Открытый урок в 7 классе ТВОРЧЕСТВО А. С. ПУШКИНА И М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Открытый урок в 7 классе ТВОРЧЕСТВО А. С. ПУШКИНА И М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Цели и задачи: проверка знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме; развитие памяти, внимания, логического мышления; формирование умения анализировать, делать выводы; воспитание интереса к изучению художественной литературы.
Тип урока: урок контроля и оценки знаний учащихся.
Форма урока: Игра "Что? Где? Когда?".
Оборудование: конверты с вопросами, юла со стрелой, песочные часы, "черный ящик".
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
III. Игра "Что? Где? Когда?"
Подготовительная работа
1. Каждый рад выставляет команду из шести человек, выбирается капитан команды.
2. Каждый ученик готовит дома:
а) выступление для литературной паузы (стихотворение наизусть);
б) иллюстрацию к понравившимся произведениям данных авторов;
в) сочинение-миниатюру (на выбор).
Правила игры
1. Команда знатоков за 1 минуту должна дать правильный ответ на поставленный вопрос или выполнить задание.
2. За правильный ответ команда получает 1 очко.
3. Игра делится на раунды, каждый из которых продолжается до тех пор, пока команда знатоков не наберет 6 очков.
4. Если у команды знатоков нет правильного ответа, то может ответить один из зрителей и заработать этим себе дополнительное очко.
5. Главный судья - учитель, который следит за правильностью и полнотой ответов.
6. Судья может принять досрочный ответ без минуты обсуждения. За это команда получает дополнительное очко.
7. В игре могут быть паузы, во время которых все игроки и зрители отдыхают, прослушивая музыкальные и литературные произведения (дополнительные очки).
8. На доске ведется учет заработанных во время игры очков.
9. В конце игры подводятся ее итоги и задаются дополнительные вопросы и задания, которые позволяют учителю как судье данной игры выставить оценки по тематической аттестации. Учащимся предлагается выбрать для себя посильное задание и выполнить его, получив за это дополнительные очки: за задание I уровня добавляется 1 очко, за задание II уровня - 2 очка и т. д.
Вопросы и задания
1. К какому жанру лирики относится стихотворение А. С. Пушкина "Если жизнь тебя обманет..."? (Философская лирика)
2. Образ какой хищной птицы использовал Пушкин в своих стихах? Почему? (Хищная птица - орел. Он не любит жить в неволе, ему нужна свобода.)
3. Почему не улетает грустный товарищ узника? К чему он зовет? (Он зовет узника к свободе.)
4. Черный ящик.
Вопрос: • Что вызвало в душе А. С. Пушкина глубокие раздумья и что находится в этом черном ящике? (Книга с увядшим цветком)
5. Что сделал старик Вырин с деньгами, которые он увидел за обшлагом своего рукава? (Вырин сначала заплакал от негодования, а затем выбросил деньги.)
6. Что случилось с бедным отцом, когда он узнал, что его дочь уехала имеете с гусаром? (Самсон Вырин сначала сильно болел, а потом поехал искать дочь.)
7. Черный ящик.
Вопрос: • Здесь лежит то, что принадлежит мальчику - сыну пивовара из повести Пушкина. Что это? (Пятак, который дала мальчику Дуня)
8. Какой библейский сюжет лёг в основу повести А. С.Пушкина "Станционный смотритель" ("Притча о блудном сыне") Слайд
9. Кем Мцыри ощущает себя в монастыре? (рабом)
10. О ком пишет М. Ю. Лермонтов в строках: Погиб поэт! - невольник чести - Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. (Поэт пишет о гибели Пушкина на дуэли)
11. Откуда родом Мцыри? (из горного селения)
12. Что М. Ю. Лермонтов положил в основу поэмы "Мцыри"? (рассказ одинокого монаха) Слайд
13. Как называется цикл повестей, в который входит "Станционный смотритель"? (Повести Белкина) Слайд
14. Как долго Мцыри отсутствовал в монастыре? (три дня)
15. Какие слова юноша называет священными и сладостными? (отец и мать)
16. Назовите качества, которыми обладал Мцыри? Какое из них ведущее? ( Мужество, умение сдерживаться, владеть собой, бесстрашие, ловкость, сила, могучий дух...)
Вопросы и задания I уровня (желтый)
1. Где учился А. С. Пушкин? (В Лицее в Царском Селе)
2. Кто воспитывал М. Ю. Лермонтова? (Бабушка)
3. Как звали няню А. С. Пушкина? (Арина Родионовна)
4. Где родился Пушкин и Лермонтов? (Оба поэта родились в Москве.)
5. Где Пушкин увидел "цветок засохший, безуханный"? (В книге)
6. Куда был отправлен в ссылку Пушкин? (На юг России)
7. Кого Пушкин называет "сущим мучеником четырнадцатого класса"? (Главный герой повести "Станционный смотритель".)
8. Из какого произведения цитата? Кто является автором этого произведения? "Я счастлив был с вами ущелия гор..." ("Кавказ" М. Ю.Лермонтов)
Вопросы и задания II уровня (синий)
1. Перескажите прозой содержание стихотворения А. С. Пушкина "Узник".
2. Расскажите историю жизни Дуни.
3. Какова главная мысль стихотворения "Узник"? (стремление к свободе)
4. Расскажите, как встретились в Петербурге Самсон Вырин и Минский.
5. Определите средство изобразительности в строках: Оттуда виден и Кавказ? Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлет... (олицетворение)
6. Какие три поэтические темы соединились в стихотворении М. Ю.Лермонтова "Кавказ"? (Личные любовные переживания, воспоминания о матери и вечная красота природы)
Вопросы и задания III уровня (зелёный)
1. Докажите, что стихотворение А. С. Пушкина "Цветок" является примером философской лирики.
2. Расскажите об особенностях композиции поэмы "Мцыри". (Первая часть - исповедь монаху, вторая - рассказ о днях, проведенных на воле)
3. Каков жанр произведения М. Ю. Лермонтова "Мцыри" (поэма)
4. Поясните, почему Мцыри так стремился на родину.
5. Почему, читая о судьбе Самсона Вырина, мы не можем оставаться равнодушными?
Вопросы и задания IV уровня (красный) сочинение-миниатюра на предложенные темы:
1. Какова роль Дуни в трагедии отца?
2. Что такое счастье в представлении Мцыри?
3. Почему Самсон Вырин отступился от дочери?
4. Что видел Мцыри на воле.
IV. Подведение итогов урока