ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА И ЕЕ ЗАДАЧИ
Лекция 6. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА И ЕЕ ЗАДАЧИ
План лекции:
- ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГО.
- ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ В ОБЛАСТИ ГО.
- ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В ОБЛАСТИ ГО.
- ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
- РУКОВОДСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ
- ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
- ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГО.
Исторический опыт показывает, что значительные изменения в области гражданской обороны (ГО) обусловливались, прежде всего, коренными изменениями в военно-политической обстановке, во взглядах на характер, способы и масштабы применения военной силы, появлением новых систем оружия и планами их боевого применения и, что особенно важно, оценкой собственной уязвимости. Сейчас значительно снизилась угроза мировой войны в старом понимании, но увеличилась опасность возникновения локальных и региональных конфликтов, террористических актов. Уменьшилась вероятность применения ядерного оружия, но вероятность ядерного нападения еще остается.
Вместе с тем некоторые основные тенденции в развитии ГО все же можно выделить. Прежде всего, говоря о целесообразности ее существования, большинство специалистов разных стран приходят к мнению, что хотя значение проводимых мероприятий потеряло остроту, присущую временам «холодной войны», необходимость в них не отпала.
Одним из направлений является целесообразность и необходимость использования сил и средств ГО в мирное время для оказания помощи населению в ликвидации ЧС природного и техногенного характера, число которых за последнее время неуклонно возрастает.
Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны.
4 октября отмечается день гражданской обороны МЧС РФ
МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.
В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.
В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство на начальника ГО заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).
Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.
В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 МЧС - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий)
1 марта Международный день Гражданской обороны. Эта дата отмечается с 18 декабря 1990 года. Она была учреждена 9ой Генеральной Ассамблеей Международной Организации Гражданской Обороны (МОГО).
Международный символ гражданской обороны. Этот знак имеется на флаге и эмблеме МЧС России
Международным отличительным знаком гражданской обороны является голубой равносторонний треугольник на оранжевом фоне. Он предназначен для обозначения персонала и объектов гражданской обороны, которые находятся под защитой Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 года, касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов.
Страны, подписавшие этот Протокол, должны обеспечить условия, чтобы персонал гражданской обороны, техника и оборудование, сооружения были бы легко идентифицированы в период выполнения своих задач. Убежища, предназначенные для гражданского населения, также должны быть обозначены эмблемой гражданской обороны.
Эмблему гражданской обороны набор условных символов придумал французский генерал медицинской службы Джорж Сант-Пол, основатель Международной организации гражданской обороны. Современные геральдисты прочитывают смысловое содержание знака примерно так. Оранжевый и голубой резко контрастные цвета, которые разделяют гражданское население и воюющие стороны. Треугольник (символ постоянства) небесного цвета (символ покоя) это и есть зона защиты и спасения людей и собственности. В настоящее время эта эмблема используется национальными службами стран-участниц международной организации гражданской обороны и государств, имеющих статус наблюдателя. Учитывая важность эмблемы в период вооруженных конфликтов, страны, имеющие национальные службы гражданской обороны должны: обязать национальные службы использовать эту отличительную эмблему; не допускать неправильное ее употребление; добиться, чтобы значение эмблемы знали не только личный состав гражданской обороны и вооруженных сил, но и население, и средства массовой информации.
Рекомендуется, чтобы:
в случае, если треугольник изображен на флаге, повязке или накидке, оранжевым фоном служили флаг, повязка или накидка;
один из углов треугольника был направлен вертикально вверх;
ни один из углов треугольника не касался края фона.
Международный отличительный знак должен быть настолько большим по размерам, как это требуют обстоятельства. Когда это возможно, он наносится на плоскую поверхность или на флаги, видимые со всех возможных направлений и с возможно большого расстояния.
Персонал гражданской обороны, когда это возможно, должен носить головные уборы и одежду с международным отличительным знаком. Ночью или при ограниченной видимости отличительный знак может освещаться или быть светящимся: он может изготавливаться из материалов, позволяющих различать его с помощью технических средств обнаружения.
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ В ОБЛАСТИ ГО.
Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О гражданской обороне"
Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 (ред. от 28.02.2013) "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации"
Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (ред. от 29.06.2013) "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
Постановление Правительства РФ от 03.10.1998 N 1149 (ред. от 01.02.2005) "О Порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне"
Постановление Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны"
Приказ МЧС РФ от 21.12.2005 N 993 (ред. от 19.04.2010) "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты"
3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В ОБЛАСТИ ГО.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
.
4. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей.
Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Ведение гражданской обороны осуществляется на основе Плана гражданской обороны и защиты населения ( план ГО РФ, субъекта РФ, организации, школы)
Планы гражданской обороны определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны определяется МЧС. На территории Российской Федерации организуется сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
5. РУКОВОДСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ
Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях, на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют их руководители, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения .
1.1. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.
2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.
4. Руководители несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Органы, осуществляющие управление гражданской обороной
- федеральные органы исполнительной власти и их структурные подразделения, территориальные органы (региональные центры по делам ГО и ЧС), структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;
2) территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, комплектуются военнослужащими спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, лицами начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданским персоналом.
Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих спасательных воинских формирований этого федерального органа исполнительной власти, лиц начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданского персонала, за исключением лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации;
3) структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;
4) структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
6. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны
Граждане Российской Федерации
проходят обучение в области гражданской обороны;
принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.
7. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ:
- Обучение населения в области гражданской обороны;
- развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны;
- создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, других образовательных учреждений дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;
- создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;
- пропаганда знаний в области гражданской обороны.
- Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;
- создание локальных систем оповещения;
- установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
- комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации;
- сбор информации и обмен ею.
Сигналы ГО ЧС:
Сигнал «Внимание всем!» - гудят электросирены, производственные гудки и другие сигнальные средства. Услышав его, необходимо включить радио, телевизоры, громкоговорители и прослушать сообщение.
Сигнал «Воздушная тревога!» подается в случае угрозы нападения противника с воздуха. Этот сигнал подается с помощью сирен, прерывистых гудков предприятий и транспорта, одновременно дикторы в течение 2-3 мин объявляют по телевидению и радио: «Внимание! Внимание! Граждане! Воздушная тревога!».
По сигналу «Воздушная тревога», находясь дома, следует: * выключить все приборы электро-, газо- и водоснабжения; если топилась печь залить в ней огонь; * взять документы, медикаменты, средства индивидуальной защиты, запас продуктов питания; * следовать в ближайшее убежище (укрытие).
Сигнал «Отбой воздушной тревоги» подается по радиотрансляционным сетям, через радио- и телевизионные станции. Сигнал звучит так: «Внимание! Внимание! Граждане! Отбой воздушной тревоги!». По этому сигналу с разрешения коменданта (старшего) убежища вы покидаете его. Те, кто укрылся в погребах, подпольях, подвалах, услышав этот сигнал, могут покидать их самостоятельно.
- Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;
- подготовка районов размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
- создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
- Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
- строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;
- приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
- подготовка в мирное время и строительство при переводе гражданской обороны с мирного на военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
- обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны;
- накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;
- обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки;
- приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
- Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
- определение перечня объектов, подлежащих маскировке;
- разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки;
- проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
- Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны, а также разработка планов их действий;
- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ;
- разработка современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных работ;
- организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время.
- Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
- планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;
- создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
- нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;
- предоставление населению коммунально-бытовых услуг;
- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;
- определение численности населения, оставшегося без жилья;
- инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также осуществление подселения населения на площадь сохранившегося жилого фонда;
- предоставление населению информационно-психологической поддержки.
- Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
- тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;
- тушение пожаров на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время.
- Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
- создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля на базе организаций, расположенных на территории Российской Федерации, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач, связанных с обнаружением и идентификацией различных видов заражения и загрязнения;
- введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
- совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.
- Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
- заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;
- создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий, а также их оснащение и подготовка в области гражданской обороны;
- организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке населения.
- Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- создание сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
- восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны;
- охрана объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, и имущества юридических и физических лиц (в соответствии с договором), принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
- Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;
- создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;
- создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;
- создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
- создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств.
- Срочное захоронение трупов в военное время;
- заблаговременное определение мест возможных захоронений;
- создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;
- организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учету и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил;
- организация санитарно-эпидемиологического надзора.
- Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;
- рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
- разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;
- разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
- планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
- заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса;
- создание страхового фонда документации;
- повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
- Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
- создание и оснащение современными техническими средствами сил гражданской обороны;
- обучение сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
- разработка и корректировка планов действий сил гражданской обороны;
- разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.
Силы гражданской обороны - спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Защита населения от ОМП - одна из главных задач ГО. Объем и характер защитных мероприятий определяется особенностями отдельных районов и объектов, а также вероятной обстановкой, которая может сложиться в результате применения противником ядерного, химического, биологического и других средств массового поражения.
Планируются и проводятся в комплексе три основных способа защиты:
- укрытие населения в защитных сооружениях;
- рассредоточение в загородной зоне рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, продолжающих свою деятельность в городах, а также эвакуация из этих городов населения;
- использование населением средств индивидуальной защиты.
Помимо этого организуется и проводится всеобщее обязательное обучение населения способам защиты. Предусматривается оповещение по сигналам ГО, защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, на подземных источниках воды от заражения радиоактивными отравляющими веществами и бактериальными средствами, радиационная, химическая и бактериологическая разведка, а также дозиметрический и лабораторный контроль.
Планируются профилактические противопожарные, противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия, спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы в очагах поражения, санитарная обработка людей, обеззараживание техники, одежды, обуви, территорий и сооружений.
PAGE \* MERGEFORMAT9
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА И ЕЕ ЗАДАЧИ