Архитектура и будущее

PAGE \* MERGEFORMAT 1

СОДЕРЖАНИЕ:

Стр.

  1. ВВЕДЕНИЕ………………………………….…….

2-3

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Архитектура и будущее ………………………….

2.1. Невероятные архитектурные проекты будущего…………………………………………...

4-16

9-16

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …..………………………………

17

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………….……

18

Приложение ...…………………………………….

  1. ВВЕДЕНИЕ.

Архитектура (зодчество) - это искусство проектировать, строить здания и другие сооружения, создавать пространственную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.1

История архитектуры будущего пишется параллельно с ее становлением. Очень часто новаторские идеи архитекторов вначале не находят воплощения в жизнь, но со временем обретают признание и получают распространение.

Американский архитектор Франк Ллойд Райт говорил: «Архитектура – это строительство, в которое входят человеческие мысли и чувства, чтобы создать высокую гармонию и подлинную значимость сооружения, как целого. Кров и утилитарность сами по себе никогда не были достаточны. Здание было высшим продуктом человеческого духа»2.

Технический прогресс развивается стремительными темпами. То, что еще несколько лет назад казалось невозможным, становится реальностью. Невероятные зарисовки писателей-фантастов прошлого века для современных людей стали обыденностью и привычным делом.

Воздействуя на среду обитания человека, улучшая условия его жизни, архитектура может служить средством справедливого обустройства общества. «Архитектура или революция» - так решительно ставил проблему французский мастер Ле Корбюзье. Удобное жилище, наполненное воздухом и светом, и столь же комфортабельные рабочие места должны сделать человека счастливым.3

Сегодня мы всё чаще сталкиваемся с тем, что в XXI веке с появлением новых возможностей и технологий искусство архитектуры становится крайне запутанным и единообразным. События, происходящие в мире, обуславливают то или иное направление в культуре и искусстве в целом, и в архитектуре в частности. Новые технологии, материалы и концепции в строительстве, - всё это свидетельствует о развитии современной архитектуры, которая в будущем изменит мир до неузнаваемости. Архитектор зачастую весьма ограничен в своих действиях, но за ним всегда остается право выбора языка архитектуры, и во все времена это был сложный поиск пути к архитектуре как к великому искусству и точной науке. Не случайно о великих цивилизациях вспоминают не только по войнам или торговле, а прежде всего, по памятникам архитектуры, оставленным ею.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Архитектура и будущее.

Архитектура на протяжении многих веков была отражением стиля  жизни человечества. События, происходящие в мире, обуславливают то или иное направление в культуре и искусстве в целом, и в архитектуре в частности. Идеальный город всегда был частью сюжета почти всех социальных утопий, начиная с Платоновской Атлантиды. С поселениями нового типа связывались первые жизнеустроительные эксперименты. Именно в них ранее всего и с наибольшей очевидностью обнаружились несовместимость умозрительно созданного идеала и жизненных реалий.

Сюжетом экспериментов, в которые вовлекалась утопическая мысль, стал город как идеальный объект, который должен был получить завершённую форму, внутренне уравновешенный компактный организм, создаваемый однажды и навсегда. Однако позднее сложился целый ряд крупномасштабных экспериментов, в которых рутинной практике эволюции городских структур противопоставлялись новые принципы их организации.

Чтобы создать идеальный город необходимо приложить большие усилия. Город будущего – это комфортная среда обитания человека, где наполненные светом здания - это нечто большее, чем серая громада монолита. Высший порядок – это ощущение освещенного солнцем пространства и легкости в сооружении, подобной легкости паутины – то, что увидел Джон Реблинг и осуществил в строительстве Бруклинского моста.4

Вступая в новую эпоху, архитектура будущего должна быть не только эстетически приятна, но и подчинена человеку и его потребностям, а также удобна в своём эксплуатационном обращении. Важно не только помнить о функциональных задачах архитектуры, но и научится их решать.

Метод современного проектирования часто основан на внимательном изучении внутренних функций здания и выражения их в пространстве, когда отдельные части строения, постепенно соединяясь, превращаются в единое целое, единый организм, имеющий часто сложную и многозначную структуру. Создание архитектурного порядка методом «изнутри - наружу», безусловно, способствует лучшему приспособлению всей структуры к росту, к увеличению, к изменениям функций. Поэтому отличительной особенностью архитектуры будущего является её неотделимость от окружающей среды, будь то городской или природный ландшафт, составной частью которого они являются.

Новый подход к проектированию у передовых современных архитекторов выражается в том, что они обращаются не к проходящим канонам, а к основопологающим принципам архитектуры, стремятся, отбросив потерявшие смысл шаблоны, анализировать реальные условия эксплуатации здания, изучать новые конструкции и лучшие современные методы строительства, широко использовать строительные материалы, как новые, так и старые.5

Нам известно, что прогресс не стоит на месте ни научный, ни технический. Ежегодно в мире появляется множество новых строительных материалов и технологий, о возможном существовании которых наши деды и прадеды даже не догадывались. При наличии новых материалов, легкость и прочность в современных зданиях все больше и больше проявляют свою тесную взаимосвязь.

Минимальный вес сооружений, а следовательно, его зрительная легкость является одним из основных достоинств современной архитектуры. Если строгая симметрия здания раньше предпочиталась асимметрии, то сегодня ей часто противопоставляется свободное решение, более соответствующее требованиям функционального процесса и особенностям участка. Если в прошлом здания украшались лепкой, резьбой и разного рода орнаментацией, то теперь предпочтение отдается формам, свидетельствующим о том, что они являются продукцией машинного производства.6

Доктор архитектуры О.В. Орельская считает, что сегодня «Архитектура продолжает агрессивное вторжение в природу. Она должна радикально измениться, чтобы вернуть потерянные контакты с природой. Новая архитектура должна быть сплавом природы и искусства. Она должна удовлетворять требованиям климата, использовать экологически чистые материалы, энергию солнца, использовать системы фильтрования воздуха и воды, отвечать эстетическим требованиям, тогда она будет жизнеспособной»7.

Поиски в этом направлении ведутся рядом архитекторов в разных странах. Архитектор К. Янг построил здание-башню МБФ в Пенанге, Малайзия в 1990-1993гг. (приложение 1), которая включает в свой состав офисы и апартаменты. Многоэтажное здание получило название биоклиматического небоскреба. Направление ветра и инсоляция определяют расположение офисных и жилых блоков. Между внутренним и внешним пространством здание имеет буферную зону в виде террас, которые используются как место для выращивания растений и для отдыха, а также для естественной вентиляции жилых помещений. Каждая квартира и офис хорошо проветриваются, что особенно важно в условиях тропического климата. Здесь имеются специальные приспособления, создающие тень. Специфика его архитектурного решения основана на учете климатических особенностей.8

Так био-тек воплощает философскую концепцию: пространство человека как явление природы. Такие дома, как правило, экологичны – с использованием солнечных батарей, террас с зелеными насаждениями, коллекторов сбора дождевой воды, естественной вентиляции и освещения.

««Зеленые здания» будущего – это искусственные эко-системы, они будут более точно имитировать свойства, процессы и устройство экологических систем в природе. В идеале, людям необходимо научиться у природы имитировать фотосинтез. В природе вся энергия исходит из солнечного света. Главный же источник энергии современной рукотворной среды – такие невосполняемые полезные ископаемые, как нефть, газ и уголь. Использование леса и гидроэнергии тоже ведет к губительным последствиям. В будущем же человечество научится оперировать рукотворной средой исключительно с помощью процессов, имитирующих фотосинтез. Лишь тогда станет возможным создать рабочую модель настоящей экосистемы»9 - считает Кен Янг.

Архитектурная группа «Сайт» («Скульптура в среде»), основанная в 1970 г. в Нью-Йорке скульптором Дж.Уайнсом, внесла вклад в интеграцию архитектуры с окружающей средой. Среди знаменитых проектов группы - здание Музея Исламских искусств в Дохе, Катар 1997 г. (приложение 2), где структура вырастает из естественной окружающей среды, соединяя контекст и здание. Музей исламских искусств решается как система проходов. Его крыши подобны дюнам, а стены создают впечатление пейзажа пустыни, который акцентирован архитектурными оазисами растительности. Проект отражает традиции геометрии в исламском искусстве. Это имеет отношение к художественному оформлению стен. Верхние сады демонстрируют пример эстетических решений на основе включения зеленой природы в структуру здания. Энергия падающей воды дает электричество для освещения интерьеров.

Группа «Сайт» стремиться использовать искусство для контроля за климатом. Музей представляет собой сплав архитектуры, технологии и пейзажа. Проект стал результатом сотрудничества архитекторов, художников и техников. Холмистые уровни крыши создают драматичные скульптурные интерьеры с различной высотой потолка.

Климат в Катаре отличается очень высокой температурой и высокой влажностью. Для строительства музея, где внутри будут размещены древние рукописи и исторические экспонаты, необходимо использовать термостойкие материалы, второй свет в интерьерах, зеленый парк, стены с пер-голами, внутренние дворы, технологии деувлажнения в местах хранения экспонатов. Предлагаемые новшества — сохранение прохладного ночного воздуха в дневное время и естественная вентиляция. Специальные фильтры охлаждают пространство. Архитектурный образ музея рождается как ответ на обращение к исламской культуре, пустыне, морю, местной растительности и определенной топографии места. «Сайт» придает скульптурную форму зданию. Решетчатые перегородки, использующие фрагменты исламской архитектуры, выполнены в разных материалах и имеют разную степень прозрачности (непрозрачность, перфорацию и прозрачность). Центр музея выделен куполом, основанном на классических исламских пропорциях, и посвящен истории религии.10

Сегодня активно пропагандируется тенденция трех «Э» – энергосбережение, энергоэффективность и экология. Возможно завтра, данная концепция будет воплощена в дом, который благодаря использованию внутренних источников энергии и применению экологически чистых материалов не будет причинять вред окружающей среде и здоровью человека. Для того чтобы будущее здание отвечало потребностям экологии, архитекторы и дизайнеры должны активно сотрудничать с социологами и нейробиологами.

В ближайшем будущем ключевыми понятиями станут «экологически чистые материалы». Саман, глина, красный кирпич из глины, необработанное дополнительной «химией» дерево, «строительная» солома – всё это материалы будущего. Заметьте, я называю преимущественно те природные материалы, которые широко использовали в строительстве еще наши предки. Бревенчатая русская изба, наша мазанка-курень и глинобитные строения Центральной Азии – типичные образцы экологически чистого домостроения.

Итак, современная архитектура становится всё более экологичной и экономичной. Утопическая вера в возможность направлять развитие общества с помощью архитектуры, формируя его среду, выливается в ряд новых неожиданных проектов и объектов. Существует множество версий того, какими будут города в недалёком будущем, но мы можем лишь предполагать и надеяться на то, что будущие города смогут обеспечить человека комфортной жизнью в согласии с окружающим миром.

  1. Невероятные архитектурные проекты будущего.

В XXI веке, в эпоху высокоразвитых технологий, архитекторы получили широкий спектр возможностей для реализации своих задумок в новых проектах. Согласитесь, всем нам хочется приподнять завесу времени и посмотреть, что же ждет нас в будущем.

Современная архитектура не ограничивает пространство. К новым реалиям здания относится интерьер, где стены и крыша подчиняются внутренней организации пространства, подчёркивая все его достоинства, а, не упаковывая их в коробку из бетона и стали. Сегодня уже вполне реальны и осуществимы, но пока не доступны широкому кругу, напечатанные на 3D принтерах дома, небоскрёбы из дерева, здания размером с парковочное место и ряд иных интересных концепций.

Так, например, архитекторами и дизайнерами предложены новые уникальные пути решения, с учётом экономии не только материала и денежных средств, но и что самое важное с учётом экологических особенностей окружающего пространства.

Изобретатель Тим Маккормик представляет свое видение домов будущего в крупных городах, которые собираются буквально на коленке, как конструктор. Минимальная площадь такого здания не превышает размер обычного парковочного места. В отличие от популярного в США дома на колёсах, здание можно быстро разобрать и перевезти на небольшом грузовике. Материалом для домов Маккормика служат перфорированные стальные трубы и листы металла. Проблема электроэнергии и водоснабжения решается просто: здания оборудуют солнечными батареями и водными резервуарами, а бытовые отходы можно будет использовать в качестве удобрений. Кроме того, проект Маккормика решает и проблему высокой стоимости жилья в крупных городах: если вам не по карману даже квартира, вы можете приобрести такой домик из стальных листов, который внутри мало чем будет отличаться от обычного (приложение 3).

В последнее время архитекторы при создании новых проектов зданий активно думают в направлении небоскребов. Несомненно — небоскребы важный элемент в мегаполисах, кроме того, они эффективно используют землю под ними. Однако архитектура состоит не только из небоскребов, требуются и малоэтажные варианты для личного проживания. Итальянский архитектор Gianluca Santosuosso предложил проект DUNEhouse (приложение 4) – дом как живой организм, вдохновение для которого дала сама природа, и если точнее — растение Росянка.

Здание имеет блочную структуру, поэтому можно как конструктор формировать то, что Вам нужно. Это может быть спальня, кухня, бассейн, ванная комната. Корпус выполнен из прочных и эффективных материалов. Здание находится на вершине дюны (или холма), которая является естественным изолятором и позволяет регулировать температуру внутри дома. Кроме этого, ячейки покрыты почвой и растительностью сверху, что также позволяет создавать в доме микроклимат. Окна выполнены из зеркального стекла, поэтому становится возможным регулирование подачи солнечного тепла и света внутрь. Ко всем прочему есть еще и жалюзи.11

Совсем недавно сыном известного архитектора Данте Бини Никколо был представлен проект «конструктора» многоцелевого использования (приложение 5). В нем применяются специальные железобетонные конструкции, которые могут быть легко установлены и соединены. Это позволяет достаточно быстро строить здания любого назначения — от индивидуальных апартаментов до школ, офисов и даже аэропортов.

Каждый модуль можно признать достаточно экологичным — он использует на 80 процентов меньше материалов и на 95 процентов состоит из углерода. Кроме всего прочего, выбросы углерода в атмосферу при его создании и строительстве снижаются на 80 процентов. На первый взгляд кажется, что конструкция довольна хрупкая, однако по расчетам архитекторов, такая конструкция сможет выдержать ураган, наводнение, землетрясения и даже пожар. Каждую оболочку можно покрасить в любимый цвет или покрыть травой — кому что нравится.12

Вы когда-нибудь задумывались о том, как заставить расти деревья согласно чертежам, или до какой высоты деревья могут поднять потолки? Можно ли остановить рост живого дома? А вот группа архитекторов и учёных из Штутгартского университета нашла ответ на поставленные вопросы. Учёные являются инициаторами создания нового течения в архитектуре – здания, стены и потолок, которого состоят из «живой» древесины, тополей, яворов и ив, крепко держащихся корнями за матушку-землю. Целые города, тянущие ветви к небесам и очищающие воздух самым естественным из возможных способов – тем, который задумала сама природа. Сказка? Утопия? Да - но воплощение её в жизнь лишь вопрос времени. «Дай волю архитекторам от ботаники и однажды человечество вернётся к жизни на деревьях….», - именно с таким лозунгом выступают представители компании «Baubotanik». Вот вам и наглядный приём полезного взаимодействия архитектуры и ботаники (приложение 6).

В использовании передовых технологий и новых материалов пионерами традиционно считают китайцев, чьи проекты не только эргономичны, но и очень экономичны. (SWDDE) построила в промышленном парке китайской провинции Цзянсу несколько зданий, которые были полностью созданы при помощи 3D-принтера (приложение 7). Основным материалом для стен стали строительные отходы. Помимо очевидной выгоды для экологии, радует и цена: каждый дом стоит примерно 100 тысяч фунтов (около 10 миллионов рублей). Совсем небольшие домики, состоящие из одной комнаты, стоят ещё дешевле — всего тысячу фунтов.

Со временем архитекторы перестают осмысливать здания, как коробку для жилья. Новый концептуальный проект был предложен  крупной архитектурной фирмой NBBJ, решившей привлекать к строительству зданий учёных-нейробиологов, антропологов и социологов. Таким образом, считают в компании, при помощи обширных знаний в различных областях науки они смогут создать более комфортную среду для существования человека внутри здания. В будущем архитекторы не смогут обойтись без специалистов, которые помогут создать более целостный взгляд на антропогенную среду и таким образом могут произвести широкие изменения в области строительства зданий (приложение 8).

Возможно, форма здания для нас как в таковом привычном понимании вскоре изменится, ведь концепция динамичной архитектуры набирает всё большую популярность. Казалось бы, форма обычная – прямоугольная, но при попадании солнечного света на фасад здания ставни окон начинают распускаться как бутон. Здание оживает, преображается, с восходом солнца, как бы приветствуя день наступивший, и засыпает к вечеру. Оно способно подстроиться к любому уровню освещённости, а также сделать пребывание в нём очень комфортным. Среди пионеров данного направления архитектуры – Дэвид Фишер, чьи идеи уникальны и нестандартны, а первое здание - небоскрёб – бутон возможно в скором времени появится в Дубае (Приложение 9).

Ещё одна интересная концептуальная задумка была предложена в проекте малазийской архитектурной студии Сарли Адре Бин Саркум (Sarly Adre Bin Sarkum) - подводный небоскреб «The hO2+ scraper» (приложение 10). По своей форме подводный гигант более всего напоминает огромную конусовидную воронку, обросшую редкой бородой «биолюминисцентных щупальцев» снизу и зеленной шапкой культурных насаждений на макушке. Зато, как обещают разработчики, он будет полностью автономным, производя все, что требуется для успешного функционирования, самостоятельно. Среди рощ и дубрав надводной части будут расположены пастбища и птицефермы, снабжающие население продуктами питания. Здесь же разместятся ветряные электростанции и биофабрики по выработке кислорода, необходимого подводным помещениям. Помимо ветряных электростанций, плавучий небоскреб будет, получать энергию от волн и солнца. Ниже сельскохозяйственного комплекса надводной части расположатся офисы. Еще ниже разместятся помещения нуждающиеся в естественном свете меньше, такие как: спальни, кинозалы, дискотеки, столовые, магазины и т.п. Следующий ярус будет отведен мастерским и лабораториям, перерабатывающим и направляющим в места использования аккумулированную зданием энергию. Здесь расположатся опреснители морской воды, комбинаты по переработке продуктов питания, заводы по переработке рыбы и морепродуктов и другие хозяйственные сооружения. Самый нижний ярус плавучей воронки – балластные камеры. Точно рассчитанное количество балласта послужит максимальной устойчивости сооружения даже в сильно неблагоприятных погодных условиях. Свою роль здесь сыграют и многофункциональные щупальца. Они, постоянно находясь в движении, обеспечивая сооружению необходимую балансировку и одновременно играют важную роль в работе энергосистемы здания, получая электричество из кинетической энергии подводных течений. Таким образом, здание полностью самодостаточно и универсально.

Как растение, которое открывает свои лепестки для сбора воды, так и новая башня от Mekene Architecture (приложение 11) реагирует на изменение окружающей среды. Подвижный фасад башни, может открываться и закрываться в течении дня, выполняя функции сбора росы и генерации электроэнергии. Башню планируется построить в Дубае и использовать ее для сбора росы и производства электроэнергии.

Основа экологической башни спрятана в окружающих садах, а большой купол создает места для отдыха, пикников, библиотеки и конференц-зоны. Башня имеет алюминиевый каркас и сужается по мере набора высоты в 170 метров. На верхнем уровне расположены кафе и смотровая площадка, которые доступны через лифт на канатной дороге. Вдохновение для создания этой башни дала сильная связь города с морем, что выразилось в использовании парусного материала — им покрыт внешний фасад. Ткань необходима для нескольких целей. Во-первых, в течении дня она закрыта и служит для защиты от солнца. Клапаны закрыты и каминный эффект создает тягу, горячий воздух поднимается вверх, а холодный поступает в башню. Каждый клапан имеет способность двигаться, и оснащен пьезо-электрическим прибором. Поэтому когда он вибрирует на ветру, вырабатывается электроэнергия. Ночью, лепестки клапанов открыты и собирают росу в подземное хранилище. Как ожидается, такая система захвата росы достаточна для обеспечения потребности здания в воде.13

Группой специалистов из мексиканской архитектурной компании BNKR Arquitectura был разработан первый в мире проект подземного небоскреба, уходящего на глубину 300 метров. Конечно, полноценным городом этот "инвертированный" небоскреб назвать нельзя, но по задумке архитекторов он максимально приближается к самодостаточной единице, люди, живущие и работающие внутри Earthscraper (приложение 12), в случае желания, могут вообще не подниматься на поверхность, получая все необходимое внутри этого подземного здания.

Создание 70-этажного «здания наоборот» оказалось вынужденной мерой. Дело в том, что мексиканское законодательство запрещает строить высотные здания в историческом центре столицы, а площадей в городе уже сегодня катастрофически не хватает. Поэтому архитекторы решили пойти единственным доступным путем — под землю. Сооружение Earthscraper имеет форму конуса, уходящего в глубину. В его центре находится свободное пространство, через которое солнечный свет проникает на самую глубину. Там же расположены лифтовые шахты и мосты с площадками отдыха и смотровыми площадками. Вокруг центральной шахты масса зеленых насаждений, которые вносят разнообразие в окружающее пространство.

Предполагается, что необычное здание разместится под главной площадью Мехико — Сокало (Zcalo), размером 240 х 240 метров (57 600 м). По предварительным расчетам авторов проекта, суммарный метраж подземного комплекса мог бы насчитывать 775 000 м. Кроме того, архитекторы решили не просто построить подземное здание, а разработать под это начинание обоснованную и очень интересную концепцию. По их словам, Мехико представляет собой несколько культурных слоев, наложенных друг на друга. Во-первых, это слой доколумбовой цивилизации ацтеков. Во-вторых, это сооружения и церкви конкистадоров, построенные на месте разрушенных индейских храмов. В-третьих, это современные здания, появившиеся здесь вместо колониальных построек. Таким образом, клин «землескреба» пронзит не только толщу земли, но и время, а его посетители смогут совершить путешествие сквозь культурные слои из современного мира на самом верху до древнейших времен в «острие» здания.

Под землей, как выяснилось, можно строить не только небоскребы, но и целые парки. По крайней мере, подобный проект предложили архитекторы студии RAAD властям Нью-Йорка (приложение 13).

Правда, в этом случае рыть ничего не придется — под парк будет переоборудовано старое подземное трамвайное депо под Манхэттеном, которое было заброшено более 60 лет назад.

Площадь этого депо составляет около 6000 м, что, в общем, не так уж и мало для нью-йоркских парков. Напомним, что в этом мегаполисе только Центральный парк является самым крупным зеленым «пятном» на городской карте, а все остальные, скорее, напоминают сильно заросшие деревьями скверы.

Для создания подземного парка будут применены передовые технологии, так как без света зелень расти не может, а электрическое освещение, во-первых, слишком дорогое, а во-вторых, не даст необходимого количества энергии для роста растений. Поэтому для освещения парка будет применяться солнечный свет, который «доставят» под землю с помощью системы зеркал, оптоволоконных кабелей, линз, световых коробов и труб. Причем, по словам архитекторов, за основу будет взята система освещения древнеегипетских пирамид, только с применением новейших технологий.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Новое тысячелетие открывает перспективу расширения межцивилизационных взаимодействий, а вместе с тем – и возможность создания почвы для новых подходов к критическим для архитектуры проблемам пространства и времени. Высокие технологии уже в первых попытках приложения к архитектуре расширили допустимые горизонты формообразования. Потеря контактов с некоторыми направлениями в искусстве компенсируется возможностями поиска и воплощения новых форм, раскрывающихся через преобразование техномира. Компьютеризация проектирования открывает все большие горизонты перед архитектурным творчеством – не только из-за возможности моделирования любых замыслов в виртуальном мире, но и благодаря появлению способов разработки сложнейших пространственных форм, недоступных простому воображению, а также «внекомпьютерным» средствам переноса их с листов чертежей в реальную конструкцию.14

Существует множество мнений насчет того какими будут города в будущем. Некоторые из них безумны, некоторые наоборот кажутся осуществимыми. Но никто не может сказать каковы будут эти города в действительности, будут ли здания продолжать расти вверх, покоряя высоты, либо люди предпочтут сооружения меньших высот. Мы лишь можем предполагать и надеяться на то, что в будущем города смогут обеспечить человека комфортной жизнью.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  • А.В. Иконников. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. томII. М: Прогресс-Традиция, 2001
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия; М.: издательская компания «Кирилл и Мефодий» DVD диск
  • Владимир Белоголовский. статья "Зеленый стиль" Кена Янга // SPEECH: 05/2010
  • Интернет ресурс http://itw66.ru/blog/future_architect/
  • О.В. Орельская. Современная зарубежная архитектура; ACADEMA; Москва – 2006
  • Франк Л. Райт. Будущее архитектуры; Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам; Москва-1960
  • Энциклопедия для детей. Искусство II часть, - М.: Мир энциклопедий Аванта +, 2007

Приложение 4

Приложение 5

1 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия; М.: издательская компания «Кирилл и Мефодий» DVD диск

2 Франк Л. Райт. Будущее архитектуры; Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам; Москва-1960, стр. 41.

3 Энциклопедия для детей. Искусство II часть, -М.:Мир энциклопедий Аванта+, 2007, стр. 501

4 Франк Л. Райт. Будущее архитектуры; Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам; Москва-1960, стр. 158.

5 Франк Л. Райт. Будущее архитектуры; Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам; Москва-1960, стр.4

6 Франк Л. Райт. Будущее архитектуры; Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам; Москва-1960, стр. 3.

7 О.В. Орельская. Современная зарубежная архитектура; ACADEMA; Москва – 2006, стр. 214

8 Там же, стр. 215

9 Владимир Белоголовский. "Зеленый стиль" Кена Янга // SPEECH: 05/2010

10 .В. Орельская. Современная зарубежная архитектура; ACADEMA; Москва – 2006, стр. 216

11 Интернет ресурс http://itw66.ru/blog/future_architect/

12 Там же

13 Интернет ресурс http://itw66.ru/blog/future_architect/

14 А.В. Иконников. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. томII. М: Прогресс-Традиция, 2001, стр. 646-647

Архитектура и будущее