ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2015
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................

3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И РАСКРЫТИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Структура и основные принципы учетной политики.......................................

5

1.2. Формирование учетной политики предприятия...............................................

8

1.3 Раскрытие и изменение учетной политики........................................................

12

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1. Понятие и содержание налогового планирования...........................................

17

2.2 Классификация налогового планирования.......................................................

20

2.3. Принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии.....

23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................

27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................

29

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития экономики, наиболее важным и действенным инструментом в увеличении прибыли является налоговое планирование. Разработанная и принятая стратегия предполагает эффективную работу в течение всего периода охваченного планирование.

Разные стадии планирования работы предприятия, такие как, экономическое, тактическое, стратегическое объединяет система налогового планирования, имеющая главную задачу оптимизировать налоговые выплаты государству таким образом, что бы увеличить за счет применения возможных налоговых и правовых льгот рентабельность деятельности. Планирование осуществляется своими силами или с помощью привлечения сторонних специалистов. На сегодняшний день такое планирование способно оказать влияние на инвестиционную политику предприятия на макро- и микроэкономическом уровне.

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как организацию деятельности хозяйственных объектов с целью минимизации налоговых обязательств без нарушения буквы и духа закона. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации и основных направлений налоговой и инвестиционной политики государства.

Само налоговое планирование предполагает, что налогоплательщик будет подстраиваться под существующее законодательство и самостоятельно выбирать наиболее оптимальные для него режимы деятельности и много случаев, когда налогоплательщику выгоднее сменить организационную форму деятельности или основное содержание, для оптимизации налогообложения. Данные изменения должны касаться тех сторон законодательства, на которые ориентированы налогоплательщики.

Вместе с тем не следует забывать, что планирование налогов связано с определенными затратами, которые необходимо предпринимать в целях экономии налогов. Поэтому выгоду от налогового планирования, т.е. средства, сэкономленные на налогах, всегда следует сравнивать с затратами, которых оно требует, и если чистый эффект окажется невелик, то, видимо, нет смысла вовлекаться в сложные схемы и реорганизации. Кроме того, цели налогового планирования могут вступать в противоречие с общекоммерческими приоритетами предприятия.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что предприятия стараются уплачивать меньшее количество налогов, переходя от одной системы налогообложения в другую в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, поэтому так важно изучить теоретические основы учетной политики и налогового планирования, позволяющие значительно снизить уровень налогового бремени.

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей учетной политики и налогового планирования на предприятии.

Задачами для реализации поставленной цели являются:

  • раскрыть структуру и рассмотреть основные принципы учетной политики;
  • рассмотреть формирование учетной политики предприятия;
  • иметь представление о раскрытие и изменение учетной политики;
  • изучить понятие и содержание налогового планирования;
  • раскрыть классификацию налогового планирования;
  • рассмотреть принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии.

Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативные акты, источники научной литературы, а также статьи в периодической печати.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И РАСКРЫТИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Структура и основные принципы учетной политики

В соответствии Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" независимо от организационно правовой формы и формы собственности каждая организация должна разработать и принять Учетную политику.

Учетная политика – это выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а так же формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных допущений и требований и особенностей ее деятельности.1

Под учетной политикой предприятия понимается выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся:

- способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;

- способы погашения стоимости активов;

- порядок организация документооборота;

- порядок проведения инвентаризации;

- способы применения счетов бухгалтерского учета;

- системы регистров бухгалтерского учета;

- способы обработки информации;

- иные соответствующие способы и приемы.

Иными словами, учетная политика организации – это обязательный документ, принимаемы организацией, в котором в соответствии с действующим бухгалтерским законодательством закрепляются «внутренние» правила (способы) ведения бухгалтерского учета.2

Типовая структура учетной политики включает:

1. Общие положения. Данный раздел может содержать:

- законодательные и нормативные документы, применяемые при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета;

- задачи и функции структурного отдела (бухгалтерии), на который возложено ведение бюджетного учета и составление отчетности;

- общие направления и принципы по ведению документооборота и составлению первичных документов;

- принципы отражения учета исполнения бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

2. Порядок составления и утверждения бюджетных смет (плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения для бюджетных и автономных учреждений соответственно). Здесь раздельно приводится порядок и локально-нормативный акт, которым закреплено составление бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности.

3. Организация бюджетного учета (методология учета). В данном разделе желательно пояснить специфику бюджетного учета, отразить общие принципы учета, с раскрытием информации в части организации бухгалтерской службы, порядка документооборота, перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, технология обработки учетной информации в условиях комплексной автоматизации бюджетного учета.

4. Порядок и сроки проведения инвентаризации, а также состава инвентаризационной комиссии по видам инвентаризуемого имущества. Согласно Закону № 402-ФЗ устанавливает нам следующие правила: случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются учреждением, за исключением обязательного проведения инвентаризации.

Проведение инвентаризаций обязательно:

- при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;

- при смене материально ответственных лиц (на день приемки - передачи дел);

- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

- в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.

При смене материально ответственных лиц инвентаризация проводится только в части имущества, закрепленного (числящегося) за соответствующим должностным лицом.

5. Порядок и сроки предоставления бюджетной и иной отчетности.

6. Учетная политика в целях налогообложения. Раздел должен содержать особенности учета по тем налогам (обязательным платежам в бюджет), плательщиками которых является учреждение, в т.ч.:

- налог на доходы физических лиц и страховые взносы во внебюджетные фонды;

- транспортный налог;

- налог на прибыль;

- налог на добавленную стоимость;

- налог на имущество;

- земельный налог, и др.

Основными принципами учетной политики считается полнота, своевременность, непротиворечивость, рациональность, последовательность, сопоставимость, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, имущественная обособленность организации.

1.2 Формирование учетной политики предприятия

Формирование учетной политики – это совокупность действий организации (ее уполномоченных лиц), выражающихся в определении (выборе, разработке) способов ведения бухгалтерского учета (элементов учетной политики), их принятии и утверждении.3

Учетная политика предприятия формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета в организации, в соответствии с требованием нормативных документов, и утверждается руководителем организации, что делается ежегодно.

Вновь созданные организации должны разработать и принять учетную политику не позднее 90 дней с момента государственной регистрации.

Формирование учетной политики должно осуществляться с учетом определенных предположений (допущений):

1. Допущение имущественной обособленности означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций.

Чтобы обеспечить действенность допущения имущественной обособленности, необходимо проверять правильность документального оформления принятого в организацию имущества, его фактическое наличие, отражение этого имущества в инвентаризационных описях.

Допущение имущественной обособленности обуславливает необходимость отражения собственного имущества организации на балансовых счетах, а имущества, принадлежащего другим организациям, – на забалансовых счетах.

Исключение из этого правила допускается в отношении лизингового имущества, которое в соответствии с Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» может учитываться на балансе либо лизингодателя, либо лизингополучателя.

2. Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Если же указанные намерения у организации имеются, она обязана объявить об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год. Указанное допущение обязательно должно использоваться в аудиторской практике, и аудитор обязан информировать пользователей бухгалтерской отчетности о возможной ликвидации организации или сокращении ее деятельности.

3. Допущение последовательности применения учетной политики означает, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменение учетной политики возможно в случае изменения законодательства Российской Федерации или нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета и существенного изменения условий хозяйствования.

Последовательное применение учетной политики по годам необходимо, прежде всего, для обеспечения сопоставимости отчетных данных на начало и конец отчетных периодов. Поэтому в случае изменения отдельных элементов учетной политики соответствующие отчетные данные на начало отчетного периода корректируются.

4. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.4

Принятая учетная политика организации должна отвечать следующим требованиям:

1. Требование полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.

Выполнение данного требования обеспечивается обязательным документированием всех хозяйственных операций в организации, своевременным проведением инвентаризации имущества и отражением ее результатов в учете.

2. Требование своевременности подразумевает необходимость своевременно отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности факты хозяйственной деятельности.

Выполнение данного требования обеспечивается, прежде всего, своевременным документальным оформлением фактов хозяйственной деятельности. Первичные бухгалтерские документы должны составляться в момент совершения хозяйственных операций или сразу по их окончании.

3. Требование осмотрительности означает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.

В настоящее время требование осмотрительности нужно использовать осторожно, поскольку и без него многие организации стремятся увеличить расходы с целью уменьшения в отчетности прибыли и соответственно налога на прибыль.

4. Требование приоритета содержания перед формой означает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.

5. Требование непротиворечивости обуславливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.

6. Требование рациональности означает необходимость рационального введения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Учетная политика организации в обязательном порядке должна содержать:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а так же формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технологию обработки учетной информации;

- порядок осуществления контроля за хозяйственными операциями;

- другие решение, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организации по каждому конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация разрабатывает соответствующий способ исходя из настоящих и иных положений по бухгалтерскому учету, а также международных стандартов финансовой отчетности.

Способы ведения бухгалтерского учета, выбранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения. 5

Поскольку учетная политика формируется с учетом предположения последовательности применения учетной политики, то ее принятие и утверждение может осуществляться один раз. Другими словами, принятие учетной политики, оформленной и утвержденной в указанном порядке, на каждый отчетный период не требуется.

1.3 Раскрытие и изменение учетной политики

Раскрытие учетной политики организации означает предание ее гласности.

Обязанность по приданию гласности бухгалтерской учетной политики возложена законодательством не на всех субъектов бухгалтерского учета.

Законодательство о раскрытии учетной политики распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично:

- согласно законодательству РФ;

- согласно учредительным документам;

- по собственной инициативе.

В иных случая раскрытие учетной политики организации не является обязательной.6

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учёта, без знания, о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчётности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.7

Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных п. 5 ПБУ 1/2008, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

При формировании учётной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных п. 5 ПБУ 1/2008, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

- причину изменения учетной политики;

- содержание изменения учетной политики;

- порядок отражения последствий изменения учётной политики в бухгалтерской отчётности;

- суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

- сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учётной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации.

В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержат информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.8

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

- изменения законодательства Российской Федерации или нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

- существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т. д.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

Ретроспективный порядок отражения последствий изменения учетной политики распространяется и на все другие случаи изменения учетной политики.

При использовании ретроспективного порядка исходят из предположения применения измененного способа ведения бухгалтерского учета с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль» за самый ранний представленный в  бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, исходя из предположения применения новой учетной политики с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Если оценка последствий изменений учетной политики в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть осуществлена с достаточной надежностью, то измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).9

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.


ГЛАВА 2. ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1 Понятие и содержание налогового планирования

В последнее время всё более распространенным способом повышения эффективности предпринимательской деятельности становится налоговое планирование.

Актуальность вопроса налогового планирования обусловлена вполне объяснимым стремлением налогоплательщиков уменьшить налоговую нагрузку и столь же объяснимым стремлением государства воспрепятствовать этому.

Налоговое планирование — организация деятельности налогоплательщика направленная на минимизацию его налоговых обязательств не нарушая законодательства. Основными понятиями налогового планирования являются оптимизация налогов и минимизация налогов.

Под оптимизацией налогов понимают разновидность экономической деятельности, предполагающей увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов. При оптимизации налогов происходит контроль соотношения динамики налоговых платежей и динамики выручки организации.

Экономия на налогах с помощью использования законных методов налоговой оптимизации способна принести ощутимый положительный результат практически в любой сфере предпринимательской деятельности.

Под минимизацией налогов следует понимать не только абсолютное уменьшение налогов, но и целенаправленную деятельность, целью которой является перевод бизнеса в более благоприятные условия хозяйствования (так как абсолютная минимизация приведет к нулевой величине налоговых платежей). 10

Налоговая минимизация включает в себя в зависимости от правомерности конкретных способов уменьшения размеров налоговой обязанности незаконную (уклонение от уплаты налогов) и законную (налоговую оптимизацию, налоговое планирование) деятельность.

Налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации.

Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта. Оно является непременным и непосредственным ее элементом и должно осуществляться на всех ее уровнях и этапах.

Основной задачей налогового планирования можно считать предварительный расчет вариантов сумм налогов по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

Таким образом, задачами налогового планирования можно назвать:

1) сохранение оборотных средств;

2) повышение общей эффективности хозяйственной деятельности;

3) предотвращение негативных последствий принимаемых решений;

4) контроль за эффективностью схем минимизации налогообложения.

Целью налогового планирования является построение оптимальной модели хозяйствования, обеспечивающей минимально возможный размер налоговой нагрузки.

Сущность налогового планирования связана с признанием за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законом средства, приемы и способы, включая пробелы в законодательстве, для максимального сокращения налоговых обязательств. Возможность налогового планирования обусловлена наличием в налоговом законодательстве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование.

Налоговый Кодекс РФ указывает, что «налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах».

В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Основы налогового планирования включают:

- учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства;

- разработку учетной политики предприятия;

- правильное и полное использования всех установленных законом льгот;

- оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов.

Организация налогового планирования заключается:

- в предварительном анализе финансово-хозяйственной деятельности организации;

- в исследовании действующего законодательства, исследовании и анализе налоговых проблем конкретного налогоплательщика с целью выявления наиболее перспективных направлений налогового планирования;

- в изучении схем оптимизации налогообложения партнеров и конкурентов в конкретных видах деятельности, а также применении наиболее выгодных способов налогообложения на предприятии.

Организация налогового планирования в процессе функционирования предприятия необходима при оформлении договорных отношений с поставщиками и заказчиками, осуществлении хозяйственных операций и т. д. Налоговое планирование является неотъемлемой частью процесса создания, реорганизации, ликвидации предприятия, преобразования, слияния и т. п.

Налоговое планирование представляет собой ряд мероприятий, направленных на уменьшение налоговых выплат. Эти мероприятия состоят, в первую очередь, в структурировании бизнеса и разработке юридических и налоговых схем по законной оптимизации НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущества, ЕСН. В отличие от уклонения от уплаты налогов, налоговое планирование является абсолютно законным средством сохранить заработанные деньги.

Таким образом, если налогоплательщик осуществляет предпринимательскую деятельность, не только не нарушая букву закона, но и не злоупотребляя своими правом на получение льгот, такая деятельность называется налоговым планированием и не влечет ответственности. Если же речь идет об умышленном сокрытии некоторой суммы налога, подлежащего уплате, — это уклонение, уголовно наказуемое деяние.

2.2 Классификация налогового планирования

Для определения правового содержания и сущности налогового планирования немаловажно рассмотреть различные его виды. В экономической литературе нет однозначного мнения по классификации видов налогового планирования. Этот вопрос рассмотрен различными авторами.

По мнению А.В. Ройбу существуют следующие классификационные признаки налогового планирования.

В зависимости от масштабов построения:

1) Государственное – направлено на реализацию государством своих функций в различных областях государственного регулирования.

2) На уровне субъектов – предусматривает выработку и оценку управленческих решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Организации стремятся максимизировать свой доход и прибыль. С этой позиции основной задачей налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющего оптимизировать систему налогов.

В зависимости от периодов налогового планирования различают:

- кратковременное налоговое планирование – здесь возможны использование пробелов законодательства, учет налоговых льгот, нововведения и прочее;

- долговременное или стратегическое планирование – возможны учет специфики объекта и субъекта налогообложения, особенностей методов налогообложения, использование налоговых убежищ, налоговых режимов отдельных стран, применение международных соглашений и прочее;

- долгосрочное налоговое планирование – это использование налогоплательщиком таких приемов и методов, которые уменьшают его налоговые обязательства в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика.

С.Ф. Сутырин и А.И. Погорлецкий полагают, что в зависимости от объекта налоговое планирование подразделяется на:

- корпоративное;

- индивидуальное.11

Д.Н.Тихонов считает, что существует два критерия разграничения видов налогового планирования:

- законность действий налогоплательщика, то есть насколько действия налогоплательщика соответствуют закону. Точнее, налогоплательщик либо не нарушает закон, либо нарушает;

- степень налоговой нагрузки, т.е. определяется отношение налогоплательщика к налогам: платит ли он налоги, не предпринимая действий по уменьшению налогообложения, либо каким-то образом минимизирует налоги.12

Используя эти два критерия разграничения видов налогового планирования, определяют следующие виды налогового планирования:

1) Классическое налоговое планирование, смысл которого заключается в планировании правильной и своевременной уплаты налогов. Содержание классического налогового планирования состоит из организации правильного налогового учета и отчетности, планирования экономической деятельности в рамках, определенных законом, и своевременной уплаты налогов.

2) Оптимизационное (минимизационное) налоговое планирование, при котором налогоплательщик путем использования пробелов и льгот существующего законодательства планирует и организует свою экономическую деятельность так, чтобы платить по возможности меньше налогов. При этом он реализует налоговые схемы, которые позволяют применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально.

3) Вульгарное (противозаконное) налоговое планирование, при котором налогоплательщик применяет противозаконные методы в целях уменьшения налоговых платежей. Налоговое планирование в большей части направлено на минимизацию именно основных налогов (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, дорожные налоги, акцизы, таможенные пошлины, налог на доходы физических лиц). При этом часто уменьшение основных налогов и уменьшение налоговой базы приводит к соответствующему уменьшению и всех остальных налогов. 13

В данном случае авторы приведенных классификаций, как и многие другие исследователи, не совсем точно определяют налоговое планирование, подменяя его существо содержательными характеристиками. Планирование – это процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий, и он не может быть оптимизационным или классическим, и уж тем более законным либо противоправным. Процесс планирования подчиняется общефилософским, методологическим принципам, ибо это даже не экономическая категория, а межотраслевая. И в этом смысле он един и однообразен.

Таким образом, исходя из понимания того факта, что налоговое планирование есть экономическая конструкция, абстрактный процесс прогнозирования определенных действий, планирование налогов подразделяется на оперативное, тактическое и стратегическое. Иная классификация возможна лишь с позиций его практического предназначения, когда в качестве основания классификации используются атрибутивные качества мероприятий, содержащихся в налоговом плане, субъекты, планирующие мероприятия по оптимизации налоговых отчислений, территориально-юрисдикционный признак действия указанных мероприятий, объекты, испытывающие влияние планируемых мероприятий.

Подводя итог рассмотрению классификаций налогового планирования, необходимо констатировать, что различные авторы, апеллируя примерно одними и теми же понятиями, по-разному их трактуют. Более того, анализ экономической литературы показывает, что виды, формы, методы и функции управления в целом определяются одним образом, а в исследованиях по налоговому планированию, являющемуся частью финансового менеджмента, этим же понятиям придается другое содержание. Очевидно, такое положение обусловлено тем, что при исследовании общих вопросов налогового планирования авторы абстрагировались от основных концептуальных понятий теории управления и планирования. Естественно, раз налоговое планирование является элементом системы управления, то применимые к нему термины должны опираться на понятийный аппарат теории управления и базироваться на философской и этимологической сущности понятий «вид», «метод» и т.п.

2.3 Принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии

Под принципами налогового планирования понимаются основные правила, лежащие в его основе. 

Исходя из необходимости сочетания целесообразности и недопустимости неправомерности основные принципы налогового планирования могут быть определены следующим образом:

1) Налоговое планирование должно быть как можно более перспективным и не только опираться на действующее законодательство, но и учитывать возможности его развития.

Т.е.  налоговое планирование не должно нарушать закон.

2) Принцип разумности уплаты налогов. Платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов, т.е. полностью использовать всю совокупность налоговых льгот, причем платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока.

3) Налоги нельзя просто механически минимизировать, их необходимо оптимизировать, поскольку:

- сокращение одних налоговых платежей зачастую ведет к увеличению других;

- простое сокращение налогов путем отнесения расходов на затраты уменьшает финансовый результат и сдерживает развитие бизнеса;

- механическая минимизация налогов может привести к превосходству формы над существом сделки и к ее оспоримости налоговыми органами.

4) Планировать налоги следует в общем контексте планирования бизнеса. Необходимо применять принцип комплексного расчета экономии и потерь, т.е. учитывать многофакторность налоговой минимизации, видеть последствия таких действий, взвешивая эффективность действий по минимизации налогового бремени.

5) Кредо налогового планирования — ориентация на логику, а не на временные пробелы в законодательстве.

6) Сокращать налоги нужно не путем ухода от них, а точным и скрупулезным планированием, расчетами и оптимизацией деятельности всего предприятия.

7) Принцип конфиденциальности.

8) Необходимо уделять внимание документальному оформлению.

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства финансового аналитика. До регистрации и начала функционирования организации необходим ответ на общие вопросы стратегического характера.

Первый этап — появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодателем.

Второй этап — выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

Третий этап — выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.

Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия с целью анализа налоговых льгот. На основе проведенного анализа формируется план их использования по выбранным налогам.

Пятый этап - разработка (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.

Шестой этап начинается с составления журнала типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями.

Седьмой этап непосредственно связан с организацией надежного учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. 14

Выделяют три уровня планирования:

- фирма в целом;

- хозяйственные подразделения;

- функциональные подразделения (финансовый отдел и т.д.).

План фирмы (корпоративный уровень) интегрирует функциональные планы и планы хозяйственных подразделений (бизнес-единиц). На этом уровне происходит перераспределение финансовых потоков внутри фирмы в соответствии с поставленными целями. Наиболее важные аспекты корпоративного плана:

- служит стартовой точкой процесса планирования, должен охватывать все сферы деятельности, от производства до продажи продукции и организации учета;

- стимулирует и мотивирует персонал фирмы на достижение поставленных целей;

- служит основой для всех планов, политик, правил и процедур принятия управленческих решений.

Планы хозяйственных подразделений (бизнес-единиц) фирмы определяют, как подразделение будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому именно и по каким ценам будет продавать продукцию, как ее рекламировать, как побеждать конкурентов и т.д. Для фирм с одним видом деятельности корпоративный уровень совпадает с уровнем бизнес-единиц.

Функциональный план (план маркетинга, финансовый план и т.д.) - комплекс решений по реализации заданной функции в рамках общей стратегии фирмы.

Многообразие функциональных сфер деятельности и соответственно функциональных планов фирмы затрудняет формирование общих правил их разработки. В самом общем виде можно сказать, что функциональный план разрабатывается в рамках линейной структуры (отдела или службы) и определяет мероприятия, которые должны быть выполнены данным структурным подразделением в контексте корпоративного плана и выделенных ему ресурсов. Разрабатывают план функциональные специалисты, основываясь на своей компетенции и опыте.15

Сложный и противоречивый процесс согласования плановых решений различных уровней является важным моментом внутрифирменного планирования


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимым законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Право субъектов налогообложения на защиту своих прав, в том числе права собственности, оправдано главной целью рыночной экономики и ее основными принципами.

Налоговое планирование представляет собой составные части управленческой деятельности. Налоговое планирование способствует сокращению издержек и повышению рентабельности предпринимательства.

К основным видам деятельности по налоговому планированию относятся:

- сбор и систематизация информации по налогообложению;

- текущий контроль за выполнением налоговых обязательств;

- экспертиза экономических проектов, планов и управленческих решений с точки зрения налогового законодательства в интересах повышения чистой прибыли;

- разработка и осуществление мероприятий по оптимизации налоговых обязательств в соответствии с изменениями национального и зарубежного налогового права, затрагивающих хозяйственную деятельность.

При уклонении от уплаты налогов налогоплательщик уменьшает свои налоговые обязательства запрещенными законом способами. Понятие «обход налогов» применяется в ситуациях, когда предприятие не является налогоплательщиком, но занимается деятельностью, по закону подлежащей налогообложению, либо оно не зарегистрировано, либо имеет место сокрытие дохода.

Крайними формами нарушения налогового законодательства являются бегство от налогов - перевод налогооблагаемых доходов или собственности за рубеж без уплаты отечественных налогов, злостная неуплата налогов, деятельность в теневой экономике.

Минимизация налоговых выплат - один из главных инструментов государственной налоговой политики, позволяющих мотивировать хозяйственное поведение собственников производственных ресурсов в желательном для государства направлении.

Одной из важнейших целей налогового планирования является нейтрализация налогового произвола государства, заключающееся в отсутствии стабильной законодательной регламентации взаимоотношений государства и налогоплательщиков. От налогового произвола государства следует отличать произвол чиновников в налоговой сфере.

Первое направление налогового планирования - это выбор оптимальной организационно-правовой формы юридического лица с точки зрения налогообложения.

Одним из направлений действий по уменьшению налоговых платежей является изменение и разделение объекта налогообложения, изменение характера хозяйственной деятельности.

Еще одно направление - выбор места размещения или регистрации с учетом налоговых льгот, предоставляемых государством хозяйствующим субъектам в некоторых регионах. Все большее развитие во всем мире получают различного рода «свободные зоны», предоставляющие льготный налоговый режим. Есть такие зоны ив нашей стране.

Сократить налоговые платежи можно при помощи выбора вариантов использования прибылей и резервного капитала, инвестиционной политики, которые могут обеспечить дополнительные налоговые льготы и даже возврат части уплаченных налогов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Нормативные источники

1.1 Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О бухгалтерском учете" (06 декабря 2011 г.). [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/popular/buch/

1.2 Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О финансовой аренде (лизинге)" (29 октября 1998 г.). [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173619/

1.3 Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (с изменениями 6 апреля 2015 г). [Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/12163097/

2 Научная литература

2.1 Агеева О.А. Учетная политика предприятия как элемент налогового планирования// Налоговое планирование, № 3 2011.

2.2 Анищенко А.В. Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения. М.: Статус–Кво, 2010.

2.3 Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия. / М.: «Бухгалтерский учет», 2010 г.

2.4 Большухина, И. С. Налоговое планирование : учебное пособие / И. С. Большухина. – Ульяновск : УлГТУ, 2011.

2.5 Брызгалин В.В., Новикова О. Учетная политика организаций на 2012 год – М.: Эксмо,2012. – 192 с.

2.6 Бычкова С.М., Бадмаева Д.Г., Бухгалтерский финансовый учет / М.: Эксмо, 2010.

2.7 Глубокова Н.Ю. Налоговое планирование. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010.

2.8 Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практикум: учебное пособие. М.: Проспект, 2012.

2.9 Киселева И.А. Учетная политика - 2010: легко и просто // Консультант бухгалтера. - 2010.

2.10 Кондраков Н.П. Учетная политика организаций на 2012 год: в целях бухгалтерского, финансового, управленческого и налогового учета. М.: Эксмо,2012.

2.11 Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет на малых предприятиях. Учебное пособие. М.: Проспект, 2014.

2.12 Маркова В. Д. Внутрифирменное планирование (конспект лекций), 2010.

2.13 Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике/ Под ред. Сутырина С.Ф. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, Изд-во "Полиус", 2011.

2.14 Тихонов Д.Н. Основы налогового планирования. – М.: Инфограф, 2010.

2.15 Филиппова Е.А., Волкова Ю.Ю. /Учетная политика // Консультант бухгалтера. -№ 1. - 2010.

1 Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет на малых предприятиях. Учебное пособие. М.: Проспект, 2014.

2 Брызгалин В.В., Новикова О. Учетная политика организаций на 2012 год – М.: Эксмо,2012.

3 Брызгалин В.В., Новикова О. Учетная политика организаций на 2012 год – М.: Эксмо,2012.

4 Кондраков Н.П. Учетная политика организаций на 2012 год: в целях бухгалтерского, финансового, управленческого и налогового учета. М.: Эксмо,2012.

5 Брызгалин В.В., Новикова О. Учетная политика организаций на 2012 год – М.: Эксмо,2012.

6 Брызгалин В.В., Новикова О. Учетная политика организаций на 2012 год – М.: Эксмо,2012.

7 Бычкова С.М., Бадмаева Д.Г., Бухгалтерский финансовый учет / М.: Эксмо, 2010.

8 Выдержки из Положения по бухгалтерскому учету  "Учётная политика организации" (ПБУ 1/2008) (в ред. приказа Минфина России от 11.03.2009 № 22н) [Электронный ресурс] - URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179205/

9 Кондраков Н.П. Учетная политика организаций на 2012 год: в целях бухгалтерского, финансового, управленческого и налогового учета. М.: Эксмо,2012.

10 Глубокова Н.Ю. Налоговое планирование. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010

11 Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике/ Под ред. Сутырина С.Ф. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, Изд-во "Полиус", 2011

12 Тихонов Д.Н. Основы налогового планирования. – М.: Инфограф, 2010.

13 Большухина, И. С. Налоговое планирование : учебное пособие / И. С. Большухина. – Ульяновск : УлГТУ, 2011.

14 Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практикум: учебное пособие. М.: Проспект, 2012.

15 Маркова В. Д. Внутрифирменное планирование (конспект лекций), 2010

ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ