ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОМПРОМИСС
Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОМПРОМИСС.
Политический процесс - это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. Термином «процесс» (от лат. "processus" - продвижение) обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Политический процесс - это совокупность действий институализированных и неинституализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере политики. Политический процесс определяется также, как «смена состояний политической системы, ее функционирование в режиме времени». Этим понятием обозначаются многообразные длящиеся во времени политические события или последовательность сменяющихся политических событий.
Источники политического процесса внутренние (противоречия внутри политической системы) и внешние (противоречия политической системы и общества).
Субъекты политического процесса отдельные индивиды, группы, ассоциации, движения, партии, государство и др.
Типология политических процессов:
По масштабу распространения:
• глобальный
• региональный
• локальный
• макромасштабный (общий)
• микромасштабный (частный)
По объектам политического воздействия:
• внешнеполитические (двухсторонние и многосторонние)
• внутриполитические (базовые и локальные)
По характеру взаимосвязи общества и властных структур:
• стабильные
• нестабильные
С точки зрения сферы действия:
• экономико-политические
• структурообразующие
• идеологически-политические
• процессы формирования общественного мнения
По форме протекания:
• явные (открытые) процессы, в которых политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений и т.д.
• теневые процессы, которые базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти.
С точки зрения системной организации политической власти:
• демократические процессы (сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия)
• недемократические процессы, внутреннее разнообразие которых определяется нахождением у власти теократических, военных, иных группировок, авторитарных лидеров или монархов, партий того или иного типа.
По способам достижения динамического равновесия политической системы в ходе ее преобразований, предполагающих определенную последовательность политических изменений, можно выделить три типа политических процессов:
- технократический;
- идеократический;
- харизматический.
Политический процесс технократического типа. Среди факторов политических изменений предпочтение отдается политическим технологиям и процедурам: нормам, традициям, процедурам принятия политических решений, способам легитимного наделения властью. Участники строго придерживаются тех политических ролей и функций, которые предписаны им законодательством, политическими традициями. Данный тип сложился в странах с относительно высокой однородностью культурной среды - в англосаксонских странах. Приверженность большинства населения традициям обеспечивает стабильность политической системы, сохранение высокой эффективности ее политических институтов, поскольку лидеры выступают в качестве носителя интересов тех институтов, которые они непосредственно представляют.
Политический процесс идеократического типа характерен для традиционных обществ, где отсутствуют автономная личность, развитая дифференциация политических ролей и функций, находящихся на начальной стадии модернизации. Интегрировать разнородное в этнокультурном и социально-экономическом отношениях общество можно на основе общенациональной идеи.
Политический процесс харизматического типа. Этот тип характерен для восточной культурной традиции, в рамках которого абсолютизируются роль и статус политического лидера, а нередко его просто обожествляют. Но не всегда политический лидер является лидером по должности. Он может быть и неформальным лидером. Харизматический тип политических изменений бывает эффективным при условии, если дополняется технократическим и идеократическим политическими процессами. При незрелости гражданского общества и политической инфраструктуры, при низкой правовой культуре и отсутствии общенационального согласия по поводу черт и свойств желаемого общества вновь приходится уповать на личность: ею может стать номенклатурный чиновник и просто демагог. Харизма лидера может основываться либо на его должностном статусе, либо на его способности выражать чаяния подавляющего большинства членов общества, используя при этом недовольство, протест и обещая непременно изменить ситуацию к лучшему.
Общий политический процесс охватывает всё общество и ведёт к смене состояния его политической системы. Частные политические процессы это разнообразные и многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию политических целей, не затрагивающих состояние политической системы общества в целом.
Общий политический процесс протекает в 3-х известных формах: эволюция, революция и кризис.
Эволюция форма, означающая постепенные изменения политической системы страны.
Революция это коренной поворот в жизни общества, в ходе которого происходит смена государственной власти и господствующих форм собственности. Революцией могут называть и просто резкие перемены в политической системе, без ее кардинальной смены.
Политический кризис потеря властными структурами контроля над развитием обострившихся противоречий, ослабление политических институтов, слабая управляемость экономики и других сфер, нарастание недовольства в обществе и т.д.
Элементы структуры частного политического процесса:
• причина (или причины) его возникновения
• объект
• субъект
• цель
• средства, методы, ресурсы, исполнители процесса
Причина возникновения частного политического процесса появление противоречия, требующих разрешения. Объект частного политического процесса конкретная политическая проблема, которая стала его причиной. Субъект частного политического процесса это его инициатор, т.е. какой-либо орган власти, партия, движение или какой-либо индивид. Цель частного политического процесса это то, ради чего начинается и развивается политический процесс.
Все частные политические процессы, несмотря на их многообразие, проходят через несколько этапов. Стадии политического процесса:
1. Формирование политических приоритетов
2. Выдвижение приоритетов на авансцену политического процесса
3. Формулирование политических проблем и принятие по ним политических решений
4. Реализация принятых решений
5. Осмысление и оценка результатов политический решений
Согласно второй точки зрения, выделяют 3 этапа в развитии частного политического процесса:
1. На первом этапе определяются силы, заинтересованные в решении возникшей проблемы, уточняются их позиции и возможности, вырабатываются пути решения данной проблемы.
2. Второй этап мобилизация сил для поддержки намеченного пути и решения проблемы или различных вариантов решения.
3. Третий этап принятие политическими структурами мер по решению проблемы.
Основные виды политических процессов:
- формирование органов политической системы: в ходе него создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;
- воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования: политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и из действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии через использование таких механизмов, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания;
- принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.
Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, на придание им динамики, обновления.
Политический порядок - это комплекс мероприятий, создающих благоприятные условия для эффективного и целесообразного функционирования и развития политической системы общества, это состояние урегулированности политических процессов. Политический порядок характеризует состояние политической системы, ее способность к политической мобилизации и осуществлению запланированных акций.
Политический порядок предполагает:
- определенный алгоритм действия политической системы, то есть последовательность реализации ее основных задач и ценностей;
- согласованность работы элементов системы управления;
- наличие эффективных гарантий и средств поддержания всех аспектов безопасности (военных, правовых, экологических, технологических, экономических);
- обеспечение высокой степени независимости общества от случайных и деструктивных обстоятельств, облегчение жизни личности.
При отсутствии порядка увеличивается возможность прорыва в сферу политики чисто случайных факторов и мотивов поведения, снижается уровень защищенности личности, значительно обесценивается авторитет государства, растет неустроенность и напряженность в обществе. Как следствие этого - политическая система лишается способности упорядочивающего влияния на политические процессы, которые могут приобретать экстремальные формы, такие, например, как восстание. В зависимости от исторической эпохи, социального состава участников восстания характеризуются большим разнообразием. Их различают по степени интенсивности, длительности, по возможности успеха, уровню организованности, духовным и психологическим импульсам, которые вдохновляют участников. Любому восстанию присущ некоторый уровень организованности, большую роль здесь играют руководители, выдвигающие определенные цели. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах. Наличием определенной степени организованности, целенаправленности восстание отличается от бунта - массового действия, имеющего очень высокую степень интенсивности, активности его участников, но еще больше ограниченного временем протекания, а также проблемой, причиной, его вызвавшей.
Бунт - это почти всегда ответная реакция на какие-либо экстраординарные действия представителей господствующих политических групп, государственных органов, не перерастающая ограниченных задач сопротивления отдельным действиям правительства.
Мятеж по степени интенсивности, эмоциональной напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет более ограниченное число участников. Мятеж возникает как результат продуманной, целенаправленной подготовки определенной группы лиц. Носит вооруженный характер, ставка делается на военную силу и основное ядро мятежников обычно составляет армия. С присоединением к его инициаторам более широкого состава участников мятеж быстро теряет качество организованного, целенаправленного действия, приобретает такие черты, как предельная широта предъявляемых обществу обвинении, нетерпимость к цивилизованным способам разрешения конфликтов, какому бы то ни было руководству, встает на путь его тотального отвержения. Человек здесь подчинен эмоциям, а его действия все более теряют связь с реальными условиями и возможностями общества. Такая логика развития быстро придает мятежу качества бунта, он исчерпывает свой преобразовательный потенциал и затухает.
Если массы не присоединяются к мятежникам, то мятеж становится путчем, то есть выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.
Политическое решение - это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связи с реализацией власти.
Все разнообразие политических решений можно подразделить на пять типов: 1) законы и постановления высших органов власти; 2) решения местных органов власти; 3) решения, принимаемые непосредственно гражданами; 4) решения высших органов политических партий и общественных организаций; 5) решения местных органов политических партий и общественных организаций. Первый и второй типы решений принимаются представительными и исполнительными органами власти, третий непосредственно населением, четвертый и пятый негосударственными организационными структурами политической системы.
Субъектами политических решений выступают непосредственно индивиды, граждане, члены общественных организаций либо их представители в выборных органах государственной власти, политических, профессиональных и иных общественных организациях, в компетенцию которых в соответствии с конституцией или уставом входят выработка и принятие решений. Но на различных этапах процесса подготовки и принятия решений могут быть задействованы различные социальные субъекты. Так, на этапе выявления проблемы могут заявить о своих интересах самые широкие слои населения, политические партии в целом и общественные организации по интересам. На этапе формулирования и анализа проблемы, не оставляющей равнодушными самые различные социальные слои, на первый план выходят политические партии, общественные организации, эксперты, государственная администрация. На этапе принятия решения в действие вступают представительные органы государства, партийных и общественных организаций. В определенных случаях сам акт принятия решения в зависимости от значения проблемы могут осуществить более или менее широкий круг граждан (собрания) или большинство взрослого населения (референдумы, голосования).
Признаки политического решения
Во-первых, публичность.
Во-вторых, такие решения всегда прямо или косвенно адресованы большим социальным группам или всему обществу, поэтому масштабность и связанная с ней возможность распределения ключевых ресурсов, а также конфликтность между основными политическими акторами и высокая степень рискованности «сопровождают» политические решения.
В-третьих, проблемно-ситуационный характер. По сути дела, потребность в принятии решения появляется тогда, когда субъект политического управления оценивает возникшую ситуацию как проблемную. В этом случае, конкретизируется проблема, выявляется взаимосвязь, происходит сбор информации, формулируются альтернативные варианты решения и т. д.
В-четвертых, процесс принятия политического решения базируется на основе соответствующей нормативно-правовой базы, но в тоже время именно этот тип решений обладает необходимым потенциалом для изменения институционального «дизайна» политической системы и установления новых «правил игры», которые затем будут отражены в законах.
В-пятых, неопределенность, с которой сталкивается политик: «человек власти принимает решения по многим видам компетенции: военным, религиозным, экономическим, хозяйственным. .. но, человек принимающий решения, не может быть экспертом во всех областях. Поэтому при принятии любого решения на него воздействует фактор психологической неопределенности».
Функции политического решения:
- координация - согласование усилий разнородной массы людей, действующих в постоянно изменяющихся обстоятельствах;
- корреляция - внесение изменений в тактику движения, особенно при появлении новых обстоятельств, условий деятельности, затрудняющих или облегчающих реализацию поставленной задачи;
- программирование - осуществление выбора эффективного способа сочетания целей и средств, что в политическом процессе заключается в поиске наиболее рационального варианта деятельности. Цели приобретают качество реалистичности, осуществляется учет и оценка возможностей, а ресурсы не растрачиваются попусту.
Процесс принятия политического решения может иметь следующие стадии:
1) постановки проблемы и поиска информации о ней;
2) выработки рекомендаций - поиска альтернативных решений проблемы;
3) отбора наилучшей альтернативы;
4) предварительного убеждения в правильности решения тех, на кого оно направлено;
5) оценки эффективности решения;
6) обновления, пересмотра или отмены решения.
Более детально эти этапы могут быть представлены как:
- 1) обнаружение и определение проблемы;
- 2) сбор информации, относящейся к проблеме;
- 3) составление плана принятия решения, включающего в себя выбор метода анализа ситуации, относящейся к проблеме, политического прогноза и определение исполнителей каждого из этапов, определение информационных, временных, финансовых, организационных и прочих ресурсных ограничений;
- 4) анализ политической ситуации, относящейся к проблеме;
- 5) определение того, как будут развиваться события при сохранении существующих тенденций и без активного вмешательства;
- 6) формирование альтернативных вариантов решения проблемы;
- 7) прогноз относительно последствий, к которым приведет реализация той или иной альтернативы;
- 8) выбор наилучшего варианта решения;
- 9) исполнение решения;
- 10) анализ реакции на решения реализация принципа обратной связи;
- 11) коррекция решения.
Принятое решение закрепляется и конкретизируется в акте планирования политического процесса, состоящего из элементов:
• согласование целей и этапов деятельности политических институтов и движений, вовлеченных в данный политический процесс;
• доведение до возможно большего числа его участников программы действий;
• оценки обстановки, в которой будет разворачиваться политическое действие с целью выявления ее основных доминант, узлов взаимодействия противоречий и интересов, от воздействия на которые зависит успех намечаемого политического действия;
• принятие мер по созданию соответствующего психологического настроя участников политического процесса, который бы способствовал, стимулировал их действия в направлении реализации выбранной цели.
После принятия политического решения и выработки программы по его реализации ситуация обычно изменяется, возникают новые обстоятельства и требуется внесение необходимых изменений как в само решение, так и в механизмы его выполнения, что предполагает модификацию целей и коррекцию времени для их достижения, уточнение средств и способов решения стратегических задач. Процедура коррекции решения и тактики должна существовать на постоянной основе и осуществляться институтами политической системы, обладающими для этого специфическими полномочиями.
По признаку состава и сложности реализации выделяют два типа решений:
- 1) простые - реализуемые при выполнении одного действия;
- 2) процессные - реализуемые при выполнении некоторой совокупности взаимосвязанных действий.
Процессные решения, в свою очередь, могут быть разделены на:
- 1) алгоритмизированные - с четко определенными последовательностью, сроками выполнения составляющих действий и определенной ответственностью за их выполнение. Только такие решения могут быть реализованы в автоматическом режиме, в бюрократической организации;
- 2) размытые решения - плохо структурированные по составляющим действиям или (и) срокам их выполнения решения, в которых не произведено однозначное распределение обязанностей и (или) ответственности за реализацию действий, составляющих решения. (Такие решения чаще выполняют в диалоговом режиме индивидуалистской организации).
По признаку и характеру учета или неучета изменения условий реализации могут быть выделены:
- 1) гибкие решения, алгоритмы реализации которых заранее, уже при их принятии, предусматривают различные варианты действий в зависимости от возникающих условий;
- 2) жесткие решения, имеющие единственный вариант реализации при любых условиях и состоянии субъектов и объектов управления.
По способу согласования решения типологизируются на бескомпромиссные, компромиссные и консенсусные.
Бескомпромиссное решение предполагает однозначный выбор в пользу одного из вариантов. Оно бывает необходимым в условиях только взаимоисключающих вариантов типа «да» или «нет». В политике подобного рода ситуация встречается редко, и бескомпромиссность, как правило, свидетельствует об отсутствии у субъекта необходимой гибкости.
Компромисс возможен в случае достижения согласия за счет взаимных уступок. Преимущество компромиссного решения состоит в снижении остроты конфликта и повышении вероятности реализации решения. В то же время этот тип решения не удовлетворяет в полной мере ни одну из сторон. Все участники компромисса в чем-то проигрывают и конфликт в основе своей не устраняется.
Консенсус достигается путем принятия решения с согласия всех участников. Преимущество консенсуса состоит в том, что он учитывает мнение меньшинства, а недостаток - узкий круг реальных проблем, которые имеют консенсусное решение.
Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Другими словами, политический кризис можно охарактеризовать как перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным
исходом. Политический кризис состояние системы, при котором власть становится не способна выполнять свои организаторские и иные функции
Политические кризисы можно разделить на внешнеполитические и внутриполитические. Внешнеполитические кризисы обусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают несколько государств.
Внутриполитические кризисы - это:
· правительственный кризис - потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами;
· парламентский кризис - расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте;
· конституционный кризис - фактическое прекращение действия Основного закона страны;
· социально-политический (общенациональный) кризис - включает в себя все три вышеназванных, затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене власти.
Правительственный кризис - особенно частое явление, характеризующееся утратой правительством поддержки большинства в парламенте или той его палате, перед которой правительство несет ответственность. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ей в поддержке, выразив вотум недоверия, и отправить кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров форм правления и т.д.
Парламентский кризис - это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решение парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результат - роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и эти препятствует принятию решений и реализует работу законодательной власти. И как итог - роспуск парламента назначение новых выборов.
Конституционный кризис связан фактическим прекращением действий Основного Закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр.
Политический кризис характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, образованием властных парламентских структур, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.).
В зависимости от причин возникновения и особенностей проявления политического кризиса в политологии выделяют такие его формы, как: 1) кризис легитимности; 2) кризис идентичности; 3) кризис политического участия; 4) кризис проникновения; 5) кризис распределения.
Кризис легитимности развивается в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т.д.
Кризис идентичности возникает тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой.
Кризис политического участия характеризуется созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами.
Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительством целями.
Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.
Политический кризис чаще всего является следствием политического конфликта.
Политический конфликт это столкновение (противоборство) двух и более субъектов (сторон) политики, причинами которого являются несовместимые политические интересы, цели и ценности, непосредственно или опосредованно связанные с политической (государственной) властью. Это столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели. Последние связанны с достижением власти или ее перераспределением, влекущим за собой изменение политического статуса индивидов в обществе. Источником политических конфликтов выступает удовлетворение базовых потребностей социальных групп и индивидов. Эти потребности не могут быть удовлетворены без согласования и централизованной координации усилий, чем и занимается государственная власть. Главным движущим мотивом поведения людей в политическом конфликте является «жажда власти». В качестве объекта политических конфликтов выступает специфический социальный ресурс государственная власть, а также политический статус социальных групп и политические ценности.
Причины политических конфликтов:
1. Социальная дифференциация общества.
2. Несовпадение статусов субъектов, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей.
3. Борьба за обладание ресурсами власти.
Более детализировано причины политических конфликтов можно представить следующим образом:
· Вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерархий:
одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Может сложиться ситуация,
когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением),
но и управляющие (неудовлетворительное исполнение).
· Нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или
ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки,
митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе.
· Следствие непродуманной политики. Принятие властными структурами
поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство
большинства народа и способствовать возникновению конфликта.
· Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.
· Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных
групп, партий.
· Зависть.
· Ненависть, расовая, национальная и религиозная неприязнь и др.
Типология политических конфликтов