ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КОНФЛИКТОЛОГИИ
Введение.
Конфликтология (слово конфликт происходит от латинского conflictus столкновение, противоборство) представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.
Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, формировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук. Она опирается на достижения этих наук, синтезирует все то, что непосредственно относится к ее предмету.
Практическое приложение конфликтологии вызывается тем что, соглашаясь утверждением «худой мир лучше доброй ссоры», люди тем не менее не могут избежать дисгармонии, обходиться/без конфликтов. Нередко конфликт оказывается не только неизбежном, но и приемлемым «выходом» из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом позволить людям прийти к согласию относительно совместных дел, частных и общих интересов, норм поведения.
Несомненна прикладная направленность конфликтологии наряду с ее теоретическим значением. Эта область науки реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилактики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.
Конфликтология необходима для всех видов управленческой деятельности. Применительно к менеджменту ее основное предназначение заключается том, чтобы побудить руководителя смотреть на конфликтные ситуации, что называется, открытыми глазами, не довольствоваться интуицией и, здравым смыслом, а следовать в работе с людьми определенным, наукой установленным правилам и приемам управления конфликтами.
Обыденное знание, сколь бы обширным оно ни было, уступает научному. Такое знание о конфликтах представляет собой не больше чем простую сумму разнообразных, но поверхностных сведений о нашем предмете, не проникает в глубь явлений социальной жизни, лишь констатирует факты и предшествующий опыт.
Главное, в том, чтобы научиться не только распознавать конфликты, предвидеть их последствия, но и управлять ими, четко представляя задачи и функции такого управления. При этом, безусловно, выделяется роль руководителя в конфликтных ситуациях, его интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества, которые требуются для профилактики и разрешения конфликтов.
Лекция № 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КОНФЛИКТОЛОГИИ
- Накопление знаний о конфликтах
- Становление конфликтологии как науки
- Современные концепции конфликта
1.1. Накопление знаний о конфликтах
Конфликты как существенная сторона социальных связей, взаимодействия и отношений людей, их поведения и поступков всегда, с
незапамятных времен притягивали к себе пытливое внимание человека. Свидетельства тому мифология и религия разных народов,
фольклор и памятники древней литературы, суждения античных и
средневековых мыслителей, достижения социальных и гуманитарных
наук.
Взять, к примеру, сюжет с «яблоком раздора» и «судом Париса» в греческой мифологии. Это поэтический рассказ о том, как богиня раздора и вражды Эрида бросила на пиршественный стол золотое яблоко с лаконичной надписью «прекраснейшей».
Впечатляет библейское сказание о раздоре между Каином и Авелем сыновьями Адама и Евы. Конфликт между ними произошел тогда, когда братья приносили жертвы богу каждый по своим занятиям: Каин как земледелец «от плодов земли»; Авель как пастух «из первородных стада своего».
Издавна была нащупана связь объяснения конфликтов с пониманием сущности самого человека и общества. Потому-то корни конфликтологии уходят в глубокую древность, к истокам социальной философии.
Конфуций знаменитый мудрец Древнего Китая еще в VI в. до н.э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты, порождают, в первую очередь, неравенство и несхожесть людей. Он говорил: «Трудно бедняку злобы не питать и легко богатому не быть заносчивым». От дурных помыслов и поступков удерживает человечность, прежде всего доброта, справедливость, чистосердечие, благожелательность.
В одно время с Конфуцием попытку рационально осмыслить природу конфликта предпринял древнегреческий философ-диалектик Гераклит. Он считал, что в мире все рождается через вражду и распри. Конфликты представлялись ему как важное свойство, непременное условие общественной жизни, ибо противоборство, в том числе и война, есть «отец всего и царь всего».
Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся умы античности, как Платон и Аристотель, жившие в VIV вв. до н.э. Они полагали: человек по природе своей существо общественное; отдельный человек представляет собой лишь часть более широкого целого общества; заложенное в человеке общественное начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми.
Нужно заметить, что коллективизм в его примитивной, грубой, а
нередко принудительной форме долгое время, вплоть до эпохи
Возрождения, преобладал в общественных связях. Он освящался религией.
В условиях средневековья коллективизм означал подчинение человека
феодальному государству, поглощение личности крестьянской общиной,
ремесленным цехом, купеческой корпорацией, рыцарским или монашеским орденом.
И только на излете средних веков в XVIXVII вв. сформировался в мощную силу индивидуализм.
Это нашло свое выражение в западноевропейском гуманизме, постулатах христиан-протестантов, учении об естественном праве и общественном договоре, идеях раннего либерализма.
Томас Мор, Эразм Роттердамский, Фрэнсис Бэкон и другие гуманисты ратовали за мир и доброе согласие между людьми, признавая их решающим фактором развития общества.
Иной точки зрения придерживались Джон Локк, Томас Гоббс и другие ревнители буржуазных свобод, частных форм жизни, равенства стартовых возможностей. Они полагали, что человек есть отдельное самоценное существо, естественное состояние общественных связей это «война всех против всех», в которой люди выступают в качестве либо врагов, либо партнеров.
XVIII в. век Просвещения не принес существенных перемен в разноголосице суждений относительно причин конфликтов и мер по их преодолению. Характерно в этом плане мнение Адама Смита родоначальника классической политэкономии. Он в своей книге «Теория нравственных чувств» выступил последовательным сторонником некоей степени эгоизма, т.е. «любви к себе», но при непременной гармонии своекорыстных интересов с общими устремлениями людей к благополучию и счастью.
Смитовская нравственная позиция была по-своему эффективной для его времени периода становления и утверждения капитализма эпохи свободной конкуренции. Она служила достаточно значимым средством предупреждения и улаживания конфликтов в ту переходную пору, когда набирал силу индивидуализм и сохраняли прочность коллективистские традиции прежнего общественного устройства.
1.2. Становление конфликтологии как науки
По-настоящему научный подход к конфликтам, возобладал над эмпирическим восприятием только со второй четверти XIX в.
Вначале для объяснения конфликтных ситуаций, как, впрочем, и других общественных явлений, использовали понятия естественных наук. Естествознание служило построения социальных наук, рассмотрения общества по аналогии с живым организмом в виде органического целого, состоящего из взаимозависимых частей. Часто делались ссылки на наследственные признаки, инстинкты и иные психофизиологические свойства людей.
Фундамент конфликтологии закладывался при участий основателей социологии, к числу которых по праву относят Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса. Их труды стали, с одной стороны, общетеоретической базой конфликтологии, а с другой методологическим руководством для разработки практических приемов анализа, оценки и разрешения социальных конфликтов.
Конт, уделял большое внимание приметным в истории человечества проявлениям разделения и кооперации труда. Как следствие: образование социальных и профессиональных групп; концентрация богатства в руках немногих и эксплуатация значительной части людей; возникновение в разных формах корпоративных объединений; усиление эгоистической морали, которая разрушительно воздействовала на естественное для человека чувство солидарности и согласия.
Спенсер, в свою очередь, последовательно отстаивал взгляд на общество как на единый организм, целостную систему, каждая часть которой выполняет присущие ей специфические функции. Он сформулировал положения методологического подхода к анализу общественных явлений, который в социологии определяется как функционализм. Суть положений сводилась к следующему:
а) каждый элемент общественной системы может существовать только в рамках целостности, выполняя строго определенные функции;
б) функции частей единого социального организма означают удовлетворение какой-либо общественной потребности и вместе направлены на поддержание устойчивости общества и его стабильности;
в) сбой в деятельности части общественной системы создает ситуацию трудновосполнимого нарушения каких-то жизненно необходимых функций;
г) сохранение целостности и стабильности, а следовательно, и преодоление конфликтов может быть обеспеченно согласием большинства с принятой в обществе системой ценностей.
В соответствии с марксистской концепцией социального детерминизма, общество предстает как целостная интегральная система, состоящая из подсистем экономической, социальной, политической, идеологической. Все подсистемы находятся в объективно обусловленной причинно-следственной зависимости одна от другой. Главенствующую, определяющую роль среди них выполняет экономика. Доминирующей формой конфликта выступает борьба классов.
Идеи классиков, заложивших основы конфликтологии, были восприняты и развиты следующим поколением представителей наук об обществе. На рубеже XIXXX вв. социология, являясь наукой о закономерностях и движущих силах общественного развития, и переходила от постулатов социальной философии к конкретному анализу данных, получаемых в результате выборочной статистики, анкетных опросов, сравнительно-исторических обобщений, моделирования изучаемых процессов.
Представители разных направлений в социологии единодушно признавали важную роль конфликтов в жизнедеятельности общества, однако очевидными оказывались несхожесть подходов отдельных мыслителей к конфликтам, серьезные расхождения между выдвигаемыми ими концепциями.
Эмиль Дюркгейм один из основоположников французской социологической школы ставил знак равенства между общественным состоянием и социальной солидарностью.
В отличие от последователей Маркса Дюркгейм отводил решающую роль в жизни общества не материальному производству, а культуре, как системе коллективно разделяемых ценностей и норм поведения, присущих определенной группе людей. Как следствие, наибольшее значение в сближении людей имеет не интерес, а нравственное самосознание, понимание человеком своих прав и обязанностей. Налицо идеалистическая позиция.
Макс Вебер яркий представителей немецкой социологии полагал, что субъектом социального действия являлось не общество в целом, а индивид, положение которого связано с определенным социальным статусом.
Веберовская идеальная (бюрократическая) модель организации представляет собой надежно устроенную и отлаженную машину. Все функции в ней регламентированы, а люди выполняют роль отдельных частей, колесиков, передаточных механизмов и т.п. Следовательно, и конфликтов в ней вроде бы не должно быть. В действительности компоненты связаны не столь жестко, отдельные части функционируют автономно, хотя и преследуют общую цель, следовательно, существует питательная почва для конфликтов.
Георг Зиммель современник и соотечественник Вебера занялся разработкой теории конфликта, исходя не только из ее социальной значимости, но и позитивной ценности как стимулирующего средства. Он был основателем так называемой формальной социологии, предметом которой служат те формы людского взаимодействия, что сохраняются при любых изменениях конкретно-исторических условий.
По Зиммелю, социальное это, прежде всего межиндивидуальные отношения. Конфликт, являясь одной из форм разногласия, в то же время выступает интегрирующей силой, способствующей объединению и стабилизации общества.
Артур Шопенгауэр развил эту теорию об опасности для человеческого общения ничем не обузданных эмоций, которая со второй половины XIX в. обрела популярность в Европе и в России. В частности, она сводилась к ряду нравственных предостережений: кто желает, чтобы его мнение было встречено с доверием, тот пусть высказывается хладнокровно и без горячности; запас снисходительности полезен, ибо предохраняет от пустых споров и ссор; надо, если это возможно, ни к кому не питать неприязни, никогда не выказывать своего гнева либо ненависти.
В отличие от социологов психологи, объясняя природу конфликтного поведения, ставили его в зависимость от психологических факторов. Например, Зигмунду Фрейду выдвинул на первый план определенные влечения, в первую очередь сексуальные. Однако, очень скоро приверженцы психологического учения Фрейда стали отвергать его идею. Они перенесли центр внимания на межличностные отношения, на приспособление человека как индивида к социальной среде.
Австрийский психолог Альфред Адлер предпочтение в человеческом поведении отдавал социальным факторам, единству, а не расчленению личности. Он утверждал, что личность нельзя брать в отрыве от общества, ибо человек прежде всего социальное существо.
Ориентироваться в человеческих характерах помогала ставшая популярной во всем мире типология, разработанная швейцарским психиатром и социологом, основателем аналитической психологии Карлом Юнгом. Он полагал, что поведение и поступки личности определяют психическая энергия человека, ее обращенность на внешнюю среду или внутрь самой личности.
Типология, обоснованная Юнгом (книга «Психологические типы», 1921 г.), содержит следующие характеристики двух общих и четырех специальных типов характера:
Экстравертивный тип это чуждая самосозерцанию, самоанализу обращенность сознания на внешний мир. Экстраверт в обычных условиях сначала говорит, а уж потом думает; всегда спешит поделиться своим мнением, высказать свою точку зрения; предпочитает находиться в центре внимания; нуждается в постоянном поощрении.
Интровертивный тип это обращенность на внутренний мир, его собственным мыслям и переживаниям. Интроверт в обычных условиях не торопится говорить, предпочитая сначала продумать то, что хочет сказать; внимателен к тому, что говорят другие, чувствует себя особенно комфортно наедине с самим собой.
Названные качества не всегда имеют явную выраженность, поскольку чистых психологических типов не бывает. В пределах общего типа экстравертивного или интровертивного проявляют себя специальные типы, выступающие как функциональные:
Мыслительный тип способность человека оставаться невозмутимым и сдержанным, стремление улаживать спор, конфликт не ради какого-то блага, а, прежде всего во имя истины.
Эмоциональный тип считает наилучшим то решение, принимающее во внимание чувства других людей; предпочитает согласие, а потому старается избегать конфликтов или сглаживать их, если они случаются.
Сенсорный тип, ориентированный преимущественно на ощущения, предпочитает точные ответы на точные вопросы и тот вид работы, который приносит вполне осязаемый результат; как правило, удовлетворен тем, что есть, и не особенно стремится к усовершенствованиям.
Интуитивный тип это нередко рассеянный человек, имеющий
обыкновение думать сразу о нескольких вещах; не лишенный фантазий и воспринимающий будущее без страха; не склонный вдаваться в конкретику.
Специалисты-психологи полагают, что черты специальных типов характера, соединяясь в тех или иных пропорциях, проявляются в темпераменте человека. Они, установили, что деление людей на экстравертов и интровертов не является постоянным; человек через определенный промежуток времени (примерно, 58 лет) может превращаться из экстраверта в интроверта и наоборот.
Свой вклад в становление конфликтологии вносили и отечественные мыслители. Они, испытывая влияние разных зарубежных течений, вместе с тем отразили своеобразие российского общества во второй половине XIX и начале XX в.
Петр Лавров и Николай Михайловский представители субъективного идеализма. В центре их внимания находился общественный прогресс, но главным движителем и мерилом прогресса признавалась личность, ее всестороннее развитие в кооперации с равными себе.
Схожие положения лежали в основе социологических концепций идеологов народничества Михаила Бакунина, Петра Кропоткина, Петра Ткачева. Они утверждали, что коренная цель и критерий социального прогресса постоянное приращение свободы личности, приведение в соответствие потребностей человека с возможностями их удовлетворения; на пути к идеалу приходится преодолевать антагонизм индивидуальных, частных интересов, порождающих конфликты между теми или иными общественными силами.
Свое видение проблемы социального конфликта высказывали и российские сторонники марксизма. Их взгляды были представлены двумя направлениями ортодоксальным (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.) и «легальным» (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и др.). При значительных расхождениях им присуще и нечто принципиально общее детерминистский подход к историческому процессу, когда в развитии общества приоритет отдается сфере материального производства, а ведущая роль отводится производственным отношениям, борьбе противостоящих классов.
Заметный вклад в относительно новую область научного знания внес Питирим Сорокин - руководитель кафедры Петроградского университета. Он подчеркивал: без знания общества и культуры, в которых рождается и растет данный индивид, никакие его личные черты верования, идеи, убеждения, вкусы, пристрастия и то, что вызывает неприязнь, не могут быть поняты.
Таким образом, к началу XX в. интерес ученых, прежде всего социологов и психологов, к исследованию конфликтов определился со всей отчетливостью. Конфликт признавался нормальным социальным явлением. Указывалось наряд биологических, психологических, социальных и других факторов, которые с неизбежностью порождают конфликты. Отмечалось, что конфликты могут выполнять позитивную роль, когда при их посредстве удается взаимно уравновешивать несовпадающие интересы социальных групп и общественных сил.
1.3. Современные концепции конфликта
С XX века теория конфликтов обрела дополнительную конкретизацию. Проблематика конфликтологии получила более четкие очертания.
Важное место в разработке теоретических аспектов исследования конфликтов заняла структурно-функциональная модель организации, обоснованная американским социологом Толкотптом Парсонсом.
По Парсонсу, нормативный компонент социального действия разворачивается на четырех уровнях: организм, личность, социальная система, культура. Возможность конфликта заложена в самом процессе социализации, в ходе которого человек оказывается приобщенным не только к способам функционирования социальной системы, но и к нормам и ценностям соответствующей культуры. В конфликт может перерасти несоответствие, складывающаяся при социализации между внутренними физиологическими потребностями организма и потребностями человека в социальных отношениях.
Близкую с Парсонсом точку зрения на природу и преодоление конфликтов высказывали представители так называемой индустриальной школы в социологии управления с ее доктриной «человеческих отношений», популярной в 3040-е годы. Конфликты рассматривались ими также как опасная «социальная болезнь», которая нарушает состояние общественного равновесия и сотрудничества.
Ученые разных стран обратили внимание на то, что конфликты неизменно возникают даже в тех организациях, которые функционируют и управляются безупречно. Это укрепило понимание необходимости учитывать естественную неизбежность и закономерный характер социальных противоречий, перерастающих в конфликты. В итоге с начала 50-х годов в США, Германии, Франции, ряде других западных стран сложились и получили распространение современные концепции конфликта.
Первой по времени появления следует назвать концепцию позитивно-функционального конфликта американца Льюиса Козера. Суть этой концепции в том, что конфликты не есть нечто чужеродное, аномальное для общества; они продукт, элемент внутреннего состояния социальной системы, существующего в нем порядка вещей и самих отношений между отдельными личностями и социальными группами.
Козер, предлагая понимать под конфликтом «борьбу за ценности и претензии», усматривал в нем некую социальную напряженность между тем, что есть, и тем, что должно быть, в соответствии с чувствами, взглядами, интересами определенных социальных групп и индивидов. Конфликты, по его мнению, выполняют важные функции; они необходимы как способ, которым общество время от времени разряжает напряженную обстановку, разрешает коллизии и противоречия между отдельными людьми и социальными группами.
Своей точки зрения придерживались некоторые западноевропейские ученые. Среди них выделяется немецкий социолог Ральф Дарендорф, предложивший концепцию конфликтной модели общества.
Дарендорф считал, что конфликты происходят из-за того, что людей разделяет не только социальное неравенство, т.е. неодинаковый доступ к ресурсам, но и борьба за власть, престиж и авторитет, неравное положение в отношениях управления и организации, когда одни наделены правом командовать, а другие принуждены подчиняться.
Конфликты, полагает Дарендорф, в принципе не устранимы как неизбежное следствие всякой иерархически организованной системы. Однако люди имеют возможность для регулирования конфликтов. Для этого важны три условия: во-первых, наличие ценностных установок, признание различий и противостояния конфликтующих; во-вторых, уровень организации сторон чем выше степень организованности, тем легче достичь согласия; в-третьих, взаимоприемлемость определенных правил, которые позволяют сохранять или поддерживать отношения в конфликте.
Особую позицию в отношении конфликтов занимает известный французский социолог Ален Турен. По Турену, общественная организация должна быть понята как результат конфликтных отношений между общественными силами по поводу контроля за культурными моделями. Конфликт существует на уровне социальной и культурной организации, т.е. установленного порядка. Повсюду, где есть такой порядок, должно наличествовать и его оспаривание. Не общественная ситуация управляет действием и сознанием людей, а она сама является следствием культурных инноваций и общественных конфликтов.
Другую концепцию, названную общей теорией конфликта, выдвинул американский социолог и экономист Кеннет Боулдинг. Он полагал, что конфликты вездесущи, стремление к постоянной вражде и борьбе с себе подобными лежит в самой природе человека. По Боулдингу, основу «социальной терапии» по «снятию», предотвращению конфликтов составляют три момента: понимание причин возникающих противоборств; разумный выбор согласованных способов их устранения; нравственное совершенствование людей.
Часть зарубежных психологов, следующих неофрейдистскому направлению, считает, что источник конфликта кроется в стремлении человека, с одной стороны, к безопасности, а с другой к реализации собственных желаний. Причины конфликтов коренятся в серьезном противоречии между ценностями личности и ее реальным положением в обществе, между завышением, искусственным стимулированием потребностей и совсем нередкой физической невозможностью их удовлетворить.
Отечественная наука в этот период отставала с концептуальной разработкой теории конфликтов. В Советском Союзе с конца 20-х и вплоть до 70-х годов социология, социальная психология, кибернетика находились в загоне, почти в полном забвении. Конфликтология не получала признания и не развивалась. Поэтому научные исследования, посвященные описанию, анализу и оценке конфликтов, стали появляться у нас лишь с конца 80-х годов.
За последнее десятилетие в России и теоретическая, и прикладная значимость конфликтологии возросла. Это вызвано социально-экономическими реформами в стране и становлением рыночных отношений. На интересе к проблеме конфликтов, практическим путям их улаживания также сказываются кризисное состояние экономики и социальной сферы, снижение нравственных требований в обществе, рост социальной напряженности в стране.
Как в России, так и в странах Запада до сих пор не сложилась общепризнанная теория конфликта, проявляются существенные расхождения в методологических подходах к характеристике роли и значения конфликтологии. Между тем, конфликт, его причины, формы проявления и способы урегулирования доступны пониманию на основе уяснения природы общества и особенно человека, закономерностей социальных отношений и взаимодействия людей.
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КОНФЛИКТОЛОГИИ