ПОНЯТИЕ И СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

Министерство образования и науки Российской федерации

ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

(ЧИ ФГБОУ ВПО «БГУЭП»)

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Трушникова А.А

ЮР-2-13

ПОНЯТИЕ И СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

Курсовая работа

по конституционному праву

Научный руководитель:

кандидат юридических наук,

Доцент кафедры

государственно-правовых дисциплин

О.Б. Березина

Чита - 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава I. Общая характеристика избирательного процесса…………………………….5

§ 1. Институты избирательного права……………………………………………...5

§ 2. Избирательный процесс: понятие, структура……………………………..…10

ГлаваII. Стадии избирательного процесса………………………………….....14

§1. Назначение выборов, выдвижение кандидатов, предвыборная агитация……………………………………………………………………………..14

§ 2. Досрочное голосование, голосование, повторное голосование………………………………………………………………………....19

§3. Подсчёт голосов, повторный подсчёт голосов, определение итогов голосования, определение результатов выборов, официальное опубликование результатов выборов...............................................................................................................22

Заключение…………………………………………………………………….......25

Библиографический список……………………………………………………..27

Приложение А……………………………………………………………………..32

Приложение Б……………………………………………………………………...33

Приложение В……………………………………………………………………..36

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.Актуальность темы исследования обусловлена повышенным интересом ученых и законодателей к вопросу о целесообразности расширения применения информационных технологий в избирательном процессе. В настоящее время формируется практика внедрения электронных способов и средств в ходе выборов в законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ.

Также остается актуальной проблема кодификации норм, регулирующих избирательный процесс.

Базисом, фундаментом избирательного права РФ являются исходные начала, принципы, представляющие собой систему правовых гарантий, направленных на обеспечение проведения честных, законных избирательных процедур, реализацию и защиту избирательных прав граждан России.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретической базойкурсовой работы стали взгляды и концепции ученых Авакьян С.А.1, Андриченко Л.В., Постникова А.Е.2, Иванченко А.В.3, Ильина И.В.4, Князева С.Д.5, Кочетова А.И.6, а так же работы других авторов.

Объектом исследования являетсяорганизационно-технологические, политические и правовые отношения, возникающие и развивающиеся при подготовке и проведении выборов.

Предметом исследования являются изучение правовой и организационной основы регулирования избирательного процесса.

Цель исследования заключается в исследовании сущности избирательного процесса и его стадий.

В соответствии с поставленной целью в процессе исследования решались следующие задачи:

- изучение понятия института избирательного права, а также понятия избирательного процесса и его структуры;

- рассмотрение основных стадий избирательного процесса.

Эмпирическая база исследования включает анализ федеральных и региональных нормативно-правовых актов. Использованы научные публикации, а также официальные и информационные российские Интернет сайты.

Методологические основы исследования данной работы составляют: общенаучный диалектический метод исследования, исторический, методы дедукции, индукции, анализа, сравнения, специальные юридические методы: формально-юридический, сравнительно-правовой и другие.

Структура курсовой работы построена с учетом целей и задач исследования.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Институты избирательного права

Избирательное право является одним из важнейших компонентов системы российского конституционного права. Оно регулирует порядок осуществления конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, тем самым устанавливая порядок проведения выборов в указанные органы. Общий объем нормативно-правового регулирования выборов в РФ, его структурированность по отдельным правовым институтам позволяют отнести его к числу основных подотраслей конституционного права.

В связи с активным развитием системы избирательного законодательства в 90-е годы прошлого века некоторыми исследователями ставился вопрос об обособлении избирательного права в качестве самостоятельной отрасли права7. Избирательное право должно рассматриваться как неотъемлемый элемент, подсистема в рамках общей системы российского конституционного права8. Только сохранение присущих конституционному праву методов регулирования способно обеспечить полноценную реализацию конституционного права граждан избирать и быть избранными. Такая реализация возможна только при условии гарантированности в избирательном процессе других политических прав и свобод: права на объединение, свободы слова, свободы массовой информации.

Отрыв правового регулирования избирательных прав граждан и порядка их осуществления от регулирования иных политических прав и свобод чреват забвением конституционно-правовой природы избирательных правоотношений, суть которых состоит не в том, чтобы обеспечить проведение выборов как ординарной административной процедуры, а гарантировать именно проведение свободных выборов.

Обилие законодательных актов, их объем не являются решающими факторами при определении состава отраслей права. Признание обособленности избирательных правоотношений вне рамок конституционных правоотношений может привести к разрыву системных связей между институтом свободных выборов и важнейшими политическими правами и свободами, гарантированными в Конституции. Это влечет общее снижение уровня защищенности конституционного права граждан избирать и быть избранными.

В рамках избирательного права как подотрасли конституционного права сформировалось значительное количество правовых институтов. Основополагающее значение имеют материально-правовые институты активного и пассивного избирательного права, то есть права избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления в соответствии со ст. 32 Конституции РФ9. Иные институты избирательного права в основном носят процессуальный характер и по своей сути представляют процессуальные гарантии осуществления указанного конституционного права. Они могут быть классифицированы по стадиям либо наиболее общим аспектам избирательного процесса. Это, в частности, институты назначения выборов, образования избирательных округов и участков, составления списков избирателей, выдвижения и регистрации кандидатов, статуса кандидатов и избирательных объединений, предвыборной агитации, финансирования избирательных кампаний, голосования, подведения итогов голосования и определения результатов выборов, институты избирательных комиссий и избирательной системы.

В настоящее время система правового регулирования выборов в России такова, что состав и содержание институтов избирательного права являются общими как для федерального законодательства, так и для законодательства субъектов Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"10 законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом. На практике реализация данного Федерального закона (в силу детальности и универсальности содержащегося в нем регулирования) привела к тому, что субъекты РФ фактически не имеют возможности предусмотреть в своем законодательстве самостоятельные институты избирательного права. Субъекты РФ могут лишь определять отдельные параметры избирательной системы, применяемой на выборах в субъектах РФ и особенности некоторых избирательных процедур.

Важной особенностью институтов активного и пассивного избирательного права является то обстоятельство, что их основы закреплены непосредственно в Конституции РФ (ч. 2 и 3 ст. 32)11. Это, несомненно, способствовало стабильности их законодательного регулирования, поскольку четкие конституционные ориентиры ограничивали усмотрение законодателя в данном вопросе. Длительное время федеральным законодательством допускалось практически единственное дополнительное условие реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, связанное с достижением гражданином определенного возраста. Возможность установления цензов оседлости применительно к пассивному избирательному праву, первоначально предусмотренная Федеральным законом от 1994 г. "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", вскоре была исключена федеральным законодателем. После этого в течение длительного времени не уточнялось нормативное содержание пассивного избирательного права. Сужение состава кандидатов в депутаты и на выборные должности осуществлялось путем применения достаточно жестких условий регистрации кандидатов, а также процедуры отмены регистрации в случаях установленных нарушений избирательного законодательства.

Между тем ситуация существенно изменилась в связи с внесением в 2006 г. изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"12. Появились дополнительные ограничения пассивного избирательного права. В частности, было установлено, что не имеют права быть избранными граждане РФ:

- имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ;

- осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

- осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

- подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики) и 20.29 (производство и распространение экстремистских материалов) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

- в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, связанных с незаконной, в том числе экстремистской, агитацией, установленных в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

Указанные ограничения пассивного избирательного права существенно изменяют конституционно-правовой смысл объема возможных ограничений права граждан быть избранными, заложенный в ст. 32 (ч. 2 и 3) Конституции РФ. Ограничения прав граждан РФ, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ Российской Федерации на территории иностранного государства, быть членами избирательных комиссий были признаны КС РФ не соответствующими Конституции РФ, ее ст. 19 (ч. 2), 32 (ч. 1) и 55 (ч. 3)13. Полагаем, что применительно к осуществлению пассивного избирательного права соответствующие ограничения в равной мере не соответствуют указанным статьям Конституции РФ. По сути, для рассматриваемой категории лиц вопреки требованиям статей 19 (ч. 2) и 55 (ч. 3) вводится дискриминационный режим, который не соответствует конституционным критериям правового регулирования прав и свобод граждан, их равенства независимо от места жительства. 14

Таким образом, избирательное право является одним из важнейших компонентов системы российского конституционного права, которое регулирует порядок осуществления конституционного права граждан избирать и быть избранными. В рамках избирательного законодательства актуальна коррекция нормативного содержания института активного избирательного права.

  1. Избирательный процесс: понятие, структура

Избирательный процесс - это нормативно урегулированный порядок организации и проведения выборов. В РФ избирательный процесс складывается из нескольких последовательных стадий. (см., приложение А). К ним относятся:

1) назначение выборов;

2) формирование избирательных округов и участков;

3) образование избирательных комиссий;

4) составление списков избирателей;

5) выдвижение кандидатов (списка кандидатов) и их регистрация;

6) предвыборная агитация;

7) голосование и подведение итогов выборов.

Очередность стадий нельзя изменить. Так, например, нельзя формировать избирательные комиссии до официального назначения выборов; начать предвыборную агитацию до момента выдвижения кандидата в Президенты РФ или списка кандидатов в депутаты Государственной Думы; проводить голосование до завершения предвыборной агитации и тому подобное.

Избирательный процесс как юридический процесс подготовки и проведения выборов имеет достаточно сложную структуру.

Различают его субъектную, технологическую и институциональную компоненты избирательного процесса.

Субъектная составляющая избирательного процесса охватывает собой участников избирательной кампании, которые вследствие наделения их правами и обязанностями выступают в качестве субъектов избирательного процесса.

Технологическая компонента избирательного процесса включает в себя временные (сроки) и формальные (документы) составляющие юридического режима избирательных кампаний.

Институциональную часть избирательного процесса образуют стадии подготовки и проведения выборов, формирующиеся на основе избирательных действий и этапов.

В избирательном процессе участвуют абсолютно все субъекты электоральных отношений: граждане, политические партии; избирательные комиссии и их члены; выдвинутые и зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица; уполномоченные политических партий; наблюдатели (отечественные и международные); Президент РФ, парламенты - федеральный и региональный; выборные представительные органы муниципальных образований; Конституционный и Верховный Суды РФ, суды общей юрисдикции и другие.

В ходе избирательных кампаний осуществляется участие граждан в управлении делами общества и государства.15

Выборы зачастую описываются понятием «избирательный процесс». Законодательство же в большинстве случаев избегает подобного термина, что обусловлено отсутствием единого подхода к его пониманию. Обзор российской политологической и правовой литературы выявил, по крайней мере, два основных подхода определения понятия «избирательный процесс».

С точки зрения правового подхода, избирательный процесс есть форма реализации избирательного права, технологическая инфраструктура и форма реализации конституционных принципов организации периодических свободных выборов. Очевиден недостаток подхода: он не учитывает весь комплекс мероприятий, предшествующих официальному назначению даты выборов, однако во многом определяющих их результат.

В рамках политологического подхода формулируется понятие «избирательный процесс» в качестве части политического процесса и как совокупность избирательных кампаний, имеющих в основе набор формализованных законом действий, а также скрытую и открытую деятельность участников (субъектов) избирательного процесса, предшествующую каждой избирательной кампании и выражающуюся в подготовке к ее проведению.

Выделяются две ключевые и повторяющихся стадии избирательного процесса: избирательная кампания и деятельность по ее подготовке. Очевидно, что продолжительность избирательной кампании в данном случае определяется законом и является стабильной. Продолжительность подготовки к проведению кампании не имеет столь четких рамок и зависит от текущих условий. К таковым, прежде всего, можно отнести объем ресурсов (идеологических, финансовых, организационно-структурных, информационных, электоральных, командных и технологических) потенциального кандидата и сроки принятия им решения об участии в выборах.

В качестве участников избирательного процесса выступают: кандидаты; политические партии и иные общественные организации (выдвижение кандидатов, наблюдение за соблюдением норм избирательного права); СМИ (сотрудничество с избирательными комиссиями в сфере информирования избирателей о нормах волеизъявления, сотрудничество с кандидатами и их представителями в сфере осуществления платного и бесплатного размещения агитационных материалов, прочее); органы государственной власти и местного самоуправления (образование избирательных комиссий, составление списков избирателей, обеспечение безопасности деятельности избирательных комиссий, неформальное выражение поддержки тому или иному кандидату, прочее); избирательные комиссии (обеспечение свободного волеизъявления избирателей, равноправия кандидатов, информирование избирателей о нормах волеизъявления, прочее); избиратели.16

Таким образом, избирательный процесс представляет собой порядок организации и проведения выборов. Структуру избирательного процесса составляют: субъектная, технологическая и институциональная компоненты избирательного процесса.

ГЛАВА 2. СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1. Назначение выборов, выдвижение кандидатов,

предвыборная агитация

Избирательный процесс представляет собой деятельность участников избирательных правовых отношений, и представленная в виде обязательных и факультативных стадий.

Выделяют следующие стадии избирательного процесса:

- назначение выборов;

- подготовительная стадия;

- выдвижение кандидатов (списков кандидатов);

- предвыборная агитация;

- день перед выборами (агитация и иные избирательные действия запрещены);

- досрочное голосование;

- голосование;

- повторное голосование;

- подсчет голосов;

- повторный подсвет голосов;

- определение итогов голосования;

- обработка итогов голосования, определение результатов выборов;

- официальное опубликование результатов выборов.

Назначение выборов - первая стадия избирательного процесса. Пока выборы не назначены в установленном законом порядке, никакие отношения между населением и претендентами на выборную должность Президента и депутатские мандаты в Государственной Думе не возникают. Таким образом, назначение выборов имеет юридическое значение. Оно является необходимым условием возникновения электоральных правоотношений, связанных с формированием органов государственной и муниципальной власти.

Назначение выборов дает старт избирательной кампании.

Стадия назначения выборов обеспечивает: а) непрерывность реализации функций выборных органов публичной власти; б) их легитимность; в) сменяемость состава.

В зависимости от того, в какой орган государственной или муниципальной власти проводятся выборы, они назначаются по-разному.

Выборы Президента РФ назначает верхняя палата парламента - Совет Федерации Федерального Собрания России (п. "д" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ); в Государственную Думу Федерального Собрания РФ - Президент РФ (п. "а" ст. 84 Конституции РФ); в региональные парламенты - представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ; в представительные органы власти муниципальных образований - главы местной администрации (п. "д" ст. 102 Конституции РФ).17

Так, например, в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктом 4 статьи 30 Устава Забайкальского края, частью 2 статьи 5 и частью 6 статьи 26 Закона Забайкальского края "О выборах Губернатора Забайкальского края" Законодательным Собранием Забайкальского края вынесено постановление о назначение выборов Губернатора Забайкальского края на 8 сентября 2013 года.18

При использовании пропорциональной избирательной системы граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами только в составе списков кандидатов, внесенных политическим партиями. Тем самым на выборах, являющихся высшим непосредственным выражением власти народа, введено опосредующее звено - политические партии. При этом они оказываются единственными субъектами, обладающими правом выдвигать своих представителей в выборные органы публичной власти, а подавляющая часть граждан РФ, которые не являются членами существующих политических партий и не разделяют их идей, лишены конституционной возможности непосредственного выражения своей воли путем выдвижения кандидатов на выборах с применением пропорциональной избирательной системы.

Объективности ради надо отметить, что п. 1 ст. 37 Федерального закона от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" установлено, что каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом и не являющийся членом политической партии, вправе обратиться в любое региональное отделение политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией.19 С.А. Авакьян, называя эти нормы "забавными правилами", обоснованно отмечает, что "рассмотреть еще не значит поддержать и включить в федеральный список"20. По мнению В.Е. Чиркина, "отсечение независимых кандидатов" является минусом пропорциональной избирательной системы: "Им оставляют лишь возможность "проситься" в тот или иной партийный список21. Очевидно, что такая псевдодемократическая атрибутика не создает реальных условий для непосредственного выражения воли граждан РФ при выдвижении кандидатов, как это возможно, например, в рамках мажоритарной избирательной системы.

По мнению М. Дюверже, при использовании пропорциональной избирательной системы "речь не идет больше о диалоге между избирателем и избранным, нацией и парламентом: между ними стоит третий, что радикально меняет природу их отношений. Прежде чем быть избранным своими избирателями, депутат избирается партией: избиратели же всего лишь ратифицируют этот выбор"22.

В этой ситуации возникает закономерный вопрос о том, участвуют ли сами члены политических партий в выдвижении кандидатов, имеют ли они возможность непосредственного выражения своей воли при формировании партийного списка. Теоретически, как отмечает М. Дюверже23, возможны две технологии отбора кандидатов для включения в списки: избрание кандидатов всеми членами партии и назначение их руководящими органами партии.

Список кандидатов, как правило, формируется партийным руководством, а конференции и съезды политических партий лишь ратифицируют этот список, что приводит к отчуждению рядовых партийцев и партийного электората от отбора кандидатов для включения в партийные списки.24

Что же касается порядка выдвижения кандидатов, то в постановлении КС РФ от 7 июля 2011 г. № 15-П сформулирована следующая правовая позиция по этому вопросу: то обстоятельство, что беспартийные граждане в случае применения на выборах пропорциональной избирательной системы не обладают правом самовыдвижения, не ставит их в неравное положение с гражданами, являющимися членами политических партий, которые в таком случае также не обладают правом самовыдвижения.При пропорциональной избирательной системе за всеми гражданами - как беспартийными, так и членами политических партий - признается право в установленном законом порядке инициировать включение своей кандидатуры в список кандидатов.25

Предвыборная агитация - это важная стадия избирательного процесса. Она проводится в период избирательной кампании и имеет целью побудить граждан голосовать "за" или "против" кандидата, список кандидатов.

Участниками предвыборной агитации выступают кандидаты, их доверенные лица, политические партии, их уполномоченные представители, другие общественные объединения (кроме религиозных), отдельные граждане.

Расходы на проведение предвыборной агитации в период парламентских и президентских выборов осуществляются за счет средств соответствующих избирательных фондов (кандидата, политической партии, выдвинувшей кандидата в Президенты РФ или список кандидатов в депутаты Государственной Думы).

Согласно действующему законодательству предвыборной агитацией признаются:

1) призывы голосовать "за" или "против" кандидата (списка кандидатов);

2) выражение предпочтения кому-либо из кандидатов, какой-либо партии, в частности, указание, за какого кандидата (список кандидатов) лучше голосовать избирателю;

3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата (списка кандидатов);

4) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов (списки кандидатов), в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о кандидате, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением служебных (должностных) обязанностей;

6) формирование положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, выдвинувшей кандидата (список кандидатов);

7) иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать "за" или "против" кандидата (списка кандидатов).26

Следует отметить, что в день перед выборами строго законом запрещена вся предвыборная агитация и все иные избирательные действия.

Таким образом, основополагающими стадиями избирательного процесса выступают назначение выборов, в стадии подготовки выдвижение кандидатов, и предвыборная агитация, что не мало важно, поскольку именно на этих стадиях строится дальнейший порядок выборов.

2.2. Досрочное голосование, голосование, повторное голосование

Положения ч. 4 ст. 4 Закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»27, раскрывающие содержание принципа всеобщности избирательного права и права на участие в референдуме граждан РФ, указывают на необходимость наличия особой категории граждан (находящихся во время проведения голосования вне пределов места жительства) как основание действия института досрочного голосования.

Анализируя содержание норм, регулирующих порядок досрочного голосования на уровне местного самоуправления, прежде всего, представляется необходимым обратиться к динамике развития избирательного законодательства в рассматриваемой сфере, тем более что круг правоотношений, к которым применяются нормы о досрочном голосовании, имеет устойчивую тенденцию к сужению.

Ранее, Федеральный закон от 26 октября 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» не содержал отдельной статьи, регламентирующей основания и порядок проведения досрочного голосования.

Статья 30, устанавливавшая общий порядок голосования на выборах различного уровня, указывала, что избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии.

Рассматриваемый правовой акт не содержал конкретных оснований, достаточных для получения права на досрочное голосование, не определял детальный порядок его проведения, а также не устанавливал ограничений для применения соответствующих норм. В крупных населенных пунктах досрочное голосование порой сопровождалось попытками воздействия на волеизъявление избирателей, в том числе, прямого их подкупа. В результате таких противоправных действий в ряде случаев наблюдалось резкое изменение, по сравнению с ранее проведенными выборами, доли тех избирателей, которые голосовали досрочно.

Ныне правовой базой регулирования досрочного голосования служит закон 2002 г. В нем круг отношений, к которым применяются нормы о досрочном голосовании, максимально ограничен. Так, ч. 1 ст. 65 предусматривает возможность проведения соответствующего голосования лишь на местном уровне.28 Причины, побудившие законодателя прекратить практику применения досрочного голосования на выборах, референдумах федерального уровня и уровня субъекта РФ (за исключением досрочного голосования в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях) разнообразны. Однако одним из основных поводов соответствующего решения, думается, было распространенное его использование в целях фальсификации итогов выборов. Таким образом, институт досрочного голосования, видоизменяясь в процессе развития российского избирательного законодательства, на данный момент применяется лишь при проведении выборов, референдумов на местном уровне.29

Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный и предшествующий ему день; на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое по решению Правительства РФ объявлено рабочим днем.30

Повторное голосование - это второй тур голосования. Оно проводится при мажоритарной избирательной системе, например в случае, если ни один кандидат в Президенты РФ в первом туре не набрал абсолютного большинства голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Для повторного голосования в бюллетене остаются два кандидата. Победителем будет признан тот из них, за которого проголосует большее число избирателей при условии, что количество голосов, поданных за кандидата, будет больше, чем число голосов, поданных против обоих.31

Таким образом, такие стадии избирательного процесса как досрочное голосование, голосование, и повторное голосование являются главными и основными стадиями, поскольку именно с помощью указанных стадий происходит этап голосования и определение избирателями кандидата на должность.

2.3. Подсчёт голосов, повторный подсчёт голосов, определение итогов голосования, определение результатов выборов, официальное опубликование результатов выборов

Особое место в легитимации результатов выборов занимает процесс голосования и подсчета голосов избирателей. Это достигается не столько правовыми, сколько техническими средствами.32 По словам Председателя Центральной избирательной комиссии В.Е. Чурова, веб-камеры устанавливаются на избирательных участках33. Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок видеонаблюдения, приравнивают режим доступа к материалам, полученным в ходе видеонаблюдения, к режиму хранения бюллетеней. Так, согласно подп. 3.1 постановления Центральной избирательной комиссии от 26 сентября 2012 г. №  142/1076-6 "О порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования на выборах и референдумах, проводимых в российской Федерации"34 доступ к хранимым материалам осуществляется в порядке, предусмотренном для бюллетеней. Но подобный подход не оправдан, так как избирательные бюллетени и видеозаписи выполняют разные функции в фиксировании информации об избирательном процессе. Избирательные бюллетени - это один из видов избирательной документации, в котором находит отражение информация о результатах голосования. Материалы, полученные в ходе видеонаблюдения, фиксируют процесс голосования и подсчета голосов, не являясь средством отражения его результатов. При этом нарушение порядка подсчета голосов может стать основанием для принятия судом решения о повторном подсчете голосов избирателей. В связи с этим приравнивание режима доступа к материалам, полученным в ходе видеонаблюдения, к режиму доступа к избирательным бюллетеням нарушает субъективное избирательное право, ограничивая возможность участников избирательной кампании использовать видеозаписи как доказательство необходимости пересчета избирательных бюллетеней.

День голосования и подсчет голосов приобретает особое значение в свете принципа «главное – правильно посчитать». Именно при подсчете возможно наиболее активное использование административного ресурса. Для дня голосования характерны типичные нарушения законодательства: вброс заранее заготовленных бюллетеней; воздействие на волеизъявление избирателей, голосующих на дому; организация незаконной открытой агитации и так далее.

День голосования, нередко называемый технологами «судным днем», вопреки логике рядового избирателя, не всегда является последним днем кампании. Во многих случаях первый тур голосования не окончателен. При этом штабами кандидатов проводится пересмотр тактики кампании, ее адаптация к сложившимся условиям. Перед вторым туром возможно активное использование технологий, компрометирующих оппонента. Вместе с этим осуществляется проведение мероприятий по предотвращению чрезвычайного роста числа абсентеистов: из двух оставшихся кандидатов сложнее выбрать – избиратели голосуют против всех или не идут на выборы.

Они исходят из обыденной логики: «Один раз сходил, чего они еще хотят?».

Иным вариантом дальнейшего развития является оспаривание результатов выборов в органах судебной власти. Однако успех в подобной ситуации возможен лишь в случае наличия у кандидатов опытной команды юристов, основным профилем деятельности которых выступают выборы.

Заключительной стадией избирательного процесса является опубликование результатов голосования и присвоение соответствующего статуса победившему кандидату (участие в распределении мандатов), формирование и опубликование отчетов о финансовой деятельности кандидатов и избирательных комиссий.35

Так, например, в Забайкальском крае по итогам выборов губернатора Забайкальского края был составлен протокол избирательной комиссии Забайкальского края о результатах выборов губернатора Забайкальского края (см., приложение Б), и вынесено постановление избирательной комиссией Забайкальского края о результатах выборов губернатора Забайкальского края (см., приложение В).

Таким образом, без таких стадий избирательного процесса, как подсчет голосов, определение итогов голосования, а также опубликования результатов выборов, нельзя с уверенностью сказать о том, что выборы состоялись. Следовательно, указанные стадии избирательного процесса, выступают завершающими, без которых невозможно определить сам итог голоования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо отметить, что современное законодательство не может в полной мере обеспечить легитимность результатов выборов. Особое значение в этом отношении приобретают механизмы регистрации кандидатов (списков кандидатов), которые должны быть направлены, с одной стороны, на предоставление гражданам возможности реализовать пассивное избирательное право, с другой - на обеспечение условий для участия в выборах лишь тем кандидатам (избирательным объединениям), у которых есть некоторый уровень поддержки избирателей. Законы, которые приняты в последнее время, не смогут в полной мере решить эти задачи. Требования к регистрации кандидатов на должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ можно рассматривать как чрезмерно завышенные. Их закрепление в законодательстве подтверждает о недоверии власти к населению, которое находит отражение и в избирательном законодательстве: "Презумпция недоверия власти к участникам выборов является одной из причин крепнущего абсентеизма, неверия граждан в действенность института выборов".

Технические средства контроля за процессом голосования и подсчета голосов избирателей не могут в полной мере заменить правовые гарантии открытости и оптимизации этого процесса. В частности, на минимизацию возможностей правонарушений в ходе голосования и подсчета голосов было бы направлено уменьшение количества избирателей на избирательных участков до 500 человек, использование электронных средств голосования с прямой записью как дублирующих голосование по избирательным бюллетеням.

Дробление партийной системы вследствие принятия закона об уменьшении численности членов политической партии приведет к тому, что правом на регистрацию кандидатов (списков кандидатов) в упрощенном порядке, без предоставления подписей избирателей, будут обладать политические партии, имеющие низкий уровень поддержки среди избирателей. Чтобы устранить этот недостаток, желательно связать право политических партий на участие в выборах различного уровня с количеством их членов. Например, можно предусмотреть в законодательстве, что политические партии, в составе которых находится до 3 тыс. членов, будут обладать правом участвовать в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления; политические партии, насчитывающие от 3 до 10 тыс. членов, будут обладать правом принимать участие в выборах органов и должностных лиц государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления; политические партии численностью более 10 тыс. членов смогут принимать участие в выборах любого уровня.

Как показывает практика, необходимо именно использование в совокупности нормативных правовых актов в области избирательного процесса. Также необходим так называемый избирательный кодекс, который позволит сформулировать и законодательно закрепить единый комплекс общих положений избирательного права, а также системно и унифицировано, вне зависимости от вида выборов, изложить конкретные нормативные правовые предписания: о правовом статусе субъектов избирательного процесса; об организации и финансировании выборов; о порядке осуществления избирательных процедур; об особенностях выборов на конкретные государственные должности; о санкциях за нарушение норм избирательного права; о порядке защиты прав и законных интересов участников выборов.

Следовательно, законодателю необходимо зафиксировать в действующем законодательстве ответы на все возникающие спорные вопросы, касающихся стадий избирательного процесса, а точнее выразиться, что необходимо навести порядок в процессе проведения выборов, целью которых является выбор того или иного кандидата, и проведения выборов в отсутствии нарушений избирательного процесса, что является существенным в указанном процессе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Нормативные акты

1. Конституция РФ 1993 г. [Текст]: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. – Новосибирск: Издательство Сибирское университетское издательство, 2005. – 64 с.

2. О референдуме Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008): Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 12 июня 2002 г.№ 67-ФЗ (ред. от 02 ноября 2013 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 24. – Ст. 2253.

4. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 09.11.2009): Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федераци[Электронный ресурс]: Федеральный законот 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ(ред. от 21.10.2013 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 21. – Ст. 1919.

6. О выборах Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 02.07.2013): Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ //СЗ РФ. - 2003. - № 2. - С. 172.

8. О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.10.2012 № 157-ФЗ (ред. от 05.04.2013): Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».

9. О Регламенте применения Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» для решения задач, связанных с регистрацией (учетом) избирателей, участников референдума в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление ЦИК России от 28.02.2006 № 172/1112-4 (ред. от 23.03.2011): Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».

10. О Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление ЦИК России от 28.06.1995 № 7/46-II (ред. от 23.03.2011): Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».

11. О порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования на выборах и референдумах, проводимых в российской Федерации:постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 26 сентября 2012 г. №  142/1076-6// Вестник ЦИК России. – 2012. – № 10

12. О муниципальных выборах в Забайкальском крае [Электронный ресурс]: Закон Забайкальского края от 06.07.2010 № 385-ЗЗК (ред. от 29.12.2012): Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».

13. О выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края [Электронный ресурс]: Закон Забайкальского края от 06.12.2012 № 753-ЗЗК (ред. от 27.03.2013): Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Об Избирательной комиссии Забайкальского края [Электронный ресурс]: Закон Забайкальского края от 05.10.2009 № 230-ЗЗК (ред. от 17.06.2013): Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Постановление Законодательного Собрания Забайкальского края
"О назначении выборов Губернатора Забайкальского края" [Текст]: [от 31 мая 2013 г. № 152]//Информационно-правовой портал «ГАРАНТ». - 2013.

2. Научные статьи, авторефераты, монографии, материалы научных конференций, учебные и справочные издания

16. Авакьян С.А. Какая избирательная система лучше?Размышления конституционалиста: Избранные статьи/С.А.Авакьян - М.: Юристъ, 2010. - 675 с.

17. Андриченко Л.В., Постников А.Е. Институты конституционного права/Л.В. Андриченко, А.Е. Постников. – М.: Юриспруденция, 2013. – 496 с.

18. Дюверже М. Политические партии/ М.Дюверже. - М.: Академический Проспект, 2002. – 560 с.

19. Иванченко А.В. Конституционное законодательство России / под ред. Ю.А. Тихомирова. - М.: Городец: Формула права, 1999. - 169 с.

20. Ильин И.В. Институт досрочного голосования на муниципальных выборах как механизм обеспечения избирательных прав граждан РФ/И.В.Ильин//Ленинградский юридический журнал. 2009. № 3. .С. 68-75.

21. Князев С.Д. Российское избирательное право/ С.Д. Князев. - Владивосток: Издательство Дальневосточного государственного университета, 2001. – 167 с.

22. Кочетов А.И. Избирательный процесс: понятие, структура и основные стадии/А.И.Кочетов//Современные политические процессы. 2006. №3. С. 67-78.

23. Лысенко В.И. Проблемы современного избирательного права в России и в европейских странах: дис. на соиск. уч. степ. док. юрид. Наук/В.И. Лысенко. - М., 1995. – 37 с.

24. Макарцев А.А. Итоги голосования/А.А.Макарцев//Российский юридический журнал. 2013. № 5. С. 73-74.

25. Михалева Н.А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах)- 2-е изд. перераб. и доп. /Н.А. Михалева –– ЮРКОМПАНИ, Информационно-правовой портал «ГАРАНТ». - 2012.

26. Черепанов В.А. Выдвижение кандидатов/В.А. Черепанов// Журнал российского права". 2013. № 6. С. 13-15.

27. Чиркин В.Е. Избирательная система России в контексте международного опыта // Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов: Материалы международных конференций / под ред. А.В. Иванченко, А.Е. Любарева. М.: Инфра-М, 2006. – 349 с.

3. Материалы правоприменительной практики

28. По делу о проверки конституционности подпункта «А» пункта 1 и подпункта «А» пункта 8 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.М. Малицкого: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 10-П //Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2010. - № 14-П//Собрание законодательство Российской Федерации. – 2010. - № 7. –Ст. 3552

29. По делу о проверки конституционности положений части 3 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области» в связи с жалобами уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и граждан И.И.Болтушенко и Ю.А. Гурмана: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 15-П.

4. Интернет-документы

30. Веб-камеры на избирательных участках – Режим доступа: http://www.cikrf.ru/newsArchSearch

31.Информация с сайта URL: http: //www.zabkray.izbirkom.ru/way/949858/sx/art/952602/cp/1/br/949846.html (дата обращения: 01.01.2014)

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Экземпляр № ______

Выборы Губернатора Забайкальского края

8 сентября 2013 года

ПРОТОКОЛ

Избирательной комиссии Забайкальского края

о результатах выборов Губернатора Забайкальского края

Число протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования, на основании которых составлен данный протокол

38

Число избирательных участков, итоги голосования по которым были признаны недействительными

Суммарное число избирателей, включенных в списки избирателей по данным избирательным участкам на момент окончания голосования

1

Число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования

8

2

5

0

8

2

2

Число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями

7

6

9

1

1

1

3

Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно

0

0

3

1

6

2

4

Число избирательных бюллетеней, выданных избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования

2

4

4

9

7

9

5

Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования

0

2

6

1

0

2

6

Число погашенных избирательных бюллетеней

4

9

4

8

7

0

7

Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования

0

2

9

2

6

2

8

Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования

2

4

4

5

7

3

9

Число недействительных избирательных бюллетеней

0

1

0

2

3

1

10

Число действительных избирательных бюллетеней

2

6

3

6

0

4

11

Число открепительных удостоверений, полученных участковыми избирательными комиссиями

0

1

6

2

7

8

12

Число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке

0

0

5

5

1

0

13

Число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке

0

0

3

8

3

9

14

Число неиспользованных открепительных удостоверений

0

1

0

7

6

8

15

Число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией

0

0

0

5

4

1

16

Число утраченных открепительных удостоверений

0

0

0

0

0

0

17

Число утраченных избирательных бюллетеней

0

0

0

0

1

0

18

Число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении

0

0

0

0

1

2

Фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов

Число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата

19

Балагур Руслан Вячеславович

0

0

7

5

7

4

20

Ильковский Константин Константинович

1

9

6

1

5

6

21

Кулиева Василина Васильевна

0

2

7

7

3

3

22

Мерзликин Николай Владимирович

0

3

2

1

4

1

Данные Избирательной комиссии Забайкальского края о числе открепительных удостоверений

д

Число открепительных удостоверений, полученных Избирательной комиссией Забайкальского края

0

2

0

0

0

0

е

Число открепительных удостоверений, выданных нижестоящим территориальным избирательным комиссиям

0

1

9

3

5

0

ж

Число неиспользованных открепительных удостоверений, оставшихся в Избирательной комиссии Забайкальского края

0

0

0

6

5

0

з

Число утраченных в Избирательной комиссии Забайкальского края открепительных удостоверений

0

0

0

0

0

0

Председатель Избирательной комиссии Забайкальского края

Буянов В.П.

(фамилия, инициалы)

(подпись либо причина отсутствия, отметка об особом мнении)

Заместитель председателя

Пешкова И.А.

Секретарь

Судакова С.В.

Член

Амплеев Р.А.

Варфоломеев А.П.

Вишняков В.Е.

Жарков Л.П.

Жигжитжапов Ж.С.

Коротков Н.А.

Максимов Г.А.

Немерова О.М.

Почиковская А.Л.

Фадеева М.В.

Шишкин В.А.

М.П. Протокол подписан 11 сентября 2013 года в 16 часов 28 минут

ПРИЛОЖЕНИЕ В36

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11 сентября 2013 г.

№ 119/978-1

г. Чита

О результатах выборов Губернатора Забайкальского края

В соответствии со статьей 15, частью 1 статьи 64 Закона Забайкальского края «О выборах Губернатора Забайкальского края» и на основании протокола Избирательной комиссии Забайкальского краяот 11 сентября 2013 года «О результатах выборов Губернатора Забайкальского края», в соответствии с которым в голосовании приняли участие 274243 избирателя, Избирательная комиссия Забайкальского края

п о с т а н о в л я е т:

1. Признать выборы Губернатора Забайкальского края состоявшимися и действительными.

2. Считать избранным на должность Губернатора Забайкальского края Константина Константиновича Ильковского, получившего 196156 голосов избирателей, что составляет 71,63 %, т.е. более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

3. Направить настоящее постановление Ильковскому К.К.

4. Направить настоящее постановление, а также протокол о результатах выборов Губернатора Забайкальского края и сводную таблицу, включающую в себя полные данные всех поступивших протоколов об итогах голосования территориальных избирательных комиссий, для опубликования в газету «Забайкальский рабочий» и разместить на сайте Избирательной комиссии Забайкальского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Председатель комиссии В.П. Буянов

Секретарь комиссии С.В. Судакова

1 Авакьян С.А. Какая избирательная система лучше? Размышления конституционалиста: Избранные статьи/С.А.Авакьян - М.: Юристъ, 2010. - 675 с.

2Андриченко Л.В., Постников А.Е. Институты конституционного права/Л.В. Андриченко, А.Е. Постников. – М.: Юриспруденция, 2013. – 496 с.

3 Иванченко А.В. Конституционное законодательство России / под ред. Ю.А. Тихомирова. - М.: Городец: Формула права, 1999. - 169 с.

4 Ильин И.В. Институт досрочного голосования на муниципальных выборах как механизм обеспечения избирательных прав граждан РФ/И.В.Ильин//Ленинградский юридический журнал. 2009. № 3. .С. 68-75.

5 Князев С.Д. Российское избирательное право/ С.Д. Князев. - Владивосток: Издательство Дальневосточного государственного университета, 2001. – 167 с.

6 Кочетов А.И. Избирательный процесс: понятие, структура и основные стадии/А.И.Кочетов//Современные политические процессы. 2006. №3. С. 67-78.

7 Лысенко В.И. Проблемы современного избирательного права в России и в европейских странах: дис. на соиск. уч. степ. док. юрид. Наук/В.И. Лысенко. - М., 1995. – 3,4 с.; Князев С.Д. Российское избирательное право/ С.Д. Князев. - Владивосток: Издательство Дальневосточного государственногоуниверситета, 2001. – 42 с.

8 Иванченко А.В. Конституционное законодательство России / под ред. Ю.А. Тихомирова. - М.: Городец: Формула права, 1999. - 29 с.

9Конституция РФ 1993 г. [Текст]: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. – Новосибирск: Издательство Сибирское университетское издательство, 2005. – 14 с.

10Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" [Текст]: [от 12 июня 2002 г.№ 67-ФЗ в редакции от 02 ноября 2013 г.]//Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 24. – Ст. 2253.

11Конституция РФ 1993 г. [Текст]: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. – Новосибирск: Издательство Сибирское университетское издательство, 2005. – 14 с.

12Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" [Текст]: [от 12 июня 2002 г.№ 67-ФЗ в редакции от 02 ноября 2013 г.]//Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 24. – Ст. 2253.

13По делу о проверки конституционности подпункта «А» пункта 1 и подпункта «А» пункта 8 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.М. Малицкого: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 10-П //Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2010. - № 14-П//Собрание законодательство Российской Федерации. – 2010. - № 7. –Ст. 3552

14Андриченко Л.В., Постников А.Е. Институты конституционного права/Л.В. Андриченко, А.Е. Постников. – М.: Юриспруденция, 2013. – 126 с.

15 Михалева Н.А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах) - 2-е изд. перераб. и доп. /Н.А. Михалева –– ЮРКОМПАНИ, Информационно-правовой портал «ГАРАНТ». - 2012.

16 Кочетов А.И. Избирательный процесс: понятие, структура и основные стадии/А.И.Кочетов//Современные политические процессы. 2006. №3. С. 67-78.

17 Михалева Н.А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах) - 2-е изд. перераб. и доп. /Н.А. Михалева –– ЮРКОМПАНИ, Информационно-правовой портал «ГАРАНТ». - 2012.

18Постановление Законодательного Собрания Забайкальского края "О назначении выборов Губернатора Забайкальского края" [Текст]: [от 31 мая 2013 г. № 152]// Информационно-правовой портал «ГАРАНТ». - 2013.

19Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" [Текст]: [от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ в редакции от 21.10.2013 г.]//Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 21. – Ст. 1919.

20 Авакьян С.А. Какая избирательная система лучше? Размышления конституционалиста: Избранные статьи/С.А.Авакьян - М.: Юристъ, 2010. - 379 с.

21 Чиркин В.Е. Избирательная система России в контексте международного опыта // Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов: Материалы международных конференций / под ред. А.В. Иванченко, А.Е. Любарева. М.: Инфра-М, 2006. – 243 с.

22 Дюверже М. Политические партии/ М.Дюверже. - М.: Академический Проспект, 2002. – 429 с.

23 Там же, с. 437 с.

24 Черепанов В.А. Выдвижение кандидатов/В.А. Черепанов// Журнал российского права". 2013. № 6. С. 13-15.

25По делу о проверки конституционности положений части 3 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области» в связи с жалобами уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и граждан И.И.Болтушенко и Ю.А. Гурмана: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 15-П.

26Михалева Н.А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах) - 2-е изд. перераб. и доп. /Н.А. Михалева –– ЮРКОМПАНИ, Информационно-правовой портал «ГАРАНТ». - 2012.

27Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" [Текст]: [от 12 июня 2002 г.№ 67-ФЗ в редакции от 02 ноября 2013 г.]//Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 24. – Ст. 2253.

28Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" [Текст]: [от 12 июня 2002 г.№ 67-ФЗ в редакции от 02 ноября 2013 г.]//Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 24. – Ст. 2253.

29 Ильин И.В. Институт досрочного голосования на муниципальных выборах как механизм обеспечения избирательных прав граждан РФ/И.В.Ильин//Ленинградский юридический журнал. 2009. № 3. .С. 68-75.

30 Михалева Н.А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах) - 2-е изд. перераб. и доп. /Н.А. Михалева –– ЮРКОМПАНИ, Информационно-правовой портал «ГАРАНТ». - 2012.

31 Там же

32 Макарцев А.А. Итоги голосования/А.А.Макарцев//Российский юридический журнал. 2013. № 5. С. 73-74.

33Веб-камеры на избирательных участках – Режим доступа: http://www.cikrf.ru/newsArchSearch

34О порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования на выборах и референдумах, проводимых в российской Федерации: постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 26 сентября 2012 г. №  142/1076-6// Вестник ЦИК России. – 2012. – № 10

35 Кочетов А.И. Избирательный процесс: понятие, структура и основные стадии/А.И.Кочетов//Современные политические процессы. 2006. №3. С. 67-78.

36Информация с сайта URL: http://www.zabkray.izbirkom.ru/way/949858/sx/art/952602/cp/1/br/949846.html (дата обращения: 01.01.2014)

ПОНЯТИЕ И СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ