Марксистская философия

Федеральное агентство по образованию

Сибирская Государственная Автомобильно-дорожная Академия

(СибАДИ)

Центр дополнительного образования

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия»

Тема: «Марксистская философия»

Выполнил: студентка 1 курса

Специальность: экономика и

управление на предприятии

транспорта

Сапожникова Т.А.

Проверил:

Калачинск

2008.

Содержание

  1. Введение
  2. Исторические условия возникновения марксистской философии
  3. Теоретические источники марксистской философии
  4. Теория марксистской философии
  5. Практика в марксистской философии
  6. Материалистическая диалектика
  7. Исторический материализм
  8. Выводы
  9. Литература

  1. ВВЕДЕНИЕ

Вся история философии – это история борьбы двух партий философии – материализма с одной стороны и идеализма с другой стороны. Эта борьба актуальна и поныне.

Развитие общественно-исторической практики, науки и философии к середине XIX века требовало их глубочайшего философского осмысления. Именно поэтому в данный период появляются такие направления материалистической философии как позитивизм и марксистская философия, которые ставят перед собой задачи исследования действительности, обнаружения ее законов, понимание и объяснение жизни общества.

В своей работе я рассматриваю причины возникновения, и основные понятия марксистской философии, которая была создана революционными мыслителями Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

  1. Исторические условия возникновения марксистской философии.

К середине XIX века буржуазные революции были практически уже позади. Формировался пролетариат, условия которого были тяжелыми или даже невыносимыми. Классовые столкновения все более обострялись. Все больше происходило восстаний (восстание ткачей в Лионе, Германии, широко развертывались движения в Англии). Но на данный момент выступления рабочих носили стихийный характер, они были не организованы.

Противоречия между бедными и богатыми, трудом и капиталом вызывали гневные протесты сторонников утопического социализма (Ш. Фурье, А. Сен-Симон, Р. Оуэн), мечтавшими о социальной справедливости. Но они не видели реальной силы, которая совершила бы такие социальные преобразования

Пролетариат мог освободить себя, лишь разрушив экономические условия эксплуатации, но для этого необходима была организация рабочего класса. Маркс и Энгельс пришли к выводу о всемирной освободительной миссии рабочего класса и неизбежности перехода от капитализма к социализму. Только пролетариат может разрушить старый мир и построить новое общество. Этот вывод мог быть сделан только на основе тщательного научного исследования законов развития общества, и предполагал выработку нового мировоззрения и методологии. На основании этого Карл Маркс и Фридрих Энгельс создают свою философию, которую называют «новой философией», «новым материализмом» - это научная теория социализма.

  1. Теоретические источники марксистской философии.

Одной из важнейших предпосылок возникновения марксистской философии стали современные достижения и открытия. Это и создание Эйнштейном теории относительности, Менделеевым периодической системы химических элементов и многие другие открытия.

Но философы, при разработке своего учения, опирались не только на достижения естествознания, но и, прежде всего на достижения общественных наук. Теоретическими источниками марксистской философии являются немецкая классическая философия, английская классическая политическая экономия и французский утопический социализм.

Философия диалектического материализма не могла возникнуть без такого открытия Карла Маркса, как материалистическое понимание истории. Понимание исторического развития - это социально-философская концепция, раскрывающая органическое единство природного и социального, индивидуального и социального, объективного и субъективного, материального и духовного. Она достраивает материализм «доверху», и позволяет качественно с новых позиций рассматривать человека и всю его жизнедеятельность.

Непосредственными предшественниками, оказавшими существенное влияние на философские взгляды Маркса и Энгельса, были Гегель и Фейербах. Их работы были основополагающими для создателей марксистской философии. Они считают себя учениками Гегеля, но с первых шагов они препарируют идеи Гегеля и используют их по своему.

  1. Теория марксистской философии

В советской философской литературе укрепилось представление, что философия Маркса и Энгельса – это диалектический и исторический материализм.

Долгие годы велись дискуссии о понимании соотношения диалектического и исторического материализма. Об этих спорах многие оппоненты марксистской философии отзывались, как о «схоластических дискуссиях». Дж. Белл, современный американский социолог, упрекал советских марксистов в незнании подлинных взглядов К. Маркса, в отождествлении их с популяризаторскими взглядами Г. В. Плеханова.

Следует отметить, что сами К. Маркс и Ф. Энгельс не рассматривали свою философию, как исторический и диалектический материализм, а говорили об историческом материализме в рамках своей философии – диалектического материализма. То есть они говорили о «теории исторического процесса», как об историческом материализме, как составной части диалектического материализма.

В естественнонаучном обосновании марксистской философии серьезное значение имело диалектико-материалистическое осмысление природы, в котором существенную роль сыграли выдающиеся естественнонаучные открытия. Марксистская философия не принимает позитивистские трактовки природы, познания и общества. Это доказывается тем, что марксистские философы осудили позитивизм, популярного в рабочем движении, Евгения Дюринга, объявившего себя социальным реформатором и выступившего с критикой взглядов Карла Маркса. В ответ Фридрих Энгельс, по предложению К. Маркса, написал серию статей с критикой философских взглядов Дюринга, которые собрал вместе и создал в 1878 году книгу «Анти-Дюринг». В этой работе Энгельс особое внимание уделяет тому, на основе какого метода должно развиваться научное познание, как развивать науку. Именно Энгельсом сформулированы положения марксистской философии о сущности диалектической логики, ее основных проблемах, об отношении диалектики к формальной логики.

Диалектические разработки Гегеля в переработанном виде послужили философским источником формирования материалистической диалектики. В своей критике материалистических взглядов Гегеля основоположники марксистской философии опираются, прежде всего, на материализм Фейербаха, входящий в состав всей материалистической традиции. Диалектический материализм и есть результата коренной творческой переработки того и другого на основе нового осмысления сознательной и природной реальности.

Идеи выдающихся английских экономистов (А. Смита, Д. Рикардо), которые создали экономическую анатомию буржуазного общества и трудовую теорию стоимости, способствовали созданию Марксом и Энгельсом научной социальной философии – исторического материализма.

В процессе критики философии Фейербаха, марксисты раскрыли концепцию материального понимания исторического процесса. Это понимание заключается в том, чтобы исходя из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс общественного производства. А также понять связанную с данным способом производства и порожденную им форму общения, то есть гражданское общество на его различных ступенях развития, как основу всей истории. Затем необходимо отразить деятельность гражданского общества в сфере государственной жизни, а также объяснить обусловленную им различные теоретические взгляды и формы сознания, в том числе религию, философию и мораль. Важно исследовать и проследить процесс их возникновения на этой основе, так как этим можно объяснить процесс развития общества в целом, а следовательно и взаимодействие между его различными сторонами.

Это можно сделать с помощью материалистической диалектики. Материалистическая диалектика по словам Энгельса – это наука об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления, которая не является философией, стоящей над прочими науками

Материалистическая диалектика исходит из признания объективных законов общества, но эти законы и деятельность людей – не два распложенных и независимых фактора движения в обществе, а единый процесс, поскольку социальные отношения существуют и проявляются в деятельности людей: масс, классов, партий, отдельных личностей.

По мнению марксистов, ядро философии заключается в том, чтобы не только различным образом объяснить мир, но и пытаться изменить его. Это объясняет то, что вследствие идеализма ни одна философская система не создала науки раскрывающей законы революционного преобразования общественной жизни. Выведя теорию из практики, марксистская философия подчинила ее интересам революционного преобразования мира. К. Маркс и Ф. Энгельс создали философию масс, в которой обосновали решающую роль народа в истории.

  1. Практика в марксистской философии

Еще в своем первом научном произведении – докторской дисертации «Различия между натурфилософией Демокрита и натурфилософии Эпикура», молодого Карла Маркса интересует проблема человеческого самосознания. Именно Карл Маркс и Фридрих Энгельс впервые в истории человеческой мысли обратили внимание на то, что сознание – это не абсолютно самостоятельная сила, а имеет свое основание в материальном жизненном процессе. Они указывают, что сознание обладает активностью и действенностью.

Подлинная роль практики в человеческом обществе и человеческой истории они обосновывали в преодолении основных недостатков материализма Фейербаха и всего предшествовавшего материализма. Карл Маркс и Фридрих Энгельс развивали диалектику в борьбе против метафизики в ее классической форме, для которой «вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один независимо от другого».1 Маркс уделял огромное значение теоретической мысли, как не просто объяснительной функции философии, а преобразующей функции. Далее он связал эту функцию с тем, что теория служит практике, а практика определяет теорию.

Понимание практики у Маркса и Энгельса имело различные подходы: практика – это предметная деятельность; практика – это деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества; практика – это общественно-историческая деятельность людей; практика – это характеристика жизнедеятельности людей.

Сегодня при определении практики все чаще используется понятие

субъект и объект, к которым Маркс обратился в своих «Тезисах о Фейербахе». Он писал, что главный недостаток всего предшествующего материализма - включая фейербаховский – заключается в том, что предмет, действенность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно.2

Маркс дает определение объекту, как предмету приложения человеческих сил, субъекта, под которым имеется в виду не только отдельный человек, но и человеческие общности (классы, нации, народы, государство и др.) Материально-производственная деятельность («обработка природы людьми») и социально-преобразовательная деятельность («обработка людей людьми») – это основные виды практики по Марксу.

Своеобразие сущностных сил человечества состоит в их опредмечивании. Маркс уделял особое внимание практике и истории промышленности и возникшему предметному бытию промышленности, которое является «раскрытой книгой человеческой сущности». Под результатом практики Маркс понимает изменение материальных и других общественных отношений. Это отражается в его труде «Капитал».

Категория «практика» введенная марксистской философией в анализ процесса познания (основа, цель познания и критерий истины), позволила не только преодолеть агностицизм, но и связала воедино всю концепцию материалистического понимания истории с гносеологией, способствуя их более глубокой разработке.

Для рассмотрения проблем онтологии категория «практика» явилась фундаментом. Раскрытие сущности сознания предполагает указание на отражение в нем прежде всего материальной жизни людей и всех условий их общественного бытия. С материальными условиями постановкой и достижением цели, наличием необходимых средств для ее реализации связано само целеполагание человека. Процессом выработки цели является процесс отражения объективного мира в форме образа предстоящей практической деятельности. Как считают марксисты, цель есть идеальный образ подлежащих созданию предметов, образ, который существует до того, как эти предметы будут произведены.

Марксисты рассматривают все явления и процессы, при взаимодействии их с социальным субъектом, как результат настоящей или предшествующей человеческой деятельности, в сложном взаимодействии ее практических и теоретических, объективных и субъективных моментов, показывая, что практической является вся общественная жизнь.

Марксистская философия – это такая система взглядов, которая опирается на практику человечества, ее осмысление, что позволило марксизму подойти к философии не только как к любомудрию и «душе культуры», пониманию ее как свойства человеческого ума, но увидеть то, что в весьма абстрактной форме сформулировал еще Аристотель – «быть учением о наиболее общих принципах бытия и познания», исследовать эти принципы как законы природы, общества и человеческого мышления.

Философия марксизма внесла качественное изменение в содержание и социальную роль философской мысли во всей системе научного знания и практического преобразования действительности. К. Маркс и Ф. Энгельс связали в единый узел революционную теорию с революционной практикой.

  1. Материалистическая диалектика

Маркс и Энгельс не признавали идеалистической диалектики, по их мнению «стоящей на голове», каковой являлась гегелевская диалектика. Но все же они неоднократно подчеркивали в своих трудах приверженность диалектике, но только разработанной ими самими – исторической форме диалектики – материалистической диалектике.

Диалектика Гегеля по мнению Маркса – это диалектика духа, мышления, «движения мыслей», которая не способствует пониманию сущностных сил самого человека. Для Гегеля субъектом является не действительный человек как таковой, а абстракция человека, его самосознание. Человеческие же сущностные силы – это разумение истинной формы духа, мыслящего, логического духа. Таким образом, Гегель рассматривает всю предметную действительность не как деятельность человека, а как результат творящей идеи. С помощью же материалистической диалектики возможно раскрыть сущность явлений, чего не позволяет сделать идеалистическая диалектика. Здесь важно обращение к действительным явлениям, предметам, источникам действительного сознания.

К. Маркс и Ф. Энгельс не только высоко оценивали, но и широко использовали разработанные Гегелем учения, в том числе и учение о противоречиях, о снятии противоречий, как предметном движении, которое вбирает в себя отчуждение и положительные моменты, о диалектике существенности, явления, кажимости, а также о диалектике случайности и необходимости, единичного, особенного и общественного, абстрактного и конкретного, исторического и логического.

Марксистская философия рассматривает связь объективной и субъективной диалектики, как диалектики природы, общества и познания, как отражение объективной диалектики человеческим сознанием, теорией диалектики.

В марксистской философии существуют два подхода к диалектике. Первый подход – это подход к диалектике, как к теории и второй подход – как к методологии познания законов капиталистического общества и человеческой истории. Здесь исследуются изменения явлений, их развитие, переход из одной формы в другую, закономерные связи, законы, открытия, учитывая их специфику, определяемую конкретными условиями.

Рассматривая развитие явлений через противоречия, К. Маркс приходит к уяснению существенности явлений, открытию экономических и других законов. Так рассмотрение труда абстрактного и единства конкретного труда К. Маркс смог определить стоимость товара.

Марксистская философия исследует категории и законы диалектики, основные диалектические принципы – развития, связи, детерминизма и др.

В марксистской философии диалектика процесса познания исходит прежде всего из развития общественно-исторической практики, которая выступает основой познания, целью познания и критерием истины. Так же она рассматривает процесс познания через диалектику абсолютного и относительного, объективного и субъективного, чувственного и рационального моментов познания.

К. Маркс уделил внимание специфике познания общественных явлений, их роли в познании диалектических методов – метода восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, а так же метода единства исторического и логического.

Материалистическая диалектика рассматривает абстрактное и конкретное не как два различных понятия, а как два связанных друг с другом момента одного и того же понятия. Одно и то же понятие может быть и абстрактным и конкретным. В отношении к одному понятию оно может быть конкретным, ибо его содержание наполнено большим числом определений, а в отношении к другому содержанию, которое богаче определениями, - абстрактным. Процесс образования понятий начинается с конкретности чувственного познания, которую можно назвать диффузной, хаотической конкретностью. Эту конкретность живого, чувственного созерцания иногда ошибочно называют понятием.

От этой первоначальной конкретности происходит переход к абстракции, к выявлению отдельных сторон, свойств предметов, выражающих сущность. В итоге от отдельных, простых абстракций переходим к новому конкретному, которое представляет собой закономерную связь, систему различных абстрактных определений.

Материалистическая диалектика как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления одновременно является теорией познания и логикой. Законы мышления в ней совпадают с законами бытия по своему содержанию, так как первые являются отражением вторых. Материалистическая диалектика при изучении мышления и ее законов ставит своей задачей также обнаружение отраженных в них объективных законов. Она ставит своей целью дать научное понимание объективной действительности, вскрыть законы ее развития. Это научное понимание действительности возможно как обобщение результатов развивающегося процесса познания. Вне изучения опыта всех наук, вскрывающих законы движения отдельных сторон действительности, всей многообразной практики людей, нельзя постигнуть наиболее общие законы развития природы. Общества и мышления.

Материалистическая диалектика понимает мышление как субъективную деятельность. Она вскрывает законы движения вещей и процессов, становится методом движения мышления к обнаружению объективной природы предмета. Диалектика направляет процесс мышления по объективным законам, с тем чтобы мысль в своем содержании совпала с объективной реальностью, то есть привела к объективной истине.

Материалистическая диалектика снимает вопрос о существовании чистой онтологии как таковой, которая бы изучала только законы бытия.

Познанные законы и формы развития превращаются в сознательно используемые принципы и проблемы теоретического мышления, и, таким образом объективное становится субъективным, формой деятельности познания человека.

Предметом материалистической диалектики являются наиболее общие законы объективного мира, но эти же законы становятся законами и формами постижения мыслью объективного мира, они используются человеком для дальнейшего познания и практического переустройства действительности. Поэтому в задачу материалистической диалектики как науки входят: обнаружение наиболее общих законов развития объективного мира; раскрытие значения их как законов мышления, уяснение их функции в движении познания.

К. Маркс и Ф. Энгельс создают материалистическую диалектику как науку о наиболее общих законах развития мира и человеческого сознания. Она стала «душой марксизма», так как способствовало не только разработке всех составных частей марксистской теории, но и явилась методологической основой для решения практических задач.

  1. Исторический материализм

Основным вопросом философии является понимание исторического процесса. В марксистской философии ответ на этот вопрос дается с помощью исторического материализма.

Марксистская философия утверждает, что люди сами являются творцами истории, но творят ее не по произволу, а на основе унаследованных ими от прошлых поколений объективных, материальных условий, в соответствии с объективными законами. Бытие людей определяет их сознание, то есть сознание отражает общественное бытие.

Но эти два понятия не являются одинаковыми. Общественное бытие и общественное сознание не тождественны, так же как не тождественны бытие вообще и познание вообще. Из того, что люди вступают в общение как сознательные существа, никак не следует, что общественное сознание являлось одинаковым по значению общественному бытию. Вступая в общение люди не сознают того, какие при этом образуются общественные отношения, по каким законам они развиваются.

Дело не в том, что люди субъективно не желают сознавать это, а в том, что они объективно не могут. Не могут потому, что общественное сознание не в состоянии охватить сумму всех тех изменений, которые происходят в общественном бытии, так как оно является отражением этого общественного бытия. Эти изменения не проходят через общественное сознание, из них складывается необходимая цепь событий, цепь развития, независимая от общественного сознания, не охватываемая им полностью никогда. Учение К. Маркса состоит в том, что общественное бытие отражается в общественном сознании, и это отражение может быть верной приблизительной копией отражаемого.

Это положение является исходным во всей теории исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса, которое связано с исходным положением философского материализма. Здесь как и в философском материализме материализм исторический признает общественное бытие независимым от общественного сознания человечества.

Маркс и Энгельс, ведя борьбу с философами, которые были «материалистами внизу и идеалистами вверху», обратили главное внимание на достраивании философии материализма доверху, то есть на материалистическое понимание истории. В своих работах говоря об историческом материализме они делали основной акцент на слове «исторический».

Исторический материализм тесно связан с жизнью, и непросто с жизнью, а с революционной жизнью общества. «Без этой связи правильные положения исторического материализма теряют свою ясность и определенность, лишаются силы и жизненности, становятся жертвой догматизма и сектантства, разложения и очень часто встречающегося «растворения» в других, в совсем не марксистских утверждениях», - В. И. Ленин. Так же они теряют свою истинность, основное качество всякой научной теории.

В марксистской философии утверждается единство естественно исторических законов развития природы и общества. Но при этом между ними определяется существенное различие. Этот закон выражает устойчивое, прочное в отношениях между явлениями, но в природе в отличии от общества он выступает как взаимодействие слепых, стихийных сил. В обществе же он возникает и функционирует в процессе целенаправленной деятельности людей.

Следовательно, по мнению марксистов, общество – это новая и высшая ступень в развитии материального мира. Будучи особой и высшей ступенью материального мира, общество представляет собой саморегулирующуюся систему, имеющую свой внутренний источник развития и оказывающую активное и сознательное воздействие на природу (в отличии от стихийного воздействия природы на общество).

Большим достижением марксистской философии была разработанная К. Марксом идея об общественно-экономических формациях. Понятие общественно-экономической формации – одно из центральных понятий исторического материализма, выработанное марксистской философией. В основе этого понятия лежит способ добывания средств к жизни, а также связь между людьми, которая возникает под влиянием данного способа, и система отношений возникающих при этом. При этом образуется та основа общества, которая облекается политико-юридическими формами и известными течениями общественной мысли.

Идея Маркса об общественно-экономических формациях, выдвинутая им в качестве научной гипотезы, открывала новые возможности познания развития общества. Выделяя из всех общественных отношений производственные отношения как первоначальные и определяющие, К. Маркс нашел объективный критерий для строго научного анализа исторических и общественных проблем. Он сделал анализ возникновения политико-юридических форм, который был намного глубже тех представлений, что господствовали в современное ему время, распространив его на происхождение самих общественных идей человека, сделав вывод о зависимости «хода идей» от «хода вещей».

Анализ материальных общественных отношений, введенный марксистской философией, позволил выявить повторяемость и правильность в развитии социальных явлений и обобщить порядки разных стран в одно основное понятие общественной формации. Но при этом К. Маркс и Ф. Энгельс истолковывали конкретный исторический процесс какой-либо страны или групп стран как открытие в своем противоречивом развитии не одну, а часто две и более возможностей.

В истолковании марксистов общественно-экономические формации – первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая – являются историческими эпохами в прогрессивном развитии человечества.

При величайшем многообразии исторических явлений понятие общественно-экономической формации отражает единство и цельность исторического процесса, что имеет громадное значение для исследования конкретной истории, познания диалектики исторического процесса.

  1. ВЫВОДЫ

Мыслители прошлого нередко стремились к созданию законченного учения, которое должно дать ответы на все вопросы. Но это противоречило жизни – непрерывно текучей и изменчивой.

Марксистская философия в отношении не только к действительности, но и также в отношении к самой себе коренным образом отличается от всех предшествующих ей философских систем. Она не только критична, но и само критична. Основные принципы марксистской философии основаны на практике общественного развития, на новых достижениях науки, новом опыте.

В современном мире, а особенно в России, многие упрекают марксистскую философию. Но в истории человечества не так много людей, которые оказали такое колоссальное воздействие не только на развитие духовной культуры, но и на судьбы человечества.

Ядром философии является то, чтобы не только различными способами объяснять мир, но и пытаться изменить его. По мнению К. Маркса, стремление духовности к материальности изменит мир в лучшую сторону.

Философия К. Маркса и Ф. Энгельса первой создала идею о революционном развитии общества, о том что на его развитие влияют не отдельно взятые личности, а народ в целом.

  1. Литература
  2. «История философии в СССР в пяти томах», том 4. – М: «Наука», 1971г.
  3. «Философия», под ред. Лавриненко В. Н. – М: Юрист, 1998 г.
  4. Спиркин А. Г. «Основы философии» - М: Политиздат, 1988 г.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, стр 21

2 Маркс К, Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. Т3 с. 36-37

Марксистская философия