Русский космизм. К.Э. Циолковский

Федеральное агентство по образованию

Сибирская автомобильно-дорожная академия

(СибаДИ)

Реферат

по предмету философия

«Русский космизм. К.Э. Циолковский».

Выполнил: студент 2 курса

Специальность: экономика и управление на предприятии

транспорта

Белицкий А.А

Проверил:

Омск -2009

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………... 3

1. Понятие русского космизма……………………………………………. ……..5

2.К.Э.Циолоковский – один из основоположников русского космизма……...14

Заключение………………………………………………………………………..21

Литература ……………………………………………………………………….. 22


Ведение.

Ориентация на гуманитарное знание, на литературу и искусство, на проблемы человека является безусловной доминантой в русской философии, особенно с конца XIX века. Отсюда ее своеобразный антропоцентризм, персоноцентризм, который чаще всего предстает в виде "христоцентризма", то есть в виде религиозной философии человека. Но это была лишь одна из тенденций в развитии философии России. Другая тенденция представлена учениями, возникшими под влиянием нового естествознания и в то же время стремившимися к построению широкого гуманистического взгляда на универсум.

В истории русской философии наблюдается явление, оказавшее значительное влияние на развитие всей мировой философской мысли. Это космизм.

Свои традиции он ведет издалека; серьезное влияние на его представителей оказали труды русских религиозных философов, в особенности Федорова и Соловьева. Однако это самостоятельное учение было сформулировано естествоиспытателями-философами начала XX в. Они отстаивали идеи единства человека и космоса, космической природы человека; его бессмертия и безграничных возможностей, благодаря нравственному совершенствованию и росту научных знаний.

Прежде всего необходимо здесь назвать имя Н.В. Бугаева - профессора математики, последователя учения Лейбница о монадах. Он высказал идею о том, что в основах бытия накапливается никуда не исчезающее прошлое.

«Космическая философия» была разработана К.Э. Циолковским. В основе ее лежит идея атома как простейшего материально-духовного элемента бытия. Он обладает чувствительностью и, объединяясь в конгломераты, обеспечи¬вает все разнообразие мира. Атом вечен, временны лишь его объединения, а потому жизнь бесконечна. Смерть же есть лишь эгоистическое желание сохранить привычное. Весь материальный мир в основе состоит из атомов, значит, жизнь ограничивать нашей планетой нелогично. Живой космос представлен множеством цивилизаций, в котором мы - лишь одни из многих.

Идею космического взгляда на мир продолжил В.И. Вернадский . Он сформулировал законы развития биосферы, в которых речь идет о необратимости эволюции живого вещества и его усложнении.

К данному направлению принадлежал и основатель космической биологии А.Л. Чижевский. Он доказал, что развитие биосферы происходит не только под воздействием разумных сил планеты, но и под влиянием физических факторов космоса. Эти космические отношения сказываются на деятельности биологических систем всех уровней развития.

Мне бы хотелось в своей работе осветить особенности этого направления русской философии – космизм и хотелось бы рассказать о его основателе – Константине Циолковском. Человеке удивительном и неординарном.


1. Понятие русского космизма.

В древнейших религиозных и мифологических представлениях человек уже прозревал соотношения и взаимосвязи между своим существованием и бытием Вселенной и эту свою интуицию претворял в различные, преимущественно образные, формы. Космические символы и образы народного бытового искусства и поэзии, микро и макрокосмические соответствия выражали эту объективную идею целостности мироздания, органичной включенности в него жизни и сознания. Но рядом всегда существовал и более активный подход, являлось стремление воздействовать на мир в желательном направлении.

Преображающая человека и мир мечта стремилась к преодолению ограниченности человека в пространстве и времени, она воплощалась в сказочные, фольклорные образы господства над стихиями воздушные полеты, метаморфозы вещества, живую и мертвую воду...С древности до конца XIX в. эта космическая тема развивалась только в мифе, фольклоре, поэзии, а также в некоторых философскоутопических, фантастических произведениях к примеру, у Сирано де Бержерака, Жюля Верна .

Русский космизм интересен тем, что в сочинениях ряда философов, ученых-мыслителей (Н. Ф. Федорова, В. С. Соловьева, Н. А. Умова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского) во весь рост встали проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности.

Именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в космос, уже начиная с середины прошлого столетия вызревает уникальное космическое направление научнофилософской мысли, широко развернувшееся в XX в.

Под космизмом понимается целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников.

Причина тому - некоторые особенности в развитии русской философии XIX века, стремившейся представить человека не атомарным существом, а личностью, обладающей всем богатством индивидуальности и вместе с тем неразрывно связанной со всеобщим. Концепции космизма во многом опирались на эволюционные воззрения, которые пользовались в России большим признанием.

Русский космизм – особое мировоззрение.

Его признаками считаются :

1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека – в неразрывной связи с космосом.

2) активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность человека, в связи с чем предполагается преображение человека.

3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса.

4) признание необходимости соединения усилий людей, единства (“соборности”) человечества. В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы. В отечественном космизме выделяют религиозно-философский космизм (В. Соловьев и традиция всеединства, Н. Федоров, Н. Бердяев) и естественнонаучный (Н. Умов, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский).

Итак, в русском космизме представлены две тенденции. Одна - это космизм либо с некоторой примесью фантастики, либо опирающийся на теологию.

Родоначальником всей активно-эволюционной, космической мысли в России был «искатель истины» Н. Ф. Федоров с его учением «общего дела». Признав внутреннюю направленность природной эволюции ко все большему усложнению и к появлению сознания, Федоров приходит к следующей мысли: всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными, слепыми силами вне и внутри себя, выйти в космос для его активного освоения и приображения, обрести новый, бессмертный космический статус бытия, причем в полном составе прежде живших поколений. В философии "общего дела" Николая Федоровича Федорова центральной стала тема постоянного расширения, под влиянием внутренних импульсов эволюции, поля деятельности человека, включающего, наконец, в сферу своей активности космическое пространство. Человек овладевает не только пространством, но и временем. Благодаря познанию, опыту и труду, полагал Федоров, люди, объединившись, смогут так регулировать природные процессы, что обретут бессмертие и возвратят к жизни, "воскресят" ушедшие поколения.

Необычно важна для русского мыслителя идея истинного коллективизма («Жить со всеми и для всех»), направленного на общего врага всех без исключения: смерть, разрушительные стихийные силы; тут кроется источник его безграничного оптимизма: все, одушевленные высшей целью, касающейся конкретно каждого, могут невероятно много, фактически все.

Новый грандиозный синтез наук, к которому призывал Федоров, должен быть осуществлен в космическом масштабе и быть прежде всего преобразовательно-деятельным: в нем практика, т. е. знание, доказанное «опытами в естественном размере», всеобщей регуляцией, сам достигнутый несомненный результат труда становится высшим критерием истины. Лаборатории ученых распахиваются на всю природу, весь мир, углубляются в самого человека, его «физику» и психику, в тайны смерти и зла. Во всеобщую космическую науку о жизни, науку о человеке в том числе, входят все науки, ибо жизнь — единая целостность, в которой все взаимосвязано. Жизнь человека затухает, по меньшей мере, по двум рядам причин: внешним (стихийность среды, ее разрушительный характер, чему не может противостоять недостаточная емкость человеческого организма, т. е. недостаток знания и умения, который, по мысли Федорова, может быть преодолен всеобщим познанием, трудом, регуляцией природы) и внутренним (сама материальная организация человека оказывается неспособной к бесконечному самообновлению, не есть совершенно открытая система, тут необходима всеобъемлющая психофизиологическая регуляция).

Замысел философии всеединства В. С. Соловьева, как мы знаем, заключался в том, чтобы подготовить человечество к переходу на более высокую стадию эволюции, на вершине которой возникнет "Богочеловечество". Возвышенное, одухотворенное человечество должно, по мнению Соловьева, превратиться как бы в сотворца Бога и выполнить грандиозную задачу перевоплощения универсума: создание мира, освобожденного от гибели, распада, уничтожения, сохраняющего всю полноту и многообразие бытия.

Другая тенденция в русском космизме была тесно связана с прогрессом естествознания и развита естествоиспытателями. В 90-е годы XIX века ее представлял физик Николай Алексеевич Умов. Он подходил к человеку и обществу с точки зрения их места в универсальном процессе роста энтропии, полагая, что история человеческой культуры - не случайное явление в жизни Вселенной, ей предназначено стать могущественным фактором в космическом противодействии хаосу, увеличению энтропии. Эти идеи были углублены и развиты Константином Эдуардовичем Циолковским. Его научно-технические проекты, столь существенные в становлении космонавтики, были, собственно, техническим приложением к его "космической философии", рисующей космос заполненным различными формами жизни, от примитивных до лучезарных, бессмертных существ, способных непосредственно ассимилировать солнечную энергию. Современный человек, по мнению Циолковского, не является завершающим звеном эволюции. Разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство.

Идеи русского космизма наиболее полно воплотились в учении Владимира Ивановича Вернадского о роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной. В этом учении многое соприкасается с работами французских ученых Э. Леруа и П. Тейяра де Шардена, предложивших в 20-е годы XX века термин "ноосфера" для обозначения новой оболочки Земли, возникшей над биосферой и состоящей из духовной, мыслительной энергии, принадлежащей человечеству. Вернадский с тщательностью естествоиспытателя и глубиной мыслителя исследовал значение биосферы в формировании вещества Земли, огромные потенции ноосферы, расширяющиеся с развитием науки и общества.

В теории эволюции выдвигаются различные причины происхождения животных видов, их смены и развития, в основном сводимые к тому или иному сочетанию изменчивости и наследственности, пластичного приспособления организмов к среде и сложных генетических, мутационных законов. Последовательное совершенствование нервной, мозговой ткани, приведшее к созданию человека, по меньшей мере, намекает на спонтанные импульсы самой эволюции, на ее внутренние закономерности, на некую ее «идеальную» программу, стремящуюся к своей реализации.

Но в философии Вернадский видит мысли, предчувствия, связанные с пониманием жизни, ее места и роли во Вселенной, которые могут быть соотнесены с современными научными выводами о живом веществе, об антропогенной геологической эре, о будущей роли человека.

Идеи Вернадского о живом веществе, о космической жизни, о биосфере и переходе ее в ноосферу уходят в новую философскую традицию осмысления явления Жизни и задач человека как вершинного ее порождения. «Все живые существа держатся друг за друга и все подчинены одному и тому же гигантскому порыву. Животное опирается на растения, человек живет благодаря животному, а все человечество во времени и простаранстве есть одна огромная армия, движущаяся рядом с каждым из нас, впереди и позади нас, способная своей мощью победить всякое сопротивление и преодолеть многие препятствия, в том числе, может быть, и смерть.» — А. Бергсон. Homo faber — человек-ремесленник, человек, созидающий искусственные вещи и орудия. А искусственное есть тот исключительно человеческий вклад в наличность мира, который расширяет способности и возможности самого человека, как бы продолжает его органы. Творческие способности человека должны обернуться и на него самого, раздвинуть его еще ограниченное, преимущественно рациональное сознание. Пределы не поставлены.

По мнению авторов ноосферной теории, появление человека в ряду восходящих жизненных форм означает, что эволюция переходит к употреблению новых средств — психического, духовного порядка. Действительно, эволюция в своем первом мыслящем существе произвела небывалое орудие своего дальнейшего развития: разум, обладающий самосознанием, возможностью глубинно познавать и преобразовывать себя и мир.

Человек — кульминация спонтанной, бессознательной эволюции, но вместе с тем и некое начало, вырабатывающее в себе предпосылки для нового, разумно направленного этапа самой эволюции. С первой мысли человека о мире и себе, с первого самого малого практического изобретения, идея и проект которого стали передаваться (устно, в предании, затем письменно, в документе и книге...), совершенствоваться далее, зачался тот опоясавший ныне всю планету информационный поток сведений, знаний, концепций, теорий, который дает нам наиболее образно близкое представление о некоей новой специфической оболочке Земли (ноосфере), как бы наложенной на биосферу, но не слитой с ней и оказывающей на последнюю все большее преображающее воздействие. Она потому и называется сферой разума, что ведущую роль в ней играют разумные, идеальные реальности: творческие открытия, духовные, художественные, научные идеи, которые материально осуществляются в преобразованной природе, искусственных постройках, орудиях и машинах, научных комплексах, произведениях искусства и т. д.

Научная мысль — такое же закономерно неизбежное, естественное явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий разум, и она не может, по глубочайшему убеждению Вернадского, ни повернуть вспять, ни остановиться, ибо таит в себе потенцию развития фактически безграничного. «Научное знание, проявляющееся как геологическая сила, создающая ноосферу, не может приводить к результатам, противоречащим тому процессу, созданием которого она является».

Вернадский был свидетелем, как уже первая мировая война явила «невиданное ранее применение научных знаний» в целях «военного разрушения». Он предвидел, что найденные и использованные наукой и техникой к этому времени смертоубийственные средства «едва начинают проявляться в этой войне и сулят в будущем еще большие бедствия, если не будут ограничены силами человеческого духа и более совершенной общественной организацией». Последние десятилетия развития науки целиком оправдывают это предсказание. В устрашающей тени рукотворных, светлых научных чудес сейчас, как никогда, множаться и изощряются столь же фантастические средства убийства и уничтожения. Образец «научно построенного человечества» начинает не столько притягивать, сколько вызывать опасения и даже отталкивать, ведь на счету главной его силы — уже и атомные, и нейтронные бомбы, и реальные угрозы корыстных генетических манипуляций. Вернадский считал необходимым создать «интернационал ученых», которых культивировал бы «сознание нравственной ответственности ученых за использование научных открытий и научной работы для разрушительной, противоречащей идее ноосферы, цели». А в статье «Война и прогресс науки» он выдвинул идею: обезвредить, так сказать, «негативную» науку, все ее кошмарные плоды, наукой же, но защитительного и охранительного свойства.

Кризис веры в человека, кризис гуманизма, остро обнаружившийся в нашем веке после тех страшных злодейств невиданного исторического масштаба, на которые оказался способен человек, по-новому остро поставил вопрос о его природе, о правомерности «обожествления» природной данности человека, ее естественных границ. Можно ли в человеке (в его нынешней противоречивой, несовершенной, подвластной губительным импульсам в природе), которого заносит в самый кромешный ад вопреки самым благим намерениям, найти абсолют? Мыслители-космисты отвечают: нет! За абсолют может быть принят только идеал, стоящий выше человека. Это — Бог или высший преображенный человек в составе богочеловеческого единства. Путь к такому высшему человеку должен идти через обретение им все более высокого онтологического статуса.

В русском космизме, начиная с Федорова, прочно утверждается убеждение: человечество, самодовольно погрязшее в низшей свободе, свободе метаться во все стороны, изведывать все искусы, все возможности своего природного круга существования, никогда не сможет обрести высшей свободы благого избрания идеала ноосферы (или Царствия Небесного), если оно не начнет направленно преобразовывать саму свою теперешнюю физическую природу, так чтобы она постепенно становилась способной осуществлять этот высший идеал, ноосферный. Прочное нравственное совершенствование человека можно только вместе с физическим его преображением, освобождением от тех природных качеств, которые заставляют его пожирать, вытеснять, убивать и самому умирать. Одним словом, утверждают космисты, необходима реальная, активная работа над преодолением своей нынешней «промежуточности» и несовершенства.

Дальнейшее развитие человечества, по Вернадскому, будет состоять «в изменении форм питания и источников энергии, доступных человеку». Ученый имеет в виду овладение энергией Солнца, а также «непосредственный синтез пищи, без посредничества организованных веществ», умение поддерживать свой организм, как растения — из самых элементарных природных неорганических веществ. Уже в растении солнечная энергия «перешла в такую форму, которая создает организм, обладающий потенциальным бессмертием, не уменьшающим, а увеличивающим действенную энергию исходного солнечного луча». У Федорова задача превратить питание в «сознательно-творческий процесс — обращения человеком элементарных, космических веществ в минеральные, потом растительные и, наконец, живые ткани» не только была поставлена, но и осмыслена как одно из направлений в деле реального овладения человеком бессмертной природой, как одно из условий обретения им «причины самого себя». Циолковский также писал о будущем человеке, «животном космоса», прямо ассимилирующем в своем питании солнечные лучи и элементарные вещества среды и могущем быть бессмертным .


2.К.Э. Циолковский – один из основоположников русского космизма.

Константин Эдуардович Циолковский родился 4 сентября 1857 года в селе Ижевском Спасского уезда Рязанской губернии. Отец его, Эдуард Игнатьевич, поляк из Волыни, служил лесничим, всерьез интересовался естественными науками, был склонен к изобретательству. В роду у матери также были искусные мастера, но о ней самой Циолковский вспоминает очень скупо и указывает только, что она была "с искрой".

Рос Константин Эдуардович, как он пишет о себе, "очень смышленым и забавным ребенком", читал запоем все, что только мог достать. Его в семье любили и отчего-то дали прозвище – Птица, потому, что, играя с детьми, он любил залезать на крыши, прыгал с высоты, чтобы испытать ощущение полета.

В десятилетнем возрасте с Циолковским случилось несчастье - он заболел скарлатиной с тяжелыми осложнениями, вследствие чего наступила сильная тугоухость. Глухота мешала поступлению в школу и поэтому в школе Циолковский не учился и права учителя приобрел впоследствии по экзамену, сданному экстерном в 1879 году.

В 14 лет он сам изучил школьную арифметику, но уже в 17 лет без чьей бы то ни было помощи прошел курс дифференциального и интегрального исчисления и свободно решал задачи по аналитической механике. С 14-16 лет Константин Эдуардович начал конструировать игрушки, которые возбуждали удивление у окружающих: мастерил бегающие игрушечные локомотивы, построил модель экипажа с ветряной мельницей - эта модель легко ходила по доске против ветра, изготовил коляску, приводившуюся в движение паровой машиной. Все эти игрушки он изобретал самостоятельно, еще практически не зная физики и не читая каких-либо технических книг.

И вот что важно: в ранней юности, с 15 лет, им овладевает увлечение, ставшее одним из главных на протяжении всей долгой жизни. "Я... имел уже достаточно данных, чтобы решить вопрос: каких размеров должен быть воздушный шар, чтобы подниматься на воздух с людьми, будучи сделан из металлической оболочки определенной толщины. Мне было ясно, что толщина оболочки может возрастать беспредельно при увеличении аэростата. С этих пор мысль о металлическом аэростате засела у меня в мозгу".

Вскоре материальное положение семьи резко ухудшилось. Нужно было думать о заработке. Положение усугубили размолвка с отцом и решение уйти из родительского дома. Циолковский выдержал экзамен на городского учителя и получил назначение в Боровское уездное училище, где стал преподавателем арифметики и геометрии.

В Боровске Константин Эдуардович снял комнату в семье священника и через восемь месяцев женился на его дочери, Варваре Евграфовне. Она была почти без всякого образования. Родные Варвары Евграфовны были против брака. Оно и понятно: семья была глубоко религиозна, тогда как Циолковский считал себя убежденным атеистом, к тому же его поведение в глазах окружающих представлялось непонятным, а занятия казались смешными и странными; "Безбожник, неряха, ненормальный",- злословили родственники за спиной жениха. Но один факт перевесил все остальные. За Варварой Евграфовной не давали никакого приданого, а Константин Эдуардович приданым вовсе не интересовался, и это решило вопрос.

Жалованья Циолковский получал 27 рублей в месяц. По словам Варвары Евграфовны, на эту сумму можно было бы существовать сравнительно безбедно, но и тут Константин Эдуардович настоял на своем: большую часть денег тратил он на свои опыты.

Вот как описывает свои впечатления один из очевидцев, в 1897 году навестивший Циолковского: "Маленькая квартира... бедность, бедность из всех щелей помещения; посреди - разные модели, доказывающие, что изобретатель немножко тронут: помилуйте, в такой обстановке отец семейства занимается изобретениями!"

Учителем Константин Эдуардович был, по его собственному выражению, "страстным", тратил на преподавание много энергии, и потому за свои работы мог приниматься только вечером. Одно время он решил заниматься исследованиями с рассвета до уроков в школе.

В 1883 году Циолковский написал свои первые работы: "Теория газов", "Механика животного организма" и "Продолжительность лучеиспускания Солнца". Он представил их в Петербургское физико-химическое общество и вскоре получил благоприятные отзывы от таких известных ученых, как И. М. Сеченов и А. Г. Столетов. Циолковского единогласно избирают членом физико-химического общества.

В 1887 году при содействии Столетова он прочитал в Московском Политехническом музее доклад "О металлическом управляемом аэростате". В 1890 году были написаны еще три работы о воздухоплавании. Наконец, в 1891 году в "Трудах общества любителей естествознания" вышла первая печатная работа Циолковского экспериментального характера "Давление жидкости на плоскость"; в том же году появилась и вторая - "Как предохранить нежные вещи от толчков".

Надо сказать, местное педагогическое начальство относилось к Циолковскому все же неплохо, и в конце концов, в 1892 году его перевели в Калугу.

В ту пору внешность Циолковского производила на окружающих большое впечатление. Очки в металлической оправе, крылатка с капюшоном, высокий котелок, из-под которого черные волосы спускались до плеч, мятые брюки, выпущенные поверх густо смазанных ваксой сапог... Константин Эдуардович обычно ходил с опущенной головой, медленно постукивая зонтом, углубленный в свои мысли, отрешенный от всего.

В Калуге до 1898 года Циолковский преподавал математику и физику в реальном училище, а впоследствии - те же дисциплины - в женском епархиальном.

В 1893 году напечатал фантастический рассказ "На Луне", в 1895 году - "Грезы о земле и небе". До революции Циолковский писал по две-четыре статьи ежегодно. Они касались преимущественно проблем воздухоплавания. В 1903 году появилось знаменитое сочинение "Исследование мировых пространств реактивными приборами".

За выслугу лет Константин Эдуардович получил два ордена, что, впрочем, никак не улучшило его бедственного положения. Если в школе, где он преподавал, Циолковского ценили как человека науки, то городские власти видели в нем сумасшедшего выскочку из низов, да к тому же не совсем благонадежного. Здесь нужно еще раз подчеркнуть, что Циолковский всегда, с молодых лет и до глубокой старости, в своих творческих исканиях преследовал высокие цели и замыслы его были грандиозны. Меньше всего в его работе служили стимулом личные интересы.

Из 23 работ, написанных Циолковским в 1916-1921 годы, 18 философских. "Горе и гений", "Свойства человека", "Гений среди людей", "Непротивление" - вот названия некоторых. (В предыдущее пятилетие из 14 произведений лишь одно было собственно философским ("Нирвана"), а остальные почти все посвящены были дирижаблю и ракетному двигателю.)

Константин Эдуардович не читал исторических книг, о социальных науках имел самое смутное представление, политикой не интересовался, а революционную борьбу считал бесцельной. Верил, что только техника представляет единственное спасение для человечества. И потому в своих сочинениях постоянно развивал планы заселения космических пространств, заселения океанов, переустройства растений и тела самого человека. Само по себе это было любопытно, но далеко от тогдашней реальной жизни.

Себя Циолковский полагал монистом, последователем и продолжателем К. Бюхнера и Э. Геккеля. Признавая наличие высших сил, Циолковский не раз в результате иллюзий видел для себя знамения. Он рассматривал их как знаки, которые подаются ему разумными существами, якобы живущими в иных космических мирах.

Можно сказать, что Константин Эдуардович был и механистическим материалистом, и идеалистом одновременно. Он не признавал различий между физическими и биологическими явлениями. По его убеждению, и атом, и человек, и Земля, и вся Вселенная равным образом чувствуют, мыслят, выражают волю. Разница лишь количественная: математической формулой могут быть уравнены и одинаково подсчитаны чувства атома, человека, космоса...

Константин Эдуардович вначале не понял значения Великой пролетарской революции. Никакого участия в политической жизни он не принимал, даже позволял себе какие-то высказывания, за что, по словам одной из дочерей, был препровожден в Москву, но через две недели недоразумение разъяснилось. Более того, Советское правительство очень скоро приняло ряд мер, направленных к улучшению условий работы ученого-самоучки.

Циолковский был включен в состав Социалистической академии, стал получать зарплату, ему даже предложили переехать в Москву, чтобы регулярно участвовать в работе академии. Однако Константин Эдуардович от переезда отказался наотрез.

В 1921 году постановлением СНК РСФСР ему назначили пенсию в размере 500 000 рублей в месяц. Наконец-то Циолковский смог оставить школу и целиком отдаться своим занятиям. У него возник целый ряд новых технических идей, весьма ценных, с точки зрения специалистов, но на то, чтобы руководить работой по реализации этих проектов, у Константина Эдуардовича не осталось ни здоровья, ни сил. "Трагедия Циолковского состояла в том, что когда он был в расцвете сил, на него никто не обращал внимания, а после революции он был уже настолько стар, что не мог возглавить работу по осуществлению своих идей" ("Известия", 21 сентября 1937 г.).

Наряду с фантастическими рассказами не прекращается и создание философских произведений. Упомянем "Монизм Вселенной", "Волю Вселенной", "Неизвестные разумные силы", "Научную этику". В 1931 году под прежним названием "Монизм Вселенной" вышла еще одна работа Циолковского (первая появилась в 1925 году). Все эти брошюры ученый издавал на собственные деньги.

В 1932 году в торжественной обстановке в Калуге и Москве был отпразднован семидесятипятилетний юбилей. За выдающиеся заслуги перед Советским государством Циолковского наградили орденом Трудового Красного Знамени. Правительство увеличило пенсию, а калужский горсовет предоставил ученому новый просторный дом на улице, названной его именем. Впервые и калужане оценили значение работ Циолковского. "Мы и не знали до юбилея, что рядом с нами живет великий человек".

В дни юбилея Константин Эдуардович воочию убедился: то, что он считал только своим личным делом, интересует широчайшие слои трудящихся. В партии и правительстве он увидел силу, способную реализовать его проекты. Теперь он получил мощную поддержку. И он стал считаться с этой поддержкой, начал глубже интересоваться конкретной политической обстановкой; теперь жизнь страны, успехи социалистического строительства вызывали у него самое пристальное внимание. Он не только стал читать газеты, но и решил всерьез познакомиться с диалектическим материализмом. В архиве ученого сохранился конспект, озаглавленный "Диалектический материализм". Эту рукопись дочь Циолковского сделала специально по его просьбе. И не раз от него слышали, как он отзывался о прежней своей "Этике": "Как я теперь далек от всего этого!"

Последние годы жизни Циолковского отмечены интенсивным и плодотворным трудом: за четыре года он написал и частью опубликовал 12 работ, среди них - одну о ракетных двигателях, и что характерно: среди новых рукописей мы совсем не найдем философских произведений.

С 1932 года к Циолковскому был прикреплен для наблюдения врач филиала лечебной комиссии Н. И. Сироткин. До конца марта 1935 года никаких серьезных заболеваний, кроме легкого кратковременного кишечного недомогания, не обнаруживалось. И тут внезапно грянул гром. Когда Циолковский (а он это делать не любил) пожаловался на плохое самочувствие, Сироткин внимательно осмотрел его и распознал раковую опухоль в брюшной полости.

13 сентября Константин Эдуардович обратился в ЦК ВКП (б) с письмом, в котором завещал свои труды партии и правительству. Известно, что Сталин ответил Циолковскому телеграммой.

В 22 часа 34 минуты 19 сентября 1935 года Константина Эдуардовича Циолковского на стало.

Циолковского можно сравнить с человеком, который среди людей, не знающих иных построек, кроме деревянных, поставил себе целью создать 100-этажный небоскреб. Под градом насмешек он 40 лет подряд лопатой роет котлован для фундамента, попутно вычисляет (и при этом достаточно точно) форму и качество потребного материала, не забывая о существовании и каких-нибудь дверных ручек, и неустанно агитирует за те преимущества, какие даст человечеству осуществление его идеи. Во многом он кустарничал, но был самостоятелен и оттого - неповторим, и в этом заключалась его сила.

Немало интереснейших изобретений остались невоплощенными, на бумаге. Но сам Циолковский всегда считал себя не изобретателем, а теоретиком.
Заключение.

Направление русского космизма привлекательно не только верой в безграничные возможности человеческого прогресса. Весьма существенно, что этот прогресс, как правило, не мыслился вне единства всего человечества и его неуклонного нравственного совершенствования.


Список литературы.

  1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

Гриненко Г.В. История философии: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2004.

Смирнов И. Н., Титов В. Ф. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений.– М.: 1998.

Философия. Учебник. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Русский космизм. К.Э. Циолковский