Средства и формы организации занятий адаптивным физическим воспитанием с лицами с нарушениями психического развития

Лекция № 9 Средства и формы организации занятий адаптивным физическим воспитанием с лицами с нарушениями психического развития.

Средствами АФВ являются физические упражнения, естественно-средовые силы природы и гигиенические факторы

Одни и те же упражнения могут использоваться на уроках адаптивного физического воспитания, на рекреационных и спортивных занятиях. В соответствии с педагогическими задачами их можно объединить в следующие группы [101, 107]:

Упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве: ходьба, прыжки, ползание, плавание, передвижение на лыжах.

Общеразвивающие упражнения:

а) без предметов;

б) с предметами (флажки, ленты, гимнастические палки, обручи, большие и малые мячи);

в) на снарядах (гимнастической стенке, кольцах, гимнастической скамейке, лестнице, тренажерах).

3. Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости
ловкости.

4. Упражнение на развитие и коррекцию координационных способностей ориентировки в пространстве, дифференцировки усилий, времени и пространства, расслабления; быстроты реагирования на изменяющиеся условия; статического и динамического равновесия; ритмичности движений.

  1. Упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног.
  2. Упражнения лечебного и профилактического воздействия: восстановление функций паретичных мышц, опороспособности, подвижности в суставах, профилактики нарушений зрения.

Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

  1. Художественно-музыкальные упражнения: ритмика, танец, элементы хореографии и ритмопластики.
  2. Упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом, активизирующие познавательную деятельность.
  3. Упражнения, направленные на развитие и коррекцию восприятия, мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания и др. психических процессов.
  4. Упражнения прикладного характера, направленные на освоение ремесла, трудовой деятельности.
  5. Упражнения, выступающие как самостоятельные виды адаптивного спорта: фигурное катание, хоккей на полу, настольный теннис, баскетбол, мини-футбол, верховая езда.

К естественно-средовым факторам относится использование воды, воздушных и солнечных ванн в целях укрепления здоровья, профилактики простудных заболеваний, закаливания организма. Для детей с умственной отсталостью - это купание, плавание, ходьба босиком по массажной дорожке, траве, песку, прогулки на лыжах, на лодках, подвижные и спортивные игры на открытых площадках.

Гигиенические факторы включают правила и нормы общественной и личной гигиены: режим дня, соотношение бодрствования и сна, учебы и отдыха питания, окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования.

В адаптивном физическом воспитании лиц с интеллектуальной недостаточностью используются разнообразные формы организации занятий.

Система АФВ в специальной школе включает уроки физической культуры, ритмики, а также, физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня (физкультминутки на общеобразовательных уроках, корригирующая гимнастика (ЛФК), упражнения и игры на переменах, во внеурочное время), закаливание, рекреационно-оздоровительные занятия, спортивно-массовые мероприятия и др. [106].

К урочным формам работы по адаптивному физическому воспитанию относятся:

1. Урок адаптивной физкультуры – основная урочная форма обучения и развития двигательных возможностей учащихся специальной (коррекционной) школы. Количество часов в учебном процессе, отводимое на урок физкультуры весьма незначительно, так, например, в первом классе специальной (коррекционной) школы VIII вида – 1 час в неделю, со второго по восьмой – 2 часа в неделю, в старших классах – 3 часа в неделю. В младших классах продолжительность занятия, составляет 30 минут, только в старших классах увеличивается до 40-45 минут (при обязательном учёте патологии, что может влиять на продолжительность занятия).

2. Помимо урока адаптивной физкультуры урочной формой организации занятий школьников является урок ритмики. Уроки ритмики проводятся в основном с учащимися младших классах, как правило, один раз в неделю.

3. Для детей с нарушениями интеллектуального развития вводится дополнительный урок «развития движений», на котором основное внимание уделяется развитию мелкой моторики, манипулятивной деятельности с предметами(мяч, гимнастическая палка, кольцо и т.д.) и конструктивной деятельности.

Уроки по адаптивной физкультуре и ритмике проводятся по программам для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

К физкультурно-оздоровительным формам работы в режиме дня относятся:

1. Утренняя гигиеническая гимнастика, проводится перед уроками или в школах-интернатах после пробуждения, рекомендуется в сочетании с водными процедурами и оздоровительным бегом. Продолжительность – от 10 до 20 минут. Комплексы утренней гимнастики для школьников составляются обычно из 9-10 гимнастических упражнений, целесообразно также включать специальные корригирующие упражнения.

2. В режиме дня учеников специальной (коррекционной) школы используются и такие формы двигательной активности, как физкультминутки. Их проводят во время общеобразовательных уроков, на уроках трудового обучения, с целью снижения утомления и повышения работоспособности.

3. Неотъемлемой частью системы мероприятий по АФВ в режиме дня является лечебная физическая культура, которая осуществляется в форме индивидуальных, групповых и самостоятельных занятий, а также, консультаций в кабинете ЛФК, которые включаются в учебный план школы. Специальные группы создаются из учеников одного или разных классов с явно выраженными нарушениями моторики или различными формами двигательной недостаточности. Для них дополнительно педагогами физического воспитания проводятся занятия коррекционной направленности (по коррекции вторичных нарушений двигательной сферы - нарушения осанки, деформация стоп, нарушения телосложения и физического развития, нарушений моторики и др.), занимаются по отдельной программе, 2-3 раза в неделю по 30 минут [106].

4. Организованные игры на переменах.

5. Закаливающие процедуры. Учителю АФВ в специальных коррекционных учреждениях можно рекомендовать следующие формы работы по закаливанию: регулирование температуры помещения, ежедневное пребывание учащихся на открытом воздухе.

Для того чтобы температурный режим способствовал закаливанию, оказывал тренирующее воздействие на терморегуляторные физиологические механизмы, необходимо сделать его «пульсирующим», с оптимальной амплитудой колебаний. Для школьников колебание температуры достаточно в пределах 5-7 градусов Цельсия и достигается за счёт открывания окон и форточек.

Мощный оздоровительный фактор – пребывание детей на открытом воздухе. Общая длительность пребывания учащихся специальной школы на открытом воздухе должна быть не менее 3-3,5 часов. В результате – кровь обогащается кислородом, улучшается работа головного мозга.

К внеклассным и самостоятельным формам работы относятся:

1. Рекреационно-оздоровительные занятия в школе (в группах ОФП, группах подвижных и спортивных игр и др. формах, организованных на добровольной самодеятельной основе в соответствии с возможностями учреждения).

2. Спортивные соревнования.

3. Физкультурные праздники, развлечения, соревнования типа «Весёлые старты), «Дни здоровья», прогулки.

4. Туристические походы.

Все программы в адаптивном физическом воспитании должны быть основаны на интересах, возможностях, и учёте ограничений занимающихся.

Программы АФВ должны быть направлены на:

  1. Развитие физическое и моторное, необходимое для активной повседневной жизни, общения с друзьями, семьёй, решение бытовых проблем (социализация).
  2. Развитие более позитивного самосознания и самооценки (повышение психологического статуса).
  3. Укрепление здоровья и профилактика развития осложнений основного дефекта (оздоровление).
  4. Развитие двигательных возможностей, обеспечивающих базу для освоения профессиональных навыков (трудоустройство).
  5. Развитие движений и возможностей, обеспечивающих участие в рекреативных программах (играх, спорте и т.д.).

Программы АФВ для лиц с нарушениями психического развития должны отвечать следующим требованиям [23, 37, 81, 105, 106]:

- должны быть разнообразными, т.е. они не должны включать только упражнения лечебной физкультуры и не должны быть направлены только на лечебный эффект, а должны отражать основные разделы программы адаптивного физического воспитания для специального контингента занимающихся;

- должны стимулировать развитие двигательных параметров, нарушенных болезнью или являющихся следствием недоразвития или вторичных дефектов, таких как: сила, подвижность, моторные возможности, сенсомоторные функции, выносливость, двигательное восприятие (понимание движения) и др.;

- должны способствовать переходу занимающихся на уровень развития движений соответствующий их возрастной норме и индивидуальным возможностям и потребностям.

Включение разнообразных видов занятий (спорт, танцы, игры) позволяет модифицировать программы и расширить двигательные возможности занимающихся, повысить оздоровительный, педагогический и коррекционный эффект АФВ для умственно отсталых.

На первом этапе АФВ должно базироваться на принципе учёта возрастных интересов занимающихся, стремлении к совершенствованию возможностей и коррекции дефектов; необходимо основывать программу на принципах АФВ, т.к. они не могут участвовать в традиционной программе физического воспитания [83].

К развивающим и обучающим программам относятся программы раннего детства, дошкольные программы, программы специальной (коррекционной) школы, профессиональных училищ для лиц с нарушениями интеллектуального развития [23, 106].

Программы раннего детства

  1. Базируются на развитии зрительных и слуховых ориентировочных реакций (стимулирование длительного сосредоточения и слежения за игрушкой, закрепление умения прислушиваться к голосу и т.д.).
  2. Основаны на ранней стимуляции (рефлекторный уровень деятельности двигательного аппарата и реакции на тактильные ощущения – моторно-сенсорный акт).
  3. Направлены на развитие общих движений (умения лежать на животе, приподнимать и длительно удерживать голову и др.) и удовлетворение потребности в двигательной активности (свободное пеленание, частая смена позы во время бодрствования и проведения занятий)
  4. Осуществляются через индивидуальную работу.
  5. Носят преимущественно игровой характер, т.к. маленькому ребёнку не свойственно умение участвовать в строго организованном процессе.

Дошкольные программы строятся в диапазоне от сенсорной стимуляции до развития различных форм двигательной активности. Здесь развивается сенсомоторная координация, базовая моторика и моторные модели. Основу составляет объединение рефлекторной и проприорецептивной регуляции.

Специальная школа – акцент делается на формирование более совершенных моторных моделей, приближающихся к модели возрастной нормы здоровых детей. Обучение направлено на формирование базовых двигательных навыков, расширение двигательного опыта.

Профессиональное училище - программы нацелены на формирование двигательной базы для освоения специальных профессиональных навыков.

Индивидуализация программ в АФВ для лиц с нарушениями психического развития является непременным условием повышения эффективности образовательного процесса.

Достижение максимальных возможностей в моторном развитии можно осуществить через индивидуальную работу. При индивидуальной форме построения занятий принцип индивидуализации реализуется полностью и зависит от профессиональной компетентности и методического мастерства педагога.

Адаптивные программы должны соответствовать реальным индивидуальным возможностям, возрасту и ступени развития. Тщательно разработанная индивидуальная программа должна основываться на точном определении того, что может и чего не может делать ребёнок с проблемами в развитии. Хорошая программа та, которая даёт ребёнку возможность продвигаться вперёд и добиться успеха. Слишком трудная программа не позволит ребёнку проявить себя. Слишком лёгкая не будет стимулировать его психическую активность.

Программа должна основываться на анализе данных из истории развития ребёнка, на объективной оценке уровня и темпа развития ребёнка, его поведенческих реакциях [82].

Для построения коррекционно-развивающих программ АФВ в одинаковой мере для педагога важна информация, как о формах и вариантах психического дизонтогенеза, так и медицинские сведения об основном дефекте, сопутствующих нарушениях, состоянии психомоторики, особенностях функционирования организма и эмоционально-волевой сферы [82].

В задачу специалиста по АФК входит умение разрабатывать программу, обеспечивающую развитие ребёнка в целом. Специалист должен изучить коммуникативные особенности ребёнка, диагностировать уровень сформированности основных видов движений (ходьбы, бега, прыжков, владения мячом и др.), а также то, как ребёнок играет, обучается, рисует, и т.д. [81]

Так, например, подходы к индивидуальной работе с учениками вспомогательных школ в процессе адаптивного физического воспитания могут быть различными: это может быть индивидуальное дозирование нагрузок, индивидуальный подход к коррекции конкретного двигательного нарушения, индивидуальное развитие каких-либо двигательных качеств [106].

Таким образом, специалисту по АФВ необходимо разбираться в структурах дефекта аномального развития, знать причины, вызвавшие заболевание, он должен уметь определить характер двигательных нарушений и уровень развития двигательных возможностей. Работа специалиста требует учёта особенностей дефекта, связанных с развитием потребностей, ограничений и перспектив развития аномального ребенка.

Средства и формы организации занятий адаптивным физическим воспитанием с лицами с нарушениями психического развития