Особенности структуры и содержания адаптивного физического воспитания аномальных детей раннего и дошкольного возраста
ЛЕКЦИЯ № 12 Особенности структуры и содержания адаптивного физического воспитания аномальных детей раннего и дошкольного возраста
Отличительной особенностью ребёнка дошкольного возраста является непрерывный рост и развитие, которые проявляются в количественных и качественных изменениях, происходящих в организме (функциональная и морфологическая дифференцировка всех органов и тканей, их структурная перестройка).
На разных этапах дошкольного детства процессы роста и развития протекают неодинаково, периоды быстрого темпа сменяются замедленным развитием. Кроме того, каждый орган, каждая система имеют свои закономерности формирования. Однако между ними имеется тесная функциональная взаимосвязь. Так, формирование структур головного мозга оказывает положительное влияние на развитие высшей нервной деятельности, моторной сферы, костно-мышечной, сердечно-сосудистой, других физиологических систем; совершенствование функций дыхания способствует развитию сердечно-сосудистой системы и наоборот.
К важным особенностям дошкольного возраста можно отнести и то обстоятельство, что многие неблагоприятные проявления носят затяжной (латентный) характер. К концу дошкольного возраста у ребёнка складываются устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии, мотивов и ценностей. И если соответсвующие интеллектуальные и эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем и дошкольном возрасте, то впоследствии преодоление отклонений оказывается делом трудным, а подчас и невозможным.
Таким образом, отдельные периоды детства создают уникальные возможности для формирования соответствующих психических процессов и качеств личности.
В адаптивном физическом развитии аномального ребенка также имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Поэтому обучение должно учитывать общие тенденции развития нормального и аномального ребёнка, то есть ребёнок с нарушениями в развитии должен пройти все те же стадии онтогенетического развития, что и здоровый. Различия заключаются лишь в темпах физического и психического развития, конечном результате и способах его достижения. Кроме того, формирование определённых возможностей достигается несколько иными средствами, чем у их сверстников в норме.
Развитие личности ребёнка, его физических способностей и познавательной деятельности зависит от основного дефекта и требует большего времени, иных средств и методов. Конечные результаты, естественно, не совпадают у детей в норме и у аномальных детей. Но, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый этап возрастного развития аномального ребёнка был максимально приближен к норме.
Кроме того, биологический возраст ребёнка с нарушениями в развитии, как правило, отстаёт от паспортного. Уровень его психических и физических способностей сугубо индивидуален, как индивидуальны и сенситивные зоны (те возрастные периоды, в которых организм наиболее чувствителен к определённого рода воздействиям, т.к. они оказывают существенное влияние на последующие этапы развития), важно их не пропустить, на них ориентироваться и максимально использовать для развития и личностного роста.
Формирование движений крупной моторики аномального ребенка один из важнейших компонентов его адаптивного физического развития. Чувство радости, ощущение самостоятельности остаются главными источниками мотивации физической активности детей. В программе АФВ подробно обозначены ведущие линии не только разностороннего развития жизненно важных двигательных действий, навыков умений, но и сопряженного с ним развития двигательных качеств и способностей. Они соотнесены с определенными возрастными этапами, сенситивными периодами, а также ведущими видами деятельности.
Таким образом, при обучении аномальных детей необходимо учитывать принцип генетического хода развития психической деятельности, в том числе познавательной и практической.
Ещё одним важным принципом коррекционной работы является развивающий характер обучения. Развивающее обучение должно учитывать как особенности возраста, так и особенности структуры нарушения. Оно должно быть направлено на возможно более раннее начало коррекционно-воспитательного процесса, ускорение темпа развития и преодоление отклонения в развитии. Обучение оказывается развивающим только тогда, когда оно учитывает зону ближайшего развития ребенка.
Что же такое зона ближайшего развития и как она может быть использоваться в обучении и воспитании? Зона ближайшего развития представляет собой тот резерв потенциальных возможностей ребёнка, который он не может реализовать самостоятельно, а только с помощью взрослого. Учить можно и нужно тому, что пока не воспринимается самостоятельно, но усваивается под руководством взрослого. Развивающее обучение тесно связано также с учётом сенситивных периодов развития. Л.С. Выготский показал, что в развитии ребёнка есть периоды, в которых данный процесс, данная функция формируются наиболее быстро и, что главное, полноценно. Ни в какой другой период добиться такой полноценности уже не удаётся. Эти периоды он назвал сенситивными, т.е. чувствительными к развитию определённой функции, процесса, деятельности.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие принципы воспитания и обучения аномальных детей: единство диагностики и коррекции отклонений в развитии; учёт генетического хода развития нормально развивающихся детей; учёт сенситивных периодов в развитии; учёт актуального уровня и потенциального уровня, т.е. зоны ближайшего развития ребёнка; развивающий характер обучения.
Методическое обеспечение лечебно-коррекционной работы, направленной на двигательное развитие аномальных детей основывается на следующих принципиальных положениях:
1. На начальных этапах коррекционной работы с маленькими детьми (ранний и младший дошкольный возраст), а также в случае тяжёлой степени двигательных нарушений наиболее эффективен индивидуальный метод взаимодействия с ребёнком, поскольку ребёнок беспомощен и максимально зависит от окружающих его взрослых.
2. На последующих этапах используется индивидуально-групповой метод занятий (наполняемость группы 3-6 человек). Это даёт возможность педагогу уделять достаточное внимание каждому ребёнку, но при этом не игнорировать и групповые двигательные взаимоотношения. Для использования этого метода целесообразно применение метода «однородной группы», когда детей объединяют в относительно сходные подгруппы по нозологии, степени нарушений психомоторики, сопутствующих нарушений развития, возрасту и т.д.
3. Дальнейшая социализация ребёнка вызывает необходимость усиления группового метода при организации коррекционно-воспитательного процесса. Однако и здесь индивидуальный подход к ребёнку сохраняет своё значение, а поэтому целесообразно говорить о коллективно-индивидуальном методе работы с детьми, число которых находится в пределах 7-12 человек. Положительными моментами группового метода являются формирование двигательных и других взаимоотношений между каждым конкретным ребёнком и окружающими его детьми (без этого невозможно дальнейшее достижение эффекта социальной адаптации среди сверстников и окружающих сограждан, значительно больше возможностей в плане воспитания необходимых личностных качеств, возможностей использования подражательных реакций, соревнования и др.
4. На занятиях с детьми раннего и дошкольного возраста основным является игровой метод, посредством которого реализуется основополагающий принцип коррекционной работы, как «коррекция движением через игру». Занятие строится в виде одной большой тематической игры, состоящей из взаимосвязанных (или обособленных) игровых ситуаций, игр-заданий, упражнений-игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению поставленных педагогом коррекционных задач.
5. Важное значение для детей раннего и дошкольного возраста имеет метод повторно-кольцевого построения занятий, сущность которого состоит в том, что предлагаемые в каждом занятии коррекционные упражнения (двигательные режимы) должны постепенно, по частям воспроизводить последовательность этапов двигательного развития здорового ребенка первого года жизни: от поз лёжа на спине к присаживанию, вставанию на четвереньки и т.д.
6. Также крайне важен для аномальных детей метод предметно-практического взаимодействия детей в процессе занятий. Положительными моментами его являются конкретность, познание свойств материалов, развитие «орудийной логики» (ознакомление с назначением предметов, способов их действия), определённая конечная результативность предметного действия и др.
7. Кроме перечисленных выше основных методов, необходимо иметь в виду также новые перспективные специфические методы работы с данным контингентом детей:
- метод музыкально-ритмической терапии, использование соответствующих возрасту звуковых и музыкальных режимов;
- метод цветовой терапии (использование оборудования и инвентаря в соответствующих цветовых гаммах, наиболее приемлемых в плане особенностей зрительного восприятия детей раннего возраста);
- метод аналогий с животным и растительным миром (известные образы животных, типичные позы, двигательные повадки);
- метод коррекции двигательных нарушений в водной среде.
Организация и методика проведения занятий по АФВ с аномальными детьми в специальных дошкольных учреждениях.
Основной формой воспитательно-образовательной работы по физическому воспитанию являются занятия по АФВ. Они играют особую роль там, где самостоятельная целенаправленная двигательная активность снижена. Все занятия по физическому воспитанию в специальном детском саду строятся так, чтобы в них решались как общие, так и коррекционные задачи.
Физическое воспитание и физическое развитие аномальных детей должно быть направлено на решение задач двух типов:
1. Классические общие задачи, которые ставятся в работе со здоровыми детьми это общеобразовательные, оздоровительные, воспитательные.
2. Специфические задачи, направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в физическом развитии, обусловленных характером нарушений.
Общие задачи: укрепление здоровья ребенка; обеспечение развития гармоничного телосложения, правильной осанки; закрепление потребности в разных видах двигательной деятельности; развитие движений, двигательных качеств, физической и умственной работоспособности; тренировка сердечно-сосудистой‚ дыхательной систем; закаливание организма.
Специфические задачи: создание специальных условий, стимулирующих физическое развитие ребенка в целом; профилактика простудных и инфекционных заболеваний; осуществление системы коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие и совершенствование основных движений, физических качеств и на предупреждение вторичных отклонений в физическом развитии.
Коррекционная направленность пронизывает всю работу по физическому воспитанию детей с нарушениями развития, в том числе и при осуществлении общих задач.
Поэтому в АФВ дошкольного возраста выделяют основные, вспомогательные и специальные коррекционные задачи:
1. К основным двигательным коррекционным задачам относится поэтапное двигательное развитие детей в той последовательности, которая свойственна здоровым детям. Начать своё движение ребёнок должен именно с того уровня, на котором остановился в своём развитии, а не исходя из своего возраста, так как и в 5 лет двигательное развитие может находиться на уровне полугодовалого ребёнка.
2. К вспомогательным коррекционным задачам относятся:
1) коррекция порочных установок ОДА (конечностей, отделов позвоночного столба и др.);
2) преодоление слабости (гипотрофия, атрофия) отдельных мышечных групп;
3) улучшение подвижности в суставах (профилактика или разработка контрактур);
4) нормализация тонуса мышц (коррекция позно-тонических реакций);
5) улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных (кожных) ощущений;
6) формирование компенсаторной гипертрофии определённых мышечных групп (усиление развития той группы мышц, которая вынуждена взять на себя функции ослабленной, парализованной);
7) улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
8) развитие предметно-манипулятивной деятельности пальцев рук;
9) формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, статодинамической устойчивости (равновесия) и ориентировки в пространстве;
10) формирование различных опорных реакций рук и ног;
11) общая релаксация (расслабление) организма и отдельных его конечностей и др.
1. В связи с этим необходимо обязательно планировать в процессе АФВ решение следующих специальных коррекционных задач:
1) Развитие речи посредством движения:
- совмещение звука и движения;
- звукоподражание;
- звуковая окраска движения;
- ролевые двигательные игры со звуковым выражением;
- ритмизация двигательной деятельности (совмещение звука, ритма и движений);
- дыхание как составная часть звукообразования;
мелкая моторика и т.д.
2) Формирование в процессе АФВ пространственных и временных представлений типа: дальше-ближе, больше-меньше, часто-редко, выше-ниже, больше-меньше, слева-справа, быстро-медленно и т.д.
3) Изучение в процессе предметной деятельности на занятиях по АФВ различных свойств материалов (тяжёлый-лёгкий, гладкий шершавый, плотный-пористый, эластичный-хрупкий и т.д., а также назначения предметов (для чего применяются и др.)
4) Формирование в процессе двигательной деятельности различных видов мышления.
5) Управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие его морально-волевых качеств в процессе специальных двигательных заданий, игр, эстафет и т.д.
Составление краткой перспективной программы АФВ.
Определив и уточнив с врачом особенности двигательного развития ребёнка или группы детей, составляется предварительная программа коррекции двигательных нарушений средствами АФВ.
При составлении программы учитываются следующие специфические закономерности: формирование движений должно производиться в строго определённой последовательности: начиная с головы, затем руки, руки-туловище, руки-туловище-ноги, ноги и совместные действия. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах, расположенных ближе к туловищу (плечевом, тазобедренном), а затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному (формирование движений ребёнка от верхних отделов к нижним и от туловища по направлению к конечностям).
В работе с ребёнком определяется тот уровень двигательного развития, на котором он остановился. И если ребёнок не может принять положение на четвереньках и ползать, то именно с этого и необходимо начинать коррекционно-развивающую работу. Но работать только в этом одном направлении неэффективно это снизит темпы двигательного развития. Коррекционная программа должна «заглядывать» немного вперёд и предусматривать применение таких комплексов корригирующих упражнений, которые бы соответствовали более высокому (и в настоящий момент невозможному) уровню двигательного развития.
Задача: у ребёнка, неспособного ползать, помимо воспитания, умения ползать, постепенно формировать элементы прямостояния с поддержкой у опоры, со страховкой и т.д.
Таким образом, предварительный план-программу можно представить в следующем виде:
1. Основные двигательные коррекционные задачи:
1) Формирование умения ползать на животе, самостоятельно принимать положение на четвереньках, передвигаться на четвереньках;
2) Создавать условия, соответствующие более высокому уровню двигательного развития ребёнка, а именно: элементы стойки на коленях, вставания с поддержкой с последовательной постановкой и выпрямлением ног, стояние у опоры с поддержкой, без поддержки и т.д.
2. Вспомогательные двигательные коррекционные задачи:
1) Коррекция порочной сгибательно-приводящей установки кистей.
2) Улучшение подвижности в суставах рук и ног (особенно в плечевом и тазобедренном).
3) Преодоление патологических тонических рефлексов.
4) Формирование опороспособности рук и плечевого пояса, а также стоп и нижних конечностей в целом.
5) Развитие статической и динамической устойчивости (равновесия).
6) Формирование предметной манипуляции руками.
7) Развитие ориентировки в собственной схеме тела и окружающем пространстве и др.
3. Специальные коррекционные задачи:
1) Развитие речи посредством движения.
2) Формирование пространственных представлений.
3) Ознакомление с основными свойствами материалов.
При обучения детей физическим упражнениям применяются словесные, наглядные и практические методы.
Известно, что при поступлении в специальное дошкольное учреждение многие дети совсем не владеют речью и не понимают даже простейших словесных инструкций. Поэтому на первых годах обучения основными методами являются наглядные и практические. В начале обучения детей надо учить действовать по подражанию действиям взрослого. Весь первый год подражание остается основным методом обучения. В дальнейшем подражание используется в сочетании с образцом и словесной инструкцией. По мере овладения детьми понимания инструкции возрастает и роль речи. При систематической работе дети успешно усваивают значение слов и фраз, которыми педагог повседневно называет предметы, с которыми они действуют сами. В работе с аномальными детьми нужно помнить, что словесная инструкция, даже в сочетании с показом, не всегда бывает достаточной для усвоения упражнения. Поэтому требуется непосредственная помощь детям в процессе воспроизведения того или иного задания.
Каждое занятие по АФВ должно планироваться в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенным повышением нагрузки в упражнениях и переходом в конце урока к успокоительным упражнениям; чередованием различных видов упражнений, подбором упражнений, соответствующих возможностям занимающихся.
Стратегия организации АФВ должна базироваться на учёте физиологических механизмов становления движений в процессе развития растущего детского организма. Поэтому на занятиях в специальном детском саду целесообразно предлагать детям основные виды движений в следующей последовательности: сначала движения на растягивание в положении лёжа, далее ползание и движения в положении низкого приседа и на коленях, а затем переход к упражнениям в вертикальном положении (ходьба, лазанье, метание и др.) и к подвижным играм (Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелёва, 1999).
Общие принципы обучения и проведения двигательной коррекции.
1. От взрослого - к ребёнку => взрослый показывает и комментирует каждое движение => пассивное движение ребёнка, взрослый даёт «почувствовать как правильно» => активное движение ребёнка сопровождается словами взрослого => ребёнок сам рассказывает, что он делает и после этого делает => ребёнок самостоятельно выполняет задание.
2. От простого - к сложному => переход на следующий по сложности уровень движений происходит после усвоения и автоматизации базовых движений.
3. Соответствие направлениям нормального развития:
1) От головы к ногам.
2) От тела к конечностям.
3) От ближних (проксимальных) частей конечностей (например, суставов) к дальним (дистальным).
Последовательное освоение различных уровней пространства нижнего (лёжа на спине, на животе), среднего (сидя), верхнего (стоя).
К наиболее важным для развития двигательной сферы дошкольника следует отнести следующие классы действий:
- Действия, требующие ориентировки в пространстве собственного тела.
- Действия, обеспечивающие различные виды перемещения ребёнка во внешнем пространственном поле бег, прыжки, лазания, ползания и т.д.
- Точные «прицельные» действия в пространственном поле без предметов и с разнообразными предметами.
- Разнообразные последовательности действий в соответствии с заранее намеченным планом.
- Действия, требующие умения произвольно поддерживать и регулировать тонус мускулатуры.
- Манипулятивные действия, требующие для своего выполнения «тонкой (мелкой) моторики».
Поскольку у дошкольников нет достаточного арсенала двигательных умений для того, чтобы сходу овладеть целостными движениями, которые требуют одновременных ориентировок в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве, необходимо специально подбирать «подводящие» упражнения, которые позволяли бы ребёнку раздельно научиться выполнять соответствующие строящемуся действию произвольные осознаваемые формы ориентировки.
При проведении физических упражнений полезно помнить о соблюдении следующих условий:
- Правильно подобрать исходное положение.
- Предложить необходимое количество повторений.
- Следить за темпом, ритмом, амплитудой движений.
- Следить за точностью выполнения упражнений.
- Переходить от простых упражнений к более сложным.
- Должное значение придавать эмоциональному фактору.
- Воспитывать у детей умение контролировать себя (Г.В. Гуровец, 1999).
Необходимо выполнять следующие методические требования:
- Показывая правильные движения, следует время от времени выполнять их с обучаемыми, но не делать постоянно.
- Движения и объяснения должны быть простыми и понятными.
- Постепенно вводить упражнения, требующие от обучаемого кратковременного усилия, доступного его возможностям.
- Постепенно приучать к движениям по описанию, слову.
- Не фиксировать внимание на ошибках.
- Не доводить обучаемого до утомления.
- Соблюдая последовательную преемственность развития двигательных умений, постоянно разнообразить занятия.
Эффективное использование следующих методических приемов:
- Упражнения, выполняемые во фронтальной плоскости, демонстрировать, стоя лицом к детям.
- Упражнения, основные движения которых выполняются в сагиттальной плоскости, показывать, стоя боком к учащимся.
- Упражнения, связанные с движениями как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскости показывать дважды, стоя к учащимся лицом и боком или стоя полубоком.
- Упражнения с асимметричными движениями во фронтальной плоскости или связанные с поворотами нуждаются в «зеркальном показе».
- Упражнения, выполняемые из положения сидя и лежа, необходимо демонстрировать на возвышении.
- Стараться максимально сконцентрировать внимание обучаемых на преподавателе по возможности исключить все отвлекающие факторы.
- Сочетать воздействие словом и наглядность с одновременным выполнением упражнения обучаемым (А.С. Самыличев, Р.Н. Гуро-Фролов).
В процессе АФВ аномальных детей рекомендуется также использовать сенсомоторный метод, базирующийся на основах педагогики итальянского врача М. Монтессори. Сенсомоторный метод Монтессори применяется для детей от 3 до 6 лет с отклонениями в психомоторном и социальном развитии.
Сущность методики заключается в том, что ребёнок сам, без вмешательства взрослых, выбирает себе занятие с понравившимися предметами, способ действия с которыми побуждает, упорядочивает его реакции, корректирует двигательную деятельность. При создании окружающей среды в процессе АФВ используются гимнастические скамейки, горизонтально установленные планки, кегли, нарисованные на полу линии, подвешенные мячи, колокольчики, игрушки и т.д. Дети, выполняющие действия по методу Монтессори, не испытывают внешнего давления, принуждения, чаще всего экстраполируемого на них посредством оценок, контроля, подкрепления со стороны взрослого (Т.В. Фуряева, 1999).
Особенности структуры и содержания адаптивного физического воспитания аномальных детей раннего и дошкольного возраста