Огюст Конт

Федеральное агентство по образованию

Сибирская Государственная Автомобильно-дорожная Академия

(СибАДИ)

Центр дополнительного образования

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Социология»

Тема: «Огюст Конт»

Выполнил: студентка 1 курса

Специальность: экономика и

управление на предприятии

транспорта

Сапожникова Т.А

Проверил:

Калачинск

2007 г.

Содержание

  1. Введение
  2. Краткая биография
  3. Основные труды и их тематика
  4. Основные теоретические разработки
  5. Выводы

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе раскрывается краткие биографические сведения, а так же основные идеи и разработки основателя позитивизма – философского течения, утверждающего, что все наше знание должно быть подвергнуто процедуре проверки посредством опыта, основоположника социологии, как науки об обществе, Огюста Конта. Узнаем, как он относился к устройству общества его времени, а также религии и политики.

1. Краткая биография

Огюст Конт родился в 1798 году в Монпелье (Франция) в семье чиновника. С детства нескладный и физически непривлекательный, Конт рано проявил сильные умственные способности. В четырнадцать лет он пересмотрел свои религиозные и политические взгляды, объявив себя атеистом и республиканцем, чем разочаровал своих родителей, которые были ревностными католиками. Вдобавок ко всему он с юных лет был убежден, что динамика исторического прогресса требует коренного реформирования этики, политики, и религии для восстановления утраченного единства мысли и чувсва. Переехав в Париж, в пятнадцать лет он получил высшие отметки по все предметам на вступительных экзаменах в Высшую политехническую школу, но приняли его туда лишь через год. В 1816 году Огюст Конт заканчивает знаменитый Парижский иститут. Во время обучения в политехнической школе, а его учителями были великие ученые: Карно, Лагранж и Лаплас, он сочетал занятия с бунтарством. В результате студенческого выступления, в котором он сыграл немаловажную роль, школу закрыли за радикализм, а Конта отослали домой.

Вскоре, вопреки своей семье, Конт вновь приезжает в Париж, чтобы работать репетитором по математике. В это время он много читает и увлекается сочинениями Кондорсе о прогрессе человечества, скептической эпистемологией Юма, политэкономией Адама Смита и трудами многих других авторов. Через год, в 1818 году, он становится личным секретарем мыслителя-утописта Анри, графа де Сен-Симон. Их сотрудничество продолжается до 1824 года, когда Конт, бывший поначалу восхищенным учеником, резко порывает со своим учителем.

В 1825 году Конт женится. Его брак длится до 1842 года, но за это время Конт выступил с грандиозным курсом приватных лекций, которые были прерваны в самом начале нервным расстройством Конта, потребовавшее госпитализации и медленного выздоровления. Во время лечения Конт пытался покончить с собой, но вскоре он вернулся к своему курсу и лекции стали выходить в намеченном порядке.

С 1830 года по 1842 год он издает свой шеститомный труд «Курс позитивной философии».

После развода и выхода в свет «Курса» мыслитель предается осуществлению своей юношеской страсти к переустройству общества и религии, основывавшемся на интеллектуальном фундаменте, который обеспечивал, по его мнению, «Курс». Конт, несмотря на свою популярность никогда не занимал постоянную акакдемическую должность. Мыслитель зависел по большей части от подписок, собираемых его поклонниками в Англии и Франции.

В 1845 он встречается с мадам Клотильдой де Во, память о которой после ее смерти становится предметом поклонения для Конта.

Основатель позитивизма, основоположник социологии умер от рака в 1857 году, продолжая работать над очередной попыткой, примирить религию и науку.

2. Основные труды и их тематика

В своих произведениях Конт рассматривал широкий круг вопросов, относящихся к естествознанию и обществу. Они явились отпраными точками для дальнейшего развития социологической науки и позитивистской философии. Важное место он отводил классификации наук.

Свой грандиозный шеститомный труд «Курс позитивной Философии» Огюст Конт создавал с 1830 по 1842 годы, в котором он детально рассматривает науки в их логическом взаимоотношении друг к другу. В нем он описывает востребованность самых общих и охватывающих наук как логически необходимой подготовки для наук более частных.

Другой его крупный труд – «Система позитивной политики», разработанный им с 1851 года по 1854 год, был тесно связан с работой учрежденного Контом в 1848 году Позитивистского общества. Позитивное государственное устройство, разработанное в «Системе позитивной политики», представляет собой элитистискую мечту о рациональном, гармоническом обществе, все члены которого щедро живут друг для друга, а само оно вдохновляется и возглавляется альтруистичесими учеными-жрецами.

Акцентируя свое внимание на нравственности Конт иллюстрирует свой замысел при установлении логической структуры наук: все здание науки, поднимающееся от общности к конкретности, в конечном счете, концентрирует свое внимание на человеческом обществе и его нравственности. Однако, по мнению Конта нравственность должна быть мотивированной, а для человека основным мотиватором является религия. Он утверждал, что религия избавится от богов или от бога и найдет вдохновение в человечестве как в Высшем существе. Свои мысли он раскрыл в еще одной своей работе «Позитивистский катехизис, или Суммарная экспозиция универсальной религии», созданной им в 1852 году. Завершая ее Конт рассуждал относительно будущего универсальной позитивистской религии: «Хотя она столкнется с величайшими препятствиями – особенно в том, что касается ее сути – со стороны предрассудков и страстей, принимающих всевозможные формы и отвергающих любую целительную дисциплину, ее силу скоро ощутят на себе женщины и пролетарии… Однако наибольшую славу придаст ей исключительное умение Позитивного священства поддерживать повсюду все честное и мыслящее, благородно усваивая все наследие человечества».

Конт провозгласил в этом труде создание новой религии – так называемой «религии человечества», но большого успеха эта его затея не имела.

В 1856 году Конт начал работу над «Субъективным синтезом», в котором он снова пытался примерить религию и науку. Ему удалось завершить только первый том.

Конт также составил позитивистский календарь, котором было тринадцать месяцев по двадцать восемь дней, каждый из которых был посвящен какому-нибудь герою человечества – например, Архимеду, Гутенбергу, Шекспиру или Декарту) для применения в культе всевозможных человеческих достижений.

3. Основные теоретические разработки

Основные идеи Конта отмечены влиянием Сен-Симона. Однако Конт, несмотря на это (как и на влияние других авторов, например, А. Тюрго и М. Ж. Кондорсе), в тридцатых пятидесятых годах ХIХ века вырос в самостоятельного мыслителя.

Вслед за Сен-Симоном Конт различал так называемые критический и органический периоды в человеческой истории и считал необходимым готовить человечество к новому будущему, а именно к «органическому этапу существования». Когда все в обществе взаимосвязано и одно не может работать без другого, как в живом организме.

В своих мыслях Конт дистанцировался от идеализма, критиковал либерализм, прежде всего идею суверенитета народа, пустившую глубокие корни во французской социальной философии под влиянием Ж. Ж. Руссо и его последователей. Себя он считал представителем «догматического направления» человеческой мысли.

Социальной теории Конт (тоже вслед за Сен-Симоном) придавал огромное значение. Конт ввел термин «социология», имея ввиду широкомасштабное научное исследование общества с помощью целой системы «позитивных наук», энергично противопоставляемое фантастическим конструкциям теологии и метафизики. Это было одно из первых энергичных наступлений на метафизику. Тем самым Конт пытался подтвердить, что общество должно перейти на третью стадию развития - позитивную, на которой все явления объясняются с точки зрения науки. Конт считал, что все науки объединяет глубокая внутренняя связь. Отвергал связь естествознания с теологией. Все науки у него обладают различной степенью общности и простоты и их можно расположить по степени убывания общности: математика с механикой, науки о неорганических телах, науки об органических телах (сюда входит и социология). Так, например, по мнению Конта, математика, будучи абстрактным и фундаментальным исследованием форм существования, общих всем вещам, предполагается в качестве необходимого условия для успешных занятий физикой. Физика же может быть разделена на небесную физику (астрономию) и на физику Земли – общую (собственно физика) или специальную, обращенную на эмпирические элементы (химия). Астрономия добилась важных успехов прежде физики Земли; зарождения же химии пришлось ждать до тех пор, пока не достигла расцвета общая физика Земли. Схожим образом и возникновение биологии как законной науки зависело от химии. Биология отличается от химии менее общим характером, ибо царство живых форм менее обширно, нежели царство всех форм, подчиняющихся химическим законам. Соответственно, хотя логически биология и зависит от химии, она, тем не менее, имеет собственные позитивные законы, которые не сводятся к законам химии; дело обстоит именно так, как и следовало ожидать, живая материя ведет себя отлично от неживых химических веществ. Таким образом, Конт отвергал методологический редукционизм, сводящий высшие науки к низшим, несмотря на тот факт, что последние являются необходимым условием первых.

Равным образом, человеческое общество куда менее универсально, нежели биологическое царство как целое, хотя оно имеет своим необходимым условием законы жизни и зависит от них. Это означает , что законы человеческого общества, по мере их раскрытия, неизбежно будут обладать известной автономией, несмотря на то что социология полностью опирается на биологию, биология – на химию, химия – на физику, физика – на математику. По Конту, эта методологическая уникальность ни в малейшей степени не ослабляет несокрушимости социальных законов.

«Существует четкая классификация позитивных наук, в которой низшие, более простые и общие науки предполагаются высшими, более сложными и частными; она обеспечивает как единство наук – последовательных ветвей, растущих из общего ствола, так и признание исторически возникающих особенных методов внутри различных эмпирических предметов».

«Венцом всех наук, самой сложной и вследствие этого в последнюю очередь возникающей как эмпирическая область неизменной законосообразности, является социология».

Отводя важную роль социальной теории, Конт отдавал первенства самой социально-исторической практике. При этом он отмеживался также от предшествующей философии, хотя она со времен Канта подчеркивала примат практического разума перед теоретическим. Правда, создатель социологии в известном смысле возвращался к идеям просветителей, причем особо подчеркивал социально-историческое, воспитательное, преобразующее значение наук. В науках он выдвигал на первый план противопоставленное «метафизике» и «спекуляции» позитивное, то есть проверяемое опытом и практикой, рационально применяемое знание. Такое знание, по Конту должно обладать «духовной силой», революционно-преобразующим воздействием на общество и индивидов. Однако и в социологии, согласно Конту, не следует преувеличивать значение выдвигаемых теми или иными учеными понятий и концепций.

Социология изучает общественные системы на двух уровнях: на одном исследуются условия их существования, законы функционирования (социальная статика), на другом - тенденции, главные направления, последовательность ступеней общественного развития (социальная динамика).

Социология, включающая в себя в качестве важнейшей составляющей части позитивную науку о политике (а иногда и отождествляемая с нею), должна не придумывать модели совершенного общества, работать над пониманием существующего общественного порядка, исторически достигнутого и не освобожденного от противоречий состояния цивилизации. Состояние цивилизации в таком широком смысле, согласно Конту, детерминирует социальную структуру: благодаря ему оказываются преданными цели всех форм социальной деятельности, но и также состояние цивилизации вызывает к жизни социальные силы, которые направляют социальную структуру. Согласно Конту, «было бы глупостью рассматривать политическую систему как независимую от других факторов и из нее стремиться вывести силы общества, ибо политика, напротив, должна черпать свои силы из общества, если она не хочет быть приговоренной к бездействию». Признавая обратное влияние общественных отношений на культуру, Конт считает культуру первичной, а социальные отношения – вторичными. Его философско-историческая концепция является идеалистической и в этом отношении отличается от исторического материализма.

Социальное развитие, как считает Конт, протекает согласно некоторым константным законам. Константность же определяется их зависимостью от человеческой природы, в свою очередь отличающейся стабильностью. Люди не в силах изменить коренные тенденции общественного развития, делает вывод Конт. Изменяемы и подвластны влиянию людей только темпы развития и отдельные, не слишком значительные аспекты жизни общества. Вместе с тем позитивные социальные науки способны познавать отдельные стороны в жизни общества, вычислять тенденции его развития, и поэтому прогнозировать направление социального развития и до некоторой степени регулировать общественные процессы.

Конт резко выступает против господствовавшего в прежней духовной и философской истории уподобление социального значения математике, против идеала математизации. Его скорее привлекает возможность рассматривать общество в качестве организма и ссылаться, таким образом, на «организмические» аналогии. Так, общество рассматривается в учении Конта как организм, то есть целое, все части которого связаны между собой именно по аналогии с организмом: они равнонеобходимы, выполняют свои специфические функции, соответствующие их «социальному назначению».

«Всякое человеческое мышление – как мышление отдельных личностей, так и мышление исторических культур – подчиняется закону трех стадий; первая ищет объяснений в спиритуалистических целях (теологическая стадия), вторая в абстрактных сущностях (метафизическая стадия), последняя – в наблюдаемых закономерных соответствиях среди переменных (позитивная стадия)

Конт придерживался взгляда на общество как такой организм, развитие которого определяется формами мышления. Общество проходит в своем развитии, согласно мыслителю, три стадии, что проявляется в его концепции трех стадий человеческой истории (на становление которой в наибольшей степени повлияла философия биологии, например, учение Александра фон Гумбольта). Эта теория была впервые провозглашена Сен-Симоном, но Конт развил ее в теорию исторического прогресса и общую схему истолкования всего человеческого мышления.

Учение о стадиях относится к социальной динамике как части социологии. Соответственно представлению о решающей роли развития цивилизации или культуры в развертывании других форм социальной активности Конт и в целостной истории человечества в качестве главной движущей силы выделяет – с целью последующего разделения истории на три главные стадии – развитие человеческого духа, «развертывание человеческой интеллигенции», смену форм познавательной деятельности. Поэтому три формы человеческой истории вычленяются соответственно «всеобщими системам» мышления, духа, философии. Конт подробно раскрывал содержание этих трех стадий развития человеческого общества.

На первой стадии (теологическая или фиктивная) человеческий дух, согласно Конту, стремится познать «внутреннюю природу сущего», но не в силах этого сделать, почему изобретает «сверхприродные» силы и придает им характер действительных. Она характеризуется господством воображения, при котором круг знаний весьма ограничен. Здесь господствует авторитет и монархия. Люди объясняют существование явлений наличием богов и духов. Так в ранней истории человечества провидцы и прорицатели, чтобы объяснить мир, взывали к нимфам, демонам и божествам. Ввиду последовательной тенденции к унификации, которая свойственна всякой теории, уже в первобытном теологическом мышлении имело место приближение к монотеизму; однако вся система мышления, пользующаяся такими категориями, выказывает свою незрелость. Вторая стадия (метафизическая – она есть своего рода модификация первой стадии) характеризуется действием различных сил, являющихся проявлением сущности. Здесь опять изобретаются сверхприродные существа, но теперь им придается чисто абстрактный характер. Абстрактные сущности в свою очередь интерпретируются как нечто реальное и самостоятельное, причем любому феномену считается необходимым поставить метафизическую сущность. На этой стадии положение авторитетов расшатывается, в человеке усиливается эгоизм и ослабляется связь с обществом. Возрастает роль рассудка при умалении роли чувств. Появляется стремление поставить на место монархии власть народа. На этой ступени произошел переход лучших мыслителей древности к более высокому уровню понимания, это был шаг вперед, особенно когда абстрактные понятия объединялись во все более могучие системы. Вторая стадия является переходной к третьей стадии развития человеческого общества, самой высшей.

Третья стадия (научная, или позитивная), «позитивная философия» есть «истинно всеобщая система», в рамках которой можно объяснить феномены природы, и на которой все явления объясняются с точки зрения науки. Она понуждает нас принять к сведению, что феномены природы подчиняются природным законам, и что законы эти носят неизменный характер. «Позитивная философия делает ячным: цель научных устремлений в том и состоит, чтобы открыть такие законы, сделать их точными и по возможности свести к немногим основным законам». На этой стадии общество перестраивается на основе положительного знания, которое дают математика, астрономия, физика, химия, биология, социология (социальная физика). Позитивная наука занимается тем, что выявляет порядок, законы природы и общества. В результате чего, метафизические проблемы, то есть вопросы бытия и его сущности, объявляются неразрешимыми. Наука и философия должны познавать законы природы и общества. На позитивной стадии преодолевается разрыв между теорией и практикой, который был на предыдущей стадии, Решающая сила развития общества по пути прогресса - это прогресс знаний.

Полностью зрелая стадия наступила наконец лишь тогда, когда ученые решились мыслить исключительно в терминах закономерных соотношений между наблюдаемыми явлениями. Отказ от любых апелляций к тому, что не может быть положительно воспринято, знаменует позитивной – высшей – стадии человеческой мысли.

«Социология и позитивная философия в конце концов послужат основой настоятельно необходимого переустройства политики, этики и религии».

«Религиозный обряд, гармонизированный с естественнонаучным интеллектом, жизненно необходим для поощрения чувства и в силу этого обеспечивает мотивацию преобразования и воспитания здорового общества».

Конт верил в то, что религия человечества, будучи, по сути, универсальной религией, окажется особенно притягательной для тех, кто на допозитивистских стадиях истории систематически исключался из общества. К их числу относятся притесняемые пролетарии всего света и, конечно же, женщины. Но, тем не менее, Конт не считал неизбежным конфликт между наукой и верно понятой религией. Он считал, что позитивистское жречество будет проповедовать истину разума, и воспитывать в обществе дух коллективизма и сотрудничества. И вскоре, раскол между верой и разумом, авторитетом и автономией, ритуалом и наукой будет в конце концов преодолен.

5. Выводы

Огюст Конт был первым кто ввел термин социология, то есть наука изучающая общество и общественные явления на основе научных знаний, и это его основная заслуга.

Он развил закон о трех стадиях развития общества, начатый еще Сен-Симоном, до теории исторического прогресса и общую схему истолкования всего человеческого мышления. По его мнению, общество развивалось, переходя от одной стадии к другой и, наконец, достигает наивысшей стадии, то есть позитивной, где господствует разум и научный опыт.

Конт призывал к соединению философии с жизнью и конкретному анализу фактов и явлений, чтобы описывать и систематизировать то, что мы чувствуем. Но он также и отказывался от поисков причин этих явлений. «Мы считаем, безусловно, недопустимым и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных». Он полагал, что достигнуть абсолютных знаний невозможно.

Так же он пытался классифицировать науки, принцип деления наук должен «вытекать из изучения самих классифицируемых предметов и определяться сродством и естественными связями, которые между ними существуют». Все науки объединяет глубокая связь, и все они обладают различной степенью общности, тем самым их можно расположить по степени убывания общности. Наивысшей наукой он считал социологию, и поэтому она возникла позже всех наук.

Конт сравнивал общество с биологическим организмом, развитие которого определяется формами мышления, который имеет законы жизни и зависит от них.

Конт провозгласил создание новой религии – религии человечества, где господствует человек, которого он ставит выше всех божеств. Но большого успеха его затея не имела.

Конт полагал, что в его время человечество и наука уже вступили в третью стадию развития, то есть позитивную, но это остается еще делом будущего. Предстоит много сделать, чтобы создать новый тип ученого и человека духа, нацеленного на позитивную науку.

Конт верил в позитивную науку как главный фактор общественного прогресса: «Давайте, не ввязываясь в ненужные дебаты, поставим позитивную философию в такое положение, чтобы она взяла на себя активную роль. Давайте же, завершая начатую Бэконом, Декартом и Галилеем гигантскую работу, создадим систему всеобщих идей, которая в определенное время окажется для человеческого рода столь значимой, что революционный кризис, который ожидает цивилизованные народы, будет преодолен».

Список литературы

Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов

Социология / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая – 1999

Великие философы / А. В. Блинников – 1999

История философии «Запад – Россия – Восток» / Н. В. Мотрошилова, А. М. Руткевич

Великие мыслители запада / под ред. Ян Мак-Грил

Огюст Конт