ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОМПРОМИСС

Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОМПРОМИСС.

Политический процесс - это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. Термином «процесс» (от лат. "processus" - продвижение) обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Политический процесс - это совокупность действий институализированных и неинституализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере политики. Политический процесс определяется также, как «смена состояний политической системы, ее функционирование в режиме времени». Этим понятием обозначаются многообразные длящиеся во времени политические события или последовательность сменяющихся политических событий.

Источники политического процесса – внутренние (противоречия внутри политической системы) и внешние (противоречия политической системы и общества).

Субъекты политического процесса – отдельные индивиды, группы, ассоциации, движения, партии, государство и др.

Типология политических процессов:
По масштабу распространения:
• глобальный
• региональный
• локальный
• макромасштабный (общий)
• микромасштабный (частный)

По объектам политического воздействия:
• внешнеполитические (двухсторонние и многосторонние)
• внутриполитические (базовые и локальные)

По характеру взаимосвязи общества и властных структур:
• стабильные
• нестабильные

С точки зрения сферы действия:
• экономико-политические
• структурообразующие
• идеологически-политические
• процессы формирования общественного мнения

По форме протекания:
• явные (открытые) процессы, в которых политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений и т.д.

• теневые процессы, которые базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти.

С точки зрения системной организации политической власти:
• демократические процессы (сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия)
• недемократические процессы, внутреннее разнообразие которых определяется нахождением у власти теократических, военных, иных группировок, авторитарных лидеров или монархов, партий того или иного типа.

По способам достижения динамического равновесия политической системы в ходе ее преобразований, предполагающих определенную последовательность политических изменений, можно выделить три типа политических процессов:

  - технократический;

  - идеократический;

  - харизматический.

Политический процесс технократического типа. Среди факторов политических изменений предпочтение отдается политическим технологиям и процедурам: нормам, традициям, процедурам принятия политических решений, способам легитимного наделения властью. Участники строго придерживаются тех политических ролей и функций, которые предписаны им законодательством, политическими традициями.   Данный тип сложился в странах с относительно высокой однородностью культурной среды - в англосаксонских странах. Приверженность большинства населения традициям обеспечивает стабильность политической системы, сохранение высокой эффективности ее политических институтов, поскольку лидеры выступают в качестве носителя интересов тех институтов, которые они непосредственно представляют.

Политический процесс идеократического типа характерен для традиционных обществ, где отсутствуют автономная личность, развитая дифференциация политических ролей и функций, находящихся на начальной стадии модернизации. Интегрировать разнородное в этнокультурном и социально-экономическом отношениях общество можно на основе общенациональной идеи.

Политический процесс харизматического типа. Этот тип характерен для восточной культурной традиции, в рамках которого абсолютизируются роль и статус политического лидера, а нередко его просто обожествляют. Но не всегда политический лидер является лидером по должности. Он может быть и неформальным лидером. Харизматический тип политических изменений бывает эффективным при условии, если дополняется технократическим и идеократическим политическими   процессами.   При   незрелости  гражданского   общества  и политической инфраструктуры, при низкой правовой культуре и отсутствии общенационального согласия по поводу черт и свойств желаемого общества вновь приходится уповать на личность: ею может стать номенклатурный чиновник и просто демагог. Харизма лидера может основываться либо на его должностном статусе, либо на его способности выражать чаяния подавляющего большинства членов общества, используя при этом недовольство, протест и обещая непременно изменить ситуацию к лучшему.

Общий политический процесс охватывает всё общество и ведёт к смене состояния его политической системы. Частные политические процессы – это разнообразные и многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию политических целей, не затрагивающих состояние политической системы общества в целом.
Общий политический процесс протекает в 3-х известных формах: эволюция, революция и кризис.

Эволюция – форма, означающая постепенные изменения политической системы страны.

Революция – это коренной поворот в жизни общества, в ходе которого происходит смена государственной власти и господствующих форм собственности. Революцией могут называть и просто резкие перемены в политической системе, без ее кардинальной смены.

Политический кризис – потеря властными структурами контроля над развитием обострившихся противоречий, ослабление политических институтов, слабая управляемость экономики и других сфер, нарастание недовольства в обществе и т.д.

Элементы структуры частного политического процесса:
• причина (или причины) его возникновения
• объект
• субъект
• цель
• средства, методы, ресурсы, исполнители процесса

Причина возникновения частного политического процесса – появление противоречия, требующих разрешения. Объект частного политического процесса – конкретная политическая проблема, которая стала его причиной. Субъект частного политического процесса – это его инициатор, т.е. какой-либо орган власти, партия, движение или какой-либо индивид. Цель частного политического процесса – это то, ради чего начинается и развивается политический процесс.

Все частные политические процессы, несмотря на их многообразие, проходят через несколько этапов. Стадии политического процесса:
1. Формирование политических приоритетов
2. Выдвижение приоритетов на авансцену политического процесса
3. Формулирование политических проблем и принятие по ним политических решений
4. Реализация принятых решений
5. Осмысление и оценка результатов политический решений
Согласно второй точки зрения, выделяют 3 этапа в развитии частного политического процесса:
1. На первом этапе определяются силы, заинтересованные в решении возникшей проблемы, уточняются их позиции и возможности, вырабатываются пути решения данной проблемы.
2. Второй этап – мобилизация сил для поддержки намеченного пути и решения проблемы или различных вариантов решения.
3. Третий этап – принятие политическими структурами мер по решению проблемы.

Основные виды политических процессов:

  - формирование органов политической системы: в ходе него создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;

  - воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования: политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и из действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии через использование таких механизмов, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания;

  - принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.

Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, на придание им динамики, обновления.

Политический порядок - это комплекс мероприятий, создающих благоприятные условия для эффективного и целесообразного функционирования и развития политической системы общества, это состояние урегулированности политических процессов. Политический порядок характеризует состояние политической системы, ее способность к политической мобилизации и осуществлению запланированных акций.

Политический порядок предполагает:

  - определенный алгоритм действия политической системы, то есть последовательность реализации ее основных задач и ценностей;

  - согласованность работы элементов системы управления;

  - наличие эффективных гарантий и средств поддержания всех аспектов безопасности (военных, правовых, экологических, технологических, экономических);

  - обеспечение высокой степени независимости общества от случайных и деструктивных обстоятельств, облегчение жизни личности.

При отсутствии порядка увеличивается возможность прорыва в сферу политики чисто случайных факторов и мотивов поведения, снижается уровень защищенности личности, значительно обесценивается авторитет государства, растет неустроенность и напряженность в обществе. Как следствие этого - политическая система лишается способности упорядочивающего влияния на политические процессы, которые могут приобретать экстремальные формы, такие, например, как восстание. В зависимости от исторической эпохи, социального состава участников восстания характеризуются большим разнообразием. Их различают по степени интенсивности, длительности, по возможности успеха, уровню организованности, духовным и психологическим импульсам, которые вдохновляют участников. Любому восстанию присущ некоторый уровень организованности, большую роль здесь играют руководители, выдвигающие определенные цели. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах. Наличием определенной степени организованности, целенаправленности восстание отличается от бунта - массового действия, имеющего очень высокую степень интенсивности, активности его участников, но еще больше ограниченного временем протекания, а также проблемой, причиной, его вызвавшей.

Бунт - это почти всегда ответная реакция на какие-либо экстраординарные действия представителей господствующих политических групп, государственных органов, не перерастающая ограниченных задач сопротивления отдельным действиям правительства.

Мятеж по степени интенсивности, эмоциональной напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет более ограниченное число участников. Мятеж возникает как результат продуманной, целенаправленной подготовки определенной группы лиц. Носит вооруженный характер, ставка делается на военную силу и основное ядро мятежников обычно составляет армия. С присоединением к его инициаторам более широкого состава участников мятеж быстро теряет качество организованного, целенаправленного действия, приобретает такие черты, как предельная широта предъявляемых обществу обвинении, нетерпимость к цивилизованным способам разрешения конфликтов, какому бы то ни было руководству, встает на путь его тотального отвержения. Человек здесь подчинен эмоциям, а его действия все более теряют связь с реальными условиями и возможностями общества. Такая логика развития быстро придает мятежу качества бунта, он исчерпывает свой преобразовательный потенциал и затухает.

Если массы не присоединяются к мятежникам, то мятеж становится путчем, то есть выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.

 Политическое решение - это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связи с реализацией власти.

Все разнообразие политических решений можно подразделить на пять типов: 1) законы и постановления высших органов власти; 2) решения местных органов власти; 3) решения, принимаемые непосредственно гражданами; 4) решения высших органов политических партий и общественных организаций; 5) решения местных органов политических партий и общественных организаций. Первый и второй типы решений принимаются представительными и исполнительными органами власти, третий — непосредственно населением, четвертый и пятый — негосударственными организационными структурами политической системы.

Субъектами политических решений выступают непосредственно индивиды, граждане, члены общественных организаций либо их представители в выборных органах государственной власти, политических, профессиональных и иных общественных организациях, в компетенцию которых в соответствии с конституцией или уставом входят выработка и принятие решений. Но на различных этапах процесса подготовки и принятия решений могут быть задействованы различные социальные субъекты. Так, на этапе выявления проблемы могут заявить о своих интересах самые широкие слои населения, политические партии в целом и общественные организации по интересам. На этапе формулирования и анализа проблемы, не оставляющей равнодушными самые различные социальные слои, на первый план выходят политические партии, общественные организации, эксперты, государственная администрация. На этапе принятия решения в действие вступают представительные органы государства, партийных и общественных организаций. В определенных случаях сам акт принятия решения в зависимости от значения проблемы могут осуществить более или менее широкий круг граждан (собрания) или большинство взрослого населения (референдумы, голосования).

Признаки политического решения

Во-первых, публичность.

Во-вторых, такие решения всегда прямо или косвенно адресованы большим социальным группам или всему обществу, поэтому масштабность и связанная с ней возможность распределения ключевых ресурсов, а также конфликтность между основными политическими акторами и высокая степень рискованности «сопровождают» политические решения.

В-третьих, проблемно-ситуационный характер. По сути дела, потребность в принятии решения появляется тогда, когда субъект политического управления оценивает возникшую ситуацию как проблемную. В этом случае, конкретизируется проблема, выявляется взаимосвязь, происходит сбор информации, формулируются альтернативные варианты решения и т. д.

В-четвертых, процесс принятия политического решения базируется на основе соответствующей нормативно-правовой базы, но в тоже время именно этот тип решений обладает необходимым потенциалом для изменения институционального «дизайна» политической системы и установления новых «правил игры», которые затем будут отражены в законах.

В-пятых, неопределенность, с которой сталкивается политик: «человек власти принимает решения по многим видам компетенции: военным, религиозным, экономическим, хозяйственным. .. но, человек принимающий решения, не может быть экспертом во всех областях. Поэтому при принятии любого решения на него воздействует фактор психологической неопределенности».

Функции политического решения:

- координация - согласование усилий разнородной массы людей, действующих в постоянно изменяющихся обстоятельствах;

- корреляция - внесение изменений в тактику движения, особенно при появлении новых обстоятельств, условий деятельности, затрудняющих или облегчающих реализацию поставленной задачи;

- программирование - осуществление выбора эффективного способа сочетания целей и средств, что в политическом процессе заключается в поиске наиболее рационального варианта деятельности. Цели приобретают качество реалистичности, осуществляется учет и оценка возможностей, а ресурсы не растрачиваются попусту.

Процесс принятия политического решения может иметь следующие стадии:

1) постановки проблемы и поиска информации о ней;

2) выработки рекомендаций - поиска альтернативных решений проблемы;

3) отбора наилучшей альтернативы;

4) предварительного убеждения в правильности решения тех, на кого оно направлено;

5) оценки эффективности решения;

6) обновления, пересмотра или отмены решения.

Более детально эти этапы могут быть представлены как:

  • 1) обнаружение и определение проблемы;
  • 2) сбор информации, относящейся к проблеме;
  • 3) составление плана принятия решения, включающего в себя выбор метода анализа ситуации, относящейся к проблеме, политического прогноза и определение исполнителей каждого из этапов, определение информационных, временных, финансовых, организационных и прочих ресурсных ограничений;
  • 4) анализ политической ситуации, относящейся к проблеме;
  • 5) определение того, как будут развиваться события при сохранении существующих тенденций и без активного вмешательства;
  • 6) формирование альтернативных вариантов решения проблемы;
  • 7) прогноз относительно последствий, к которым приведет реализация той или иной альтернативы;
  • 8) выбор наилучшего варианта решения;
  • 9) исполнение решения;
  • 10) анализ реакции на решения — реализация принципа обратной связи;
  • 11) коррекция решения.

Принятое решение закрепляется и конкретизируется в акте планирования политического процесса, состоящего из элементов:

• согласование целей и этапов деятельности политических институтов и движений, вовлеченных в данный политический процесс;

• доведение до возможно большего числа его участников программы действий;

• оценки обстановки, в которой будет разворачиваться политическое действие с целью выявления ее основных доминант, узлов взаимодействия противоречий и интересов, от воздействия на которые зависит успех намечаемого политического действия;

• принятие мер по созданию соответствующего психологического настроя участников политического процесса, который бы способствовал, стимулировал их действия в направлении реализации выбранной цели.

После принятия политического решения и выработки программы по его реализации ситуация обычно изменяется, возникают новые обстоятельства и требуется внесение необходимых изменений как в само решение, так и в механизмы его выполнения, что предполагает модификацию целей и коррекцию времени для их достижения, уточнение средств и способов решения стратегических задач. Процедура коррекции решения и тактики должна существовать на постоянной основе и осуществляться институтами политической системы, обладающими для этого специфическими полномочиями.

По признаку состава и сложности реализации выделяют два типа решений:

  • 1) простые - реализуемые при выполнении одного действия;
  • 2) процессные - реализуемые при выполнении некоторой совокупности взаимосвязанных действий.

Процессные решения, в свою очередь, могут быть разделены на:

  • 1) алгоритмизированные - с четко определенными последовательностью, сроками выполнения составляющих действий и определенной ответственностью за их выполнение. Только такие решения могут быть реализованы в автоматическом режиме, в бюрократической организации;
  • 2) размытые решения - плохо структурированные по составляющим действиям или (и) срокам их выполнения решения, в которых не произведено однозначное распределение обязанностей и (или) ответственности за реализацию действий, составляющих решения. (Такие решения чаще выполняют в диалоговом режиме индивидуалистской организации).

По признаку и характеру учета или неучета изменения условий реализации могут быть выделены:

  • 1) гибкие решения, алгоритмы реализации которых заранее, уже при их принятии, предусматривают различные варианты действий в зависимости от возникающих условий;
  • 2) жесткие решения, имеющие единственный вариант реализации при любых условиях и состоянии субъектов и объектов управления.

По способу согласования решения типологизируются на бескомпромиссные, компромиссные и консенсусные.

Бескомпромиссное решение предполагает однозначный выбор в пользу одного из вариантов. Оно бывает необходимым в условиях только взаимоисключающих вариантов типа «да» или «нет». В политике подобного рода ситуация встречается редко, и бескомпромиссность, как правило, свидетельствует об отсутствии у субъекта необходимой гибкости.

Компромисс возможен в случае достижения согласия за счет взаимных уступок. Преимущество компромиссного решения состоит в снижении остроты конфликта и повышении вероятности реализации решения. В то же время этот тип решения не удовлетворяет в полной мере ни одну из сторон. Все участники компромисса в чем-то проигрывают и конфликт в основе своей не устраняется.

Консенсус достигается путем принятия решения с согласия всех участников. Преимущество консенсуса состоит в том, что он учитывает мнение меньшинства, а недостаток - узкий круг реальных проблем, которые имеют консенсусное решение.
Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Другими словами, политический кризис можно охарактеризовать как перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным

исходом. Политический кризис – состояние системы, при котором власть становится не способна выполнять свои организаторские и иные функции

Политические кризисы можно разделить на внешнеполитические и внутриполитические. Внешнеполитические кризисы обусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают несколько государств.

Внутриполитические кризисы - это:

· правительственный кризис - потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами;

· парламентский кризис - расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте;

· конституционный кризис - фактическое прекращение действия Основного закона страны;

· социально-политический (общенациональный) кризис - включает в себя все три вышеназванных, затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене власти.

Правительственный кризис - особенно частое явление, характеризующееся утратой правительством поддержки большинства в парламенте или той его палате, перед которой правительство несет ответственность. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ей в поддержке, выразив вотум недоверия,  и отправить кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров форм правления и т.д.

Парламентский кризис - это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решение парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результат - роспуск парламента  и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и эти препятствует принятию решений и реализует работу законодательной власти. И как итог - роспуск парламента назначение новых выборов.

Конституционный кризис связан фактическим прекращением действий Основного Закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр.

Политический кризис характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, образованием властных парламентских структур, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.).

В зависимости от причин возникновения и особенностей проявления политического кризиса в политологии выделяют такие его формы, как: 1) кризис легитимности;  2) кризис идентичности;  3) кризис политического участия; 4) кризис проникновения;  5) кризис распределения. 

Кризис легитимности развивается в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т.д.

Кризис идентичности возникает тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой.

Кризис политического участия характеризуется созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами.

Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительством целями.

Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.

Политический кризис чаще всего является следствием политического конфликта.

Политический конфликт — это столкновение (противоборство) двух и более субъектов (сторон) политики, причинами которого являются несовместимые политические интересы, цели и ценности, непосредственно или опосредованно связанные с политической (государственной) властью. Это столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели. Последние связанны с достижением власти или ее перераспределением, влекущим за собой изменение политического статуса индивидов в обществе. Источником политических конфликтов выступает удовлетворение базовых потребностей социальных групп и индивидов. Эти потребности не могут быть удовлетворены без согласования и централизованной координации усилий, чем и занимается государственная власть. Главным движущим мотивом поведения людей в политическом конфликте является «жажда власти». В качестве объекта политических конфликтов выступает специфический социальный ресурс — государственная власть, а также политический статус социальных групп и политические ценности.

Причины политических конфликтов:

1.      Социальная дифференциация общества.

2.      Несовпадение статусов субъектов, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей.

3.      Борьба за обладание ресурсами власти.

Более детализировано причины политических конфликтов можно представить следующим образом:

· Вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерархий:

одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Может сложиться ситуация,

когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением),

но и управляющие (неудовлетворительное исполнение).

· Нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или

ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки,

митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе.

· Следствие непродуманной политики. Принятие властными структурами

поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство

большинства народа и способствовать возникновению конфликта.

· Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.

· Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных

групп, партий.

· Зависть.

· Ненависть, расовая, национальная и религиозная неприязнь и др.

Типология политических конфликтов