Социально-экономическая сущность и элементы единого сельскохозяйственного налога
2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. Налоговые проверки на современном этапе…………………………………… |
3 |
2. Социально-экономическая сущность и элементы единого сельскохозяйственного налога……………………………………………………. |
6 |
3. Задача……………………………………………………………………………... |
10 |
Список литературы…………………………………………………………………. |
12 |
1. Налоговые проверки на современном этапе
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов и их должностных лиц, направленная на отслеживание правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджет государства, а также во внебюджетные фонды.
Налоговый контроль является профилактическим средством налоговых правонарушений и преступлений, выявляет факты несоблюдения требований налогового законодательства, а также способствует привлечению к ответственности недобросовестных налогоплательщиков, а также неплательщиков налогов.
На современном этапе одной из главных тенденций развития налогового контроля выступает формирование специальных служб и отделов, задачами которых является проведение аудиторских проверок внутреннего аудита. План таких проверок утверждается приказом руководителя проверяющего налогового органа либо руководителем Федеральной налоговой службы. Аудиторские проверки внутреннего аудита могут проводиться и внепланово по заданиям руководителя (заместителя руководителя) проверяющего налогового органа. Состав группы проверяющих лиц, ее руководитель, а также сроки проведения проверки также утверждаются приказом руководителя проверяющего налогового органа.
Проект программы аудиторской проверки внутреннего аудита должен быть согласован с Управлением контроля налоговых органов ФНС Российской Федерации. Для этого межрегиональные инспекции ФНС Российской Федерации должны предоставить проект программы аудиторский проверки внутреннего аудита в указанный орган не позднее 15 дней до начала проверки. Проект программы проверки внутреннего аудита визируется руководителем межрегиональной инспекции ФНС РФ по федеральному округу.
Проект программы аудиторской проверки внутреннего аудита изучается Управлением контроля налоговых органов ФНС Российской Федерации на предмет включения в нее полного спектра вопросов, подлежащих проверки, и т.д. Если появляется соответствующая необходимость, межрегиональные инспекции ФНС РФ по федеральным округам дорабатывают проект программы аудиторской проверки внутреннего аудита. В процессе доработки также участвует Управление контроля налоговых органов ФНС Российской Федерации.
Когда программа аудиторской проверки внутреннего аудита утверждена, она направляется в межрегиональную инспекцию ФНС РФ по соответствующему федеральному округу.
Другим немаловажным направлением развития налогового контроля можно назвать совершенствование законодательства в данной сфере. На современном этапе налоговым законодательством определены органы и должностные лица, имеющие право осуществлять мероприятия налогового контроля, а также их компетенция.
В рамках развития системы налогового контроля сформулированы принципы и правила, на которых строятся его мероприятия. Установлено, что налоговые органы при осуществлении налогового контроля должны руководствоваться положениями законодательства о налогах и сборах, а также своими должностными обязанностями. Система налогового контроля должна распространяться на всех налогоплательщиков и на все налоги без исключения. Налоговый контроль должен базироваться на балансе между фискальной и экономической направленностью налоговой системы. Налоговые органы должны делать все возможное в целях предупреждения налоговых правонарушений. Контрольные действия налоговых органов должны быть скоординированы.
Первоначальным этапом налогового контроля выступает постановка на учет организаций и физических лиц. Данная процедура и ее особенности установлены для всех видов налогоплательщиков.
Также законодательно определены формы налогового контроля в виде налоговых проверок камеральной и выездной. Целью налоговых проверок выступает контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом налогового законодательства. Законодательно обозначены правила проведения и рамки действия каждой из них.
Камеральные налоговые проверки проводятся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При проведении таких проверок налоговые органы вправе требовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
Выездные налоговые проверки проводятся на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Такие проверки в отношении одного налогоплательщика могут проводиться по одному или нескольким налогам. Предметом выездных налоговых проверок выступают правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
В рамках проведения налоговых проверок допускается проведение специальных мероприятий, а именно:
- участие свидетеля;
- доступ должностных лиц налоговых органов;
- осмотр территорий и помещений;
- требование о предоставлении документов;
- выемка документов и предметов;
- экспертиза;
- участие переводчика.
Оформление результатов налоговой проверки также должно подчиняться требованиям законодательства. Оформление результатов налоговой проверки происходит в виде акта налоговой проверки, который составляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке по установленной форме. Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, в течение пяти дней со дня его подписания.
2. Социально-экономическая сущность и элементы единого сельскохозяйственного налога
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, на которую могут перейти организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям, установленным гл. 26.1 НК РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате ряда других налогов, в частности, налога на прибыль и НДС (за некоторыми исключениями), налога на имущество организаций, от НДФЛ и налога на имущество физических лиц (за некоторыми исключениями) освобождаются ИП.
Иные налоги и сборы уплачиваются ими в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату ЕСХН в установленном порядке.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями, в частности, признаются:
- организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем их доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%;
- сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-З "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%;
- рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении ими следующих условий:
o средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не превышает за налоговый период 300 чел.;
o в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
o они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
К сельскохозяйственной продукции относятся:
- продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства;
- продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93;
- уловы водных биологических ресурсов;
- рыбная и иная продукция из водных биологических ресурсов (перечень этой продукции указан в п. 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ);
- уловы водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны РФ в соответствии с международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
- рыбная и иная произведенная на судах рыбопромыслового флота продукция из водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны РФ в соответствии с международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, устанавливается Правительством РФ.
На уплату ЕСХН вправе перейти сельскохозяйственные товаропроизводители при соблюдении ими определенного перечня условий, перечисленных в п. 5 ст. 346.2 НК РФ.
Не вправе переходить на уплату ЕСХН следующие организации и индивидуальные предприниматели:
- занимающиеся производством подакцизных товаров;
- осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
- казенные, бюджетные и автономные учреждения.
Порядок и условия начала и прекращения применения ЕСХН. Сельскохозяйственные товаропроизводители могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подав в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого они переходят на уплату ЕСХН, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление.
В заявлении должны быть указаны данные, подтверждающие соответствие организации или индивидуального предпринимателя критериям, необходимым для применения ЕСХН, в частности, данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и др., полученного ими по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальные предприниматели вправе подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае они считаются перешедшими на уплату ЕСХН в текущем налоговом периоде с даты постановки на учет.
Отметим, что плательщики ЕСХН не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения.
Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.
Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному ст. 105.3 НК РФ.
При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налоговый период для ЕСХН - календарный год, отчетный период - полугодие.
Налоговая ставка равна 6%.
Порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога. Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Авансовые платежи по ЕСХН уплачиваются не позднее 25-ти календарных дней со дня окончания отчетного периода.
Единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиками не позднее срока, установленного 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики по истечении налогового периода представляют в налоговые органы налоговые декларации:
1) организации - по месту своего нахождения;
2) индивидуальные предприниматели - по месту своего жительства.
Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
3.Задача
Условие:
Торгово-посредническая фирма в течение года выплачивала работнику согласно трудового контракта:
Заработную плату в размере 15 000 рублей;
Премию за производственные результаты в размере 3 000 рублей;
Денежную компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 9 000 рублей;
Материальную помощь на улучшение жилищных условий за счёт нераспределённой прибыли организации 15 000 рублей.
Определить налогооблагаемую базу за год по страховым взносам
Решение:
1.
На основании ст.9 (Федерального закона №212-ФЗ).
Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов:
1) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации);
2) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период.
В налогооблагаемую базу для расчета социальных взносов не включаются: денежная компенсация (9 000 руб.).
15 00012(мес.)=180 000 руб. в год
3 00012(мес.)=36 000 руб. в год
Налоговая база для расчета социальных взносов:
180 000+36 000+15 000= 231 000 руб.
231 000<670 000
2.
На основании ст.12 (Федерального закона №212-ФЗ).
Тарифы страховых взносов:
1) Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов;
2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента;
3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования -5,1 процента.
231 00026%=60 060 руб. (ПФР)
231 0002,9%=6 699 руб. (ФСС)
231 0005,1%=11 781 руб. (ФФОМС)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Нормативные источники
1.1 Налоговый кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru
1.2 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89925/
2 Научная литература
2.1 Амирджанова А.Ф./ Налоги и налогообложение. Учебный курс. 2013. [Электронное издание]. URL: http://free.megacampus.ru/xbookM0028/index.html?go=part-024*page.htm
2.2 Коршунова М.В. Налоговые проверки на современном этапе развития системы налогового контроля // Финансы. - 2011.
2.3 Кузьменко В.В., Бескоровайная Н.С., Рубежной А.А. Организация и методика проведения налоговых проверок: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В.В. Кузьменко. М.: ИНФРА-М, 2012.
2.4 Лузянин А.В. необходимость уплаты авансового платежа по ЕСХН// Единый сельскохозяйственный налог: вопросы-ответы, арбитражная практика, г. Новосибирск, 2011.
2.5 Соболева О.А. Организация налоговых проверок: учеб. пособие для студентов вузов. Владивосток.: ВГУЭС, 2012.
Социально-экономическая сущность и элементы единого сельскохозяйственного налога