Структура и содержание урока АФВ

Лекция № 10. Структура и содержание урока АФВ.

Урок адаптивной физической культуры во вспомогательной школе состоит из следующих частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной [81].

В вводной части урока решаются задачи организации детей. Во вспомогательной школе, особенно в младших классах, эта часть занимает значительное время (до 8 минут), так как ученики еще не умеют самостоятельно переодеваться для занятий физическими упражнениями и строиться. В третьем-четвертом классах продолжительность этой части может сокращаться до 4-5 минут.

По звонку учитель строит детей, проверяет готовность их к уроку (как они одеты, опрятны ли) и ведет к месту занятий. Перед входом в зал учеников необходимо остановить: учитель занимает место впереди строя, становясь как бы ведущим, и вместе с детьми входит в зал. Если учитель останется в конце колонны, а дети первыми войдут в зал, то они могут начать бегать, брать спортивный инвентарь, залезать на снаряды, и тогда их трудно будет успокоить и построить, В дальнейшем ведущим становится ученик. В этой части урока используются также строевые упражнения и задания на внимание.

Подготовительная часть урока выполняет задачу подготовки двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы учеников к выполнению тех двигательных заданий, которые будут им предложены в основной части. Подводящие упражнения оказывают первичное коррекционное воздействие и состоят преимущественно из коррегирующих и общеразвивающих движений, а также построений и перестроений, ходьбы, бега, прыжков, игр. Продолжительность подготовительной части до 8 минут. В конце ее даются движения, непосредственно связанные с упражнениями основной части урока по характеру мышечной деятельности, по темпу, ритму, с тем чтобы переход от подготовительной части к основной был плавным, незаметным для детей.

В основную часть урока включаются упражнения из любого раздела программы, а также игры. Она занимает 15-20 минут. Последовательность упражнений в ней зависит от задач урока. Так, если в уроке поставлена задача дифференцировки каких-либо движений, то упражнения для ее выполнения даются в начале основной части. Упражнения для формирования нового двигательного навыка также целесообразно включать в начало основной части урока, так как это связано со значительным нервным напряжением, иначе в конце урока уставшие ученики будут испытывать затруднения при выполнении этих упражнений. Если задачей урока является развитие основных физических качеств учащихся, то упражнения нужно распределять в такой последовательности: на быстроту, на ловкость, на силу, на выносливость. Упражнения с большой физической нагрузкой и вызывающие сильные эмоциональные переживания лучше всего выполнять ближе к концу основной части урока.

Во вспомогательной школе в младших классах в основную часть урока могут вводиться и строевые упражнения.

В заключительной части урока снижается общая нагрузка на организм, подводятся итоги занятия. Содержание этой части зависит от задач урока, от основной его части и от дальнейшей деятельности учеников. Применяются здесь строевые упражнения, движения на расслабление, общеразвивающие (легкие по нагрузке и противоположные по воздействию тем, которые применялись в конце основной части урока и др.). Например, в конце основной части урока в четвертом классе проводилась подвижная игра «Круговая лапта». Чтобы успокоить детей и переключить их внимание на другой вид деятельности, в заключительной части предлагаются упражнения в ходьбе и игра «Запрещенное движение», после чего следует организованное завершение занятия. В конце урока учащиеся строятся в шеренгу. Учитель подводит итоги, оценивает работу каждого учащегося и его дисциплину. Продолжительность заключительной части 3-5 минут.

Организация детей в конце урока и переход их в класс имеют исключительно большое значение. Если детей не организовать, а просто отпустить всех из зала, то они бегут по коридору, кричат, приходят в необычайное возбуждение и их трудно успокоить к следующему уроку.

Заканчивать урок рекомендуется следующими приемами [81, 106]:

  • ученики делятся на две-три команды, и все идут в класс, учитель идет несколько в стороне и затем говорит детям, какая команда прошла лучше;
  • за 1-2 минуты до окончания урока ученики по одному (по два) проходят по залу или проделывают какие-либо задания (например, попасть мячом в цель) и по выполнении их уходят в класс, последними идут наиболее возбудимые дети;
  • учитель отпускает учеников по одному через 2-3 секунды, при этом указывает, кто хорошо занимался на уроке;
  • урок заканчивается не в зале, в а классной комнате успокаивающими играми, упражнениями на внимание.

Структура урока может изменяться в зависимости от задачи урока и состава детей. Важно, чтобы урок физической культуры отвечал основным педагогическим требованиям, был обучающим и имел коррекционную направленность.

В связи с тем, что во вспомогательной школе состав учащихся з классе разнообразен по возрастным, психическим и физическим возможностям, на уроках адаптивной физкультуры особенно необходимо осуществлять индивидуальный подход. Однако, строгая индивидуализация не должна влиять на фронтальное ведение урока, так как это снижает физическую нагрузку, заинтересованность детей. Урок нужно строить таким образом, чтобы при Фронтальном прохождении материала учитывались возможности всех детей и решались коррекционные задачи в работе с каждым [81].

Индивидуальный подход надо осуществлять и при оценке занимающихся. Особенно трудно соблюдать его в играх и соревнованиях. Нельзя слабого ученика выводить из игры, нужно продумать посильные для него действия, идущие вне зачета, или дать ему индивидуальное задание [85].

Урок адаптивной физической культуры должен быть интересным, эмоциональным, побуждать детей к активной деятельности. Для поддержания интереса к уроку рекомендуется чередовать специальные коррекционные упражнения с игровыми, коррекционные упражнения облекать в игровую форму, вводить элементы соревнования, применять различные формы поощрения, делать предварительные сообщения о предстоящей игре.

В воспитании внимания на уроках физической культуры большую роль играет умение учителя заинтересовать детей конкретным заданием, а также организационные моменты: оформление физкультурного зала, расположение спортивного инвентаря, построение детей и место учителя на разных этапах урока. Чтобы, не снижалось внимание учеников на протяжении всего урока, целесообразно чередовать различные виды упражнений, индивидуальные и групповые задания, различные построение. Воспитание активного внимания на уроках физической культуры необходимо начинать с развития у учеников умения анализировать свои действия [7, 9, 23, 36].

Постепенно при проведении игр и упражнений у детей следует развивать внимание к командам учителя, к показу упражнений, к слуховым и зрительным сигналам. Такие упражнения нужно проводить систематически с нарастающей сложностью и сугубо индивидуально. Воспитание внимания к действиям других учащихся осуществляется посредством специально продуманного сочетания поочередности выполнения движений и последующего их анализа учениками. Увеличивать объем активного внимания и развития умения быстро переключать его с одного упражнения на другое можно в таких играх-заданиях.

Для того, чтобы уроки адаптивной физической культуры во вспомогательной школе отвечали выше указанным требованиям, необходима тщательная подготовка к ним учителя физической культуры, которая начинается еще до начала учебного года со знакомства с личными делами учащихся. Врач школы проводит медицинское обследование всех учащихся и дает учителю сведения о физическом и психическом состоянии детей. При этом они должны таким образом строить медицинское обследование, чтобы помочь учителю физической культуры в осуществлении общепедагогических и коррекционных задач. В медицинских карточках должны быть указаны конкретные задачи работы по физическому воспитанию с каждым учеником на год. Врач просматривает программу по физической культуре относительно сложности ее для детей каждого класса. Совместно с учителем физкультуры устанавливает дифференцированные учебные нормативы, которые посильны для каждого ученика данного класса и соответствуют состоянию психического и физического развития детей.

В первую очередь и особенно тщательно должны быть осмотрены ученики первого класса. В других классах необходимо отметить изменения, которые произошли у детей за лето. Учителю следует подумать, как он будет включать во фронтальную работу учеников с резкими отклонениями в развитии, и как будет проходить обучение, исходя из условий школы (наличие физкультурного зала, спортивной площадки). Готовясь к проведению очередного урока, учитель, прежде всего, учитывает итоги предыдущего и намечает, какой материал нужно повторить, что дать нового, с какой целью. Большое внимание он уделяет методике проведения упражнений и игр. Нужно подробно распланировать весь ход урока, порядок перемещения детей, перехода от одного вида упражнений к другому, как и когда вводить коррекционные упражнения, какими эмоциональными моментами заинтересовать детей и т.д. [81].

Дозировка нагрузок в зависимости от того, как считает целесообразным учитель, может устанавливаться числом повторений отдельных движений, количеством упражнений, продолжительностью упражнений в единицах времени, изменением расстояния при лазании, перелезании, ходьбе и беге, изменением веса набивных мячей [36, 40, 57, 74].

Содержание учебного материала по всем разделам на каждом уроке целесообразно увязывать таким образом, чтобы использовать взаимосвязь между различными видами физических упражнений. Она заключается в том, то если между структурами изучаемых движений имеется сходство, то создаются благоприятные предпосылки для лучшего их освоения.

Структура и содержание урока АФВ