Компоненты и критерии оценки развития профессиональной мобильности у студентов колледжа

Компоненты и критерии оценки развития профессиональной мобильности у студентов колледжа

//////////////////////////////////

Аннотация

Современные условия развития экономики диктуют новые требования к работникам различного уровня. Проблема подготовки профессионально- мобильных специалистов становится все злободневнее, что и диктует актуальность данного вопроса, в том числе для учреждений среднего профессионального образования. Сложности в отслеживании проявления качеств молодых специалистов после окончания учебного заведения обусловливают необходимость оценки уровня развития профессиональной мобильности студентов колледжей в рамках учебно-производственного процесса. В статье разъяснено понятие «профессиональной мобильности студента колледжа», состоящей из нескольких компонентов: мотивационного, профессионального, самообразовательного и коммуникативного. Автором предлагаются мотивационно-целевой, когнитивно-деятельностный и коммуникативный критерии уровня развития профессиональной мобильности студентов колледжа, а также их показатели, которые позволяют дать оценку с точек зрения представителей учебного заведения, работодателя и самого студента.

Ключевые слова: профессиональная мобильность студентов, студенты колледжа, компоненты профессиональной мобильности, критерии развития профессиональной мобильности.

Введение

Нестабильная экономическая ситуация в России, связанная с кризисами, убылью населения, его старением и сокращение численности в экономически активных возрастах1 [Вишневский, 2011, 297] диктует направления модернизации образования. Профессиональное образование должно готовить кадры высокого уровня, способные не только к выполнению профессиональных обязанностей, но и к изучению инновационных технологий, позволяющих повысить производительность труда, а также к смене рода деятельности или даже профессии при необходимости. То есть, подготовка квалифицированного работника сегодня подразумевает не просто владение профессией, но и умение ориентироваться в смежных областях деятельности, готовность к постоянному профессиональному росту, профессиональную мобильность.

Понятие «мобильность» на нынешнем этапе широко используется в следующих областях: экономике, социологии, психологии и педагогике. Этим обусловлено большое количество определений приведенного понятия.

Получение образования в колледже, являясь одним из уровней профессиональной подготовки специалистов для всех сфер экономики - специфично и необходимо в сфере новых подходов на ниве подготовки востребованных выпускников. Данным аспектом и обусловлена актуальность изучения особенностей развития профессиональной мобильности у студентов колледжа, этому, в принципе и посвящена данная статья.

Профессиональная мобильность студентов колледжа и ее компоненты

Давайте проведем анализ в области педагогики профессионального уровня. Здесь необходимо понятие мобильности, рассматриваемое в нижеуказанных факторах:

  • социально-экономическом подразумевающем готовность и способность к адаптации в постоянно меняющимся условиям рынка труда;
  • метаморфозы статуса в сфере профессиональной иерархии, более того умение овладевать родственными и новыми профессиями [Зеер, 2011, 91].

Не смотря на то, что с восьмидесятых годов XX века мобильность работников активно исследуется как за рубежом, так и в отечественной науке, основная часть работ посвящена определению сущности, содержанию и условий формирования профессиональной мобильности в высших учебных заведениях при подготовке будущих инженеров, экономистов государственных служащих, и особенно будущих преподавателей.

Анализируя труды Л.А.Амировой, Л.В.Горюновой, Б.М.Игошева, Л.П.Меркуловой, В.А.Мищенко, Ю.Ю.Дворецкой, А.А.Никитиной, Э.Ф.Зеера в структуре профессиональной мобильности можно выделить следующие составляющие:

  • активность (готовность к деятельности, освоению новых форм и видов деятельности; адаптивность (способность приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности);
  • открытость (склонность к новому, неизвестному);
  • креативность (творческое отношение к среде и собственной деятельности, готовность к их преобразованию);
  • коммуникативность (способность и готовность устанавливать новые связи и контакты с субъектами деятельности);
  • компетентность (способность гибко ориентироваться в профессии, готовность к продолжению обучения, самообучению, саморазвитию, самообразованию).

Исследованием особенностей формирования профессиональной мобильности у студентов учреждений среднего профессионального образования занимались О.М.Дементьева, В.Н. Дюнина, М.В.Пазюкова. Множество работ посвящено профессионально-педагогической мобильности. Но автор В.Н. Дюнина, рассматривает профессиональную мобильность студентов информационных специальностей в техникуме, выделяет следующие структурные ее компоненты:

  • готовность - существование возможности реализации профессиональной мобильности и наличие соответствующей мотивации для ее проявления;
  • знания — специфические знания, позволяющие реализовывать профессиональную мобильность в конкретной профессиональной сфере; умения специфические умения, позволяющие реализовывать профессиональную мобильность в конкретной профессиональной сфере;
  • опыт — опыт проявления профессиональной мобильности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях профессиональной деятельности; отношение — ценностно-смысловые установки личности.

На наш взгляд определение уровня развития профессиональной мобильности у молодых специалистов, окончивших учебное заведение и приступивших к осуществлению профессиональной деятельности, является крайне сложной задачей. Для этого необходимо постоянно поддерживать связь с самими выпускниками и их работодателями, отслеживать перемещения молодых специалистов внутри профессии и вне ее (в случае смены рода деятельности). Также этот процесс усложняется необходимость разработки универсальных оценочных листов, которые позволяли бы оценивать работников различными людьми (работодателями). При оценке данных факторов, по шкале вышеуказанных листов это беспочвенно из-за субъективных оценок.

В следствие этого видится разумным рассмотрение профессиональной мобильности именно студентов, уровень развития которой можно было бы определить в период обучения в колледже и на местах прохождения профессиональной практики.

Проанализировав работы различных авторов и учитывая специфику среднего профессионального образования, мы рассматриваем профессиональную мобильность студентов колледжа в профессиологическом измерении как интегративное качество личности, позволяющее:

  • осуществлять качественное решение учебно-производственных задач в установленные временные сроки с использованием наиболее эффективных технологий будущей профессиональной деятельности;
  • самостоятельно осваивать новые технологии осуществления профессиональной деятельности по профилю специальности и смежными с ними в случае учебно-производственной необходимости;
  • быть активным и коммуникативно-компетентным в различных учебно-производственных ситуациях.

В своей работе мы выделяем некоторые составляющие профессиональной мобильности студентов и критерии оценки уровня прогресса указанного интегративного качества личности. Каждая из составляющих мобильности в профессиональной деятельности включает в себя подструктуры, развитие которых и приводит в конечном итоге к профессиональной мобильности.

Мотивационная составляющая отражает мотивы личности, связанные с будущей профессиональной деятельностью. В данном аспекте учитываются потребность в самореализации, интерес к выбранной профессии, желание осуществлять профессиональную деятельность по выбранной специальности, видение своей будущей карьеры.

Профессиональная составляющая включает в себя знания и умения по дисциплинам профессионального цикла (т.е. профессиональные знания и умения), умения организовать свою деятельность (поставить цель, спланировать, оценить результат работы).

Самообразовательная составляющая: знание источников дополнительной информации, умения искать, анализировать, критически осмысливать информацию, умение осваивать новые технологии осуществления учебной - производственной деятельности. Самообразование есть одни из факторов, повышающим профессиональную мобильность специалистов [Мищенко, 2011]. Следовательно, мы видим необходимость в выделении отдельной составляющей, развитие которой способствует самостоятельному освоению новых технологий осуществления учебно-производственной деятельности.

Коммуникативная составляющая: знание норм и правил общения, владение профессиональной лексикой, умение вести диалог, формулировать и аргументировать свою точку зрения, толерантно относиться к другим участникам коммуникации, умение осуществлять эффективную коммуникацию в коллективе в различных ситуациях.

Критерии и показатели уровня развития профессиональной мобильности у студентов колледжа

Наше исследование акцентировано на ПМ студентах, следовательно, и критерии оценки уровня развития данного интегративного качества архи важно подбирать так, чтобы можно было дать им оценку в границах обучения в колледже. По нашему мнению необходим учет оценок под различным углом зрения во избежание субъективности. Такие факторы как необъективная самооценка, учебное заведение, где обучаются студенты, место будущей работы и прочее – все это составляющие оценочный аспект.

На данный момент мы подчеркиваем три критерия оценки, такие, как: мотивационно - целевой, когнитивно - деятельностный и коммуникативный.

Таблица 1. Критерии и показатели оценки уровня развития компонентов профессиональной мобильности студентов

Низкий

(0 баллов)

Средний

(1 балл)

Высокий

(2 балла)

Показатели

Мотивационно-целевой критерий

Уровень учебной мотивации

Низкий

(по методике Т.И.Ильиной)

Средний

(по методике Т.И.Ильиной)

Высокий

(по методике Т.И.Ильиной)

Намерение работать по специальности или родственными с ней

Допускает возможность работы по специальности, но планирует сменить род деятельности

Не исключает возможности работать по специальности, ориентируется на предложения рынка труда

Заинтересован в работе по специальности, планирует будущую профессиональную карьеру

Участие в конкурсах проф. мастерства, олимпиадах (по специальности и родственным)

Не проявляет интереса, не участвует

Проявляет интерес, принимает участие

Принимает участие, достигает успехов (призовые места, победы)

Проявление инициативы и целеустремленности на местах практики

Выполняет поставленные руководителем задачи, не проявляет интереса к изучению особенностей профессиональной деятельности в конкретной организации, общению с коллективом и приобретению новых навыков

Качественно выполняет поставленные задачи, демонстрирует способность к освоению новых технологий осуществления производственной деятельности, поддерживает общение с коллегами

Проявляет инициативу и интерес к профессиональной деятельности; эффективно взаимодействует с руководителем и коллегами, быстро и эффективно осваивает новые технологии и средства труда

Когнитивно-деятельностный критерий

Успеваемость по дисциплинам (профессионального цикла)

Средний балл по дисциплинам от 3 до 3,5

Средний балл по дисциплинам от 3,5 до 4,5

Средний балл по дисциплинам от 4,5 до 5

Организация самостоятельной и самообразовательной деятельности

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется с задержкой сроков сдачи, имеются замечания и недостатки; при выполнении курсовых работ и проектов возникают трудности с самоорганизацией, подбором теоретического материала и технологий решения поставленных задач, требуется постоянный контроль и помощь со стороны преподавателя

Результаты внеаудиторной самостоятельной работы представляются на проверку в установленные сроки, могут иметь незначительные замечания и недостатки, при организации работы над курсовыми проектами демонстрируются умения планирования и организации своей деятельности, самостоятельного выбора средств реализации поставленной задачи, демонстрируется способность к освоению новых технологий осуществления учебно-производственной деятельности

Результаты внеаудиторной самостоятельной работы сдаются в установленные сроки, выполнены качественно, с высокой долей самостоятельности; выбор тем курсовых проектов и эффективных средств реализации поставленной задачи в большей степени осуществляется самостоятельно, демонстрируются результаты освоения новых технологий осуществления учебно-производственной деятельности

Адекватность самооценки, формирование фактора успеха в области профессиональной деятельности на местах практики

Происходят затруднения в оценке личной деятельности,

Происходит оценка результатов деятельности как средних, идет выделение возникающих проблем, формирует формулировки в области недостающих знаний и умений;

Главный фактор - способность оценить результаты своей профессиональной деятельности, умение формулировать возникающие проблемы и причины их возникновения;

Профессиональная деятельность на местах практики (оценка руководителей от предприятия)

Слабый уровень профессиональных знаний и умений; имеются проблемы с организацией собственной деятельности, требуется помощь и контроль со стороны наставников

Демонстрирует уровень знаний и умений достаточный для осуществления основ профессиональной деятельности, умеет организовывать собственную деятельность, прибегает к помощи и советам руководителей и наставников

Демонстрирует уровень знаний и умений, который позволяет осуществлять профессиональную деятельность в конкретной организации, способен организовать собственную деятельность, редко прибегает к помощи руководителей или наставников

Коммуникативный критерий

Самооценка коммуникативных умений (опрос-анкетирование)

Агрессивное поведение (согласно опроснику Л. Михельсона)

Зависимое поведение (согласно опроснику Л. Михельсона)

Компетентное поведение (согласно опроснику Л. Михельсона)

Организация коммуникации на местах практики (оценка руководителями практики)

Предпочитает не вступать в диалоги, проявляет слабые способности к анализу чужого мнения,

Поддерживает диалог, не проявляет агрессии к мнению других участников коммуникации

Активно вступает в диалог с коллегами и наставниками, толерантен к чужому мнению, способен к критической оценке коммуникативных ситуаций

Культура профессионального общения (оценка руководителя практики)

Имеет трудности при формулировании и высказывании мнения, скудный запас профессиональной лексики

Демонстрирует способность к грамотному выражению собственных мыслей и мнений, имеет запас профессиональной лексики достаточный для осуществления коммуникации в рамках профессии

Корректно и обоснованно высказывает свое мнение, грамотно формулирует вопросы, обладает культурой речи и запасом профессиональной лексики

Особенности организации коммуникации во время учебного процесса (наблюдения преподавателей)

Избегает диалогов с преподавателем и студентами, при работе в группе пассивен, не участвует в обсуждениях, имеет трудности в формулировании и аргументации своего мнения, может проявлять агрессию к другим участникам коммуникации

Поддерживает диалог с преподавателем в случае адресного обращения, при работе с группой участвует в обсуждениях, способен грамотно выражать свои мысли, не агрессивен к другим участникам коммуникации

Активно поддерживает диалог с преподавателями, инициативен, задает вопросы, участвует в обсуждениях и дискуссиях, грамотно выражает свои мысли, толерантен к мнению других участников беседы

Для оценки уровня развития критерия, необходимо сложить баллы за каждый показатель (от 0 до 2). Общий уровень развития критерия определяется из суммы баллов по всем показателям следующим образом:

  • сумма от 0 до 2 баллов включительно соответствует низкому уровню развития оцениваемого критерия профессиональной мобильности студента;
  • от 3 до 5- среднему уровню развития оцениваемого критерия;
  • от 6 до 8-высокому уровню развития оцениваемого критерия.

Сумма баллов за три критерия характеризует уровень развития профессиональной мобильности студента в целом:

  • от 0 до 1 балла- низкий уровень;
  • от 2 до 4- средний уровень;
  • от 5 до 6 –высокий уровень.

Заключение

По нашему общему мнению предложенные компоненты и критерии оценки профессиональной мобильности студентов дают блистательный шанс прогнозировать и корректировать прогресс качеств выпускников, позволяющим им стать востребованными молодыми специалистами на современном рынке труда. Необходимость критериев оценки профессиональной деятельности подтверждена и продиктована временем, в особенности повышенными требованиями нынешнего этапа развития педагогического процесса.

Приведенные показатели критериев оценки дают «зеленый свет» для формирования оценки разностороннего порядка.

Библиографический список

  1. Амирова Л.А. Профессионально-педагогическая мобильность учителя как целевая установка высшего профессионального образования // Alma mater. 2004. № 1. С. 55-60.
  2. Вишневский А.Г. (ред.) Население России 2009: Семнадцатый ежегодный демографический доклад; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 334 с.
  3. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования в России: дис. … докт. пед.наук. Ростов-на-Дону:, 2006. 337 с.
  4. Дюнина В.Н. Формирование профессиональной мобильности студентов информационных специальностей в техникуме: дис. … к.п.н. Нижний Новгород, 2009. 138 с.
  5. Зеер Э.Ф., Морозова С.А., Сыманюк Э.Э. Профессиональная мобильностьинтегральное качество субъекта инновационной деятельности// Педагогическое образование в России. 2011. №5. С. 90-97.
  6. Игошев Б.М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов: автореф. …док.пед.наук. Москва, 2008. 25 с.
  7. Мищенко В.А. Самообразование студентов как фактор повышения профессиональной мобильности // Среднее профессиональное образование. 2011. №2. С.40-43.

Components and criteria for evaluation of professional mobility among college students

/////////////////////////////////////////////////

Abstract

The modern terms of economy development are dictated by new requirements to workers of various level. The question of professional mobile experts training becomes more actual, including for establishments of secondary professional education. Difficulties in tracking of qualities manifestation among young specialists after the termination of educational institution cause need an assessment of a development level professional mobility of college students within industrial practice process. In article the concept of "professional mobility of the student of college" consisting of several components is specified: motivational, professional, self-educational and communicative. The author offers motivational and target, cognitive and activity and communicative criteria of a professional mobility development level among college students, and also their indicators which allow to give an assessment from the points of view by educational institution representatives, the employer and the student.

Keywords: professional mobility of students, college students, components of professional mobility, the development of criteria for professional mobility

References

  1. Amirova L.A(2004) Professionalno-pedagogicheskaya mobilnost uchitelya kak celevaya ustanovka vischego professionalnogo obrazovyaniya [Professional and pedagogical mobility of the teacher as purpose of higher education] Moscow: Alma mater №1 pp. 55-60
  2. Vishnevsky A.G. (2011) Naselenie Rossii 2009: Semnadcatiy ezhegodny demografichesky doklad [Population of Russia 2009: Seventeenth annual demographic report] in Nacionalnoe issledovanie universiteta «Vishaya shkola economiki» [National research of «Higher School of Economics university»]. Moscow: Izdatelsky dom Vischey Shkoli economiki. p. 334
  3. Gorunova L.V. (2006) Professionalnaya mobilnost specialista kak problema razvivauschegosya obrazovaniya v Rossii [Professional mobility of the expert as a problem of the developing education in Russia] in Dissertaciya doktora pedagogicheskih nauk [Thesis of the doctor of pedagogical sciences]. Rostov na Donu p. 337
  4. Dunina V.N (2009) Formirovanie professionalnoy mobilnosti studentov informacionnih specialnostey v tehnikume [Formation of students professional mobility in information specialties in technical school] in Dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk [Thesis of the candidate of pedagogical sciences]. Nizhni Novgorod p. 138
  5. Zeer E.F., Morozova S.A., Simanyuk E.E. (2011) Professionalnaya mobilnost integralnoe kachestvo sub`ekta innovacionnoy deyatelnosti [Professional mobility integrated quality of the innovative activity subject] in Pedagogicheskoe obrazovanie v Rosii [Pedagogical education in Russia]. Moscow pp. 90-97
  6. Igoshev B.M. (2008) Sistemno-integrativnaya organizaciya podgotovki professionalno mobilnih pedagogov [System and integrative organization of professionally mobile teachers training] in Avtoreferat doktora pedagogicheskih nauk [Abstract of the doctor of pedagogical sciences]. Moscow p. 25.
  7. Mischenko V.A. (2011) Samoobrazovanie studentov kak factor povisheniya professionalnoy mobilnosti [Self-education of students as factor of professional mobility increasing] in Srednee professionalnoe obrazovanie [Secondary professional education]. Moscow pp. 40-43.

1 по демографическим и функциональным прогнозам до 2030 года

Компоненты и критерии оценки развития профессиональной мобильности у студентов колледжа