 2 и т. д.
Измерительные шкалы УПР дошкольников (табл.1)
1. Ощущения 1. С ошибками называет и различает основные цвета спектра 2. В основном без ошибок различает и называет основные цвета спектра 3. Различает оттенки цветов спектра, но ошибается, называя их 4. Различает и называет цвета спектра и их оттенки 5. Правильно описывает цветовое окружение, использует свои знания в изобразительной деятельности |
2. Восприятие 1. При восприятии нового пытается дополнить данные зрения осязанием 2. Воспринимая новые предметы, обходится без непосредственного контакта с ними 3. Отроит достаточно полный образ восприятия, но не различает в нем основное и второстепенное 4. Выделяет в воспринимаемых предметах основные и второстепенные элементы 5. Строит означенный и дифференцированный образ мира, сообщает о результатах взрослому
|
3. Запоминание 1. Запоминает учебный материал, данный в наглядной форме 2. Механически запоминает учебный материал, данный в словесной форме 3. Запоминает материал, выделяя в нем выступающие на первый план элементы 4. Запоминает учебный материал, ориентируясь в его содержании 5. Запоминает учебный материал, понимая его содержание |
4. Мышление 1. Получает новые сведения практическим способом, без участия речи 2. Практически решая познавательную задачу, с помощью речи пытается осмыслить ее условия 3. Выполняет познавательные действия с опорой на речь средство достижения результата 4. Выполняет действия на основе предварительно сформулированного плана 5. Решает познавательные задачи без прямого контакта с предметами, в плане речи
|
5. Воображение 1. Играет с предметами, подчиняясь ихназначению, воспроизводит ихфункции 2. В ходе игры замещает реальные предметывоображаемыми, ориентируясь на их сходство
3. В игре замещает реальные предметывоображаемыми, непохожими на них 4. Игровым действиям предшествует этап их планирования, знает, во что будет играть
5. В уме создает новые образы и воплощает их в играх, рисунках, конструкциях
|
6. Внимание 1. На незначительное время может сосредоточиться на предметах, вызывающих интерес 2. Под контролем взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточения 3. После многократного повторения указаний выполняет учебные действия, требующие сосредоточения 4. По указанию взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточения 5. При выполнении действий, требующих сосредоточения, может отвлекаться от посторонних раздражителей
|
7. Игра 1. Выполняет с игрушками ролевые действия 2. Принимает участие в сюжетно-ролевых играх, подчиняясь инициативе других детей 3. Берет на себя определенную роль, отличающуюся разнообразными игровыми действиями 4. Принимаемая роль отражает не только действия взрослых, но и отношения между ними 5. Является организатором игр, следит за соблюдением правил, выступает инициатором наказания за их нарушения
|
8. Общение 1. Побуждает взрослого и сверстников к действиям, просит о помощи 2. Стремится достичь уважения со стороны взрослого, обижается на замечания 3. Подражает авторитетному взрослому, его словам и действиям 4. Стремится к сопереживанию и взаимопониманию с авторитетным взрослым 5. Обнаруживает сопереживание и взаимопонимание, общаясь с детьми
|
9. Речь 1. Обозначает словами окружающие предметы и явления 2. Владеет элементарной связной речью, которая еще нс выходит за пределы наличной ситуации 3. Речь выходит за пределы непосредственной ситуации, описывает отсутствующие объекты 4. Речь становится средством планирования и выполнения игровых и практических действий 5. Владеет развернутой речью, передающей и отвлеченную от данной ситуации информацию
|
10. Эмоции 1. Проявляет неустойчивую эмоциональную реакцию на ситуацию, непосредственно его касающуюся 2. Сопереживает персонажам сказок, мультфильмов 3. Обнаруживает сопереживание реальным людям 4. Проявляет симпатию-антипатию к сверстникам и взрослым 5. Эмоционально оценивает ситуации, непосредственно его не касающиеся
|
11. Самостоятельность 1. Владеет гигиеническими навыками, одевается без помощи взрослого 2. Без напоминания правильно действует в привычных ситуациях 3. После разъяснения взрослого выполняет поручения, требующие самостоятельности 4. Самостоятельно применяет выученные способы поведения в новых ситуациях 5. Пользуется доверием взрослого, проявляет самостоятельность в разнообразных ситуациях
|
12. Саморегуляция 1. Действует под влиянием ситуативных эмоций 2. В присутствии авторитетного взрослого сдерживает свои непосредственные желания 3. Действует, подражая авторитетному взрослому, даже в его отсутствие 4. Может сдерживать свои непосредственные желания, импульсивные действия 5. В ситуации выбора отдаст предпочтение тем действиям, которые соответствуют требованиям взрослого |
Анализ полученных данных должен ответить на вопрос: какое место на измерительной шкале занимает каждая из возрастных групп дошкольников. Это необходимо для перевода первичных -абсолютных оценок УПР ребенка в относительные.
Полученные данные позволяют осуществить перевод АО в СО. Для этого рассчитывается процент АО от максимальной суммарной оценки (МО), которая могла бы быть получена ребенком данной возрастной группы. Применяется, иначе говоря, формула:
После расчёта результаты переводятся с OO в СО (станайн)
Перевод относительных оценок в стандартные шкалу станайн (табл.2)
Группы |
Значения шкалы станайн |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Стандартная (100 человек) |
4 |
7 |
12 |
17 |
20 |
17 |
12 |
7 |
4 |
МЛ (109 человек) |
4 |
8 |
13 |
19 |
22 |
19 |
13 |
8 |
4 |
СР (92 человек) |
4 |
6 |
11 |
16 |
18 |
16 |
11 |
6 |
4 |
СТ (12 человек) |
4 |
8 |
13 |
19 |
22 |
19 |
13 |
8 |
4 |
Теперь остается присвоить значения 9-балльной шкалы каждой относительной оценке ОО.
Для применения методики психологу необходимо: 1) вместе с экспертом (лицом, хорошо знающим ребенка) получить первичную оценку УПР с помощью измерительных шкал (см. табл. 1); 2) пользуясь формулой (1), перевести полученную таким образом абсолютную оценку (АО) в относительную оценку (00); 3) далее, пользуясь табл. 3, перевести относительную оценку (00) в стандартную оценку (СО), т.е. в шкалу станайн. Точка на последней как раз и укажет на достигнутый ребенком уровень психического развития.
Было бы целесообразно приблизить выборочную совокупность к генеральной. Но в этом случае придется по-новому пересчитать данные, приведенные в табл. 2, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Предлагаемая методика не может заменить известные средства диагностики психического развития детей дошкольного возраста, но позволяет решать задачи их опосредованной экспресс-диагностики, особенно при работе с группами дошкольников.
Приложение 3
Таблица 1
Результаты исследования по методике
“Кинетический рисунок семьи” (КРС) Р. Бэнса, С. Кауфмана
№ испытуемого |
Благоприятная семейная обстановка |
Тревожность |
Конфликтность в семье |
Чувство неполноценности |
Враждебность в семейной ситуации |
1 |
1 |
2,1 |
0,3 |
1 |
0,2 |
2 |
1,2 |
3,2 |
0,6 |
0,6 |
0,3 |
3 |
0,9 |
5 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
4 |
1 |
4,2 |
0,2 |
0,3 |
0,2 |
5 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0,1 |
6 |
1,3 |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
0 |
7 |
1,3 |
3 |
0,1 |
0,1 |
0 |
8 |
0,8 |
0,5 |
2,3 |
1 |
0,4 |
9 |
1 |
0,3 |
0,4 |
1 |
0,4 |
10 |
1,2 |
0,3 |
0,4 |
1 |
0,4 |
11 |
0,9 |
7 |
2 |
0,2 |
0,2 |
12 |
0,9 |
5,2 |
0,2 |
0,5 |
0,1 |
13 |
0,9 |
2,1 |
0,1 |
0,3 |
0 |
14 |
1,3 |
2,1 |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
15 |
1,3 |
3,4 |
0,1 |
0,6 |
0,4 |
16 |
0,7 |
2,3 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
17 |
1,2 |
2,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
18 |
1 |
1,3 |
0,2 |
0,3 |
0,5 |
19 |
1 |
1 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
20 |
1 |
0,5 |
0,6 |
0,9 |
0,2 |
21 |
1,2 |
0,2 |
2,1 |
0,3 |
0,2 |
22 |
1,2 |
1,1 |
0,2 |
0,4 |
0 |
23 |
1,2 |
0,2 |
0,5 |
0,3 |
0,2 |
24 |
0,8 |
5,3 |
0,1 |
0,3 |
0,5 |
25 |
0,9 |
3,4 |
0,1 |
0,5 |
0,1 |
26 |
1 |
0,1 |
0,2 |
0,7 |
0,6 |
27 |
1 |
0,3 |
2,2 |
0,1 |
0,3 |
28 |
1 |
2,1 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
29 |
1 |
0,4 |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
30 |
1,1 |
5,3 |
0 |
0,4 |
0,1 |
31 |
1,3 |
3 |
2,4 |
0 |
0,4 |
32 |
1,1 |
0,1 |
0,5 |
0,8 |
0,7 |
33 |
1,2 |
0,1 |
0,6 |
0,5 |
0,1 |
34 |
1,2 |
0,3 |
0,6 |
0,1 |
0,1 |
35 |
1,2 |
0,2 |
0,1 |
1 |
0,3 |
36 |
0,6 |
1 |
0,3 |
0,8 |
0,2 |
37 |
1,1 |
1 |
2,9 |
0,5 |
0,5 |
38 |
1,2 |
3,2 |
0,7 |
0,3 |
0,1 |
39 |
1,1 |
4 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
40 |
1,3 |
2,1 |
0,5 |
1 |
0,2 |
42,6 |
80,3 |
23,1 |
17,4 |
9,6 |
Приложение 4
Таблица 2
Результаты исследования по методике «Непрямая экспресс-диагностика уровня психического развития дошкольников» П.А.Мясоеда
№ Респондента |
ощущение |
восприятие |
запоминание |
мышление |
воображение |
внимание |
игра |
общение |
речь |
эмоции |
самостоятельность |
саморегуляция |
суммарный балл |
ОО |
станайн |
1 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
48 |
80,0 |
5 |
2 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
47 |
78,3 |
5 |
3 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
55 |
91,7 |
7 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
48 |
80,0 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
46 |
76,7 |
5 |
6 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
47 |
78,3 |
5 |
7 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
46 |
76,7 |
5 |
8 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
46 |
76,7 |
5 |
9 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
44 |
73,3 |
4 |
10 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
49 |
81,7 |
5 |
11 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
43 |
71,7 |
4 |
12 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
49 |
81,7 |
5 |
13 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
48 |
80,0 |
5 |
14 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
48 |
80,0 |
5 |
15 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
54 |
90,0 |
7 |
16 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
52 |
86,7 |
6 |
17 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
48 |
80,0 |
5 |
18 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
48 |
80,0 |
5 |
19 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
48 |
80,0 |
5 |
20 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
45 |
75,0 |
4 |
21 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
2 |
42 |
70,0 |
3 |
22 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
49 |
81,7 |
5 |
23 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
48 |
80,0 |
5 |
24 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
41 |
68,3 |
3 |
25 |
5 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
48 |
80,0 |
5 |
26 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
46 |
76,7 |
5 |
27 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
50 |
83,3 |
6 |
28 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
49 |
81,7 |
5 |
29 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
47 |
78,3 |
5 |
30 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
47 |
78,3 |
5 |
31 |
5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
53 |
88,3 |
6 |
32 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
56 |
93,3 |
7 |
33 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
48 |
80,0 |
5 |
34 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
52 |
86,7 |
6 |
35 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
54 |
90,0 |
7 |
36 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
54 |
90,0 |
7 |
37 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
3 |
4 |
49 |
81,7 |
5 |
38 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
2 |
5 |
4 |
3 |
3 |
44 |
73,3 |
4 |
39 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
3 |
4 |
46 |
76,7 |
5 |
40 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
57 |
95,0 |
8 |
168 |
161 |
154 |
158 |
155 |
159 |
164 |
160 |
169 |
161 |
159 |
167 |
- |
- |
- |
Приложение 5
Таблица 3
Результаты вычисления значения коэффициента ранговой корреляции взаимосвязи психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребёнка дошкольного возраста
№ респондента |
Ранг по показателю шкалы развития |
Ранг по показателю эмоц.климата в семье |
Разность рангов сравниваемых объектов |
Di |
1 |
1 |
10,5 |
-9,5 |
90,25 |
2 |
10,5 |
11,5 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
0 |
0 |
4 |
18 |
7 |
11 |
121 |
5 |
14,5 |
14,5 |
0 |
0 |
6 |
12 |
3 |
9 |
81 |
7 |
16 |
7 |
9 |
81 |
8 |
10,5 |
14,5 |
-4 |
16 |
9 |
16 |
10,5 |
5,5 |
30,25 |
10 |
14 |
2 |
12 |
144 |
11 |
16 |
11,5 |
4,5 |
20,25 |
12 |
19 |
7 |
12 |
144 |
13 |
10,5 |
20 |
-9,5 |
90,25 |
14 |
9,5 |
20 |
-10,5 |
110,25 |
15 |
20 |
15,5 |
4,5 |
20,25 |
16 |
9,5 |
4 |
5,5 |
30,25 |
17 |
6,5 |
5,5 |
1 |
1 |
18 |
12 |
13 |
-1 |
1 |
19 |
2 |
19 |
-17 |
289 |
20 |
10,5 |
9 |
1,5 |
2,25 |
21 |
16 |
10,5 |
5,5 |
30,25 |
22 |
12 |
14 |
-2 |
4 |
23 |
2 |
5,5 |
-3,5 |
12,25 |
24 |
4,5 |
17,5 |
-13 |
169 |
25 |
18 |
18,5 |
-0,5 |
0,25 |
26 |
6,5 |
15,5 |
-9 |
81 |
27 |
14,5 |
2,5 |
12 |
144 |
28 |
3 |
11,5 |
-8,5 |
72,25 |
29 |
17 |
5,5 |
11,5 |
132,25 |
30 |
10,5 |
18,5 |
-8 |
64 |
31 |
4,5 |
8 |
-3,5 |
12,25 |
32 |
20 |
16,5 |
3,5 |
12,25 |
33 |
6,5 |
5 |
1,5 |
2,25 |
34 |
19 |
11,5 |
7,5 |
56,25 |
35 |
10,5 |
16,5 |
-6 |
36 |
36 |
4,5 |
5,5 |
-1 |
1 |
37 |
8 |
1 |
7 |
49 |
38 |
6,5 |
2,5 |
4 |
16 |
39 |
4,5 |
17,5 |
-13 |
169 |
40 |
3 |
10,5 |
-7,5 |
56,25 |
2392,5 |
0,05
0,01
0,31
0,40
0,78
0,05
,01
Рис. 3. Ось значимости
эмоциональный климат в семье
психическое развитие ребёнка
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В СЕМЬЕ И УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА